Разделенный кэш памяти. Кубические карты среды

Буквально на прошлой неделе мы с вами изучили и протестировали две новых видеокарты бюджетного сегмента, NVIDIA GeForce 6600 DDR2 и ATI Radeon X1300 Pro . Напомню, что тогда полная и безоговорочная победа была одержана видеокартой на чипе NVIDIA. Сегодняшняя статья будет посвящена сражению хотя и не принадлежащих к категории Top-End, но все же достаточно дорогих видеокарт, попадающих по розничной стоимости в диапазон от 400 до 500 долларов США: ATI Radeon X1800 XL и NVIDIA GeForce 7800 GT. Так как видеокарты серии GeForce 7800 GT нам уже хорошо знакомы по статьям о LeadTek WinFast PX7800 GT TDH MyVIVO 256 Mb и Gainward PowerPack! Ultra 3400/PCX Golden Sample 256 Mb , то обзорная часть статьи будет посвящена только знакомству с новым продуктом на чипе ATI – Sapphire Radeon X1800 XL 256 Mb . Но сначала я предлагаю вам посмотреть на технические характеристики Radeon X1800 XL в сравнении с достаточно быстрой видеокартой прошлого поколения компании ATI, Radeon X800 XL, и сегодняшнего соперника Radeon X1800 XL в лице NVIDIA GeForce 7800 GT.

Технические характеристики ATI Radeon X1800 XL в сравнении с ATI Radeon X800 XL и NVIDIA GeForce 7800 GT

Характеристики ATI Radeon X800 XL ATI Radeon X1800 XL GeForce 7800 GT
Графический чип R430 R520 G70 (NV47)
Техпроцесс, мкм 0.11 0.09 0.11
Число транзисторов, млн 160 321 302
Рабочие частоты (графический процессор / память) 400/1000 500/1000 400/1000 (275 GPU в 2D режиме)
Объем памяти, Mb 256 / 512 256 256
Тип памяти и ширина шины GDDR-3, 256 Bit GDDR-3(4), 256 Bit GDDR-3, 256 Bit
Интерфейс PCI-Express x16 PCI-Express x16 PCI-Express x16
Число пиксельных конвейеров, шт. 16 16 20
TMU на конвейер, шт. 1 1 1
Число вершинных процессоров, шт. 6 8 7
Поддержка версии Pixel Shaders 2.0b 3 3
Поддержка версии Vertex Shaders 2.0b 3 3
Теоретическая скорость закраски (Fillrate), Mpix./s 6400 8000 8000
Полоса пропускания памяти, Gb/s 31.3 31.3 31.3
Поддержка версии DirectX 9 9.0c 9.0c
Потребляемая мощность в номинальном режиме работы, W ~100 ~80
Требования к мощности блока питания, W ~350 ~350 ~350 (~550 для SLI)
Размеры видеокарты эталонного дизайна, мм (Д x В x Т) 205 x 100 x 15 205 x 100 x 15
Разъемы 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, поддержка VIVO 2 x DVI, TV-Out, HDTV-Out, SLI, поддержка HDCP
Примерная стоимость* на момент публикации статьи, долларов США
* – по данным www.price.ru.

Знакомимся с Sapphire Radeon X1800 XL 256 Mb

Компания Sapphire является официальным партнером ATI по выпуску видеокарт и материнских плат на чипах канадской компании, поэтому нет ничего удивительного в том, что продукты новой линейки Radeon X1000 (X1K) начинают появляться на рынке именно под этим брендом. Нам на тестирование была предоставлена видеокарта Sapphire Radeon X1800 XL в картонной коробке, выполненной в светлых тонах:

На лицевой стороне упаковки изображено инопланетное существо, на сей раз с ножницеподобными пальцами и грозным взглядом. Кроме названия видеокарты с инопланетянином соседствуют: сертификат ATI; указание на объем памяти видеокарты; информация о двух цифровых и TV-выходе и поддержке функций VIVO; краткий перечень программного обеспечения, поставляемого с Sapphire Radeon X1800 XL; стикер Sapphire Select с перечнем игр; информация о поддержке видеокартой технологии CrossFire.

На оборотной стороне коробки приведена крупная фотография платы, а также кроме всего того, что перечислено на лицевой стороне, указана частота работы видеопамяти:

Дополняют картину перечень комплектующих, информация о новых технологиях графического чипа и список наград, полученных компанией Sapphire от различных печатных и интернет-изданий за свои продукты начиная с 2002 года.

Как оказалось, внутри цветной коробки из глянцевого картона находится еще одна, выполненная попроще, в которой, в специально отведенных отсеках, находятся видеокарта и различные аксессуары:

На комплект поставки вы уже посмотрели, остается только перечислить, что же в него включено:

  • адаптер-разветвитель для HDTV и VIVO;
  • кабель S-Video;
  • кабель HDTV и переходник;
  • один переходник 15 pin DVI/D-Sub;
  • шнур для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • компакт-диск с драйверами и фирменной утилитой triXX;
  • компакт-диск с лицензионной версией программы PowerDVD 6;
  • компакт-диск с лицензионной версией программы Power Director;
  • DVD "Sapphire Select";
  • руководство пользователя на шести языках по установке и эксплуатации видеокарты.

Вопреки бытующему в нашей конференции мнению о том, что видеокарты Radeon X1800 XT и XL очень велики по размерам, скажу, что габариты тестируемой сегодня Sapphire Radeon X1800 XL 256 Mb соответствуют размерам эталонной GeForce 7800 GTX (GT) и составляют 205 x 100 x 15 мм (Д x В x Т). Кроме того, благодаря компактной системе охлаждения при установке в разъем PCI-Express материнской платы видеокарта не блокирует соседний PCI-слот, а ее край не выходит за габариты материнской платы и не упирается в корзину для жестких дисков.

Видеокарта Sapphire Radeon X1800 XL выполнена на плате из красного текстолита:

На крышку системы охлаждения криво прикреплена наклейка с, хм, физиономией инопланетянина и логотипом Sapphire. Под наклейкой находится Ruby и логотип компании ATI.

Задняя часть лицевой стороны платы оснащена узким алюминиевым радиатором, закрывающим по вертикали силовые элементы, отвечающие за питание видеокарты. Там же расположен шестиконтактный разъем, предназначенный для подключения дополнительного питания.

Даже без снятия системы охлаждения, а просто взглянув на оборотную сторону платы, понимаешь, что все чипы видеопамяти расположены с лицевой стороны. Обратной стороне видеокарты практически ничего не досталось:

Крестообразная металлическая пластина снабжена пластиковыми подушками, предназначенными для предотвращения перекоса и скола чипа.

Видеокарта оснащена двумя цифровыми (DVI-I) выходами и TV-выходом:

Снимаем систему охлаждения видеокарты:

Вокруг перевернутого "вверх ногами" графического процессора веерообразно расположились восемь чипов памяти GDDR-3. Такое расположение чипов видеопамяти схоже с подходом, который применяется на выпускаемых в настоящее время видеокартах на чипах NVIDIA серии GeForce 7800 GTX (GT). Оно необходимо для обеспечения стабильной работы видеопамяти GDDR-3 на частотах от 1000–1200 MHz и выше.

Слева от графического процессора расположен чип, отвечающий за захват и обработку видеоизображения, – ATI Rage Theatre. Судя по маркировке, чип выпущен на Тайване на 38-й неделе текущего года.

Графический процессор R520, тоже тайваньский, немного старше – его дата выпуска приходится на 36-ю неделю 2005 года:

Номинальная частота работы чипа – 500 MHz, а с его техническими характеристиками вы, я думаю, уже ознакомились в приведенной выше таблице.

256 Mb памяти видеокарты набраны восемью микросхемами стандарта GDDR-3 с номинальным временем доступа 1.4 нс:

Дефолтная частота работы видеопамяти равна 1000 MHz, что заметно ниже теоретической в ~1400 MHz. Память произведена компанией Samsung. Маркировка чипов – K4J55323QG-BC14, и ее спецификации вы всегда можете скачать с официального сайта (формат PDF, 1.42Mb).

Рассмотрим систему охлаждения видеокарты Sapphire Radeon X1800 XL 256 Mb:

В ее основе лежит медный радиатор с двумя медными же U-образными тепловыми трубками, которые отводят тепло от основания радиатора и равномерно распределяют по его ребрам:

Сверху всю конструкцию закрывает алюминиевый кожух, а с левого края расположена небольшая прямолопастная турбина, призванная прогонять воздух между ребрами радиатора, охлаждая таким образом всю конструкцию, включая память видеокарты. Нужно сказать, что память через довольно толстые (около 1.5 мм) термопрокладки контактирует только с алюминиевым кожухом.

Включив в первый раз системный блок с установленной Radeon X1800 XL, я сначала подумал, что заодно поменял свой тихий Thermaltake Big Typhoon на GlacialTech Igloo 7300 Pro , – настолько сильно шумит турбина видеокарты :(. Через пару секунд после старта ее шум стихает и становится неслышим на фоне системного блока, но в то же время через 10–15 минут после запуска тестирования или игры шум вновь становится невыносим. Что интересно, регулирование скорости вращения турбины происходит скачкообразно, и по звуку легко определить, что ступенек всего две: очень тихо и очень громко. К сожалению, эффективность родной системы охлаждения Sapphire Radeon X1800 XL 256 Mb проверить не удалось ввиду отсутствия программ для мониторинга температуры графического процессора и памяти видеокарт на новых чипах Radeon X1000 (фирменная утилита triXX также не видит новую видеокарту Sapphire). Однако программа для разгона у нас с вами уже есть .

Выставив вручную обороты вращения турбины системы охлаждения видеокарты на максимум, Sapphire Radeon X1800 XL удалось разогнать до частот 560/1470 MHz (графический процессор / видеопамять):

Разгон по GPU оказался "никаким": по всей видимости, высокочастотные чипы отбираются для Radeon X1800 XT, а на производство Radeon X1800 XL идет то, что осталось. Остается надеяться, что со временем ATI отладит техпроцесс, и процент выпуска новых GPU увеличится. Не в пример разгону графического процессора, память откровенно порадовала: 47 % прироста частоты без вольтмода и программного поднятия напряжения – это нечастое явление при оверклокинге видеокарт. Впрочем, номинальное время доступа видеопамяти 1.4 нс чуть ли не требует разогнать память.

При разгоне видеокарты повышение напряжений GPU и памяти не производилось. Как я уже сказал выше, в отсутствие программ мониторинга эта затея на тестовой карте в какой-то мере рисковая, да и экстремальщикам нужно оставить их хлеб.

Конфигурация тестового стенда, методика тестирования, драйверы, бенчмарки и игры

Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUS A8N-SLI rev.1.02 (nForce 4 SLI), Socket 939, BIOS v.1013.
  • Процессор: AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz, 512 Kb, Cool & Quiet Disable (Venice, E3).
  • Система охлаждения: Thermaltake Big Typhoon (CL-P0114), ~1350 RPM, ~16 dBA.
  • Термоинтерфейс: КПТ-8 (OOO "Химтек").
  • Оперативная память: 2 x 512 Mb PC3200 Corsair TWINXP1024-3200C2 .
  • Дисковая подсистема: SATA 200 Gb Seagate Barracuda 7200.8 (3200826AS) 7200 RPM, 8 Mb.
  • Привод: DVD±R/RW & CD-RW TSST SD-R5372.
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver + блок питания 420 W (Thermaltake W0009) + два корпусных 120-мм вентилятора Sharkoon Luminous Blue LED (~1000 RPM, ~21 dBA).
  • Монитор: LCD DELL 1800/1FP UltraSharp (1280x1024, DVI, 60 Hz).

Процессор AMD Athlon 64 3000+ 1800 MHz степпинга E3 был разогнан до 2790 MHz при увеличении напряжения с номинальных 1.4 V до максимально допустимых материнской платой 1.55 V:

Оперативная память Corsair при разгоне функционировала на частоте 199 (398) MHz с таймингами 2-2-2-8-1Т при напряжении 2.7 V:

В качестве операционной системы выбрана Windows XP Professional Edition Service Pack 2, установленная на первый раздел жесткого диска объемом 8 Gb. Все бенчмарки и игры установлены на третий раздел винчестера объемом 65 Gb. Для минимизации влияния на итоговые результаты во время проведения тестов скорости видеокарт все сервисы, за исключением четырех необходимых, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось ("чистый" трей). Система настроена на максимальное быстродействие.

Тестирование проводилось с использованием системных драйверов NVIDIA nForce версии 6.70 и библиотек DirectX 9.0c (дата релиза – апрель 2005). В качестве драйверов видеокарт использовались ATI Catalyst 5.10a и NVIDIA ForceWare 81.85 , в которых были активированы оптимизации трилинейной и анизотропной фильтрации. Вертикальная синхронизация (VSync) во время проведения тестов принудительно выключена в панели управления драйверов ForceWare и с помощью ATI Tray Tools. Кроме того, в драйверах Catalyst так называемый A.I. выставлялся в режим "High".

Тестирование производительности видеокарт проводилось в двух : 1024x768 и 1280x1024 (в двух играх 1280x960), а также при следующих режимах настроек драйверов:

  • "Quality " – настройки драйвера на "Quality", AF Off, AA Off.
  • "Quality+AF16x " – настройки драйвера на "Quality", AF16x , AA Off.
  • "Quality+AF16x+AA4x " – настройки драйвера на "Quality", AF16x, AA4х .

Набор синтетических, полусинтетических бенчмарков и игр, за исключением трех игровых приложений, остался прежним:

  • 3DMark 2003 – build 3.6.0, 1024x768, default settings.
  • 3DMark 2005 – build 1.2.0, 1024x768, default settings.
  • Aquamark 3 – тесты были проведены только в разрешении 1024x768.
  • Far Cry K9 Vision (DirectX 9.0c) – версия игры 1.33 (build 1337), уровень "Volcano", демо-запись с одноименным названием от Ubisoft, максимальная детализация, два последовательных прогона бенчмарка, технологии "Geometry Instancing " и сжатия карт нормалей "Normal-maps compression " активированы.
  • Half-Life 2 (DirectX 9.0c) – версия игры 1.0.1.0, для тестирования выбрана достаточно требовательная к производительности видеокарты демо-запись "d1_canals_09" и максимальные настройки графики в самой игре (в файле dxsupport.cfg предварительно убраны предустановки для разных типов карт).
  • (OpenGL) – версия игры 1.0.0.1, максимальное качество графики, Shader 2.0, demo "ducche".
  • Quake 4 (OpenGL) – версия игры 1.0.0.0 build 2147, собственное записанное демо на уровне "Hangar Perimeter", детализация графики в игре – "Ultra Quality", двойной прогон демо-записи для минимизации зависимости результатов от скорости жесткого диска.
  • F.E.A.R. (DirectX 9.0c) – версия игры 1.01, встроенный бенчмарк, все настройки тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = On .

Изменения состоят в исключении из тестов DOOM 3 ввиду того, что в тестирование добавлен Quake 4, использующий аналогичный DOOM 3 графический движок, а также в исключении игры Battlefield 2, так как бенчмарк в данной игре представляет собой 3D облет камерой поля сражения и имеет мало общего с реальным игровым процессом. Кроме того, результаты тестирования в Battlefield 2 плохо повторяемы, да и на самой слабой видеокарте сегодняшнего тестирования – Radeon X800 XL – по результатам бенчмарка FPS держался у отметки в 270 кадров в секунду (1280x1024, AF 16x, AA 4x). Такие результаты, на мой взгляд, совершенно не показательны для целей нашего тестирования.

Производительность ATI Radeon X1800 XL в номинальном режиме работы и при разгоне в сравнении с NVIDIA GeForce 7800 GT и ATI Radeon X800 XL

Кроме ATI Radeon X1800 XL и NVIDIA GeForce 7800 GT в сегодняшнем тестировании будет принимать участие еще одна видеокарта – ATI Radeon X800 XL.

Собственно почему для сравнения с Radeon X1800 XL я выбрал не Radeon X850 XT PE – самую быструю видеокарту прошлого поколения, а Radeon X800 XL? Дело здесь не только в одинаковых индексах новой и старой видеокарты ATI, а, прежде всего, в позиционировании этих карт в линейках прошлого и нового поколения Radeon X1K. Если обратиться к видеокартам на чипах ATI серии X8XX, то нетрудно вспомнить, что топовой моделью и по сей день является Radeon X850 XT PE с частотами 540/1180 MHz. В свою очередь, Radeon X800 XL работает на заметно более низких частотах графического процессора и памяти – 400/1000 MHz. Проводя параллели с новой линейкой чипов/видеокарт ATI, получаем, что Radeon X1800 XT с частотами 625/1500 MHz – Hi-End, заменяющий собой Radeon X850 XT PE, а вот Radeon X1800 XL с частотами 500/1000 MHz как раз приходит на замену Radeon X800 XL. Этим и обусловлен выбор Radeon X800 XL для сравнения старой и новой линейки ATI. Безусловно, здесь нельзя забывать и про ценовой аспект, ведь разница в стоимости между Radeon X850 XT PE и Radeon X800 XL с интерфейсом PCI-Express и 256 Mb видеопамяти сегодня достигает 130–150 долларов США, тогда как между Radeon X1800 XL и XT-версией был декларирован разрыв в 50 долларов США (449 и 499 долларов США соответственно – речь идет о картах с объемом памяти 256 Mb). Какова будет ситуация после массового появления этих карт в розничной продаже, сейчас мы можем только догадываться.

Учитывая, что тестирование Radeon X1800 XL и GeForce 7800 GT проводилось как на номинальных частотах, так и при разгоне, то почему бы также не разогнать и Radeon X800 XL по графическому процессору и видеопамяти? Но здесь, на мой взгляд, более интересным будет сравнение Radeon X800 XL на частотах, идентичных частотам Radeon X1800 XL, – 500/1000 MHz, чтобы увидеть, так сказать, "чистую" разницу в производительности между новым и старым поколением видеокарт.

О результатах разгона Sapphire Radeon X1800 XL 256 Mb вы уже знаете, поэтому остается добавить, что референсную NVIDIA GeForce 7800 GT 256 Mb с номинальных частот 400/1000 MHz удалось разогнать до 459 MHz по графическому процессору и 1175 MHz по видеопамяти:

Посмотрим на результаты синтетических и полусинтетических бенчмарков.

3DMark 2003

Преимущество Radeon X1800 XL над его предшественником Radeon X800 XL очевидно и достигает 28 % даже на равных частотах. А вот ситуация со сравнением новой видеокарты на чипе ATI с NVIDIA GeForce 7800 GT получается довольно интересная. В режимах, не столь сильно загружающих видеокарту, без использования полноэкранного сглаживания впереди оказывается GeForce 7800 GT. В то же время активация полноэкранного сглаживания выводит Radeon X1800 XL в лидеры как на номинальных частотах работы, так и при разгоне. Преимущество не слишком большое, но все же имеет место.

3DMark 2005

А вот в 3DMark 2005 Radeon X1800 XL опережает сегодняшних соперников во всех режимах. Если разница в скорости между GeForce 7800 GT и Radeon X1800 XL не столь велика, то отставание Radeon X800 XL от последнего очень существенно и достигает чуть ли не 60 %. Но это все чистая синтетика, посмотрим на результаты бенчмарка, созданного на реальном игровом движке Aquanox, – Aquamark 3.

Aquamark 3

Очевидно, что производительность видеокарт в Aquamark 3 ограничена скоростью центрального процессора. Тем не менее, GeForce 7800 GT оказывается чуть-чуть впереди своего конкурента Radeon X1800 XL. Теперь перейдем к результатам тестирования в играх.

Far Cry

С вашего позволения, я не буду комментировать результаты тестирования видеокарт, полученные в разрешении 1024x768, так как они слишком процессорозависимы даже на AMD Athlon 64 3000+ @ 2.8 GHz. Наиболее показательно, на мой взгляд, тестирование в разрешении 1280x1024. При сравнении Radeon X800 XL и Radeon X1800 XL на одинаковых частотах становится очевидно, что вся мощь нового графического ядра проявляется в режимах с полноэкранным сглаживанием, где преимущество Radeon X1800 XL над Radeon X800 XL достигает 16 %, что, учитывая разницу в стоимости видеокарт, не так уж и много. Если же противопоставить новой видеокарте на чипе ATI GeForce 7800 GT, то здесь мы можем наблюдать точно такую же тенденцию, как и в 3DMark 2003: небольшое отставание в легких режимах и победа при использовании AA 4x.

Half-Life 2

В целом в Half-Life 2 между ATI Radeon X1800 XL и NVIDIA GeForce 7800 GT наблюдается паритет. В зависимости от режима качества преимущество от одной видеокарты переходит к другой и наоборот. Интереснее наблюдать, насколько быстрее новый графический процессор R520 старого R480. Radeon X800 XL отстает от новичка на 38 % в разрешении 1280x1024 при использовании анизотропной фильтрации максимального уровня и полноэкранного сглаживания.

The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay

Полный разгром ATI и минимальная разница в скорости между Radeon X800 XL и Radeon X1800 XL. На мой взгляд, причина здесь кроется не столько в оптимизации данной игры под видеокарты на чипах NVIDIA, сколько в отладке драйверов ForceWare, так как столь существенного преимущества NVIDIA в The Chronicles Of Riddick: Escape From Butcher Bay ранее не наблюдалось.

Рассмотренные выше игры хотя и являются безусловными хитами, но уже в прошлом. Многочисленные дополнения к Far Cry и addon"ы к Half-Life 2 все же продлили их популярность, но время не ждет: пора уступать место новым играм. На смену пришли Call of Duty 2, Quake 4 и F.E.A.R. – на результаты тестирования в трех последних мы сейчас с вами и посмотрим.

Quake 4

Quake 4, переняв движок DOOM 3, так и остался благосклонен к видеокартам на чипах NVIDIA. GeForce 7800 GT в лидерах, причем с существенным отрывом. Разница в скорости между Radeon X800 XL и Radeon X1800 XL, работающими на одинаковых частотах, минимальна.

F.E.A.R.

А вот в F.E.A.R. отрыв графического процессора ATI нового поколения от старого довольно существенен и в некоторых режимах достигает 29 %. Казалось бы, остается добавить, что NVIDIA GeForce 7800 GT, работая в номинальном режиме, опережает разогнанный Radeon X1800 XL, но...

Как это часто бывает после проведения всех тестов и возвращения предоставленных на тестирование видеокарт, появляется новость о том, что в драйверах Catalyst, включая только что вышедший Catalyst 5.11 , обнаружена ошибка, приводящая к снижению производительности в F.E.A.R. Даже если быть предельно корректным, то ошибкой это назвать сложно. Дело в том, что в драйверах Catalyst (как, впрочем, и в ForceWare) присутствуют оптимизации под различные игры и бенчмарки. В случае с игрой F.E.A.R. получилось так, что "оптимизации", работавшие в демо-версии данной игры, привели к падению производительности в финальном релизе F.E.A.R. По некоторым оценкам, падение производительности достигало 25–30 %. Для того чтобы убедиться в этом и отключить оптимизации, достаточно лишь переименовать исполняемый файл "fear.exe" в "fears.exe", например. Так как видеокарта Sapphire Radeon X1800 XL к тому времени уже была возвращена, тесты с переименованным файлом удалось провести только на Radeon X850 XT PE, и вот что получилось:

Прирост, как говорится, налицо. Необходимо добавить, что ошибка не исправлена и в свежей версии Catalyst 5.11. Ждем новогоднего релиза драйверов Catalyst и роста быстродействия новой линейки видеокарт на чипах ATI не только в F.E.A.R. (без ухудшения качества, конечно же).

Думаю, в заключении вам будет интересна таблица разницы в скорости между Radeon X1800 XL 256 Mb и Radeon X800 XL, работающим на частотах 500/1000 MHz:

Benchmarks & Games Resolution Quality Quality +AF 16x Quality +AF 16x +AA 4x
Aquamark 3 1024x768 3.10% 3.30% 5.10%
3DMark 2003 12.40% 18.90% 28.40%
3DMark 2005 24.20% 51.10% 59.50%
Far Cry 1024x768 -1.00% 3.10% 17.80%
1280x1024 0.50% 7.00% 15.90%
Half-Life 2 1024x768 1.90% 28.70% 33.40%
1280x1024 7.60% 36.20% 38.30%
The Chronicles Of Riddick: EFBB 1024x768 5.90% 5.70% -3.10%
1280x1024 7.10% 7.10% -5.30%
Quake 4 1024x768 1.80% 2.70% -1.70%
1280x1024 6.40% 7.00% -3.30%
F.E.A.R. 1024x768 29.00% 29.00% 11.10%
1280x1024 19.00% 19.00% 17.60%

Все потеряно или еще есть шансы?

Итак, что мы имеем в итоге? В играх, изначально разрабатываемых под видеокарты на чипах NVIDIA, Radeon X1800 XL уступает, и порой довольно значительно, своему конкуренту в лице GeForce 7800 GT. В остальных играх можно наблюдать примерный паритет, а в режимах с использованием полноэкранного сглаживания – преимущество Radeon X1800 XL. Безусловно, у компании ATI есть козырь в рукаве в виде оптимизированных под новую линейку видеокарт драйверов Catalyst. Самое главное, чтобы эта карта не оказалась шулерской и не повлияла на качество графики в играх и синтетических бенчмарках. На стороне компании NVIDIA, на мой взгляд, есть два более существенных преимущества: GeForce 7800 GT уже месяца четыре можно свободно приобрести (причем по цене ниже декларированной для Radeon X1800 XL) и для организации режима SLI вам не нужно искать "особенную" видеокарту, как в технологии Crossfire, а достаточно лишь докупить еще одну такую же GeForce 7800 GT.

Компания ATI прекрасно понимает, что сейчас время работает на NVIDIA, и, если даже удастся к новому году оперативно насытить рынок новыми видеокартами, в свете вышеперечисленных факторов далеко не очевидно, что покупатель отдаст предпочтение новой продукции ATI. Поэтому вполне логично, что сейчас все силы брошены на доработку и запуск в массовое производство нового графического чипа ATI R580.

По последней информации, появившейся во время подготовки статьи, компания ATI пошла на снижение рекомендованной для Radeon X1800 XL цены с 449 до 399 долларов США. Этот шаг, по всей видимости, должен способствовать повышению спроса на видеокарты Radeon X1800 XL и усилению конкуренции с GeForce 7800 GT.

Нам же остается только проверить расстановку сил в среднем ценовом диапазоне, где нас ждет "сражение" ATI Radeon X1600 XT и NVIDIA GeForce 6800 GS.

Вступление

С выходом графического процессора GeForce 7800 GTX в начале лета изменилось не только положение NVIDIA на рынке графических процессоров, но и сам этот рынок. Сегодня мало объявить многообещающую технологию или графический чип: требуется еще и суметь поставить работоспособный продукт на рынок в кратчайшие сроки. Помимо нетрадиционного за последние годы анонса с моментальной доступностью продуктов, GeForce 7800 GTX отличился еще и тем, что поднял ценовую планку для быстрых ускорителей до невиданной ранее цифры $599.

Разумеется, далеко не каждый энтузиаст может позволить себе столь дорогие графические решения. Причём в отличие от предыдущих лет, NVIDIA объявила не линейку видеокарт, а лишь одну модель – 7800 GTX, что ограничило выбор покупателей с бюджетом менее $600 продуктами предыдущего поколения. Однако, привлекательность GeForce 6800 серии для требовательных игроков постепенно снижается, и компании необходимо решение нового поколения, которое смогло бы перехватить эстафету у продуктов GeForce 6800 Ultra/GT.

Подобным решением призвана стать NVIDIA GeForce 7800 GT, которая, поднимая ценовую планку модели "GT" до $449, обладает более высокой по сравнению с GeForce 6800 Ultra производительностью, меньшим энергопотреблением и поддержкой новых возможностей GeForce 7.

GeForce 7800 GT – младший брат GeForce 7800 GTX

Как GeForce 7800 GTX, так и GeForce 7800 GT строятся на базе процессора G70, производимого по 0.11 микронной технологии на TSMC. Графический процессор NVIDIA GeForce 7800 GT отличается от старшего собрата, модели 7800 GTX, уменьшенным количеством функциональных блоков и тактовой частотой. Вся функциональность флагмана продуктовой линейки присутствует и на более доступной версии.


Основное отличие модели GT от GTX – уменьшенное с 24 до 20 количество пиксельных процессоров и уменьшенное с 8 до 7 количество вершинных процессоров. Декларируемая NVIDIA тактовая частота GT – 400 МГц, против 430 у GTX.

Таким образом, мы видим, что даже "урезанная" версия GeForce 7800 GTX превосходит бывшего флагмана NVIDIA – GeForce 6800 Ultra – по техническим характеристикам, что означает также и увеличенную производительность.

Система охлаждения и дизайн печатной платы

Вопреки предположениям, видеоадаптер GeForce 7800 GT не использует печатную плату от GeForce 7800 GTX, а построен на основе специально разработанного дизайна, призванного, очевидно, снизить стоимость производства.


Система питания графического процессора и памяти видеокарты GeForce 7800 GT гораздо проще системы питания GeForce 7800 GTX и GeForce 6800 Ultra: количество элементов схемы питания у 7800 GT много меньше, чем в случае с упомянутыми графическими картами. По причине упрощения схемы питания и переноса силовых элементов на заднюю сторону, печатная плата GeForce 7800 GT много короче GeForce 7800 GTX, хотя она и не такая компактная, как у изделий ATI Technologies.


Количество элементов на плате GeForce 7800 GT очень невелико, что может указывать на широкие возможности по дальнейшему снижению цены на устройство.


Эталонная плата GeForce 7800 GT использует 256 Мбитные чипы памяти GDDR со временем доступа 2.0 наносекунды от Infineon. Номинальная тактовая частота такой памяти – 1000 МГц. Видеокарта имеет посадочные места для 16 чипов памяти, что позволяет устанавливать до 512 МБ GDDR. Следует отметить, что в случае с GeForce 7800 GT NVIDIA отказалась от установки 256 МБ памяти на обоих сторонах платы для их наилучшего охлаждения: невысокая частота используемой GDDR не налагает слишком серьезных требований к теплорассеивателям.


Система охлаждения GeForce 7800 GT также претерпела изменения со времен GeForce 7800 GTX. Кулер GeForce 7800 GT много компактней того, что используется на модели GTX, размер вентилятора также меньше, при этом он не умеет регулировать свои обороты. Концептуально система охлаждения GeForce 7800 GT унаследовала отличительные особенности предшественницы: на GeForce 7800 GT также используются тепловые трубки для охлаждения чипа, а вентилятор установлен таким образом, чтобы воздушный поток охлаждал радиатор над ядром наилучшим образом.

Из дополнительных возможностей GeForce 7800 GTX стоит отметить наличие уже известного VIVO контроллера SAA7115HL от Philips, который также присутствует и на GeForce 7800 GTX. Судя по всему, возможности захвата видео стали стандартными для решений высокого класса на чипах, разработанных NVIDIA.

Шумность, разгон и качество 2D

В отличие от GeForce 7800 GTX, вентилятор, применённый на GeForce 7800 GT, не регулирует собственную скорость вращения автоматически. Вместо этого драйвер ForceWare оснащён заранее приготовленными установками для работы в режимах 2D и 3D. В результате, даже при работе в режиме 3D вентилятор не работает в полную силу, что обеспечивает сравнительно низкий уровень шума. В режиме 2D GeForce 7800 GT работает даже тише, чем RADEON X800 XL.

Эталонная графическая карта GeForce 7800 GT, побывавшая в нашей лаборатории, продемонстрировала довольно адекватные возможности по разгону, увеличив скорость с 400МГц/1000МГц чип/память до 470МГц/1200МГц, что должно дать существенный прирост производительности.

Мы не остались впечатлёнными качеством картинки, производимой референсным экземпляром NVIDIA GeForce 7800 GT в 2D режиме. В то время как чистота изображения была превосходной во всех разрешениях, мы заметили также различного рода тени и следы от букв и указателей. На нашем мониторе Dell P1110 (21") плохое качество 2D можно было наблюдать при использовании обоих DVI-I выходов графической карты. Мы не можем точно сказать, была ли проблема с нашей картой, либо это результат дефекта PCB и/или неправильных настроек BIOS. В дальнейшем мы постараемся в этом разобраться.

GeForce 7: битва за ватты

Как известно, одной из целей при проектировании GeForce 7 было снижение энергопотребления графическим чипом. Так, гораздо более быстрый и комплексный GeForce 7800 GTX потребляет лишь на 3 ватта больше по сравнению с GeForce 6800 Ultra. А как же обстоят дела с GeForce 7800 GT?

Поскольку рынок, на который ориентирован GeForce 7800 GT, более чувствителен к стоимости компонент ПК, логично предполагать, что требование о наличии дорого и мощного блока питания в компьютере, в который будет устанавливаться GeForce 7800 GT, несколько снижено. Согласно заявлению NVIDIA, GeForce 7800 GT требуется блок питания с мощностью 350 Ватт, что не является по сегодняшним меркам чем-то экстраординарным.


Хотя, как правило, результаты наших измерений количества потребляемой картой энергии можно считать точными, в этот раз мы советовали бы отнестись к ним с особым вниманием. Причиной для этого стало странное поведение GeForce 7800 GT при исследовании. Наш мультиметр показал, что карта практически не потребляет энергии от 3.3V линии питания (около 2.1W). Должны признать, что подобное мы видим впервые. Однако, потребление примерно 57W выглядит правдоподобным, по тому как GeForce 7800 GTX имеет больше пиксельных и геометрических конвейеров, работает на больших частотах и при этом потребляет примерно 80W.

Мы также измерили потребление GeForce 7800 GTX, активировав 20 пиксельных и 7 геометрических процессоров, и установили рабочие частоты GeForce 7800 GT. Стоит отметить, что энергопотребление данной эмуляции GeForce 7800 GT (помечено звёздочкой на графике) потребляет больше, чем настоящий GeForce 7800 GT. Скорее всего, причиной этому является больший вольтаж, установленный в модели 7800 GTX, по сравнению с версией 7800 GT.

Конфигурация тестовой платформы и методы тестирования

Для тестирования NVIDIA GeForce 7800 GT мы использовали нашу стандартную тестовую платформу со следующей конфигурацией:

Процессор AMD Athlon 64 4000+ (2.40ГГц, 1МБ L2);
Системная плата ASUS A8N-SLI Deluxe (NVIDIA nForce4 SLI);
Память OCZ PC-3200 Platinum EB DDR SDRAM (2x512МБ, CL2.5 3-2-8);
Жесткий диск Samsung SpinPoint SP1213C (Serial ATA-150, буфер 8МБ);
Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2;
Блок питания Cooler Master Real Power 450 (RS-450-ACLY, номинальная мощность 450W);
Мониторы Dell P1130/Dell P1110 (21",максимальное разрешение 1800х1440х75 Гц);
Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c.

Для сравнения уровня производительности NVIDIA GeForce 7800 GT в разных режимах, в т.ч. с разгоном и в SLI, мы приводим результаты следующих графических карт:

NVIDIA GeForce 7800 GT;
NVIDIA GeForce 7800 GTX;
NVIDIA GeForce 7800 GTX SLI;
NVIDIA GeForce 6800 Ultra;
NVIDIA GeForce 6800 Ultra SLI;
ATI RADEON X850 XT PE.

Драйверы:

NVIDIA ForceWare 77.77;
ATI CATALYST 5.7.

В соответствии со стандартной методикой оценки производительности и тестирования, оптимизации NVIDIA ForceWare были включены, за исключением опции Anisotropic mip filter optimization. Движок Image Settings был установлен в положение Quality. Также, мы оставили включенной опцию Gamma correct antialiasing. Для ATI CATALYST функция CATALYST A.I. была включена в режиме Standard, а опция Mipmap Detail Level находилась в положении Quality. Опция VSync отключалась принудительно для обоих драйверов.

Для управления полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией использовались возможности, предоставляемые играми и приложениями; при отсутствии таких возможностей, нужный режим форсировался из драйверов. В каждой игре был установлен максимально возможный уровень детализации, одинаковый для решений ATI и NVIDIA.

В процессе тестирования использовались следующие игры и приложения:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

Battlefield 2;
Chronicles of Riddick;
Doom 3;
Far Cry;
Far Cry HDR;
F.E.A.R. Multiplayer Demo;
Half-Life 2;
Painkiller: Battle Out of Hell;
Pariah;
Project Snowblind;
Unreal Tournament 2004


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

Prince of Persia: Warrior Within;
Splinter Cell: Chaos Theory


Симуляторы:

Colin McRae Rally 2005;
Il-2 Sturmovik: Aces in the Sky;
Lock On: Modern Air Combat


Стратегические игры:

Act of War;
Perimeter;
Warhammer 40.000: Dawn of War


Полусинтетические тесты:

Aquamark3;
Final Fantasy


Синтетические тесты:

Futuremark 3DMark03, build 360;
Futuremark 3DMark05, build 120

Игровые тесты: Battlefield 2

Игра Battlefield 2 написана для графических ускорителей, использующих версию шейдеров Shader Model 2.0, и может похвастаться попиксельным освещением, картами нормалей, эффектом bloom, а также рядом других эффектов пост-процессинга.


В низких разрешениях производительность всех графических карт ограничивается центральным процессором (CPU), однако, в разрешении 1600x1200 GeForce 7800 GT демонстрирует значительное преимущество над GeForce 6800 Ultra, а также ATI RADEON X850 XT Platinum Edition (PE).


Разница в скорости между GeForce 7800 GT и 7800 GTX не столь значительна в режиме активированного полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Герой нашего обзора значительно быстрее GeForce 6800 Ultra, но RADEON X850 XT PE иногда удаётся оставить новинку позади, что, скорее всего, вызвано более эффективным использованием памяти.

Иногда одиночный GeForce 7800 GT показывает результаты, сравнимые с данными, полученными в результате тестирования двух GeForce 6800 Ultra, работающих в режиме SLI.

Игровые тесты: Chronicles of Riddick


Без всяких сомнений GeForce 7800 GT показывает достойные результаты во всех разрешениях в игре The Chronicles of Riddick: Escape from the Butcher"s Bay. Графический ускоритель намного опережает GeForce 6800 Ultra и RADEON X850 XT PE, благодаря лучшей поддержке OpenGL в драйверах NVIDIA ForceWare.


Ситуация остаётся неизменной в режиме eye-candy: GeForce 7800 GT показывает второй результат, пропуская вперёд только 7800 GTX, однако уже в разрешении 1280x1024 не способна показать результат в 60 fps.

Игровые тесты: Doom III


Традиционно Doom III работает отлично на графических картах NVIDIA GeForce 6 и 7, именно поэтому GeForce 7800 GT демонстрирует столь большой отрыв от RADEON X850 XT PE. Стоит обратить внимание на то, что разница между бывшим флагманом и GeForce 7800 GT несущественна.


Как только включаются FSAA и анизотропная фильтрация, разница между GeForce 7800 GT и 6800 Ultra уменьшатся, но ни одна из карт уже не может достигнуть порога в 60 fps. Именно этот уровень производительности считается приемлемым в играх от первого лица.


Похожие комментарии могут быть написаны также и для второй тестовой сцены, используемой нами в Doom III. GeForce 7800 GT предоставляет внушительный уровень производительности во всех разрешениях, намного опережая GeForce 6800 Ultra и RADEON X850 XT PE.


При включении FSAA и анизотропной фильтрации GeForce 7800 GT продолжает демонстрировать высокий уровень производительности, хотя в данном случае речь идёт уже не о столь большом преимуществе над бывшем королём горы.

Игровые тесты: Far Cry


Традиционно, наша тестовая сцена, записанная на уровне "Pier", лимитирована производительностью всей системы, поэтому нельзя сделать каких-то определённых выводов касательно производительности GPU в данном тесте.


В режиме eye-candy новый средний продукт NVIDIA из линейки 7800 приходит сразу же за GeForce 7800 GTX, при этом проигрывая RADEON X850 XT PE.


На уровне "Research" ситуация становится более явной для высокопроизводительных продуктов: GeForce 7800 GT быстрее чем RADEON X850 XT PE и GeForce 6800 Ultra, но разница в производительности несущественна.


Похожее может быть сказано и в случае с включением FSAA и анизотропной фильтрации: 7800 GT не намного медленнее по сравнению с моделью GTX, но в основном быстрее, чем графические карты предыдущего поколения.

Игровые тесты: Far Cry with HDR Lighting

Мы не могли отказать себе в том, чтобы протестировать игру Far Cry с включенным режимом HDR. Причиной тому явное преимущество серии GeForce 7800 в режиме HDR.






Вполне ожидаемо, что благодаря увеличенному количеству пиксельных процессоров GeForce 7800 GT показывает результат намного лучший, чем уровень производительности GeForce 6800 Ultra с включённым HDR. В то же время графический ускоритель не может похвастаться такой же высокой скоростью, какую демонстрирует модель 7800 GTX. К несчастью, мульти-GPU технология SLI не предоставляет каких-либо преимуществ в режиме HDR в Far Cry .

Игровые тесты: F.E.A.R. Multiplayer Demo

Игра F.E.A.R., выходящая этой осенью, обладает движком с такими особенностями как динамическое попиксельное освещение, а также использует пиксельные шейдеры для создания материалов, что должно обеспечить высокий уровень реализма. Разработчики говорят, что игра использует большое количество шейдеров HLSL DirectX 9.0, и, основываясь на результатах производительности различных графических карт в F.E.A.R., мы можем с уверенностью заявить: в игре действительно много пиксельных шейдеров.


F.E.A.R. Multiplayer Performance Test отлично показывает, какая графическая карта на сегодняшний день обладает большим потенциалом. NVIDIA GeForce 7800 GT немного отстаёт от пары GeForce 6800 Ultra (каждая из которых стоила по $499) и намного опережает одиночную GeForce 6800 Ultra.


С включением режима eye-candy ни одна из карт не способна достичь уровня в 60 fps даже в разрешении 1024x768. Это означает, что будет очень неудобно играть с данными настройками на современных графических ускорителях. Однако, если исходить из чисто спортивного интереса, мы можем отметить, что 7800 GT побеждает бывших чемпионов даже в этом тесте.

Игровые тесты: Half-Life 2


Хотя во многих случаях игра Half-Life 2 является довольно-таки требовательной, современные графические ускорители высшего класса настолько быстры, что даже в разрешении 1600x1200 производительность лимитирована центральным процессором.


При включении FSAA и анизотропной фильтрации GeForce 6800 Ultra отстаёт от других карт, в то время как GeForce 7800 GT так же быстр, как две GeForce 6800 Ultra, работающих в режиме SLI. Нельзя сказать, что это не ожидаемо, в виду того, что центральный процессор продолжает сдерживать производительность системы в целом даже в режиме eye-candy.


Данная тестовая сцена состоит из уличного боя типичного для данной игры. Данный тест, насыщенный большим количеством спецэффектов и физических моделей, одновременно лимитируется производительностью как CPU так и GPU. Мы можем лишь сказать, что GeForce 7800 GT показывает скорость, равную остальным высокопроизводительным решениям, исключением является лишь GeForce 6800 Ultra, демонстрирующий немного более низкий уровень.


К нашему удивлению, старый добрый RADEON X850 XT PE смог опередить не только GeForce 6800 Ultra, но и GeForce 7800 GT, хотя и не намного. Большинство современных графических карт настолько быстры, что даже в разрешении 1600x1200 и в режиме eye-candy могут предоставить приемлемый уровень кадров в секунду.

Игровые тесты: Painkiller: Battle out of Hell


На сегодняшний день игра Painkiller отлично чувствует себя на любой из графических карт.


Даже с включёнными FSAA и анизотропной фильтрацией все участники показывают результат, превышающий 150 кадров в секунду.

Игровые тесты: Pariah

Pariah использует сильно изменённый Unreal Engine с различными эффектами размытия, а также использует bump-mapping; хотя на сегодняшний день всем этим уже не удивить; Pariah всё же сможет предоставить незабываемые моменты игры.


Конечно, Unreal Engine не является чем-то экстраординарным, способным поставить на колени современные графические ускорители, однако, видно, что более мощное семейство серии GeForce 7 справляется с задачей несколько лучше, чем GeForce 6800 Ultra и RADEON X850 XT PE.

В связи с тем, что в Pariah используется эффект пост-процессинг, как семейство графических карт NVIDIA GeForce, так и ATI RADEON не могут произвести наложение алгоритмов полноэкранного сглаживания. В связи с этим мы не публикуем результатов тестирования в режиме eye-candy для данной игры.

Pariah не является игрой, которую поддерживают мульти-GPU решения на базе технологии SLI от NVIDIA, поэтому мы не видим какого бы то ни было увеличения производительности от использования парных конфигураций.

Игровые тесты: Project Snowblind

Project Snowblind является очередным научно-фантастическим шутером от первого лица, активно использующим пиксельные шейдеры версии 2.0.


С увеличением разрешения производительность падает несколько быстрее по сравнению с остальными играми. NVIDIA GeForce 7800 GT намного быстрее своего предшественника и RADEON X850 XT PE, которая является самой быстрой графической картой, предлагаемой компанией ATI Technologies в данный момент.


По какой-то неизвестной причине, в режиме eye-candy GeForce 7800 GT не оставляет RADEON X850 XT PE позади себе с большим отрывом. Возможно, это вызвано высокими частотами, на которых работает предложение от ATI.

Project Snowblind также не является игрой, которая может получить преимущество при использовании мульти-GPU платформы от NVIDIA.

Игровые тесты: Unreal Tournament 2004


Сцена Torlan в Unreal Tournament 2004 в большей части лимитирована центральным процессором системы, поэтому мы не можем делать каких-либо сравнений участвующих карт.


Немногое можно добавить также и о режиме eye-candy. Не стоит, однако, забывать, что графические карты линейки GeForce 7 не могут раскрыть свой потенциал в тесте, столь сильно ограниченным скоростью CPU.


Мы уже некоторое время используем игру Unreal Tournament 2004 в роли теста, похоже, что графические ускорители стали слишком быстры, чтобы их можно было сравнить в данном тестовом приложении.


С включением режимов полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации GeForce 7800 GT не намного отстаёт от модели 7800 GTX даже в разрешении 1600x1200. Разрыв в производительности между RADEON X850 XT PE и GeForce 7800 GT значителен.

Игровые тесты: Prince of Persia: Warrior Within


Результаты тестов в Prince of Persia 2: Warrior Within не приносят никаких сюрпризов: производительность SLI дуэта GeForce 7800 GTX вне всяких похвал, GeForce 7800 GT немного отстаёт от GeForce 7800 GTX, в то время как графические ускорители прошлого поколения предоставляют отличный уровень производительности, но всё же не способны состязаться с новейшими решениями.

Игровые тесты: Splinter Cell: Chaos Theory

Как известно, Splinter Cell: Chaos Theory использует Shader Model 3.0 для работы на графических картах NVIDIA серий GeForce 6 и 7. Все остальные графические карты используют Shader Model 1.1, и только недавно разработчик с очередным обновлением к игре добавил поддержку Shader Model 2.0 для использования с ATI RADEON.

В этот раз мы протестировали графические карты на базе NVIDIA GeForce, используя настройки Shader Model 3.0, в то время как продукт от ATI производил вычисления в режиме работы с Shader Model 2.0.


Благодаря возросшей скорости заполнения сцены и вычислительной мощности, GeForce 7800 GT намного опережает GeForce 6800 Ultra в Splinter Cell: Chaos Theory.


В режиме с включенными FSAA и анизотропной фильтрацией GeForce 7800 GT не способен покорить рубеж в 60fps даже в разрешении 1280x1024. Сказать по правде, модель 7800 GTX также не способна достичь данного уровня.

Игровые тесты: Colin McRae Rally 2005

Дым, пыль, водяной шлейф из-под колёс, солнечные блики на отполированных раллийных болидах – всё это делает Colin McRae Rally 2005 очень насыщенным пиксельными шейдерами.


Данное тестовое приложение несколько лимитировано производительностью центрального процессора системы, именно по этой причине и не видно какого бы то ни было преимущества от использования парных конфигураций графических карт. Однако в разрешении 1600x1200 преимущество использования пары GeForce 7800 GTX становится явным. В то же время GeForce 7800 GT примерно на 3 кадра в секунду отстаёт от RADEON X850 XT PE. Это один из немногих случаев, когда лучшее решение от ATI может на равных соперничать с более доступным продуктом от NVIDIA.


К нашему удивлению, в режиме eye-candy GeForce 7800 GT сильно отстаёт от ATI RADEON X850 XT PE. Не смотря на это, наш герой всё же предоставляет поистине отличный уровень производительности.

Игровые тесты: Il-2 Shturmovik: Aces in the Sky


Продукты NVIDIA серии GeForce 6 всегда отлично себя чувствовали в игре IL2 , хотя эта игра и не позволяет воспользоваться мощностями технологии SLI. GeForce 7800 GT намного быстрее как GeForce 6800 Ultra, так и RADEON X850 XT PE и обеспечивает производительность свыше 60 fps во всех разрешениях.


Ни одна из карт предыдущего поколения не может соперничать с GeForce 7800 GT: 20 пиксельных конвейеров и очень эффективная архитектура не оставляют никакого шанса бывшим чемпионам.

Игровые тесты: Lock On: Modern Air Combat


Мы неоднократно обращали Ваше внимание на капризность данного теста, который в некоторых случаях может показывать совершенно абсурдные результаты. Скорость в данном авиасимуляторе не превышает порога в 30 кадров в секунду при максимальных настройках качества, и данный случай не исключение.


Лишь видеоадаптеры GeForce 7800 смогли достичь барьера производительности в разрешении 1600х1200. Как следствие, новые графические карты не в состоянии раскрыть свой потенциал, будучи ограниченными со стороны самой игры.

Игровые тесты: Act of War

Act of War - это стратегия в реальном времени, которая активно использует как пиксельные, так и геометрические шейдеры. Это означает, что производительность в игре с гораздо меньшей вероятностью может быть ограничена возможностями центрального процессора, в то же время преимущество от более мощного GPU будет очевидным.


Из-за более высокой производительности вершинных процессоров RADEON X850 XT PE опережает GeForce 7800 GT и GTX в Act of War. Тем не менее, разница в производительности между RADEON и GeForce не настолько велика, чтобы говорить об однозначной победе видеоадаптера ATI.


С активацией режима eye-candy GeForce 6800 Ultra оказывается позади всех остальных участников тестирования, которые показывают примерно одинаковый уровень.

Act of War очередная игра, которая не способна использовать мощность второго GPU в режиме SLI.

Игровые тесты: Perimeter


В наиболее требовательном из наших тестовых приложений – игре Perimeter – GeForce 7800 GT показывает скорость, сравнимую с GeForce 7800 GTX, что может указывать на тот факт, что основным фактором, влияющим на производительность, в Perimeter является не видеокарта, а нечто иное. Тем не менее, стоит отметить мизерное превосходство RADEON X850 XT Platinum Edition.


Дополнительным аргументом к высказанному выше предположению можно считать результаты карт в режиме с антиалиасингом и анизотропной фильтрацией. Как Вы можете видеть, падение скорости совсем не так велико, что подтверждает идею о слабой зависимости производительности в данной игре от скорости видеокарты.
В то же время, отметим, что GeForce 7800 GT несколько медленнее, чем 7800 GTX, но, в то же время, быстрее, чем RADEON X850 XT PE.

Игровые тесты: Warhammer 40.000: Dawn of War


Очевидно, что все протестированные графические карты достаточно быстры для Warhammer 40.000, и смысла беспокоиться об их производительности не стоит. Тем не менее, отметим - GeForce 7800 GT не слишком уступает GeForce 7800 GTX, что наводит нас на мысль о том, что главным фактором, ограничивающим производительность в этой игре, является количество блоков растеризации (ROP) в том или ином GPU.


С включением анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания скорость высокопроизводительных решений линейки GeForce 7 остаётся на высшем уровне. Хотя герой нашего обзора заметно быстрее RADEON X850 XT PE, отставание GeForce 6800 Ultra незначительно.

Полусинтетические тесты: Aquamark3


Некогда этот тест был одной из вотчин NVIDIA, но с появлением на свет семейств RADEON X850/X800 все изменилось: эти карты отвоевали себе место под солнцем, благодаря высоким тактовым частотам, означающим более высокую скорость обработки геометрии. Появление GeForce 7800 GT возвращает первенство детищам NVIDIA – новинка хоть и не хватает звезд с неба, но уверенно опережает RADEON X850 XT Platinum Edition во всем диапазоне разрешений. Преимущество составляет примерно 5%. Примерно столько же она уступает более мощному GeForce 7800 GTX.


Несколько иную картину событий показывают нам результаты, полученные в режиме eye candy – хотя в низких разрешениях GeForce 7800 GT успешно соперничает с RADEON X850 XT Platinum Edition, в разрешении 1600х1200 последний все-таки берет свое за счет более высокой частоты памяти. В целом, пожалуй, можно говорить о паритете.

Полусинтетические тесты: Final Fantasy XI Official Benchmark 3


Официальный тест от SquareSoft неблагосклонен к решениям NVIDIA, так как все, что он требует от видеоадаптера – это быстрая обработка сложной геометрии и наличие быстрой подсистемы памяти. Несмотря на наличие 20 пиксельных конвейеров и 7 вершинных процессоров, работающих на частоте 440 МГц, GeForce 7800 GT все же не дотягивает до отметки в 6000 очков, в то время как RADEON X850 XT Platinum Edition справляется с этой задачей, чуть уступая лишь GeForce 7800 GTX.

Cинтетические тесты: Futuremark 3DMark03


Очень хорошо проявил себя новый видеоадаптер NVIDIA в 3DMark03, что, впрочем, не слишком удивительно – 3 теста данного пакета из четырех отлично приспособлены к архитектурным решениям, воплощенным NVIDIA еще в семействе GeForce FX. Лишь 19 очков не хватило герою нашего обзора, чтобы взять планку в 14.000 очков. Из чего же сложилась эта победа?

Game 1




Уже в первом тесте GeForce 7800 GT демонстрирует впечатляющее превосходство над RADEON X850 XT Platinum Edition – от 8% до 20% в режиме чистой производительности, в зависимости от разрешения. Для режима с включенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, этот показатель составляет приблизительно 10-15%, причем, в высоких разрешениях разрыв меньше – все-таки семейство RADEON X850 очень эффективно умеет работать с памятью. Любопытно, что перевес GeForce 7800 GT над GeForce 6800 Ultra в данном тесте невелик и не превышает 7%-9%, несмотря на солидную прибавку в количестве пиксельных конвейеров и количестве, а так же и в тактовой частоте, вершинных процессоров.

Game 2





Второй тест, в отличие от первого, ограниченного возможностями DirectX 7, использует карты нормалей и динамические стенсильные тени. Благодаря поддержке технологии UltraShadow II, GeForce 6800 Ultra ни в чем не уступает RADEON X850 XT Platinum Edition, а герой нашего обзора, GeForce 7800 GT опережает оба решения предыдущего поколения на 8%-10% во всех режимах и разрешениях.

Game 3





В третьем тесте к вышеупомянутым факторам добавляется значительная нагрузка на вершинные процессоры – на их плечи ложится расчет поведения прически главной героини теста. Здесь GeForce 7800 GTX также проявляет себя с наилучшей стороны – не стоит забывать, что он несет на борту 7 вершинных блоков, против 6 у RADEON X850 XT Platinum Edition, и работают эти блоки не на частоте GPU, как у GeForce 6800 Ultra, а на 40 МГц большей, то есть, 440 МГц. В среднем, превосходство новинки над изделием ATI Technologies составляет все те же 10%.

Game 4




Четвертый тест – настоящее испытание для GeForce 7800 GT; здесь никаких послаблений нет – в тесте используются пиксельные и вершинные шейдеры версии 2.0, а также эффект overbright, отвечающий за реалистичное представление солнечного света. В режиме чистой производительности GeForce 7800 GT не только не опережает RADEON X850 XT Platinum Edition, но даже чуть уступает ему в высоких разрешениях, хотя отставание и не превышает 3%-5%. В то же время, при включенных FSAA и анизотропной фильтрации, этот видеоадаптер показывает себя, как минимум, не хуже, чем изделие ATI.

Таким образом, победа GeForce 7800 GT в 3DMark03 выглядит вполне заслуженно, даже несмотря на то, что по умолчанию этот тестовый пакет использует разрешение 1024х768. Как показало подробное тестирование, новинка как минимум не хуже своего основного врага в большинстве режимов и разрешений, а если отставание и наблюдается, то крайне незначительное.

Cинтетические тесты: Futuremark 3DMark05


Не столь благоприятен для архитектур GeForce 6/7 3DMark05, что прекрасно видно по общим результатам. Хотя GeForce 7800 GT и удается опередить RADEONN X850 XT Platinum Edition, отрыв невелик и составляет всего 168 очков, несмотря на большее количество пиксельных конвейеров, усовершенствованные ALU и наличие поддержки Shader Model 3.0.

Game 1





Первый тест, представляющий собой сцену из типичного фантастического шутера, использует наложение рельефа при помощи карт нормалей и попиксельное освещение, а также динамическую генерацию теней с использованием карт глубины высокого разрешения. Он не так сложен, как, например, третий тест этого же пакета, и превосходство GeForce 7800 GT над RADEON X850 XT Platinum Edition в режиме чистой производительности невелико, хотя и растет с увеличением разрешения. Что касается режимов со сглаживанием и анизотропной фильтрацией, то тут ситуация иная – GeForce 7800 GT опережает своего соперника на целых 25%-35%!

Game 2





Второй тест нагружает, главным образом, вершинные процессоры, хотя в сцене присутствуют также и различные сложные эффекты освещения. Тени, как и в первом тесте, генерируются динамически. Преимущество GeForce 7800 GT над RADEON X850 XT Platinum Edition заметно уже в разрешении 1280х1024, оно достигает 17%-20%. Режим eye candy также демонстрирует первенство новинки, хотя здесь речь идет лишь о 10%, так как RADEON X850 XT PE помогает эффективный контроллер памяти.

Game 3





Самым сложным, по традиции, является третий тест, демонстрирующий полет фантастического дирижабля через каньон. Стены каньона создаются при помощи чрезвычайно сложных пиксельных шейдеров, едва укладывающихся в рамки Shader Model 2.0, а водная поверхность рендерится не только с использованием отражения и рефракции, но и depth fog, что придает ей дополнительную реалистичность. Таким образом, в тесте максимальна как текстурная нагрузка, так и математическая. В режиме чистой производительности превосходство GeForce 7800 GT минимально – оно не превышает 1-3 кадров в секунду, при общих показателях в районе 20-30 fps; при включенных FSAA и AF речь идет уже о 4-5 кадрах в секунду, несмотря на наличие более быстрой памяти у RADEON X850 XT Platinum Edition. В целом, как и в 3DMark03, результат, показанный GeForce 7800 GT в общем зачете, закономерен – ни в одном из тестов новинка не уступила RADEON X850 XT Platinum Edition.

Лучшая Графическая Карта за Приемлемую Цену?

Запуск GeForce 7800 GT стал вторым главным событием на рынке графических ускорителей для компании NVIDIA в этом году, и в очередной раз вполне успешным. GeForce 7800 GT доступен в розничной продаже в день запуска. Мы также не нашли каких-либо проблем с картой в процессе тестирования. Всё это означает, что покупатель получит графическую карту, которой останется доволен.

Компания NVIDIA с её новейшим графическим ускорителем GeForce 7800 GT сильно упрочнила свои позиции на рынке высокопроизводительных решений, побеждая все графические карты за исключением GeForce 7800 GTX. Теперь выбор будет стоять не только между GeForce 6800 Ultra и RADEON X850 XT PE.

Если при покупке GeForce 7800 GTX основным сдерживающим фактором является цена, то в случае с более дёшёвым GeForce 7800 GT выбор становится несколько легче, особенно если принять во внимание внушительный список преимуществ, предоставляемых данным графическим ускорителем:

Высочайшая производительность в современных играх;
Достаточная производительность в режимах с HDR;
Сглаживание прозрачных текстур;
Поддержка Shader Model 3.0;
Поддержка технологии SLI;
Поддержка HDTV;
Однослотовая система охлаждения и низкий уровень энергопотребления;
Отсутствие проблем с драйверами (которые часто бывают с новыми архитектурами).

Стоит помнить, что, покупая столь мощный графический адаптер, необходимо иметь также и достаточно мощный центральный процессор, способный раскрыть полный потенциал новейшей графической карты. Хотя GeForce 7800 GT обладает неплохим запасом производительности, которого вполне может хватить для комфортной игры в будущих играх, почувствовать всю мощь этого графического ускорителя можно уже сегодня при наличии большого, монитора поддерживающего высокие разрешения.

Рынок Высокопроизводительных Графических Карт Сокращается

Выпустив в свет GeForce 7800 GT в середине августа, NVIDIA укрепила свои позиции на рынке высокопроизводительных графических карт при помощи нового решения, обладающего всеми возможностями GeForce 7800 GTX, но менее дорогого, громоздкого и более экономичного. Более того, видеоадаптеры семейства GeForce 7800 уже доступны в массовых количествах по всему миру, что также заслуживает похвалы, ведь год назад карты класса high-end были в дефиците. Похоже, NVIDIA хорошо выучила свой урок: она смогла добиться не только хорошего разгонного потенциала у графических процессоров серии GeForce 7, но и обеспечить высокий выход годных кристаллов, производимых с использованием 0.11-мкм техпроцесса, что самым положительным образом сказалось на прибылях компании.

К несчастью, в этом году не намечен выход требовательных к графической подсистеме хитов, подобных Doom III и Half-Life 2, из-за чего рынок высокопроизводительных графических карт уменьшается. Для примера можно привести результаты исследований, проведённых Mercury Research, согласно которым во втором квартале данный сегмент рынка сократился на 30% по сравнению с первым. Продажи дорогих графических карт, превышающих стоимость в $400, остаются на прежнем уровне, однако в виду отсутствия новых требовательных игр, многие могут повременить с апгрейдом графических ускорителей, приобретённых в прошлом году.

Стоит, однако, напомнить, что этой осенью должны поступить в продажу такие игры как F.E.A.R. и следом за ним Serious Sam 2, а в начале 2006 года Crytek также обещает порадовать новым продуктом. Приведет ли выход этих игр к очередной волне модернизации игровых ПК?

Рыночные перспективы новинки

NVIDIA GeForce 7800 GTX стал доступен к приобретению быстро, широко и в массовых количествах. Это привело к тому, что цена этого решения в онлайновых магазинах в настоящее время опустилась ниже рекомендуемой отметки в $599. Так как спрос и предложение, вне всякого сомнения, оказывают влияние на реальную цену изделия, довольно ясно, что NVIDIA прилагает все усилия, чтобы сделать GeForce 7800 GTX более доступным для покупателей. В GeForce 7800 GT отключена часть логики GPU, а также значительно упрощена печатная плата (PCB), поэтому место для ценового маневра с этим продуктом у NVIDIA явно есть.

В дополнение к выпуску GeForce 7800 GT по цене $449, NVIDIA также снизила рекомендуемые цены на GeForce 6800 Ultra, GeForce 6800 GT и GeForce 6800 до $399, $299 и $199, соответственно. Пока неясно, планирует ли компания ускоренный вывод с рынка устаревших решений, с целью их замены новыми картами на базе архитектуры GeForce 7 с такой же или чуть более высокой производительностью.

С одной стороны, процессоры серии GeForce 6, производимые на заводах TSMC по 0.11-мкм техпроцессу, обладают достаточно высокой производительностью для тех секторов рынка, на которые они нацелены; к тому же, они менее сложны, нежели процессор GeForce 7800 (G70). С другой стороны, в какой-то момент, в будущем, NVIDIA будет иметь в наличии большое количество чипов GeForce 7800, в которых работоспособны только 16 пиксельных конвейеров и 6 вершинных процессоров. Такие чипы обеспечат производительность большую, нежели GeForce 6800 GT, но чуть меньшую, чем GeForce 6800 Ultra. Как только таких чипов окажется достаточно много, NVIDIA выпустит облегченную версию GeForce 7800, которая будет более привлекательна, нежели GeForce 6800 Ultra, что приведет к вытеснению последней с рынка. GeForce 6800, вероятнее всего, продержится дольше, но производство этого решения также будет прекращено в начале 2006 года. Итак, совершенно ясно, что дни GeForce 6800 Ultra и GT сочтены, но пока неясно, когда NVIDIA планирует прекратить поставки этих решений.

Хотя текущие планы NVIDIA остаются секретом, ясно, что располагая местом для ценового маневра в отношении GeForce 7800 GT и возможностью увеличения тактовых частот GeForce 7800 GTX, компания готова встретить следующее поколение графических процессоров ATI во всеоружии.

После летних анонсов видеокарт нового поколения – GeForce 7800 GTX и GeForce 7800 GT, и первых результатов их тестов, калифорнийская NVIDIA вмиг стала на длительный (по компьютерным меркам) срок "королем горы". Достойный ответ канадская ATI смогла дать только к ноябрю, "родив", наконец, линейку RADEON X1800. Общеизвестно, что довольно долгое время после анонса любой видеокарты класса Hi-End все ее экземпляры по заказу разработчика чипа производятся на одном и том же заводе (или нескольких), а все остальные бренды только покупают готовые адаптеры, клеят на них свои наклейки, комплектуют, упаковывают и продают под своим именем. И если большинство производителей тихо мирятся с таким положением дел, то такая амбициозная компания как ASUS, напротив, стремится внести в дизайн изделия хоть что-то от себя, будь-то всего лишь система охлаждения. Вспомните хотя бы то, как еще до официального анонса чипсета i945P в мае, фирма уже демонстрировала свой дизайн материнской платы. И это всегда было одним из слагаемых успеха и уважения фирмы.

Технические характеристики

Ничего революционного в архитектуре нового чипа G70 или прежней классификации NVIDIA – NV47 - видеть не приходится. Один только факт, что новый чип совместим по контактам со старым NV45, уже говорит о многом. Процессор изготавливается по отработанному и проверенному на младших чипах для карт поколения 6ххх 0.11 мкм технологическому процессу.. Основное изменение – увеличившееся до 24 (6х4) количество пиксельных, и до 8 - вершинных конвейеров. Максимально адресуемый объем перспективной видеопамяти GDDR3 SDRAM увеличился до 1 ГБ. Поддержка шейдеров версии 3.0, которой может похвастать новое поколение видеокарт ATI, досталась G70 от предшественников серии NVxx. Благодаря оптимизациям чипа по питанию, удалось значительно снизить его общее энергопотребление. Добавилась аппаратная поддержка HDTV-Out и некоторых специальных возможностей графической среды грядущей Windows Vista – опции, практическая ценность которых на сегодняшний день стремится к нулю.

Графический процессор стал основой для GeForce 7800 GTX – старшего видеодаптера в новой линейке. Для того чтобы получить упрощенную модификацию - GeForce 7800 GT -, предназначенную для более полного захвата Hi-End сегмента рынка, NVIDIA применила классическую схему урезания. Были отключены четыре пиксельных и один вершинный процессоры, а также уменьшены рабочие частоты ядра и видеопамяти.

ATI RADEON X 850 XT PE

ATI Radeon X1800 XL

NVIDIA GeForce 6800 Ultra

NVIDIA GeForce 7800 GT

Графический процессор

Технологический процесс, мкм

Число транзисторов, млн

Частота работы ядра, МГц

Тип видеопамяти, ширина шины

GDDR3 SDRAM 256 bit

GDDR3 SDRAM 256 bit

GDDR3 SDRAM 256 bit

GDDR3 SDRAM 256 bit

Частота работы памяти, МГц

Пиковая пропускная способность видеопамяти, Gbit / s

Поддержка пиксельных шейдеров

Поддержка вершинных шейдеров

Поддержка версии DirectX

Количество активных пиксельных конвейеров

Количество текстурных блоков на конвейер

Количество вершинных процессоров

Теоретическая скорость пиксельного заполнения (Fillrate), MPixel /s

ASUS Extreme N7800 GT

На тестирование видеокарта прибыла в коробке огромных размеров.

В нее запросто можно было бы упаковать две материнские платы форм-фактора Micro ATX (уложив их рядом, а не друг на друга) со всей комплектацией и, пожалуй, осталось бы еще свободное место. Вообще создается впечатление, что все дизайнеры боксов для видеокарт дружно заболели гигантоманией (или манией величия?). Иначе, как объяснить факт постоянного увеличения коробок при практически неизменных габаритных размерах плат? И даже внушительная комплектация продукта этого оправдать не может. В упаковке удалось обнаружить:

  • видеокарту ASUS Extreme N7800 GT;
  • шнур-переходник VIVO;
  • переходник с разъема питания MOLEX на шестиконтактный для видеокарты;
  • два переходника DVI to D-Sub;
  • 5 CD с драйверами и программами от ASUS, и 3 DVD с играми;
  • инструкцию по инсталляции драйверов и утилит
  • кейс для дисков.

Наверное, о практической ценности дисков в странах бывшего СССР смысла говорить нет – и так все понятно. Трогательно выглядит факт наличия кейса для комплектных CD: до тех пор, пока не достанешь его из пакетика и не увидишь, что такой же по качеству, только без надписи ASUS, можно купить за несколько долларов на ближайшей барахолке. Впрочем, все равно приятно видеть подобные вещи в стандартной комплектации видеокарты – как раз этим всегда и славилась ASUS. Инструкция, несмотря на ошибку в слове "Русский" прямо на обложке, переведена неплохо, а все скриншоты и иллюстрации - цветные. Переходник, помимо стандартных для VIVO-видеокарт, низкочастотных и S-VIDEO входов и выходов, имеет еще и композитный (трехкомпонентный) RGB-выход, который оценят владельцы Hi-End телевизоров.

Внешний вид видеокарты впечатляет. Первое, на что обращаешь внимание – это ее огромные размеры. Плата настолько длинная, что инженеры ASUS, опасаясь прогиба, установили на нее пластину из нержавеющей стали, служащую ребром жесткости. Устанавливая ускоритель в корпус, начинаешь всерьез опасаться, что его край упрется в корзину с жесткими дисками. В корпусе средних размеров (например INWIN S-523) до винчестеров остается всего несколько сантиметров.

Большую часть поверхности текстолита с лицевой стороны накрывает система охлаждения. На виду остались только силовые элементы питания. На оборотной стороне платы можно увидеть лишь россыпи резисторов, конденсаторов, микросхем стабилизации напряжения и прочие элементы питания – все это представляет интерес разве что только для вольтмоддеров.

На панель разъемов выведены два цифровых выхода DVI-I с дополнительными аналоговыми выводами и одно девятиконтактное гнездо для подключения VIVO-переходника.

Налюбовавшись на формы нашей красавицы, достаем отвертку и начинаем препарирование:). Открутив три неприметных винта, можно снять турбину с кожухом из плексигласа, снабженным тонкой металлической крышкой, на лицевой стороне которой красуется надпись ASUS. С обратной стороны, в районе крыльчатки и на краю кожуха, можно заметить небольшие кусочки текстолита, на которых установлены ряды сверхъярких синих светодиодов, эффектно подсвечивающих во время работы как саму видеокарту, так и окружающее пространство.

После снятия турбины становится ясно, что система охлаждения видеопамяти и чипа не цельная.

Графический процессор имеет собственный радиатор, целиком выполненный из меди. Для его демонтажа приходится разобраться еще с четырьмя винтами, вкрученными в металлические втулки пластиковой подложки, служащей для исключения перекосов, а также для исключения прогиба платы в районе GPU. Качество полировки подошвы медного охладителя отвратительно. Отчетливо видны следы, оставленные абразивом шлифовального круга, и шероховатость поверхности отчетливо ощущается даже тактильно. На кристалл процессора нанесено умеренное количество белой термопасты.

Радиатор, служащий для охлаждения чипов памяти, изготовлен из алюминия и имеет более сложную конструкцию. К основанию части, накрытой кожухом турбины, приварены тонкие ребра, а в стороне, не имеющей принудительной вентиляции, для увеличения площади поверхности выполнены толстые иглы.

В целях улучшения теплоотдачи чипов памяти используется подозрительный термоинтерфейс, качество которого еще сомнительней, чем у пресловутой терможвачки. Основу его составляет синтетическая армирующая сеточка, а само вещество напоминает пластик для лепки (похож на пластилин, только хрупкий).

Реализовав охлаждение видеопамяти и GPU с помощью различных радиаторов, разработчики ASUS решили довольно актуальную проблему, когда при применении цельной системы, мощный GPU, температура которого может достигать более чем 80 ºС, принудительно нагревает и чипы видеопамяти. Все винты, скрепляющие систему, снабжены витыми пружинами, создающими дополнительный натяг в резьбе, что исключает самопроизвольное их откручивание вследствие вибрации.

Жаль, но скорость вращения крыльчатки турбины неизменна и довольно велика. Потому система охлаждения перманентно оказывает на пользователя довольно высокое звуковое давление. Такой просчет инженеров – это значительный недостаток. Ну а на фоне того, что видеокарта, как и все продукты NVIDIA старшего уровня, начиная с линейки FX, имеет специальный 2D режим с пониженными частотами GPU и памяти, данное упущение выглядит вообще нелепо. При этом во время максимальной загрузки графического процессора его температура составила 73 ºС.

Итак, "раздев" карту мы видим, что дизайн ее PCB полностью идентичен референсному от NVIDIA. Точнее, плата была явно сделана по заказу самого разработчика чипа, а затем продана ASUS. Текстолит выкрашен в приятный темно-синий цвет. Чипы памяти равномерно полукругом около графического процессора, в результате чего длина дорожки до каждой микросхемы одинакова, что обеспечивает возможность их работы на частотах свыше 1200 МГц. Максимальное количество видеопамяти, предусмотренное дизайном PCB, составляет 256 МB – ровно столько и установлено на тестируемой карте. Чипы GDDR-3 упакованы в корпусы FBGA. К сожалению, маркировка с микросхем удалена. Местами даже видны ее остатки в виде отдельных цифр, выгравированных на крышке. Для чего производителю понадобилось удалять маркировку - непонятно.

Таким образом, получить какую-либо информацию о производителе или номинальной рабочей частоте чипов не представляется возможным. Для обеспечения работоспособности видеокарты с частотой памяти, прописанной в спецификации 7800 GT, достаточно микросхем, имеющих время выборки 2.0 нс.

Почти в самом центре платы на лицевой стороне установлен графический процессор G70 (NV47).

Судя по маркировке, нанесенной на поверхность кремниевой пластины, чип произведен в Корее (естественно, Южной) на 26 неделе (июнь) 2005 года. Надпись GF-7800-GT говорит о том, что в процессоре отключены четыре пиксельных конвейера и один вершинный процессор. К сожалению, чем больше "жестянщики" всего мира пытаются найти способ, которым NVIDIA отключила линии рендеринга, тем больше становится ясно, что снять блокировку вряд ли получится. На данный момент достоверно известно, что пиксельный и вершинный юниты были отключены не путем записи определенных переменных в программируемые регистры, не средствами BIOS, не пережиганием перемычек лазерным лучом и не припаиванием резисторов к определенным контактам. Все эти методы защиты, обойти которые мог любой пользователь, задавшийся целью, остались в прошлом. Похоже, что число рабочих конвейеров устанавливается каким-то до не применявшимся ранее способом сразу после тестирования чипа. Разработчики NVIDIA хорошо поработали для того, чтобы не делать больше таких подарков оверклокерам, как программируемые регистры первых NV4х.

Функции VIVO реализованы с помощью чипа Philips 7115. Вообще, если быть точным, микросхема обеспечивает только возможность видеозахвата, а поддержка видеовыхода заложена в самом GPU.

Тестирование

Использовался стенд следующей конфигурации:

  • материнская плата: DFI LANPATY NF4 SLI-DR (nForce4 SLI);
  • процессор: AMD Athlon64 3500 (Venice E6), 2200 МГц (11 x 200);
  • оперативная память: 2 х 512 MB, DIGMA DDR400 SDRAM (SPD 3.0-4-4-8 200MHz);
  • жесткие диски: Seagate ST3200822AS 200 GB SATA 7200 об/мин и Seagate ST3120827AS 120 GB SATA 7200 об/мин;
  • блок питания: PowerMan 350 Вт;
  • кулер: Spire SP779 В3-1, 3000-6000 об/мин;;
  • операционная система: Windows XP Professional SP1.

Процессор был разогнан до 2728 МГц, для чего напряжение питания было поднято до 1.55 В. Оперативная память функционировала на частоте 248 МГц с задержками 3-3-3-8 1Т и напряжением 3.1 В. Использовались драйверы видеокарт ATI Catalyst 5.11 и NVIDIA ForceWare 81.85, а также системные драйверы NVIDIA nForce 6.66. В тестировании, помимо нашей сегодняшней героини, принимали участие следующие видеоплаты:

Думаю, что комментарии по результатам тестов излишни. ASUS Extreme N7800 GT, даже без использования разгона, идет стабильно впереди во всех тестах из нашего сегодняшнего набора. Поскольку плата ASUS Extreme N7800 GT изготовлена по заказу самой NVIDIA, производительность видеокарты можно рассматривать с тем же успехом, что и работу эталонной карты GeForce 7800 GT от самого разработчика чипа. Адаптер с легкостью обходит как SLI-связку недавних хитов продаж 6600GT, так и топовое решение прошлого поколения от ATI (с позволения читателя, производительность ATI RADEON X800 GTO,работающей в разогнанном режиме, и ATI RADEON X850 XT PE - в номинальном считается приблизительно равной).

Выводы

Продукт ASUS Extreme N7800 GT является решением, оставившим после себя неоднозначные впечатления. Конечно, его можно похвалить за традиционно богатую для изделий ASUS комплектацию. Приятно было наконец-то увидеть систему охлаждения, установленую брендом выпустившим карту на рынок, а не набивший уже оскомину радиатор, произведенный подрядчиками NVIDIA с переклеенной наклейкой. Где-то ближе к нулю шкалы впечатлений возникают ощущения от успешности разгона (хотя ASUS здесь не виновата). Ну а в минусовом секторе у нас оказалась шумная турбина с нерегулируемой угловой скоростью крыльчатки. В общем же зачете ASUS Extreme N7800 GT является хорошим продуктом для тех геймеров, что могут позволить себе потратить более 400 долларов на видеокарту.

Статьи по теме: