Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости. Информационная игла - зависимость от информации

Введение

Трансформация социальной среды диктует формирование нового состояния общества, которое на этапе современного цивилизационного развития переходит в информационную стадию. Эта стадия характеризуется существенным влиянием на индивида потока информации. Компьютеризация всех сфер жизни, совершенствование средств связи, появление новых видов источников информации повышают возможности ее распространения и, вместе с тем, увеличивают нагрузку на человека. Процесс информатизации в России наметился в начале 1980-х годов, что обусловило смещение аксиологического акцента в формировании личности. Отражением этого процесса стало заметное возрастание информационных потребностей населения, что заставило большее число социально значимых отраслей переориентироваться на их удовлетворение. Вместе с тем возрастают угрозы и риски связанные с проникновением информатизации во все сферы жизни и деятельности. Анализируя современное состояние информационного пространства можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия, становясь опасным для личности, приводя к появлению информационной зависимости.

Объект исследования - зависимое поведение личности.

Предмет исследования - информационная зависимость личности.

Цель исследования - выявить особенности проявления информационной зависимости, особенности ее диагностики и коррекции.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

Изучить сущность понятия «информационная зависимость»;

Изучить особенности ее возникновения, стадии формирования, методы диагностики и коррекции.

Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости

личность информационный стадия зависимость

Словарь русского языка определяет зависимость как подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

В психологии зависимость можно понимать, как невозможность обходиться без чего-либо, несвободу от определенного состояния, переживания, действия, другого человека.

Зависимость - особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личности, в той или иной степени утратой свободы воли, свободы выбора - ключевого ее качества, выделяющего человека из прочей одушевленной твари.

Сам термин зависимость (dependence) в 1964 году ввел Экспертный Комитет ВОЗ для замены аддикции и привыкания. Термин может использоваться как в общем плане, так и в применении ко всем психоактивным веществам. Зависимость относится как к физическим, так и психологическим элементам. Хотя первоначально в DSM-IIIR термин определялся лишь как «группа познавательных, поведенческих и психологических симптомов, которые определяют, что человек имеет ослабленный контроль за потреблением психоактивного вещества и продолжает потреблять это вещество несмотря на неблагоприятные последствия» .

Одним из разновидностей зависимости является информационная зависимость.

В различных словарях понятие «информация» трактуется неоднозначно. Лингвистический словарь - «информация» происходит от латинского слова «informatio», означающего в переводе «разъяснение, сведение, осведомление». В словаре иностранных слов - «сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет информационную зависимость как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Большой энциклопедический словарь - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.) .

Информационная зависимость, по мнению Л. В. Баевой, - зависимость от непрерывного (чрезмерно частого) потребления информации из любых доступных человеку источников (в современном информационном пространстве данным источником выступает сеть Интернет) .

Д. Белл считает, что информационная зависимость - патологическое использование средств массовой информации можно определить как технологическую (поведенческую) зависимость, представляющую собой чрезмерное взаимодействие между человеком и СМИ. Данный вид зависимостей можно подразделить на пассивные (например, просмотр телепрограмм) и активные (например, поиск в интернете) .

Е. В. Змановская под информационной зависимостью понимает навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации .

Чаще всего жертвами информационной зависимости становятся личности, которые чрезмерно увлечены использованием гаджетов, не отдавая себе отчет в том, что это может привести к негативным последствиям. Часть молодых людей не видит угрозы в чрезмерном увлечении информационными технологиями, поскольку считает это «духом времени», «современной жизнью» и «модным увлечением», однако уже через некоторое время интенсивного и неконтролируемого использования информационных гаджетов могут наблюдаться расстройство сна, резкие изменения в настроении, отсутствие аппетита, повышенная возбудимость и нервозность, навязчивая необходимость проверить почту или иной интернет-ресурс и др.

Зависимость от информации возникает благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, очень велик; всю эту информацию невозможно усвоить, не говоря уже о том, чтобы ее проанализировать. С другой стороны, вместо того, чтобы оградить себя от излишка информации, мы привыкаем жить в этом информационном пространстве. Возникает потребность в постоянном получении информации - есть информационная зависимость .

Проведя анализ исследований, представленных в психолого-педагогической литературе, мы сделали вывод о том, что можно выделить четыре группы факторов риска формирования информационной зависимости.

Первая группа факторов - когнитивные. Несформированность у учащихся представлений и знаний о негативном влиянии зависимости на процессы физического, социального и психического развития создает благоприятную почву для формирования отклонений в поведении, приводящих к зависимости.

Вторая группа факторов - социально-психологические. В рамках этих факторов выделяют сниженность социально-психологической адаптации, непринятие других представителей общества, повышенную интернальность, как характерные социально-психологические особенности человека, находящегося в группе риска формирования зависимости. Эти особенности человека приводят к формированию неверной стратегии поведения, заключающейся в уходе от решения важных жизненных задач, вследствие чего происходит систематическое избыточное обращение к СМИ как к компенсирующему фактору, что является благоприятным условием для формирования и развития информационной зависимости.

Личностные факторы образуют третью группу факторов риска формирования информационной зависимости. Формированию и развитию зависимости способствует ряд психологических факторов: нарушение самоконтроля, ригидность, стойкие аффективные нарушения (высокая эмоциональная нестабильность, негативная эмоциональная импульсивность), инфантилизм, неустойчивая самооценка .

Распространенными примерами информационной зависимости выступают неконтролируемые поиски информации без необходимости, чрезмерное увлечение онлайн-играми, общение в социальных сетях и др.

О. Ю. Калиниченко не выделяет информационную зависимость в разряд заболеваний, так как она обладает широкой симптоматикой и под нее могут попасть люди, попросту работающие с информацией. Однако автору удалось систематизировать виды информационных зависимостей, основными из которых являются следующие.

Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к сети Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Компьютерная зависимость - зависимость от работы на компьютере. При этом человеку совершенно все равно, какую работу выполнять - играть, слушать музыку и т. д.

Коммуникативная зависимость (мобильная зависимость) - зависимость от использования мобильного телефона.

Киберсексуальная зависимость - зависимость от интимных знакомств в сети, пристрастие к случайным знакомствам и откровенным сайтам, картинкам,

Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по сети Интернет, поиск любой доступной информации, бессмысленный переход по ссылкам от одной страницы к другую.

Пристрастие к виртуальному общению - большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, социальных сетях, избыточность знакомых и друзей в Сети .

Таким образом, информационная зависимость представляет собой навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации. На основании анализа литературных источников мы выделили три группы факторов риска формирования информационной зависимости: когнитивные, социально-психологические, личностные.

06.08.2014 Владимир Зуйков Сохранить:

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога! Сейчас я потревожу ваш приятный сон - расскажу о информационной наркомании. Да-да, тема будет большая и очень практическая, так что готовьтесь потрудится. Простое прочтение информации точно ничего не даст.

Сейчас вокруг нас очень много информации, особенно уводящей человека бог знает куда. А большинство из "саморазвивающихся" людей ждет огромный камень преткновения: от чего убегал, то теперь в твоей жизни. Многие люди - инфонаркоманы, особенно это выражено в наш техногенный век. Я заметил, что почти все эти люди (я не исключение), занимаются не саморазвитием, как им кажется, а конкретно сидят на информационной игле - зависимы от информации. Жесть, да?

Представьте картину: человек решил развиваться, он понял, что деградировать не очень хорошо для него же. Что он делает? Идет в интернет и скачивает оттуда умные книжки и курсы. Затем он рад бы их посмотреть и почитать, но вот незадача - не хватает времени, а значит надо отложить на потом. Со временем накапливается огромная куча таких материалов, весь жесткий диск завален под завязку. Хорошо еще если материал отсортирован по папкам, но у большинства это просто все вперемешку, как в мусорной корзине.

Человек только тем и занят, что скачивает из интернета новые видеоуроки и книги, складирует их - снова и снова все по кругу. Бывает, успеет что-то прочитать, но вот времени на практику уже не остается - надо ведь успеть скачать новые файлы! Узнаете себя?

Я узнаю! Был таким еще год-два назад, но сыроедение мозги прочистило конкретно - понял, что здесь что-то не так. Понял куда следует направить желание получать информацию. Вот эта зависимость от информации и есть информационная игла. Она может также проявляться в тупом просмотре видео на Ютубе и сидении Вконтакте часами напролет. Но это уже совсем крайний случай! Большинство таких людей может излечить лишь граммотный специалист, и только при их желании.

Помню, у меня 2 года назад был интернет 80 кбит/с, так что мне не удалось в полной мере насладиться всеми этими инфонаркоманскими прелестями.

Человек просто без разбора скачивает кучу курсов о бизнесе, саморазвити и прочем, но максимум, что успевает - методично пополнять свою коллекцию и отсортировывать по категориям. Времени же на построение своего дела в интернете или саморазвитие совсем не остается! Человек просто тонет под волнами постоянно пребывающей информации. Тем более, что частенько она достается бесплатно из всяких там файлообменников.

Что бесплатно, обычно не ценится и никакого результата не приносит! Из примера выше вы поняли почему.

Вот откладывается это все в темный ящик, на потом. Ведь ОЧЕНЬ СКОРО мы таки разгребем свои дела и приступим к изучению скачанного материала. Только вот это "очень скоро" никогда не наступает.

Человек просто не замечает подмены своей изначальной цели скачивания информации - развития! Он становится окончательно зависимый от информации, как зомби сидит и качает-качает-качает...

Я сам был подсажен на инфоиглу, для меня было важно не научится чему-либо, а просто сам сбор информации, в общем был как киборг. Когда мне наконец удалось осознать, что я иду совсем не в ту сторону - немного спустя я создал блог, на котором вы находитесь сейчас. Уже спустя месяц-два после этого, я понял, что я не один такой инфонаркоман, а почти всех людей в интернете (90%) скосила эта эпидемия, что они конкретно подсажены на иглу.

Знаете, каким-то чудом даже на информационной игле я успевал делать хоть какие-то практические шаги, - ну хоть минимальный опыт получал! Но когда осознал и слез с иглы, - дела пошли вверх.

Надеюсь, вы определили у себя симптомы, и теперь хотите излечится как это сделал я, Владимир Зуйков. Ведь вам как-то не прикольно тратить бОльшую часть своего времени на поиск информации и ее складирование на компьютере.

Как я осознал что я завишу от информации?

Самое первое, хоть и очевидное, что сделал я - это осознал зачем я собираю информацию, зачем храню ее на жестком диске своего ноутбука. Зачем, чтобы изучать эту информацию, и самое главное ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ! Так?

Моя информационная зависимость. Меня интересовал больше сам процесс отслеживания и скачивания новой информации в виде видеокурсов, книг, тренингов и т.п. Кроме того, еще время от времени нравилось рассортировывать всю эту красоту по папкам для "дальнейшего изучения", которое что-то никак не наступало.

Я даже гордился своей коллекцией, но практической пользы эта гора шлака мне не приносила. Просто-напросто времени не было смотреть и читать все это! Да, что-то успевал обработать и даже на практике применить, но меня снова захлестывала новая волна информации.

И вот будучи уже на сыроедении, я задумался: ЗАЧЕМ? Ведь я иду в другую сторону, я не ставил себе цели по сбору инфы из сети. И вот я сделал первый шаг.

Практическая польза нового материала. Изучаемая информация должна быть практического характера, иначе в ней просто нет смысла. Вот что я осознал далее. Сейчас много теоретиков, все они чему-то нас учат, но все их знания - это теория. Они сами ничего не достигли и рассказывают о вещах, которые делают другие, но не они.

Так вот, когда я осознал свою инфозависимость, - информацию от таких людей я сразу же удалил, отписался от их рассылок, забыл их. Кстати, самый тупой пример. Не ведитесь, когда вам предлагают заработать миллион за полгода, ну или обещают что-то неимоверно быстро, да и еще бесплатно. Это может быть и не лохотрон, но практической пользы из таких курсиков и видео нет. В лучшем случае потратите время и еще глубже подсядите на информационная иглу.

Построение своего бизнеса/саморазвитие. Многие начинающие бизнесмены или люди интересующиеся саморазвитием (не важно каким) узнают себя сейчас. "Мне нужно скачать информацию по моей теме, и как можно больше, а потом буду ее изучать." Хорошо! Ну изучил ты море информации и что толку? Практических шагов ведь нет! Это было мое осознание номер 3.

Многие, как и я в свое время, убеждены, что они строят бизнес или развиваются при изучении информации. Но на самом деле, они просто захламляют свой мозг, поскольку НЕ ДЕЛАЮТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ. А потом обиды на автора и уверенность в некачественности изученной информации.

Информация то может и не плохая, только вот ты ее не фига не применяешь на практике. Если это хорошая книга или курс, там наверняка автор говорит: сделай вот это и это... Ты сделал, может хоть попытался? Нет, ты скачал еще 10 курсов или книг, чтобы еще лучше в теме разбираться.

Почему так происходит?

Задам вам, Читатель, всего 2 вопроса! Напишите пожалуйста в комментарии свои ответы на них - это будет вашим первым шагом по избавлению от зависимости от информации:

  1. Почему же вместо применения информации, человек снова и снова ее скачивает или что-то там изучает, но не воплощает в жизнь?
  2. Почему зависимость все крепнет и полностью захватывает умы подавляющего количества людей?

Не думаю, что вы с первого раза дадите правильные ответы. Но я вам подскажу. Пишите в комментарии ответы, разберем их. Хорошо, теперь, когда на психологический аспект проблемы выявлен, поведаю о корне зависимости. Все просто: человек не поставил себе конкретной цели, вот и не знает, что ему надо изучать, а что нет. Поэтому и изучает все подряд - и так до бесконечности!

Когда я себе поставил конкретные цели, зависимость от информации сразу начала сходить на нет. Ведь я знаю чего намерен достичь, следовательно знаю, что мне минимально необходимо изучить, а что пустая трата времени и сил.

Но откуда берется зависимость? Когда у человека стоит цель - поиск информации, то найдя нужную, и успешно отложив ее на компе в уже тяжелую папку, он торжествует. В мозг при этом поступает сигнал: какой я молодец, сделал что и было запланировано (найти новый курс и скачать его). Наверняка вы ощущали это и сами? Давайте похлопаем друг-другу в ладошки! Вот и так образуется физиологическая зависимость.

Мозг хочет еще и еще этих самых гормонов, в результате процесс повторяется в замкнутом цикле: отследил, скачал, отложил в папку, получил гормон счастья на некоторое время, и снова отследил, скачал... Напоминает алкогольную зависимость.

Разгребаем хлам!

Вы уже и сами поняли, что накапливая информацию, появляются всякие негативные мыслишки типа:

  • когда успеть все это изучить;
  • надо опять что-то скачать новое;
  • все руки не доходят;
  • как я устал от отсутствия результатов;
  • какой-то я нервный стал.

Отсюда вывод: если вы за этот день скачали несколько книг и курсов, отсортировали их по папкам, и даже что-то прочитали/посмотрели из этого, то ВЫ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ для своей цели. Увы.

Теперь срочно сделайте следующие действия, ибо отложив их, вы снова погрязните в информации, снова будете на игле - проверенно. Ей, проснись, это нужно ТЕБЕ! Я уже прошел через них и НАКОНЕЦ движусь к своей цели, а не тупо скачиваю информацию с интернета и смотрю Ютуб.

Действия для отказа от информационной зависимости

Сразу к практике. Приведу те действия, которые реально помогли мне слезть с иглы. Делайте их одно за другим по порядку приведенному ниже, главное на это все у вас, допустим 2-5 дней (все зависит от уровня зависимости), - НЕ БОЛЕЕ.

Эти действия следует сделать как можно быстрее, иначе опять погрязните в информации и еще сильнее будете сидеть на игле. Итак, вот они:

1. Соберите ВСЮ уже скачанную информацию (книжечки, курсики и т.п.) в одно место

Удалить? Нет! Поступите мудрее. Удалите только явный шлак и одинаковые файлы (они наверняка есть и у вас), а остальные "сокровища" перепишите на внешний носитель или онлайн-облако (например, вот это ).

Лично у меня есть винчестер от USB на 465 Гб, на котором я храню музыку, курсы, книги, даже архивы фотоальбомов. Главное, чтобы на жестком диске компьютера не осталось НИЧЕГО из обучающих материалов. Переписав инфу, очистите свой компьютер от этой коллекции. Это очень важно! В результате от мусора освободится не только винчестер, но и мозг! Вообще я считаю так: порядок на рабочем месте = порядок в голове . Но об этом будет отдельная статья. Не пропустите !

Но что же делать со скопированными на внешний диск сокровищами? Удалять их жалко, да и не нужно! Они пригодятся вам в дальнейшем. Чуть не забыл - коллекцию-то свою хоть по папкам рассортируйте для дальнейшего удобства. Возникает вопрос: а когда же читать, изучать, смотреть всю эту информацию? Ответ: НИКОГДА.

Да и просто зачем ее изучать? Когда возникнет проблема или вопрос, вы легко и быстро найтдете на него ответ в своей коллекции, а не в голове, как в доме советов. В общем ваша коллекция - что-то типа личной Википедии.

Теперь жизнь стало легче! Над вами больше не весит страх невозможности изучить все ЭТО. Первый шаг успешно завершен.

2. Отпишитесь от бесплатных рассылок писем, которые приходят вам на электронную почту!

Вы не читаете почти все из них, а ваш ящик уже содержит 10 000 непрочитанных писем. Больше? - Безжалостно отписывайтесь, а все старые письма удалите, да и вообще, чтобы почта была чистая. Не забудьте удалить предыдуще выпуски рассылок, ведь читать их у вас никогда не дойдут руки, да и устарели они уже наверное

Мне понадобилось всего минут 20 на это все (оставил только 5 рассылок, которые постоянно читаю, но приходят они не часто). Все остальные, хоть и очень полезные классные рассылки, но которые я не читаю или очень редко читаю - отправил в топку (отписался). Извините авторы, но все в жизни не успеешь.

Чтобы отписаться нужно спустится вниз письма и нажать соответствующую кнопочку. Вот специально для вас лично, дорогой Читатель, сделал примеры пяти разных типов отписки:

П.С. Некоторые читатели скажут что-то типа: "Владимир, а если я отпишусь от рассылки новых статей от вашего блога?" - Да ради Бога! Если вам не интересно читать блог - мы с Пелагией вас не держим. Выбирайте, что душе милее.

3. Откажитесь и удалите все намеченные планы по дальнейшему поиску информации

Это критично важно для излечения от информационной зависимости. Без этого пункта зависимость останется, и вы никак не сможете отказаться от нее. Сюда же относятся все уже запланированные закачки - удалите все ссылки, вам легче станет сразу. Проверено!

И еще для преуспевших. Если уже есть куча намеченных планов по внедрению их в жизнь, но эти планы выглядят как салат у начинающего сыроеда - удаляйте, стирайте и забудьте о них! Это не даст вам развиваться, - будете и дальше деградировать, сидя на игле и смотря сладкий сон.

4. Составьте план действий на ближайший месяц и завтра

О планировании говорят многие, поэтому тут я много говорить не буду - избитая это тема. Сам я лично не планирую почасово свой день, у меня все очень гибко и без принуждений. Есть план на год, есть на месяц и на 2 недели. Двухнедельный план обычно я выполняю без проблем, тогда беру дела с месячного и делаю их.

Для меня главное гибкость в решениях: в зависимости от настроения и физического состояния в моменте. Мне так удобно и комфортно работать. А вам как удобно? Напишите в комментариях.

5. Используйте Evernote

Инструмент Evernote - отличная бесплатная онлайн-программа, которая позволяет избавится от информационного беспорядка не только на компьютере, но и в голове.

Она позволяет делать быстрые заметки, списки задач, сохранять фото, записывать голосовые напоминания и многое другое. При этом идет синхронизация со всеми вашими устройствами. Рекомендую использовать ее именно для хранения информации, упорядочивания своих планов и продуктивной работы. Конечно, сначала следует обучится пользованию ей. Это несложно, но недостаточно.

Учится надо четкой системе хранения данных в Evernote, не превратив ее опять в файлопомойку и не подсев снова на информационную иглу. Научится можно по этому курсу .

Думаете, как мне удается так много успевать? Это один из моих секретов.

6. Перестаньте скачивать и искать новую информацию целенаправленно

Все замечательно, скажет Читатель, но что же делать с новой информацией по моей теме, которой в сети каждый день появляется все больше и больше? Ответ следующий. Ничего плохого в новых знаниях нет, но перед просмотром очередного видеоролика или скачивании книжечки задайте себе вопросы:

  1. ЭТО НАПРЯМУЮ ПОМОЖЕТ МНЕ В ТОМ, ЧЕМ Я ЗАНИМАЮСЬ И ЧЕГО ХОЧУ ДОСТИЧЬ?
  2. КАК ИМЕННО?
  3. АВТОР ЗАСЛУЖИВАЕТ МОЕГО ВНИМАНИЯ?

Если ответы НЕТ или вы сильно сомневаетесь, то и тратить время не следует на такой бред, ведь у вас есть чем заняться, кроме удовлетворения информационной зависимости?

На этом все. Но это еще не конец - будет еще статья о том, как же правильно изучать НУЖНУЮ информацию. Не пропустите - будет как всегда интересно! А пока не скучайте - комментарий ниже оставляйте, и вперед к лечится от информационной зависимости

З.Ы. Подписывайтесь на обновления блога – впереди еще много интересного!

Голубев Сергей, 9С, НГГ

Результаты исследования агентства Reuters, название которого можно перевести как «Прилипшие к экрану: информационная зависимость в мире», подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главенствующую роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1000 деловых людей из разных стран мира. Более половины корреспондентов призналось, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного.

Кроме того, около 50% сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. 80% корреспондентов считают, что сбор данных — необходимое условие квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы. 50% опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно.

Ассистент профессора психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг считает, что основную опасность для больных информационной зависимостью представляет стресс, вызванный избыточностью данных. Отчет Reuters еще раз подтверждает старую идею: психологическая зависимость и здоровье — вещи несовместные.

Иными словами, зависимость от Internet или от информации может сказываться на состоянии человека не менее пагубно, чем любое другое заболевание. «Последствия могут быть самые различные: развод, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, увольнение с работы, академическая неуспеваемость. В отличие от алкоголя и наркотиков, информационная зависимость не чревата деструктивными последствиями для организма, однако социальные и профессиональные проблемы могут возникать не менее серьезные», — заметила Янг.

Нельзя не отметить следующий факт: 36% родителей причиняет беспокойство, повышенное внимание, которое уделяют компьютеру их чада.

Я начала им пользоваться два года назад, когда у меня появился iPad , и с тех пор открываю его каждый день. Сейчас у меня отложено для чтения 695 статей, каждый день я вычёркиваю пару десятков, но их становится только больше.

В моём Google Reader никогда не было надписи, выглядящей не как 1000+ items . Прошлые выходные я провела, сортируя подписки, чтобы, в частности, сделать отдельный пакет , и оставила скудный минимум (отказавшись от жж, бьюти-блогов и русских новостей): девяносто три.

Плюс Facebook .

Это проблема. Чтобы с ней справиться, я логично рассудила, что мне нужно обязательно что-нибудь по этой теме прочитать .

По ключевому запросу information overload на Amazon.com предлагается 9760 книг (когда я смотрела в первый раз, было 9552). Я прочитала три. Так я выяснила, что Клэй Джонсон, автор The Information Diet: A Case for Conscious Consumption , считает, что чтение бульварной прессы, блогов с лулзами и котиками и обновление социальных сетей - это диета из дешёвого фаст-фуда. И это информационное переедание приводит к интеллектуальному ожирению.

Если вы чаще раза в час обновляете ленту, проверяете очередь в RSS или открываете почту, вы стимулируете выработку допамина и подкрепляете свою зависимость от новой информации - даже если вы читаете только издания, авторы которых ходят за Пулитцеровскими премиями как за хлебом. О допамине и бесконтрольном нажатии кнопки «Обновить» отлично и часто пишет жж-автор gutta_honey . Если вкратце, в конце концов качество потребляемой информации становится не очень важно. Достаточно увидеть новые заголовки, и тексты в открытых «табах» никогда не будут прочитаны до конца. Если вы не будете читать сотню новых заголовков в день, вы будете испытывать тревогу, ощущение, что вы что-то пропускаете, и буквально физический зуд.

Чем чаще вы переключаетесь, тем тем сложнее сфокусироваться на одной задаче, статье или книге. Вам знакомы теории организации дел типа Agile или Pomodorо ? Раньше мне было стыдно, но довольно быстро выяснилось, что не только мне отрезки в двадцать пять минут работы кажутся вечностью .

Средний офисный сотрудник способен уделить одной вкладке браузера три минуты. В день он потребляет в 3 раза больше информации, чем сотрудник его уровня в 1960-м году. От этих данных отталкиваются редакции интернет-СМИ, сокращая материалы и пичкая их видео и картинками.

Гиперподключённость заставляет человека жонглировать информацией. В области активного внимания он может удерживать 7-9 предметов - это физиологическая норма, с которой придётся считаться. Пытаясь одновременно читать и усваивать больше, вы понимаете и запоминаете меньше. Даже если вы просмотрите сотню профессиональных статей в день, но не обработаете их, смысл от них окажется равным пролистыванию глянца в очереди у парикмахера. (Хотя нет, тревоги и напряжения будет больше.)

Чтобы слезть, нужна информационная диета. По структуре она похожа на обычную:

  • оценка («дневник информационного питания»);
  • удаление всего лишнего;
  • сортировка оставшегося;
  • и правильная его обработка.
С первыми двумя этапами проще всего справиться программными методами: на сайте есть целая подборка программ, отслеживающих время и блокирующих отвлекающие факторы, окна и уведомления. Это отдельная сложная тема, которую я сама до конца не освоила, так что с инструментами пока подождём.

Структурировать чтение и работу со статьями - задача более личная и творческая. Я начала с этого пост и свою новую жизнь. Что я решила делать? По пунктам:

Во-первых, сутки лежать под одеялом без интернета и выжить.

Во-вторых, проанализировать список всех подписок на RSS, сообществ в жж и почтовых рассылок - и отписаться от безусловных «поглотителей времени». Женских сообществ, непрофессиональных и туповатых блогов, лент новостных роботов, vanity search. Тем, кто боится ломки, авторы руководств предлагают заходить на развлекательные ресурсы точечно и осознанно пару раз в день на пять-десять минут, по таймеру. Я торчу дольше, зато успешно забыла большинство адресов, специально не сохранив архив старых, раздутых лент.

Потом удалить в настройках всех гаджетов все push-уведомления, отключить отображение числа непрочитанных сообщений (это страшно важно) в RSS, почте и ToDo-листах, плюс настроить , автоматически сбрасывающих несрочные и неважные письма в скрытые папки.

Оставшиеся источники - переименовать, присвоить им категории и теги, разобрать по папкам и тут же обработать. В идеале нужно каждый день полностью разбирать обновившиеся подписки: помечать как прочитанное то, что вам не нужно прямо сейчас (то есть, будьте честны с собой, не понадобится никогда), удалять и закрывать браузер, переходя к чтению.

На этот счёт есть несколько мнений - в частности, я на днях добавила в список на потом для вдумчивого перечитывания старый пост из блога «Тысячазнаковбезпробелов » о том, как его автор обрабатывает RSS - там в комментариях ещё несколько полезных ссылок. Мне обновлённые, но не посчитанные подписки не мешают, я могу от них отвлечься и не вычитывать весь интернет до конца.

Авторы руководств по «цифровым диетам» советуют отключить интернет в электронной книге сразу после синхронизации. Я переключаю планшет в «авиарежим» и даже не стала вставлять в него SIM-карту - если я знаю, что свежая почта в паре кликов, сфокусироваться дольше трёх абзацев бывает сложно.


Я знаю, что вы спросите: это Fork and Cream Sauce , её можно купить за $17 .

В идеальном конце каждая прочитанная статья или глава книги должна превратиться в задачу, стать новым проектом или следующим действием в проекте, который уже давно открыт. Для этого нужно прочитать и освоить системы организации GTD , Action Method , you name it - все они предполагают сбор, организацию и хранение информации на расстоянии вытянутой руки (в моём случае, понятно, в Evernote ). В этом, собственно, ключ успеха: начиная читать любую статью, вы должны понимать, зачем она вам понадобилась, какую пользу вы можете из неё извлечь, и как то, что вы прочитали, может изменить вашу жизнь к лучшему. С одной стороны, распухшие RSS-подписки рискуют превратиться в такой же чудовищный ToDo-лист. С другой - это поможет не глядя пометить как прочитанное десятки и сотни бессмысленных разборов оскаровских нарядов и устаревших отчётов с зимних политических акций.

Я никогда не сбрасывала 30 кг, у меня не было проблем с алкоголем, я жаворонок, я легко бросила курить - и вот расплата. Моя информационная зависимость похожа на кокаиновую, только без похудения и богемных друзей. Пойду последовательно, с первой до последней страницы читать книжку «Сила воли: как развить и укрепить » Келли Макгонигал, которую мне по дружбе прислали из издательства «Манн, Иванов и Фербер». Задача на ближайшую неделю: чистить зубы до того, как проверю ленты.


Мне 33 года, я живу в Хобарте (Тасмания), работаю в финансовом UX, езжу на скутере, закончила Master of Interactive Multimedia в UTS, Sydney. Люблю котов и кошек.

/ /

Информационная зависимость – ловушка на пути саморазвития

Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью жизни большинства из людей (если вы сейчас читаете эту статью, значит, и вашей тоже).

Трудно даже перечислить все те плюсы, которые он привнёс в наше существование, но и минусов тоже хватает. И главный из них – это разного рода компьютерная зависимость, когда компьютер становиться способом побега от реальности.

Зависеть можно не только от онлайн игр или социальных сетей (что чаще всего случается с подрастающим поколением), но и от информации в целом. Сейчас в открытом доступе появилось множество материалов о саморазвитии, и многие люди уже успели прочно «подсесть» на них.

Механизм возникновения

Механизм возникновения информационной зависимости достаточно прост. Большинство из людей, в той или иной мере, не довольны качеством своей жизни, и имеют множество хронически не удовлетворённых потребностей. У кого-то просела сфера финансов, у кого-то сфера самореализации, кто-то страдает от одиночества, а некоторые и от всего выше перечисленного сразу. Естественно, каждому хочется каким-то образом изменить ситуацию. И тут в Интернете, как нельзя кстати, такому человеку попадается статья о том, что такое возможно и вполне ему по силам.

Впервые читая об этом, человек испытывает целую бурю эмоций – это и вспыхнувшая надежда, и энтузиазм, и оптимизм, и вера в себя. Мозг в это время получает множество эндорфинов и других «гормонов счастья» и испытывает эйфорию. Кажется, что только от одного прочтения подобной статьи жить уже стало лучше.

Но в реальности, за пределами компьютера, обстоятельства часто не спешат меняться. Неудовлетворённые потребности всё также ноют и болят, а запас позитивных эмоций, которые на время заглушали эту боль, вскоре исчерпывается. И человек неизбежно возвращается к компьютеру за новой порцией надежды.

Постепенно это входит в привычку, и мозг забывает про все свои цели, существовавшие ранее в реальности, вытесняет их. Целью человека становиться не изменить свою жизнь, а просто получить позитивные эмоции, для того чтобы замаскировать неудовлетворённость своим существованием.

Сознание и подсознание

Подсознание постепенно формирует прочную зависимость, включая неосознанную тревогу каждый раз, когда нет возможности получить новую порцию информации. А вот сознание в это время пребывает в блаженной уверенности, что у него всё хорошо, что вы растёте и развиваетесь, и что уже вот-вот всё обязательно наладиться.

Но по настоящему развиваетесь вы только в одном случае – если активно действуете, и с помощью полученной информации, реально меняете свою жизнь. Если же этого нет, если вы потребляете информацию просто ради её потребления – то вы попались на удочку самообмана.

Заметив у себя признаки информационной зависимости, не спешите впадать в отчаяние и отключать себе Интернет. Помните, что он может быть и вашим союзником. Вам просто стоит вспомнить о своих целях (а если таких нет, то поставить себе цели, хотя бы одну, самую актуальную) и начать активно действовать в сторону их достижения. А чтобы полностью превратить компьютер в этом вопросе из противника в союзника, попробуйте надиктовать себе на аудио-носитель вот эту медитацию и осознанно прослушивать её каждый раз, когда заходите в Интернет.

«Я - не компьютер. Моя цель - в реальном мире. Моё место - в реальном мире. Я нахожусь вне компьютера, вижу и чувствую границы своего мира и мира компьютера. Я постоянно помню о том, что мир компьютера не является реальностью. Компьютер расширяет и обогащает мою жизнь, но является только малой частью моей жизни. Мой компьютер не заменит мне реального мира и других людей. Он ускорит моё общение с ними.

Мой компьютер - только инструмент. Я использую компьютер как инструмент достижения цели. Я использую компьютер только для того, что имеет для меня значение в обычной жизни.

Я использую компьютер как один из способов развития. Мои способности развиваются при помощи компьютера и продолжают развиваться без компьютера. Компьютер помогает мне решить задачу, усиливает моё действие. Компьютер не заменяет моих собственных действий, он их совершенствует. Компьютер не устраняет препятствия к моей цели, он помогает их преодолеть, дополняя мои усилия.

Используя компьютер, я расширяю свой выбор. Мой компьютер упрощает мои действия, но не упрощает моих целей.

Компьютер не заменяет радостей моей жизни, он помогает сделать эти радости разнообразнее.

Я пользуюсь результатами работы за компьютером в реальности.»

Помните, саморазвитие – это в первую очередь действия, а не просто накопление не используемой информации

Действуйте! И делитесь результатами в комментариях.

Нашли для себя что-то интересное? Поделитесь с подругами:

Was last modified: Сентябрь 30th, 2016 by Надежда Ярмоленко

Статьи по теме: