Смотреть что такое "TCP" в других словарях. Установление и разрыв TCP соединения

Применяя программу - анализатор трафика и используемых протоколов - Wireshark , Вы можете наблюдать работу трехэтапного квитирования TCP:


Шаг 1

Клиент TCP начинает трехэтапное квитирование, отправляя сегмент с установленным контрольным флагом SYN (Синхронизировать Номер Последовательности), указывая первоначальное значение в поле номера последовательности в заголовке. Это первоначальное значение номера последовательности, известное как Начальный Номер Последовательности (ISN), выбирается случайным образом и используется, чтобы начать отслеживание потока данных от клиента на сервер для этой сессии. ISN в заголовке каждого сегмента увеличивается на единицу для каждого байта данных, отправленных от клиента серверу, пока продолжается обмен данными.

Из рисунка видно, как вывод анализатора протоколов показывает флаг управления SYN и относительный номер последовательности.

Контрольный Флаг SYN установлен, и относительный номер последовательности равен 0. Хотя анализатор протоколов на графике указывает относительные значения для номеров последовательности и подтверждения, истинные значения является двоичными 32-битными числами. Мы можем определить фактические номера, отправляемые в заголовках сегментов, исследуя область "Packet Bytes" (Байты Пакета). Здесь можно видеть четыре байта, представленные в шестнадцатеричной форме.

Шаг 2

TCP сервер должен подтвердить получение сегмента SYN от клиента, чтобы установить сеанс от клиента к серверу. Чтобы это сделать, сервер отсылает сегмент назад к клиенту с установленным флагом ACK, указывающим, что поле номера подтверждения задействовано. С этим флагом, установленным в сегменте, клиент распознает это как подтверждение, что сервер получил SYN от TCP клиента.

Большинство разговоров о компьютерных сетях сводится к набору аббревиатур: HTTP, TCP, REST. Разберёмся в том, как всё устроено.

  • Сети подразумевают передачу информации.
  • Самый простой способ передачи информации — это текст.
  • Протоколы — это наборы соглашений, что обеспечивают передачу данных.

Если не углубляться в сложную терминологию, то хорошим примером передачи информации послужат системы мгновенного обмена сообщениями (англ. IM — Instant messaging). Viber, Skype, Messenger, etc. Все они имеют отдельные серверы и протоколы, оснащены своими особенностями и правилами передачи данных. Теперь разбираемся подробно.

TCP: что за зверь такой?

Протокол управления передачей (англ. TCP — Transmission Control Protocol) обеспечивает надежную доставку данных. Сервис TCP так и называется: reliable byte stream (надежная передача потока байт). Этот протокол отвечает за доставку данных и сохранение порядка передаваемых сообщений.

Поток может быть большим. Как же в этом случае работает протокол? Допустим, вы скачиваете файл, который весит несколько Гб. В протоколе поток будет разбиваться на сегменты, и каждый из этих сегментов — отправляться получателю. На стороне получателя все части снова собираются.

Чтобы обеспечить гарантию доставки данных, TCP использует подтверждение получения сообщений. Как это работает?

  1. От отправителя к получателю «уходит» некий сегмент данных.
  2. Приняв этот сегмент, получатель посылает отправителю подтверждение (ACK или Acknowledgement).
  3. Данный процесс повторяется, пока передаются данные.

А вот что происходит, если при передаче произошла ошибка: сегмент теряется в сети, не доходит до получателя, и подтверждение не отправляется. Со стороны отправителя есть таймер, который задает время ожидания подтверждения. По истечении этого времени и за неимением ACK сегмент отправляется повторно.

Вот только в протоколе TCP подтверждаются сразу несколько сегментов, которые отправляются друг за другом (механизм скользящего окна). В противном случае скорость обмена данными была бы ужасающе медленной.

В протоколе TCP также предусмотрена защита от дублирования и нарушения порядка сообщений (сообщения нумеруются).

Разбираемся с HTTP

Мы видим HTTP в каждой ссылке: http://google.com/. Что это значит? HTTP — это протокол передачи гипертекста. Грубо говоря, это тип разметки, которая добавляется в текстовые документы для определенного отображения текста. Например, в HTML используются теги:

Так это выглядит в браузере:

В стеке протоколов HTTP находится на прикладном уровне:

Он использует протокол TCP и порт сервера 80 (для клиента порт генерируется операционной системой).

Режим работы HTTP — запрос-ответ: клиент посылает серверу запрос на передачу web-страницы, после чего сервер пересылает эту страницу клиенту. При этом нет жестко заданного формата пакетов: используется текстовый режим.

Что такое REST?

REST представляет собой стиль архитектуры ПО для распределенных систем вроде World Wide Web. Используется, как правило, для построения веб-служб. Именно Рой Филдинг, один из авторов HTTP, ввел термин REST в 2000 году.

Это очень простой интерфейс управления данными, в котором не предусмотрены дополнительные внутренние «прослойки». Такой механизм означает передачу информации в точно том же виде, что и сама информация. Грубо говоря, мы не заворачиваем ее в XML, что присуще SOAP, не юзаем AMF, как Flash, etc.

Управление информацией основано на протоколе передачи данных. Наиболее распространенный — HTTP, о котором мы говорили ранее. В этом случае операции над информацией выполняются с помощью GET, PUT, POST, DELETE.

Формат заголовка TCP

Сегменты протокола TCP состоят из заголовка и блока данных.

Рис. 1.41. Формат заголовка сегмента TCP

Заголовок сегмента имеет следующие поля:

    Порт источника (SOURCE PORT) занимает 2 байта, идентифицирует процесс-отправитель;

    Порт назначения (DESTINATION PORT) занимает 2 байта, идентифицирует процесс-получатель;

    Номер последовательности (SEQUENCE NUMBER) занимает 4 байта, указывает номер байта, который определяет смещение сегмента относительно потока отправляемых данных; TCP применяет специальный алгоритм PAWS для защиты от перехода номеров последовательности через ноль;

    Номер подтверждения (ACKNOWLEDGEMENT NUMBER) занимает 4 байта, содержит максимальный номер байта в полученном сегменте, увеличенный на единицу; именно это значение используется в качестве квитанции;

    Смещение данных (Data Offset) занимает 4 бита, указывает длину заголовка сегмента TCP, измеренную в 32-битовых словах. Длина заголовка не фиксирована и может изменяться в зависимости от значений, устанавливаемых в поле OPTIONS;

    Резерв (RESERVED) занимает 6 битов, поле зарезервировано для последующего использования;

    Кодовые биты (CODE BITS) занимают 6 битов, содержат служебную информацию о типе данного сегмента, задаваемую установкой в единицу соответствующих битов этого поля:

      URG – признак наличия срочных (внеполосных) данных.

      ACK – квитанция на принятый сегмент. Контрольный бит сегмента-подтверждения, не занимающего какого-либо места в очереди (буфере приема). Бит информирует о том, что поле подтверждения в данном сегменте определяет номер байта в очереди, который хочет получить программа протокола TCP, пославшая данный сегмент. Это означает подтверждение факта получения всех предшествующих сегментов в очереди.

Примечание:

Обычно сегмент с ACK=1 является служебным сегментом, не несущим никаких данных. В некоторых реализациях TCP существует возможность в этом сегменте послать и данные (задержанный ACK, о котором речь шла выше).

      PSH – запрос на отправку сообщения без ожидания заполнения буфера;

Примечание:

PUSH-флаг можно увидеть в почти каждых примерах TCP-дампов. Это уведомление отправителя для получающего модуля TCP-получателя, чтобы тот сразу передал все полученные данные принимающему процессу уровня приложения. Эти данные могут состоять из того, что находится непосредственно в сегменте с PUSH-флагом, наряду с любыми другими данными, которые модуль TCP до этого накопил в буфере для процесса-получателя.

В первоначальной спецификации TCP было предложено, чтобы интерфейс программирования позволял передающему процессу сообщать своему TCP-модулю, когда установить PUSH флаг. В диалоговом приложении, например, когда клиент послал команду на сервер, клиент установит PUSH флаг и будет ждать ответ сервера. Предлагая TCP-модулю установить флаг, клиентское приложение уведомляет его, что оно не хочет, чтобы данные задержались в буфере TCP и ожидали дополнительные данные, прежде, чем посылать сегмент серверу.

Точно так же, когда TCP-модуль сервера получил сегмент с PUSH-флагом, это было уведомлением, чтобы передать данные к процессу сервера и не ждать прибытия любых дополнительных данных.

Сегодня, однако, большинство API не позволяют приложению сообщить его TCP-модулю о том, что оно хочет установить флаг PUSH или сообщить, был ли PUSH-флаг установлен в полученных данных. Фактически потребность в PUSH-флаге устарела, и хорошая реализация TCP может самостоятельно решить, когда надо установить флаг. Большинство реализаций типа Berkeley автоматически устанавливают PUSH-флаг, если данные в посылаемом сегменте "опустошают" посылающий буфер. Поэтому мы обычно видим установленный PUSH-флаг для каждой операции write () приложения, потому что данные обычно посылаются после этой операции. Реализации типа Berkeley игнорируют полученный PUSH-флаг, так как они обычно никогда не задерживают поставку полученных данных к приложению.

      RST – указывает на необходимость уничтожения канала связи. Контрольный бит (бит перезагрузки), который не занимает места в очереди приема и указывает, что получатель этого бита должен ликвидировать соединение без каких-либо дополнительных действий. Получатель может, основываясь на анализе номера очереди и поля подтверждения в сегменте, принесшем данный сегмент, решить, следует ли выполнять операцию перезагрузки или же следует проигнорировать эту команду. Ни в коем случае получатель сегмента с битом RST не должен давать в ответ ту же команду RST.

Для всех состояний, кроме SYN_SENT (см. ниже), все сегменты с сигналом перезагрузки (RST) проходят проверку полей номера последовательности SEQ. Сигнал перезагрузки признается, если его номер очереди попадает в окно приема. В состоянии же SYN_SENT (сигнал RST получен в ответ на посылку инициирующего сигнала SYN), сигнал RST признается, если поле ACK подтверждает ранее сделанную посылку сигнала SYN. Получатель сигнала RST вначале проверяет его, и лишь потом меняет свое состояние. Если получатель (сервер) находился в состоянии LISTEN, то он игнорирует сигнал. Если получатель находился в состоянии SYN_RECEIVED, то он возвращается вновь в состояние LISTEN. В иных случаях получатель ликвидирует соединение и переходит в состояние CLOSED. Если получатель находится в каком-либо ином состоянии, то он ликвидирует соединение и прежде чем перейти в состояние CLOSED, оповещает об этом своего клиента. В общем случае сигнал "сброс" (reset) посылается модулем TCP в том случае, если прибывающие сегменты не принадлежат указанному соединению или когда запрос о соединении прибывает и при этом не существует процесса, который слушает порт назначения.

      SYN – признак сообщения, используемого для синхронизации счетчиков переданных данных при установлении соединения; сегменты, несущие этот бит, будем называть SYN-сегментами;

      FIN – признак достижения передающей стороной последнего байта в потоке передаваемых данных.

Примечание:

В одном сегменте может быть установлено более чем один из четырех флагов, однако обычно взведен бывает только один или два флага. В RFC-1025 сегмент, в котором максимальная комбинация всех доступных флагов «взведена» одновременно (SYN, URG, PSH, FIN и 1 байт данных), называется пакетом "Камикадзе" (в английском языке существует еще несколько определений подобного пакета, а именно - "грязный пакет", "пакет Новогодней елки" и т.п.).

    Размер окна (WINDOW) занимает 2 байта, содержит объявляемое значение размера окна приема в байтах; Начальное значение этого поля является своеобразной константой, также как IP -TTL, характеризующей данную ОС. В некоторых случаях для однозначного определения типа ОС достаточно извлечь значение поля Window в TCP-заголовке принятого сегмента. Так, ОС AIX - единственная ОС, имеющая значение Window=0x3F25. Стек TCP/IP в ОС Windows типа NT5, как и OpenBSD и FreeBSD, имеет Window=0x402E;

    Контрольная сумма (CHECKSUM) занимает 2 байта, рассчитывается по сегменту. Если сегмент содержит нечетное число байтов в заголовке/или тексте, последние байты дополняются справа 8 нулями для выравнивания по 16-битовой границе. Биты заполнения (0) не передаются в сегменте и служат только для расчета контрольной суммы. При расчете контрольной суммы значение самого поля контрольной суммы принимается равным 0;

    Срочный указатель (URGENT POINTER) занимает 2 байта, используется совместно с кодовым битом URG, указывает на один байт данных, которые необходимо срочно принять, несмотря на возможное переполнение буфера;

    Опции (OPTIONS) – это поле имеет переменную длину и может вообще отсутствовать; используется для решения вспомогательных задач, например, при объявлении максимального размера сегмента; опции разрешено слать только в SYN и ACK+SYN сегментах (более подробно об опциях TCP см. ниже.)

    Заполнитель (PADDING) может иметь переменную длину, представляет собой фиктивное поле, используемое для доведения размера заголовка до целого числа 32-битовых слов;

    После заполнителя идут непосредственно байты данных сегмента.

Следует отдельно остановиться на особой важности сегмента с установленным флагом SYN. Если на локальном компьютере (хосте) не функционирует ни один сервер на базе TCP, то получение им из сети первого сегмента с флагом SYN является свидетельством попытки просканировать ваши открытые TCP-порты и, возможно, дальнейшего проникновения в вашу систему. Очень часто пользователи устанавливают сетевые ОС и не представляют, какие сервисные программы загружают такие ОС. Такое незнание может привести к плачевным последствиям.

На компьютере в сети обязательно должен быть установлен сетевой экран – файрволл (firewall), который отслеживает приходящие (incoming) SYN-сегменты и или оповещает пользователя, или просто отбрасывает их с соответствующей фиксацией в лог-файле. Тот же файрволл фиксирует и исходящие от ваших приложений SYN-сегменты (например, от броузера) и также оповещает пользователя, что "такая-то" программа требует выхода в Интернет. Это особенно важно для случая заражения хоста каким-либо вирусом, который пытается с вашего компьютера самостоятельно выйти в сеть, чтобы установить TCP-соединение с "вражеским" хостом – например, это может быть вирус-троян.

Тот факт, что TCP-сессия всегда начинается посылкой SYN-сегмента, привел к возникновению нового типа инициирования начала сессии с помощью посылки вместо первого SYN-сегмента ACK-сегмента – сетевые экраны (файрволлы) не препятствуют прохождению через них таких сегментов – ведь это просто служебная квитанция уже начатой легальной сессии – так они в общем-то справедливо считают. И если на одну TCP-сессию приходится всего два SYN-сегмента – туда и обратно, то ACK-сегментов может быть тысячи!

Опции в заголовке TCP

Заголовок TCP в поле опций может содержать дополнительные параметры соединения. Единственные параметры, определенные в первоначальной спецификации TCP RFC-793, это – конец списка опций, отсутствие операции (nop) и опция максимального размера сегмента MSS. Форматы наиболее часто применяемых опций приведены на рис.1.42.

Рис. 1.42. Формат основных опций TCP

Каждая опция начинается с поля ее типа длиной в 1 байт, который определяет тип опции. Опции типов 0 и 1 занимают одиночный байт. Все другие параметры имеют однобайтовое указание полной длины всех опций в байтах, которое следует за байтом типа.

Задача опции NOP "нет операции" состоит в том, чтобы позволить отправителю дополнять поля опций до величины, кратной 4 байтам. Например, если мы инициируем подключение TCP в системе 4.4BSD, программа tcpdump выводит следующие параметры TCP в начальном сегменте SYN:

Опция MSS

При установлении соединения каждая сторона может объявить MSS, который она собирается передавать. Опция MSS может быть использована только в SYN-сегменте. Если одна сторона не принимает опцию MSS от другой стороны, то используется размер по умолчанию в 536 байт, так как минимальный размер буфера для сборки пакетов (при фрагментации в IPv4) регламентирован размером 576 байт.

Опция масштабирования окна

Опция масштабирования окна wscale увеличивает определение окна TCP с 16 до 32 бит. Вместо изменения TCP-заголовка для того чтобы поместить в него окно большего размера, заголовок все так же содержит 16-битное значение, а опция определяет операцию масштабирования этого 16-битного значения. После чего TCP использует "реальный" размер окна внутри себя как 32-битное значение.

1-байтовый сдвиговый счетчик находится в диапазоне от 0 (нет масштабирования) до 14. Максимальное значение равное 14 соответствует окну размером 1.073.725.440 байт (65535 * 2 14).

Эта опция может появиться только в сегменте SYN; таким образом, коэффициент масштабирования определяется в каждом направлении при установлении соединения. Чтобы включить масштабирование окна, оба конца должны активизировать опцию в своих сегментах SYN. Сторона, осуществляющая активное открытие, посылает опцию в своем SYN-сегменте, однако сторона, осуществляющая пассивное открытие, может послать опцию, только если эта опция установлена в полученном SYN-сегменте. Коэффициент масштабирования может быть различен для каждого направления.

Если сторона, осуществляющая активное открытие, устанавливает ненулевой коэффициент масштабирования, однако не получает опцию масштабирования окна с удаленного конца, эта сторона устанавливает свой сдвиговый счетчик отправки и приема в 0. Таким образом добиваются совместимости новых систем со старыми, не поддерживающими эту опцию.

Требования к хостам Host Requirements RFC требуют, чтобы TCP принимал эту опцию в любом сегменте. (Единственная заранее определенная опция, максимальный размер сегмента, может появиться только в сегментах SYN.) Также этот документ требует, чтобы модуль TCP игнорировал любые опции, которые он не понимает. Это легко осуществимо, так как все новые опции имеют поле длины.

Представьте, что мы используем опцию масштабирования окна со сдвиговым счетчиком равным S для отправки и со сдвиговым счетчиком равным R для приема. В этом случае каждые 16 бит объявленного окна, которые мы получаем от удаленного конца, сдвигаются влево на R бит, чтобы получить реальный размер объявленного окна. Каждый раз, когда мы отправляем объявление окна на удаленный конец, мы берем реальный 32-битный размер окна, сдвигаем его вправо на S бит и помещаем получившийся результат (16-битное значение) в TCP-заголовок.

Опция временной марки

Опция временной метки (timestamp) позволяет отправителю поместить значение временной метки в каждый сегмент. Получатель возвращает это значение в подтверждении, что позволяет отправителю рассчитать RTT (Round Trip Time, период обращения) при получении каждого ACK. (Мы должны сказать "каждый ACK", а не "каждый сегмент", так как многие реализации TCP обычно подтверждают несколько сегментов с помощью одного ACK.) Обычно большинство современных реализаций рассчитывают одно RTT на окно, что вполне достаточно, если окно содержит 8 сегментов. Однако в случае, если окно имеет большие размеры, требуется лучший расчет RTT.

Эта опция устанавливается при открытии соединения таким же образом, как и опция масштабирования окна. Сторона, осуществляющая активное открытие, устанавливает опцию в своем SYN-сегменте. Только если опция получена и в SYN-сегменте удаленного партнера, она может быть установлена в следующих сегментах.

Выборочное подтверждение (TCP Selective Acknowledgement - SACK, RFC-2018).

Выборочное подтверждение (SACK) - стратегия, призванная скорректировать некоторые недостатки кумулятивного подтверждения. С помощью выборочного подтверждения получатель данных может оповещать отправителя о любых сегментах, которые прибыли успешно, так что отправителю потребуется повторно передать только фактически утерянные сегменты. Эта идеология представляет собой модификацию предложений RFC-1072 и сравнительно недавно одобрена консорциумом IETF. Она позволяет подтверждать прием данных не в порядке их поступления, как это было раньше, а выборочно и уже применяется во многих транспортных протоколах: NETBLT, XTP, RDP, NADIR и VMTP.

Для выборочного подтверждения необходимо указание 2 опций:

    Sack-Permitted (SACK разрешен). Двухбайтовая опция типа 4. Может быть послана только в SYN-сегменте.

    Собственно опция SACK. Опция типа 5 переменной длины.

На рис.1.42 эти опции не показаны.

В операционной системе Windows эта опция появилась, начиная с версии Win98SE.

  1. Внеполосные данные протокола TCP

Концепция внеполосных данных существует во многих протоколах транспортного уровня. Представим, что на другом конце соединения произошли некоторые события и о них надо срочно оповестить своего партнера по соединению. Вполне возможно, что к этому времени TCP-модуль уже занес в свой буфер передачи очередную порцию «обычных» данных. Можно было бы создать новое соединение (что в принципе и делается в «быстрых» сетях), но если соединение очень медленное, то более эффективно использовать уже существующее. Протокол TCP в таком случае использует флаг URG и срочный указатель Urgent Pointer, размещаемые в заголовке отправляемого сегмента, а сами «неотложные» данные размещаются в поле данных. О таких данных говорят, что они передаются вне потока – Out Of Band – OOB. Правда, в некоторых авторитетных источниках корректность этого названия подвергается сомнению – действительно, как мы увидим в разделе 2.9.1.1, такие данные могут быть размещены как "вне потока" обычных данных, так и внутри них. На наш взгляд, термин "внеполосные данные" следует заменить на более соответствующее истине название "срочные данные", а уж потом говорить о том, как они посылаются – вне потока или в нем.

Сегмент с установленным флагом URG посылается по соединению всегда, даже если поток передачи приостановлен. А вот сами «срочные» данные могут быть или отосланы, или нет, в зависимости от многих обстоятельств (места в буфере, количества уже отосланных данных и т.д.)

Сколько же байтов можно переслать в качестве неотложных? Пересылать то можно и несколько, но «настоящим» внеполосным байтом будет лишь один. Даже если мы запишем в параметре функции посылки данных несколько байт, то неотложным будет являться самый последний из них. Читателя, интересующегося этим вопросом более глубоко, мы отсылаем к фундаментальной книге У. Стивенса . Здесь только заметим, что внеполосные данные применяются немногими современными приложениями – это FTP, telnet и rlogin.

  1. Как передается сообщение

Работу протокола TCP легче всего понять на примере передачи сообщения между двумя машинами. Пусть некоторое приложение прикладного уровня отправляет сообщение другому приложению. При этом оно передается с верхнего уровня через протоколы прикладного уровня TCP. Предполагается, что сообщение является потоком, т.е. представляет собой последовательность байтов, передаваемых асинхронно. Это контрастирует с большинством протоколов, которые работают с блоками данных фиксированной длины и может обусловить некоторые проблемы на прикладном уровне, требуя преобразования, если приложение может работать только с блоками данных постоянного размера.

Основополагающей идеей в проектировании протокола является то, что каждый байт данных, посылаемый на TCP соединение, имеет номер очереди (номер байта в последовательности). Поскольку каждый байт пронумерован, то каждый из них может быть опознан. Применяемый механизм опознания является накопительным, так что правильное опознание номера N означает, что все байты с предыдущими номерами уже получены. Этот механизм позволяет регистрировать появление дубликатов в условиях повторной передачи. Нумерация байтов в пределах сегмента осуществляется так, чтобы первый байт данных сразу за заголовком имел наименьший номер, а следующие за ним байты имели номера по возрастающей.

Важно помнить о том, что количество номеров для очереди, хоть и велико, но ограничено. Диапазон номеров – от 0 до 2**32-1.

Модуль TCP получает поток байтов и собирает его в блоки, называемые сегментами, добавляя заголовки в начало сегментов. В заголовок записывается контрольная сумма и порядковый номер сегмента данных. Длина сегмента обычно определяется TCP или выбирается администратором системы. (В большинстве случаев длины сегмента TCP и пакета IP никак не связаны друг с другом.)

Процесс установления соединения начинается с передачи запроса на установление соединения от машины-отправителя машине-получателю. В запросе содержится числовая комбинация, называемая адресом сокета (см. 2.4). В ответ приложение-получатель посылает адрес своего сокета. Набор адресов сокетов отправителя и получателя однозначно определяют соединение между приложениями.

После установления соединения модуль TCP начинает передавать сегменты сообщения IP-модулю, который преобразует каждый из них в один IPv4-пакет. Эти операции производятся уже без какого-либо участия TCP. Пройдя через сеть от машины-отправителя к машине-получателю, пакеты поступают к IP-уровню последней. Он собирает из них отправленный сегмент и передает его своему модулю TCP. В свою очередь сообщение от TCP поступает к приложению-получателю через используемый протокол прикладного уровня.

Если сообщение состоит из нескольких ТСР-сегментов (не путать с IР-пакетами), TCP-модуль на машине-получателе собирает его, исходя из порядковых номеров сегментов, хранящихся в заголовке. Если сегмент утерян или поврежден (последнее обнаруживается с помощью контрольной суммы в заголовке сегмента), отправителю посылается сообщение, содержащее порядковый номер ошибочного или потерянного сегмента. В этом случае отправитель повторно передает сегмент.

  1. Таймеры TCP

Программные таймеры нужны для того, чтобы избежать чрезмерных задержек и минимизировать состояния ожидания. Они позволяют преодолеть некоторые препятствия, возникающие при передаче данных в реальной среде. Роль различных таймеров, используемых TCP в передаче данных, рассматривается в последующих разделах.

Таймер повторной передачи

В TCP не предусмотрена передача квитанции, если сегмент доставлен искаженным. Пропажу сегмента обнаруживают с помощью таймера повторной передачи, и если квитанция на сегмент не поступила вовремя, он считается потерянным и передается повторно. Программное обеспечение TCP отправителя хранит в специальном буфере копии сегментов, на которые не получено подтверждение. После получения квитанции таймер останавливается, а копия соответствующего сегмента удаляется.

Таймер повторной передачи отмеряет время ожидания квитанции на отправленный сегмент (Retransmission TimeOut, RTO). Этот параметр устанавливается с учетом типа сети и скоростей доставки сообщений. Если квитанция не поступает вовремя, сегмент отправляется вновь, а период повторной передачи увеличивается по экспоненциальному закону. Так повторяется несколько раз, пока период повторной передачи не достигнет некоторого заданного предела, после чего обслужи-ваемому процессу выдает сообщение об ошибке.

Выбор времени ожидания (тайм-аута) очередной квитанции является важной задачей, результат решения которой влияет на производительность протокола TCP.

Тайм-аут не должен быть слишком коротким, чтобы по возможности исключить избыточные повторные передачи, которые снижают полезную пропускную способность системы. Но он не должен быть и слишком большим, чтобы избежать длительных простоев, связанных с ожиданием несуществующей или "заблудившейся" квитанции.

При выборе величины тайм-аута должны учитываться скорость и надежность физических линий связи, их протяженность и многие другие подобные факторы. В протоколе TCP тайм-аут определяется с помощью достаточно сложного адаптивного алгоритма. При установлении соединения засекается время от момента отправки сегмента до прихода квитанции о его приеме (так называемое время оборота – RTT, Round Trip Time), на основании которого формируется начальное значение RTO. При дальнейших передачах получаемые значения RTT усредняются с весовыми коэффициентами, возрастающими от предыдущего замера к последующему. Это делается для усиления влияния последних замеров. В качестве тайм-аута выбирается среднее время оборота, умноженное на некоторый коэффициент. Практика показывает, что значение этого коэффициента должно превышать 2. В сетях с большим разбросом времени оборота при выборе тайм-аута учитывается и дисперсия этой величины.

Протокол TCP поддерживает очередь отправленных сегментов, подтверждения о приеме которых еще не поступили. Согласно спецификации протокола сегмент будет передан повторно, если подтверждение не поступит в течение определенного периода. Разные реализации протокола TCP согласно могут поддерживать три стратегии повторной передачи.

" Только первый " . Поддерживается один таймер повторной передачи для всей очереди. При получении подтверждения первый сегмент удаляется из очереди повторной передачи и таймер сбрасывается. Если время таймера истекает, повторно передается сегмент из начала очереди и таймер обнуляется.

Пакетная . Также поддерживается один таймер повторной передачи для всей очереди, но когда приходит подтверждение, из очереди повторной передачи удаляются все сегменты и таймер сбрасывается. Если время таймера истекает, повторно передаются все сегменты из очереди и таймер обнуляется.

Индивидуальная . Для каждого сегмента в очереди существует отдельный таймер. При получении подтверждения из очереди повторной передачи удаляется первый сегмент, а соответствующий таймер обнуляется. По истечении времени какого-либо таймера повторно передается только соответствующий сегмент и его таймер сбрасывается.

Первая стратегия повышает эффективность передачи трафика, поскольку повторно передается лишь потерянный сегмент (или тот, чье подтверждение о приеме было потеряно). Однако из-за того, что таймер для второго сегмента в очереди не устанавливается, пока не подтвержден прием первого сегмента, могут возникать некоторые задержки. Использование пакетного режима также снижает вероятность длительных задержек, но способно привести к ненужным повторным передачам. Индивидуальная стратегия решает эти проблемы ценой более сложной реализации.

Таймер задержки

Получателю могут поступать сегменты и после того, как соединение было им закрыто. Таймер задержки (quiet timer) связан с состоянием ожидания TIME_WAIT (см. раздел 1.7.13), которое предоставляет защиту от опоздавших пакетов, принадлежащих ранним соединениям; при этом они не будут интерпретироваться как часть нового соединения, которое использует те же самые локальный и удаленный IP адреса и номера портов. Это состояние иногда называется состоянием 2MSL – удвоенное время жизни TCP-сегмента Maximum Segment Lifetime.

Следуя RFC-793, в котором MSL определен равным 2 мин., общее время TIME_WAIT составит 4 мин. На практике это обычно не так. Например, в системах, производных от BSD, MSL равно 30 сек., так что состояние TIME_WAIT длится всего 1 мин. Можно встретить и другие значения в диапазоне от 30 сек. до 2 мин. Если в то время, когда процесс находится в состоянии TIME_WAIT, прибывает новый сегмент, то его таймер 2MSL перезапускается.

Возможно, что хост или его процесс, находясь в состоянии 2MSL, вышел из строя, за время 2MSL успел перезапуститься и немедленно установил новые соединения с использованием локальных и удаленных адресов сокетов, которые были в распоряжении процесса в состоянии 2MSL перед выходом из строя.

В этом случае опоздавшие сегменты из соединения, которое существовало перед выходом из строя сетевой программы хоста, ОС или самого хоста, могут быть ошибочно интерпретированы как принадлежащие новому соединению, созданному после перезапуска. Это может произойти вне зависимости от того, какой начальный номер последовательности сгенерировал модуль TCP после перезагрузки.

Чтобы защититься от подобных нежелательных ситуаций, RFC-793 указывает, что модуль TCP не должен создавать новые соединения до истечения MSL с момента перезагрузки. Этот период называется "тихое время" (quiet time).

В некоторых реализациях хосты после перезагрузки ожидают даже дольше, чем время MSL.

Длительность задержки обычно выбирают равной удвоенному значению максимального времени жизни сегмента (оно совпадает со значением поля времени жизни в заголовке IP-пакета). В ответ на каждый пришедший в этот период сегмент отправляется сообщение об ошибке.

Таймер запросов

Таймер запросов (persistence timer) предусмотрен для такого довольно редкого случая, когда получатель, приостановивший передачу данных путем посылки сегмента с нулевым размером окна, отправляет своему партнеру сообщение о возобновлении работы, но тот его не получает. Если подтверждения теряются, то это в принципе может привести к тупиковой ситуации, когда обе стороны будут дожидаться прихода подтверждений. В таком случае, чтобы продолжить передачу, отправитель с периодом, задаваемым таймером, посылает запросы с одним байтом данных. В ответ на них он получает сегменты, где указан размер окна партнера. Если размер окна нулевой, адресат по-прежнему занят, а если нет, то он готов принимать полезную информацию, после чего передача данных возобновляется. Период повторения запросов определяются таймером запросов. Обычно это 60 секунд. Он взводится в момент получения TCP-пакета с нулевым значением поля "Размер окна" в его заголовке (типичное начальное значение для этого таймера - 5 секунд.)

Таймер контроля и таймер разъединения

Эти таймеры предназначены для проверки соединения. Будучи однажды создан, канал TCP может существовать "вечно". Если клиент и сервер пассивны, то при разрыве соединения, например, при проблемах со средой передачи, сетевой атаке, крахе сервера или клиента, участники соединения (либо один из них) не подозревают о возникших проблемах. Конечно, проблема рано или поздно будет выявлена - когда клиент или сервер попытаются послать какую-то информацию.

В архитектуре клиент-сервер довольно часто встречаются реализации, в которых клиент, отправив запрос на сервер, долгое время ожидает ответа сервера. Еще более актуальная ситуация - в реализациях TCP-сервера необходимо точно знать, сколько из соединившихся клиентов реально существуют. Многие из прикладных протоколов применяют для этого "пустую операцию" (NOP), которая время от времени производится между клиентом и сервером для проверки наличия соединения. Данный подход хорош тем, что он не зависит от реализации стека TCP/IP. Есть и другой метод – таймер контроля работоспособности (keep-alive).

Transporta un Sakaru Instit ūts , dabas zinātņu maģ ... - 2002 Baltijas Krievu instit ūts , lektore, docente. Transporta un sakaru instit ūts , lektore. SIA «L ...

  • Profesionālā bakalaura grāda un datordizainera kvalifikācijas iegūšanai

    Документ

    Iestāde Amats No 2005 Transporta un sakaru instit ūts docente No 2004 Baltijas Starptautisk ... 2000 – 2005 Transporta un sakaru instit ūts lektore 2000 – 2002 Baltijas Krievu instit ūts lektore 2000 – 2002 ...

  • Rīgas tehniskā universitāte datorzinātnes un informācijas tehnoloģijas fakultāte datorvadības automātikas un datortehnikas institūts pašnovērtējuma ziņojums

    Документ

    Pakalpojumu laboratorijā - viss notiek!. Sakaru pasaule. #2(46) 2007.g. 70 ... uzdevumi matemātikas papildnodaļās transporta un mašīnzinību spacialitātēm. RTU ... 1993. g. Profesors, Elektronikas un datorzinātnes instit ūts , Latvijas Universitāte (Profesora ...

  • Latvijas Izglītības un zinātnes ministrijai (3)

    Документ

    ... un psiholoģijas katedra/ instit ūts , docente 1999. - 2002.g. Pedagoģijas un psiholoģijas instit ūts ... ājums, 37. – 39. lpp. Rīga, Transporta un sakaru instit ūts , 2005 J.Mencis, V.Neimanis. GENESIS OF ...

  • Большинство из нас знает TCP/IP как "клей", связующий Internet. Но не многие способны дать убедительное описание того, что этот протокол представляет собой и как работает. Итак, что же такое TCP/IP в действительности?

    TCP/IP - это средство для обмена информацией между компьютерами, объединенными в сеть. Не имеет значения, составляют ли они часть одной и той же сети или подключены к отдельным сетям. Не играет роли и то, что один из них может быть компьютером Cray, а другой Macintosh. TCP/IP - это не зависящий от платформы стандарт, который перекидывает мосты через пропасть, лежащую между разнородными компьютерами, операционными системами и сетями. Это протокол, который глобально управляет Internet, и в значительной мере благодаря сети TCP/IP завоевал свою популярность.

    Понимание TCP/IP главным образом подразумевает способность разбираться в наборах таинственных протоколов, которые используются главными компьютерами TCP/IP для обмена информацией. Давайте рассмотрим некоторые из этих протоколов и выясним, что составляет оболочку TCP/IP.
    Основы TCP/IP
    TCP/IP - это аббревиатура термина Transmission Control Protocol/Internet Protocol (Протокол управления передачей/Протокол Internet). В терминологии вычислительных сетей протокол - это заранее согласованный стандарт, который позволяет двум компьютерам обмениваться данными. Фактически TCP/IP не один протокол, а несколько. Именно поэтому вы часто слышите, как его называют набором, или комплектом протоколов, среди которых TCP и IP - два основных.

    Программное обеспечение для TCP/IP, на вашем компьютере, представляет собой специфичную для данной платформы реализацию TCP, IP и других членов семейства TCP/IP. Обычно в нем также имеются такие высокоуровневые прикладные программы, как FTP (File Transfer Protocol, Протокол передачи файлов), которые дают возможность через командную строку управлять обменом файлами по Сети.

    TCP/IP - зародился в результате исследований, профинансированных Управлением перспективных научно-исследовательских разработок (Advanced Research Project Agency, ARPA) правительства США в 1970-х годах. Этот протокол был разработан с тем, чтобы вычислительные сети исследовательских центров во всем мире могли быть объединены в форме виртуальной "сети сетей" (internetwork). Первоначальная Internet была создана в результате преобразования существующего конгломерата вычислительных сетей, носивших название ARPAnet, с помощью TCP/IP.

    Причина, по которой TCP/IP столь важен сегодня, заключается в том, что он позволяет самостоятельным сетям подключаться к Internet или объединяться для создания частных интрасетей. Вычислительные сети, составляющие интрасеть, физически подключаются через устройства, называемые маршрутизаторами или IP-маршрутизаторами. Маршрутизатор - это компьютер, который передает пакеты данных из одной сети в другую. В интрасети, работающей на основе TCP/IP, информация передается в виде дискретных блоков, называемых IP-пакетами (IP packets) или IP-дейтаграммами (IP datagrams). Благодаря программному обеспечению TCP/IP все компьютеры, подключенные к вычислительной сети, становятся "близкими родственниками". По существу оно скрывает маршрутизаторы и базовую архитектуру сетей и делает так, что все это выглядит как одна большая сеть. Точно так же, как подключения к сети Ethernet распознаются по 48-разрядным идентификаторам Ethernet, подключения к интрасети идентифицируются 32-разрядными IP-адресами, которые мы выражаем в форме десятичных чисел, разделенных точками (например, 128.10.2.3). Взяв IP-адрес удаленного компьютера, компьютер в интрасети или в Internet может отправить данные на него, как будто они составляют часть одной и той же физической сети.

    TCP/IP дает решение проблемы данными между двумя компьютерами, подключенными к одной и той же интрасети, но принадлежащими различным физическим сетям. Решение состоит из нескольких частей, причем каждый член семейства протоколов TCP/IP вносит свою лепту в общее дело. IP - самый фундаментальный протокол из комплекта TCP/IP - передает IP-дейтаграммы по интрасети и выполняет важную функцию, называемую маршрутизацией, по сути дела это выбор маршрута, по которому дейтаграмма будет следовать из пункта А в пункт B, и использование маршрутизаторов для "прыжков" между сетями.

    TCP - это протокол более высокого уровня, который позволяет прикладным программам, запущенным на различных главных компьютерах сети, обмениваться потоками данных. TCP делит потоки данных на цепочки, которые называются TCP-сегментами, и передает их с помощью IP. В большинстве случаев каждый TCP-сегмент пересылается в одной IP-дейтаграмме. Однако при необходимости TCP будет расщеплять сегменты на несколько IP-дейтаграмм, вмещающихся в физические кадры данных, которые используют для передачи информации между компьютерами в сети. Поскольку IP не гарантирует, что дейтаграммы будут получены в той же самой последовательности, в которой они были посланы, TCP осуществляет повторную "сборку" TCP-сегментов на другом конце маршрута, чтобы образовать непрерывный поток данных. FTP и telnet - это два примера популярных прикладных программ TCP/IP, которые опираются на использование TCP.

    Другой важный член комплекта TCP/IP - User Datagram Protocol (UDP, протокол пользовательских дейтаграмм), который похож на TCP, но более примитивен. TCP - "надежный" протокол, потому что он обеспечивает проверку на наличие ошибок и обмен подтверждающими сообщениями чтобы данные достигали своего места назначения заведомо без искажений. UDP - "ненадежный" протокол, ибо не гарантирует, что дейтаграммы будут приходить в том порядке, в котором были посланы, и даже того, что они придут вообще. Если надежность - желательное условие, для его реализации потребуется программное обеспечение. Но UDP по-прежнему занимает свое место в мире TCP/IP, и испльзуется во многих программах. Прикладная программа SNMP (Simple Network Management Protocol, простой протокол управления сетями), реализуемый во многих воплощениях TCP/IP, - это один из примеров программ UDP.

    Другие TCP/IP протоколы играют менее заметные, но в равной степени важные роли в работе сетей TCP/IP. Например, протокол определения адресов (Address Resolution Protocol, ARP) ппреобразует IP-адреса в физические сетевые адреса, такие, как идентификаторы Ethernet. Родственный протокол - протокол обратного преобразования адресов (Reverse Address Resolution Protocol, RARP) - выполняет обеспечивает обратное действие, преобразуя физические сетевые адреса в IP-адреса. Протокол управления сообщениями Internet (Internet Control Message Protocol, ICMP) представляет собой протокол сопровождения, который использует IP для обмена управляющей информацией и контроля над ошибками, относящимися к передаче пакетов IP. Например, если маршрутизатор не может передать IP-дейтаграмму, он использует ICMP, с тем чтобы информировать отправителя, что возникла проблема. Краткое описание некоторых других протоколов, которые "прячутся под зонтиком" TCP/IP, приведено во врезке.
    Краткое описание протоколов семейства TCP/IP с расшифровкой аббревиатур
    ARP (Address Resolution Protocol, протокол определения адресов): конвертирует 32-разрядные IP-адреса в физические адреса вычислительной сети, например, в 48-разрядные адреса Ethernet.

    FTP (File Transfer Protocol, протокол передачи файлов): позволяет передавать файлы с одного компьютера на другой с использованием TCP-соединений. В родственном ему, но менее распространенном протоколе передачи файлов - Trivial File Transfer Protocol (TFTP) - для пересылки файлов применяется UDP, а не TCP.

    ICMP (Internet Control Message Protocol, протокол управляющих сообщений Internet): позволяет IP-маршрутизаторам посылать сообщения об ошибках и управляющую информацию другим IP-маршрутизаторам и главным компьютерам сети. ICMP-сообщения "путешествуют" в виде полей данных IP-дейтаграмм и обязательно должны реализовываться во всех вариантах IP.

    IGMP (Internet Group Management Protocol, протокол управления группами Internet): позволяет IP-дейтаграммам распространяться в циркулярном режиме (multicast) среди компьютеров, которые принадлежат к соответствующим группам.

    IP (Internet Protocol, протокол Internet): низкоуровневый протокол, который направляет пакеты данных по отдельным сетям, связанным вместе с помощью маршрутизаторов для формирования Internet или интрасети. Данные "путешествуют" в форме пакетов, называемых IP-дейтаграммами.

    RARP (Reverse Address Resolution Protocol, протокол обратного преобразования адресов): преобразует физические сетевые адреса в IP-адреса.

    SMTP (Simple Mail Transfer Protocol, простой протокол обмена электронной почтой): определяет формат сообщений, которые SMTP-клиент, работающий на одном компьютере, может использовать для пересылки электронной почты на SMTP-сервер, запущенный на другом компьютере.

    TCP (Transmission Control Protocol, протокол управления передачей): протокол ориентирован на работу с подключениями и передает данные в виде потоков байтов. Данные пересылаются пакетами - TCP-сегментами, - которые состоят из заголовков TCP и данных. TCP - "надежный" протокол, потому что в нем используются контрольные суммы для проверки целостности данных и отправка подтверждений, чтобы гарантировать, что переданные данные приняты без искажений.

    UDP (User Datagram Protocol, протокол пользовательских дейтаграмм): протокол, не зависящий от подключений, который передает данные пакетами, называемыми UDP-дейтаграммами. UDP - "ненадежный" протокол, поскольку отправитель не получает информацию, показывающую, была ли в действительности принята дейтаграмма.
    Архитектура TCP/IP

    Проектировщики вычислительных сетей часто используют семиуровневую модель ISO/OSI (International Standards Organization/Open Systems Interconnect, Международная организация по стандартизации/ Взаимодействие открытых систем), которая описывает архитектуру сетей. Каждый уровень в этой модели соответствует одному уровню функциональных возможностей сети. В самом основании располагается физический уровень, представляющий физическую среду, по которой "путешествуют" данные, - другими словами, кабельную систему вычислительной сети. Над ним имеется канальный уровень, или уровень звена данных, функционирование которого обеспечивается сетевыми интерфейсными платами. На самом верху размещается уровень прикладных программ, где работают программы, использующие служебные функции сетей.

    На рисунке показано, как TCP/IP согласуется с моделью ISO/OSI. Этот рисунок также иллюстрирует уровневое строение TCP/IP и показывает взаимосвязи между основными протоколами. При переносе блока данных из сетевой прикладной программы в плату сетевого адаптера он последовательно проходит через ряд модулей TCP/IP. При этом на каждом шаге он доукомплектовывается информацией, необходимой для эквивалентного модуля TCP/IP на другом конце цепочки. К тому моменту, когда данные попадают в сетевую плату, они представляют собой стандартный кадр Ethernet, если предположить, что сеть основана именно на этом интерфейсе. Программное обеспечение TCP/IP на приемном конце воссоздает исходные данные для принимающей программы путем захвата кадра Ethernet и прохождения его в обратном порядке по набору модулей TCP/IP. (Один из наилучших способов разобраться во внутреннем устройстве TCP/IP стоит в использовании программы-"шпиона", чтобы найти внутри кадров, "пролетающих" по сети, информацию, добавленную различными модулями TCP/IP.)

    В левой части этой диаграммы показаны уровни модели ISO/OSI. Правая часть диаграммы иллюстрирует корреляцию TCP/IP с этой моделью.

    Для иллюстрации роли, которую TCP/IP играет в вычислительных сетях в реальном мире, рассмотрим, что происходит, когда Web-браузер использует HTTP (HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста) для извлечения страницы HTML-данных из Web-сервера, подключенного к Internet. Для формирования виртуального подключения к серверу браузер использует абстракцию программного обеспечения высокого уровня, называемую гнездом (socket). А чтобы извлечь страницу Web, он посылает на сервер команду GET HTTP, записывая ее в гнездо. Программное обеспечение гнезда, в свою очередь, применяет TCP для пересылки битов и байтов, составляющих команду GET на Web-сервер. TCP сегментирует данные и передает отдельные сегменты модулю IP, который пересылает сегменты в дейтаграммах на Web-сервер.

    Если браузер и сервер работают на компьютерах, подключенных к различным физическим сетям (как это обычно бывает), дейтаграммы передаются от сети к сети до тех пор, пока не достигнут той, к которой физически подключен сервер. В конце концов дейтаграммы достигают пункта своего назначения и вновь собираются таким образом, чтобы Web-сервер, который считывает цепочки данных из своего гнезда, получал непрерывный поток данных. Для браузера и сервера данные, записанные в гнездо на одном конце, как по волшебству, "всплывают" на другом конце. Но между этими событиями происходят все виды сложных взаимодействий для создания иллюзии непрерывной передачи данных между вычислительными сетями.

    И это практически все, чем занимается TCP/IP: превращением множества небольших сетей в одну большую и предоставлением услуг, которые нужны прикладным программам для обмена информацией друг с другом по получающейся в итоге Internet.
    Краткое заключение

    О TCP/IP можно было бы рассказать много больше, но есть три ключевых момента:
    TCP/IP - это набор протоколов, которые позволяют физическим сетям объединяться вместе для образования Internet. TCP/IP соединяет индивидуальные сети для образования виртуальной вычислительной сети, в которой отдельные главные компьютеры идентифицируются не физическими адресами сетей, а IP-адресами.
    В TCP/IP используется многоуровневая архитектура, которая четко описывает, за что отвечает каждый протокол. TCP и UDP обеспечивают высокоуровневые служебные функции передачи данных для сетевых программ, и оба опираются на IP при передаче пакетов данных. IP отвечает за маршрутизацию пакетов до их пункта назначения.
    Данные, перемещающиеся между двумя прикладными программами, работающими на главных компьютерах Internet, "путешествуют" вверх и вниз по стекам TCP/IP на этих компьютерах. Информация, добавленная модулями TCP/IP на стороне отправителя, "разрезается" соответствующими TCP/IP-модулями на принимающем конце и используется для воссоздания исходных данных.

    Хотя есть и реализации TCP в контексте приложения.

    Когда осуществляется передача от компьютера к компьютеру через Интернет, TCP работает на верхнем уровне между двумя конечными системами, например, браузером и веб-сервером. Также TCP осуществляет надежную передачу потока байтов от одной программы на некотором компьютере к другой программе на другом компьютере. Программы для электронной почты и обмена файлами используют TCP. TCP контролирует длину сообщения, скорость обмена сообщениями, сетевой трафик.

    Заголовок сегмента TCP

    Заголовок сегмента TCP
    Бит 0 - 3 4 - 9 10 - 15 16 - 31
    0 Порт источника Порт назначения
    32 Номер последовательности
    64 Номер подтверждения
    96 Смещение данных Зарезервировано Флаги Размер Окна
    128 Контрольная сумма Указатель важности
    160 Опции (необязательное, но используется практически всегда)
    160/192+
    Данные

    Порт источника

    Номер последовательности

    Номер последовательности выполняет две задачи:

    1. Если установлен флаг SYN, то это начальное значение номера последовательности - ISN (Initial Sequence Number), и первый байт данных, которые будут переданы в следующем пакете, будет иметь номер последовательности, равный ISN + 1.
    2. В противном случае, если SYN не установлен, первый байт данных, передаваемый в данном пакете, имеет этот номер последовательности.

    Поскольку поток TCP в общем случае может быть длиннее, чем число различных состояний этого поля, то все операции с номером последовательности должны выполняться по модулю 2^32. Это накладывает практическое ограничение на использование TCP. Если скорость передачи коммуникационной системы такова, чтобы в течение MSL (максимального времени жизни сегмента) произошло переполнение номера последовательности, то в сети может появиться два сегмента с одинаковым номером, относящихся к разным частям потока, и приёмник получит некорректные данные.

    Номер подтверждения

    Если установлен флаг ACK, то это поле содержит номер последовательности, ожидаемый получателем в следующий раз. Помечает этот сегмент как подтверждение получения.

    Смещение данных

    Это поле определяет размер заголовка пакета TCP в 4-байтных (4-октетных) словах. Минимальный размер составляет 5 слов, а максимальный - 15, что составляет 20 и 60 байт соответственно. Смещение считается от начала заголовка TCP.

    Зарезервировано

    Зарезервировано (6 бит) для будущего использования и должно устанавливаться в ноль. Из них два (5-й и 6-й) уже определены:

    • CWR (Congestion Window Reduced) - Поле «Окно перегрузки уменьшено» - флаг установлен отправителем, чтоб указать, что получен пакет с установленным флагом ECE (RFC 3168)
    • ECE (ECN-Echo) - Поле «Эхо ECN» - указывает, что данный узел способен на ECN (явное уведомление перегрузки) и для указания отправителю о перегрузках в сети (RFC 3168)

    Флаги (управляющие биты)

    Это поле содержит 6 битовых флагов:

    • URG - Поле «Указатель важности» задействовано (англ. Urgent pointer field is significant )
    • ACK - Поле «Номер подтверждения» задействовано (англ. Acknowledgement field is significant )
    • PSH - (англ. Push function ) инструктирует получателя протолкнуть данные, накопившиеся в приемном буфере, в приложение пользователя
    • RST - Оборвать соединения, сбросить буфер (очистка буфера) (англ. Reset the connection )
    • SYN - Синхронизация номеров последовательности (англ. Synchronize sequence numbers )
    • FIN (англ. final , бит) - флаг, будучи установлен, указывает на завершение соединения (англ. FIN bit used for connection termination ).

    Окно

    В этом поле содержится число, определяющее в байтах размер данных, которые отправитель готов принять.

    Псевдозаголовок

    TCP-заголовок не содержит информации об адресе отправителя и получателя, поэтому даже при совпадении порта получателя нельзя с точностью сказать, что сообщение пришло в нужное место. Поскольку назначением протокола TCP является надёжная доставка сообщений, то этот момент имеет принципиальное значение. Эту задачу можно было решить разными способами. Самый очевидный - добавить информацию об адресе назначения в заголовок TCP, однако это, во-первых, приводит к дублированию информации, что снижает долю полезной информации переносимой TCP-сегментом, а во-вторых, нарушает принцип инкапсуляции модели OSI. Поэтому разработчики протокола пошли другим путём и использовали дополнительный псевдозаголовок:

    TCP-псевдозаголовок IPv4

    TCP-псевдозаголовок IPv6

    • Протокол (Protocol)/Протокол верхнего уровня (Next header) - содержит в себе значение 6 (000000110 в двоичном виде, 0x6 - в шестнадцатеричном) - идентификатор TCP-протокола.
    • Длина TCP-сегмента (TCP length) - содержит в себе длину TCP-сегмента в байтах (TCP-заголовок + данные; длина псевдозаголовка не учитывается).

    Псевдозаголовок не включается в TCP-сегмент. Он используется для расчета контрольной суммы перед отправлением сообщения и при его получении (получатель составляет свой псевдозаголовок, используя адрес хоста, с которого пришло сообщение, и собственный адрес, а затем считает контрольную сумму).

    Контрольная сумма

    Поле контрольной суммы - это 16-битное дополнение к сумме всех 16-битных слов заголовка(включая псевдозаголовок) и данных. Если сегмент, по которому вычисляется контрольная сумма, имеет длину не кратную 16-ти битам, то длина сегмента увеличивается до кратной 16-ти, за счет дополнения к нему справа нулевых битов заполнения. Биты заполнения (0) не передаются в сообщении и служат только для расчёта контрольной суммы. При расчёте контрольной суммы значение самого поля контрольной суммы принимается равным 0.

    Указатель важности

    16-битовое значение положительного смещения от порядкового номера в данном сегменте. Это поле указывает порядковый номер октета, которым заканчиваются важные (urgent) данные. Поле принимается во внимание только для пакетов с установленным флагом URG.

    Опции

    Могут применяться в некоторых случаях для расширения протокола. Иногда используются для тестирования. На данный момент в опции практически всегда включают 2 байта NOP (в данном случае 0x01) и 10 байт, задающих timestamps . Вычислить длину поля опции можно через значение поля смещения.

    Механизм действия протокола

    В отличие от традиционной альтернативы - UDP, который может сразу же начать передачу пакетов, TCP устанавливает соединения, которые должны быть созданы перед передачей данных. TCP соединение можно разделить на 3 стадии:

    • Установка соединения
    • Передача данных
    • Завершение соединения

    Состояния сеанса TCP

    Состояния сеанса TCP
    CLOSED Начальное состояние узла. Фактически фиктивное
    LISTEN Сервер ожидает запросов установления соединения от клиента
    SYN-SENT Клиент отправил запрос серверу на установление соединения и ожидает ответа
    SYN-RECEIVED Сервер получил запрос на соединение, отправил ответный запрос и ожидает подтверждения
    ESTABLISHED Соединение установлено, идёт передача данных
    FIN-WAIT-1 Одна из сторон (назовём её узел-1) завершает соединение, отправив сегмент с флагом FIN
    CLOSE-WAIT Другая сторона (узел-2) переходит в это состояние, отправив, в свою очередь сегмент ACK и продолжает одностороннюю передачу
    FIN-WAIT-2 Узел-1 получает ACK, продолжает чтение и ждёт получения сегмента с флагом FIN
    LAST-ACK Узел-2 заканчивает передачу и отправляет сегмент с флагом FIN
    TIME-WAIT Узел-1 получил сегмент с флагом FIN, отправил сегмент с флагом ACK и ждёт 2*MSL секунд, перед окончательным закрытием соединения
    CLOSING Обе стороны инициировали закрытие соединения одновременно: после отправки сегмента с флагом FIN узел-1 также получает сегмент FIN, отправляет ACK и находится в ожидании сегмента ACK (подтверждения на свой запрос о разъединении)

    Установка соединения

    Процесс начала сеанса TCP - обозначаемое как "рукопожатие" (handshake), состоит из 3 шагов.

    1. Клиент, который намеревается установить соединение, посылает серверу сегмент с номером последовательности и флагом SYN.

    • Сервер получает сегмент, запоминает номер последовательности и пытается создать сокет (буферы и управляющие структуры памяти) для обслуживания нового клиента.
      • В случае успеха сервер посылает клиенту сегмент с номером последовательности и флагами SYN и ACK, и переходит в состояние SYN-RECEIVED.
      • В случае неудачи сервер посылает клиенту сегмент с флагом RST.

    2. Если клиент получает сегмент с флагом SYN, то он запоминает номер последовательности и посылает сегмент с флагом ACK.

    • Если он одновременно получает и флаг ACK (что обычно и происходит), то он переходит в состояние ESTABLISHED.
    • Если клиент получает сегмент с флагом RST, то он прекращает попытки соединиться.
    • Если клиент не получает ответа в течение 10 секунд, то он повторяет процесс соединения заново.

    3. Если сервер в состоянии SYN-RECEIVED получает сегмент с флагом ACK, то он переходит в состояние ESTABLISHED.

    • В противном случае после тайм-аута он закрывает сокет и переходит в состояние CLOSED.

    Процесс называется "трехэтапным согласованием" ("three way handshake"), так как несмотря на то что возможен процесс установления соединения с использованием 4 сегментов (SYN в сторону сервера, ACK в сторону клиента, SYN в сторону клиента, ACK в сторону сервера), на практике для экономии времени используется 3 сегмента.

    Пример базового 3-этапного согласования:

    TCP A TCP B 1. CLOSED LISTEN 2. SYN-SENT --> --> SYN-RECEIVED 3. ESTABLISHED <-- <-- SYN-RECEIVED 4. ESTABLISHED --> --> ESTABLISHED 5. ESTABLISHED <-- <-- ESTABLISHED

    В строке 2 TCP A начинает передачу сегмента SYN, говорящего об использовании номеров последовательности, начиная со 100. В строке 3 TCP B передает SYN и подтверждение для принятого SYN в адрес TCP A. Надо отметить, что поле подтверждения показывает ожидание TCP B приема номера последовательности 101, подтверждающего SYN с номером 100.

    В строке 4 TCP A отвечает пустым сегментом с подтверждением ACK для сегмента SYN от TCP B; в строке 5 TCP B передает некоторые данные. Отметим, что номер последовательности сегмента в строке 5 совпадает с номером в строке 4, поскольку ACK не занимает пространства номеров последовательности (если это сделать, придется подтверждать подтверждения - ACK для ACK!).

    Передача данных

    При обмене данными приемник использует номер последовательности, содержащийся в получаемых сегментах, для восстановления их исходного порядка. Приемник уведомляет передающую сторону о номере последовательности байт, до которой он успешно получил данные, включая его в поле «номер подтверждения». Все получаемые данные, относящиеся к промежутку подтвержденных последовательностей, игнорируются. Если полученный сегмент содержит номер последовательности больший, чем ожидаемый, то данные из сегмента буферизируются, но номер подтвержденной последовательности не изменяется. Если впоследствии будет принят сегмент, относящийся к ожидаемому номеру последовательности, то порядок данных будет автоматически восстановлен исходя из номеров последовательностей в сегментах.

    Для того, чтобы передающая сторона не отправляла данные интенсивнее, чем их может обработать приемник, TCP содержит средства управления потоком. Для этого используется поле «окно». В сегментах, направляемых от приемника передающей стороне в поле «окно» указывается текущий размер приемного буфера. Передающая сторона сохраняет размер окна и отправляет данных не более, чем указал приемник. Если приемник указал нулевой размер окна, то передача данных в направлении этого узла не происходит, до тех пор пока приемник не сообщит о большем размере окна.

    В некоторых случаях передающее приложение может явно затребовать протолкнуть данные до некоторой последовательности принимающему приложению, не буферизируя их. Для этого используется флаг PSH. Если в полученном сегменте обнаруживается флаг PSH, то реализация TCP отдает все буферизированные на текущий момент данные принимающему приложению. «Проталкивание» используется, например, в интерактивных приложениях. В сетевых терминалах нет смысла ожидать ввода пользователя после того, как он закончил набирать команду. Поэтому последний сегмент, содержащий команду, обязан содержать флаг PSH, чтобы приложение на принимающей стороне смогло начать её выполнение.

    Завершение соединения

    Завершение соединения можно рассмотреть в три этапа:

    1. Посылка серверу от клиента флагов FIN и ACK на завершение соединения.
    2. Сервер посылает клиенту флаги ответа ACK , FIN, что соединение закрыто.
    3. После получения этих флагов клиент закрывает соединение и в подтверждение отправляет серверу ACK , что соединение закрыто.

    Известные проблемы

    Максимальный размер сегмента

    TCP требует явного указания максимального размера сегмента (MSS) в случае, если виртуальное соединение осуществляется через сегмент сети, где максимальный размер блока (MTU) менее, чем стандартный MTU Ethernet (1500 байт).

    В протоколах туннелирования, таких как GRE , IPIP, а также PPPoE MTU туннеля меньше чем стандартный, поэтому сегмент TCP максимального размера имеет длину пакета больше, чем MTU. Поскольку фрагментация в подавляющем большинстве случаев запрещена, то такие пакеты отбрасываются.

    Проявление этой проблемы выглядит как «зависание» соединений. При этом «зависание» может происходить в произвольные моменты времени, а именно тогда, когда отправитель использовал сегменты длиннее допустимого размера.

    Для решения этой проблемы на маршрутизаторах применяются правила Firewall-а, добавляющие параметр MSS во все пакеты, инициирующие соединения, чтобы отправитель использовал сегменты допустимого размера.

    MSS может также управляться параметрами операционной системы.

    Обнаружение ошибок при передаче данных

    Хотя протокол осуществляет проверку контрольной суммы по каждому сегменту, используемый алгоритм считается слабым . Так в 2008 году не обнаруженная сетевыми средствами ошибка в передаче одного бита, привела к остановке серверов системы Amazon Web Services .

    В общем случае распределенным сетевым приложениям рекомендуется использовать дополнительные программные средства для гарантирования целостности передаваемой информации .

    Атаки на протокол

    Основная статья: Атаки на TCP

    Недостатки протокола проявляются в успешных теоретических и практических атаках, при которых злоумышленник может получить доступ к передаваемым данным, выдать себя за другую сторону или привести систему в нерабочее состояние.

    Реализация

    Освобождение от расчёта контрольной суммы

    Многие реализации стека TCP/IP предоставляют возможности использования аппаратной поддержки для автоматического расчёта контрольной суммы в сетевом адаптере до передачи в сеть или после приёма из сети для верификации. Это может освобождать операционную систему от использования ценных тактов процессора при вычислении контрольной суммы.

    Эта функция может приводить к тому, что анализаторы трафика , перехватывающие исходящие пакеты до их передачи в сетевой адаптер и не знающие о делегировании расчёта контрольной суммы сетевому адаптеру, могут сообщать об ошибке контрольной суммы в исходящих пакетах.

    См. также

    Ссылки

    • RFC 793 - Transmission Control Protocol

    Литература

    • Терри Оглтри. Модернизация и ремонт сетей = Upgrading and Repairing Networks. - 4-е изд. - М .: «Вильямс», 2005. - С. 1328. - ISBN 0-7897-2817-6
    • Дуглас Камер. Сети TCP/IP, том 1. Принципы, протоколы и структура = Internetworking with TCP/IP, Vol. 1: Principles, Protocols and Architecture. - М .: «Вильямс», 2003. - С. 880. - ISBN 0-13-018380-6
    • Андрей Робачевский, Сергей Немнюгин, Ольга Стесик. Операционная система UNIX. - 2-е изд. - "БХВ-Петербург", 2007. - С. 656. -
    Статьи по теме: