Современные информационные технологии организационной культуры. Информационные технологии в социально-культурной сфере

Методики (технологии), применяемые в учебном процессе, являются механизмами реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Представляется правомерным определение социальных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями, между духовным и материальным производством. Примером исторически первых социальных технологий могут служить национальные традиционные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике - экспериментальные школьные программы (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д. Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных социальных технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от рада факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое " количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими"" особенностями. Известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в практике культурно-досуговых центров. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республики, области, края, района, города.

Прежде всего необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы. В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и "инструментовку" целей и задач социально-культурной деятельности. Цель выступает как способ интеграции различных действий и усилий различных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункциональна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней ("дерева целей", "пирамиды целей") в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвигаются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографических групп населения, характера их трудовой деятельности и производственных условий, с учетом координации усилий с другими социальными структурами и институтами, определенных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, вечернее время), недельного (ежедневного и воскресных дней), отпускного времени.



Знание технологии диктуется многосубъективностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и специалистов, профессионально занимающихся в этой сфере, в качестве ее постоянных субъектов выступают многочисленные общественные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные движения, разнообразные коммерческие, кооперативные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социально-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

Вся эта масса субъектов, задействованных в досуговой сфере, избирательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следовательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характерными особенностями.

Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации "ноу хау" для отдельных видов / развивающей социально-культурной деятельности в области просвещения, творчества, активного отдыха, спорта и развлечений.

Социально дифференцированные (или частные) методики охватывают технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.

Методика (технология) социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов.

Существенным источником обогащения этой методики является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются в первую очередь в разви- вающей, информационно-просветительной деятельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, информационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репродукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные виды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. На практике все названные средства используются не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с другом.

Усилению и трансформированию традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветйтельная^и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, _таорче-ской, рекреативной.

В социально-культурных институтах используются просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); восдитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы организациитвррческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация" творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования; методы рекреации (вовлечение

в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

Наконец, в практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного "проблемного поля" современной социально-культурной сферы.

Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагогические. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации являются и требования педагогики сотрудничества.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые- на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

16. Функциональные и частные методики

Основу функциональных методик организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство

культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений Определяющим признаком всех функциональных методик яв.ляе11ся..их-развивающее начала Не сду^йшхлшщмхФУЗКШ10" нальные методики носят обязывающие ко многому названия развиваю-щих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Начнем характеристику функциональных методик с методики ор-ганизации информационно-познавательной, просветительной деятель- Я ности и самообразования.

Интенсивно используются такие особенности этой деятельности, как большая, чем у других социальных институтов, доступность, свободный характер, ее независимость от жестких учебных планов и программ, широкое внедрение популяризаторских методик, основанных на синтезировании научного и художественного материала, возможность гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории, умение ставить единую педагогическую цель в информационной, образовательно-кружковой и индивидуально-консультационной работе.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субьектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, "круглые столы", дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуЖ" дении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливается утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Основные объекты социокультурной сферы (клубы, Дома культуры, библиотеки и др) переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие меди-аобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию

кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Происходит расширение номенклатуры информационных услуг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, общественные центры непрерывного образования, тематические школы и курсы на хозрасчетных началах. Резко возрастает потребность в оперативной информации о текущих событиях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения.

Культурно-досуговая сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Досуговые центры органично включаются в открытую информационную систему, рассчитанную на использование всего массива информации без каких-либо ограничений.

Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой информации, но и сведения и оценки местного, регионального характера. Информационно-просветительная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к информации через организацию независимых библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.

Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вывод еще раз подтверждает установленную на практике закономерность: некрупная структура всегда оперативнее откликается на возникновение новых познавательных, творческих потребностей, на поиск новой информации, нетрадиционных способов действия, остро реагирует и на возможные разрывы в социальной среде, на негативные ситуации, неблагоприятную психологическую атмосферу, дефицит общения и социального доверия. Известно, как дорого обходится обществу социальная отчужденность группы или отдельно взятой личности.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникруж-ка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно

расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров - публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при приведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ. Дифференциация художественных потребностей и интересов населения обусловливает появление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и быта становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии текстильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, художественной обработки дерева, камня, металла, кости и т.д.

Увеличивается значимость самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются его факторы саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жесткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

В системе самодеятельного художественного творчества реализуется отход от прямого дублирования структур профессионального искусства.

Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентированного на фольклор и оригинальные виды современного народного творчества. Акцент переносится на культуротворческие процессы в открытой социальной среде. Основным принципом развития самодеятельности становится принцип художественного плюрализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям любителя. Происходит активное сближение и пересечение профессиональных и непрофессиональных структур. Юридически закрепляется правовой статус мастеров народного искусства. Утверждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным явлением. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право создания авторской школы и право на художественный эксперимент.

Главным становится набор активных рекреационных занятий, связанных в сквозные досуговые программы, отличающиеся сравнительно большой продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэ-нергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздо-ровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут прежде всего школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффективности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седатив-ных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.

В организации массового отдыха активно используются традиции возрождаемой народной культуры. Учреждения досуга принимают деятельное участие в восстановлении системы народных праздников, обрядов и ритуалов, традиционных форм организации молодежного досуга входят в обиход такие новые праздники, как юморины, дни смеха, спортивно-туристические, праздники цветов, литературно-художественные, русского чая, городов и т.д.

1В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра ооладает хорошо известными психологическими, организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя самореф-лекцию личности, игра является действенным инструментом углубле-r?e^lKPa™4HOCTJI обш-еняя" сотрудничества, социального диалога. Дифференцированные (частные) методики социально-культурной деятельности ориентированы на работу,С Отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть рядящих"чёртГсвязан-ных с изначальными принципами и функциями социально-культурной (деятельности. В то же время каждая из методик обладает характерными) осооенностями, обусловленными социально-психологическими, физио- > логическими и другими характеристиками возрастных групп - детей подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методик составляют разно-ооразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Организатору социально-культурной деятельности очень часто приходится иметь дело с методикой семейного досуга - изучением предпочтении досуговых форм индивидуально-семейного выбора досуговых занятии, созданием условий для профессионального программирования и реализации альтернативных видов и форм организации свободного времени семейных общностей.

Такого же пристального внимания требуют и методики, рассчитанные на детский и подростковый возраст, динамичные молодежные категории, лиц среднего и пожилого возраста. Технологические аспекты подробно рассматриваются в спецкурсах.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов. Трудно переоценить значение социологических исследовании для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально неооходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования

исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Глава пятая

Культура и искусство – то, что в первую очередь отличает людей от животных. Сохранить и приумножить культурное наследие является основной задачей любой страны и государства. В век скоростных технологий и стремительных изменений в этой области тоже происходят трансформации: возникают новые направления, недоступные ранее пути реализации и воплощения арт-объектов и исторических ценностей. Новые технологии в культуре активно развиваются, делая ознакомление с культурным и историческим наследием доступным, понятным и легко воспринимаемым для любого человека.

Подобные изменения не всегда быстро приживаются, некоторые из них отсеиваются в процессе, но самые удачные остаются и позволяют вовлечь в определённый жанр или направление всё большее количество почитателей.

3D-театр

Театральное искусство всегда имело одну большую проблему: ограниченность пространства и сложность со сменой декораций по ходу спектакля. Смена происходила в промежутке между актами, что ограничивало сюжет и требовало значительной адаптации сценария для многих классических произведений.

На помощь в этом вопросе пришли 3D-технологии. Эксперимент стартовал одновременно в нескольких авторитетных театрах мира, но первоначальная идея возникла в Большом театре России, который пригласил к сотрудничеству компании «СИМ» и «LIGHTCONVERSE» для разработки специального ПО. На подготовку проекта ушло 6 лет, в результате чего был получен Аппаратно-программный комплекс для системы визуализации спектаклей (АПКВ).

С его помощью сотрудники отдела визуализации выполняют 3D-моделирование, итогом которого становятся визуализированные декорации. Это позволяет сократить расходы на подготовку спектакля, сэкономить время, необходимое для репетиций, и даёт возможность реализовать большее количество постановок в рамках одного спектакля.

Интерактивный театр

По такому же направлению развиваются театральные постановки, создающие интерактивное действо. В России такой подход начался со спектаклей для детей, первым из которых был «Алиса в стране Чудес» театра «Санкт-Петербург Опера», показавший, что эмоции и впечатления зрителей от увиденного превосходят классическую постановку.

Интерактивный театр позволяет накладывать акустическую систему для геометрического распределения звука по залу и взаимодействия с интерактивными декорациями и персонажами, дополняющими реальный актёрский состав. Это помогает создавать недостающие спецэффекты, которые сложно воспроизвести с помощью классических технологий, что обеспечивает атмосферу полномасштабного погружения в действо. Таким образом, поле деятельности значительно расширяется, что возможность для реализации новых сложных проектов. Ещё одно неоспоримое преимущество – простота хранения такого контента, не требующего огромных помещений.

Небольшой процент критиков считает, что бурное шоу и быстрая смена декораций отвлекают зрителей от актёрского мастерства, мешая сконцентрироваться на персонажах, но всё же большинство экспертов и деятелей культуры находят, что технические новинки делают театральное искусство объёмнее и привлекают новых зрителей.

Интерактивные спектакли представляют собой будущее сценического жанра, основанного на использовании высоких технологий и позволяющего сокращать материальные и человеческие затраты.

Книги и литература

Раньше ознакомление с классикой и бестселлерами считалось делом исключительно спокойным и пассивным, поэтому активные люди не могли задерживать своё внимание на прочтении книг. Новые технологии позволили изменить представление о чтении, предоставив читателям книги с интерактивными элементами.

Такой подход привлёк к чтению огромное количество людей, особенно расширилась детская аудитория. Интерактивные элементы стали прекрасной альтернативой гаджетам. Они визуализируются после прочтения их QR-кода и становятся видимыми в 2D-формате.

Особенная польза литературы такого формата заключается в том, что подобные книги помогают собрать вместе и детей, и родителей, и каждое поколение найдёт в чтении самые приятные для себя моменты.

Следующий шаг современной литературы граничит с компьютерными играми: читатель становится непосредственным участником событий, описанных в произведении. Вместе с главными героями можно участвовать в приключениях, усиливая переживания и ощущение реальности с помощью интерактивных материалов.

Для этого к книге прикладываются объекты, доказывающие реальность описанного: фотографии главных персонажей, схемы передвижений, предстоящих по сюжету, чертежи или модели знаковых предметов, задействованных в повествовании.

Кроме того, по ходу повествования попадаются реальные номера телефонов, на которые нужно позвонить, чтобы услышать важную для сюжета информацию. Также указываются адреса сайтов или QR-коды, ссылки, на которые нужно перейти, чтобы последовать за героями и погрузиться в атмосферу происходящего.

Чтение такой литературы является очень динамичным и подходит даже самым активным людям, потому что скучным процесс точно не будет.

Кино

Кино – один из видов искусства, который на данный момент больше всего потребляется обществом. Новые технологии киноискусства давно оставили позади объёмное изображение, и теперь внимание сосредоточено на совершенно новом подходе.

Стандартные кинотеатры в привычном понимании в ближайшем времени уйдут в прошлое, а на смену им придут кинопарки. Первый такой проект уже запущен в Йокогаме (Япония). Парк Orbi стал совместной разработкой корпорации SEGA и контента BBC Earth. На данный момент кинопарк работает в экспериментальном режиме. В нём посетители могут совершить мультисенсорное путешествие по миру, во время чего задействованы 4 чувства: зрение, осязание, обоняние и звук.

В подобных кинотеатрах не будет большого тёмного зала с экраном. В виртуальный экран превратится всё окружающее пространство, а транслируемое изображение будет только частью сюжета. Фильмы такого формата являются чем-то средним между кинофильмом и видеоигрой, они будут сопровождаться осязательными ощущениями, виртуальной и дополненной реальностью.

На данный момент разработки пошли ещё дальше: нейрофизиологи проводят исследования в области трансляции ощущений непосредственно в мозг зрителя. Это будет воплощаться в жизнь при помощи специального программного оборудования, которое сформирует полный спектр ощущений напрямую в нервной системе.

Такой подход заставляет кинематографистов спорить о том, где заканчивается граница киноискусства и начинается обычное видео. Есть скептики, считающие, что кинотеатры не устоят перед натиском новых технологий и уступят место домашним киносеансам, но большинство экспертов полагает, что потребность в массовом получении эмоций у людей неискоренима, поэтому они будут собираться в кинотеатры для просмотра киношедевров.

Физическая культура

Формирование культуры личности невозможно без развития физической культуры. Обеспечение здоровья и нормального состояния своего тела — одно из проявлений личной ответственности человека перед собой и своими потомками.

Новые технологии в физической культуре подразумевают, прежде всего, формирование правильного восприятия этой дисциплины у подрастающего поколения. Контроль над всеми функциями организма и ответственность за своё здоровье должны стать центральными объектами в этой науке.

Физическая культура подразумевает достаточный объём теоретического материала, которым в программе нередко пренебрегают. Но с использованием новых информационных технологий этот пробел можно заполнить, что взято на вооружение не только прогрессивными спорт-центрами, но ВУЗами и даже отдельными школами.

Для того, чтобы быстро и эффективно объяснить обучающемуся техники выполнения определённых движений или комплекса упражнений, сейчас применяют компьютерные технологии. Нередко таким же образом презентуют биографии спортсменов и демонстрируют их лучшие достижения. Это делает занятия не только более динамичными, но и лучше запоминающимися.

Не обошли новые технологии и профессиональных спортсменов. Созданы специальные комплексы с накладными датчиками, регистрирующими импульс и электросигналы. На основании этих данных тренер и спортсмен могут отследить нагрузку, правильность выполнения упражнений или их элементов и общий эффект, полученный от тренировки.

Выставки

Культурные экспозиции и различные выставки получили новый виток развития благодаря применению инновационных предложений.

За последние 5 лет в выставочной культуре появился новый формат, который очень быстро набирает обороты – видео-мэппинг. Он подразумевает использование проекций изображений на любые физические объекты. При помощи видео-мэппинга можно преобразовать пространство помещений и объектов с учётом его формы и расположения.

Эта технология становится центральным механизмом выставок благодаря тому, что является легко воплощаемым в жизнь механизмом шоу и презентации. Физическим объектом, на котором будет визуализировано изображение, может стать предмет любого размера: от маленького макета до огромной поверхности строения многоэтажного дома.

Ещё одна технология, активно применяемая на культурных выставках – система дополненной или расширенной реальности. Она представляет собой результат введения в поле зрения разного количества сенсорных данных, которые дополняют имеющуюся картинку для формирования более полного образа. При помощи этого механизма совмещается виртуальное и реальное, а их взаимодействие в реальном времени становится возможным.

Экскурсии

Экскурсии всегда были основным пунктом туристической культурной программы. Их трансформация началась давно: аудиогиды начали вытеснять экскурсоводов с появлением в обиходе наушников. Изменения продолжаются, и эта сфера развивается в ногу со временем.

Сенсорные киоски

Новые технологии в культуре позволили сделать возможными экскурсии без экскурсоводов. Для этого в залах музеев устанавливают сенсорные киоски, представляющие собой программный комплекс на основе компьютера, который оснащён сенсорным монитором. В сенсорном киоске содержится графическая, текстовая, аудио-, видео-, музыкальная и анимационная информация, доступ к которой может получить каждый посетитель музея.

Так как у человека под действием всех типов восприятия поданная информация вызывает больший эмоциональный отклик, то можно быть уверенным, что данные, полученные во время такой экскурсии, долго останутся в памяти. При помощи разноплановой подачи человек может полнее погрузиться в мир культуры и истории. Удобно и то, что иностранные посетители могут выбрать для себя нужный язык и получить исчерпывающую информацию в любом музее мира даже в том случае, если не владеют языком этой страны.

3D-экскурсии

Ещё один формат экскурсий, взятый на вооружение в сфере культуры – 3D-туры и экскурсии. Он поможет тем людям, которые не могут посетить желаемый культурный объект или город, но желают получить о нём исчерпывающее представление. В виртуальной экскурсии собраны объединённые сферические панорамы, которые плавно и поочерёдно могут сменять друг друга. Направление маршрута виртуальный турист может выбирать сам, управляя полем зрения при помощи мышки. Как правило, к обычной визуальной картинке добавляются вспомогательные элементы: всплывающие окна с информацией, надписи, графические клавиши управления и пр.

Благодаря таким экскурсиям можно посетить большинство экспозиций самых известных музеев. Таким же образом совершают виртуальные прогулки по наиболее красивым местам больших городов. 3D-экскурсии позволили миллионам людей, не имеющих возможности побывать в интересующих их местах, посетить эти города или музеи.

Одной из основных функций социально-педагогической деятельности в сфере досуга является функция социального воспитания. Социальное воспи-тание – это объективно существующее общественное явление. Оно представ-ляет процесс формирования отношений человека к окружающему миру. Социальное воспитание начинается сразу же, как человек включается в систему общественных отношений.

Возможность использования досуговой деятельности в социально-педаго-гических целях базируется на том, что она является носителем человеческой культуры. Культурологи считают, что любое изменение личности под влия-нием социовоспитательного воздействия – это прежде всего изменения в содержании ее культуры. Социально-педагогическую работу можно рассмат-ривать в этом контексте как процесс передачи и усвоения культуры, систе-матизированного общественного опыта, знаний и ценностных ориентаций относительно объектов окружающего мира. Деятельность способствует прев-ращению культуры из внешней объективно-предметной в индивидуальную объективно-психическую форму.

Социальное воспитание осуществляется по трем основным линиям. Это стимулирование естественного саморазвития, направленное формирование новых личностных свойств и педагогическая коррекция уже сложившихся качеств личности. Социовоспитательные воздействия оказывают влияние на все основные компоненты структуры личности, т.е. на её гносеологический по-тенциал (что она знает), аксиологический потенциал (что и как она ценит), креативный потенциал (что нового во всех сферах своей жизни она создает), коммуникативный потенциал (с кем и как она общается). Содержательным ядром социального воспитания личности является нравственное воспитание.

К настоящему времени технологии, выработанные в сфере культуры и досуга, приобрели общесоциальное значение, превратились в социальные технологии. Принципиальное значение для досуговых технологий имеет их опора на основные постулаты социальной педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансфор-мации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общ-ностью людей, в задачи социально-культурные. Это позволяет придать досу-говым технологиям развивающую, гедонистическую, творческую и рекреа-тивную направленность. Технологии педагогики досуга правомерно рассмат-ривать как механизмы реализации теории в практику социально-педаго-гической деятельности. Представляется правомерным определение социальных технологий как средство обмена человеческими способностями и потреб-ностями, между духовным и материальным производством. По нашему мне-нию, социальная технология в сфере культуры и досуга – это целенаправ-ленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность досуговой деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, используемых в социально-педагогическом процессе и обеспечива-ющих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в условиях социально-культурной среды.


Любая из социальных технологий в досуговой сфере формируется на стыке педагогики с культурологическими дисциплинами, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков, они, естественно базируются на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференци-рованные (по Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникову):

1) общие технологии охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-педагогической, досуговой деятельности. С помощью общих технологий формируется и интенсивно осваивается досуговая среда (например, формирование духовных запросов личности, досуговая мотивация, стимулирование социальной и творческой активности в сфере досуга и др.);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления организации досуга, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания в сфере культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и прос-ветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и люби-тельских объединений, технологии организации отдыха и развлечений, рек-реационно-оздоровительные технологии и др.). Основу функциональных технологий составляет органическое единство культуры, просвещения, ин-формации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Не случайно поэтому функциональные технологии носят обязывающие многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

3) дифференцированные (частные) технологии представляют собой ме-тодики, направленные на работу с отдельными категориями населения и раз-личными возрастными группами (методика организации досуга детей и под-ростков, методика молодежного досуга, методика семейного досуга, методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста и т.п.). Диф-ференцированные технологии обладают характерными особенностями, обус-ловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилиро-ванные для отдельных социально-демографических групп.

Общие, функциональные и социально-дифференцированные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгорит-мических организационно-управленческих действий, функционирования лич-ностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов. Социальные технологии досуговой деятельности постоянно пополняются за счет исторического и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта, досуга народами множества стран и континентов.

В настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятель-ности уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внед-ряют такие формы работы, которые способствуют:

Восстановлению эмоционального равновесия людей;

Возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;

Акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда нововведение, это целенап-равленное изменение, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элементов. Это всегда выход за пределы известного и общеприз-нанного в общественной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают проч-ную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди мно-жества инновационных технологий в области культуры, искусства, образо-вания, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завер-шенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию

Примерная схема кодировки механизма осуществления инновационных технологий включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, ее формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии ), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии) , либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:

- объект деятельности : коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности : социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.

Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.

Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.

Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ , содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.

Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:

- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач

- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;

- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;

- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;

- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.

В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:

система социальных технологий педагогики досуга

Одно из важнейших направлений приложения информационных технологий на настоящем этапе - это организационная культура. Уровень использования информационных технологий и ресурсов является важнейшим признаком развития как самой организации, так и её организационной культуры. А овладение конкретным специалистом информационными технологиями и доступом к информационным ресурсам является мерой его ценности для организации и включённости в организационную культуру.

Информационные технологии представляют собой готовый к употреблению научно-технический продукт, полученный в результате совместного творчества математиков, программистов, экономистов, управленцев и других специалистов, то есть представителей разных организационных культур, Причём продукт этот обладает очень высокой степенью универсальности, благодаря чему через него идёт взаимопроникновение и взаимообогащение разных организационных культур. По мере развития современного общества, которое социологи определяют как постиндустриальное , эти процессы только усиливаются, соответственно превращая общество в информационное . Подобное превращение потребует серьёзных структурных изменений как в обществе в целом, так и в его отдельных организациях.

Пока футурологи пытаются предсказать каким будет информационное общество, ниже обозначены несколько основных направлений, по которым идёт внедрение информационных технологий в организационную культуру.

Прежде всего, определим, что информационные технологии - это систематизированная совокупность методов, средств и действий по работе с информацией. Перечень действий по работе с информацией может быть достаточно большим: поиск, сбор, обработка, преобразование, хранение, отображение, представление, передача и т.д. Следует отметить, что последние четыре десятилетия, словосочетание информационные технологии чаще всего употреблялись вместе со словом новые или современные - аббревиатуры НИТ или СИТ (Новые или Современные Информационные Технологии). В первую очередь это связано с автоматизацией процесса получения, обработки, хранения и передачи информации с помощью компьютеров и средств телекоммуникации. В литературе встречается также аббревиатура КИТ (Компьютерная Информационная Технология).

Одними из важнейших являются методы, программы и технические устройства для обработки текста - так называемые текстовые процессоры (редакторы) и настольные издательские системы, которые позволяют осуществлять всевозможные операции с текстами в электронном виде, а для автоматизации ввода информации и перевода её в электронный вид используются системы сканирования и распознавания символов, а также системы речевого ввода текста. Их основные функции - ввод и представление текстовой информации, ее хранение, просмотр и печать. Примером наиболее известного текстового процессора являются MS Word из пакета программ MS Office.

Потребность создания рисунков, схем, графиков, диаграмм и другой графической продукции привела к созданию графических процессоров . Это специфические программные средства, позволяющие создавать и преобразовывать графические изображения. Информационные технологии коммерческой графики обеспечивают графическое отображение информации из табличных процессоров, баз данных или отдельных графических файлов в виде диаграмм, графиков, гистограмм. Информационные технологии иллюстративной графики предоставляют возможность создания иллюстраций для различных документов. Информационные технологии научной графики обслуживают задачи картографии, представления научных расчетов. Особенно эффективно применение графических процессоров для подготовки в режиме «on line», то есть немедленно, моментально графического изображения различных производственных, финансовых, коммерческих, социальных и иных процессов. Это позволяет руководителям, также в режиме «on line» принимать управленческие решения, предотвращая значительные потери разнообразных ресурсов.

Важнейшую роль в современных информационных процессах играет группа информационных технологий обработки данных.
Большую часть общественного документооборота составляют документы табличного вида. Комплексы программных средств, реализующих создание, хранение, редактирование, обработку и печать электронных таблиц называют табличными процессорами . Табличный процессор позволяет решать такие задачи, как бюджетные и статистические расчеты, прогнозирование в различных областях, создание баз данных с удобными средствами работы в них. Пример наиболее известного табличного процессора - MS Excel из пакета программ MS Office.

Системы управления базами данных (СУБД) предназначены для автоматизации процедур создания, хранения, обработки и извлечения электронных данных. Основные функции СУБД - создание, структурирование, организация извлечения данных различного назначения и формата. Многие существующие экономические, информационно-справочные, банковские, программные комплексы реализованы с использованием инструментальных средств СУБД. Пример СУБД - MS Access из пакета программ MS Office.

Следующее направление в прикладных пакетах программ связано с подготовкой специальных слайдов, демонстрируемых на мониторе компьютера для сопровождения всевозможных выступлений. Для подобных целей разработаны системы подготовки презентаций , примером может служить MS PowerPoint, также из пакета программ MS Office.

Системы статистической обработки позволяют осуществить статистические расчеты в различных областях: социологии, экономике, экологии, производстве и т.д. Пример - пакет SPSS.

Финансовые и производственные программы, реализующие расчеты, связанные с финансовой и производственной деятельностью и бухгалтерским учетом. Примерами могут быть программы «Производство», «Склад», «Магазин», «Транспорт», «Бухгалтерия», «Банк» и др. из пакета прикладных программ «1С».

Гипертекстовые технологии - это способы преобразования текста из линейной формы в иерархическую форму. Использование гипертекстовой технологии (по сравнению с представлением информации в обычной книге) позволяет кардинально изменить способ просмотра и способ восприятия информации. Так, читая текст в книге, человек просматривает его последовательно, страница за страницей. И если в процессе чтения, он встретил термин, значение которого объяснялось раньше, то в этом случае ему придется листать страницы книги в обратном порядке до тех пор, пока не найдем нужное определение непонятного термина. Использование же гипертекстовой технологии позволяет значительно упростить работу с текстом и найти нужное определение за считанные секунды. В настоящее время гипертекстовая технология широко используется для построения подсистем помощи пользователям при работе с диалоговыми компьютерными программами, а также для построения различных справочников, энциклопедий.

Диалоговые программы. Суть этой технологии состоит в том, специальная программа при обращении к ней человека задаёт ему встречный вопрос. Получив ответ (как правило «да» или «нет»), программа анализирует ситуацию и либо предлагает окончательный ответ, либо предлагает опять что-то уточнить в диалоговом режиме, после чего предлагает окончательный ответ. Такие циклы «вопрос - ответ» могут повторяться многократно, приводя в итоге обратившегося человека к какому-либо рациональному ответу. Диалоговые технологии позволяют человеку слабо знакомому с конкретной сферой деятельности быстро получить нужный ответ.

Важное место в процессе интеграции информационных технологий занимают сетевые информационные технологии . Они представляют собой объединение технологии сбора, хранения, передачи и обработки информации на компьютере с техникой связи и телекоммуникаций. С появлением персональных компьютеров возникли локальные сети, которые позволили повысить эффективность применения вычислительной техники, улучшить качество обработки информации. Они позволили поднять на качественно новую ступень управление производственным процессом, создать новые информационные и коммуникационные технологии. Объединение локальных вычислительных сетей и глобальных сетей открыло доступ к мировым информационным ресурсам. Одной из самых популярных и перспективных сетевых технологий является WWW-технология , которая представляет собой распределенную систему гипермедийных документов, отличительной особенностью которых, кроме привлекательного внешнего вида, является возможность организации перекрестных ссылок друг на друга. Это означает присутствие в текущем документе ссылки, реализующей переход на любой документ WWW (World Wide Web, всемирная паутина) , который физически может быть размещен на другом компьютере сети. Используя специальную программу просмотра документов WWW (браузер), пользователь сети может быстро перемещаться по ссылкам от одного документа к другому, путешествуя по пространству всемирной паутины.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией в компьютерных сетях стала электронная почта - технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документов, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.). Она выполняет такие функции, как редактирование документов перед передачей; их хранение; пересылка корреспонденции; проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче; выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом; получение и хранение информации; просмотр полученной корреспонденции.

Одной из сетевых технологий обмена информацией между людьми, объединенными общими интересами, является телеконференция.
Телеконференция - сетевой форум, организованный для ведения дискуссии и обмена новостями по определенной тематике.
Телеконференция позволяют публиковать сообщения по интересам на специальных компьютерах в сети. Сообщения можно читать, подключившись к компьютеру и выбрав тему для себя. Далее, по желанию, вы можете ответить автору статьи или послать собственное сообщение. Таким образом, организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер. Наличие аудио и видеооборудования (микрофон, цифровая видеокамера и др.), подключенного к компьютеру, позволяет организовать компьютерные аудио и видеоконференции .

Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных . Персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т.е. на местах возникновения и использования информации. Если они соединены каналами связи, то это дает возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Преимущества распределенной обработки данных: большое число взаимодействующих между собой пользователей, выполняющих функции сбора, регистрации, хранения, передачи и выдачи информации; снятие пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных компьютерах; обеспечение доступа информационного работника к вычислительным ресурсам компьютерной сети; обеспечение обмена данными между удаленными пользователями. В наиболее сложных системах осуществляется подключение к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным и глобальным информационно-поисковым системам, базам данных и банкам знаний и т.д.).

Чрезвычайно важной технологией, реализованной в компьютерных сетях, является технология автоматизированного поиска информации . Используя специализированные средства - информационно-поисковые системы, можно в кратчайшие сроки найти интересующие вас сведения в мировых информационных источниках.

Статьи по теме: