Основные понятия. Объекты, свойства, методы

Последнее обновление: 30.10.2015

Создадим первое приложение на языке Visual Basic.NET. Что потребуется для работы с VB.NET? В первую очередь нам нужен текстовый редактор, чтобы набирать код программы, и компилятор, который позволит скомпилировать написанный нами код в программу. Ну и конечно нам нужен фреймворк.NET, который требуется для выполнения программы. Для облегчения написания программного кода обычно используют специальные среды разработки, которые предоставляют многообразие различных возможностей по созданию программ. Наиболее популярной средой разработки на VB.NET является Visual Studio. Поэтому установим себе Visual Studio на свой компьютер.

Существует несколько версий Visual Studio. Есть более функциональные, но платные выпуски - Visual Studio 2012/2013 Ultimate или Professional. В процессе написания программ мы будем использовать бесплатную версию этой программы - Visual Studio Express 2013 для Windows Desktop, которую можно загрузить с сайта Microsoft - http://www.microsoft.com/ru-ru/download/details.aspx?id=40787 . Эта среда поддерживает ряд языков Visual Basic, C# и C++. Перед установкой обратите внимание на требования к программному и аппаратному обеспечению, чтобы убедиться, что ваш компьютер удовлетворяет всем требованиям для нормальной работы со средой.

При инсталляции Visual Studio на компьютер будут установлены все необходимые инструменты для разработки программ, в том числе фреймворк.NET 4.5.

Теперь создадим первую программу. Она будет очень простой. Мы будем создавать консольное приложение. Консольное приложение не имеет графического интерфейса и запускается в режиме командной строки.

Для этого откроем Visual Studio и в меню выберем пункт File (Файл) и в появившемся подменю пункт New Project (Создать проект). Перед нами откроется диалоговое окно создания нового проекта:

В центральном поле выберем пункт Console Application . Внизу в поле Name установим для нового проекта какое-либо название. В моем случае это FirstApp . И нажмем ОК. После этого в Visual Studio будет создан проект:

В большом поле в левой части Visual Studio располагается текстовый редактор с подсветкой, в котором уже находится автоматически сгенерированный код VB.NET.

Справа находится окно Solution Explorer, в котором можно увидеть структуру нашего проекта. В данном случае у нас сгенерированная по умолчанию структура. В начале идет узел MyProject, позволяющий устанавливать свойства проекта. Далее идут файл конфигурации App.config и непосредственно сам файл кода программы Module1.vb . Как раз этот файл и открыт в текстовом редакторе кода.

Рассмотрим код программы:

Module Module1 "начало объявления модуля Sub Main() "начало объявления метода End Sub "конец объявления метода End Module "конец объявления модуля

Хотя VB.NET - это объектно-ориентированный язык программирования, от классического Visual Basica он унаследовал возможность использования модулей. И код программы, генерируемый по умолчанию, представляет модуль.

Объявление модуля начинается со слова Module , после которого идет название модуля - в данном случае модуль называется Module1. Завершаться объявление модуля должно выражением End Module . А весь непосредственный код программы должен располагаться между началом объявления модуля и его завершением.

В модуле по умолчанию определен метод Main - это главный метод. Программа может содержать множество методов, но среди них будет один главный - это метод Main, через который будут вызываться все остальные методы. И метод с данным названием обязательно должен быть в программе.

Метод Main начинается выражением Sub Main() , где Sub указывается, что дальше у нас идет метод, и затем идет название - то есть Main. Метод заканчивается выражением End Sub . Между этими двумя выражениями находится собственно код метода. Но пока по умолчанию у нас метод пуст и ничего не делает.

Теперь изменим весь этот код на следующий:

Module Module1 Sub Main() Console.WriteLine("Введите первое число") Dim x As Integer = Int32.Parse(Console.ReadLine()) Console.WriteLine("Введите второе число") Dim y As Integer = Int32.Parse(Console.ReadLine()) Console.WriteLine("Сумма чисел {0} и {1} равна {2}", x, y, x + y) Console.ReadLine() End Sub End Module

Мы изменили метод Main(), добавив в него ряд инструкций. Сначала с помощью метода Console.WriteLine мы выводим сообщение о вводе числа. Затем создаем две переменные x и y типа Integer, так как они будут представлять целые числа. Ввод с консоли осуществляется с помощью метода Console.ReadLine, но поскольку этот метод возвращает строку, то нам надо еще преобразовать ее к целочисленному значению с помощью метода Int32.Parse() . И в конце мы выводим сумму этих чисел.

Запустим проект на выполнение с помощью клавиши F5 и введем в консоли пару чисел. Результат работы программы представлен на следующем рисунке:

Теперь также рассмотрим создание первой графической программы.

ВВЕДЕНИЕ

Microsoft Excel имеет встроенный язык программирования - Visual Basic for Аpplications (VBA). Этот язык позволяет создавать приложения, выполняемые в среде Microsoft Office. Это могут быть разнообразные аналитические программы, финансовые системы, программы учета кадров, системы автоматического создания официальных писем/документов с помощью библиотеки готовых шаблонов и т.п. При этом интерфейс создаваемой программы может быть совершенно непохожим на интерфейс того приложения, в котором она написана.

VBA сочетает в себе практически неограниченные возможности с простотой изучения и использования. Теперь большинство функций можно описать, не прибегая к программированию. В том случае, если возможностей языка недостаточно, можно обратиться к API-функциям Windows. Пожалуй, самое главное достоинство VBA в том, что этот язык является единым для всех офисных приложений Microsoft и поэтому позволяет связывать их между собой. Уже сейчас из программы, написанной в Excel, можно обращаться к объектам Word для Windows, а также Microsoft Project. Это открывает заманчивые перспективы. Представьте, что пользователь на конкретном рабочем месте должен на основе некоторых данных, извлекаемых из базы, делать их анализ, строить диаграммы и проектировать деятельность организации, а также автоматически выполнять рассылку этих обработанных данных по некоторым адресам вместе с сопроводительным письмом. Все это можно сделать средствами офисных продуктов Microsoft, однако при этом пользователь должен в совершенстве овладеть каждым из них. В случае если программа для решения этой задачи написана на VBA, пользователю придется изучить только ее.

1. Рождение и развитие Basic

Оригинальный язык программирования Basic был создан Джоном Кемени и Томасом Курцем в 1963 г в Дартмурском колледже. Он быстро завоевал популярность в качестве языка для обучения программированию в университетах и школах и был адаптирован для использования на персональных компьютерах основателем и главой компании Microsoft Биллом Гейтсом в середине 70-х гг. С тех пор для ПК последовательно было выпущено несколько версий Basic, включая Microsoft Quick Basic и MS-DOS Qbasic. Хотя программная оболочка Visual Basic выполнена полностью графической, а сам язык программирования весьма далек от языка, применяемого для ранних версий интерпретаторов Basic, простота и элегантность Basic осталась в большой мере присущей и новым версиям. Широкие возможности Visual Basic и его простота послужили основной причиной для выбора его в качестве языка программирования для создания таких Windows- приложений как Excel.

Программа MS Excel, являясь лидером на рынке программ обработки электронных таблиц, определяет тенденции развития в этой области. Вплоть до версии 4.0 программа Excel представляла собой фактический стандарт с точки зрения функциональных возможностей и удобства работы.

Одним из важнейших функциональных расширений программы, предназначенным для профессионалов, является встроенная в Excel Среда программирования Visual Basic (VBA) для решения прикладных задач. Благодаря VBA фирме Microsoft удалось не только расширить возможности языка макрокоманд Excel 4.0, но и ввести новый уровень прикладного программирования, поскольку VBA позволяет создавать полноценные прикладные пакеты, которые по своим функциям выходят далеко за рамки обработки электронных таблиц.

2. Краткое описание VBA

Visual Basic for Applications представляет собой новаторское достижение в языках программирования, возможно наиболее значительное с тех пор, как состоялся выпуск первой интегрированной среды разработки. Это означает, не то что VBA - лучшее средство разработки, а лишь то, что VBA существует. Visual Basic, вероятно, самое популярное средство разработки, и теперь совершенно неожиданно этот язык включен в не менее популярный комплект прикладных программ.

Поскольку основой приложений Microsoft послужил один и тот же язык программирования, вероятно, многим придет в голову мысль воспользоваться им. Точно так же, как пользователям Windows для подготовки множества программ необходимо освоить один интерфейс, в VBA достаточно изучить одну среду программирования, чтобы составлять разнообразные приложения. Около 40 компаний - производителей программного обеспечения заключили с корпорацией Microsoft соглашение о включении VBA в их продукты. Первой из этих компаний на рынок вышла фирма Visio Corp., которая интегрировала VBA в пакеты Visio Professional и Visio Technical, версия 4.5. Можно ожидать от таких фирм агрессивной рыночной политики в отношении VBA, поскольку с этим языком их продукты оказались в заметном выигрыше. Настоящее имя VBA - Visual Basic Application Edition, и он на самом деле относится к семейству VB, следовательно, вызывает повышенный интерес как самостоятельное инструментальное средство.

Встраивание VBA в какое-то приложение означает для него создание объектной модели, в результате VBA-программа может обращаться к объектам этого приложения и манипулировать ими. Для изделий фирмы Visio к числу таких объектов могут относиться как прямоугольник на рисунке, так и сам рисунок, а объектная модель распространяется на все эти элементы.

А приложение с объектной моделью и VBA - это уже часть арсенала разработчика. Предположим, например, что вы хотите составить программу, с помощью которой можно было бы подготовить схему расстановки мебели и оборудования на кухне, а затем распечатать список предметов и цен. Для этой программы нужна база данных с информацией о предметах кухонной обстановки и какой-либо способ визуализации изображения кухни.

Точно так же, как можно составить макрокоманду Office, которая обращается к программам Word и Excel, можно разработать VBA-программу, сочетающую в себе средства Access и Visio. Составное приложение для планировки кухни можно считать неким гибридом Access с механизмом черчения или Visio с базой данных.

VBA - собственное подмножество VB5, но на самом деле в VBA есть почти все, что можно найти в VB5. Надо признать, что незначительные отличия все же имеются (например, запуск из Word, а не в автономном режиме), но в любом случае программирование осуществляется одинаково. Объектные модели Office 97 имеют силу до тех пор, пока выполняются приложения, которым они принадлежат, поэтому и VBA, и VB5 могут манипулировать ими. Vs Мы видим, что от аналогичной в VB5 интегрированная среда разработки в VBA почти ничем не отличается.

3. Новые возможности Visual Basic 5.0

    Управление множественными проектами с помощью Explorer (Проводник проектов)

    Использование новых сред Code Editor (Редактор кодов), в том числе Auto Quick Info (Быстрого Авто информатора)

    Работа с окном Form Layout (Макета бланка) для настройки внешнего вида программы.

    Изменение размеров окон и документов.

    Выбор и использование функций управления Active X.

    Использование новых отладочных инструментов и техник для исправления ошибок программирования.

    Быстрый запуск проекта с одной или более предопределенной формой.

    Расширение возможностей Microsoft Word через автоматизацию.

Среда программирования Visual Basic содержит все необходимые инструменты для быстрого и эффективного создания мощных программ, работающих в среде Windows.

Инструменты, имеющиеся в среде программирования Visual Basic, помогают при конструировании Basic - программ.

Строка Меню обеспечивает доступ к большинству команд, управляющих средой программирования. Меню и команды работают в соответствии со стандартными соглашениями, общими для всех приложений Windows.

Под строкой меню имеется панель инструментов - набор кнопок, являющихся ярлыками для команд, с помощью которых осуществляется работа в среде Visual Basic. В нижней части экрана расположена панель задач. Её можно использовать для переключения между компонентами Visual Basic или для активации других приложений Windows. Также имеется окно инструментов (Toolbox), окно содержания проекта (Project Container), окно формы(Form), окно проекта(Project), окно непосредственного выполнения(Immediate), окно свойств(Properties) и окно макета формы(Form layout).

Файлы проектов Visual Basic имеют расширения. vbp, wak, vbg в имени файла.

В среде Visual Basic имеется 7 инструментов.

Форма Visual Basic – это окно в интерфейсе пользователя.

Инструменты и средства управления на панели служат для того, чтобы добавлять новые элементы пользовательского интерфейса. Панель инструментов содержит также средства управления для создания объектов, выполняющих специальные “за экранные” операции: управление информацией в базе данных, контроль временных интервалов и т.д.

Окно Properties (Свойства)

Окно Properties (Свойства) позволяет изменять характеристики (установки) элементов пользовательского интерфейса в форме. Окно свойств содержит список всех объектов, использующихся в данном пользовательском интерфейсе. Здесь также могут перечисляться изменяемые установки свойств для каждого объекта.

Окно Project(Проект).

Visual Basic – программа состоит из нескольких файлов, которые собираются вместе, когда программа готова. В окне Project перечисляются все файлы, используемые при программировании.

Файлы проекта содержат список всех поддерживаемых файлов и программ проекта и их расширение vbp (Visual Basic program).

В Visual Basic 5 в окно Project можно одновременно загрузить несколько файлов проектов.

В Visual Basic предусмотрена оперативная справочная система, включающая информацию о среде программирования, инструментах и языке программирования Visual Basic.

Средства управления. С их помощью создаются объекты и формы, выводится информация в текстовом блоке, просматриваются диски и папки в системе, обрабатываются данные, вводимые пользователем, запускаются Windows-приложения и просматриваются записи баз данных.

Язык Visual Basic.

Язык программирования Visual Basic содержит несколько сотен инструкций, функций и специальных символов. Он предназначен не только для использования в программном продукте Visual Basic, Microsoft Visual Basic for Application включен в состав Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Project и других приложений для Windows.

4. ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ EXCEL И VISUAL BASIC

Начиная, с версии 5.0 в программу Excel включен, специальный язык программирования, который получил название Visual Basic for Applications (VBA).

Введение достаточно мощного языка программирования в Excel делает эту программную платформу весьма привлекательной для профессионалов, которые занимаются разработкой специализированных прикладных систем.

Разработка языка программирования VBA, встраиваемого в прикладные системы, является одним из стратегических направлений компании Microsoft. Этот язык уже интегрирован в такие программы, как Word for Windows, Power Point и ряд других. VBA позволяет создавать программные модули, меню, диалоговые окна и другие ресурсы в среде Windows. Благодаря этому языку появляется возможность значительно расширить набор функций в Excel, а также создавать функции, значения которых зависят от некоторых условий и событий. В принципе, можно полностью перепрограммировать все функции программы Excel, если в этом появилась необходимость.

5. Программирование табличных функций

Чтобы создать отдельный рабочий лист для программного модуля, щелкните по пиктограмме Insert Module из пиктографического меню Visual Basic (1-я пиктограмма) или вызовите директиву Module из меню Insert Macro . После этого появится новый рабочий лист "Modele1". В программном модуле нужно описать функцию на языке VBA. В окне программного модуля можно работать, как в окне небольшого текстового редактора, но при этом необходимо помнить, что Вы пишите текст программы. Описание функции должно начинаться оператором Function, за которым через пробел следуют название функции и ее аргументы, заключенные в скобки и разделенные запятыми. Затем идет собственно текст программного кода функции, а заканчиваться описание должно оператором End Function.

Если в тексте программного кода имя определяемой функции будет находиться в левой части оператора присваивания (обозначаемого знаком равенства), то присвоенное значение и будет результатом вычисления функции при заданных аргументах. В качестве примера можно рассмотреть функцию, которая вычисляет налог на добавленную стоимость.

Function NDS(Value)

6. Встраивание функций

Щелкните по 3-й пиктограмме Object Browser из пиктографического меню VBA или вызовите одноименную директиву из меню View .

Функции, определенные пользователем, рассматриваются в программе Excel как самостоятельные объекты. В поле списка Methods/Properties: будет находиться имя новой функции. Щелкните мышью сначала по имени, а затем по командной кнопке Options , тогда откроется диалоговое окно Macro Options . В поле Description: введите поясняющий текст, который позднее будет использован Конструктором функций. В списке Function Category укажите категорию, в которую Вы хотите записать свою функцию. Например, функцию, вычисляющую налог на добавленную стоимость, следует поместить в категорию Financial . В дальнейшем Конструктор функций поместит Вашу функцию в указанную Вами категорию. Закройте окно Macro Options щелчком по командной кнопке OK , а окно Object Browser - кнопкой Close .

7. Применение функций

Перейдите на рабочий лист, где будет расположена таблица. Переместите указатель ячеек в ячейку, в которой будет находиться формула, и введите в нее знак равенства. Затем щелкните по 14-й пиктограмме Конструктора функций на основной пиктографической панели.

Появится диалоговое окно Конструктора функций. На первом шаге выберите категорию Financial и в правом поле найдите свою функцию NDS. Щелкните по названию этой функции, после чего перейдите к следующему шагу, щелкнув по командной кнопке Next .

Откроется второе диалоговое окно Конструктора функций. Здесь можно будет увидеть Ваш комментарий к функции, который был введен ранее в окне макроопций. Укажите единственный аргумент для этой функции Value и закройте диалоговое окно Конструктора щелчком по кнопке Finish .

В таблице появится значение, составляющее 15% величины аргумента. В таблице с этой функцией можно работать как с обычной функцией программы Excel.

8. Переменные и операторы

Visual Basic позволяет резервировать переменные, с указанием размера и без оного, работать с различными типами данных, использовать константы, работать с математическими операторами и функциями, использовать дополнительные операторы. Предусмотрено использование операторов циклов For Next, Do, объектов типа “ таймер” (невидимый секундомер в программе). Точность установления времени в программе составляет 1 миллисекунду, или 1/1000 сек. Запущенный таймер постоянно работает - т.е. выполняется соответствующая процедура обработки прерывания через заданный интервал времени - до тех пор, пока пользователь не остановит таймер или не отключит программу.

Типы данных

Размер (байт)

Диапазон значений

Пример использования

Integer (Целое)

от - 32768 до 32767

Long Integer (Длинное целое)

от - 2147483648 до 2147483647

Single-precision Floating paint (Одинарной точности с плавающей десятичной точкой)

от - 3,402823Е38 до 3,4402823Е38

Double-precision Floating paint (Двойной точности с плавающей десятичной точкой)

от -1,79769313486232D308 до 1,79769313486232 D308

Dim pi# pi#=3.1415926535

Currency (денежные единицы)

от -922337203685477,5808 до 922337203685477,5807

Debt@=7600300,50

String (Строка)

1 на символ

от 0 до 65535 символов

Dog$=’pointer’

Boolean (Логическое)

True(истина) или False(ложь)

Dim Flag as boolean

от January(Январь) 1,100, до December(Декабрь) 31,9999

Dim Birthday as Date

Birthday=#3-1-63#

Variant (Вариант)

16 (для чисел); 22+1 на символ (для строк)

для всех типов данных

Действие

Возвращает абсолютное значение n

Возвращает арктангенс n в радианах

Возвращает косинус угла n в радианах

Возвращает константу е в степени n

Генерирует случайное число между 0 и 1

возвращает -1, если n 0

Возвращает синус угла n в радианах

квадратный корень из n

Преобразует числовое значение в строку

Возвращает тангенс угла n в радианах

Преобразует строку в числовое значение

9. Использование форм и средств управления OLE

Формы могут быть модальными и немодальными.

Visual Basic обладает очень гибкой системой использования форм, Можно сделать все формы в программе видимыми одновременно или же загружать и выгружать формы по мере необходимости.

Модальная (формальная) форма - форма, которая всегда должна использоваться при ее отображении на экране, она остается на первом плане, пока пользователь не щелкнет на кнопке ОК, на Cancel или не отправит ее.

Форма которую пользователь может отключить, называется немодальной (неформальной). В большинстве приложений в Microsoft Windows для отображения информации используются немодальные формы, поскольку они предусматривают большую гибкость использования, поэтому форма принимается немодальной по умолчанию при создании новой формы. Можно также задать любое свойство для формы, включая заголовок, размер, тип рамки, цвет фона и символов, шрифт текста и фоновый рисунок.

Visual Basic позволяет:

    работать со средствами управления

    работать с меню и диалоговыми окнами

    работать с формами, принтерами и обработчиками ошибок

    добавлять художественное оформление и спецэффекты

    использовать модули и процедуры

    работать с наборами элементов и массивами

    работать с текстовыми файлами и базами данных

    взаимодействовать с Microsoft Office

Visual Basic предоставляет три очень полезных объекта для предоставления доступа к файловой системе. Это списки дисковых накопителей, которые позволяют пролистывать доступные диски в системе; списки директорий, которые позволяют ориентироваться в папках на выбранном диске, и списки файлов, позволяющие выбрать нужный файл в папке.

Использование объектов данных для просмотра баз данных Microsoft Access.

Для работы с базами данных Visual Basic предоставляет три объекта, которые позволяют показывать и изменять информацию в файлах базы данных. Объект данные, дает доступ к полям и записям файла базы данных непосредственно на форме. Объект также позволяет менять информацию в базе данных.

Если вы регулярно работаете с базами данных - особенно с Microsoft Access, Microsoft FoxPro, Paradox, Brieve и dBase - то Visual Basic окажется весьма мощным средством для обработки и отображения данных. Поскольку Visual Basic предусматривает технологию обработки баз данных, аналогичную, используемой Microsoft Access, то можно создавать основные приложения для работы с базами данных с помощью всего нескольких десятков строк в тексте программы.

Visual Basic может считывать и записывать информацию в базу данных различного формата.

С помощью Visual Basic можно построить собственное приложение по обработке баз данных, которое отображало бы только информацию, необходимую пользователю, а также предоставляло бы пользователю необходимые средства для обработки данных. Средства управления Line(отрезок) и Shape(фигура) позволяют создать геометрические фигуры.

Можно использовать OLE для вставки объектов из приложений в программы на Visual Basic. В качестве примеров объектов приложений можно привести листы и диаграммы Excel, документы Word и изображения Microsoft ClipArt. Объектами приложений могут быть как новые, неустановленные документы, так и существующие факты, загружаемые с диска.

В Visual Basic можно создать как объектные, так и управляющие приложения, поддерживающие функцию Automation(автоматизация).

Приложения для Windows, полностью поддерживающие функцию Automation, позволяют осуществлять доступ к своим функциям в виде набора объектов с соответствующими им свойствами и командами. Приложения для Windows, которые предоставляют свойства объектов называются объектными или серверными приложениями, а программы эти объекты использующие, называются управляющими или клиентскими приложениями. Автоматизация представляет собой промышленный стандарт, позволяющий осуществить взаимодействие двух приложений.

Заключение

Еще не так давно упоминание Basic (Бейсик) в качестве языка программирования вызывало лишь снисходительную усмешку (а порой и негодование) у большинства профессиональных разработчиков ПО. Объяснялось это просто: "Да, есть такой язык, которым пользуются любители (если не сказать "чайники"). Но ставить "Васик" в один ряд с настоящими средствами программирования - это просто смешно".

Сейчас вряд ли кто-то рискнет высказать такое мнение: за прошедшие годы Microsoft Visual Basic (VB) превратился в самый популярный в мире инструмент разработки приложений. Более того, знание его основ сегодня фактически является обязательным для всех программистов, какими бы средствами они не пользовались. Это объясняется двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, VB очень широко распространен и используется не только в качестве самостоятельного средства, но и в виде системы программирования, встроенной в многочисленные прикладные программы (в частности MS Office). Во-вторых, превратившись в серьезный профессиональный инструмент, VB остался очень удобным средством для обучения программирования и решения небольших задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Информационные технологии. Учебное пособие". Под ред. А.К. Волкова. Москва. Издательство "ИНФРА-М". 2001 г.

2. "Информатика: Учебник" Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство "Финансы и статистика". 2005 г.

3. "Информационные технологии управления: Учебное пособие". Под редакцией Ю.М. Черкасова. Москва. Издательство "ИНФРА-М". 2004 г.

4. "Информатика". В.А. Острейковский. Москва. Издательство "Высшая школа". 2004 г.

5. "Курс правовой информатики". Гаврилов О.А. Москва. Издательство "ИНФРА-М". 2006 г.

Visual Basic 6.0 - Самоучитель для начинающих - Лукин С.Н. - 2001.

Это самоучитель. То есть написана книга с расчетом на то, что, изучив ее без посторонней помощи, вы сможете без посторонней помощи составлять программы на Visual Basic и выполнять их на компьютере тоже без посторонней помощи. Автор приложил специальные усилия для того, чтобы изложение было понятным. Все объясняется на примерах. Рассмотрение почти каждой темы заканчивается задачами на составление программы (всего таких задач – 132). Подавляющее большинство задач снабжено ответами, так что читатель может эффективно контролировать усвоение материала.
Если вы хотите научиться программировать, но никогда в жизни не написали ни одной программы и плохо представляете, как компьютер устроен, читайте эту книгу с начала до конца – вы и программировать научитесь, и об устройстве компьютера узнаете все необходимое.

Если вам интересно программировать игры, то знайте, что книга именно на это и ориентирована. Изучив ее, вы будете вполне готовы к созданию собственных игр типа морского боя, крестиков-ноликов, танковой битвы (где множество танков движутся по квадратному полю), стрелялок. Впрочем, подробнее об играх - ниже.
Предположим, что вы школьник или студент, первый год изучающий программирование на Visual Basic, и вам предстоит сдавать по нему экзамен. Вы чувствуете, что вы «на нуле» и НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ и даже не знаете, с чего начать. В этом случае, изучив книгу и выполнив приведенные в ней задания, вы будете прочно знать основы Visual Basic. Достаточно ли этого?. Ведь Visual Basic - это богатая новогодняя елка, на которой великое множество игрушек. В моей книге рассказано все, что нужно для новичка: про ствол и главные ветви елки, про то, как игрушки крепятся к веткам, рассмотрены самые интересные игрушки. Однако, где гарантия, что ваш преподаватель не предпочитает другие? Может быть, взять книгу потолще?
Если вы возьмете любую самую толстую книгу по Visual Basic, то и там наверняка не найдете всего, что от вас требуется. Игрушек в Visual Basic слишком много даже для трехтомника. Поэтому сначала изучите основы Visual Basic по книге вроде этой. Затем или постарайтесь найти толстую книгу, в которой рассказано конкретно про то, что вам нужно, или воспользуйтесь для этого системой помощи (Help). Сразу же читать толстую книгу затруднительно – обычно она не предназначена для начинающих, если даже и утверждает обратное. Впрочем, толстая книга может и не понадобиться – в этой книге рассмотрено все, что разумный преподаватель может спросить на первом году обучения.
Если вы опытный программист в средах визуальной разработки программ, но хотите изучить еще и Visual Basic, вам эта книга не нужна - изложение рассчитано на начинающих.
Если у вас под рукой нет компьютера, то дела ваши плохи. Без компьютера, по одной только книге вы сможете научиться лишь писать на бумаге программный текст. Конечно, и это немало, однако напоминает чтение натощак, когда в холодильнике пусто, рецепта приготовления роскошного бифштекса. В среде визуальной разработки программ для Windows, которой является Visual Basic, программный текст – далеко еще не все.
Книга учит не только составлять программы, но и выполнять программы на компьютере. Все, что вам нужно знать заранее, это где кнопка включения компьютера. Все остальное в книге объяснено, включая инструкцию по установке Visual Basic на ваш компьютер.

Глава 0. Предисловие 8
0.1. Кому предназначена эта книга? 8
0.2. Задачи, игры. 8
0.3. Почему Visual Basic? 9
0.4. Какой вам нужен компьютер и какая версия Visual Basic? 10
0.5. Краткое содержание с рекомендациями 10
Часть I. Программирование без программирования 12
Глава 1. Первые шаги 13
1.1. Что такое программа? 13
1.2. Не программа, а проект 14
1.3. Первые шаги - за ручку 14
Запускаем Visual Basic 14
Размещаем объекты на форме 15
Пишем программу 16
Сохранение, создание, открытие, закрытие проекта 17
Как реагировать на сообщения Visual Basic об ошибках 18
Глава 2. Проект - "Калькулятор" 20
2.1. Задание на проект 20
2.2. Проектируем 20
2.3. Свойства форм и элементов управления 21
2.4. Имена и надписи 21
2.5. Программируем. Проект готов 22
2.6. Кое-какие другие свойства объектов 23
2.7. Помещаем фото на калькулятор 24
2.8. Музыка в проекте 24
Музыка в кнопках 25
Проигрывание аудиодисков 26
Плеер ваших любимых хитов 26
2.9. Система координат 27
2.10. Вывод сообщений - MsgBox 28
2.11. Меню пользователя 28
2.12. Кино в проекте 30
2.13. Кое-что необходимое напоследок 30
Комментарии 30
Перенос длинного оператора на следующую строку 31
Запись нескольких операторов в одной строке 31
Превращаем наш калькулятор в независимую программу 31
Как мы в дальнейшем улучшим наш калькулятор 31
Глава 3. Работа в среде Visual Basic 32
3.1. Что нужно знать и уметь перед тем, как сесть за компьютер 32
3.2. Инсталляция Visual Basic 32
3.3. Порядок работы над проектом в Visual Basic 33
3.4. Загрузка Visual Basic и выход из него 33
3.5. Сохранение проекта на диске. Загрузка проекта с диска 33
3.6. Окна среды Visual Basic 35
3.7. Главное меню Visual Basic 36
Панель инструментов 37
3.8. Перенос вашего проекта на другие компьютеры 37

Часть II. Программирование на Visual Basic – первый уровень 40
Глава 4. Переменные величины 41
4.1. Переменные величины. Оператор присваивания 41
4.2. Объявление переменных величин 43
InputBox 43
Типы данных 44
Переменные величины и память 45
Что делает оператор присваивания с памятью 46
Режим прерывания. Пошаговый режим выполнения программы 46
4.3. Еще об именах 48
4.4. Математика. Запись арифметических выражений 48
4.5. Типы данных и точность вычислений 50
Integer и Long - целые числа 50
Single и Double - десятичные дроби 50
Целые числа или десятичные дроби? Числовой тип Currency 51
Не очень устаревшие способы объявления переменных 51
Форматирование результата 51
4.6. Порядок создания простого вычислительного проекта 52
4.7. Строковые переменные 54
4.8. Как выводить информацию оператором Print 55
4.9. Диалог с компьютером 56
4.10. Как выводить информацию в текстовое поле 57
4.11. Оглядимся вокруг 57
Глава 5. Разветвляющиеся программы 58
5.1. Что такое выбор (ветвление) 58
5.2. Условный оператор If или как компьютер делает выбор 58
5.3. Правила записи однострочного оператора If 60
5.4. Случайные величины 61
5.5. Многострочный If 62
5.6. Ступенчатая запись программы 64
5.7. Вложенные операторы If. Логические операции и выражения 64
Вложенные операторы If 64
Логические операции 65
Логические выражения 65
5.8. Оператор варианта Select Case 66
5.9. Улучшаем калькулятор. 68
Проверка ввода чисел в текстовое поле 68
Запрет деления на ноль 69
Ставим пароль на калькулятор 69
5.10. Функция MsgBox 70
Глава 6. Циклические программы 72
6.1. Оператор перехода GoTo. Цикл. Метки 72
Движение объектов по экрану 74
6.2. Выход из цикла с помощью If 74
6.3. Операторы цикла Do 75
Оператор Do …. Loop 75
Оператор Do …. Loop While 76
Оператор Do …. Loop Until 76
Оператор Do While …. Loop 77
Оператор Do Until …. Loop 77
Разница между вариантами операторов Do 78
Оператор Exit Do 78
Устаревший оператор цикла 79
6.4. Оператор цикла For 79
Оператор Exit For 80
6.5. Оглядимся вокруг 81
Глава 7. Отладка программы 82
7.1. Типы ошибок. Сообщения об ошибках. 82
7.2. Отладка программы. Окна отладки. Режимы отладки. 82
Глава 8. Типичные маленькие программы 86
8.1. Вычислительная циклическая программа 86
8.2. Роль ошибок 86
8.3. Счетчики 87
8.4. Сумматоры 88
8.5. Вложение циклов в разветвления и наоборот 89
8.6. Вложенные циклы 89
8.7. Поиск максимального из чисел 90
Глава 9. Графика 92
9.1. Объекты. Их свойства, их события, их методы 92
9.2. Три способа рисовать 93
9.3. Первый способ - Загрузка в Visual Basic готовых изображений 94
Типы графических файлов 94
Регулировка размеров изображений 94
9.4. Второй способ - Объекты Line и Shape 96
9.5. Взаимное перекрытие объектов. Метод ZOrder 96
9.6. Цвет в Visual Basic 97
9.7. 3 способ - Рисуем при помощи графических методов 98
Метод Pset 100
Метод Line 100
Метод Circle 101
CurrentX, CurrentY, Step 101
Метод Cls 102
Метод Point 102
Метод PaintPicture 102
9.8. Используем в рисовании переменные величины 103
9.9. Использование случайных величин при рисовании 105
Глава 10. Процедуры 106
10.1. Зачем нужны процедуры пользователя 106
10.2. Операторы Stop, End и Exit Sub 108
10.3. Переменные вместо чисел 110
10.4. Константы 111
10.5. Процедуры с параметрами 111
Типы параметров 113
Глава 11. Работа с таймером, временем, датами 115
11.1. Тип данных Date 115
Функции для работы с датами и временем суток 116
11.2. Таймер 117
Цикл без цикла 117
11.3. Проект "Будильник-секундомер" 118
Знакомимся с типом Boolean 121
Делаем будильник 121
Знакомимся с перечислимым типом данных 124
Таймер и моделирование 126
11.4. Анимация 127
Анимация при помощи графических методов 127
Движем объекты 127
"Движем" свойства объектов 128
Мультфильм 128
О прозрачном цвете 129
Глава 12. Работа с мышью и клавиатурой 130
12.1. Работа с мышью 130
События MouseDown и MouseUp 130
Событие MouseMove 131
Мышь рисует 132
12.2. Работа с клавиатурой 132
События KeyDown и KeyUp 132
12.3. Проект - Гонки (игра) 133
12.4. Задание на игру “Торпедная атака 140

Часть III. Программирование на Visual Basic - второй уровень 141
Глава 13. Массивы 142
13.1. Переменные с индексами 142
13.2. Одномерные массивы переменных величин 142
13.3. Двумерные массивы 144
13.4. Какие бывают массивы 145
13.5. Использование массивов при программировании игр 145
13.6. Массивы элементов управления 147
Глава 14. Разные звери в одном ковчеге 149
14.1. Тип Variant 149
14.2. Пользовательский тип данных 149
14.3. Коллекции 151
Объектные переменные 151
Коллекции 152
14.4. Рамка (Frame) 153
Глава 15. Элементы управления 154
15.1. Флажок (CheckBox) 154
15.2. Переключатель (OptionButton) 155
15.3. Полосы прокрутки (HScrollBar и VScrollBar) 156
15.4. Slider, ProgressBar 156
15.5. Список (ListBox) и поле со списком (ComboBox) 157
Список (ListBox) 157
ComboBox (вариант "Раскрывающийся список") 157
ComboBox (вариант "Простой Combo") 158
ComboBox (вариант "Раскрывающийся Combo") 158
Свойства, события и методы элементов управления ListBox и ComboBox. 158
15.6. Знакомство с другими элементами управления 159
Элементы MonthView и DTPicker 159
UpDown 160
Элементы DriveListBox, DirListBox, FileListBox 160
RichTextBox 161
ListView и TreeView 161
Закладка (TabStrip) и строка состояния (StatusBar) 161
MSChart 161
PictureClip 161
ImageCombo 161
MSComm 161
Глава 16. Строки, файлы, обработка ошибок 162
16.1. Строки 162
Таблица ASCII 163
16.2. Файлы 163
16.3. Функция Shell 167
16.4. Обработка ошибок. Оператор On Error 167
Глава 17. Функции. Параметры процедур и функций 169
17.1. Функции. Параметры функций 169
17.2. Локальные переменные 170
Статические переменные 172
17.3. Массивы как параметры 172
17.4. Передача параметров по ссылке и по значению 173
17.5. Индукция. Рекурсия 173
17.6. Сортировка 175
17.7. Объекты, как параметры процедур 176
Глава 18. Проект, который выглядит солидно 178
18.1. Из чего бывает "сделано" приложение Windows 178
18.2. Элемент управления CommonDialog 178
Пример открытия и сохранения файлов с помощью элемента Common Dialog 179
18.3. Панель инструментов Toolbar 180
18.4. Проект - "Графический редактор" 182
Глава 19. Проекты из нескольких форм и модулей 185
19.1. Работа с несколькими формами 185
19.2. Модули кода 186
19.3. Структура проекта. Окно Project Explorer. 186
Работа с несколькими модулями 186
Работа с несколькими проектами 187
19.4. Зоны видимости 187
Зоны видимости переменных 187
Зоны видимости процедур 188
Зоны видимости констант и типов 188
19.5. Затенение 189
19.6. Префиксы имен 190
19.7. К чему все эти сложности? 190
Глава 20. Объекты пользователя 193
20.1. Инкапсуляция - "Объект в футляре" 193
20.2. Игра "Сачок". Постановка задачи 194
20.3. Таймер и общая механика работы проекта 195
20.4. Этап проектирования 195
20.5. Порядок создания объектов 195
20.6. Создаем ловца 196
Объект пользователя - мозг без тела 196
Как создать объект по его классу 196
20.7. Создаем шар. Завершаем проект 199
20.8. Еще об объектах 202
Форма как объект 202
Свойства только для чтения 202
Наследование, полиморфизм 203
Глава 21. Visual Basic и Интернет 204
21.1. Понятие об Интернет, Web-станицах и языке HTML 204
21.2. Создание Web-страницы 204
21.3. Сценарий на Web-странице 205
21.4. Доступ к локальному диску 207
21.5. Собственный броузер 209
Глава 22. Visual Basic и базы данных 210
22.1. Понятие о базах данных 210
22.2. Создаем заготовку базы данных при помощи Visual Data Manager 211
22.3. Работа с базами данных. Элементы управления Data и DBGrid. Язык SQL. 212
Глава 23. До свидания 215
23.1. Нерассмотренные возможности Visual Basic 215
ActiveX 215
Windows API 215
Многодокументный интерфейс - MDI 215
OLE 215
23.2. Миг между прошлым и будущим 215
Приложение 1. Необходимые сведения о компьютере и программе 218
Глава 24. Первое представление о компьютере и программе 219
24.1. Что такое компьютер. Первое представление о программе. 219
24.2. Как человек общается с компьютером 220
Глава 25. Программа и программирование 221
25.1. Список команд. Командный и программный режимы 221
25.2. Что важно знать о программе 222
25.3. Понятие о процедуре. Может ли робот поумнеть? 222
25.4. Программа для компьютера на машинном языке 223
25.5. Языки программирования 223
25.6. Пример настоящей программы для компьютера на языке Лого 225
25.7. Последовательность работы программиста на компьютере 226
25.8. Основные приемы программирования 226
Глава 26. Устройство и работа компьютера 229
26.1. Как устроен и работает компьютер 229
26.2. Устройство и размеры оперативной памяти 230
26.3. Взаимодействие программ в памяти 231
26.4. Внешние устройства компьютера 231
26.5. Кодирование информации в компьютере 234
Приложение 2. Работа в Windows. Ввод текста 236
Работа в Windows 236
Включение и выключение компьютера. Первые шаги 236
Работа с окнами Windows 236
Файлы и папки 237
Имена файлов и папок 238
Проводник 238
Логические диски. Адрес файла (путь, дорожка к файлу) 239
Как вводить программу в компьютер или работа с текстом в текстовом редакторе 239
Работа с одной строкой текста 239
Работа с несколькими строками 241
Окно кода - маленькое окно на большой лист с текстом 242
Копирование перемещение, удаление фрагментов текста 242
Волшебные кнопки отмены и возврата 243
Решение заданий 244
Список литературы 270
Предметный указатель 272

Система программирования это пакет программных средств, включающий кроме транслятора еще и редактор для ввода кода, средства автоматизации создания и отладки программ, библиотеки с готовыми блоками кода, удобный справочник и другие специальные средства.

Для языка программирования Бейсик существует система программирования Microsoft Visual Basic – коротко VB. Для языка программирования Паскаль – Borland Delphi. Для языка программирования СИ++ - это Microsoft Visual C++ и Borland C++ Builder. Из любого приложения Microsoft Office в операционной среде Windows можно запустить систему программирования Visual Basic for Applications – коротко (VBA).

Перечисленные системы программирования являются визуальными системами программирования, то есть, объекты в этой системе создаются при помощи мыши.

В ОС Windows очень много стандартных элементов: окон, меню, кнопок и т.д. Для них в системе заготовлены стандартные блоки машинного кода – они хранятся в динамических библиотеках – файлах с расширением.DLL. Поэтому программа для Windows выглядит уже не как набор последовательных команд, а как бесчисленные вызовы процедур, хранящихся в Windows. Учитывая изложенное выше, для программирования в среде операционной системы Windows, необходимо приобретать программы системы программирования.

Visual Basic - это универсальный язык программирования для начинающих. Microsoft Visual Basic - средство разработки программного обеспечения, разрабатываемое корпорацией Microsoft и включающее язык программирования и среду разработки.

Программа, в которой создаются новые программы, называется среда программирования Visual Basic. Поскольку эта среда выполняется на компьютере вместе с операционной средой Windows, то и создавать вы будете программы, называемые Windows-приложения или просто: приложения. Для создания приложения необходимо составить проект. Этим Вы и будете заниматься в среде программирования Visual Basic.

Достоинства Visual Basic

    Visual Basic выгодно отличается от других языков программирования своей простотой и наглядностью.

    Visual Basic динамично развивающийся язык.

    Visual Basic встроен в такие программы как Word, Excel и др. С его помощью можно управлять этими программами из других программ.

    Visual Basic - это объектно-ориентированный язык. Основой языка являются объекты. Например: окно, кнопка, поле со списком, с которыми работает программа.

Основы программирования в visual basic

При запуске системы визуального программирования (в этой системе объекты создаются при помощи мыши), вам станет доступным: окно стандартных классов объектов; окно свойств этих объектов; окно программного кода.

СТАНДАРТНЫЕ КЛАССЫ ОБЪЕКТОВ, например такие, как ОКНА (окно называют ФОРМА) и УПРАВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (кнопки, списки, поля, переключатели, флажки, командные кнопки и другие), представлены в системе визуального программирования в виде значков на инструментальной панели.

При помощи мышки программист перетаскивает управляющие элементы из панели инструментов ToolBox на ФОРМУ.

Далее программист мышкой вызывает окно СВОЙСТВ ОБЪЕКТА и настраивает свойства каждого объекта (выбирает мышкой из окна СВОЙСТВА ОБЪЕКТА), например такие как: имя, размер, цветовые характеристики, положение на форме и на экране, шрифт, надписи на объектах и так далее.

Теперь этим объектам, с заданными нами свойствами, нужно присвоить определенную СОБЫТИЙНУЮ ПРОЦЕДУРУ (или говорят – необходимо выполнить настройку методов объекта).

Присвоить объектам СОБЫТИЙНУЮ ПРОЦЕДУРУ означает написать программу, которая начинает выполняться после наступления определенного события. Например, после щелчка по командной кнопке в текстовом поле появляется текст или, например, при открытии окна раздается звук, а перед закрытием возникает запрос на подтверждение закрытия окна.

Чтобы присвоить объекту событийную процедуру программист, обычно делает двойной левый щелчок по объекту, и в появившемся окне ПРОГРАММНОГО КОДА записывает программу на языке программирования (это может быть язык Basic, Pascal или С++, в зависимости от системы программирования).

В системах программирования написание программы максимально облегчено, так как после двойного щелчка по объекту появляется окно программного кода с уже готовой пустой заготовкой событийной процедуры, остается при помощи мышки или клавиатуры произвести некоторые изменения в заготовке (если необходимо) и дописать программу, в процессе составления программы большую помощь может оказать система авто подсказки – редактор автоматически предлагает программисту по мере необходимости список операторов, функций, свойств объекта - остается лишь выбрать из списка и щелкнуть мышкой.

После размещения всех необходимых элементов управления на форме, настройке их свойств и составления событийных процедур программа готова. Остается дать команду на её трансляцию (для VB нажать Start в панели инструментов, или меню RUN – Start, или нажать F5): системы Delphi и СИ++ Builder выполняют компиляцию, а система Visual Basic – интерпретацию.

Запуск среды программирования Visual Basic

Запуск среды программирования Visual Basic:

Пуск Программы → Microsoft Visual Basic 6.0. → Microsoft Visual Basic 6.0.

Появляется окно с тремя вкладками: Новое, Прошлое, Существующее.

Рис. 1. Окно добавления объекта.

С помощью окна можно создать новый проект или открыть существующий.

Создание нового проекта: Новое → Стандартный EXE → Открыть.

Создается проект будущего приложения, который может содержать формы, модули и другие компоненты.

Открыть существующий проект: Существующее → Открыть нужную папку → Выбрать нужный проект → Открыть.

Открыть объект, который ранее открывали на данном компьютере : Прошлое → Выбрать нужный проект → Открыть.

Окно среды программирования Visual Basic

Рис. 2. Окно среды программирования Visual Basic.

    панель элементов управления.

    окно проводника проекта.

    окно свойств текущего элемента управления или формы.

    окно размещения формы на экране монитора.

    окно для ввода команд. Команды выполняются сразу после ввода.

Если какие-либо из перечисленных элементов не видны, то их можно вывести на экран (или скрыть) с помощью меню Вид.

Вид → Панель инструментов.

Вид → Проводник проекта.

Вид → Окно свойств.

Вид → Окно Размещения Формы.

Вид → Окно Неотложного.

Окно формы можно вывести на экран дважды щелкнув в окне проводника проекта по значку или имени формы.

Диалект языка программирования Basic

Определение 1

Visual Basic (VB) относится к языкам программирования 3-го поколения и является средой разработки от Microsoft для модели программирования COM. Этот язык был получен из BASIC и поддерживает быструю прикладную разработку (RAD) графического пользовательского интерфейса (GUI), доступ к базам данных при помощи DAO, RDO, ADO, создание элементов управления ActiveX и объектов. Языки сценариев (VBA, VBScript) синтаксисом подобны VB.

Язык VB – современный язык программирования, который сочетает процедуры и элементы объектно-ориентированных и компонентно-ориентированных языков программирования. В среду разработки VB входят инструменты для визуального конструирования интерфейса пользователя. Программист может создать приложение с помощью компонентов, предоставленных в VB. Приложения, созданные на VB, могут также использовать Windows API (нужно объявление внешних функций).

Особенности языка

VB часто используется для обучения программированию и применяется для разработки приложений. Позволяет разрабатывать простые и сложные приложения с графическим интерфейсом. Программирование в VB сочетает визуальные компоненты и контролы, определение атрибутов и событий для компонентов, написание дополнительного кода для расширения функциональных возможностей. Значения и действия для компонентов, которые определены по умолчанию, позволяют создавать простые программы без написания кода.

Компиляция программ была введена в VB версии 5, но исполняемые программы все еще требуют наличия определенных библиотек для запуска. Такие библиотеки включены в Windows, начиная с версии 2000.

Форма в VB создается по технологии drag and drop («перетащи и брось»). Элементы управления (текстовые поля, кнопки и т.д.) размещаются на форме и имеют свои свойства, методы и обработку событий. Многие атрибуты элементов управления можно изменять во время исполнения программы, что приводит к созданию динамически реагирующих на действия пользователя программ.

Язык VB позволяет создавать исполняемые программы (файлы с расширением.exe), элементы управления ActiveX, библиотеки DLL, но чаще всего используется для разработки Windows-приложений. Диалоговые окна используются для обеспечения подсказок. Набор элементов управления позволяет обеспечить основные функциональные возможности приложения, а при помощи обработчиков событий можно расширить логику программы. Например, при использовании выпадающего списка автоматически отображается список, который позволяет выбрать нужный элемент.

Обработчик событий используется для написания дополнительного кода в зависимости от выбранного элемента. Язык обладает большой библиотекой сервисных объектов, объектно-ориентированной разработкой. В языке VB регистр не учитывается в отличие от многих других языков программирования. При сравнении строк регистр учитывается, но можно выполнять его и без учета регистра.

Компилятор VB поставляется вместе с другими языками Visual Studio (C, C++), но ограничения интегрированной среды разработки не позволяют создание некоторых видов приложений.

Характеристики Visual Basic

VB обладает следующими чертами:

  • Истинное значение определяется единицей, а ложное – нулем, т.к. тип Boolean хранится как 16-разрядное целое число со знаком. Связаны эти два значения логической операцией Not, т.е. Истина = Не Ложь.
  • Логические и битовые операторы объединены, что отличает VB от других C-подобных языков (Java, Perl).
  • При объявлении массивов указывается верхняя и нижняя границы как в Pascal и Fortran. Причем нижняя граница может иметь значение ниже 1 или 0 в отличие от Visual Basic .NET или VBScript, в которых нижняя граница фиксирована.
  • Сильная интеграция с операционной системой Windows и COM.
  • Целые числа автоматически преобразуются в вещественные при выполнении деления (/). Оператор () используется для деления с усечением дробной части.
  • Для переменных, которые объявляются без указания типа, по умолчанию используется тип variant. С помощью оператора Deftype можно изменить эту настройку и установить другой тип по умолчанию (например, DefInt, DefVar и т.д.). Тип по умолчанию можно отменить для переменной путем использования специального суффикса в ее имени.

Эволюция Visual Basic

Первая версия языка VB 1.0 была разработана в 1991 г. Аланом Купером был разработан принцип связи языка и графического интерфейса, который используется в языке и реализуется в его прототипе Tripod (известный как Ruby).

В мае 1991 г. появился VB 1.0 для MS Windows.

Под DOS язык VB 1.0 был выпущен в 1992 г. Он не был полностью совместим с Windows-версией VB, поскольку работал в текстовом режиме экрана.

Рисунок 1. Visual Basic для операционной системы MS-DOS. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В этом же году появилась новая версия VB 2.0, которая была проще в использовании и работала быстрее.

В 1993 г. появились версии Standard и Professional языка VB 3.0, в состав которых входил движок для работы с базами данных Access. VB 4.0 (1995 г.) позволял создавать 32-х и 16-разрядные Windows-программы. Также появилась возможность писать на VB классы и возможность компиляции в «родной» для процессора машинный код, что значительно увеличило скорость выполнения программ.

1997 г. – VB 5.0 – версия, в которой стало возможно создавать свои компоненты.

В 1998 г. появилась русская версия 6.0–6.3, которая поддерживала возможность использовать имена переменных и процедур кириллицей. VB.NET, который появился в 2001 г. поставлялся вместе с.NET Framework, а в 2003 г. – VB.NET 2003 с.NET Framework 1.1.

Версия 2005 года – Visual Studio 2005– включала VB.NET 2005. Выпущен.NET Framework 2.0 и Microsoft SQL Server 2005. Немного позже появилась версия VB Express – бесплатная редакция VB.NET 2005

Основные разновидности Visual Basic

Замечание 1

Корпорацией Microsoft были разработаны разновидности VB для создания сценариев. Со временем оригинальный VB был заменен версией.NET.

  • Классический VB (версии 5-6) – отличается сильной привязанностью к своей среде разработки и к ОС Windows, предназначался для написания исключительно Windows-приложений. Включает большое количество средств для помощи и удобства программирования: встроенный отладчик, просмотр переменных и структур данных на лету, окно отладки, всплывающая подсказка при наборе текста программы.
  • VB for Applications (VBA) – средство программирования для написания макросов и других прикладных программ для конкретных приложений. Стал популярным благодаря использованию в пакете программ MS Office. Из-за низкого внимания к вопросам безопасности широкое использование VBA привело к распространению макровирусов.
  • VB Scripting Edition (VBScript) – язык для написания скриптов, который является урезанной версией классического VB. Применяется преимущественно для автоматизации администрирования систем Windows, а также для создания страниц ASP и сценариев для браузера Internet Explorer.
  • VB.NET является преемником VB 6.0 и частью платформы Microsoft .NET.
Статьи по теме: