Как работают Яндекс.Пробки. Откуда яндекс берет информацию о пробках
Источники данных
Один из источников - непосредственное наблюдение. В Москве у Яндекс.Пробок установлены видеокамеры. Они присутствуют вдоль всех крупнейших автомагистралей, на крупных развязках и перекрестках. На страницах сервиса можно даже посмотреть онлайн-трансляции с них. Исходя из плотности движения и скорости потока, операторы выставляют каждому видимому участку соответствующую оценку. Если транспорт движется быстро, то участок дороги отмечается как «зеленый» - движение свободно. По мере скопления автомобилей, операторы могут сменить оценку на «желтый» – движение с затруднениями, а то и на «красный» – это пробка. На некоторых магистралях, например на МКАД, вместо видеокамер установлены специальные видеодетекторы, которые автоматически распознают автомобили, определяют плотность потока и выставляют участку оценку самостоятельно.
Однако, в общей сложности таких камер несколько сотен, и они не могут охватить весь город целиком. Но есть еще один источник, который с каждым днем поставляет все больше информации: это сами автомобилисты. Оказывается, мобильные устройства пользователей Яндекс.Карт передают в аналитический центр Яндекс.Пробок параметры движения автомобиля. Для этого пользователю требуется подключенное к интернету мобильное устройство с GPS-приемником и установленное на этом устройстве приложение Яндекс.Карты с включенным режимом «сообщать о пробках». Это может быть КПК, навигатор, смартфон. Такое устройство каждые 20 секунд передает свои координаты, направление и скорость движения в процессинговый центр Яндекс.Пробок. Конечно, эти данные не содержат никакой информации о самом пользователе или автомобиле. Основным поставщиком данных являются автомобили компаний-партнеров Яндекса (службы такси и прочие, постоянно курсирующие по городу). Дополнительно автомобилисты могут сообщать сервису информацию об авариях или ремонтных работах.
Конечно, данные не используются в сыром виде. Компьютер должен отсеять погрешности, вызванные неточностями GPS-приемников по определению координат и скоростей, а также поведением водителя, который вполне может остановиться, пропуская пешехода или завернув к киоску чтобы купить водички. Иногда как пробку сервис может показать стихийную стоянку автомобилей. Чем больше пользователей у сервиса, тем точнее информация о дорожной ситуации.
Каждые две минуты программа-агрегатор собирает информацию, полученную с камер, детекторов и от пользователей. Полученная картинка отображается Яндекс.Карте – как в мобильном приложении, так и на веб-сервере. Если данные для одного участка противоречат друг другу, программа выбирает наиболее достоверное значение, исходя из количества треков и их свежести.
Откуда могут быть ошибки? Представим, например, фантастическую ситуацию, что через пробку двигается группа на мопедах с включенными приборами. Такое движение сервис воспримет как знак, что дорога свободна. Ночью же, когда автомобилей, а значит источников информации уже статистически мало, каждый остановившийся на обочине автомобиль может стать причиной решения системы о том, что на дороге пробка.
Как же окупается работа персонала и техники, ведь казалось бы услуга эта предоставляется совершенно бесплатно. Оказывается, вполне окупается сервис благодаря контекстной рекламе. По оценкам, бюджет такого сервиса составляет десятки миллионов долларов в год. Но, согласитесь, эти деньги честно заработаны!
Мобильное приложение Яндекс Пробки дает обоснованные предпосылки для проведения анализа загруженности дорог Москвы. Образование постоянных заторов на дорогах столицы связано как с сезонным фактором, так и несовершенством организации дорожно-транспортного движения.
Для примера оценки загруженности московских дорог с помощью Яндекс. Пробки остановимся на осеннем периоде 2013-2014 годов. Акцентируем внимание на месяцах, которые характеризуются средней загруженностью дорожных трасс, сентябре и октябре. Для анализа возьмем данные приложения по МКАД, ТТК и Садовому кольцу.
Показатели загруженности дорог Москвы за текущий год
Актуальное время заторов
Мы определили удачный период для анализа – большая часть участников дорожного движения вернулась из отпусков, да и благоприятные погодные условия позволяют часто пользоваться личным транспортом. Итак, московские дороги начинают наполняться транспортом в 6.00 утра, активная эксплуатация дорожного полотна продолжается до 00.00 ночи.
Основное время заторов в течение активного движения транспорта припадает на промежутки 8.00 – 10.00 (все спешат на работу) и 18.00 – 20.00 (все возвращаются домой). Вечерние пробки более сконцентрированы по сравнению с утром, когда все стремятся попасть в центр более-менее планомерно. Накопившийся транспорт за целый день внутри Садового кольца, между ТТК и Садовым пытается одновременно покинуть центр, за счет чего его запирает.
Положительная динамика заторов в течение недели
График загруженности московских дорог в течение недели показывает, что самый разгруженный день – понедельник, а вот пик недельных заторов припадает на четверг.
В выходные дни, особенно по субботам утренние пробки и вечерние практически отсутствуют, а вот обеденные преобладают, по воскресеньям центр и приближенные к нему районы отдыхают от наплыва транспорта.
Тенденция проявления заторов на крупных трассах
Заторы радиальных трасс
Радиальные трассы характеризуются утренним потоком транспорта в центр и вечерним потоком в обратном направлении. Самые проблемные шоссе для утренних поездок в центр города – пр. Волгоградский, шоссе Ярославское и Энтузиастов. В вечернее время заторы создаются по маршруту Новый Арбат – Кутузовский проспект – Можайское шоссе. Несколько минутное движение затягивается на несколько часов.
Самый свободный маршрут – трасса Баррикадная – Звенигородское шоссе – проспект Маршала Жукова.
Загруженность кольцевых магистралей
Тенденция загруженности кольцевых дорог МКАДа и ТТК находится приблизительно на одном уровне. Если ее сравнивать с Садовым кольцом, то очевидным является факт, что его внешняя сторона предрасположена к образованию пробок, поскольку она используется для перестройки на радиальные дороги, а вот по внутренней его стороне движение более-менее свободно.
Проходимость транспорта к центру Москвы
По полученным данным из Яндекс. Пробки удалось рассчитать время движения транспорта к центру Москвы из различных районов города. Наглядная карта показывает, что доступнее центр столицы жителям западных районов, тогда как жители восточных и юго-восточных районов имеют проблемы.
Сравнительная характеристика показателей загруженности дорог Москвы за 2013-2014 г.г.
Проанализировав показатели загруженности дорог столицы за два года (2013-2014) полученные посредством приложения Яндекс. Пробки, удалось выяснить, что ситуация с заторами хоть и не на немного, но улучшилась на 5%. За последние шесть лет это первая положительная тенденция разгрузки транспортного движения.
Строительство платных парковок и дорожных развязок позволили частично снизить нагрузку на основные трассы. Свидетельством этому является улучшение движения транспорта по Садовому кольцу и между МКАД и ТТК.
И это только начало организации свободного передвижения автомобилей по Москве, заслугой которого в значительной мере является работа создателей приложения Яндекс. Пробки, позволяющего отслеживать проблемные участки дорог.
За прошедшие месяцы жители Петербурга не раз вспоминали о том, что такое 10-балльные пробки. Сильные снегопады, закрытие Петроградской, ремонт Дворцового и ограничение движения на десятках улиц привели город к транспортному коллапсу, при котором интернет-сервис «Яндекс.Пробки» советует идти пешком. The Village выяснил, как в «Яндексе» получают информацию о текущей ситуации на дорогах, обратившись к региональному представителю компании.
Как «Яндекс.Пробки»
узнаёт о ситуации на дорогах?
ЮРИЙ БЕЛОУСОВЭксперт «Яндекс.Пробок» |
Основную часть данных мы получаем в автоматическом режиме от пользователей мобильных приложений «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор». Если пользователь согласился передавать нам данные (поставил соответствующую галочку в приложении), то каждые несколько секунд устройство с помощью GPS передаёт свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему «Яндекс.Пробок». Естественно, все данные анонимны: мы не можем по ним определить, о каком человеке или автомобиле идёт речь. Мы знаем только скорость, координаты и направление движения некой точки. Таким образом мы автоматически собираем данные многих пользователей (в Киеве, например, это десятки тысяч людей). По каждому пользователю программа-анализатор строит единый маршрут движения с информацией о скорости его прохождения - трек. Треки поступают не только от частных водителей, но и от машин компаний-партнёров «Яндекса» (организаций с большим парком автомобилей, курсирующих по городу). |
Чтобы правильно воссоздать картину загруженности дорог, необходимо проверять, соответствует ли трек ситуации на участке. Ведь пользователи мобильных «Яндекс.Карт» могут останавливаться или замедлять движение не из-за затора, а, например, чтобы купить что-нибудь в киоске или не пропустить малозаметный поворот. И если мимо свободно едут ещё несколько автомобилей с мобильными устройствами, такой трек будет отсеян алгоритмом, потому что не отображает реальную загруженность участка. Соответственно, чем больше пользователей передают нам данные о своём движении, тем точнее будет информация о пробках.
После объединения проверенных треков алгоритм анализирует их и выставляет «зелёные», «жёлтые» и «красные» оценки соответствующим участкам дорог. Эта схема отрисовывается на слое «Пробки Яндекс.Карты» - и в мобильном приложении, и на веб-сервисе.
Помимо своих координат, автомобилисты могут сообщать сервису дополнительную информацию об авариях, ремонтных работах или других дорожных неприятностях. Для этого нужно поставить соответствующую точку в мобильных «Яндекс.Картах» и « Яндекс.Навигаторе» .
В Москве, Петербурге, Киеве и ещё нескольких крупных городах, где пробки стали уже непобедимым явлением, сервис «Яндекс.Пробки» оценивает ситуацию по 10-балльной шкале. Для каждого из городов шкала баллов настроена по-разному: то, что в Москве - небольшое затруднение, в другом городе - уже серьёзная пробка. Например, в Санкт-Петербурге при 6 баллах водитель потеряет примерно столько же времени, сколько в Москве при 5.
Дорожная обстановка по месяцам
В первую неделю после январских праздников пробок очень мало, далее загруженность постепенно увеличивается и к концу января выходит на рабочий уровень. Такое явление мы наблюдали в 2012 году и ожидаем в начале 2013 года. С февраля по конец мая ситуация в городе в целом держалась на одном уровне. Если не учитывать майские праздники, то средняя загруженность в Петербурге утром и вечером составляла 5 и 7 баллов соответственно.
Летом движение в городе становится чуть свободнее. Утром светофор «Яндекс.Пробок» в среднем показывал всего 4 балла, а вечером - 6–7. Но уже в последнюю неделю августа загруженность города резко растёт: люди возвращаются из отпусков и начинают активно готовиться к новому учебному году и бизнес-сезону. С наступлением сентября дорожная ситуация стабилизировалась. Средний балл пробок поднялся на 20 % выше летнего уровня. Понемногу загруженность дорог росла, и уже 29 ноября с выпадением большого количества снега достигла 10 баллов - впервые за два года в вечерний час пик. Уже 30 ноября рекорд был побит: 10 баллов в середине дня были зафиксированы впервые за три года. Третий раз за год 10 баллов были достигнуты 25 декабря из-за снегопада и общей предновогодней повышенной активности автомобилистов.
Современный водитель имеет драгоценную возможность выбрать удобный и быстрый маршрут до места назначения. Благодарить за это он должен своих братьев-водителей - именно простые пользователи навигаторов снабжают сервисы исходящими данными о текущей загруженности шоссе, проспектов и улиц. GSM-связь осуществляется с помощью смартфонов или навигационных устройств с соответствующим модулем, от которых с периодичностью в несколько секунд исходят сигналы о местонахождении, по которым составляется трек.
Пользователя, поступая в сервис, отображаются на электронной схеме с городскими объектами, и, благодаря этой детализации, программа понимает, как на самом деле двигается автомобиль. Компьютерная система сервиса анализирует координаты, скорость и вектор движения, а также проверяет, соответствует ли трек ситуации на участке. На основании этого строится карта загруженности дорог, где пользователь видит схему обобщенных данных на карте в виде красных, желтых и зеленых участков дорог.
Неточность информации обусловлена погрешностями, которые допускают GPS-модули при фиксации координат. Благодаря этим погрешностям, машина может виртуально переместиться на несколько метров в сторону, и в этом случае мы можем наблюдать на карте, как она забирается на тротуар или крышу соседнего здания.
Треки поступают не только от частных водителей, но и от курсирующих по городу автомобилей организаций-партнеров навигационного сервиса, располагающих большим парком. Многие водители, встретившие , предупреждают о нем в мобильном приложении соответствующим изображением на карте.
Кроме того, данные о ДТП фиксируются особенным способом обработки треков. Информация корректируется на основе карты с высокоточной детализацией, которая отображает не только здания, но и разметку со схемами . За счет этого программа «видит», что движение заторможено только на одной полосе, откуда все машины перестраиваются в соседние ряды. Таким образом фиксируется ДТП в определенной полосе.
Но как быть, если машины снижают скорость не из-за пробки, а по какой-то другой причине - например, водитель замедляется в поисках нужного адреса или пытается не пропустить поворот? В этом случае система проверяет, соответствует ли трек на этом участке с помощью сигналов от других пользователей, следующих рядом. Если все остальные едут с нормальной скоростью, то трек отсеивается. Кстати, по этой причине количество пользователей сервиса влияет на точность информации о дорожной ситуации - чем больше людей, тем вернее данные.