Построение локальной сети с нуля для чайников. Монтаж компьютерной сети: пособие для чайников

Протокол TCP/IP или как работает Интернет для чайников:
В основе работы глобальной сети Интернет лежит набор (стек) протоколов TCP/IP - это простой набор хорошо известных правил обмена информацией.
Вам приходилось наблюдать панику и полную беспомощность бухгалтера при смене версии офисного софта - при малейшем изменении последовательности кликов мышки, требуемых для выполнения привычных действий? Или приходилось видеть человека, впадающего в ступор при изменении интерфейса рабочего стола? Вот для того, чтобы не быть лохом необходимо понимание сути. Основе информации дают вам возможность чувствовать себя уверенно и свободно - быстро решать проблемы, грамотно формулировать вопросы и нормально общаться с техподдержкой.

Принципы работы интернет-протоколов TCP/IP по своей сути просты и напоминают работу советской почты:
Сначала вы пишете письмо, затем кладете его в конверт, заклеиваете, на обратной стороне конверта пишете адреса отправителя и получателя, а потом относите в ближайшее почтовое отделение. Далее письмо проходит через цепочку почтовых отделений до ближайшего почтового отделения получателя, откуда оно тетей-почтальоном доставляется до по указанному адресу получателя и опускается в его почтовый ящик (с номером его квартиры) или вручается лично. Когда получатель письма захочет вам ответить, то он в своем ответном письме поменяет местами адреса получателя и отправителя, и письмо отправиться к вам по той же цепочке, но в обратном направлении.

Адрес отправителя:
От кого: Иванов Иван Иванович
Откуда: Ивантеевка, ул. Большая, д. 8, кв. 25
Адрес получателя:
Кому: Петров Петр Петрович
Куда: Москва, Усачевский переулок, д. 105, кв. 110

Рассмотрим взаимодействие компьютеров и приложений в сети Интернет, да и в локальной сети тоже. Аналогия с обычной почтой будет почти полной.
Каждый компьютер (он же: узел, хост) в рамках сети Интернет тоже имеет уникальный адрес, который называется IP (Internet Pointer), например: 195.34.32.116. IP адрес состоит из четырех десятичных чисел (от 0 до 255), разделенных точкой. Но знать только IP адрес компьютера еще недостаточно, т.к. в конечном счете обмениваются информацией не компьютеры сами по себе, а приложения, работающие на них. А на компьютере может одновременно работать сразу несколько приложений (например почтовый сервер, веб-сервер и пр.). Для доставки обычного бумажного письма недостаточно знать только адрес дома - необходимо еще знать номер квартиры. Также и каждое программное приложение имеет подобный номер, именуемый номером порта. Большинство серверных приложений имеют стандартные номера, например: почтовый сервис привязан к порту с номером 25 (еще говорят: «слушает» порт, принимает на него сообщения), веб-сервис привязан к порту 80, FTP - к порту 21 и так далее. Таким образом имеем следующую практически полную аналогию с нашим обычным почтовым адресом: "адрес дома" = "IP компьютера", а "номер квартиры" = "номер порта"

Адрес отправителя (Source address):
IP: 82.146.49.55
Port: 2049
Адрес получателя (Destination address):
IP: 195.34.32.116
Port: 53
Данные пакета:
...
Конечно же в пакетах также присутствует служебная информация, но для понимания сути это не важно.

Комбинация "IP адрес и номер порта" - называется "сокет" .
В нашем примере мы с сокета 82.146.49.55:2049 посылаем пакет на сокет 195.34.32.116:53, т.е. пакет пойдет на компьютер, имеющий IP адрес 195.34.32.116, на порт 53. А порту 53 соответствует сервер распознавания имен (DNS-сервер), который примет этот пакет. Зная адрес отправителя, этот сервер сможет после обработки нашего запроса сформировать ответный пакет, который пойдет в обратном направлении на сокет отправителя 82.146.49.55:2049, который для DNS сервера будет являться сокетом получателя.

Как правило взаимодействие осуществляется по схеме «клиент-сервер»: "клиент" запрашивает какую-либо информацию (например страницу сайта), сервер принимает запрос, обрабатывает его и посылает результат. Номера портов серверных приложений общеизвестны, например: почтовый SMTP сервер «слушает» 25-й порт, POP3 сервер, обеспечивающий чтение почты из ваших почтовых ящиков «слушает» 110-порт, веб-сервер - 80-й порт и пр. Большинство программ на домашнем компьютере являются клиентами - например почтовый клиент Outlook, веб-обозреватели IE, FireFox и пр. Номера портов на клиенте не фиксированные как у сервера, а назначаются операционной системой динамически. Фиксированные серверные порты как правило имеют номера до 1024 (но есть исключения), а клиентские начинаются после 1024.

IP - это адрес компьютера (узла, хоста) в сети, а порт - номер конкретного приложения, работающего на этом компьютере. Однако человеку запоминать цифровые IP адреса трудно - куда удобнее работать с буквенными именами. Ведь намного легче запомнить слово, чем набор цифр. Так и сделано - любой цифровой IP адрес можно связать с буквенно-цифровым именем. В результате например вместо 82.146.49.55 можно использовать имя www.ofnet.ru. А преобразованием доменного имени в цифровой IP адрес занимается сервис доменных имен - DNS (Domain Name System).

Набираем в адресной строке браузера доменное имя www.yandex.ru и жмем. Далее операционная система производит следующие действия:
- Отправляется запрос (точнее пакет с запросом) DNS серверу на сокет 195.34.32.116:53.
Порт 53 соответствует DNS-серверу - приложению, занимающемуся распознаванием имен. А DNS-сервер, обработав наш запрос, возвращает IP-адрес, который соответствует введенному имени. Диалог следующий: Какой IP адрес соответствует имени www.yandex.ru? Ответ: 82.146.49.55.
- Далее наш компьютер устанавливает соединение с портом 80 компьютера 82.146.49.55 и посылает запрос (пакет с запросом) на получение страницы www.yandex.ru. 80-й порт соответствует веб-серверу. В адресной строке браузера 80-й порт не пишется, т.к. используется по умолчанию, но его можно и явно указать после двоеточия - http://www.yandex.ru:80 .
- Приняв от нас запрос, веб-сервер обрабатывает его и в нескольких пакетах посылает нам страницу в на языке HTML - языке разметки текста, который понимает браузер. Наш браузер, получив страницу, отображает ее. В результате мы видим на экране главную страницу этого сайта.

Зачем мне это знать?
Например, вы заметили странное поведение своего компьютера - непонятная сетевая активность, тормоза и пр. Что делать? Открываем консоль (нажимаем кнопку «Пуск» - «Выполнить» - набираем cmd - «Ок»). В консоли набираем команду netstat -an и жмем. Эта утилита отобразит список установленных соединений между сокетами нашего компьютера и сокетами удаленных узлов.
Если мы видим в колонке «Внешний адрес» какие-то чужие IP адреса, а через двоеточие 25-й порт, что это может означать? (Помните, что 25-й порт соответствует почтовому серверу?) Это означает то, что ваш компьютер установил соединение с каким-то почтовым сервером (серверами) и шлет через него какие-то письма. И если ваш почтовый клиент (Outlook например) в это время не запущен, да если еще таких соединений на 25-й порт много, то, вероятно, в вашем компьютере завелся вирус, который рассылает от вашего имени спам или пересылает номера ваших кредитных карточек вкупе с паролями злоумышленникам.
Также понимание принципов работы Интернета необходимо для правильной настройки файерволла (брандмауэра) - программа (часто поставляется вместе с антивирусом), предназначенна для фильтрации пакетов "своих" и "вражеских". Например, ваш фаерволл сообщает, что некто хочет установить соединение с каким-либо портом вашего компьютера. Разрешить или запретить?

Все эти знания крайне полезны при общении с техподдержкой - список портов , с которыми вам придется столкнуться:
135-139 - эти порты используются Windows для доступа к общим ресурсам компьютера - папкам, принтерам. Не открывайте эти порты наружу, т.е. в районную локальную сеть и Интернет. Их следует закрыть фаерволлом. Также если в локальной сети вы не видите ничего в сетевом окружении или вас не видят, то вероятно это связано с тем, что фаерволл заблокировал эти порты. Таким образом для локальной сети эти порты должны быть открыты, а для Интернета закрыты.
21 - порт FTP сервера.
25 - порт почтового SMTP сервера. Через него ваш почтовый клиент отправляет письма. IP адрес SMTP сервера и его порт (25-й) следует указать в настройках вашего почтового клиента.
110 - порт POP3 сервера. Через него ваш почтовый клиент забирает письма из вашего почтового ящика. IP адрес POP3 сервера и его порт (110-й) также следует указать в настройках вашего почтового клиента.
80 - порт WEB-сервера.
3128, 8080 - прокси-серверы (настраиваются в параметрах браузера).

Несколько специальных IP адресов:
127.0.0.1 - это localhost, адрес локальной системы, т.е. локальный адрес вашего компьютера.
0.0.0.0 - так обозначаются все IP-адреса.
192.168.xxx.xxx - адреса, которые можно произвольно использовать в локальных сетях, в глобальной сети Интернет они не используются. Они уникальны только в рамках локальной сети. Адреса из этого диапазона вы можете использовать по своему усмотрению, например, для построения домашней или офисной сети.

Что такое маска подсети и шлюз по умолчанию , он же роутер и маршрутизатор? Эти параметры задаются в настройках сетевых подключений. Компьютеры объединяются в локальные сети. В локальной сети компьютеры напрямую «видят» только друг друга. Локальные сети соединяются друг с другом через шлюзы (роутеры, маршрутизаторы). Маска подсети предназначена для определения - принадлежит ли компьютер-получатель к этой же локальной сети или нет. Если компьютер-получатель принадлежит этой же сети, что и компьютер-отправитель, то пакет передается ему напрямую, в противном случае пакет отправляется на шлюз по умолчанию, который далее, по известным ему маршрутам, передает пакет в другую сеть, т.е. в другое почтовое отделение (по аналогии с бумажной почтой). Итак:
TCP/IP - это название набора сетевых протоколов. На самом деле передаваемый пакет проходит несколько уровней. (Как на почте: сначала вы пишете писмо, потом помещаете в конверт с адресом, затем на почте на нем ставится штамп и т.д.).
IP протокол - это протокол так называемого сетевого уровня. Задача этого уровня - доставка ip-пакетов от компьютера отправителя к компьютеру получателю. Помимо собственно данных, пакеты этого уровня имеют ip-адрес отправителя и ip-адрес получателя. Номера портов на сетевом уровне не используются. Какому порту=приложению адресован этот пакет, был ли этот пакет доставлен или был потерян, на этом уровне неизвестно - это не его задача, это задача транспортного уровня.
TCP и UDP - это протоколы так называемого транспортного уровня. Транспортный уровень находится над сетевым. На этом уровне к пакету добавляется порт отправителя и порт получателя.
TCP - это протокол с установлением соединения и с гарантированной доставкой пакетов. Сначала производится обмен специальными пакетами для установления соединения, происходит что-то вроде рукопожатия (-Привет. -Привет. -Поболтаем? -Давай.). Далее по этому соединению туда и обратно посылаются пакеты (идет беседа), причем с проверкой, дошел ли пакет до получателя. Если пакет не дошел, то он посылается повторно («повтори, не расслышал»).
UDP - это протокол без установления соединения и с негарантированной доставкой пакетов. (Типа: крикнул что-нибудь, а услышат тебя или нет - неважно).
Над транспортным уровнем находится прикладной уровень. На этом уровне работают такие протоколы, как http, ftp и пр. Например HTTP и FTP - используют надежный протокол TCP, а DNS-сервер работает через ненадежный протокол UDP.

Как посмотреть текущие соединения? - с помощью команды netstat -an (параметр n указывает выводить IP адреса вместо доменных имен). Запускается эта команда следующим образом: «Пуск» - «Выполнить» - набираем cmd - «Ок». В появившейся консоли (черное окно) набираем команду netstat -an и жмем. Результатом будет список установленных соединений между сокетами нашего компьютера и удаленных узлов. Например получаем:

В этом примере 0.0.0.0:135 - означает, что наш компьютер на всех своих IP адресах слушает (LISTENING) 135-й порт и готов принимать на него соединения от кого угодно (0.0.0.0:0) по протоколу TCP.
91.76.65.216:139 - наш компьютер слушает 139-й порт на своем IP-адресе 91.76.65.216.
Третья строка означает, что сейчас установлено (ESTABLISHED) соединение между нашей машиной (91.76.65.216:1719) и удаленной (212.58.226.20:80). Порт 80 означает, что наша машина обратилась с запросом к веб-серверу (у меня, действительно, открыты страницы в браузере).

(с) Вольные сокращения статьи мои.
(с) Дубровин Борис

В это статье я расскажу вам как создать простую локальную сеть из двух компьютеров соединенных с помощью свитча\роутера.

Как создать локальную сеть

    Первое что нам понадобиться - узнать IP адрес роутера (если он имеется). Узнать его можно посмотрев документацию или на «животе» роутера, обычно это 192.168.1.1 .
  1. Нам необходимо всем компьютерам дать оригинальные имена и включить их в одну рабочую группу. Для этого на каждом компьютере, кликаем правой кнопкой по «мой компьютер», открываем «свойства» и вкладку «Имя компьютера», нажимаем кнопку «изменить».
  2. В открывшемся окне вводим оригинальное имя компьютера (без пробелов, латинскими буквами), в качестве рабочей группы будем использовать название «HOME». Нажимаем «ок» и перезагружаем компьютер.Если в сети используется роутер, то советую сперва выполнить пункты 7 и 8, только в случае если вы не увидите общую папку использовать пункты 3,4,5,6.
  3. Теперь открываем сетевые подключения:
    Для Windows XP: Меню «Пуск» — Панель управления - Сеть и подключения к Интернету - Сетевые подключения.
    Для Windows 7: Меню «Пуск» — Панель управления — Просмотр состояния сети и задач — Изменение параметров адаптера.
  4. В сетевых подключениях вы увидите «Подключение по локальной сети», кликаем по нему правой кнопкой и открываем свойства. Во вкладке «Общее» (Windows XP) или «Сеть» (Windows 7), выделяем «Протокол Интернета (TCP\IP)» (Windows XP) или «Протокол интернета версии 4 (TCP\IPv4)» (Windows 7) и жмем кнопочку «свойства»
  5. Важно, если у вас уже прописаны адреса вам необходимо переписать их на бумагу, в случае появления ошибок и придется восстановить. В открывшемся окне переключаем радиоточки в положение «Использовать следующий IP адрес:» и «Использовать следующие адреса DNS-серверов:»
  6. Теперь вводим наши данные:
    Если в сети используется роутер, то во всех данных меняются первые 3 группы IP-адреса. В нашем примере используется роутер с IP-адресом 192.168.1.1, и в связи с этим для поле IP-адрес меняется только число в последней группе, первые 3 группы чисел остаются 192.168.1.2 .
    IP-адрес: 192.168.1.2 (Последнее число «2» меняется на каждом компьютере, то есть растет 3 4 5 6 и так далее).
    Маска подсети: 255.255.255.0 (Одинакова на всех компьютерах).
    Основной шлюз: 192.168.1.1 (IP адрес роутера)
    Предпочитаемый DNS-сервер: 192.168.1.1 (IP адрес роутера)
    Альтернативный DNS-сервер: 8.8.8.8
    Нажимаем «ОК» и закрываем свойства подключения по локальной сети.
  7. Теперь необходимо создать общую папку на обоих компьютерах (или открыть доступ к существующей папке), для этого кликаем правой кнопкой по нужной папке и открываем свойства, открываем вкладку «Доступ». Если вы проделываете это впервые - кликаем по надписи «Если вы понимаете потенциальную опасность, но все равно хотите включить общий доступ без помощи мастера, щелкните здесь».
    Во всплывающем окне выбираем «Просто включить общий доступ к файлам»
    Теперь во вкладке «Доступ» ставим галочки «Открыть общий доступ к этой папке» и «Разрешить изменение файлов по сети». Нажимаем «ок».
  8. Перезагружаем компьютер, открываем сетевые подключения и если все прошло правильно - видим общую папку другого компьютера.
  • Tutorial

Всем привет. На днях возникла идея написать статьи про основы компьютерных сетей, разобрать работу самых важных протоколов и как строятся сети простым языком. Заинтересовавшихся приглашаю под кат.


Немного оффтопа: Приблизительно месяц назад сдал экзамен CCNA (на 980/1000 баллов) и осталось много материала за год моей подготовки и обучения. Учился я сначала в академии Cisco около 7 месяцев, а оставшееся время вел конспекты по всем темам, которые были мною изучены. Также консультировал многих ребят в области сетевых технологий и заметил, что многие наступают на одни и те же грабли, в виде пробелов по каким-то ключевым темам. На днях пару ребят попросили меня объяснить, что такое сети и как с ними работать. В связи с этим решил максимально подробно и простым языком описать самые ключевые и важные вещи. Статьи будут полезны новичкам, которые только встали на путь изучения. Но, возможно, и бывалые сисадмины подчеркнут из этого что-то полезное. Так как я буду идти по программе CCNA, это будет очень полезно тем людям, которые готовятся к сдаче. Можете держать статьи в виде шпаргалок и периодически их просматривать. Я во время обучения делал конспекты по книгам и периодически читал их, чтобы освежать знания.

Вообще хочу дать всем начинающим совет. Моей первой серьезной книгой, была книга Олиферов «Компьютерные сети». И мне было очень тяжело читать ее. Не скажу, что все было тяжело. Но моменты, где детально разбиралось, как работает MPLS или Ethernet операторского класса, вводило в ступор. Я читал одну главу по несколько часов и все равно многое оставалось загадкой. Если вы понимаете, что какие то термины никак не хотят лезть в голову, пропустите их и читайте дальше, но ни в коем случае не отбрасывайте книгу полностью. Это не роман или эпос, где важно читать по главам, чтобы понять сюжет. Пройдет время и то, что раньше было непонятным, в итоге станет ясно. Здесь прокачивается «книжный скилл». Каждая следующая книга, читается легче предыдущей книги. К примеру, после прочтения Олиферов «Компьютерные сети», читать Таненбаума «Компьютерные сети» легче в несколько раз и наоборот. Потому что новых понятий встречается меньше. Поэтому мой совет: не бойтесь читать книги. Ваши усилия в будущем принесут плоды. Заканчиваю разглагольствование и приступаю к написанию статьи.

Вот сами темы

1) Основные сетевые термины, сетевая модель OSI и стек протоколов TCP/IP.
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9) Маршрутизация: статическая и динамическая на примере RIP, OSPF и EIGRP.
10) Трансляция сетевых адресов: NAT и PAT.
11) Протоколы резервирования первого перехода: FHRP.
12) Безопасность компьютерных сетей и виртуальные частные сети: VPN.
13) Глобальные сети и используемые протоколы: PPP, HDLC, Frame Relay.
14) Введение в IPv6, конфигурация и маршрутизация.
15) Сетевое управление и мониторинг сети.

P.S. Возможно, со временем список дополнится.


Итак, начнем с основных сетевых терминов.

Что такое сеть? Это совокупность устройств и систем, которые подключены друг к другу (логически или физически) и общающихся между собой. Сюда можно отнести сервера, компьютеры, телефоны, маршрутизаторы и так далее. Размер этой сети может достигать размера Интернета, а может состоять всего из двух устройств, соединенных между собой кабелем. Чтобы не было каши, разделим компоненты сети на группы:

1) Оконечные узлы: Устройства, которые передают и/или принимают какие-либо данные. Это могут быть компьютеры, телефоны, сервера, какие-то терминалы или тонкие клиенты, телевизоры.

2) Промежуточные устройства: Это устройства, которые соединяют оконечные узлы между собой. Сюда можно отнести коммутаторы, концентраторы, модемы, маршрутизаторы, точки доступа Wi-Fi.

3) Сетевые среды: Это те среды, в которых происходит непосредственная передача данных. Сюда относятся кабели, сетевые карточки, различного рода коннекторы, воздушная среда передачи. Если это медный кабель, то передача данных осуществляется при помощи электрических сигналов. У оптоволоконных кабелей, при помощи световых импульсов. Ну и у беспроводных устройств, при помощи радиоволн.

Посмотрим все это на картинке:

На данный момент надо просто понимать отличие. Детальные отличия будут разобраны позже.

Теперь, на мой взгляд, главный вопрос: Для чего мы используем сети? Ответов на этот вопрос много, но я освещу самые популярные, которые используются в повседневной жизни:

1) Приложения: При помощи приложений отправляем разные данные между устройствами, открываем доступ к общим ресурсам. Это могут быть как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом.

2) Сетевые ресурсы: Это сетевые принтеры, которыми, к примеру, пользуются в офисе или сетевые камеры, которые просматривает охрана, находясь в удаленной местности.

3) Хранилище: Используя сервер или рабочую станцию, подключенную к сети, создается хранилище доступное для других. Многие люди выкладывают туда свои файлы, видео, картинки и открывают общий доступ к ним для других пользователей. Пример, который на ходу приходит в голову, - это google диск, яндекс диск и тому подобные сервисы.

4) Резервное копирование: Часто, в крупных компаниях, используют центральный сервер, куда все компьютеры копируют важные файлы для резервной копии. Это нужно для последующего восстановления данных, если оригинал удалился или повредился. Методов копирования огромное количество: с предварительным сжатием, кодированием и так далее.

5) VoIP: Телефония, работающая по протоколу IP. Применяется она сейчас повсеместно, так как проще, дешевле традиционной телефонии и с каждым годом вытесняет ее.

Из всего списка, чаще всего многие работали именно с приложениями. Поэтому разберем их более подробно. Я старательно буду выбирать только те приложения, которые как-то связаны с сетью. Поэтому приложения типа калькулятора или блокнота, во внимание не беру.

1) Загрузчики. Это файловые менеджеры, работающие по протоколу FTP, TFTP. Банальный пример - это скачивание фильма, музыки, картинок с файлообменников или иных источников. К этой категории еще можно отнести резервное копирование, которое автоматически делает сервер каждую ночь. То есть это встроенные или сторонние программы и утилиты, которые выполняют копирование и скачивание. Данный вид приложений не требует прямого человеческого вмешательства. Достаточно указать место, куда сохранить и скачивание само начнется и закончится.

Скорость скачивания зависит от пропускной способности. Для данного типа приложений это не совсем критично. Если, например, файл будет скачиваться не минуту, а 10, то тут только вопрос времени, и на целостности файла это никак не скажется. Сложности могут возникнуть только когда нам надо за пару часов сделать резервную копию системы, а из-за плохого канала и, соответственно, низкой пропускной способности, это занимает несколько дней. Ниже приведены описания самых популярных протоколов данной группы:

FTP- это стандартный протокол передачи данных с установлением соединения. Работает по протоколу TCP (этот протокол в дальнейшем будет подробно рассмотрен). Стандартный номер порта 21. Чаще всего используется для загрузки сайта на веб-хостинг и выгрузки его. Самым популярным приложением, работающим по этому протоколу - это Filezilla. Вот так выглядит само приложение:


TFTP- это упрощенная версия протокола FTP, которая работает без установления соединения, по протоколу UDP. Применяется для загрузки образа бездисковыми рабочими станциями. Особенно широко используется устройствами Cisco для той же загрузки образа и резервных копий.

Интерактивные приложения. Приложения, позволяющие осуществить интерактивный обмен. Например, модель «человек-человек». Когда два человека, при помощи интерактивных приложений, общаются между собой или ведут общую работу. Сюда относится: ICQ, электронная почта, форум, на котором несколько экспертов помогают людям в решении вопросов. Или модель «человек-машина». Когда человек общается непосредственно с компьютером. Это может быть удаленная настройка базы, конфигурация сетевого устройства. Здесь, в отличие от загрузчиков, важно постоянное вмешательство человека. То есть, как минимум, один человек выступает инициатором. Пропускная способность уже более чувствительна к задержкам, чем приложения-загрузчики. Например, при удаленной конфигурации сетевого устройства, будет тяжело его настраивать, если отклик от команды будет в 30 секунд.

Приложения в реальном времени. Приложения, позволяющие передавать информацию в реальном времени. Как раз к этой группе относится IP-телефония, системы потокового вещания, видеоконференции. Самые чувствительные к задержкам и пропускной способности приложения. Представьте, что вы разговариваете по телефону и то, что вы говорите, собеседник услышит через 2 секунды и наоборот, вы от собеседника с таким же интервалом. Такое общение еще и приведет к тому, что голоса будут пропадать и разговор будет трудноразличимым, а в видеоконференция превратится в кашу. В среднем, задержка не должна превышать 300 мс. К данной категории можно отнести Skype, Lync, Viber (когда совершаем звонок).

Теперь поговорим о такой важной вещи, как топология. Она делится на 2 большие категории: физическая и логическая . Очень важно понимать их разницу. Итак, физическая топология - это как наша сеть выглядит. Где находятся узлы, какие сетевые промежуточные устройства используются и где они стоят, какие сетевые кабели используются, как они протянуты и в какой порт воткнуты. Логическая топология - это каким путем будут идти пакеты в нашей физической топологии. То есть физическая - это как мы расположили устройства, а логическая - это через какие устройства будут проходить пакеты.

Теперь посмотрим и разберем виды топологии:

1) Топология с общей шиной (англ. Bus Topology)


Одна из первых физических топологий. Суть состояла в том, что к одному длинному кабелю подсоединяли все устройства и организовывали локальную сеть. На концах кабеля требовались терминаторы. Как правило - это было сопротивление на 50 Ом, которое использовалось для того, чтобы сигнал не отражался в кабеле. Преимущество ее было только в простоте установки. С точки зрения работоспособности была крайне не устойчивой. Если где-то в кабеле происходил разрыв, то вся сеть оставалась парализованной, до замены кабеля.

2) Кольцевая топология (англ. Ring Topology)


В данной топологии каждое устройство подключается к 2-ум соседним. Создавая, таким образом, кольцо. Здесь логика такова, что с одного конца компьютер только принимает, а с другого только отправляет. То есть, получается передача по кольцу и следующий компьютер играет роль ретранслятора сигнала. За счет этого нужда в терминаторах отпала. Соответственно, если где-то кабель повреждался, кольцо размыкалось и сеть становилась не работоспособной. Для повышения отказоустойчивости, применяют двойное кольцо, то есть в каждое устройство приходит два кабеля, а не один. Соответственно, при отказе одного кабеля, остается работать резервный.

3) Топология звезда (англ. Star Topology)


Все устройства подключаются к центральному узлу, который уже является ретранслятором. В наше время данная модель используется в локальных сетях, когда к одному коммутатору подключаются несколько устройств, и он является посредником в передаче. Здесь отказоустойчивость значительно выше, чем в предыдущих двух. При обрыве, какого либо кабеля, выпадает из сети только одно устройство. Все остальные продолжают спокойно работать. Однако если откажет центральное звено, сеть станет неработоспособной.

4)Полносвязная топология (англ. Full-Mesh Topology)


Все устройства связаны напрямую друг с другом. То есть с каждого на каждый. Данная модель является, пожалуй, самой отказоустойчивой, так как не зависит от других. Но строить сети на такой модели сложно и дорого. Так как в сети, в которой минимум 1000 компьютеров, придется подключать 1000 кабелей на каждый компьютер.

5)Неполносвязная топология (англ. Partial-Mesh Topology)


Как правило, вариантов ее несколько. Она похожа по строению на полносвязную топологию. Однако соединение построено не с каждого на каждый, а через дополнительные узлы. То есть узел A, связан напрямую только с узлом B, а узел B связан и с узлом A, и с узлом C. Так вот, чтобы узлу A отправить сообщение узлу C, ему надо отправить сначала узлу B, а узел B в свою очередь отправит это сообщение узлу C. В принципе по этой топологии работают маршрутизаторы. Приведу пример из домашней сети. Когда вы из дома выходите в Интернет, у вас нет прямого кабеля до всех узлов, и вы отправляете данные своему провайдеру, а он уже знает куда эти данные нужно отправить.

6) Смешанная топология (англ. Hybrid Topology)


Самая популярная топология, которая объединила все топологии выше в себя. Представляет собой древовидную структуру, которая объединяет все топологии. Одна из самых отказоустойчивых топологий, так как если у двух площадок произойдет обрыв, то парализована будет связь только между ними, а все остальные объединенные площадки будут работать безотказно. На сегодняшний день, данная топология используется во всех средних и крупных компаниях.

И последнее, что осталось разобрать - это сетевые модели. На этапе зарождения компьютеров, у сетей не было единых стандартов. Каждый вендор использовал свои проприетарные решения, которые не работали с технологиями других вендоров. Конечно, оставлять так было нельзя и нужно было придумывать общее решение. Эту задачу взвалила на себя международная организация по стандартизации (ISO - International Organization for Standartization). Они изучали многие, применяемые на то время, модели и в результате придумали модель OSI , релиз которой состоялся в 1984 году. Проблема ее была только в том, что ее разрабатывали около 7 лет. Пока специалисты спорили, как ее лучше сделать, другие модели модернизировались и набирали обороты. В настоящее время модель OSI не используют. Она применяется только в качестве обучения сетям. Мое личное мнение, что модель OSI должен знать каждый уважающий себя админ как таблицу умножения. Хоть ее и не применяют в том виде, в каком она есть, принципы работы у всех моделей схожи с ней.

Состоит она из 7 уровней и каждый уровень выполняет определенную ему роль и задачи. Разберем, что делает каждый уровень снизу вверх:

1) Физический уровень (Physical Layer): определяет метод передачи данных, какая среда используется (передача электрических сигналов, световых импульсов или радиоэфир), уровень напряжения, метод кодирования двоичных сигналов.

2) Канальный уровень (Data Link Layer): он берет на себя задачу адресации в пределах локальной сети, обнаруживает ошибки, проверяет целостность данных. Если слышали про MAC-адреса и протокол «Ethernet», то они располагаются на этом уровне.

3) Сетевой уровень (Network Layer): этот уровень берет на себя объединения участков сети и выбор оптимального пути (т.е. маршрутизация). Каждое сетевое устройство должно иметь уникальный сетевой адрес в сети. Думаю, многие слышали про протоколы IPv4 и IPv6. Эти протоколы работают на данном уровне.

4) Транспортный уровень (Transport Layer): Этот уровень берет на себя функцию транспорта. К примеру, когда вы скачиваете файл с Интернета, файл в виде сегментов отправляется на Ваш компьютер. Также здесь вводятся понятия портов, которые нужны для указания назначения к конкретной службе. На этом уровне работают протоколы TCP (с установлением соединения) и UDP (без установления соединения).

5) Сеансовый уровень (Session Layer): Роль этого уровня в установлении, управлении и разрыве соединения между двумя хостами. К примеру, когда открываете страницу на веб-сервере, то Вы не единственный посетитель на нем. И вот для того, чтобы поддерживать сеансы со всеми пользователями, нужен сеансовый уровень.

6) Уровень представления (Presentation Layer): Он структурирует информацию в читабельный вид для прикладного уровня. Например, многие компьютеры используют таблицу кодировки ASCII для вывода текстовой информации или формат jpeg для вывода графического изображения.

7) Прикладной уровень (Application Layer): Наверное, это самый понятный для всех уровень. Как раз на этом уроне работают привычные для нас приложения - e-mail, браузеры по протоколу HTTP, FTP и остальное.

Самое главное помнить, что нельзя перескакивать с уровня на уровень (Например, с прикладного на канальный, или с физического на транспортный). Весь путь должен проходить строго с верхнего на нижний и с нижнего на верхний. Такие процессы получили название инкапсуляция (с верхнего на нижний) и деинкапсуляция (с нижнего на верхний). Также стоит упомянуть, что на каждом уровне передаваемая информация называется по-разному.

На прикладном, представления и сеансовым уровнях, передаваемая информация обозначается как PDU (Protocol Data Units). На русском еще называют блоки данных, хотя в моем круге их называют просто данные).

Информацию транспортного уровня называют сегментами. Хотя понятие сегменты, применимо только для протокола TCP. Для протокола UDP используется понятие - датаграмма. Но, как правило, на это различие закрывают глаза.
На сетевом уровне называют IP пакеты или просто пакеты.

И на канальном уровне - кадры. С одной стороны это все терминология и она не играет важной роли в том, как вы будете называть передаваемые данные, но для экзамена эти понятия лучше знать. Итак, приведу свой любимый пример, который помог мне, в мое время, разобраться с процессом инкапсуляции и деинкапусуляции:

1) Представим ситуацию, что вы сидите у себя дома за компьютером, а в соседней комнате у вас свой локальный веб-сервер. И вот вам понадобилось скачать файл с него. Вы набираете адрес страницы вашего сайта. Сейчас вы используете протокол HTTP, которые работает на прикладном уровне. Данные упаковываются и спускаются на уровень ниже.

2) Полученные данные прибегают на уровень представления. Здесь эти данные структурируются и приводятся в формат, который сможет быть прочитан на сервере. Запаковывается и спускается ниже.

3) На этом уровне создается сессия между компьютером и сервером.

4) Так как это веб сервер и требуется надежное установление соединения и контроль за принятыми данными, используется протокол TCP. Здесь мы указываем порт, на который будем стучаться и порт источника, чтобы сервер знал, куда отправлять ответ. Это нужно для того, чтобы сервер понял, что мы хотим попасть на веб-сервер (стандартно - это 80 порт), а не на почтовый сервер. Упаковываем и спускаем дальше.

5) Здесь мы должны указать, на какой адрес отправлять пакет. Соответственно, указываем адрес назначения (пусть адрес сервера будет 192.168.1.2) и адрес источника (адрес компьютера 192.168.1.1). Заворачиваем и спускаем дальше.

6) IP пакет спускается вниз и тут вступает в работу канальный уровень. Он добавляет физические адреса источника и назначения, о которых подробно будет расписано в последующей статье. Так как у нас компьютер и сервер в локальной среде, то адресом источника будет являться MAC-адрес компьютера, а адресом назначения MAC-адрес сервера (если бы компьютер и сервер находились в разных сетях, то адресация работала по-другому). Если на верхних уровнях каждый раз добавлялся заголовок, то здесь еще добавляется концевик, который указывает на конец кадра и готовность всех собранных данных к отправке.

7) И уже физический уровень конвертирует полученное в биты и при помощи электрических сигналов (если это витая пара), отправляет на сервер.

Процесс деинкапсуляции аналогичен, но с обратной последовательностью:

1) На физическом уровне принимаются электрические сигналы и конвертируются в понятную битовую последовательность для канального уровня.

2) На канальном уровне проверяется MAC-адрес назначения (ему ли это адресовано). Если да, то проверяется кадр на целостность и отсутствие ошибок, если все прекрасно и данные целы, он передает их вышестоящему уровню.

3) На сетевом уровне проверяется IP адрес назначения. И если он верен, данные поднимаются выше. Не стоит сейчас вдаваться в подробности, почему у нас адресация на канальном и сетевом уровне. Это тема требует особого внимания, и я подробно объясню их различие позже. Главное сейчас понять, как данные упаковываются и распаковываются.

4) На транспортном уровне проверяется порт назначения (не адрес). И по номеру порта, выясняется какому приложению или сервису адресованы данные. У нас это веб-сервер и номер порта - 80.

5) На этом уровне происходит установление сеанса между компьютером и сервером.

6) Уровень представления видит, как все должно быть структурировано и приводит информацию в читабельный вид.

7) И на этом уровне приложения или сервисы понимают, что надо выполнить.

Много было написано про модель OSI. Хотя я постарался быть максимально краток и осветить самое важное. На самом деле про эту модель в Интернете и в книгах написано очень много и подробно, но для новичков и готовящихся к CCNA, этого достаточно. Из вопросов на экзамене по данной модели может быть 2 вопроса. Это правильно расположить уровни и на каком уровне работает определенный протокол.

Как было написано выше, модель OSI в наше время не используется. Пока разрабатывалась эта модель, все большую популярность получал стек протоколов TCP/IP. Он был значительно проще и завоевал быструю популярность.
Вот так этот стек выглядит:


Как видно, он отличается от OSI и даже сменил название некоторых уровней. По сути, принцип у него тот же, что и у OSI. Но только три верхних уровня OSI: прикладной, представления и сеансовый объединены у TCP/IP в один, под названием прикладной. Сетевой уровень сменил название и называется - Интернет. Транспортный остался таким же и с тем же названием. А два нижних уровня OSI: канальный и физический объединены у TCP/IP в один с названием - уровень сетевого доступа. Стек TCP/IP в некоторых источниках обозначают еще как модель DoD (Department of Defence). Как говорит википедия, была разработана Министерством обороны США. Этот вопрос встретился мне на экзамене и до этого я про нее ничего не слышал. Соответственно вопрос: «Как называется сетевой уровень в модели DoD?», ввел меня в ступор. Поэтому знать это полезно.

Было еще несколько сетевых моделей, которые, какое то время держались. Это был стек протоколов IPX/SPX. Использовался с середины 80-х годов и продержался до конца 90-х, где его вытеснила TCP/IP. Был реализован компанией Novell и являлся модернизированной версией стека протоколов Xerox Network Services компании Xerox. Использовался в локальных сетях долгое время. Впервые IPX/SPX я увидел в игре «Казаки». При выборе сетевой игры, там предлагалось несколько стеков на выбор. И хоть выпуск этой игры был, где то в 2001 году, это говорило о том, что IPX/SPX еще встречался в локальных сетях.

Еще один стек, который стоит упомянуть - это AppleTalk. Как ясно из названия, был придуман компанией Apple. Создан был в том же году, в котором состоялся релиз модели OSI, то есть в 1984 году. Продержался он совсем недолго и Apple решила использовать вместо него TCP/IP.

Также хочу подчеркнуть одну важную вещь. Token Ring и FDDI - не сетевые модели! Token Ring - это протокол канального уровня, а FDDI это стандарт передачи данных, который как раз основывается на протоколе Token Ring. Это не самая важная информация, так как эти понятия сейчас не встретишь. Но главное помнить о том, что это не сетевые модели.

Вот и подошла к концу статья по первой теме. Хоть и поверхностно, но было рассмотрено много понятий. Самые ключевые будут разобраны подробнее в следующих статьях. Надеюсь теперь сети перестанут казаться чем то невозможным и страшным, а читать умные книги будет легче). Если я что-то забыл упомянуть, возникли дополнительные вопросы или у кого есть, что дополнить к этой статье, оставляйте комментарии, либо спрашивайте лично. Спасибо за прочтение. Буду готовить следующую тему.

  • топология сети
  • Добавить метки

    Самой знаменитой глобальной сетью является Интернет, представляющий собой набор взаимосвязанных сетей, функционирующих как одна сеть. Основным каналом связи Интернета является последовательность сетей, организованных правительством США для взаимосвязи суперкомпьютеров ключевых научно-исследовательских лабораторий. Этот канал называется опорной сетью (backbone) и поддерживается Национальным научным фондом США (National Science Foundation).

    Со времен организации первоначальной опорной сети, доступ к которой имели лишь ограниченное количество специальных пользователей, Интернет разросся в сеть, охватывающую весь мир и предоставляющую доступ миллионам простых пользователей.
    Для передачи по Интернету информация разбивается протоколом TCP/IP на пакеты необходимого размера. На пути к пункту назначения пакеты проходят через различные сети разных уровней. В зависимости от применяемой схемы маршрутизации отдельные пакеты могут передаваться в Интернете по разным маршрутам, а потом собираться в первоначальную последовательность по прибытию в пункт назначения.

    В процессе перемещения пакета от источника к назначению он может пройти через несколько локальных сетей, региональных сетей, маршрутизаторов, повторителей, хабов, мостов и шлюзов. Региональные сети (midlevel network) - это просто сети, которые могут обмениваться информацией между собой без подключения к Интернету.

    Повторитель (repeater) предотвращает затухание сигналов, усиливая и передавая дальше полученную информацию. Хабы соединяют компьютеры в сетевой сегмент, позволяя им взаимодействовать друг с другом. Мосты соединяют различные сети, позволяя выполнять межсетевую трансляцию данных. Специальный тип моста, называющийся шлюзом, преобразует сообщения для обмена между сетями разных типов (например, между сетям Windows и сетями Apple).

    Поставщики интернет-услуг.

    Доступ к Интернету отдельным пользователям и сетям предоставляется компаниями - поставщиками интернет-услуг (ISP, Internet Service Provide). Эти компании владеют блоками адресов Интернета, которые они могут назначать своим клиентам. Когда пользователь подключается к поставщику интернет-услуг, он подключается к его серверу, который в свою очередь подключен к Интернету посредством устройств, называющихся маршрутизаторами. Маршрутизатор представляет собой устройство, которое получает сетевые пакеты от узлов сети и определяет их адрес назначения в Интернете и самый лучший маршрут для доставки пакета по этому адресу. Маршрутизация осуществляется на основе известных каналов в Интернете и объема трафика на разных сегментах. После этого маршрутизатор передает пакет в точку доступа к сети (Network Access Point, NAP).

    Сервисы, предоставляемые поставщиком интернет-услуг своим клиентам, включают в себя:

    Средство интернет-идентификации в виде IP-адреса;

    Услуги электронной почты через серверы POP3 и SMTP;

    Службы новостей через серверы Usenet;

    Маршрутизацию через серверы DNS.

    IP-адрес.

    Поставщики интернет-услуг предоставляют своим клиентам адреса для доступа в Интернет, которые называются адресами протокола IP или IP-адресами. IP-адрес однозначно идентифицирует пользователя в Интернете, позволяя ему получать различного рода информацию. Сейчас используются две версии адресации в Интернете: протокол IPv4 и протокол IPv6.

    До 2000 года преобладающей версией является версия IPv4. В этой версии протокола IP каждому узлу сети выделяется числовой адрес в виде XXX.YYY.ZZZ.AAA, где каждая группа букв представляет трехзначное число в десятичном формате (или 8-битовое в двоичном). Этот формат называется десятичным представлением с разделительными точками (dotted decimal notation), а сама группа - октетом. Десятичные числа каждого октета получаются из двоичных чисел, с которыми работает аппаратное обеспечение. Например, сетевому адресу 10000111. 10001011. 01001001. 00110110 в двоичном формате соответствует адрес 135. 139. 073. 054 в десятичном формате.

    IP-адрес состоит из адреса сети и адреса узла. Адрес сети идентифицирует всю сеть, а адрес узла - отдельный узел в этой сети: маршрутизатор, сервер или рабочую станцию. Локальные сети разбиваются на 3 класса: A, B, C. Принадлежность сети к определенному классу определяется сетевой частью IP-адреса.

    Адреса сетей А зарезервированы для крупных сетей. Для сетевой части адреса применяются первые 8 битов (слева), а для адреса узла - последние 24 бита IP-адреса. Первый (старший) бит первого октета сетевого адреса равен 0, а за ним следует любая комбинация остальных 7 битов. Соответственно, IP-адреса класса А занимают диапазон 001.х.х.х - 126.х.х.х, что позволяет адресацию 126 отдельных сетей, в каждой из которых будет около 17 млн. узлов.

    Диапазон адресов 1 27.х.х.х зарезервирован для тестирования сетевых систем. Некоторые из этих адресов принадлежат правительству США для тестирования опорной сети Интернета. Адрес 127.0.0.1 зарезервирован для тестирования шины локальной системы.

    Адреса класса В назначаются сетям среднего размера. Значение первых двух октетов лежит в числовом диапазоне 128.x.x.x - 191.254.0.0. Это позволяет адресовать до 16384 разных сетей, каждая из них может иметь 65 534 узлов.

    Адреса класса С применяются для сетей, где количество узлов сравнительно невелико. Сетевая часть адреса указывается первыми тремя октетами, а адрес сети - последним. Значение первых трех октетов, определяющих сетевой адрес, может быть в диапазоне 192.x.x.x - 223.254.254.0. Таким образом, адреса класса С позволяют адресацию приблизительно 2 млн. сетей, каждая из них может иметь до 254 узлов.

    Версия IPv6 протокола IP была разработана с целью решения ожидаемой проблемы нехватки адресов, поддерживаемых версией IPv4. Адреса назначения и источника в IPv6 имеют длину 128 бит или 16 байт, что позволяет поддерживать громадное количество IP-адресов. Протокол IPv6 также предусматривает проверку подлинности отправителя пакета, а также шифрование содержимого пакета. Поддержка протокола IPv6 встроена в Windows 7 и во многие дистрибутивы Linux; и в последние годы этот протокол применяется все чаще. Протокол IPv6 обеспечивает поддержку мобильных телефонов, бортовых компьютеров автомобилей и широкий круг других подключенных к Интернету персональных устройств.

    Адреса IPv6 записываются в виде восьми групп четырехзначных шестнадцатеричных чисел, разделенных двоеточием: 2001: 0db8: 00a7: 0051: 4dc1: 635b: 0000: 2ffe. Нулевые группы могут представляться двойным двоеточием. Но адрес не может содержать больше двух последовательных двоеточий. Для удобства ведущие нули могут опускаться. При использовании в качестве URL-адреса IPv6-адрес необходимо заключать в квадратные скобки - http://.

    Подсети.

    Узлы секций сети можно сгруппировать в подсети с общим диапазоном IP-адресов. Эти группы называются интрасетями. Каждый сегмент интрасети должен быть оснащен защитным шлюзом, играющим роль точки входа и выхода сегмента. Обычно роль шлюза играет устройство, называющееся маршрутизатором. Маршрутизатор - это интеллектуальное устройство, которое пересылает полученные данные на IP-адрес получателя.

    В некоторых сетях в качестве внешнего шлюза применяется сетевой экран или, по-другому, брандмауэр (firewall). Обычный брандмауэр представляет собой комбинацию аппаратных и программных компонентов, создающих защитный барьер между сетями с разными уровнями безопасности. Администратор может настроить брандмауэр так, что он будет пропускать данные только на указанные IP-адреса и порты.

    Для создания подсети маскируется сетевая часть IP-адреса узлов, которые нужно включить в данную подсеть. В связи с этим, мобильность данных ограничивается узлами подсети, так как эти узлы могут распознавать адреса только в пределах замаскированного диапазона. Для создания подсети существуют три основные причины.

    • Чтобы изолировать разные сегменты сети друг от друга. Возьмем, например, сеть из 1 000 компьютеров. Без применения сегментации данные каждого из этих 1 000 компьютеров будут проходить через все остальные компьютеры. Представьте себе нагрузку на канал связи. Кроме этого, каждый пользователь сети будут иметь доступ к данным всех других ее членов.
    • Чтобы эффективно использовать IP-адреса. Применение 32-битового представления IP-адреса допускает ограниченное количество адресов. Хотя 126 сетей, каждая с 17 млн. узлов, может казаться большим числом, в мировом сетевом масштабе этого количества адресов далеко не достаточно.
    • Чтобы позволить повторное использование одного IP-адреса сети. Например, разделение адресов класса С между двумя расположенными в разных местах подсетями позволяет выделить каждой подсети половину имеющихся адресов. Таким образом, обе подсети могут использовать один адрес сети класса С.

    Чтобы создать подсеть, нужно заблокировать числами какие-либо или все биты октета IP-адреса. Например, маска со значением 255 блокирует весь октет, а маска со значением 254 блокирует всё, кроме одного адреса октета. Для сетей класса А обычно применяется маска 255. 0. 0. 0, для сетей класса В - маска 255 .255.0 .0, а для сетей класса С - маска 255. 255. 255. 0. Чтобы узнать адрес сети, нужно выполнить побитовую операцию логического «И» с IP-адресом и маской. В Windows 2000/XP значение по умолчанию маски сети вводится автоматически при вводе IP-адреса.


    Вконтакте

    На сегодняшний день интернет стал одной из важнейших слагаемых жизни человека. Естественно, он не настолько важен, как вода или продукты питания, однако его отсутствие приведет к информационному коллапсу по всей планете и фактически откинет человечество на столетие назад. Давай разберем, что такое интернет и почему он так важен в нашей жизни.

    Интернет – объединение всех малых сетей в единую глобальную сеть посредством специальных кабелей. Объяснение терминологии вполне понятное, но мало чего объясняет рядовому пользователю, ввиду чего следует привести развернутый пример.

    Представьте следующее:

    • Изначально существовал остров или континент, где полностью отсутствовали всяческие сети, но уже существовали вычислительные машины.
    • В каждом компьютере было множество файлов, как мультимедиа, так и важной информации.
    • Чтобы передать файл другому пользователю нужно было взять носитель цифровой информации (диск или дискету), записать данные и лично отнести их тому, кому они требовались.

    Это было возможно только на территории города или, как максимум, страны. Такой способ крайне неудобен и непрактичен.

    По истечение некоторого времени люди стали объединять ближайшие по расстоянию компьютеры специальными кабелями – то есть создавали локальные сети . Это еще не могло назваться Интернетом, но стало началом глобальной сети. Внутри локального соединения можно передать любую информацию. Со временем объединялось все больше и больше компьютеров до тех пор, пока все вычислительные машины в пределах одного острова, страны или континента не создали одну большую сеть.

    Эту сеть уже можно назвать интернетом, но всемирная паутина – нечто более глобальное. Принцип ее построения аналогичен локальной сети, только компьютеры на разных континентах соединяются толстенными кабелями , которые прокладываются по дну морей или океанов. Если основные соединяющие кабеля будут каким-либо образом разрушены, то сети опять превратятся в масштабные, но локализованные. Как работает интернет через эти провода: все передающиеся файлы делятся на пакеты и отправляются получателю на скорости, которую допускает тарифный план вашего провайдера.

    Изобретателем Интернета является не один человек, а целая группа военных из Америки. Причиной послужила Холодная война с СССР и сети должны были каким-то образом противодействовать угрозе. Проект был разработан в конце октября 1969 года, но широкое распространение интернет обрел только в 1991 году.

    Суть работы интернет-провайдеров

    Несмотря на частое взаимодействие с такими корпорациями, как Ростелеком, Билайн, МТС и прочими, многие люди до сих пор не знают кто такой интернет-провайдер. Под этим термином скрывается не кто иной, как поставщик услуг телекоммуникаций, в том числе и интернета.

    Internet Service Provider – провайдер услуг Интернет, то есть компания, которая предлагает клиентам подключиться к виртуальной сети за определенную плату. Сама фирма всегда имеет доступ к глобальному облаку, что обещает и своим пользователям.

    Чтобы клиент поставщика услуг мог беспрепятственно пользоваться интернетом у себя дома, он должен быть подключен к одному из серверов провайдера. Сервера также связываются с домами и частными компьютерами посредством длинных прочных кабелей. Однако провайдеров намного меньше, чем людей, желающих иметь доступ к глобальной сети, что значительно влияет на скорость соединения. Сам сервер имеет достаточно большую пропускную способность, но при делении ее на всех клиентов, каждому из них достается лишь малая часть.

    Для более точного определения кому и сколько из этой части отводить провайдеры придумали понятие «тарифный план ». Его максимальная польза легко вычисляется по максимальной скорости доступа, а также наличию ограничений по скачиваемому трафику. Наиболее прогрессивные тарифы предлагают скорость от 100 до 1000 Мбит/сек, однако и стоят они гораздо дороже, чем рядовые по 30-80 Мбит/сек.

    Для идентификации пользователя в общей сети интернета используется специальный адрес – IP . Для того, чтобы вас правильно идентифицировал провайдер, он присваивает при подключении логин и пароль . С помощью этих данных также можно попасть во внутренний личный кабинет на сайте поставщика услуг и управлять услугами. Мы с вами разобрались кто такие провайдеры интернета и в чем заключает суть их существования, а также какую пользу может извлечь каждый от сотрудничества с данными компаниями. Но откуда у самих поставщиков берется доступ к виртуальной мировой сети и как они передают сигнал на локальные компьютеры?

    Как работают провайдеры интернета?

    Мы уже знаем, что все компьютеры мира соединены между собой, так почему бы не пользоваться услугами сети напрямую? Процесс передачи данных не так легок, как кажется при первом прочтении формулировки слова «интернет». Сеть содержит очень много информации и ее нужно где-то хранить. Если небольшие вебсайты могут быть размещены на локальных вычислительных машинах, то такие, как Википедия, Google, AliExpress и прочие крупномасштабные хранятся на супермощных ПК с огромным количеством жестких дисков. Архитектура доступа следующая:

    • От серверов проводятся выделенные высокоскоростные магистрали.
    • К магистралям подключаются шлюзы интернет-провайдеров.
    • От поставщика сетей ведутся шлюзы к локальным сетям или частным ПК.

    Данная схема крайне упрощена, но вполне доступна для понимания каждому. Далее стоит объяснить каким именно образом ПК пользователя взаимодействует с интернетом.

    • После подключения к компании-поставщику в вашу квартиру заводится коаксиальный или оптоволоконный кабель, который подключается к роутеру или напрямую к ПК. Таким образом вы имеете соединение с сервером провайдера.
    • Для последующей работы вам необходимо установить специальный веб-обозреватель и браузер. Наиболее популярными н сегодняшний день являются: Google, Yandex, Firefox. С помощью этих программ вам будет доступен просмотр видео, общение, чтение книг, обзор новостей и прочее.
    • При введении конкретного запроса пользователя в поисковую строку браузера программа отправляет сигнал на сервер провайдера. Последний, в свою очередь, передает его на все доступные мировые сервера для поиска выдачи самой релевантной информации клиенту.
    • После подбора данных сигнал возвращается к серверу провайдера и вновь передается клиенту, но теперь в браузере отображается не пустое поле, а все необходимые для вас данные.

    Случается и так, что пользователь не может получить ответ на конкретный запрос. Это происходит по нескольким причинам: недоступен сервер, на котором хранится информация, недоступен конкретный файл с данными или запрашиваемый контент заблокирован в вашем регионе Роскомнадзором. В любом случае вы получите соответствующее уведомление.

    Где хранится интернет и как мы получаем доступ к сайтам?

    Всемирная сеть - сборник всех знаний многих поколений. Никто не может посчитать сколько весит эта информация, ведь каждую секунду создаются новые сайты и удаляются недействительные, но где хранится интернет, если он настолько велик? Возможно ли создание суперкомпьютера, который вместит такую огромную базу данных?

    Ответ на вопрос весьма прост: так как интернет является совокупностью всех ПК в мире, то и хранится он на них же, но в малых частях. Если разработчик создает личный сайт, то код остается на его вычислительной машине, а пользователи сети могут просматривать его по ссылке общего доступа. Также происходит с фотографиями или иными мультимедиа файлами. Но есть и такие базы данных, которые невозможно оставить в ПК: огромные веб-ресурсы, социальные сети, интернет-магазины и прочие порталы размещаются на огромных серверах. Совсем же крупные базы данных хранятся в дата-центрах, которые условно и можно назвать «облаками» данных.

    Кстати: первым интернетом была сеть Arpanet, а первое сообщение, которое удалось передать с ее помощью, было обычное для нас слово «login». Оно отправлялось студентом Чарли Клайном, но в ходе передачи произошел сбой и до конечного пользователя дошли только первые две буквы – «lo».

    Давайте вернемся к вопросу где хранятся файлы интернета и рассмотрим наиболее популярные дата-центры всего мира.

    • Digital Beijing. Расположен в Пекине и был возведен в честь Олимпиады 2008 года. Отличительная особенность центра – использование только светодиодных ламп, что дает возможность сократить использование электроэнергии на 60%. Стены огромного здания выполнены из стекла, они нужны для защиты внутреннего помещения от солнечного тепла, что дополнительно сокращает расходы на охлаждение серверов.
    • Apple. Располагается в Северной Каролине, США. Компания славится тем, что год за годом сокращает потребление обычной электроэнергии. По утверждению ее директоров практически все производство и офисы работают от энергии, вырабатываемой солнечными батареями. И неудивительно – центр окружен 400 тысячами кв.м этих возобновляемых источников света и тепла.
    • SityGroup. Расположен в Германии и считается самым экологически чистым, а также зеленым дата-центром. Сервера и их использование не наносят никакого вреда окружающей среде, что уже было отмечено всеми защитными организациями.
    • Telehouse West. Расположен в Лондоне, отличается использованием дата- центров для сдачи в аренду крупным компаниям. Рядом со зданием технически невозможно размещение солнечных батарей или мельниц, поэтому с 2011 года фирма начала закупать энергию этих источников у других производителей.
    • Telefonica. Испанский центр занимает восемь футбольных полей и обеспечивает хранение данных местных пользователей, а также клиентов из Германии и Англии. Часть ресурсов сдается в аренду желающим компаниям. Центр – третий в мире по размерам, награжден как наиболее надежный.
    • EBay. США. Основная особенность – расположение в Аризонской пустыне, где температура значительно выше, чем положено для функционирования дата-центра. Внутри здания температур достигает +46 градусов, для охлаждения используются водные контуры, все сервера помещены в контейнеры, перенаправляющие энергию не на понижение температуры, а на эффективность работы.
    • Google. Расположены по всему свету, большая часть центров соответствует «зеленым стандартам». Те, что расположены на берегах морей, например дата-центр в Финляндии, используют для охлаждения серверов только ледяную или холодную воду, что сокращает затраты.
    • Verne Global. Исландия. Дата-центр используется концерном BMW. Ранее он находился в Германии, но после переноса серверов на территорию более северной страны, был замечен 100% спад выброса углеродов, что важно для окружающей среды. Для выработки энергии здесь используются мощные гейзеры, поэтому урон природе минимальный.
    • IBM. Создан в 2009 году в США экспериментальным путем. Компания согласилась выделить деньги на строительство только в том случае, если будет изобретен метод, позволяющий в два раза снизить затраты на электроэнергию. В итоге дата-центр получает энергию от газовых турбин, чья эффективность на 60% выше, чем у рядовых.
    • Hewlett-Packard. Северная Великобритания. Не относится к экологически чистым предприятиям, но явно к этому стремится. Расходы на кондиционирование сокращаются благодаря наличию северных ветров: два вентилятора могут поддерживать оптимальную для серверов температуру без всякого электричества практически полгода. Расположенное рядом море дает возможность установки ветрогенераторов, которые также будут вырабатывать энергию.

    Это только 10 основных дата-центров, но по миру их разбросано очень много и они будут продолжать строиться по мере роста количества информации в сети. Площадь помещений и суммы затрат на их строительство практически невообразимы, а сколько данных на них хранится – страшно представить.

    Как доменное имя помогает найти нужный сайт?

    В интернете миллиарды страниц и сайтов, их гораздо больше, чем людей на планете. Если для людей существует перепись, где часто встречаются тезки, однофамильцы или вообще граждане с идентичными ФИО, то в сети это недопустимо. Что такое доменное имя: это набор символов на кириллице или латинице разделенный точками на две или три части.

    Стоит привести пример для полного понимания вопроса: полное название сайта mysite.com – это и есть полное доменное имя. Оно разделено двумя точками, следовательно, состоит из трех разных доменов:

    • Домен второго уровня – «mysite». Он задает само название сайта. Чем оно короче, тем лучше, но следует отражать основную идею или тематику ресурса.
    • Домен верхнего уровня – «com». Отражает направленность портала, например COM – значит коммерческий, следовательно на этом сайте что-то продается, он создан для сбора денег и так далее, RU – национальная российская доменная зона. Их очень много.

    В последнее время для регистрации новых сайтов хватает сочетания любых двух из вышеприведённых структур. Не забывайте, что перед созданием сайта необходимо проверить доменное имя – двух одинаковых быть не должно.

    Статьи по теме: