Обзор шлема виртуальной реальности HTC VIVE. Шаг вперед

Систему виртуальной реальности HTC Vive я приобрел 2,5 месяца назад, поэтому успел её протестировать при повседневном использовании, когда проходил первоначальная эйфория от покупки и можно объективней оценить достоинства и недостатки.

На данный момент основная конкуренция идет между устройством Oculus Rift и HTC Vive. Я выбрал последний, т. к., в отличии от Окулуса, Vive позволяет использовать шлем не только сидя, но и стоя, передвигаясь по игровой зоне у себя дома. И по отзывам у его гораздо лучше реализовано отслеживание позиционирования (и у меня действительно никаких нареканий к тому, насколько точно совпадает положение моей головы и рук в реальности в в виртуальности). Не последнюю роль сыграло и то, что HTC Vive можно купить в России официально, а при покупке в Онлайнтрейд доставка до моего города и квартиры обошлась мне совсем недорого, по сравнению с официальным сайтом.

Немного спецификаций :

  • Amoled дисплей с разрешением 2160x1200 (1080 x 1200 для каждого глаза)
  • частота обновления 90 Гц (т. е. 90 кадров в секунду, если ваш компьютер достаточно мощный)
  • угол обзора 110°
  • разъем 3.5 мм для подключения наушников
Помимо шлема в комплект поставки входят :
  • 2 базовые станции (они отслеживают положение шлема и контроллеров в пространстве)
  • 2 беспроводных контроллера (аккумулятор емкостью 960 мАч)
  • Коммуникационный модуль
  • Наушники (маленькие, вставные, которые можно заменить на свои, если не понравятся)
  • Куча проводов, зарядок, креплений, шнурков и даже саморезы.

Все это пришло в коробке 58×38×26 весом 6,5 кг. Упаковано все отлично, много защитного поролона, свободных пространств внутри коробки нет. К сожалению, обзор я решил написать недавно, поэтому фотографий процесса распаковки не будет.


Процесс установки

Подключается всё достаточно просто, но повозиться придётся. Сначала необходимо выбрать подходящее место в комнате: минимум 1,5×2 м, максимум - пространство с диагональю 5 м (у меня получилось выделить 2×4 м. После подключения шлема и первоначальной настройки границы игровой зоны будут видны в виде решетки из квадратов, причем плотность решетки и цвет можно задать, впрочем иногда все равно её не замечаешь и то в стену врезаешься, то по этой стене контроллером ударяешь).

Далее необходимо каким-нибудь образом закрепить базовые станции в противоположных углах пространства на высоте от 2 м - удобней и надежней всего это сделать с использованием саморезов и креплений из комплекта поставки, но можно использовать и штативы, лишь бы станции были неподвижны). Станции подключать к компьютеру не нужно, а вот к электрической сети - необходимо. Так что поблизости должны быть розетки, либо необходимы удлинители).


Коммутационный модель подключается к компьютеру (HDMI + USB2) и к сети, а сам шлем, в свою очередь, к коммутационному модулю (в комплекте идут двухсторонний скотч, позволяющий этот модуль куда-нибудь наклеить, я его сверху корпуса закрепил).


Ах да, компьютер тоже должен быть неплохим, особенно графическая карта. Минимальные требования NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290 или выше; процессор Intel Core i5-4590 или AMD FX 8360 или выше; RAM 4 Гб. Однако, у меня процессор чуть похуже (i5-4570), и все работает.

Перейдем, наконец, к самому интересному: к опыту использования.

Шлем : лично для меня он оказался удобным, не давит и не болтается, вес комфортен, внутри немного жарковато, если проводить в виртуальности больше часа. Гости, которым давал пользоваться тоже не жаловались. Расстояние от линз до глаз и между линзами регулируется, причем если отодвинуть линзы на максимум, то можно пользоваться шлемом даже в очках, но тогда появляется опасность, что бы все таки поцарапаете или линзы или в шлеме, или в очках). Крепление регулируется качественными липучками.


Графика : разрешение достаточно высокое, с ощущениями от использования Google cardboard с 5-ти дюймовым смартфоном не сравнить, но если пиксельная сетка всё же видна, ощущение такое, что смотришь сквозь мелкий тюль. Для того, чтобы превратить плоский дисплей в сферический используются линзы Френеля, их ребристость тоже заметна, особенно по краям угла обзора, однако при погружении в игру/программу всё это просто перестаешь замечать.


Задержка между поворотом головы (даже резким) и изображением не замечается (по крайней мере мной). В целом ощущение реальности происходящего достаточно высокое, запускать игры-ужастики я даже пробовать не хочу, а в играх связанных с залезанием на высокие здания, если посмотреть вниз, то действительно есть некоторый страх высоты. Сам я переношу почти всё внутри виртуальности хорошо, спокойно могу находиться в шлеме несколько часов, однако среди гостей, которые пробовали у меня во что-то поиграть, некоторые говорили о легком ощущении головокружения и/или тошноты, особенно в игры связанных с активным передвижениям или полётами.

Контроллеры : в руку легки прекрасно, к управлению привык быстро за исключением боковых кнопок для нажатия на которые нужно сжать контроллер в руки - сделать это быстро довольно сложно, к счастью, разработчики игр тоже это понимают, поэтому это не очень мешает. Пластик используется довольно прочный, несильные удары по стене (а ни разу случайно этого не сделать во время активных игр почти невозможно) выдерживает. Т одного более сильного удара, у меня контроллер все же сломался (сам пластик остался цел, а вот внутри выпал из гнезда один из шлейфов), но в интернете нашелся способ починки без обращения в сервисный центр. В связи с этим обнаружился и основной недостаток системы: комплектующие (тот же контроллер на замену) покупать очень дорого, ремонт тоже дорогой, а поломка от физического воздействия, естественно, гарантией не покрывается. И уберите ценные и хрупкие предметы подальше от вашей игровой зоны (монитор, например).

Игры и приложения : игр для шлема существует уже очень много и постоянно появляются новые. С более серьезными приложениями пока сложнее: есть Google Tilt Brush для рисования, Kodon и Masterpice VR для скульптурной лепки, виртуальная музыкальная студия, несколько программ для подбора мебели и несколько сред для разработки собственных приложений. Но количество пользователей шлемов ВР увеличивается, так что скоро должны и программы новые появиться, я надеюсь. Кроме того можно смотреть 360°/3D фильмы и фото, и выводить в шлем рабочий стол с любым количеством виртуальных мониторов, впрочем текст читаться будет плохо и я на данный момент не вижу возможности использования шлема вместо монитора для работы.

Резюме : я покупкой остался очень доволен, несмотря на довольно высокую цену (особенно если учесть, что компьютер тоже пришлось чуть обновить) и на то, что через год-два наверняка появятся более совершенные устройства (или такие же, но дешевле).

Большую популярность в игровой индустрии получили устройства виртуальной реальности. Большинство серьезных производителей электроники представлены на рынке своими устройствами. Разработчики не останавливаются на достигнутом. В результате этого каждый год миру предоставляется очередное цифровое устройства, вобравшее все современные мобильные технологии.

На выставке инновационных продуктов корейская компания HTC представила миру HTC Vive Pro – это обновленный шлем виртуальной реальности. Новые экраны поражают своим качеством изображения и более полно погружают в виртуальный мир.

Преимущество HTC Vive Pro на рынке

Главными отличиями VR Vive Pro от оригинального HTC ViVe являются следующие изменения:

  1. Максимально приближенное к 4К изображение;
  2. Наличие встроенных наушников и микрофона;
  3. Беспроводное подключение;
  4. Двойная фронтальная камера.

Сразу после представления на выставке представители компании не озвучивали информацию о цене на модель Vive Pro. Однако предполагается, что с выходом нового шлема от HTC, произойдет снижение стоимости предыдущей версии устройства. Вместе с этим известно также, что прежний аппарат не покинет рынок мобильных устройств и вместе со своими «младшим братом» будет доступен к покупке в официальных точках продажи.

Обзор шлема виртуальной реальности HTC Vive Pro

Ниже представлен обзор htc Vive Pro от компании HTC.
Обновленный шлем представляет собой готовую систему с коробки для погружения в мир виртуальных сцен. Это комплекс, который включает в себя устройство для передачи изображения, воспроизведения и записи звука, ввод визуальной информации. И многие другие мобильные технологии, о которых пойдет ниже речь.
Как сообщает разработчик, обновленный шлем виртуальной реальности получил сдвоенную фронтальную камеру, которая увеличивает эффект объёмного изображение, а также позволяет точнее отслеживать движение человека.
Свежий взгляд на дизайн проекта соответствует современным тенденциям в области смарт устройств. Благодаря использованию оттенков синего цвета аппарат заиграл новыми красками. При первом его виде аппарат, как говорится, радует глаз своим изяществом.
Для улучшения погружения пользователей в мир виртуальных игр или 360 видео был переработан дизайн накладки для лица. Она необходима для того, чтобы к глазам не проходил дневной свет, тем самым создается эффект присутствия в игре. Конструкторы продумали все детали: накладка изготовлена из высококачественного поролона с материальной отделкой. Универсальность дизайна позволяет эффективно использовать шлем людям со всеми формами лица. Накладка на нос выполнена в форме лепестка. Это также повышает универсальность использования Vive Pro.
Система SteamVR Tracking 2.0 намного улучшилась: движения стали плавными, пропали сдвиги. Разработчики доработали систему. Площадь использования шлема в движении увеличилась. Улучшилось и определение его местоположения. Однако разработчикам есть к чему стремиться.

Новая версия шлема получила эргономичное исполнение крепления шлема на голову. Благодаря чему длительное его использование является намного комфортнее. Отсутствие проводов подключения к ПК ещё один большой плюс разработчикам. Эта возможность реализована в виде дополнительного девайса, анонсированного вместе с шлемом. Беспроводной адаптер Vive Wireless Adaptor – разработан на технологии Intel. Это позволит уменьшить задержку картинки и действий и улучшить производительность в целом. Для покупателей он будет доступен летом 2018 года.
Теперь геймер не будет связан в своих действиях. Станут доступны многие подвижные игры. Разработчики быстро откликнутся на это, и появятся много новых игр и приложений, заточенных под данные устройства. Погружение в виртуальную реальность обрастет новыми красками и деталями. Изображение станет реалистичнее.
В обновленной версии шлема разработчики порадовали пользователей встроенными наушниками, поддерживающие воспроизведение 3D звуков. Имеется возможность регулировки их под конкретное расположение для достижения лучшей передачи звука. Воспроизведение аудио соответствует стандарту Hi-Res Audio. Это современный стандарт, который используется практически во всех наушниках, разработанных для геймеров.
Некоторым пользователям может показаться, что HTC Vive Pro стал тяжелее своего «старшего брата». Это объясняется наличием, как было сказано выше, наушников, а также литий-ионного аккумулятора. Это является логическим результатом отказа от использования проводов для соединения аппарата с персональным компьютером.

Технические характеристики HTC Vive Pro

Для любителей точных ниже представлено описание характеристики HTC Vive Pro.

  • Вид электронного устройства: шлем VR Vive Pro производства HTC
  • Дисплей модуль: 2 АМОЛЕД дисплея
  • Диагональ: 9 см
  • Разрешение vive pro: каждый модуль по 1440 х 1600. В сумме составляет 2880 х 1600
  • Частота обновления: 80-100 Гц
  • Угол обзора: 100-120°
  • Звук: встроенные наушники с поддержкой 3D
  • Наличие микрофона: да
  • Интерфейсы соединения: USB – C 3.0; Bluetooth 4.1; DP – 1.2
  • Датчики
    • функция определения положения SteamVR Tracking;
    • датчик ориентации тела;
    • сенсор приближения;
    • G-sensor;
    • сенсор IPD- настройка расстояния линз по зрачки пользователя;
  • Эргономические возможности
    • настройка межзрачкового расстояния;
    • расстояния от глаз до линз;
    • расположения наушников;
    • подгонка крепления на голову.

Системные требования для шлема HTC Vive Pro

  • Процессор: AMD FX 8320 или аналог от Intel;
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1060 или аналог от AMD;
  • Интерфейс подключения: USB 2.0, HDMI, DP1.2;
  • Объем оперативной памяти: Не менее 4000 Мб;
  • Операционная система: Windows 7 SP1, 8.1,10.

В настоящее время существуют компьютеры, оптимизированные под работу с Vive Pro от HTC. Производителями компонентов таких компьютеров являются ведущие мировые бренды: MSI, Nvidia, HP, AMD. Разработчики провели множество тестов, чтобы добиться наилучшей производительности виртуальной системы на данных компьютерах. Также при использовании виртуального шлема Vive Pro на таких компьютерах дополнительных настроек не требуется. Пользователь ощутит весь эффект присутствия в виртуальном мире.

К этим компьютерам относятся:

  1. От компании MSI — игровые ноутбуки серий GE62, GT73 и VR ONE, специальное издание эффективно работающее совместно с Vive Pro.
  2. От компании Nvidia — GeForce GTX – серия топовых видеокарт, которые выдают максимум от использования технологии VR.
  3. От компании HP — HP OMEN, настроенный на максимальную производительность компьютер. Отлично интегрируется с системами VR. Нацелен на будущее развитие данного сегмента игровой индустрии.
  4. От компании AMD — Инновационная технология LiquidVR, применяемая в играх VR, благодаря которой выдается фотореалистичная графика в реальном времени с высоким разрешением и высокой частотой обновления кадров.

Игровая комната

Возможность использования HTC Vive Pro в динамичных играх характеризуется требованиями к месту игровой зоны. Минимальная площадь такой зоны составляет 3 кв.м. Базовые станции, благодаря которым происходит позиционирование игрока, необходимо устанавливать на расстоянии не более 5 метров друг от друга. Комната должна быть убрана от лишних предметов. Углы и остроконечные предметы по возможности убрать или изолировать от случайного контакта. Создать условия для безопасного передвижения во время пользования шлемом. Использовать шлем можно как сидя, так и стоя, положение никак не влияет на изображение внутри шлема.

Инструкция по работе с HTC Vive Pro

При покупке нового Vive Pro первым делом необходимо зайти на официальный сайт, в раздел первоначальной настройки. Вот ссылка на эту страницу. Оттуда необходимо скачать приложение настройки VIVE актуальной версии. В составе загрузки имеется инструкция по пользованию этой программой, setup приложения для работы с пк, программа Steam и приложение VIVE Home VR experience.
Также пока скачивается, рекомендуется посмотреть видеоурок, в котором показывается, как правильно установить VIVE. Видео на английском языке, однако имеются русские субтитры, если у Вас их нет, просто необходимо включить данную функцию в настройках веб-видеопроигрователя.

Для первоначальной настройки необходимо наличие на компьютере актуальной версии Microsoft .NET Framework, высокоскоростное подключение к сети Интернет, монтажный набор и дрель со сверлом определенного диаметра.
Затем решить, как будет использоваться виртуальный шлем HTC: в положении стоя либо с передвижением по комнате, согласно этого произвести настройку комнаты.

Для использования варианта «только стоя или сидя»:

  • Выбрать пункты соответственно Настроить комнату;(Только в положении стоя)

Для использования варианта «с передвижением по комнате»:

  • На своем ПК запустить приложение SteamVR.
  • Выбрать пункты соответственно Настроить комнату;(В масштабе комнаты)
  • Согласно подсказкам на экране завершить настройку шлема.

Подключение шлема к ПК

Подключение шлема HTC Vive Pro производится присоединением всех необходимых компонентов:

  • Необходимо присоединить провод от блока питания к коммуникационному модулю, включить в розетку блок питания.
  • С помощью кабеля HDMI соединить коммуникационный модуль с видеокартой компьютера;
  • При помощи кабеля USB соединить модуль с компьютером;
  • Тройной кабель на шлеме Vive Pro соединить с соответствующими портами на коммуникационном модуле.

Для надежного крепления модуля имеется слой клея на одной из его поверхности, которую необходимо приклеить на место установки.

Установка ПО

Если необходимости в настройке Vive Pro нет, то разработчики рекомендуют загрузить следующий владельцу устройства софт: приложение — setup ПО VIVE версия 1.8, весит это приложение крайне мало – 54 Мб. В комплект загрузки входит: установщик приложения VIVE desktop (с телефонным модулем), также программа VIVE Home VR experience и клиент игровой платформы Steam. Для корректной работы приложений требуется наличие актуальной версии программы Microsoft .NET Framework и стабильное высокоскоростное подключение к сети Интернет.

Настройка параметров HTC Vive Pro

Следующие параметры системы шлема Vive Pro могут быть настроены пользователем под себя:

  1. Изменение языка;
  2. Автоматический запуск при включении;
  3. Изменения панели управления;
  4. Изменение фона рабочего стола;
  5. Подключение шлема к смартфону;
  6. Настройка телефонных уведомлений;
  7. Настройка системы позиционирования SteamVR.

Комплектация шлема

В состав комплекта поставки шлема ВР Vive Pro от HTC входят следующие устройства:

  1. Шлем виртуальной реальности с кабелем 3 в 1 и аудиокабелем, встроенными наушниками, лицевыми накладками (вторая – запасная, для узкого лица), салфетками для ухода за линзами;
  2. Беспроводной адаптер;
  3. Коммуникационный модуль с блоком питания и кабелями HDMI, USB, монтажной площадкой;
  4. Контролеры Vive Pro с блоком питания, ремешками в количестве двух штук и кабели micro-USB;
  5. Базовые станции с блоком питания, монтажным комплектом (4 самореза с дюбелями), кабелем синхронизации;
  6. Также в комплекте присутствует документация на шлем: руководство эксплуатации, гарантийный талон и т.д.

Контент и игры для шлема

Имеется платформа программного и игрового контента Viveport Arcade. В нем предоставлено большое количество цифровых продуктов, использующих технологии VR.На сегодняшний день на площадке Viveport Arcade реализовано более 1000 игр. Категории их разнообразны. Поиграть в каждую игру имеется возможность с почасовой оплатой 2 доллара США\ час. В дальнейшем оплата будет разрабатываться, однако главная цель, чтобы каждый пользователь попробовал поиграть в разные игры, сохранится.
С помощью Viveport Arcade регулируется контент приложения. Также имеется возможность управлением контентом прямо со шлема.

Выводы

В результате всего выше сказанного можно определить, что шлем виртуальной реальности HTC Vive – будет одним из устройств, которое с нетерпением ждут пользователи. Viva pro обладает рядом преимуществ перед другими устройствами на данном рынке мобильной продукции. Реалистичное погружение в виртуальный мир пользователям Vive Pro возможно только с покупкой этого шлема. Данное приобретение будет идеальным по соотношению цена/качество, так как в это устройство разработчики заложили высокие технические характеристики.

Дорогие читатели спасибо, что дочитали или пролистали статью до конца. Пожалуйста поделитесь статьей в соц. сетях. Мы стараемся для вас. Нам это придаст дополнительной мотивации.

Шаг вперед

Цена - 80 000 руб.


Продолжая тему виртуальной реальности, мы наконец добрались до самого интересного - обзора наиболее масштабной и продвинутой на сегодняшний день системы - HTC Vive. То, что другие разработчики только обещают в будущем, можно испытать уже здесь и сейчас.

Еще в ходе распаковки огромной коробки с ворохом компонентов, приходит понимание, что установить все это мгновенно и без инструкции не получится, и свидание с новой реальностью случится явно не в ближайшие пять минут. Самой сложной задачей, с учетом реальных городских жилищных условий, будет поиск подходящей площадки. Это должен быть прямоугольный участок комнаты поперечником 5 метров без какой-либо мебели, но вплотную к . Пол должен быть абсолютно ровным. О каких-либо порогах или уступах не может быть и речи, даже наличие перехода с паркета на ковер в рамках игровой зоны нежелательно. Лучше подумать о принципиальной возможности правильной инсталляции до приобретения Vive, дабы избежать разочарований в дальнейшем. По краям необходимо разместить две базовые станции, причем закрепить их лучше «намертво». Установка на мобильных штативах будет слишком часто требовать повторной калибровки. Настенные кронштейны предусмотрены в комплекте поставки.

«Маяки» образуют сетку из лазерных лучей, по которой датчики на шлеме считывают позицию игрока. Любые отражающие поверхности, будь то зеркала или просто стекла, оказавшиеся поблизости под неудачным углом, сбивают трекинг и должны быть закрыты или убраны на время игры. В сравнении с системой от Oculus, где все реализовано с точностью до наоборот, и сама гарнитура подсвечивается инфракрасными диодами, а одна камера считывает положение, данная схема кажется переусложненной. Тем более, что результат вроде бы идентичен, в обоих случаях качество позиционирования близко к идеалу. Но не следует забывать, что HTC Vive изначально делался с расчетом на свободное перемещение в рамках значительного по площади пространства, а как справится с подобной задачей доподлинно неизвестно.

Дизайн шлема можно назвать утилитарно-киберпанковским. Лишних декоративных элементов на нем вроде бы нет, но сам по себе аппарат выглядит весьма экзотично. Оголовье лишено внутренней проводки для наушников и не имеет встроенных сенсоров, что, по идее, подразумевает сравнительно легкую и бюджетную замену в случае повреждения. Центральное расположение кабеля определенно удобнее для игры стоя, чем боковое у Oculus. В последнем случае провод постоянно задевает левое плечо, что отвлекает от игрового процесса. Но баланс всей конструкции оставляет желать лучшего - лицевая часть довольно увесистая, центр тяжести сильно смещен вперед. Резкие движения вызывают ощутимую инерцию и часто сбивают оптимальный оптический фокус, если оголовье затянуто недостаточно туго. В случае же плотной фиксации быстро наступает утомление лицевых мышц и остается характерный отпечаток, как от плохой маски для дайвинга. Проблема с запотеванием оптики тут более ощутима, нежели у Oculus. Отчасти это связано с менее удачной конструкцией маски, в частности сравнительно слабой продуваемостью и гигроскопичной пенкой, но и активное движение в процессе игры вносит свою лепту.

Линзы довольно крупные и занимают практически все внутреннее пространство маски. Здесь использованы оптические элементы системы Френеля, что помогает избавиться от ряда искажений по краям картинки, свойственных простым стеклам, но привносит свои аберрации в виде лучей и гало вокруг контрастных объектов. Использовать очки с HTC Vive проблематично. Для дужек здесь предусмотрены вырезы в пенке, а оптику можно слегка отодвинуть вглубь специальным регулятором. Но подобрать оправу, которая легко помещалась бы в шлем, из имеющихся в наличии нам так и не удалось, а с трудом вставленная всякий раз снимается вместе с маской и проваливается внутрь с явно небезобидным звуком. Контактные линзы остаются пока единственным разумным вариантом для человека с неидеальным зрением.

Научиться не запутываться в десятиметровом кабеле можно быстро, но только пока интенсивность событий в игре не превышает определенного предела. Резкие маневры, особенно в многопользовательских “стрелялках”, требуют мастерского владения данной дисциплиной. Попытки подняться из сидячей позиции наступив на провод - не только комичны для окружающих, но и представляют серьезное испытание на прочность всей конструкции шлема. Оставаться в рамках игровой зоны помогает установленная на маске камера и система «поводырь», которая при приближении к границам площадки демонстрирует поверх графики очертания окружающего пространства. Это хорошее и оригинальное решение, но полностью исключить опасность падения оно не в состоянии. К примеру, предупредить о присутствии под ногами кошки, привлеченной весело болтающимся кабелем, данная схема не может.

Наушники явно добавлены в последний момент и представляют собой простейшие «затычки», совершенно незаслуженно оказавшиеся в этом дорогом комплекте. Лучшее, что можно с ними сделать - выбросить сразу и заменить на достойную игровую или Hi-Fi гарнитуру. А вот штатные джойстики это совершенно новое слово в жанре моушен-контроллеров. Позиционируются они с потрясающей точностью, все подобные аксессуары для игровых консолей сравнения не выдерживают. Правда, их эргономику можно назвать в лучшем случае своеобразной. Это довольно тяжелые устройства, держать их подолгу на весу утомительно. Также, здесь отсутствует такой привычный элемент, как стик или крестовина для движения. Есть только кнопки и небольшой тачпад для большого пальца, расположенный по центру, что, как легко догадаться, не совсем оптимально. С одной стороны, это логично в системе, где для перемещения используются собственные ноги. Однако, разработчики пока не слишком хорошо понимают, что им делать с этой комбинацией и для большинства игр придется докупить обычный геймпад XBOX ONE - поддержка управления джойстиками HTC Vive присутствует сегодня в крайне ограниченном наборе приложений.

Интерфейс Steam VR по оформлению, эргономике и стабильности работы проигрывает Oculus Home, зато по количественному обилию игр и ценам значительно привлекательнее. Правда, если владельцу Oculus всегда рады в Steam VR, то двери конкурирующего решения для обладателей HTC Vive пока закрыты. Причем, дело тут не только в капиталистической жадности или конструктивных особенностях приборов. Драйверы различных устройств по-разному формируют 3D-поток и ряд приложений просто совместим только с каким-то одним вариантом. Так что одна часть игр эксклюзивна для своей платформы по коммерческим соображениям, другая по техническим. Разумеется, все, что использует фирменные контроллеры Vive, доступно только для данной системы и будет ли оно актуально для владельцев Razer Hydra и в перспективе Oculus Touch - вопрос открытый.

Технология Roomscale, являющаяся изюминкой HTC Vive, на текущем этапе является самым совершенным средством взаимодействия с виртуальной реальностью. Здесь можно свободно перемещаться по игровому пространству собственными ногами и управлять процессом привычными жестами рук. Это обеспечивает непревзойденный уровень погружения в действие и очевидно, является логичным следующим этапом в развитии видеоигр соответствующих жанров. Но есть тут и пара проблем. Ограниченная и небольшая по сути площадь «комнаты» загоняет разработчиков игр в крайне суровые рамки по реализации своей, так сказать, творческой мысли. Много ли хороших игр жанра FPS или квестов от первого лица мы можем вспомнить, где все действие проходит в пространстве 12 квадратных метров? Предлагаемый же создателями HTC Vive вариант с занятием исходной позиции в центре комнаты, «телепортацией», перемещением по небольшой зоне вокруг новой точки, возвращением в нее и так далее начисто убивает ощущение реализма. Обескураживает и способность игрока беспрепятственно проникать сквозь все объекты внутри игровой зоны. Остановить упершегося в стенку аватара, как это принято в случае управления традиционным джойстиком, здесь невозможно и игрок всегда ощущает себя внутри бесплотной голограммы. Когда это обыграно сюжетом - не проблема, но, опять же, лишнее ограничение разработчикам контента жизнь не упрощает.

Однако, как бы то ни было, реальной альтернативы пока нет. Проекты всенаправленных беговых дорожек, с которыми многие связывают будущее игр в виртуальной реальности, отчаянно буксуют. Наиболее удачный прототип Cyberith Virtuaizer авторам так и не удалось запустить в серийное производство, а единственный реально доступный пользователям аппарат Virtuix Omni на поверку оказался большим трекпадом, где движения ногами имеют с реальными ходьбой и бегом до обидного мало общего. Так что на сегодня HTC Vive - практически единственный способ испытать подобные перспективы игровой индустрии на собственном опыте.

Основная проблема на данный момент заключается в небольшом количестве и невысоком качестве тех приложений, которые в полной мере используют возможности HTC Vive. Контроллеры движения высокой точности, отсутствие привычного джойстика и сам по себе «Roomscale», то есть свобода перемещения в рамках ограниченного пространства, еще слишком мало времени присутствуют на рынке, чтобы разработчики игр оценили весь их потенциал. Количество пользователей пока не выросло до необходимого объема потенциальных тиражей, который был бы адекватен для запуска в производство дорогих ААА-игр. С текущим набором программ HTC Vive вряд ли способен заменить игровую консоль, а в большей степени отвечает задачам публичного аттракциона, экзотического гаджета для развлечения гостей или 15-минутного перерыва на что-то казуальное. Тем, не менее, вдобавок к своим уникальным качествам, данный прибор представляет собой один из лучших на сегодня, лишь незначительно уступающий Oculus Rift в эргономике и совместимости драйверов.

Паспортные данные:

Тип - шлем виртуальной реальности | Название - HTC Vive | Дисплей - OLED, 2160x1200 | Частота обновления, Гц - 90 | Поле зрения, град. - 110 | Сенсоры - акселерометр, гироскоп, магнетометр | Камера для позиционирования - да, охват 360 градусов, максимальная площадка 3 х 4 м | Тип соединения - проводные, HDMI и USB 3.0 | Длина кабеля, м - 10 | Наушники - да | Микрофон - да | Коррекция межрачкового интервала - да | Коррекция диоптрий - нет | Масса, кг - 0,55

Итак, выбор в пользу HTC Vive, с одной стороны, сопряжен с дополнительными материальными затратами и порядком более сложной инсталляцией, но, с другой, может обеспечить совершенно новые, незабываемые ощущения от игр. Пусть пока в сильно ограниченном объеме и не без стандартных для новшества недоработок, зато «новая реальность» тут - не рекламный слоган, а точное определение.

Сергей Раков


Комментарии

Популярные статьи

HTC Vive – специальное устройство, выпущенное знаменитой компанией, которая является одним из ведущих мировых поставщиков новых цифровых гаджетов на мировой и отечественный рынки. Технология представляет собой целую систему, состоящую из множества функциональных элементов, объединяемых кабелями для обеспечения полного спектра ощущений от исследования виртуальных пространств.После выпуска некоммерческого образца разработчики существенно улучшили продукцию, полностью изменив и усовершенствовав дизайн, и добавили несколько важных аспектов, без которых наши впечатления от ознакомления с цифровыми вселенными были бы не такими насыщенными. Дело в том, что HTC 3D являются, по своей сути, уникальным изделием, которое работает по особому принципу, не свойственному больше ни одному подобному аналогу. Помимо стандартной настройки самих очков виртуальной реальности HTC, состоящей из регулирования положения шлема на голове и определения оптимального расстояния межлинзового пространства, вам потребуется установить две дополнительные станции, которые необходимо расположить в разных частях комнаты.

Именно они будут улавливать любое движение пользователя, и передавать его через датчики к персональному компьютеру. В итоге, мы не только сможем видеть перед собой трехмерную картинку, но и осуществляем реальные движения руками, ногами и головой, которые передаются нашему персонажу в игре.

Также каждому покупателю достаются два универсальных контроллера, имеющие эргономическую форму и удобно располагаемые в каждой руке. Водя пальцами по специальной сенсорной зоне, мы даем команды на движение, а удобные кнопки, расположенные прямо под большим пальцем (спусковой крючок располагается под указательным пальцем), позволяют быстро обращаться к меню и производить требуемые настройки непосредственно во время игрового процесса.

Главная деталь системы – сам шлем – имеет множество датчиков и сенсоров, которые реагируют на наше поведение, а качественные экраны для каждого глаза выводят перед нами красочную картинку с углом обзора в 110 градусов.

Самым важным нюансом перед началом работы системы виртуальной реальности HTC Vive является определение для нее наиболее подходящего места. Так как мы будем перемещаться по комнате, пребывая в трехмерных вселенных, пользователи не смогут видеть то, что их окружает в самой комнате, и случайно попавшая под ногу мебель может доставить множество дискомфорта. Также вам потребуется установить специальное ПО и загрузить на компьютер игровую площадку Steam, которая и служит основным источником игр и приложения для устройства виртуальной реальности.

Характеристики очков HTC Vive

Производители постарались сделать так, чтобы характеристики HTC Vive являлись одновременно и конкурентоспособными, и не вызывали особых проблем у пользователей с подбором оптимальной для его использования компьютерной системы. Технология от HTC имеет следующие технические параметры:

  • угол обзора: 110 градусов;
  • разрешение HTC VR: 1080*1200 пикселей (для каждого глаза);
  • частота обновления: 90 Гц;
  • время отклика на действия пользователя: 2 мс;
  • присутствующие датчики: гироскоп, акселерометр, фронтальная камера и лазерный трекинг;
  • система управления: 2 контроллера + 2 дополнительные станции или же любой геймпад, совместимый с вашим ПК;
  • зона отслеживания движений пользователя: 5*5 метров;
  • вес устройства: 555 грамм.

Конечно, далеко не каждый сможет выдержать долгие часы ношения шлема на голове такого веса, к тому же, нам потребуется совершать физические движения, что добавит утомленности после игры. Но, если вы только планируете знакомиться с виртуальными вселенными и желаете ощутить максимально возможные преимущества фантастических миров, то HTV Vive сможет подарить вам такие ощущения, которые запомнятся надолго.

Следует начать с того, что именно HTC Vive имеет самый большой угол обзора из всех моделей очков виртуальной реальности, представленных на современном компьютерном рынке. У той же продукции от компании Sony, хоть она и подключается не к компьютеру, а к домашней консоли, угол обзора на 10 градусов меньше, что весьма ощутимо сказывается на игровом процессе.

Преимущества над другими моделями

Дисплей высокого разрешения

Одно из немногих устройств которое может предложить пользователю высокое разрешение 2160 x 1200

Станции отслеживания

Две компактные станции которые превращают помещение в котором используется устройство в игровую зону.

Платформа к которой разрабатывалось это устройство, на ней вы найдете самый полный выбор различного контента.

Комфортность использования

Регулируемые ремешки позволяют адаптировать шлем под потребности каждого.

Ближайшим конкурентом Vive является изделие от не менее известного бренда – компании Oculus. Сетевые возможности аналога от HTC на голову опережают доступные возможности Oculus, так как первый имеет собственную игровую площадку – SteamVR, куда с каждым днем поставляются разнообразные игровые новинки,

поддерживающие многопользовательский режим. Обладателям Oculus Rift же приходится довольствоваться лишь несколькими крупными играми, и далеко не факт, что в ближайшем будущем их ряд пополнится запоминающимися дополнениями. И не нужно забывать о том, что в комплекте с Vive идет пара весьма удобных контроллеров, тогда как конкурент оснащается стандартным геймпадом, который подойдет далеко не каждому современному геймеру.

В ближайшем будущем VR шлем HTC Vive, как заявляют представители компании-разработчика, сможет синхронизироваться с любым цифровым устройством: ноутбуком, планшетом или смартфоном. Пользователи получат возможность просматривать СМС и журнал звонков, отвечать на сообщения и приглашать друзей из реальной жизни присоединиться к игровой сессии!

Системные требования и совместимость

HTC Vive системные требования имеет более привлекательные, чем у аналогов, и для комфортного использования очков вам даже не придется обновлять собственную компьютерную систему, даже если вы покупали домашний компьютер несколько лет назад. Если говорить более детально, то ваш ПК должен соответствовать следующим минимальным показателям:

  • процессор: Intel i5 – 4590 / AMD Radeon R9 290
  • видеокарта: NVIDIA GTX 970 / AMD FX 8350
  • оперативная память: 4 Гб и выше;
  • операционная система: Windows 7 (64-битная);
  • наличие 1 порта USB 2.0;
  • наличие видеовыхода HDMI 4.1 или DisplayPort 1.2.

Вам также потребуется установить специальную игровую площадку Steam и иметь в ней зарегистрированный аккаунт, через который вы сможете скачивать и запуска игры на своем компьютере. Конечно, для получения максимально качественного изображения и сохранения плавности процесса игры рекомендуется иметь более мощный компьютер, чем указанный в минимальных требованиях, но если для вас небольшие прогрузки не вызывают массу дискомфорта, то всегда можно остановится и на более дешевом варианте.HTC Vive, помимо прочего, имеет универсальную совместимость с любыми известными игровыми геймпадами, что позволит вам использовать любимый контроллер, если вдруг два гаджета, поставляемых в комплекте, не вызывают у вас особого восторга. Некоторые игры и приложения вообще не требуют держать что-то в руках, так как все игровые движения ограничиваются поворотами головы.

Интерфейс и устройство

Все основные действия пользователей HTC Vive осуществляются при помощи игровой площадки SteamVR, которая позволит переключаться между приложениями, производить требуемые пользовательские настройки и скачивать любую понравившуюся игру. Вы даже сможете просматривать страницы интернет браузера, если вдруг имеется потребность отправить сообщение другу и пригласить его в игровую сессию.С первого взгляда может создастся впечатление, что такая система имеет множество ненужных проводов и, вообще, является весьма неудобной. Но после установки всех комплектующих место освободиться, и вы сможете вовсю наслаждаться игровым процессом, не заботясь о том, что шнуры внезапно повредятся или базовые станции не смогут вовремя передавать сигналы на компьютер.
Сама конструкция очков является универсальной, и содержит массу регуляторов, разнообразных датчиков и остальные функциональные элементы, без которых устройство очков виртуальной реальности HTC казалось бы не таким завершенным.
В качестве вывода можно сказать, что технология виртуальной реальности от HTC полностью оправдывает свою стоимость. Благодаря наличию множества функциональных элементов,

вы сможете полностью погружаться в игровые миры и ощущать себя непосредственным участником событий. Там, где остальные шлемы предоставляют лишь красивую картинку, HTC Vive позволяет управлять вселенной, влияя на развитие миров и всех его обитателей.

Комплектация и периферийные устройства

служит для того, чтобы «перенести» любой предмет в виртуальную реальность. Если быть точным, то перенести его движения и положение в пространстве.

Предварительный обзор и впечатления от игр

Ни для кого не секрет, что тема виртуальной реальности (Virtual Reality, сокращенно — VR) станет ключевой в этом году. А скорее всего — и в следующие несколько лет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какие компании из числа лидеров IT-индустрии сегодня инвестируют в разработки и продукты, связанные с этим направлением, причем — миллиарды долларов. Это Google, Sony, Microsoft, Samsung, Facebook, Nvidia и многие другие.

В нашем репортаже с Mobile World Congress 2016 мы рассказывали о том, что на этой выставке именно VR была в центре внимания. И, в частности, особый интерес вызвал шлем HTC Vive. Увы, тогда нам не удалось с ним познакомиться: ввиду огромного ажиотажа все 15-минутные сессии работы со шлемом были расписаны еще до начала выставки, так что нам оставалось любоваться внешним видом продукта, лежащего под стеклом, а также наблюдать за счастливчиками, сумевшими испытать новинку.

После возвращения в Москву мы пытались договориться с российским офисом HTC о возможности попробовать шлем, но безрезультатно. Тем временем, за рубежом состоялся коммерческий релиз HTC Vive. Правда, сейчас доступен только предзаказ с отгрузкой в июне 2016 года. И в Россию шлем не поставляется, и даже примерная дата выхода у нас HTC Vive не сообщается. Конечно, уже появились «серые» предложения с накруткой более чем в два раза, но нигде не указано, что шлем есть на складе — везде «под заказ».

Однако наше желание познакомиться со шлемом оказалось сильнее обстоятельств:) Нам навстречу пошла компания Nvidia (спасибо Ирине Шеховцовой!). Лидирующий производитель GPU сейчас активно занимается темой VR, и в московском офисе для нас нашелся демонстрационный экземпляр, с помощью которого мы смогли оценить и сам гаджет, и несколько будущих игровых проектов для него. А кроме того, представители Nvidia рассказали нам о своей работе по теме VR.

В этом материале мы поделимся с вами полученной информацией и впечатлениями от увиденных проектов, а также расскажем более подробно о самом шлеме. Конечно, это нельзя считать полноценным тестированием, и при первой возможности получить шлем на руки мы обязательно вернемся к этой теме, но на данном этапе ценна любая информация об HTC Vive, поэтому нам кажется важным рассказать вам все, что мы смогли узнать.

Комплектация и дизайн HTC Vive

Первое, чем поражает шлем — это своей комплектацией. В отличие от простеньких устройств типа Samsung Gear VR, где в коробке ничего кроме шлема и всякой мелочевки нет, HTC Vive чем-то напоминает домашний кинотеатр: вы получаете множество компонентов, которые надо правильно подключить. Итак, набор включает:

  • Сам шлем
  • Два одинаковых беспроводных контроллера
  • Коннектор, через который шлем подключается к компьютеру и питанию
  • Два кубика, называемых «базовые станции»
  • Наушники и прочая мелочевка

Подключается это следующим образом. Шлем подсоединяется к коннектору тремя кабелями: HDMI, USB и питание. Коннектор — к электрической розетке, а также к компьютеру, кабелями HDMI и USB. Далее, под потолком по углам комнаты по диагонали надо повесить две базовых станции. Это излучатели инфракрасных лучей, которые определяют положение в пространстве вашего шлема и контроллеров. Выглядят эти базовые станции, как миниатюрные колонки-пищалки, и догадаться о том, что это нечто иное, можно только по отсутствию динамиков. Однако через камеру инфракрасные лучи становятся видимыми.

Рекомендуется повесить эти базовые станции на расстоянии около трех метров друг от друга. Тогда они будут полностью покрывать площадь квадрата, углы которого они обозначают. Но нет большой проблемы, если расстояние между ними будет побольше, просто тогда в пространстве между ними возможны мертвые зоны.

Не менее интересны в этом наборе контроллеры. Они выполнены из пластика и имеют необычную форму. Зачем это круглое отверстие на конце — никто объяснить нам не смог. Возникло предположение, что для полноценного экспириенса во время просмотра VR-порно (гусары, молчать!).

Впрочем, это далеко не единственная интересная деталь контроллеров (хотя и самая необъяснимая). Важнее, что здесь есть курок, круглая кнопка-площадка, а также несколько других кнопок. И все это может использоваться по-разному в зависимости от игры. Например, в игре Arizona Sunshine нажатие на круглую кнопку позволяет перезарядить пистолет, а в одной из демок с помощью нее можно телепортироваться на выбранный участок локации.

Разумеется, основное использование этих контроллеров — стреляющее оружие (пистолеты и пр.). Мечтали пострелять с двух рук, как герои боевиков? С HTC Vive эта мечта становится реальной. Виртуально-реальной:) Один из самых поразительных моментов — когда вы, находясь в шлеме, можете в деталях рассмотреть свой виртуальный пистолет, повернув его под любым углом — как будто это настоящий предмет. При этом, происходит некоторый когнитивный диссонанс: ваша ладонь ощущает одну форму (пусть и схожую с пистолетом, но все-таки не совсем идентичную), а глаза видят нечто иное. Интересное ощущение.

Еще одно ценное качество контроллеров — встроенные вибромоторы для обратной связи. Это поднимает реализм еще на одну ступеньку. Например, вставляя стрелу в лук и разводя руки для выстрела, вы ощущаете, как тетива натягивается. То есть вибромоторы создают очень правдоподобное тактильное ощущение.

Заметим, что контроллеры полностью одинаковы, но один воспринимается системой как левый, а другой — как правый. При желании вы можете без проблем их поменять в руках. И это может быть полезно не только для левшей, но и, например, в тех проектах, где в одной руке у вас щит, а в другой — пистолет (в зависимости от игровой ситуации и личных предпочтений щит бывает удобнее держать в правой руке или левой).

На поверхности контроллеров можно заметить ряд небольших круглых углублений — таких «ямочек». Эти «ямочки» как раз и нужны для того, чтобы принимать инфракрасные лучи от базовых станций. По ним происходит позиционирование контроллеров в пространстве. Такие же «ямочки» (только существенно более крупного размера) есть и на самом шлеме — с той же целью. Выглядит забавно: такая бугристая поверхность — как будто Луна с кратерами.

Одно из ключевых отличий HTC Vive от тех шлемов, которые мы тестировали раньше — наличие собственного экрана. Если в Samsung Gear VR, а также еще более простых шлемах Homido, Fibrum, Smarterra используется экран смартфона, который вы вставляете в них, то в HTC Vive ничего вставлять не надо. Там есть собственный дисплей, обеспечивающий изображение разрешением около 1080р на каждый глаз. Это больше, чем могут предложить даже смартфоны с дисплеем 2560×1440. Поэтому изображение в HTC Vive менее зернистое, сетка не так отчетливо видна, как в вышеперечисленных шлемах. Понятно, что когда появятся смартфоны с еще более высоким разрешением, то тут уже у HTC Vive преимущества не будет, но пока единственный смартфон с заявленным разрешением выше 2560×1440 — это Sony Xperia Z5 Premium, у которого, по утверждению производителя, 3840×2160, однако в реальности это не совсем так (смотрите наше расследование!). Поэтому пока что картинка в HTC Vive самая лучшая из всех, что мы видели в VR-шлемах. Еще не идеал, но уже достаточно для того, чтобы можно было думать о происходящем в кадре, а не рассматривать пиксели.

Еще один важный момент — широкий угол обзора. Во многих шлемах есть ощущение того, что вы смотрите сквозь некое окно, то есть слева и справа поле зрения немного загораживается стенками шлема. В HTC Vive такого ощущения не было. Вы надеваете шлем — и сразу попадаете в другую реальность, где вам ничего не мешает и почти ничего (кроме, прежде всего, тактильных ощущений) не напоминает об иллюзорности всего этого.

Что касается тактильных ощущений (теперь уже в отрицательном плане), то они действительно есть, и это пока одна из главных проблем шлемов. HTC Vive — одно из самых тяжелых VR-устройств. Да, у него хорошо продуманная система подгонки и фиксации ремней, чтобы он плотно сидел на голове, а контакт с лицом не причиняет дискомфорта благодаря поролоновой накладке. Вдобавок к этому, на шлеме есть рычажок, позволяющий отрегулировать расстояние между линзами, подобрав оптимальное значение для себя. И все бы ничего, но уже минут через 15 пребывания в шлеме у вас взмокают волосы (особенно у лба и висков), а еще через 15 минут начинает уставать лицо. Если в этот момент вы снимете шлем, то испытаете облегчение. Кроме того, немного мешают кабели от шлема, которые касаются либо вашей шеи, либо спины, либо плеча (в зависимости от того, где расположен хаб, к которому подключен шлем). В общем, время комфортного пребывания в HTC Vive варьируется от 15 минут до получаса для новичков и, наверное, не более часа для бывалых.

Впечатления от игр и демо-версий

Пока что с контентом для VR-шлемов и HTC Vive большие проблемы. Хотя HTC Vive формально уже доступен в продаже, нельзя сказать, что вместе со шлемом пользователь может сразу приобрести какие-либо полноценные серьезные игры на уровне тех, с которыми обычно запускают новые консоли. Однако всевозможных демо-сцен, небольших игр и прочих развлекушек для HTC Vive существует уже немало, то есть мы вполне можем оценить механику, возможности по части графики и прочие аспекты.

Доступ к контенту для HTC Vive можно получить с помощью популярного игрового сервиса Steam. Там доступен специальный раздел , в котором можно открыть список проектов специально для HTC Vive. На момент написания статьи в этом списке было 189 наименований. Из них 161 — это игры, а остальное — демо-версии, бенчмарки и прочие программы. Из этой 161 игры 125 доступны для загрузки, остальное выйдет в будущем (у каких-то проектов дата релиза есть, у каких-то — только coming soon или месяц выхода).

Что касается цен, то в основном игры стоят 400-500 рублей, хотя есть и более дешевые (вплоть до 79 рублей) и даже совсем бесплатные.

Поскольку времени у нас было не так много, мы решили попробовать несколько совершенно разных проектов, чтобы понять, на что в принципе способен HTC Vive и как его аппаратные возможности можно использовать в разных жанрах.

Arizona Sunshine

Этот зомби-шутер в декорациях Дикого Запада должен выйти в 2016 году. Пока же нам доступно несколько небольших сцен, где мы с помощью пистолета отстреливаемся от ползущих на нас нежитей.

С точки зрения механики — ничего особенного, но больше всего поражает графика, действительно достойная крупного проекта. Вряд ли это так впечатляло бы в традиционном варианте — с картинкой на мониторе, однако когда вы можете посмотреть вверх и увидеть голубое небо и пролетающих птиц, вниз — и скользнуть взглядом по выжженной аризонской земле, сделать шаг влево-вправо, то появляется совсем другое ощущение.

Короткое демо-видео поможет оценить эффект присутствия.

Говоря о механике, отметим, что перезарядка оружия здесь происходит именно с помощью круглой кнопки на контроллере. То есть после каждых шести выстрелов курком нам надо не забыть перезарядить обойму.

Space Pirate Training

Очень впечатляющая игра — Space Pirate Training. Мы находимся на палубе космического корабля, и нас атакуют вражеские дроны. Они стреляют в нас лазерными лучами, но и мы можем отстреливаться, причем двумя пистолетами сразу.

Кроме того, один из пистолетов мы можем заменить на щит, которым можно закрываться от выстрелов дронов. Но и это не все! Чтобы уворачиваться от лазерных лучей, игроку надо приседать, наклоняться и передвигаться по комнате. И здесь проявляется одна из ключевых особенностей HTC Vive: отслеживание положения игрока в пространстве.

Cloudlands

Еще один любопытный VR-проект — мини-игра в гольф Cloudlands. Правда, это не совсем классический гольф в плане локации (вместо большого поля здесь различные хитроумные строения), но суть игры та же: надо закатить шарик клюшкой в лунку.

Клюшкой мы управляем с помощью одного из контроллеров. Причем, поведение клюшки в пространстве в точности соответствует движениям контроллера. И это еще одно наглядное доказательство того, чем шлемы типа HTC Vive превосходят Samsung Gear VR и тому подобные решения — там в принципе была бы невозможна такая игра.

В качестве минуса отметим, что графика здесь попроще. Даже значительно проще, чем в Arizona Sunshine. И это напоминает нам о том, что сам факт того, что игра создается для HTC Vive, вовсе не означает высочайшего качества графики. Хотя производительность здесь требуется ничуть не меньшая (обе игры мы пробовали на одной и той же конфигурации).

Valve The Lab

Пожалуй, одна из самых интересных демо-сцен для HTC Vive — The Lab от Valve. Здесь мы находимся на неком заводе, где движется конвейер, стоят столы с какими-то бумагами и предметами, лежат горы ящиков... На одном из столов вы можете найти лук и стрелы. Взяв их, вы можете стрелять из лука, натягивая одним контроллером тетиву, а другим — направляя лук.

Стрелять можно куда угодно, конкретной цели нет (на то она и демка, а не настоящая игра), но самое сложное — попасть по объектам на движущемся конвейере (надо стрелять с небольшим опережением), а самое веселое — разрушать горы ящиков. На этом, впрочем, развлечения не заканчиваются. Под ногами у вас бегает собачонка-робот, которую вы можете погладить или кинуть ей какой-то предмет — все невероятно реалистично!

Кроме того, вы можете подходить к столам (или телепортироваться к ним), брать с них разные предметы, как-то взаимодействовать с ними (например, подбрасывать и ловить мячик или запускать квадрокоптер). Несмотря на отсутствие конкретной задачи, эта демка невероятно затягивает именно ощущением безграничной свободы и реалистичности по взаимодействию с предметами. Ну и стрельба из лука — это, конечно, интересный опыт, который, очевидно, в таком виде не может быть повторен на более простых шлемах.

Аппаратные требования HTC Vive и разработки Nvidia

Очевидно, что отображение картинки 360 градусов, да еще и с разрешением Full HD на каждый глаз — задача, требующая довольно серьезной аппаратной производительности ПК, к которому вы подключаете шлем. По утверждению Nvidia, для VR-игр нужно в семь раз больше вычислительных ресурсов, чем для обычных 3D-игр, если сравнивать проекты со схожим уровнем графики. При этом, частота обновления картинки должна составлять не менее 90 fps для комфортной игры.

  • GPU: Nvidia GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9 290;
  • CPU: Intel Core i5-4590 или AMD FX 8350;
  • Оперативная память: 4 ГБ или больше;
  • Видеовыход: HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2

Ключевой элемент конфигурации — это, конечно, GPU. В том компьютере, с которым мы пробовали шлем, стояла Nvidia GeForce GTX 980, и картинка была абсолютно гладкая.

Специально для обозначения компьютеров, подходящих для VR, Nvidia разработала маркировку GeForce GTX VR Ready. Наличие такого знака на устройстве означает, что его возможностей достаточно для комфортного использования шлемов HTC Vive и Oculus Rift. Из ноутбуков такую маркировку получили пока только несколько игровых моделей MSI из серий GT72S 6QF и GT80S 6QF (обзор одной из этих моделей вы можете найти на сайт).

Впрочем, усилия Nvidia направлены не только на потребителей финального продукта и разработку графических чипов, но и на облегчение задачи создателям игр и шлемов. Для них был выпущен SDK VRWorks. Этот программный набор представляет технологии, обеспечивающие более эффективное использование графических ресурсов в VR, а также помогает ПК-системе правильно распознать шлем при подключении. Сообщается, что VRWorks интегрирован в игровые движки Unity, Unreal Engine и Max Play, а также поддерживается шлемами HTC Vive и Oculus Rift.

Среди технологий, доступных в SDK VRWorks, стоит отметить две: Multi-Res Shading и VR SLI. Multi-Res Shading позволяет сэкономить ресурсы за счет того, что в полном разрешении (Full HD) отрисовывается только та часть картинки, которую видит пользователь, то есть которая находится во фронтальной плоскости, перед глазами. Соответственно, то, что сзади или сбоку, отрисовывается в меньшем разрешении, за счет чего и происходит снижение нагрузки на GPU.

VR SLI же позволяет использовать связку из двух видеокарт таким образом, чтобы одна из них отрисовывала картинку для одного глаза, а другая — для другого. Таким образом, производительность каждой из видеокарт можно задействовать по максимуму.

Надо сказать, что сейчас Nvidia очень активно работает над темой VR и видит в ней будущее для всей игровой индустрии. Представители компании взаимодействуют с разработчиками и готовы им оказывать помощь в оптимизации игр для VR, также Nvidia плотно работает с HTC и Oculus. В общем, хотя сама Nvidia не производит ни шлемов, ни контента для них, прилагаемые компанией усилия в сфере VR очень существенны, и это лишний раз убеждает нас в том, что эпоха VR уже наступила, поскольку суммарные усилия такого количества лидеров индустрии просто не могут не дать в итоге впечатляющий результат.

Предварительные выводы

HTC Vive на данный момент — пожалуй, самый продвинутый шлем виртуальной реальности, позволяющий получить максимально полное представление о возможностях и перспективах VR. Правда, мы не видели последнюю версию Oculus Rift, но продажи коммерческой версии начнутся только в августе, и то далеко не везде. России пока даже в обозримых планах нет (как и российского офиса Oculus), так что почти наверняка на наш рынок сначала выйдет HTC Vive, и только затем уже Oculus.

Правда, HTC Vive дороже: 800 долларов против 600 у Oculus. Но зато у Vive немного ниже системные требования (4 ГБ оперативной памяти, а не 8 ГБ, и не нужно три порта USB 3.0). При случае мы обязательно сравним коммерческие версии Oculus Rift и HTC Vive, но пока можно сказать наверняка, что это совсем иной уровень VR-ощущений, чем в шлемах со смартфонами внутри. Картинка лучше, игры лучше, плюс у вас существенно расширяется арсенал взаимодействия с игровыми объектами благодаря контроллерам и отслеживанию положения шлема (гироскоп и акселерометр в смартфонах такую точность обеспечить не могут).

Главные проблемы — это сложность инсталляции (установка шлема будет для пользователя чем-то сродни сборке домашнего кинотеатра, то есть это куда сложнее, чем с теми же смартфонными шлемами), высокие требования к производительности (в частности, невозможность играть с ноутбуками, если не считать нескольких очень дорогих и массивных моделей), наконец, физическая утомляемость при сколько-нибудь продолжительном пребывании в шлеме. Ну и, конечно, проблема с контентом, но здесь ситуация будет постепенно меняться, и уже через полгода картина должны быть совсем иной.

В общем, как и любая новаторская технология или новый класс устройств, на данном этапе HTC Vive — это, конечно, удел энтузиастов и тех, кто хочет заглянуть в будущее. Но в том, что это действительно окно в будущее — мы уже не сомневаемся.

В заключение статьи предлагаем посмотреть наш видеообзор шлема виртуальной реальности HTC Vive:

Статьи по теме: