Типы регуляторов напряжения. Основные параметры регулятора напряжения

  • 2.7. Неисправности аккумуляторных батарей
  • 2. Быстрое снижение
  • 3. Выплескивание электролита через вентиляционные отверстия в пробках
  • 4. Аккумуляторная батарея не заряжается
  • 5. Амперметр показывает большой зарядный ток при нормальном уровне регулируемого напряжения
  • 6. Понижена емкость батареи
  • 3.1. Принцип действия вентильного генератора
  • 3.2. Принцип действия регулятора напряжения
  • 3.3. Электрические схемы генераторных установок
  • 3.4. Характеристики генераторных установок
  • Глава 1 5
  • Глава 10 534
  • Глава 11 556
  • 3.5. Конструкция генераторов
  • Глава 1 5
  • Глава 10 536
  • Глава 11 558
  • 3.6. Бесщеточные генераторы
  • 3.7. Схемное и конструктивное исполнение регуляторов напряжения
  • 3.8. Техническое обслуживание генераторных установок
  • 3.9. Характерные неисправности генераторных установок и методы их обнаружения
  • 3.10. Замена типа генераторной установки на автомобиле
  • Глава 4
  • 4.1. Пусковые качества автомобильных двигателей
  • На 4.1. Зависимость момента сопротивления от частоты вращения коленчатого вала при пуске бензинового двигателя 3m3-53:
  • 4.2. Системы электростартерного пуска
  • 4.3. Особенности работы электростартеров и требования к электростартерам
  • 4.4. Устройство электростартеров
  • 4.5. Характеристики электростартеров
  • 4.6. Схемы управления электростартерами
  • 4.7. Система стоп-старта
  • 4.8. Правила эксплуатации и техническое обслуживание электростартеров
  • 4.33. Схемы регулировки стартеров:
  • Глава 5
  • 5.1. Свечи накаливания и подогрева воздуха
  • 5.1.1. Свечи накаливания
  • 5.1.2. Свечи подогрева воздуха во впускном трубопроводе
  • 5.2. Электрофакельные подогреватели воздуха
  • 12.3741 (КамАз, Урал, газ, маз, КрАз)
  • 14.3741 (Зил-1эзвя, зил-1эзгя)
  • 5.3. Техническое обслуживание электрофакельных подогревателей
  • 5.4. Устройства для подачи пусковой жидкости
  • 5.5. Электрические подогреватели
  • Го управления подогревателей пжд-30
  • Глава 6
  • 6.1. Назначение и принцип действия
  • 6.2. Контактная система зажигания
  • 6.3. Контактно-транзисторная система зажигания
  • 6.4. Электронные системы зажигания
  • 6.4.3. Микропроцессорные системы зажигания
  • 6.5. Элементы систем зажигания
  • 6.5.2. Распределители зажигания
  • 6.5.3. Свечи зажигания
  • 6.5.4. Высоковольтные провода
  • 6.6. Применяемость элементов систем зажигания
  • Контактные системы зажигания
  • Контактно-транзисторные системы зажигания
  • 6.7. Техническое обслуживание систем зажигания
  • Двигатель работает с перебоями
  • Двигатель не развивает полной мощности
  • 7.1. Основные принципы управления двигателем
  • Глава 7Сигналы (импульсы) датчиков управления
  • 7.2. Системы автоматического управления
  • 7.3. Системы подачи топлива с электронным управлением
  • 7.3.1. Карбюраторы с электронным управлением
  • 7.3.2. Электронные системы впрыскивания топлива
  • 5 M в бортовой сети, в жидкости, °с в двигатель воздуха, °с
  • 7.4. Комплексные системы управления двигателем
  • 7.5. Датчики электронных систем управления двигателем
  • 7.5.1. Измерители расхода воздуха
  • 7.5.2. Измерители расхода топлива
  • 7.5.3. Датчики давления
  • 7.5.4. Датчики температуры
  • 7.5.6. Датчики детонации
  • Рчс. 7.40. Циркониевый датчик кислорода:
  • Лк. 7.41. Датчик кислорода на основе щ:
  • 7.6. Исполнительные устройства систем впрыска
  • 7.6.1. Электромагнитные форсунки
  • 7.6.2. Электромагнитные клапаны. Переключающие устройства
  • 7.6.3. Исполнительные устройства с электродвигателями
  • 7.7. Электронные системы управления автомобильными дизелями
  • 7.8. Эксплуатация систем управления двигателем
  • 7.8.1. Эксплуатация сауэпхх
  • J Стрелка тестера отклоияется]- I Нет
  • 7.8.3. Проверка и регулирование системы впрыскивания топлива «Motronic»
  • Глава 8
  • 8.1. Назначение и классификация световых приборов
  • 8.2. Международная система обозначений световых приборов
  • 8.3. Лампы световых приборов
  • 8.4. Фары головного освещения. Блок-фары. Прожекторы
  • 8.5. Противотуманные фары и фонари
  • 8.6. Приборы световой сигнализации
  • Вой оптической системой:
  • 8.7. Приборы внутреннего освещения и сигнализаторы
  • 8.8. Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации
  • Не работают указатели поворота в режиме как маневрирования автомобиля, так и аварийной сигнализации
  • 8.9. Звуковые сигналы
  • Глава 9
  • 9.1. Датчики электрических приборов
  • 9.1.1. Реостатные датчики
  • 9.1.2. Терморезистивные датчики
  • 9.1.3. Термобиметаллические датчики
  • 9.1.4. Датчики давления
  • 9.1.5. Датчики электронных информационных систем
  • 9.2. Указатели автомобильных информационных измерительных систем
  • 9.2.1. Магнитоэлектрические указатели
  • 9.2.2. Электромагнитные указатели
  • 9.2.3. Указатели импульсной системы
  • 9.3. Термометры
  • 9.4. Измерители давления
  • 9.5. Измерители уровня топлива
  • 9.6. Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи
  • 9.7. Спидометры и тахометры
  • 9.8. Эконометр
  • 9.9. Тахографы
  • 9.10. Электронные информационные системы
  • 9.11. Техническое обслуживание информационно- измерительной системы
  • Глава 10
  • Нын возбуждением:
  • 10.1. Электродвигатели
  • 10.2. Моторедукторы
  • Стителя заднего стекла:
  • 10.5. Техническое обслуживание электропривода
  • Лем (а) и реле стеклоомывателя (б) на микро­схемах кр1055гп2 и кр1055гп1
  • При включении системы электродвигатель привода не работает, предохранители срабатывают
  • Глава 11
  • 11.1. Автомобильные провода
  • 11.2. Защитная аппаратура
  • 11.3. Коммутационная аппаратура
  • 11.4. Мультиплексная система проводки
  • 11.5. Техническое обслуживание бортовой сети
  • Глава 1 5
  • Глава 10 536
  • Глава 11 558
  • Глава 8. С иста мы освещения, световой
  • Глава 9. Информационно-измерительная
  • Глава 10. Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля
  • Глава 11. Схемы электрооборудования. Комму
  • 7.8.2. Проверка, регулирование и поиск неисправностей системы «l-Jetronic»
  • 3.2. Принцип действия регулятора напряжения

    Регулятор напряжения поддерживает напряжение бортовой сети в заданных пределах во всех режимах работы при изменении частоты вращения ротора ге­нератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.

    Кроме того, он может выполнять дополнительные функции - защищать эле­менты генераторной установки от аварийных режимов и перегрузки, автомати­чески включать в бортовую сеть цепь обмотки возбуждения или систему сигна­лизации аварийной работы генераторной установки.

    Все регуляторы напряжения работают по единому принципу. Напряжение ге­нератора определяется тремя факторами - частотой вращения ротора, силой тока, отдаваемой генератором в нагрузку, и величиной магнитного потока, соз­даваемой током обмотки возбуждения. Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора. Увеличение силы тока в обмотке возбуждения увеличивает магнитный поток и с ним напря­жение генератора, снижение тока возбуждения уменьшает напряжение. Все ре­гуляторы напряжения, отечественные и зарубежные, стабилизируют напряже­ние изменением тока возбуждения. Если напряжение возрастает или уменьша­ется, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы.

    Блок-схема регулятора напряжения представлена на рис. 3.3.

    Регулятор 1 содержит измерительный элемент 5, элемент сравнения 3 и регу­лирующий элемент 4. Измерительный элемент воспринимает напряжение гене­ратора 2 Ujj и преобразует его в сигнал U M3M , который в элементе сравнения сравнивается с эталонным значением U 3T .

    Если величина U M3M отличается от эталонной величины и эт , на выходе изме­рительного элемента появляется сиг­нал U 0 , который активизирует регули­рующий элемент, изменяющий ток в обмотке возбуждения так, чтобы на­пряжение генератора вернулось в за­данные пределы.

    Ш

    Рис. 3.3. Блок-схема регулятора напряжения:

    1 - регулятор; 2 - генератор; 3 - элемент сравнения; 4 - регулирующий элемент; 5 -измерительный элемент

    Таким образом, к регулятору напря­жения обязательно должно быть под­ведено напряжение генератора или на­пряжение из другого места бортовой сети, где необходима его стабилизация, например, от аккумуляторной батареи, а также подсоединена обмотка возбу­ждения генератора. Если функции ре­гулятора расширены, то и число подсо­единений его в схему растет.

    Чувствительным элементом электронных регуляторов напряжения является входной делитель напряжения. С входного делителя напряжение поступает на эле­мент сравнения, г де роль эталонной величины играет обычно напряжение стабили­зации стабилитрона. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т.е. начинает пропускать через се­бя ток. если напряжение на нем превысит напряжение стабилизации. Напряжение же на стабилитроне остается при этом практически неизменным. Ток через стаби­литрон включает электронное реле, которое коммутирует цепь возбуждения таким образом что ток в обмотке возбуждения изменяется в нужную сторону. В вибраци­онных и контактно-транзисторных регуляторах чувствительный элемент представ­лен в виде обмотки электромагнитного реле, напряжение к которой, впрочем, тоже может подводиться через входной делитель, а эталонная величина - это сила на­тяжения пружины, противодействующей силе притяжения электромагнита. Комму­тацию в цепи обмотки возбуждения осуществляют контакты реле или, в контакт- но-транзисторном регуляторе, полупроводниковая схема, управляемая этими кон­тактами. Особенностью автомобильных регуляторов напряжения является то. что они осуществляют дискретное регулирование напряжения путем включения и вы­ключения в цепь питания обмотки возбуждения (в транзисторных регуляторах) или последовательно с обмоткой дополнительного резистора (в вибрационных и кон­тактно-транзисторных регуляторах), при этом меняется относительная продолжи- т епьность включения обмотки или дополнительного резистора.

    Поскольку вибрационные и контактно-транзисторные регуляторы представ­ляют лишь исторический интерес, а в отечественных и зарубежных генератор­ных установках в настоящее время применяются электронные транзисторные регуляторы, удобно рассмотреть принцип работы регулятора напряжения на примере простейшей схемы, близкой к отечественному регулятору напряжения Я112А1 и регулятору EE14V3 фирмы BOSCH (рис. 3.4).

    Регулятор 2 на схеме работает в комплекте с генератором 1. имеющим допол­нительный выпрямитель обмотки возбуждения. Чтобы понять работу схемы, следует вспомнить, что, как было показано выше, стабилитрон не пропускает j epe3 себя ток при напряжениях ниже величины напряжения стабилизации. При достижении напряжением этой величины стабилитрон пробивается, и по нему начинает протекать ток.

    Транзисторы же пропускают ток между коллектором и эмиттером, т.е. откры­ты. если в цепи база-змиттер ток протекает, и не пропускают этого тока. т.е. закрыты, если базовый ток прерывается.

    Напряжение к стабилитрону VD1 подводится от выхода генератора Д через делитель напряжения на резисторах R1 , R2. Пока напряжение генератора неве­лико, и на стабилитроне оно ниже напряжения стабилизации, стабилитрон за­крыт, ток через него, а, следовательно, и в базовой цепи транзистора VT1 не протекает, транзистор VT1 закрыт. В этом случае ток через резистор R6 от вы­вода Д поступает в базовую цепь транзистора VT2, он открывается, через его пе­реход эмиттер-коллектор начинает протекать ток в базе транзистора VT3, кото­рый открывается тоже. При этом обмотка возбуждения генератора оказывается через переход эмиттер-коллектор VT3 подключена к цепи питания. Соединение транзисторов VT2, VT3, при котором их коллекторные выводы объединены, а пи-

    1 - генератор; 2 - регулятор

    тание базовой цепи одного транзистора производится от эмиттера другого, на­зывается схемой Дарлингтона. При таком соединении оба транзистора могут рассматриваться как один составной транзистор с большим коэффициентом уси­ления. Обычно такой транзистор и выполняется на одном кристалле кремния. Если напряжение генератора возросло, например, из-за увеличения частоты вращения его ротора, то возрастает и напряжение на стабилитроне VD1 .

    При достижении этим напряжением величины напряжения стабилизации ста­билитрон VD1 пробивается, ток через него начинает поступать в базовую цепь транзистора VT1 , который открывается и своим переходом эмиттер-коллектор закорачивает вывод базы составного транзистора VT2, VT3 на «массу». Состав­ной транзистор закрывается, разрывая цепь питания обмотки возбуждения. Ток возбуждения спадает, уменьшается напряжение генератора, закрываются ста­билитрон VD2, транзистор VT1, открывается составной транзистор VT2, VT3, обмотка возбуждения вновь включается в цепь питания, напряжение генерато­ра возрастает и т.д., процесс повторяется.

    Таким образом регулировка напряжения генератора регулятором осуществ­ляется дискретно через изменение относительного времени включения обмот­ки возбуждения цепи питания. При этом ток в обмотке возбуждения изменяет­ся так, как показано на рис. 3.5. Если частота вращения генератора возросла или нагрузка его уменьшилась, время включения обмотки уменьшается, если

    частота вращения уменьшилась или нагрузка возросла - увеличивается.

    В схеме регулятора по рис. 3.4 име­ются элементы, характерные для схем всех применяющихся на автомобилях регуляторов напряжения. Диод VD2 при закрытии составного транзистора VT2, VT3 предотвращает опасные всплески напряжения, возникающие из-за обрыва цепи обмотки возбужде­ния со значительной индуктивностью.

    В этом случае ток обмотки возбуж­дения может замыкаться через этот диод, и опасных всплесков напряже­ния не происходит. Поэтому диод VD2 называется гасящим. Сопротивление R3 является сопротивлением жесткой обратной связи. При открытии состав­ного транзистора VT2, VT3 оно оказы­вается подключенным параллельно сопротивлению R2 делителя напряже­ния. При этом напряжение на стабили­троне VD2 резко уменьшается, что ус­коряет переключение схемы регулятора и повышает частоту этого переключе­ния. Это благотворно сказывается на качестве напряжения генераторной уста­новки. Конденсатор С1 является своеобразным фильтром, защищающим регу­лятор от влияния импульсов напряжения на его входе.

    Вообще конденсаторы в схеме регулятора либо предотвращают переход этой схемы в колебательный режим и возможность влияния посторонних высокочас­тотных помех на работу регулятора, либо ускоряют переключения транзисторов.

    В последнем случае конденсатор, заряжаясь в один момент времени, разря­жается на базовую цепь транзистора в другой момент, ускоряя броском разряд­ного тока переключение транзистора и, следовательно, снижая потери мощно­сти в нем и его нагрев.

    Из рис. 3.4 хорошо видна роль лампы контроля работоспособного состояния генераторной установки HL.

    При неработающем двигателе внутреннего сгорания замыкание контактов выключателя зажигания SA позволяет току от аккумуляторной батареи GA че­рез эту лампу поступать в обмотку возбуждения генератора. Этим обеспечива­ется первоначальное возбуждение генератора. Лампа при этом горит, сигнали­зируя, что в цепи обмотки возбуждения нет обрыва.

    Рис. 3.5. Изменение силы тока в обмотке воз­буждения te по времени t:

    *вкп и Ъыкп ~ соответственно время включения и выключения обмотки возбуждения генератора; П 1 и п 2 ~ частоты вращения ротора генератора, причем п 2 больше гу, 1в 1 и 1в 2 - среднее значе­ние тока в обмотке возбуждения

    После запуска двигателя, на выводах генератора Д и «+» появляется практи­чески одинаковое напряжение и лампа гаснет. Если генераторная установка при работающем двигателе автомобиля не развивает напряжения, то лампа HL про­должает гореть и в этом режиме, что является сигналом об отказе генератор­ной установки или обрыве приводного ремня.

    Введение резистора R в генераторную установку способствует расширению диагностических способностей лампы HL. При наличии этого резистора, если при работающем двигателе автомобиля произойдет обрыв цепи обмотки возбу­ждения. то лампа HL загорится.

    Аккумуляторная батарея для своей надежной работы требует, чтобы с пониже­нием температуры электролита напряжение, подводимое к батарее от генератор­ной установки, несколько повышалось, а с повышением температуры - понижалось.

    Для автоматизации процессов изменения уровня поддерживаемого напряже­ния применяется датчик, помещенный в электролит аккумуляторной батареи и включаемый в схему регулятора напряжения. В простейшем случае термоком­пенсация в регуляторе подобрана таким образом, что в зависимости от темпе­ратуры поступающего в генератор охлаждающего воздуха напряжение генера­торной установки изменяется в заданных пределах.

    3 рассмотренной схеме регулятора напряжения, как и во всех регуляторах аналогичного типа, частота переключений в цепи обмотки возбуждения изменя­ется по мере изменения режима работы генератора. Нижний предел этой час­тоты составляет 25-50 Гц.

    Однако имеется и другая разновидность схем электронных регуляторов, в ко­торых частота переключения строго задана. Регуляторы такого типа оборудо­ваны широтно-импульсным модулятором (ШИМ), который и обеспечивает за­данную частоту переключения. Применение ШИМ снижает влияние на работу регулятора внешних воздействий, например, уровня пульсаций выпрямленного напряжения и т.п.

    8 настоящее время все больше зарубежных фирм переходит на выпуск гене­раторных установок без дополнительного выпрямителя. Для автоматического предотвращения разряда аккумуляторной батареи пои неработающем двигате­ле автомобиля в регулятор такого типа заводится фаза генератора. Регулято­ры. как правило, оборудованы ШИМ, который, например, при неработающем двигателе переводит выходной транзистор в колебательный режим, при кото­ром ток в обмотке возбуждения невелик и составляет доли ампера.

    После запуска двигателя сигнал с вывода фазы генератора переводит схему регулятора в нормальный режим работы.

    Схема регулятора осуществляет в этом случае и управление лампой контро­ля работоспособного состояния генераторной установки.

    В зависимости от устройства и принципа работы реле-регуляторы напряжения генератора в автомобиле делятся на несколько видов: встроенные, внешние, трехуровневые и другие. Теоретически такой прибор можно сделать и самостоятельно, самый простой в плане реализации и дешевый вариант - использовать шунтирующее устройство.

    [ Скрыть ]

    Назначение реле-регулятора

    Реле-регулятор напряжения генератора предназначен для стабилизации тока в установке. При функционировании двигателя вольтаж в электрической системе автомобиля должен быть на одном уровне. Но поскольку коленвал вращается с разной скоростью и обороты мотора неодинаковы, генераторный узел вырабатывает разное напряжение. Без регулировки этого параметра могут произойти сбои в функционировании электрооборудования и приборов машины.

    Взаимосвязь источников тока авто

    В любом автомобиле используется два источника питания:

    1. Аккумуляторная батарея — требуется для запуска силового агрегата и первичного возбуждения генераторной установки. АКБ расходует и накапливает энергию при подзарядке.
    2. Генератор. Предназначен для питания и нужен для того, чтобы генерировать энергию независимо от оборотов. Устройство позволяет восполнить заряд батареи при работе на повышенных оборотах.

    В любой электросети оба узла должны быть рабочими. Если генератор постоянного тока выходит из строя, аккумулятор проработает не более двух часов. Без АКБ не заведется силовой агрегат, который приводит в движение ротор генераторной установки.

    Канал «LR West» рассказал о неисправностях электросетей в автомобилях Лэнд Ровер, а также о взаимосвязи АКБ и генераторов.

    Задачи регулятора напряжения

    Задачи, которые выполняет электронное регулируемое устройство:

    • изменение значения тока в обмотке возбуждения;
    • возможность выдержать диапазон от 13,5 до 14,5 вольт в электросети, а также на клеммных выводах АКБ;
    • отключение питания обмотки возбуждения при выключенном силовом агрегате;
    • функция подзарядки аккумулятора.

    «Народный автоканал» подробно рассказал о назначении, а также о задачах, которые выполняет регуляторное устройство напряжения в авто.

    Разновидности реле-регуляторов

    Есть несколько видов автомобильных реле-регуляторов:

    • внешние — этот тип реле позволяет увеличить ремонтопригодность генераторного узла;
    • встроенные — устанавливаются в пластину выпрямительного устройства либо щеточный узел;
    • изменяющиеся по минусу — оснащаются дополнительным кабелем;
    • регулирующиеся по плюсу — характеризуются более экономичной схемой подключения;
    • для установки в агрегаты переменного тока — напряжение не может регулироваться при подаче на обмотку возбуждения, поскольку она установлена в генератор;
    • для устройств постоянного тока — реле-регуляторы имеют функцию отсечения аккумулятора при незапущенном двигателе;
    • двухуровневые реле — сегодня практически не используются, в них регулировка осуществляется пружинками и рычажком;
    • трехуровневые — оснащаются схемой сравнивающего модуля, а также сигнализатором согласования;
    • многоуровневые — оборудуются 3-5 добавочными резисторными элементами, а также системой контроля;
    • транзисторные образцы — на современных транспортных средствах не применяются;
    • релейные устройства — характеризуются более улучшенной обратной связью;
    • релейно-транзисторные — обладают универсальной схемой;
    • микропроцессорные реле — характеризуются небольшими размерами, а также возможностью плавного изменения нижнего либо верхнего порога срабатывания;
    • интегральные — устанавливаются в держатели щеток, поэтому при их износе меняются.

    Реле-регуляторы постоянного тока

    В таких агрегатах схема подключения выглядит более сложной. Если машина стоит и двигатель не запущен, генераторный узел должен быть отключен от аккумулятора.

    При выполнении испытания реле необходимо удостовериться в наличии трех опций:

    • отсечка батареи при стоянке транспортного средства;
    • ограничение максимального параметра тока на выходе агрегата;
    • возможность изменения параметра напряжения для обмотки.

    Реле-регуляторы переменного тока

    Такие устройства характеризуются более упрощенной схемой проверки. Автовладельцу необходимо произвести диагностику величины напряжения на обмотке возбуждения, а также на выходе агрегата.

    Если в автомобиле установлен генератор переменного тока, то запустить двигатель «с толкача» не получится, в отличие от агрегата постоянного тока.

    Встроенные и внешние реле-регуляторы

    Процедура изменения величины напряжения производится устройством в определенном месте монтажа. Соответственно, встроенные регуляторы осуществляют воздействие на генераторный узел. А внешний тип реле не связан с ним и может подключаться к катушке зажигания, тогда его работа будет направлена только на изменение напряжения на данном участке. Поэтому перед выполнением диагностики автовладелец должен убедиться, что деталь подключена правильно.

    Канал «Sovering TVi» подробно рассказал о предназначении, а также принципе действия данного типа устройств.

    Двухуровневые

    Принцип действия таких устройств заключается в следующем:

    1. Ток проходит через реле.
    2. В результате образования магнитного поля рычаг притягивается.
    3. В качестве сравнивающего элемента используется пружинка, обладающая конкретным усилием.
    4. Когда напряжение увеличивается, контактные элементы размыкаются.
    5. На обмотку возбуждения подается меньший ток.

    В автомобилях ВАЗ для регулирования ранее использовались механические двухуровневые устройства. Главный недостаток заключался в быстром износе конструктивных компонентов. Поэтому вместо механических на эти модели машин стали устанавливать электронные регуляторы.

    В основе таких деталей использовались:

    • делители напряжения, которые собирались из резисторных элементов;
    • в качестве задающей детали применялся стабилитрон.

    Из-за сложной схемы подключения и неэффективного контроля уровня напряжения такой тип устройств стал использоваться реже.

    Трехуровневые

    Данный тип регуляторов, как и многоуровневые, являются более усовершенствованными:

    1. Напряжение подается с генераторного устройства на специальную схему и проходит через делитель.
    2. Полученные данные обрабатываются, фактический уровень напряжения сравнивается с минимальным и максимальным значением.
    3. Импульс рассогласования изменяет параметр тока, который подается на обмотку возбуждения.

    Трехуровневые устройства с частотной модуляцией не имеют сопротивлений, но частота срабатывания электронного ключа в них выше. Для управления применяются специальные логические схемы.

    Управление по минусу и плюсу

    Схемы по отрицательному и положительному контактам отличаются только подсоединением:

    • при установке в разрыв плюса одна щетка соединяется с массой, а вторая идет на клемму реле;
    • если реле устанавливается в разрыв минуса, то один щеточный элемент должен быть подключен к плюсу, а второй — непосредственно на реле.

    Но во втором случае появится еще один кабель. Это связано с тем, что данные модули реле относятся к классу приспособлений активного типа. Для его функционирования потребуется отдельное питание, поэтому плюс подключается индивидуально.

    Фотогалерея «Виды реле-регулятора напряжения генератора»

    В данном разделе представлены фото некоторых видов устройства.

    Выносной тип устройств Встроенный регулятор Транзисторно-релейный тип Интегральное устройство Устройство для генератора постоянного тока Регулирующее устройство переменного тока Двухуровневый тип устройств Трехуровневый регулирующий прибор

    Принцип работы реле-регулятора

    Наличие встроенного резисторного устройства, а также специальных схем обеспечивает возможность регулятора сравнивать параметр напряжения, которое вырабатывает генератор. Если значение слишком высокое, то регулятор отключается. Это позволяет не допустить перезаряда АКБ и выхода из строя электрооборудования, которое питается от сети. Неполадки в работе устройства приведут к поломке аккумулятора.

    Переключатель зима и лето

    Генераторное устройство работает стабильно независимо от температуры окружающей среды и сезона. Когда его шкив приводится в движение, происходит выработка тока. Но в холодное время года внутренние конструктивные элементы батареи могут примерзать. Поэтому заряд АКБ восстанавливается хуже, чем в жару.

    Переключатель для изменения сезона работы располагается на корпусе реле. Некоторые модели оснащаются специальными разъемами, их надо найти и подсоединить провода в соответствии со схемой и обозначениями, нанесенными на них. Сам переключатель представляет собой устройство, благодаря которому уровень напряжения на выводах батареи можно увеличить до 15 вольт.

    Как снимать реле-регулятор?

    Снятие реле допускается только после отключения клемм от АКБ.

    Чтобы произвести демонтаж устройства своими руками, потребуется отвертка с крестовым или плоским наконечником. Все зависит от болта, который крепит регулятор. Генераторный узел, а также приводной ремень демонтировать не нужно. От регулятора отсоединяется кабель и выкручивается болт, который его крепит.

    Пользователь Виктор Николаевич подробно рассказал о демонтаже регуляторного механизма и его последующей замене на авто.

    Признаки неисправности

    «Симптомы», в результате которых потребуется проверить или произвести ремонт регуляторного устройства:

    • при активации зажигания на контрольном щитке появляется световой индикатор разряженного аккумулятора;
    • значок на приборной панели не пропадает после запуска двигателя;
    • яркость свечения оптики может быть слишком низкой и увеличиваться при повышении оборотов коленвала и нажатии на педаль газа;
    • силовой агрегат машины с трудом запускается с первого раза;
    • АКБ автомобиля часто разряжается;
    • при увеличении числа оборотов ДВС более двух тысяч в минуту лампочки на контрольном щитке отключаются автоматически;
    • динамические свойства транспортного средства снижаются, что особенно явно проявляется на повышенных оборотах коленвала;
    • возможно закипание аккумулятора.

    Возможные причины неисправностей и последствия

    Необходимость ремонта реле-регулятора напряжения генератора возникнет при таких проблемах:

    • межвитковое замыкание обмоточного устройства;
    • короткое замыкание в электроцепи;
    • поломка выпрямительного элемента в результате пробоя диодов;
    • ошибки, допущенные при подключении генераторного агрегата к выводам АКБ, переплюсовка;
    • попадание воды или другой жидкости внутрь корпуса регуляторного устройства, к примеру, в высокую влажность на улице или при мойке авто;
    • механические неисправности устройства;
    • естественный износ элементов конструкции, в частности, щеток;
    • низкое качество использующегося устройства.

    В результате неисправности последствия могут быть серьезными:

    1. Высокое напряжение в электросети автомобиля приведет к поломке электрооборудования. Из строя может выйти микропроцессорный блок управления машиной. Поэтому не допускается отключение клеммных зажимов АКБ при запущенном силовом агрегате.
    2. Перегрев обмоточного устройства в результате внутреннего замыкания. Ремонт будет дорогостоящим.
    3. Поломка щеточного механизма приведет к неисправности генераторного агрегата. Узел может заклинить, возможен обрыв приводного ремешка.

    Пользователь Сникерсон рассказал о диагностике регуляторного механизма, а также о причинах его выхода из строя на автомобилях.

    Диагностика реле-регулятора

    Проверять работу регуляторного устройства необходимо с помощью тестера — мультиметра. Его предварительно надо настроить в режим вольтметра.

    Встроенного

    Данный механизм обычно встроен в щеточный узел генераторного агрегата, поэтому потребуется уровневая диагностика устройства.

    Проверка выполняется так:

    1. Производится демонтаж защитной крышки. С помощью отвертки или гаечного ключа ослабляется щеточный узел, его необходимо вывести наружу.
    2. Проверяется износ щеточных элементов. Если их длина составляет менее 5 мм, то замена производится обязательно.
    3. Проверка генераторного устройства с использованием мультиметра выполняется вместе с АКБ.
    4. Отрицательный кабель от источника тока замыкается на соответствующую пластину регуляторного устройства.
    5. Положительный контакт от зарядного оборудования либо аккумулятора соединяется с таким же выходом на разъеме реле.
    6. Затем мультиметр выставляется в рабочий диапазон от 0 до 20 вольт. Щупы устройства соединяются со щетками.

    В рабочем диапазоне от 12,8 до 14,5 вольт между щеточными элементами должно быть напряжение. Если параметр увеличивается более чем на 14,5 В, то стрелка тестера должна упасть на ноль.

    При диагностике встроенного реле-регулятора напряжения генератора допускается применение контрольной лампочки. Источник освещения должен включаться при определенном интервале напряжения и гаснуть, если этот параметр увеличивается больше необходимого значения.

    Кабель, который управляет тахометром, надо прозвонить посредством тестера. На дизельных автомобилях этот проводник обозначается W. Уровень сопротивления провода должен составить примерно 10 Ом. Если этот параметр падает, это говорит о том, что проводник пробит и требует замены.

    Выносного

    Метод диагностики такого типа устройств осуществляется аналогично. Единственное отличие заключается в том, что реле-регулятор не требуется снимать и извлекать из корпуса генераторного агрегата. Произвести диагностику устройства можно при запущенном силовом агрегате, меняя обороты коленчатого вала с низких на средние и на высокие. При повышении их числа необходимо активировать оптику, в частности, дальнее освещение, а также магнитолу, печку и другие потребители.

    Канал «AvtotechLife» рассказал о самостоятельной диагностике регуляторного устройства, а также об особенностях выполнения этой задачи.

    Самостоятельное подключение реле-регулятора в бортовую сеть генератора (пошаговая инструкция)

    При установке нового регуляторного устройства надо учесть следующие моменты:

    1. Перед выполнением задачи обязательно производится диагностика целостности, а также надежности контактов. Речь идет о кабеле, идущем от кузова транспортного средства к корпусу генераторной установки.
    2. Затем выполняется подключение клеммного зажима Б регуляторного элемента к положительному контакту генераторного агрегата.
    3. При выполнении соединения скрутки проводов использовать не рекомендуется. Они греются и становятся непригодными через год эксплуатации. Следует применять пайку.
    4. Штатный проводник рекомендуется заменить проводом, сечение которого составляет не меньше 6 мм2. Особенно если вместо заводского генератора устанавливается новый, который рассчитан на работу в условиях тока выше 60 А.
    5. Наличие амперметра в цепи генератор-АКБ позволяет определить мощность источников питания в конкретное время.

    Схема подключения регулятора выносного

    Схема подключения выносного типа устройств

    Данное устройство устанавливается после того, как будет определен провод, в разрыв которого он подключится:

    1. В старых версиях Газелей и РАФ применяются механизмы 13.3702. Они выполнены в металлическом или полимерном корпусе и оснащаются двумя контактными элементами и щетками. Их рекомендуется подключать в отрицательный разрыв цепи, выходы обычно обозначены. Положительный контакт берется с катушки зажигания. А выход Ш реле подключается к свободному контакту на щетках.
    2. В автомобилях ВАЗ используются устройства 121.3702 в черном либо белом корпусе, есть также двойные модификации. В последних при поломке одной из деталей второй регулятор останется рабочим, но на него надо переключиться. Устройство устанавливается в разрыв положительной цепи клеммой 15 к контакту катушки Б-ВК. Со щетками соединяется проводник под номером 67.

    В более новых версиях ВАЗ реле устанавливаются в щеточный механизм и соединяются с выключателем зажигания. Если автовладельцем производится замена штатного агрегата на узел переменного тока, то подключение должно выполняться с учетом нюансов.

    Подробнее о них:

    1. Необходимость фиксации агрегата к корпусу транспортного средства определяется автовладельцем самостоятельно.
    2. Вместо плюсового выхода здесь используется контакт В либо В+. Он должен быть подключен к электросети авто через амперметр.
    3. Выносной тип устройств в таких авто обычно не применяется, а встроенные регуляторы уже интегрированы в щеточный механизм. От него идет один кабель, обозначающийся как D или D+. Он должен подключаться к выключателю зажигания.

    В автомобилях с дизельными двигателями генераторный узел может оснащаться выходом W — он подключается к тахометру. Этот контакт можно игнорировать, если агрегат ставится на бензиновую модификацию авто.

    Пользователь Николай Пуртов подробно рассказал об установке и подключении выносного типа устройств на автомобиль.

    Проверка подключения

    Мотор обязательно должен запускаться. А уровень напряжения в электросети авто будет контролироваться в зависимости от количества оборотов.

    Возможно, после монтажа и подключения нового генераторного устройства автовладелец столкнется с трудностями:

    • при активации силового агрегата генераторный узел запускается, замер величины напряжения производится на любых оборотах;
    • а после отключения зажигания мотор транспортного средства работает и не глушится.

    Решить проблему можно путем отключения кабеля возбуждения, только после этого двигатель остановится.

    Глушение мотора может произойти при отпускании сцепления с нажатием на педаль тормоза. Причина неисправности заключается в остаточной намагниченности, а также постоянном самовозбуждении обмотки агрегата.

    Чтобы не столкнуться с такой проблемой в дальнейшем, в разрыв возбуждающего кабеля можно добавить источник освещения:

    • лампочка будет гореть при отключенном генераторе;
    • когда происходит запуск агрегата, индикатор тухнет;
    • величина тока, которая проходит через источник освещения, будет недостаточной для возбуждения обмотки.

    Канал «Altevaa TV» рассказал о проверке подключения регуляторного устройства после подсоединения в 6-вольтовую сеть мотоцикла.

    Советы по увеличению срока службы реле-регулятора

    Чтобы не допустить быстрого выхода из строя регуляторного устройства, необходимо придерживаться нескольких правил:

    1. Нельзя допускать сильного загрязнения генераторной установки. Время от времени следует выполнять визуальную диагностику состояния устройства. При серьезных загрязнениях производится снятие агрегата и его очистка.
    2. Периодически следует проверять натяжение приводного ремешка. Если потребуется, производится его натяжка.
    3. Рекомендуется следить за состоянием обмоток генераторного агрегата. Нельзя допускать их потемнения.
    4. Надо проверять качество контакта на управляющем кабеле регуляторного механизма. Не допускается наличие окислений. При их появлении производится очистка проводника.
    5. Периодически следует диагностировать уровень напряжения в электросети авто с заведенным и заглушенным двигателем.

    Сколько стоит реле-регулятор?

    Стоимость устройства зависит от производителя и типа регулятора.

    Можно ли сделать регулятор своими руками?

    Пример рассмотрен на регуляторном механизме для скутера. Основной нюанс заключается в том, что для корректной работы потребуется разбор генераторного агрегата. Отдельным проводником необходимо вывести кабель массы. Сборка устройства осуществляется по схеме однофазного генератора.

    Алгоритм действий:

    1. Выполняется разбор генераторного агрегата, с мотора скутера снимается статорный элемент.
    2. Слева вокруг обмоток располагается масса, ее надо выпаять.
    3. Вместо нее производится пайка отдельного кабеля для обмотки. Затем данный контакт выводится наружу. Этот проводник будет одним концом обмотки.
    4. Выполняется обратная сборка генераторного устройства. Эти манипуляции осуществляются для того, чтобы с агрегата выходило два кабеля. Они будут использоваться.
    5. Затем к полученным контактам выполняется подсоединение шунтирующего устройства. На завершающем этапе к положительной клемме аккумулятора подключается желтый кабель от старого реле.

    Видео «Наглядное руководство по сборке самодельного регулятора»

    Пользователь Андрей Чернов наглядно показал, как самостоятельно сделать реле для генераторного агрегата автомобиля ВАЗ 2104.

    Электрическая сеть любого автомобиля питается за счет генератора, который приводится во вращение двигателем при помощи ременной передачи. Его обороты постоянно меняются, начиная от 900 и заканчивая несколькими тысячами, вызывая соответствующее вращение ротора. Для нормальной работы всех электроприборов и зарядки аккумулятора, в бортовой сети напряжение должно быть стабильным, что обеспечивает реле-регулятор. Являясь самым слабым звеном в системе электроснабжения, устройство в первую очередь нуждается в проверке при обнаружении неполадок зарядки АКБ и других поломках электросети автомобиля.

    Принцип работы

    Регулятор напряжения автогенератора предназначен для поддержания напряжения бортовой сети в необходимых пределах при любом режиме работы и различной частоте вращения генератора, изменении нагрузки и перепадах внешней температуры. Также он способен выполнять дополнительные функции – защищать генератор от перегрузок и аварийного режима работы, автоматически подключать к бортовой цепи обмотки возбуждения или систему сигнализации аварии генератора.

    Работа любого регулятора напряжения основана на одном и том же принципе, и определяется следующими факторами:

    1. Частотой оборотов ротора.
    2. Силой тока, которую генератор отдает в нагрузку.
    3. Показателем магнитного потока, которую создает ток обмотки возбуждения.

    Более высокие обороты ротора определяют повышение напряжения генератора. Рост силы тока на обмотке возбуждения делает сильнее магнитный поток, и одновременно напряжение. Любой регулятор напряжения стабилизирует его за счет изменения тока возбуждения. При росте или снижении напряжения, регулятор понижает или повышает ток возбуждения, регулируя напряжение в необходимых пределах.

    Сам реле-регулятор представляет собой электронную схему с выходами к графитным щеткам. Его устанавливают как в самом корпусе генератора рядом со щетками, так и вне его, и тогда щетки крепятся к щеткодержателю.

    Неисправности

    Чаще всего реле-регулятор выходит из строя по следующим причинам:

    1. При исправном АКБ отсутствует ток зарядки, из-за чего он не заряжается. Это происходит при плохом присоединении проводов к зажимам реле или при обрыве цепи от генератора к батарее. Устраняется закреплением провода в цепи, проверкой и регулировкой регулятора напряжения и реле-регулятора.
    2. Недостаточный ток зарядки при разряженной АКБ или большой при полностью заряженном аккумуляторе вызваны нарушением регулировки регулятора напряжения. Устраняется регулировкой устройства или его заменой.
    3. Горение и перегорание ламп с чрезмерным накалом происходит при нарушении регулировки реле-регулятора или замыкании контактов. Устраняется разъединением и зачисткой замкнувших контактов, регулировкой или заменой регулятора напряжения.
    4. Большой ток разряда после остановки мотора. Происходит при замыкании контактов реле-регулятора (спекании контактов, поломке пружины якоря) или коротком замыкании электропровода. Ремонтируется нахождением и устранением короткого замыкания при отключенном аккумуляторе, проверкой и регулировкой ограничителя тока, размыканием и зачисткой контактов, заменой пружины с регулировкой ее зазора и натяжения.

    Как проверить реле регулятор

    Поломка реле-регулятора проявляется в систематическом недозаряде или перезаряде аккумулятора. Простейшая проверка устройства проводится тестером в режиме вольтметра на постоянном токе в пределах от 0 до 20В. Щупы прибора при неработающем двигателе подсоединяются к клеммам АКБ и фиксируют показания вольтметра, которые от состояния батареи варьируются в пределах 12-12,8 В.

    После двигатель запускают и смотрят на показания прибора: напряжение должно повыситься до 13-13,8 В, в зависимости от оборотов коленвала. Дальнейшее повышение оборотов должно соответственно увеличивать напряжение. Так, на средней частоте вращения оно составляет 13,5-14 В, а при максимальных достигает 14-14,5 В. Отсутствие повышения напряжения после запуска мотора свидетельствует о неисправности реле-регулятора.

    Существует вероятность, зарядка аккумулятора отсутствует по другой причине, к примеру, из-за неисправности в самом генераторе. С целью установки диагноза, реле-регулятор снимается для более точной проверки при помощи тестера и 12-вольтовой лампы. Дополнительно понадобятся провода с клеммами, блок питания или зарядное устройство, в котором можно регулировать ток.

    После подключения реле к схеме и включении блока питания лампа загорится. Регулятором напряжения постепенно увеличивают ток и следят за показаниями вольтметра или шкалой подключенного тестера. При показаниях до 14,5 В лампа должна гореть, а после превышения гаснуть. Если после уменьшения ниже 14,5 она загорается снова, значит реле-регулятор исправен. При отклонениях работы в ту или иную сторону реле будет давать перезаряд или не выдавать необходимый ток для заряда, что является поводом для его замены.

    Подобным образом проверяются интегральные реле, которые в народе называют «шоколадки», применяемые на более старых моделях отечественных машин. Схема также подключается к блоку питания или зарядному устройству через лампочку, которая должна гаснуть при достижении необходимого предела напряжения. При этом нужно обратить внимание на состояние клемм, которые при загрязнении или окислении могут создать дополнительное сопротивление и при исправном реле вызывать потерю напряжения.

    Замена реле регулятора генератора

    Замена реле необходима в следующих случаях:

    1. Износ щеток, при котором контакт с реле-регулятором пропадает и генератор не работает.
    2. Пробой в схеме устройства, который вызывает в системе увеличение напряжения.
    3. Поломка креплений или корпуса, которое может привести к замыканию.

    Процесс замены устройства рассмотрен на примере генератора Лада-Калина. Замена реле-регулятора связан с демонтажем генератора, и осуществляется в следующем порядке:

    1. Снятие с генератора клеммы «минус».
    2. Демонтаж генератора.

    3. Отщелкивание на крышке генератора пластиковых фиксаторов и ее снятие.

    4. Отключение разъема диодного моста.

    5. Откручивание гайки и демонтаж втулки контактной группы.

    6. Выкручивание пары винтов, удерживающих реле-регулятор.

    7. Демонтаж самого реле.

    8. Сборку проводят в обратном порядке.

    Реле-регулятор напряжения генератора — это неотъемлемая часть системы электрооборудования любого автомобиля. С его помощью производится поддержка напряжения в определенном диапазоне значений. В данной статье вы узнаете о том, какие конструкции регуляторов существуют на данный момент, в том числе будут рассмотрены механизмы, давно не используемые.

    Основные процессы автоматического регулирования

    Совершенно неважно, какой тип генераторной установки используется в автомобиле. В любом случае он имеет в своей конструкции регулятор. Система автоматического регулирования напряжения позволяет поддерживать определенное значение параметра, независимо от того, с какой частотой вращается ротор генератора. На рисунке представлен реле-регулятор напряжения генератора, схема его и внешний вид.

    Анализируя физические основы, с использованием которых работает генераторная установка, можно прийти к выводу, что напряжение на выходе увеличивается, если скорость вращения ротора становится выше. Также можно сделать вывод о том, что регулирование напряжения осуществляется путем уменьшения силы тока, подаваемого на обмотку ротора, при повышении скорости вращения.

    Что такое генератор

    Любой автомобильный генератор состоит из нескольких частей:

    1. Ротор с обмоткой возбуждения, вокруг которой при работе создается электромагнитное поле.

    2. Статор с тремя обмотками, соединенными по схеме "звезда" (с них снимается переменное напряжение в интервале от 12 до 30 Вольт).

    3. Кроме того, в конструкции присутствует трехфазный выпрямитель, состоящий из шести полупроводниковых диодов. Стоит заметить, что реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 в системе впрыска) одинаков.

    Но работать генератор без устройства регулирования напряжения не сможет. Причина тому — изменение напряжения в очень большом диапазоне. Поэтому необходимо использовать систему автоматического регулирования. Она состоит из устройства сравнения, управления, исполнительного, задающего и специального датчика. Основной элемент — это орган регулирования. Он может быть как электрическим, так и механическим.

    Работа генератора

    Когда начинается вращение ротора, на выходе генератора появляется некоторое напряжение. А подается оно на обмотку возбуждения посредством органа регулировки. Стоит также отметить, что выход генераторной установки соединен напрямую с аккумуляторной батареей. Поэтому на обмотке возбуждения напряжение присутствует постоянно. Когда увеличивается скорость ротора, начинает изменяться напряжение на выходе генераторной установки. Подключается реле-регулятор напряжения генератора Valeo или любого другого производителя к выходу генератора.

    При этом датчик улавливает изменение, подает сигнал на сравнивающее устройство, которое анализирует его, сопоставляя с заданным параметром. Далее сигнал идет к устройству управления, от которого производится подача на Регулирующий орган способен уменьшить значение силы тока, который поступает к обмотке ротора. Вследствие этого на выходе генераторной установки производится уменьшение напряжения. Аналогичным образом производится повышение упомянутого параметра в случае снижения скорости ротора.

    Двухуровневые регуляторы

    Двухуровневая система автоматического регулирования состоит из генератора, выпрямительного элемента, аккумуляторной батареи. В основе лежит электрический магнит, его обмотка соединена с датчиком. Задающие устройства в таких типах механизмов очень простые. Это обычные пружины. В качестве сравнивающего устройства применяется небольшой рычаг. Он подвижен и производит коммутацию. Исполнительным устройством является контактная группа. Орган регулировки — это постоянное сопротивление. Такой реле-регулятор напряжения генератора, схема которого приведена в статье, очень часто используется в технике, хоть и является морально устаревшим.

    Работа двухуровневого регулятора

    При работе генератора на выходе появляется напряжение, которое поступает на обмотку электромагнитного реле. При этом возникает магнитное поле, с его помощью притягивается плечо рычага. На последний действует пружина, она используется как сравнивающее устройство. Если напряжение становится выше, чем положено, контакты электромагнитного реле размыкаются. При этом в цепь включается постоянное сопротивление. На обмотку возбуждения подается меньший ток. По подобному принципу работает реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 и других автомобилей отечественного и импортного производства. Если же на выходе уменьшается напряжение, то производится замыкание контактов, при этом изменяется сила тока в большую сторону.

    Электронный регулятор

    У двухуровневых механических регуляторов напряжения имеется большой недостаток — чрезмерный износ элементов. По этой причине вместо электромагнитного реле стали использовать полупроводниковые элементы, работающие в ключевом режиме. Принцип работы аналогичен, только механические элементы заменены электронными. Чувствительный элемент выполнен на который состоит из постоянных резисторов. В качестве задающего устройства используется стабилитрон.

    Современный реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 21099 является более совершенным устройством, надежным и долговечным. На транзисторах функционирует исполнительная часть устройства управления. По мере того как изменяется напряжение на выходе генератора, электронный ключ замыкает или размыкает цепь, при необходимости подключают добавочное сопротивление. Стоит отметить, что двухуровневые регуляторы являются несовершенными устройствами. Вместо них лучше использовать более современные разработки.

    Трехуровневая система регулирования

    Качество регулирования у таких конструкций намного выше, нежели у рассмотренных ранее. Ранее использовались механические конструкции, но сегодня чаще встречаются бесконтактные устройства. Все элементы, используемые в данной системе, такие же, как и у рассмотренных выше. Но отличается немного принцип работы. Сначала подается напряжение посредством делителя на специальную схему, в которой происходит обработка информации. Установить такой реле-регулятор напряжения генератора ("Форд Сиерра" также может оснащаться подобным оборудованием) допустимо на любой автомобиль, если знать устройство и схему подключения.

    Здесь происходит сравнение действительного значения с минимальным и максимальным. Если напряжение отклоняется от того значения, которое задано, то появляется определенный сигнал. Называется он сигналом рассогласования. С его помощью производится регулирование силы тока, поступающего на обмотку возбуждения. Отличие от двухуровневой системы в том, что имеется несколько добавочных сопротивлений.

    Современные системы регулирования напряжения

    Если реле-регулятор напряжения генератора китайского скутера двухуровневый, то на дорогих автомобилях используются более совершенные устройства. Многоуровневые системы управления могут содержать 3, 4, 5 и более добавочных сопротивлений. Существуют также следящие системы автоматического регулирования. В некоторых конструкциях можно отказаться от использования добавочных сопротивлений.

    Вместо них увеличивается частота срабатывания электронного ключа. Использовать схемы с электромагнитным реле попросту невозможно в следящих системах управления. Одна из последних разработок — это многоуровневая система управления, которая использует частотную модуляцию. В таких конструкциях необходимы добавочные сопротивления, которые служат для управления логическими элементами.

    Как снимать реле-регулятор

    Снять реле-регулятор напряжения генератора ("Ланос" или отечественная "девятка" у вас - не суть важно) довольно просто. Стоит заметить, что при замене регулятора напряжения потребуется всего один инструмент — плоская или крестовая отвертка. Снимать генератор или ремень и его привод не нужно. Большинство устройств находится на задней крышке генератора, причем объединены в единый узел с щеточным механизмом. Наиболее частые поломки происходят в нескольких случаях.

    Во-первых, при полном стирании графитовых щёток. Во-вторых, при пробое полупроводникового элемента. О том, как провести проверку регулятора, будет рассказано ниже. При снятии вам потребуется отключить аккумуляторную батарею. Отсоедините провод, который соединяет регулятор напряжения с выходом генератора. Выкрутив оба крепежных болта, можно вытянуть корпус устройства. А вот реле-регулятор напряжения имеет устаревшую конструкцию - он монтируется в подкапотном пространстве, отдельно от щеточного узла.

    Проверка устройства

    Проверяется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2106, "копеек", иномарок одинаково. Как только произведете снятие, посмотрите на щетки - у них должна быть длина более 5 миллиметров. В том случае, если этот параметр отличается, нужно проводить замену устройства. Чтобы осуществить диагностику, потребуется источник постоянного напряжения. Желательно, чтобы можно было изменить выходную характеристику. В качестве источника питания можно использовать аккумулятор и пару пальчиковых батареек. Еще вам необходима лампа, она должна работать от 12 Вольт. Вместо нее можно использовать вольтметр. Подключаете плюс от питания к разъему регулятора напряжения.

    Соответственно, минусовой контакт соединяете с общей пластиной устройства. Лампочку или вольтметр соединяете со щетками. В таком состоянии между щетками должно присутствовать напряжение, если на вход подается 12-13 Вольт. Но если вы будете подавать на вход больше, чем 15 Вольт, между щетками напряжения не должно быть. Это признак исправности устройства. И совершенно не имеет значения, диагностируется реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 или другого автомобиля. Если же контрольная лампа горит при любом значении напряжения или вовсе не загорается, значит, присутствует неисправность узла.

    Выводы

    В системе электрооборудования автомобиля реле-регулятор напряжения генератора "Бош" (как, впрочем, и любой иной фирмы) играет очень большую роль. Как можно чаще следите за его состоянием, проверяйте на наличие повреждений и дефектов. Случаи выхода из строя такого устройства нередки. При этом в лучшем случае разрядится аккумуляторная батарея. А в худшем может повыситься напряжение питания в бортовой сети. Это приведет к выходу из строя большей части потребителей электроэнергии. Кроме того, может выйти из строя и сам генератор. А его ремонт обойдется в кругленькую сумму, а если учесть, что АКБ очень быстро выйдет из строя, расходы и вовсе космические. Стоит также отметить, что реле-регулятор напряжения генератора Bosch является одним из лидеров по продажам. У него высокая надежность и долговечность, а характеристики максимально стабильны.

    Электромеханический, в котором с помощью вибрирующих контактов изменяется ток в обмотке возбуждения генератора переменного тока. Работа вибрирующий контактов обеспечивается таким образом, чтобы с ростом напряжения бортовой сети уменьшался ток в обмотке возбуждения. Однако вибрационные регуляторы напряжения поддерживают напряжение с точностью 5-10%, из-за этого существенно снижается долговечность аккумулятора и освети тельных ламп автомобиля.
    Электронные регуляторы напряжения бортовой сети типа Я112 , которые в народе называют «шоколадка». Недостатки этого регулятора известны всем — низкая надежность, обусловленная низким коммутационным током 5А и местом установки прямо на генераторе, что ведет к перегреву регулятора и выходу его из строя. Точность поддержания напряжения остается, несмотря на электронную схему, очень низкой и составляет 5% от номинального напряжения.

    Вот поэтому я решил сделать устройство, которое свободно от вышеизложенных недостатков. Регулятор прост в настройке, точность поддержания напряжения составляет 1% от номинального напряжения. Схема, приведенная на рис.1 прошла испытания на многих автомобилях, в том числе и грузовых в течение 2-х лет и показала очень хорошие результаты.


    Рис.1.

    Принцип работы

    При включении замка зажигания напряжение +12В подается на схему электронного регулятора. Если напряжение, поступающее на стабилитрон VD1 с делителя напряжения R1R2 недостаточно для его пробоя, то транзисторы VT1, VT2 находятся в закрытом состоянии, а VT3 — в открытом. Через обмотку возбуждения протекает максимальный ток, выходное напряжение генератора начинает расти и при достижении 13,5 — 14,2В возникает пробой стабилитрона.

    Благодаря этому открываются транзисторы VT1, VT2, соответственно транзистор VT3 закрывается, ток обмотки возбуждения уменьшается и снижается выходное напряжение генератора. Снижения выходного напряжения примерно на 0,05 — 0,12В достаточно, чтобы стабилитрон перешел в запертое состояние, после чего транзисторы VT1, VT2 закрываются, а транзистор VT3 открывается и через обмотку возбуждения снова начинает протекать ток. Этот процесс непрерывно повторяется с частотой 200 — 300 Гц, которая определяется инерционностью магнитного потока.

    Конструкция

    При изготовлении электронного регулятора, следует обратить особое внимание на отвод тепла от транзистора VT3. На этом транзисторе, работающем в ключевом режиме, 1ем не менее выделяется значительная мощность, поэтому его следует монтировать на радиаторе. Остальные детали можно разместить на печатной плате, прикрепленной к радиатору.

    Таким образом, получается очень компактная конструкция. Резистор R6 должен быть мощностью не менее 2Вт. Диод VD2 должен иметь прямой ток около 2А и обратное напряжение не менее 400В, лучше всего подходит КД202Ж, но возможны и другие варианты. Транзисторы желательно применить те, которые указаны на принципиальной схеме, особенно VT3. Транзистор VT2 можно заменить на КТ814 с любыми буквенными индексами. Стабилитрон VD1 желательно установить серии КС с напряжением стабилизации 5,6-9В, (типа КС156А, КС358А, КС172А), при этом увеличится точность поддержания напряжения.

    Настройка

    Правильно собранный регулятор напряжения не нуждается в особой настройке и обеспечивает стабильность напряжения бортовой сети примерно 0,1 — 0,12В, при изменении числа оборотов двигателя от 800 до 5500 об/мин. Проще всего настройку производить на стенде, состоящем из регулируемого блока питания 0 — 17В и лампочки накаливания 12В 5-10Вт. Плюсовой выход блока питания подключают к клемме “+” регулятора, минусовой выход блока питания подключают к клемме «Общ”, а лампочку накаливания подключают к клемме «Ш» и клемме «Общ” регулятора.

    Настройка сводится к подбору резистора R2, который изменяют в пределах 1-5 кОм, и добиваются порога срабатывания на уровне 14,2В. Это и есть поддерживаемое напряжение бортовой сети. Увеличивать его выше 14,5В нельзя, поскольку при этом резко сократится ресурс аккумуляторов.

    Статьи по теме: