Самые известные трюки гарри гудини.

Гарри Гудини перед выполнением трюка с самоосвобождением. 1899 год. Фото: wikipedia

26 августа 1907 года известный всему миру иллюзионист Гарри Гудини был закован в цепи и сброшен в воду. Через 57 секунд, под бурные овации зрителей, он всплыл на поверхность будучи уже освобожденным от оков и полностью невредимым. Мы решили рассказать о самых лучших трюках, которые выполнял Гудини.

ВЫБРАЛСЯ ИЗ ЯЩИКА ДЛЯ ОСОБО ОПАСНЫХ

ВЫБРАЛСЯ ИЗ НАГЛУХО ЗАКРЫТОГО ЖЕЛЕЗНОГО ЯЩИКА

Освобождение из железного ящика — первоклассный трюк! Ящик из толстого листового железа демонстрировался зрителям: он не имел никаких секретов. Как только Гудини забирался в ящик, зрители накрывали его крышкой. Фокусник проталкивал изнутри сквозь отверстия болты, на них снаружи зрители наворачивали гайки и вставляли шпильки для надежности. Само освобождение из ящика происходило за ширмой. К удивлению публики, Гудини довольно быстро появлялся из-за нее, а болты, гайки и шпильки оставались на своих местах.

ВЫБРАЛСЯ ИЗ МОЛОЧНОГО БИДОНА

На сцену выносился большой молочный бидон с широкой горловиной, доверху заполненный водой. Зрители-мужчины проверяют его своими тросточками. Да, второго дна здесь явно нет, и весь бидон действительно заполнен водой. Выходит Гудини, залезает с головой в бидон. Льется через край вытесняемая им вода. Крышка бидона закрывается на несколько замков. Впрочем, если кто-то из недоверчивых зрителей хочет запереть крышку на свой, специально принесенный из дома, — пожалуйста. Пока зрители возвращаются на свои места, проворные помощники Гудини устанавливают вокруг бидона ширму. Оркестр играет марш, и через минуту мокрый Гудини вновь появляется на сцене. Публика — в восторге, а запиравшие замок — в недоумении: как ему это удается? Секрет же был в двойных стенках бидона. Пространство между стенками заполнялось водой, а в крышке были воздушные клапаны, позволяющие Гарри дышать.

КИТАЙСКАЯ ПЫТКА ВОДОЙ

Предыдущий трюк показался для Гудини слишком простым. И он закрыл этот номер, придумав вместо него другой, гораздо более сложный. Выглядел этот эффектный фокус следующим образом. На сцене устанавливался огромный куб со стеклянными стенками и решетками. Внутри куба была вода. Гарри опутывали цепями ноги, заковывали в наручники руки и подвешивали вниз головой над кубом. Затем медленно — очень медленно! — опускали в воду до тех пор, пока Гудини не погружался в неё по грудь. Затем накрывали накидкой, а когда через несколько минут ее срывали, Гарри был свободен. Первый вариант трюка показался Гарри слишком простым. И тогда он его усложнил — Гудини сначала помешали в узкую клетку из металлических прутьев, в которой он не мог повернуться, затем уже в этой клетке погружали в заполненный водой куб.

Удивительно: в этом кубе не было двойных стенок. Зрители могли видеть, что голова Гарри находится под водой — из его рта вырывались пузыри воздуха, а волосы развевались в воде. Этот трюк назывался «китайской пыткой водой» и очень напоминал настоящее орудие пыток, применяемое китайцами в древности.

РЕШИЛ ПОПЛАВАТЬ ПОДО ЛЬДОМ

Приехав как-то в Детройт, Гудини, в виде «пустяковой разминки» перед началом гастролей в цирке, решил прыгнуть с моста в реку с кандалами и наручниками на руках и ногах. Реку уже сковал лед, и для Гудини специально сделали прорубь. Через три минуты присутствующие полицейские решили, что ему пришел конец. При этом некоторые из зрителей сняли шляпу в знак траура, а журналисты поспешили в свои редакции, чтобы написать заметки о гибели знаменитого артиста. Однако Гудини вынырнул из проруби ровно через 10 минут, что само по себе было невероятным.

Как он потом рассказывал, с наручниками он справился очень быстро, но сильное течение снесло его, и он не мог отыскать под водой прорубь. Он знал, что на мосту для страховки остался его ассистент, но как он может помочь? Гудини понял, что погибает. На его счастье, между водой и льдом сохранялась тонкая — несколько миллиметров — прослойка воздуха, которая позволяла ему дышать через нос. Но он не только задыхался, он замерзал, ведь все это происходило в ледяной воде. Медленно, прижавшись носом ко льду, передвигался он против течения, когда заметил нечто темное, извивающееся. Это была веревка, опущенная в прорубь ассистентом.


В мировом сообществе фокусников имеется одно табу, нарушение которого равнозначно прямому оскорблению. Это раскрытие секрета фокуса без согласия того, кто его придумал.

Потому, когда какие-то тайны магических трюков великого фокусника Гудини были обнародованы, многие иллюзионисты негодовали и расценивали это действие как пренебрежение профессиональной этикой. Ведь кое-кто пользовался этими трюками и в своих представлениях.

Хотя сейчас, в современной эпохе, сложно обнаружить фокусника, который все еще применяет устаревшие секреты Гудини. И все же, раскрытие тайн легендарных трюков мастера магии всегда волновало общественность. Давайте приоткроем завесу.

«Радио-фокус»

Трюк был придуман Гудини в 1925 году. Состоит операция в том, что на столешницу устанавливали громадное радио двухметровой длины и метровой высоты. У объекта имелись регулирующиеся ручки-рычаги и двойные двери.

Показав пустоту внутри предмета, фокусник устанавливал на шкале определенную радиостанцию, и из радио вылезала девушка. А Гудини выкрикивал: «Настройте требуемую Вам волну и получите девушку мечты!».

Показ трюка с «живым» радио

А секрет очень прост: у стола с расположившемся сверху радио, имелась удвоенная столешница. Верхний её слой имел отверстие-люк. Когда громадину ставили на стол, красавица была в аппарате. Потом девушка быстро пряталась через столешничный люк, пока Гудини демонстрировал пустой ящик радио, а потом возвращалась на место.

Трюк «Метаморфоза»

«Метаморфоза» не является прямым детищем Гудини. Он лишь модернизировал предыдущие версии этого фокуса и показывал его в дуэте с женой. «Метаморфоза» была достаточно сложна. Гудини связывали за спиной кисти рук и усаживали в завязывающийся мешок.

Его же помещали в сундук, после запирающийся, обвязывали канатом и отправляли в шкаф. И после следовал занавес. Жена фокусника залезала в шкаф, прикрываясь занавесом. Спустя 3 хлопка в ладошки, занавес открывался, но за ним представал Гудини. Жену же обнаруживали заточенной в сундук и мешок.

Демонстрация «метаморфозного» трюка

А тайна фокуса кроется в изнурительной, настойчивой практике. Гудини был гением, когда дело касалось узлов, плетений, канатов и веревок. Когда мешок завязывался, мастер уже успевал освободиться. А в момент помещения его в сундук, фокусник расслаблял веревки.

Как только низ занавеса касался пола, фокусник вылезал из сундука через съемную заднюю стенку. И подавал знак – хлопки в ладоши – осуществлял уже сам Гудини, а не его жена. Она же в то время успевала залезть в сундук. Когда Гудини распутывал и вскрывал сундук, жена забиралась в мешок и вставляла руки в расслабленные мужем веревки.

Гарри и Бесси Гудини настолько отточили трюк, что могли поменяться местами за несколько секунды!

Фокус с высвобождением завязанного в смирительную рубашку и подвешенного человека

У Великого Гудини имелся младший брат Хардин, который не отставал от Гарри и тоже практиковал магию фокусов. Оба брата показывали трюк с освобождением из смирительной рубашки.

Но Гарри сделал фокус еще более сложным. Его заключали не только в одежду для неуравновешенных, но и связывали канатами лодыжки, а затем подвешивали на высоту крана.

Секрет фокуса Гудини отрыл лично в издании «Освобождение из наручников». А состояла тайна в легком ослаблении рубашки. При перекрещивании рук, правая всегда оставалась сверху. Во время затягивания рубашки Гудини глубоко вдыхал, чтобы потом на выдохе одежда была свободнее.

Благодаря такому образовавшемуся зазору фокусник мог освободить руки, затем он развязывал ноги. Порой фокуснику приходилось идти на жертвы – в этом трюке случались вывихи плеча.

Гудини так четко отработал технику исполнения, что смог сократить длительность фокуса с высвобождением из псих-рубашки с 30 получаса до 3-4 минут.

Хождение сквозь кирпичную стену

Этот фокус поворачивался магом только пару раз в 1914-ом, в Нью-Йорке. Но это не препятсвовало превратиться ему в сенсацию. Для трюка строилась трехметровая по высоте стена. Она устанавливалась перпендикулярно публике, чтобы последняя могла видеть пространство с обеих сторон постройки.

Стена возводилась на ковре. Гудини вызывал зрителей из зала, чтобы они убедились в том, что стена настоящая с помощью молотка. После чего фокусник вставал перед стеной, а пространство с обеих сторон на несколько секунд стены прикрывались шторами. Потом шторы убирались, а Гудини уже располагался по другую сторону стены.

А тайна скрывалась в ковре. Под ним прятали лаз, проложенный под стеной. Иногда же под стену помещали стекло, чтобы зрители исключили возможность лаза. Тогда Гудини просто менялся местами с помощниками во время «зашторивания» и переходил на противоположную сторону.

Избавление от наручников

Этот трюк – в числе первых у фокусника. Благодаря его ошеломительному успеху фокуса, Гудини был предложен контракт с театром.

Для избавления от оков Гудини применял не один секрет. Во-первых, Гудини очень долго изучал информацию о замках и их устройствах. Фокусник обладал поистине огромными знаниями об этом. Он мог с ходу сказать, какой ключ сочетается с пазом той или иной замочной скважины.

Позже Гудини придумал специальный стальной гнущийся пояс, способный вращаться и скрывающий отсеки со спрятанными ключами.

Еще одна мистерия в том, что не все замки требовали применение ключа. Некоторым хватало лишь постукивания о прочную поверхность. Были и такие устройства, которые вскрывались особыми проволочными петельками и отмычками.

Фокус с молочным бидоном

В 1901-ом Гудини впервые показал освобождение из наполненного водой бидона. Этот трюк известен во всем мире.

Перед проведением фокуса зрители могли осмотреть, изучить бидон. Емкость была высотой в 1 метр, горловина имела 6 запоров, закрывающих бидон намертво. Гудини залезал в бидон с водой, часть жидкости, разумеется, выплескивалась.

После этого емкость запирали, это осуществлялось в течение минуты. Потом емкость накрывали тканью. В прошествии пары минут занавес открывали, а рядом с запертым бидоном стоял промокший Гудини.

Оказывается, у бидона были особые запоры, которые фиксировали крышку. Снаружи емкости вскрыть их не отпирая было невозможно, а вот изнутри – легко. А запоры оставались в сохранности.

Высвобождение из погруженного в водоем ящика

Трюки-высвобождения из замкнутых пространств оказались «фишкой» Гудини. Впервые фокусник вылез из ящика на публике в Нью-Йорке, погруженный в реку «Ист-Ривер».

Гудини заключили в наручники, потом — в ящик, который тоже закрыли, заколотили и обвили цепями. Ну и сбросили в реку. По истечении 2,5 минут фокусник выплыл.

Для этого трюка использовался ящик с особенной конструкцией. Он имел несколько отверстий, позволяющих дышать фокуснику во время заколачивания ящика. За то время, пока его еще не опустили в воду, Гудини успевал снять наручники.

Еще один момент – одна из сторон ящика имела 2 неприбитые доски. Они могли отодвигаться. Сдвинуть доски нужно было прежде, чем ящик погрузится на дно реки. Ведь был риск, что упадет объект именно на эту сторону.

Исчезновение слона

Трюк считается наиболее зрелищным. Гудини заводил слона в огромный ящик, а через несколько секунд слон в ящике исчез. Из-за утери ящика и одноразового показа фокуса, секрет его никак не могли раскрыть. Но имеются некоторые догадки…

Тайна скрывалась, во-первых, в самом театре, где показывался трюк. Места зрителей располагались так, что ясно видеть слона в ящике было сложно. Из-за полукруглых тройных ярусов рассаживания.

Другая идея – это оптическая иллюзия, создаваемая особым освещением и занавесом, идентичным сценическим шторам. В один момент Гудини для отвлечения делал выстрел, из-за которого публика моргала (инстинкт). В это мгновение маскирующий занавес резко поднимался.

Китайская водная камера пыток

Эта камера все еще существует. Гудини она обошлась в 10 000 $. Она похожа на аквариум, обитый красной древесиной, со стальным никелевым каркасом. Детали выполнены из меди. Весом эта камера 3 000 кг, а воды в нее входит 950 л.

При выполнении фокуса Гудини одевали наручники, ноги запутывали цепями. Потом фокусника опускали в камеру с водой вниз головой. Камеру прикрывали занавесом, из-за которого через некоторое время выходил фокусник.

Для выполнения трюка важны 2 вещи. Первое — особые элементы конструкции и само тело образовывали воздушный карман в закрытой камере. Во-вторых, мастерское, отработанное избавление от наручников – этим навыком Гудини овладел в высшей степени.

Это лишь 9 секретов из множества мастерски выполненных трюков Гудини. И в прошествии стольких лет эти фокусы по-прежнему кажутся невероятными, а их исполнитель неизменно остается мировой легендой.

Гарри Гудини по праву входит в десятку наиболее знаменитых фокусников мира. Первые свои фокусы мальчик, настоящее имя которого Эрих Вейс, начал показывать в 1884 году. Ему тогда было всего 10 лет.

Сперва вместе со своим братом Тео, а потом и самостоятельно он придумывал и показывал фокусы, которые прочно вошли в копилку лучших трюков за всю историю человечества. Многие их этих фокусов в наши дни демонстрируются всего несколькими иллюзионистами на планете. Некоторые не разгаданы до сих пор.

Освобождение от наручников стало одним из первых трюков, которые молодой Гудини стал показывать на публике. Первыми его зрителями стали полицейские, которым он предлагал пари, сможет ли он освободиться от предназначенных для преступников оков, или же нет. Этот фокус исполнялся им настолько виртуозно, что за молодым артистом навсегда закрепилось прозвище «король цепей».

Разгадка этого фокуса довольно проста, хотя повторить его сможет далеко не каждый. Еще в детстве он виртуозно научился вскрывать замки с помощью подручных средств, и даже полицейские кандалы не были для него серьезной проблемой.

Еще одним умением, помогавшим фокуснику почти во всех представлениях с освобождениями, был навык «надувать» мышцы, из-за чего любые оковы оказывались, в итоге, чуть свободнее, чем этого ожидали «пленители».

Туз Гудини

Ни один уважающий себя иллюзионист не пройдет мимо фокусов с картами. Не был исключением и Гарри Гудини. На своих выступлениях он демонстрировал публике обычную игральную карту, в центре которой было проделано отверстие. Карта эта помещалась в конверт, и конверт заклеивался. Получившаяся «бандероль» прошивалась насквозь длинной лентой. Спустя несколько минут фокусник открывал конверт и легко, словно лента совсем не мешала ему, доставал карту. После этого зрители могли осмотреть ее и убедиться, что никаких разрезов, кроме уже имевшегося отверстия в центре, на ней нет.

Трюк этот выглядит загадочно и интригующе, однако вы легко можете повторить его на домашнем празднике или в гостях у своих друзей.

Для этого вам понадобится:

  • Карта;
  • тонкая лента длиной около метра;
  • конверт;
  • канцелярский нож.

Секрет фокуса с тузом Гудини заключается в конверте: одна сторона его заранее аккуратно подрезана, и иллюзионист, вкладывая карту в конверт, осторожно вдвигает ее в приготовленную щель. Рука, держащая конверт, полностью скрывает ее. Лента, продевающаяся в отверстие, проходит над картой, и после ее можно осторожно вдвинуть обратно. Главное, не натягивать ленту, чтобы она обходила карту по кругу и не препятствовала ее возвращению на законное место.

Это важно! «Туз Гудини» будет успешным лишь в том случае, если все зрители расположены лицом к фокуснику, и никто не стоит сзади или по бокам. В противном случае выдвинутая карта, прикрытая ладонью, будет отлично видна.

Метаморфозы

Трюк, хорошо известный современной публике, впервые стал широко использоваться братьями Гудини. Одному из фокусников связывали руки и укладывали в деревянный ящик. Второй брат становился на крышку ящика, отсекая, таким образом, возможность выбраться из него, и задергивал шторку. Несколько томительных секунд – и, когда штора вновь отдергивалась, снаружи стоял уже другой брат, в то время как другой лежал связанным на его месте.

Разгадка этого необычного фокуса заключается в особой конструкции ящика. Задняя, не видная из зала, стенка представляла собой потайную дверцу. Как только штора скрывала артистов от глаз публики, связанный фокусник избавлялся от веревок и выбирался наружу, а его место занимал второй из братьев.

Этот нехитрый, казалось бы, фокус исполняется не слишком большим числом иллюзионистов и, как правило, в облегченном варианте. Ведь, кроме фальшивого «гроба», значительная часть успеха зависела и от талантов молодых фокусников, умеющих быстро освобождаться от связывающих их веревок.

Освобождение из бидона

Еще более шокирующим было представление, названное «освобождение из бидона». В ходе его на сцену выносился гигантский бидон для молока, заполненный водой вровень с краями. Гарри Гудини, скованный по рукам, садился в него, погружаясь под воду с головой и расплескивая часть воды на сцену. После этого крышку сосуда плотно закрывали и набрасывали сверху непрозрачную ткань.

У Гудини было всего несколько минут на то, чтобы выбраться на свободу. Спустя несколько минут, когда встревоженные зрители уже начинали кричать, чтобы иллюзиониста выпустили, пока он не захлебнулся, ткань сдергивали… И все видели фокусника, спокойно стоящего рядом с разомкнутыми наручниками в руках.

Секрет этого трюка заключался в необычной конструкции бидона. Стенки его двойные, что, конечно, не видно снаружи, а в крышку вмонтированы специальные клапаны, позволяющие дышать. Главное же – в боковой части бидона находилась потайная дверца, сквозь которую фокусник выходил сразу же, как только избавлялся от наручников.

Этот принцип быстро взяли на вооружение другие иллюзионисты, и в настоящее время большая часть всех фокусов с освобождением из запертых ящиков и аквариумов построена именно на методе Гудини.

Кольцо Гудини

Всем известно – наиболее эффектно выглядят фокусы, в которых зрители сами могут почувствовать себя участниками. Трюк с кольцом, проходящим сквозь веревку, не исключение.

Знаменитый иллюзионист демонстрировал публике шнур, показывая, что он целый и достаточно прочный. После чего просил у кого-нибудь из зрителей кольцо, складывал шнур вдвое и надевал его на кольцо, захлестывая петлей. Концы шнура завязывались на узел. Казалось бы, снять теперь с него кольцо невозможно, не распутав узлов. Однако Гудини проделывал это с легкостью: небрежное движение, и кольцо оставалось в его руке, свободное от веревки.

Единственным секретом этого необычного трюка является ловкость и знакомство со способами закрепления веревок. Продемонстрировать фокус с кольцом и шнуром может любой человек: для этого достаточно лишь сдвинуть петлю, обернутую вокруг кольца, таким образом, чтобы она прошла вокруг наружной части ободка. После этого она легко соскользнет с колечка.

В подробностях это можно увидеть на расположенном ниже видео:

Фокусы Гудини, по большей части, были постановочными. Повторить их, не имея специального реквизита и, достаточно часто, обученных ассистентов, невозможно. Тем не менее, трюки эти вызывают восторг публики и по сей день, а многие изобретения взяты на вооружение фокусниками уже нашего времени. Некоторые из трюков, наоборот, не имели иного секрета, кроме ловкости иллюзиониста и его тренированных мышц. Так, именно к этой группе можно отнести знаменитое освобождение из смирительной рубашки. Гарри Гудини, подвешенный вниз головой на высоте 30 метров и закутанный в плотный брезент, всего за несколько минут ловкими движениями ослаблял узлы, после чего снять «рубашку» окончательно и избавиться от цепей и вовсе пустяком.


26 августа 1907 г. знаменитый иллюзионист Гарри Гудини в очередной раз шокировал публику: закованного в цепи, его бросили в воду, а он смог выбраться за 57 секунд! Это были фирменные трюки Гудини: выбираться из запертых ящиков под водой и китайской водяной камеры пыток, проходить сквозь кирпичные стены, освобождаться из смирительной рубашки в подвешенном состоянии, выходить из запертой тюремной камеры, будучи в наручниках, и т. п. О разоблачении многих его секретов его последователи заявляли неоднократно, однако действительно ли все тайны Гудини раскрыты или это – очередная мистификация?



Настоящее имя Гарри Гудини – Эрик Вайс. Он утверждал, что родился в США, но на самом деле появился на свет в Венгрии, в семье раввина, а в США его семья эмигрировала, когда ему было 4 года. С юношества он увлекался сложными механизмами и устройством замков, к которым без труда подбирал отмычки. В 11 лет он бросил школу и поступил в слесарную мастерскую, где оттачивал свои навыки до уровня мастерства.



Одним из первых номеров в его арсенале было «Освобождение от оков». Он прославился благодаря удачному рекламному ходу: пришел к шефу полицейских Чикаго и заявил, что в наручниках сможет выбраться из запертой тюремной камеры. Иллюзионист проделал этот трюк в присутствии репортеров в считаные минуты. Позже он повторил тот же фокус в главных тюрьмах Европы и США, а также в Бутырской тюрьме и Петропавловской крепости во время гастролей в России в 1903 г.



В основе большинства трюков Гудини действительно лежало мастерство: он знал о замках, ключах и наручниках все, что можно было о них знать. Некоторые наручники открывались даже без ключа или проволочной петли – достаточно было постучать ими о твердую поверхность. Во время предварительного посещения тюрьмы жена Гудини отвлекала внимание полицейских, а фокусник тем временем изучил замки на дверях камер, чтобы затем подобрать к ним миниатюрную отмычку. Ее он либо прятал во рту, либо получал от жены во время прощального рукопожатия либо поцелуя «на удачу» перед опасным трюком.



Гудини умело обращался со своими мышцами: когда его сковывали цепями или надевали смирительную рубашку, он напрягал мышцы, а затем расслаблял их, в результате чего образовывались зазоры, и освобождение рук становилось делом техники. Иногда ему приходилось смещать кости в суставах. Из бидона с молоком он выбирался благодаря тому, что запоры, открыть которые снаружи было невозможно, изнутри легко выталкивались вместе с крышкой. Так же, как одна из боковых сторон ящика, в котором иллюзиониста опускали под воду: 2 нижние доски не были прибиты, и их можно было отодвинуть.





Впрочем, иногда Гудини не только демонстрировал мастерство, но и прибегал к различным хитростям. Так, например, во время фокуса с исчезновением слона в цирке использовалась оптическая иллюзия: слона накрывали белым покрывалом – и он исчезал. На самом деле под белым было еще одно покрывало – из черного бархата, идентичного задним шторам на сцене. На черном фоне ящик с черным покрывалом был незаметен. Появление ассистентки из огромной коробки радио – тоже нехитрый фокус: радио стояло на столе с двойной столешницей, внутри которой пряталась девушка. Когда Гудини настраивал радио на «нужную волну» – из коробки появлялась «девушка мечты».





Прохождение через кирпичную стену тоже было всего лишь хитрым трюком: на сцене, прямо на ковре, рабочие на глазах у зрителей возводили 3-хметровую стену. Гудини приглашал из зала желающих убедиться в ее прочности. Стена стояла перпендикулярно зрителям, иллюзионист заходил с одной стороны, потом опускали занавес на минуту, а когда его поднимали, фокусник находился уже по другую сторону стены. Разгадка заключалась в том, что под ковром находился узкий лаз, проходящий под стеной.



Великий маг никогда не раскрывал своих секретов. Однажды он пообещал это сделать в своем завещании, с условием, что его вскроют и обнародуют в день его столетия. В 1974 г. поднялся ажиотаж: все ждали обещанных признаний, но оказалось, что Гудини вновь обвел публику вокруг пальца: никаких разоблачений там не было. Журналисты назвали это «последним трюком гениального мистификатора». А свой главный секрет иллюзионист объяснял следующим образом: «Во всех случаях главное для меня – победить страх, … главное сохранять абсолютное спокойствие и самообладание. При этом приходится действовать почти молниеносно и с величайшей точностью. Если хоть на секунду поддаться панике, то гибель станет неизбежной».



Гарри Гудини, несмотря на те «чудеса», которые он демонстрировал, не верил в спиритизм и разоблачал фокусы медиумов, из-за чего поссорился со своим другом Артуром Конан Дойлом:

Вера в магию часто используется нечистыми на руку фокусниками исключительно для обмана и заработка средств. Но существуют люди, завороженно наблюдая за действиями которых, начинаешь сомневаться в том, что волшебства нет. Одним из таких гениев своего дела был знаменитый Гарри Гудини.

Детство

Гарри Гудини появился на свет 24 марта 1874 года в столице Австро-Венгерской империи, городе Будапеште. Будущий маг любил скрывать место рождения и часто упоминал в автобиографиях город Эпплтон, штат Висконсин, куда переехала из Европы семья четырехлетнего мальчика. Родные свободно говорили на немецком, венгерском и идише.

Эрих Вайс (настоящее имя фокусника) взял в самом раннем возрасте псевдоним Гарри Гудини. Биография великого артиста с тех пор писалась исключительно под этим именем, придуманным в честь фокусника французского происхождения Жана Эжена Робен-Гудена. Его труды мальчик приобрел на первые заработанные деньги и незамедлительно впитал как губка все, что там было написано.

Имя было позаимствовано у американского иллюзиониста германского происхождения Гарри Келлара. Хотя друзья утверждают, что так называли Эриха еще в раннем детстве.

Позднее, в 1887 году, семья Гарри Гудини перебралась в Нью-Йорк, где юному дарованию пришлось много работать подручным кузнеца в слесарной мастерской и жить в пансионате. Одновременно он помогал в лавке по ремонту замков, где и познакомился с работой их механизмов. Работа в кузнице была временным пристанищем - артиста не взяли в кафе Гарлема, одного из самых процветающих на тот момент районов Нью-Йорка, по причине слишком юного возраста.

Трудиться Эриху пришлось с малых лет - еще в Эпплтоне он подрабатывал воздушным гимнастом в любительском цирке, нередко под самым куполом.

Родители

Делая описание жизни любого знаменитого человека, стоит начать с его родителей. Кем был отец фокусника Гарри Гудини, известно вполне детально. Папой юного иллюзиониста, а также шести его братьев и сестер является Меер Сэмюэл (по другим данным - Шамуэль) Вайс - раввин, который при переезде в США получил работу в синагоге под названием «Реформистская еврейская община Сиона».

Ранняя смерть отца в 1892 году не позволила юному Гарри Гудини получить хорошее образование.

Обучением будущего иллюзиониста занималась его мама, Сесилия Штайнер. Конечно же, домашнее обучение не могло полноценно заменить школу и вместо глубоких знаний ум юного дарования стали занимать секреты Гарри Гудини - фокусы.

Первый успех

Успешная карьера иллюзиониста началась уже с десяти лет. Трюки Гарри Гудини поражали своим мастерством. Яркие афиши, которыми были увешаны рекламные тумбы города, называли его «королем карт», и это действительно было недалеко от истины.

Образованный вместе с братом Тео ансамбль «Братья Гудини» стал основным кормильцем семьи. Артисты много выступали, много путешествуя по различным городам. Но душа маэстро требовала настоящего признания, для чего необходимо было подготовить более зрелищные трюки.

Случай, проложивший дорогу на большую сцену

Во время многочисленных гастролей, в одном из пригородов Нью-Йорка, полицейский «узнал» в иллюзионисте вора, которого уже долгое время безуспешно пытались найти стражи порядка. Уверенный в своей правоте констебль надел наручники на Гарри. Тому потребовалось не более пяти секунд для того чтобы освободиться от оков. Конечно же, надуманные обвинения были сняты.

Но не это поразило иллюзиониста. А то, что бывший суровым еще минуту назад грозный полицейский растерянно моргал глазами с открытым ртом. После чего извинился и попросил автограф. Все это происходило под действие бурных оваций толпы праздных зевак. Уже вечером этот трюк был показан со сцены и на какое-то время стал коронным в программе.

Освобождение от наручников проделывали многие фокусники в то время, но лишь Гарри делал это с инвентарем, который приносили с собой посетители. Конечно, существовали и завистники. Однажды сотрудник полиции принес наручники со сломанным механизмом, которые невозможно было открыть. В тот вечер это осталось незамеченным зрителями, но нацеленный на грандиозное продолжение карьеры маг с тех пор тщательно проверял инвентарь, ведь любая заминка могла стоить ему жизни.

Семейная жизнь

1893 год в жизни Гарри стал одним из самых счастливых - он скрепил себя узами брака с Вильгельминой Беатрис Ранер (чаще упоминается просто как Бетти). Эта женщина стала верным спутником артиста и по жизни, и на сцене - отныне только ей он доверял почетное звание ассистента, вплоть до конца своей жизни.

Рост карьеры

Не дожидаясь того момента, когда зрителям надоест фокус с наручниками, артист усложнил его подвешиванием в мешке на выступе небоскреба, в программе появились

Признание позволило осуществить масштабные трюки по прохождению сквозь кирпичные стены и освобождению из запертых помещений. Полиция различных городов с радостью принимала участие в шоу, закрывая фокусника в самые неприступные камеры, из которых он удивительным образом освобождался.

В 1899 году маэстро познакомился с Мартином Беком, который организовал гастроли по Европе. Жители старой части планеты были ошарашены новыми номерами, в которых иллюзионист освобождался из различных емкостей с жидкостями. В ходе одного из выступлений его даже скинули в реку Темзу в мешке с привязанной тяжелой гирей. Конечно же, со скованными наручниками руками. Не было предела ликованию толпы, когда уже через несколько мгновений Гарри всплыл с абсолютно свободными конечностями.

Жители Лондона передавали нескольким поколениям о том, что могли воочию наблюдать трюк со слоном. Животное в темной комнате накрывали белым покрывалом и потом снимали его. Слона не было. Куда он делся, неискушенный зритель, конечно же, догадаться не мог. Очевидно, магия.

Фокус был настолько популярен, что на протяжении многих лет иллюзиониста просили повторить его. Он сдался только в 1918 году и продемонстрировал чудо на ипподроме в Нью-Йорке. Стоит ли говорить, что номер имел оглушительный успех, о котором еще долго писали в газетах по всему миру.

Путешествие по нашим краям

Знаменитый чародей посетил Россию в 1908 году. Помимо своих коронных номеров для толпы, он заставил немало поволноваться тюремщиков и Петропавловской крепости.

На фокусника для антуража надевали одежду арестантов, запирали в самых неприступных камерах, в которых обычно находились смертники. Конечно же, засовы были самые качественные и современные.

Через четверть часа переодетый в свою одежду маг уже мирно пил чай с охранниками в их помещении. Говорят, что освободиться он мог всего за две минуты. Ходят слухи, что хохмы ради он поменял местами заключенных. Неизвестно только, было ли весело охранникам.

Увлечения великого фокусника

Гарри Гудини был человеком, намного опередившим свое время. Неудивительно, что на его банковском счету были постоянные денежные потоки. Говорят, что его доходы в 1920 году в несколько раз превышали зарплату американского президента. Но свой первый самолет Гарри Гудини купил еще в 1909 г. и уже в 1910-м первым из людей пересек Австралию по воздуху.

Он основал продюсерскую компанию и снялся в нескольких фильмах. Талант мага был настолько велик, что за последнее столетие о нем было снято семь фильмов с такими известными актерами, как Гай Пирс, Эдриан Броуди и др. Также Гарри Гудини являлся сообщества магов и чародеев, а еще активно боролся с шарлатанами, которые «общались» с духами.

Смерть мага

О том, как умер Гарри Гудини, существует несколько версий. По одной из них, фокусника не стало прямо во время выступления. Новость была широко растиражирована газетчиками, но была неправдой.

Согласно другой, его отравили. Третья же гласит про разорвавшийся аппендицит и в скором времени сразивший мага перитонит. Не стало великого Гарри 31 октября 1926 года. Ему было всего 52 года.

Ценные предметы были переданы музею в Эпплтоне, большинство из которых впоследствии были проданы на аукционе

Статьи по теме: