Виды исполнителей алгоритмов. Презентация на тему "алгоритм и его исполнение"

Тема урока: «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»

Цель урока :

    c формировать понятие алгоритм и исполнитель алгоритма;

    формировать умение составлять простейшие алгоритмы.

    развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, интереса к предмету умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели:

    воспитание информационной культуры учащихся.

План урока.

    Орг. Момент.

    Проверка домашнего задания.

    Изучение нового материала.

    Алгоритм.

    Исполнитель алгоритмов.

    Физкультминутка

    Закрепление изученного материала. Практическая работа.

    Подведение итогов, домашнее задание.

Ход урока:

    Орг. Момент.

Учитель: Здравствуйте! У нас сегодня с вами не совсем обычный урок. У нас в гостях учителя информатики из других школ. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока. А тема нашего урока зашифрована в ребусе.

(ученики разгадывают ребус, - тему урока “Алгоритм”).

Цель нашего урока – узнать что такое алгоритм и исполнитель алгоритма; познакомиться с системой команд исполнителя и с историей возникновения термина «алгоритм»; научиться составлять простейшие алгоритмы.

Но сначала мы проверим домашнее заданием и посмотрим удалось ли вам выяснить откуда произошло слово алгоритм.

Каждый человек в повседневной жизни решает множество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, и даже не считаем задачами например “Купить хлеба”, “Собраться в школу”, «Приготовить чай» и тд.

Другие же, напротив, трудны и требуют длительных размышлений и усилий. Как же мы решаем эти задачи?

Давайте рассмотрим пример: Нам нужно посадить дерево,

Что мы должны для этого сделать?

Расположите в правильном порядке действия

Дети дают словесное описание:

1. Возьми лопату и саженец

2. Выкопай ямку

3. Посади саженец в ямку

4. Засыпь ямку

5. Возьми лейку и полей саженец

6. Поставь лопату и лейку на место

Учитель: Решение этой задачи мы представили в виде последовательности действий, т.е. получили план действий. Давайте поменяем действия местами, получим ли мы нужный результат.

Ученики : нет

Вопросы:

1) Конечное или бесконечное число действий вам пришлось совершить, чтобы прийти к результату?

2) Можно ли поменять действия местами?

3) Может ли быть решена задача без четкого описания?

4) Как одним словом можно назвать последовательный порядок действий?

5) Что такое алгоритм?

Учитель: Запишите определение алгоритма:

Перед составлением алгоритма должны быть четко определены начальные условия (исходные данные) и то, что предстоит получить (конечный результат ).

Учитель: Рассмотрим рецепт приготовление бутерброда будет он вялятся алгоритмом

Учитель : Некий злоумышленник за алгоритм получения кипятка выдал такую последовательность действий. Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

Это задание выполните в своих тетрадях.

Для проверки правильности выполнения задания поменяйтесь конспектами с соседом по парте.

Кто из вас не допустил ошибок при определении верной последовательности действий?

Учитель: А как вы думаете: Кто может разрабатывать алгоритмы?

Ученики Человек.

Разработка алгоритма - трудоемкая задача, требующая от человека глубоких знаний и больших затрат времени.

Учитель : Если есть алгоритм, т.е. конечная последовательность шагов, то должен быть и исполнитель этого алгоритма. Кто может быть исполнителем?

(ответ детей)

Учитель: Правильно, человек, техническое устройство, роботы, станки, спутники, игрушки.

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Учитель: Собака может она быть исполнителем?

Назовите команды, которые она может выполнять

(сидеть, лежать, фас, апорт)

Каждый исполнитель способен выполнить определённый набор команд, которые образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Система команд исполнителя - команды, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Назовите исполнителей алгоритмов:

Приготовление торта - ___________________ кондитер;

Пошив одежды - _________ портной;

Ремонт обуви - ___________________ сапожник;

Пломбирование зуба - дантист (стоматолог);

Уборка мусора во дворе дворник

обучение детей в школе учитель

вождение автомобиля шофер;
ответ у доски ученик.

Учитель: как вы думаете, есть ли разница при выполнении алгоритма между человеком и техническим устройством? Если есть, то в чём состоит эта разница?

(При выполнении алгоритма человек задумывается над выполняемыми действиями, в зависимости от ситуации может изменить последовательность, а машина выполнит понятные ей команды в той последовательности в которой они записаны).

Учитель: Формально исполнять алгоритм – это значит не вникать в смысл выполняемых команд.

Компьютер – формальный исполнитель алгоритма.

Обстановка в которой действует исполнитель, называется средой исполнителя.

Физкультминутка

гимнастика для глаз.

глаза вверх-вниз (7 раз)
глаза вправо-влево (7 раз)
круговое вращение глаз по часовой стрелке (5 раз)
быстро поморгать,

закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

А теперь ребята встали.

Быстро руки вверх подняли.

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо-влево.

Тихо сели, вновь за дело.

5. Закрепление изученного материала.

А теперь попробуем сами составлять алгоритмы

Покупка хлеба

    Взять у мамы деньги.

    Пойти в магазин.

    Выбрать нужные хлебобулочные изделия.

    Оплатить стоимость покупки.

    Принести хлеб домой.

Практическая работа:

Алгоритм рисования ракеты

    Взять инструмент «линия»

    Выделить рисунок

    Скопировать

    Вставить

    Отразить слева направо

    Соединить две части ракеты

Дополнить рисунок

(Класс делится на две группы): 1 группа работает за компьютерами Приложение 2

2 группа выполняет задание в тетради, затем меняются местами). Возьмите карточку, выполните в тетради предложенный алгоритм и ответьте на вопрос. Приложение 1

Подведение итогов урока

Ответьте на вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Продолжите фразы:

    Алгоритм – это…

    Разрабатывать алгоритм может только…

    Исполняют алгоритмы…
    Что легче делать: составлять или выполнять алгоритмы? Почему?

Для алгоритма важно:

    конечная последовательность шагов;

порядок выполнения шагов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составить алгоритм «Собираюсь в школу»

Вспомните, где в сказках встречаются алгоритмы?

Приведите примеры алгоритмов встречающихся в сказках.

Приложение 1

Возьмите карточку, выполните в тетради предложенный алгоритм и ответьте на вопрос.

Что у вас получилось?
Кто съел торт?
Что бывает в море?
Кто брат Сережи?

    Напиши слово МОРЕ.

    Поменяй местами первую и последнюю буквы в слове.

    Убери 2 первых буквы.

    Припиши слева букву О.

    Припиши слева букву Т.

    Припиши слева букву Ш.

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

    Напиши слово ТОРТ.

    Убери третью букву.

    Замени последнюю букву на К.

    Прочитай слово справа налево.

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

    Запиши имя СЕРЁЖА.

    Замени первую букву на букву Л.

    Убери третью букву.

    Убери вторую букву.

    Убери третью букву.

    Вставь третьей буквой букву Ш.

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

Составь АЛГОРИТМ «Переправа»

Приложение 2

Практическая работа: По заданному алгоритму выполнить работу в графическом редакторе.

Алгоритм рисования ракеты

    Взять инструмент «линия»

    Нарисовать контур левой стороны ракеты

    Выделить рисунок

    Скопировать

    Вставить

    Отразить слева направо

    Соединить две части ракеты

    С помощью инструмента «заливка» раскрасить ракету

Дополнить рисунок

АЛГОРИТМ «Переправа»

Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.

    Переправить козу.

    Возвратиться самому.

    Переправить волка.

    Возвратиться вместе с козой.

    Переправить капусту.

    Возвратиться самому.

    Переправить козу.

Исполнитель алгоритма

Понятие алгоритма

Алгоритмические языки

Алгоритмы. Алгоритмизация.

Понятие алгоритма такое же основополагающее для информатики, как и понятие информации. Именно в связи с этим важно в нем разобраться.

Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в 783-850 гᴦ. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.

Человек ежедневно встречается с крайне важно стью следовать тем или иным правилам, выполнять различные инструкции и указания. К примеру, переходя через дорогу на перекрестке без светофора нужно сначала посмотретьналево. В случае если машин нет, то перейти полдороги, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, затем перейти полдороги. После этого посмотреть направо и, в случае если машин нет, то перейти дорогу до конца, а если машины есть, ждать, пока они пройдут, а затем перейти дорогу до конца.

В математике для решения типовых задач мы используем определœенные правила, описывающие последовательности действий. К примеру, правила сложения дробных чисел, решения квадратных уравнений и т. д. Обычно любые инструкции и правила представляют из себяпоследовательность действий, которые крайне важно выполнить в определœенном порядке. Для решения задачи нужно знать, что дано, что следует получить и какие действия и в каком порядке следует для этого выполнить. Предписание, определяющее порядок выполнения действий над данными с целью получения искомых результатов, и есть алгоритм.

Алгоpитм - заранее заданное понятное и точное пpедписание возможному исполнителю совеpшить определœенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов.

Это - не определœение в математическом смысле слова, а, скорее, описание интуитивного понятия алгоритма, раскрывающее его сущность.

Понятие алгоритма является не только одним из главных понятий математики, но одним из главных понятий современной науки. Более того, с наступлением эры информатики алгоритмы становятся одним из важнейших факторов цивилизации.

Исполнитель алгоритма - это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Исполнителя хаpактеpизуют:

  • сpеда;
  • элементаpные действия;
  • cистема команд;
  • отказы.

Сpеда (или обстановка) - это "место обитания" исполнителя. Напpимеp, для исполнителя Pобота из школьного учебника сpеда - это бесконечное клеточное поле. Стены и закpашенные клетки тоже часть сpеды. А их pасположение и положение самого Pобота задают конкpетное состояние среды .

Система команд . Каждый исполнитель может выполнять команды только из некотоpого стpого заданного списка - системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть заданы условия пpименимости (в каких состояниях сpеды должна быть выполнена команда) и описаныpезультаты выполнения команды . Напpимеp, команда Pобота "ввеpх" должна быть выполнена, в случае если выше Pобота нет стены. Ее pезультат - смещение Pобота на одну клетку ввеpх.

После вызова команды исполнитель совеpшает соответствующее элементаpное действие .

Отказы исполнителя возникают, в случае если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.

В информатике универсальным исполнителœем алгоритмов является компьютер.

Исполнитель алгоритма - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Исполнитель алгоритма" 2017, 2018.

2.1.1. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА
2.1.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА
2.1.3. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА
2.1.4. ВОЗМОЖНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. Что называется алгоритмом?
Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

3. Подберите синонимы к слову «предписание».
Команда, указание, назначение, распоряжение, правило.

4. Приведите примеры алгоритмов, изучаемых вами в школе.

5. Кто может быть исполнителем алгоритма?

6. Приведите пример формального исполнителя. Приведите пример, когда человек выступает в роли формального исполнителя.

7. От чего зависит круг решаемых задач исполнителя «компьютер»?
Круг решаемых задач исполнителя «Компьютер» зависит от установленных него программ и целей, для которых его использует человек.

8. Рассмотрите в качестве исполнителя текстовый процессор, имеющийся на вашем компьютере. Охарактеризуйте круг решаемых этим исполнителем задач и его среду.
Текстовых процессор, имеющийся на компьютере решает задачи по выводу уже набранного или набираемого текста на монитор, позволяет выполнить редактирование этого текста, изменить цвет, размер, вид шрифта, а так же сохранить этот документ в файл.

9. Что такое команда, система команд исполнителя?

10. Какие команды должны быть у робота, выполняющего функции: а) кассира в магазине; б) дворника; в) охранника?

11. Перечислит основные свойства алгоритма.

12. К чему может привести отсутствие какого-либо свойства у алгоритма? Приведите примеры.

13. В чем важность возможности формального исполнения алгоритма?

14. Последовательность чисел строится по следующему алгоритму: первые два числа последовательности принимаются равными 1; каждое следующее число последовательности принимается равным сумме двух предыдущих чисел. Запишите 10 первых членов этой последовательности. Выясните, как называется эта последовательност ь.
Последовательность Фибоначчи.
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55.

15. Некоторый алгоритм получает из одной цепочки символов новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Если в исходной цепочке на последнем месте стоит буква «Я», то в качестве следующей буквы записывается буква «А». Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была «ДОМ», то результатом работы алгоритма будет цепочка «ДОММОДН». Дана цепочка символов «КОМ». Сколько букв «О» будет в цепочке символов, которая получается, если применить алгоритм к данной цепочке, а затем еще раз применить алгоритм к результату его работы?
1) КОММОКН.
2) КОММОКННКОММОКО.
Ответ : 5 штук.

16. Найдите в сети Интернет анимацию шагов алгоритма Эратосфена. С помощью алгоритма Эратосфена найдите все простые числа, не превышающие 50.

17. Что будет результатом исполнения Черепашкой (см. пример 5) алгоритма?
Повтори 8 {Направо 45 Вперед 45}
Правильный восьмиугольник.

18. Запишите алгоритм для исполнителя Вычислитель (см. пример 6), содержащий не более 5 команд:
А) получения из числа 3 числа 16;
Б) получения из числа 1 числа 25.

19. Система команд исполнителя Конструктор состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 – приписать 2
2 – разделить на 2

20. В какой клетке должен находиться исполнитель Робот (пример 7), чтобы после выполнения алгоритма 3241 в нее же и вернуться?
Робот должен находиться в клетке В.

Понятие исполнителя невозможно определить с помощью какой-либо формализации. Исполнителем может быть человек, группа людей, робот, станок, компьютер, язык программирования и т.д. Важнейшим свойством, характеризующим любого из этих исполнителей, является то, что исполнитель умеет выполнять некоторые команды. Так, исполнитель-человек умеет выполнять такие команды как «встать», «сесть», «включить компьютер» и т.д., а исполнитель-язык программирования Бейсик - команды PRINT, END, LIST и другие аналогичные. Вся совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя (СКИ).

В качестве примера (рис. 1.11) рассмотрим исполнителя-робота, работа которого состоит в собственном перемещении по рабочему полю (квадрату произвольного размера, разделенному на клетки) и перемещении объектов, в начальный момент времени находящихся на «складе» (правая верхняя клетка).

Рис. 1.11

Одно из принципиальных обстоятельств состоит в том, что исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, но получает необходимый результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т. е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.

Это - важная особенность алгоритмов. Наличие алгоритма формализует процесс решения задачи, исключает рассуждение исполнителя. Использование алгоритма дает возможность решать задачу формально, механически исполняя команды алгоритма в указанной последовательности. Целесообразность предусматриваемых алгоритмом действий обеспечивается точным анализом со стороны того, кто составляет этот алгоритм.

Введение в рассмотрение понятия «исполнитель» позволяет определить алгоритм как понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели. В случае исполнителя-робота мы имеем пример алгоритма «в обстановке», характеризующегося отсутствием каких-либо величин. Наиболее же распространенными и привычными являются алгоритмы работы с величинами - числовыми, символьными, логическими и т.д.

Графическое представление алгоритмов

Алгоритм, составленный для некоторого исполнителя, можно представить различными способами: с помощью графического или словесного описания, в виде таблицы, последовательностью формул, записанным на алгоритмическом языке (языке программирования). Остановимся на графическом описании алгоритма, называемом блок-схемой. Этот способ имеет ряд преимуществ благодаря наглядности, обеспечивающей, в частности, высокую «читаемость» алгоритма и явное отображение управления в нем.

Прежде всего определим понятие блок-схемы. Блок-схема - это ориентированный граф, указывающий порядок исполнения команд алгоритма; вершины такого графа могут быть одного из трех типов (рис. 1.12).


Рис. 1.12

На рис. 1.12 изображены «функциональная» (a) вершина (имеющая один вход и один выход); «предикатная» (б) вершина, имеющая один вход и два выхода (в этом случае функция Р передает управление по одной из ветвей в зависимости от значения Р (Т, т.е. true, означает «истина», F, т.е. false - «ложь»); «объединяющая» (в) вершина (вершина «слияния»), обеспечивающая передачу управления от одного из двух входов к выходу. Иногда вместо Т пишут «да» (либо знак +), вместо F- «нет» (либо знак -).

Из данных элементарных блок-схем можно построить четыре блок-схемы (рис. 1.13), имеющих особое значение для практики алгоритмизации.


Рис. 1.13

На рис. 1.13 изображены следующие блок-схемы: а - композиция, или следование; б - альтернатива, или развилка, в и г - блок-схемы, каждую из которых называют итерацией, или циклом (с предусловием (в), с постусловием (г)). S1 и S2 представляют собой в общем случае некоторые серии команд для соответствующего исполнителя, В - это условие, в зависимости от истинности (Т) или ложности (F) которого управление передаётся по одной из двух ветвей. Можно доказать, что для составления любого алгоритма достаточно представленных выше четырех блок-схем, если пользоваться их последовательностями и/или суперпозициями.

Блок-схема «альтернатива» может иметь и сокращенную форму, в которой отсутствует ветвь S2 (рис. 1.14, а). Развитием блок-схемы типа альтернатива является блок-схема «выбор» (рис. 1.14, б).


Рис. 1.14.

На практике при составлении блок-схем оказывается удобным использовать и другие графические знаки (некоторые из них приведены на рис. 1.15).

Рис. 1.15. Некоторые дополнительные конструкции для изображения блок-схем алгоритмов


Свойства алгоритмов

Алгоритм должен быть составлен таким образом, чтобы исполнитель, в расчете на которого он создан, мог однозначно и точно следовать командам алгоритма и эффективно получать определенный результат. Это накладывает на записи алгоритмов ряд обязательных требований, суть которых вытекает, вообще говоря, из приведенного выше неформального толкования понятия алгоритма. Сформулируем эти требования в виде перечня свойств, которым должны удовлетворять алгоритмы, адресуемые заданному исполнителю.

  • 1. Одно из первых требований, которое предъявляется к алгоритму, состоит в том, что описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Возникающая в результате такого разбиения запись представляет собой упорядоченную совокупность четко разделенных друг от друга предписаний (директив, команд, операторов), образующих прерывную (или, как говорят, дискретную) структуру алгоритма. Только выполнив требования одного предписания, можно приступить к выполнению следующего. Дискретная структура алгоритмической записи может. Например, подчеркиваться сквозной нумерацией отдельных команд алгоритма, хотя это требование не является обязательным. Рассмотренное свойство алгоритмов называют дискретностью.
  • 2. Используемые на практике алгоритмы составляются с ориентацией на определенного исполнителя. Чтобы составить для него алгоритм, нужно знать, какие команды этот исполнитель может понять и исполнить, а какие - не может. Мы знаем, что у каждого исполнителя имеется своя система команд. Очевидно, составляя запись алгоритма для определенного исполнителя, можно использовать лишь те команды, которые имеются в его СКИ. Это свойство алгоритмов будем называть понятностью.
  • 3. Будучи понятным, алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно, т.е. одна и та же команда, будучи понятна разным исполнителям, после исполнения каждым из них должна давать одинаковый результат.

Запись алгоритма должна быть настолько четкой, полной и продуманной в деталях, чтобы у исполнителя не могло возникнуть потребности в принятии решений, не предусмотренных составителем алгоритма. Говоря иначе, алгоритм не должен оставлять места для произвола исполнителя. Кроме того, в алгоритмах недопустимы также ситуации, когда после выполнения очередной команды алгоритма исполнителю неясно, какая из команд алгоритма должна выполняться на следующем шаге.

Отмеченное свойства алгоритмов называют определенностью или детерминированностью.

  • 4. Обязательное требование к алгоритмам - результативность. Смысл этого требования состоит в том, что при точном исполнении всех предписаний алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен получиться определенный результат. Вывод о том, что решения не существует - тоже результат.
  • 5. Наиболее распространены алгоритмы, обеспечивающие решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа. Это свойство алгоритма называют массовостью. В простейшем случае массовость обеспечивает возможность использования различных исходных данных.

Понятие алгоритма - одно из основных понятий информатики. Это фундаментальное «первоначальное» понятие, которому нельзя дать строгого определения. Существуют описательные определения алгоритма, которые уточняют это понятие.

Например:

Алгоритм – последовательность действий со строго определёнными правилами выполнения.

Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели или решение поставленной задачи.

В быту и профессиональной деятельности каждый человек сталкивается с алгоритмом как с последовательностью действий, приводящих к достижению цели: существует достаточно строго определенный порядок приготовления какого-либо блюда, правила работы на токарном станке, инструкции по заправке нити в швейную машинку, порядку выполнения медицинских процедур (например, инъекций) и т. д.

В начальных классах школы дети изучают порядок выполнения арифметических действий над многозначными числами. Этот порядок был предложен выдающимся математиком средневекового Востока Мухаммедом аль-Хорезми (9 век) и по латинскому написанию его имени (Alhorithmi ) был назван алгоритмом. В дальнейшем это понятие в значительной мере расширилось.

Алгоритм составляется для определенного класса задач . Согласно установленным правилам он характеризуется исходными данными. Например, ”сложить 2 числа” – это класс задач, а не одна задача, так как числа могут быть разные. В свою очередь “сложить числа” более широкий класс задач. Весь смысл алгоритмизации и программирования и состоит в том, чтобы составленный алгоритм служил для решения целого класса задач (любую из предложенного класса).

Понятие алгоритма неразрывно связано с понятием исполнителя.

Исполнитель – это субъект (живой или искусственный), умеющий выполнять некоторый определенный набор действий.

Приказ на выполнение одного действия из набора носит название предписания или команды .

Набор команд, которые может выполнить данный исполнитель, называется системой команд исполнителя (СКИ), или наборомдопустимых действий исполнителя.

Слова «понятное предписание» означают, что команда может быть выполнена.

Итак, задача составления алгоритма не имеет смысла, если не известны и не учитываются возможности его исполнителя.

Например, прочесть алгоритм решения системы линейных уравнений графическим методом сможет даже первоклассник, а выполнить его не сможет. С другой стороны малыш четырёх-пяти лет не сможет прочесть правила поведения за столом во время еды, но выполнять их сможет, если ему о них рассказать и показать.

Как уже говорилось, исполнителем может быть не человек, а автомат, а ПК является лишь частным примером исполнителя, чьё поведение реализуется на основе алгоритма.

Исполнитель может быть формальным , т.е. не задумывается, не знает целей.

Если исполнитель может выполнить каждую команду алгоритма в отдельности, последовательно, и при этом действия исполнителя на каждом шаге однозначно определены, то исполнитель может не задумываться о цели алгоритма и даже не знать о ней, но независимо от этого достичь данной цели, только лишь строго выполняя предписания алгоритма. В этом случае исполнитель действует формально , т.е. отвлекается от цели и лишь строго выполняет инструкции. Формальное исполнение алгоритмов лежит в основе управления автоматическими устройствами.

Однако и человек может быть формальным исполнителем. Если он не знает цели выполняемой работы, ему придется строго следовать инструкциям.

Компьютер является формальным исполнителем алгоритмов . Чтобы он мог решать задачу в строгом соответствии с инструкциями, он должен получить алгоритм решения. Таким образом, алгоритм является управляющей информацией .

Статьи по теме: