Бегом от гаджетов: как избавить ребенка от электронной зависимости? Как победить зависимость от гаджетов.

Наше поколение еще помнит времена, когда люди жили без мобильных телефонов. Договаривались о встрече, приходили, ждали друг друга и – самое удивительное – встречались! Без ежеминутных звонков: «Ты далеко?», «Ты где, я тебя не вижу!», «У какого выхода метро ты стоишь?»…

Текст: Ксения Милевич

Прошло каких-то 15-20 лет, и вот мы уже не можем представить свою жизнь без смартфонов, коммуникаторов, планшетов, без «сэлфи» и «Инстаграма». Отними все это у нас на один день… Да что там! На пару часов - и мы уже «как без рук»! Что уж говорить о наших детях, которые выросли в обнимку с гаджетами! Меж тем, врачи бьют тревогу, говоря о том, что все мы заполучили «гаджетозависимость». О том, как ее диагностировать и как с ней бороться – мы расскажем дальше.

Статистика

Если однажды мы забываем телефон дома, у нас начинается паника: как же так, там ВСЕ - связь, почта, контакты, погода, интернет, навигатор, «Фейсбук», в конце концов… К сожалению, статистика удручает: 85% населения российских городов в возрасте от 18 до 35 лет сказали, что «жить не могут» без сотового, они не расстаются со своими телефонами даже в постели. И речь идет не только о телефонных разговорах и СМС. Речь идет еще и о зависимости от соцсетей. 60% населения того же возраста имеют аккаунты, как минимум, в двух социальных сетях и ежедневно уделяют им один-два часа в день. «Электронные дневники», в которых люди делятся своими мыслями и событиями, стали настоящей зависимостью для миллионов людей. А «сэлфи»? Люди снимают себя сами во всех ситуациях – в ресторане, в путешествиях, на концертах, в самолетах, и тут же «постят» фото в «Инстаграм». Известны случаи, когда «сэлфи» стоили людям жизни (фотографирование в опасных местах), а это уже не просто психологическая зависимость, а настоящая угроза.

В чем проблема?

Казалось бы, телефоны и компьютеры были придуманы для того, чтобы облегчить нам жизнь, но в итоге они создают проблемы. Как и любая зависимость – от алкоголя, курения или наркотиков, гаджетозависимость негативно влияет на нашу психику: когда человек оказывается без своих «игрушек», он начинает нервничать, у него развиваются фобии, он просто не в состоянии вести обычную жизнь. Попробуйте отнять телефон у своего сына-подростка и посмотрите на его реакцию! В 99 случаях из 100 вы увидите агрессию, а это – уже серьезный симптом. Что касается нас, взрослых, зависимость от гаджетов может негативно сказываться на работе (когда вместо выполнения своих обязанностей, вы сидите в «Одноклассниках») и на личной жизни (супругам теперь гораздо интереснее общаться в чатах, чем друг с другом). В США с этой проблемой люди уже начали обращаться к психотерапевтам. До нас эта тенденция пока не дошла, но кажется, этот день не за горами.

Есть ли у вас зависимость?

Проверить, насколько вы гаджетозависимы, несложно. Если вы можете остаться без телефона на все выходные, если не берете его с собой в постель, если делаете в день не более пяти звонков, если не тратите больше часа в день на соцсети, то пока можете быть спокойны. Но если это не так… Проверьте, насколько верны для вас следующие высказывания:

Я не могу остаться без телефона больше, чем на час;

На общение по смартфону у меня уходит больше времени, чем на все остальные занятия;

С каждым днем время, которое я уделяю общению в соцсетях, играм на телефоне и прочему, растет;

Я часто ссорюсь с близкими из-за того, что не расстаюсь с телефоном;

Я беру телефон в руки при каждой свободной минуте или просто, чтобы убить время;

Если я забываю телефон, я нервничаю и злюсь;

Я беру телефон в туалет;

Я обманываю близких, когда рассказываю, сколько времени уделяю телефону;

Самое страшное, что может со мной случиться - это, если я потеряю свой телефон.

Если вы узнали себя в больше, чем половине этих высказываний, вам пора начать сознательно ограничивать себя в пользовании гаджетами.

Что делать, если вы зависимы от гаджетов?

Если все еще не слишком запущено, если вы в состоянии самостоятельно решить эту проблему, стоит начать сознательно ограничивать время, проведенное за гаджетами. Введите ограничение по времени: не больше часа в день на соцети, не более часа на телефонные разговоры (если речь идет не о работе). Или ограничение по дням недели: не пользоваться соцсетями в выходные или, наоборот, в течение рабочей недели. Запретите себе и близким заносить гаджеты в спальню. Не носите с собой телефон повсюду, если вы дома. А раз в год, во время отпуска, например, вообще забывайте о телефоне на две недели. И вы увидите, как «прочистится» ваш мозг.

Но что делать, если зависимость уже так велика, что ограничения не действуют? Тогда стоит пойти на хитрость. Например, хорошие результаты дает гипноз – когда человек, находясь «между сном и реальностью», перестает испытывать потребность в зависимости от чего-либо, в том числе и от гаджетов.

Еще один эффективный и ненавязчивый способ, помогающий даже в случаях глубокой, серьезной зависимости – Аура-Сома и ее продукты. В частности, «золотой» помандер , который можно просто разбрызгивать в помещении, помогает избавиться от пагубных пристрастий и привычек без ведома человека, который страдает зависимостью. Таким же эффектом обладает «золотая» тинктура , которую можно добавлять по капельке в питье и еду.

И напоследок. Старайтесь больше общаться лично со своими друзьями и близкими, а не по интернету, иначе скоро вы совсем отвыкнете от устной речи. Сам Стив Джобс, создатель Apple, например, завел привычку в семье обсуждать за ужином книги, историю, даже политику, но при этом никто из детей не имел права во время разговора доставать iPhone. В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Может, пора просто последовать его примеру?

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон - друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС - разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком - все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет - действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер - это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» - отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт - обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно - отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон - это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин - гормон удовольствия - выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены - мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.

Люди думают, что устройства позволяют им больше успевать, но все время отвлекаясь и делая несколько дел одновременно, человек не может сосредоточиться на главном и допускает обидные ошибки в простых вещах. Социологи даже изобрели термин - «поколение рассредоточенных людей».

У вас есть зависимость от гаджетов?

За подготовку материала благодарим нашего эксперта:

Татьяна Климина,
практикующий психолог

Читайте больше интересных статей о воспитании:

  • Расскажите друзьям:

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Суть эксперимента:

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

Готовили еду, ели;

Делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

Смотрели в окно или шатались по квартире;

Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши - не в счет);

Складывали головоломки или конструктор «Лего»;

Рисовали или пытались рисовать;

Мылись;

Убирались в комнате или квартире;

Играли с собакой или кошкой;

Занимались на тренажерах или делали гимнастику;

Записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Играли на гитаре, пианино (один - на флейте);

Трое писали стихи или прозу;

Один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

Одна девочка вышивала по канве;

Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

Один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

Одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;

Одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей...

Повсеместное распространение технологий, бесконечное усовершенствование смартфонов и увеличение скоростей мобильного интернета несёт много положительного. Но всё хорошо в меру. Чрезмерное увлечение погоней за лайками, онлайн-играми и веб-сёрфингом по ночам может привести к недугам, как физическим так и психическим. Мы подготовили список с описаниями самых распространённых проблем, в котором, возможно, вы найдёте и свои симптомы.

Физические заболевания


Синдром BlackBerry

Это заболевание, получившее свое неофициальное название благодаря смартфонам BlackBerry с QWERTY-клавиатурой, вызывается постоянным использованием больших пальцев для набора текстов на мобильниках.


Симптомы проявляются в сильных пульсирующих болях и судорогах в больших пальцах рук. Статистики по этому заболеванию нет, но медики говорят, что число таких случаев растёт. Грозят эти неприятности и тем, кто чересчур усердствует в играх на консолях. Значит, предупреждения о риске повреждения пальцев, о которых говорится в инструкциях к игровым приставкам, не так уж и бессмысленны.

Угревая сыпь и дерматит

Согласно исследованиям микробиологов, наши гаджеты являются рассадниками микробов и бактерий. Их количество настолько велико, что даже сиденье унитаза оказалось чище, чем корпус среднестатистического мобильного телефона. Ни для кого не секрет, что болезнетворные микроорганизмы в свою очередь вызывают различные неприятности, самое безобидное из которых - угри на лице.

Те, кто предпочитают долгое время держать ноутбуки на коленях, рискуют заполучить на теле неприятную сыпь, которую медики называют эритема аб-игне. Хронический дерматит появляется вследствие длительного теплового воздействия (выше 50 по Цельсию) и сопровождается эластозом дермы. В некоторых случаях пациент испытывает зуд и жжение. Заболевание было более распространено среди пожилых людей, долго сидящих у отопительных приборов, но последнее время всё чаще от него страдают молодые люди с портативными компьютерами.

Боли в спине и шее

84 % пользователей в возрасте от 18 до 24 лет жаловались на боли в спине и шее; за это же время ими было отправлено более 8 триллионов текстовых сообщений. Чувствуете связь? За последние три года количество пациентов с проблемами в позвоночнике увеличилось на 12 % и продолжает расти.


Виной всему ноутбуки, планшеты и смартфоны. Дело в том, что при работе с компьютером, стоящим на столе, человек смотрит вперёд, а мобильные устройства заставляют нас направлять взгляд вниз. «Важно, чтобы мы признали потенциальное воздействие устройств на наши тела и научились уменьшать его», заявляют специалисты из Британской ассоциации хиропрактиков.

Ухудшение зрения
и слуха

Когда мы слишком много времени проводим перед дисплеем, наше зрение становится более размытым из-за большой нагрузки на зрительный нерв. Читать или играть на мобильных устройствах не следует в условиях тряски - например, в транспорте. Также лучше выставлять шрифт того размера, который для вас наиболее комфортен, - это поможет уменьшить нагрузку на глаза.

Те, кто часто и громко слушает музыку в наушниках, рискуют своим слухом. Стоит запомнить, что звук свыше 90 дБ может приводить к поражению клеток, которые находятся во внутреннем ухе, что в итоге может обратиться сенсоневральной тугоухостью.

Головные боли
и нарушение сна

Практически все современные гаджеты производят электромагнитное излучение; волны проходят через наше тело и нарушают нормальное клеточное функционирование и биологические процессы. Электромагнитные волны могут вызвать головную боль, бессонницу и даже расстройства имунной системы. Медики настоятельно рекомендуют не оставлять на ночь мобильные устройства на прикроватных столиках, особенно в близости от головы человека.

Киберболезнь

После выхода новой версии iOS в этом году многие пользователи стали жаловаться на то, что параллакс, быстро передвигающиеся по экрану иконки и эффект увеличения при открытии/закрытии приложений вызывают тошноту и головокружение. Симптомы сравниваются с неприятными ощущениями при чтении книги в машине. Происходит это потому, что зрительный аппарат заставляет мозг думать, что вы двигаетесь, но это противоречит восприятию вашего вестибулярного аппарата. Киберболезнь была известна и раньше. Похожие симптомы наблюдаются и у тех, кто играл в видеоигры, особенно используя гарнитуру виртуальной реальности наподобие Oculus Rift.

Психические расстройства


Нарциссические расстройства

Многие психологи предполагают, что всеобщая одержимость гаджетами ведёт к целой эпидемии психических расстройств, которые в англоязычных публикациях квалифицируются как iDisorders. Недавнее исследование показало, что самые заядлые пользователи социальных сетей демонстрируют признаки нарциссического расстройства личности, выраженное в чересчур завышенном ощущении собственной важности, постоянной нужде говорить о себе и потребности в чужом одобрении и восхищении. Другими словами, у людей вырабатывается зависимость от лайков, отсутствие которых в свою очередь вызывает стресс. Однако за гиперуверенностью в себе и зацикленностью на своём профайле скрывается хрупкая самооценка и множество комплексов.

Обсессивно-компульсивные расстройства

Увеличение использования смартфонов также приводит нас к симптомам обсессивно-компульсивных расстройств.


Они могут выражаться в чрезмерном страхе отсутствующих сообщений, (боязни лишиться доступа к телефону), боязни отсутствия сети, а также одержимостью доставать свой смартфон из кармана каждые 5 минут, чтобы проверить «Инстаграм» или «Фейсбук».

Синдром фантомно вибрирующего телефона

Около 90 % пользователей мобильных телефонов сталкиваются с фантомными вибрациями, то есть они ощущают, что их аппарат вибрировал в кармане или сумочке, хотя тот не подавал никаких сигналов. Согласно исследованиям, 13 % испытывают это ощущение минимум раз в день, в то время как большая часть сталкивается с этим в среднем раз в две недели. Подобный феномен схож по своей сути с синдромом мнимого звонка, когда пользователь якобы слышит свой рингтон или сигнал о пришедшем сообщении.

Зависимость

Компульсивное использование сети, которое всё чаще распространяется среди пользователей, может помешать повседневной жизни. Когда человек чувствуют себя более комфортно с друзьями онлайн, чем с реальными людьми, или не может перестать играть в онлайн-игры, довольно очевидно, что пора что-то менять. К расстройствам такого рода традиционно относят чрезмерное увлечение порно или виртуальными романтическими отношениями, постоянное просиживание в интернет-магазинах или неутолимую жажду к бессмысленному веб-сёрфингу.

Синдром дефицита внимания
и гиперактивности

Другой часто встречающийся диагноз среди зависимых от гаджетов пользователей (особенно юного возраста) зовётся синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Постоянное использование мобильных устройств вносит изменения в мозг. Избыток информации, потребляемой каждый день в интернете, приводит к невозможности её охватить, выделить нечто важное. Усвоение информации становится всё более фрагментарным и обрывочным. Это приводит к тому, что в повседневной жизни пользователь страдает от рассеянного внимания и неспособности к концентрации на одном занятии в течение длительного времени.

Шизоидные расстройства

Чрезмерное увлечение интернетом, онлайн-играми и социальными сетями связано с развитием симптомов шизоидных расстройств личности, представляющих собой уход от эмоционально насыщенных взаимоотношений, замыкания в себе и своих фантазиях. В сущности, молодые люди часто «с головой» погружаются в игровое пространство и виртуальные миры, полностью отрываясь от реальности. «Некоторые исследования показывают, что использование интернета помогает укрепить социальные связи, но моё исследование доказывает обратное: медиа и технологии в значительной мере связаны с социальным уходом и изоляцией», - говорит американский профессор Ларри Роузен, утверждая, что, чем больше человек сидит в интернете, тем выше у него риск проявления шизоидных симптомов.

Снижение умственных способностей

Гаджеты также способны привести к ограниченной атрофии головного мозга. Многие американские преподаватели всерьёз обеспокоены тем, как постоянная потребность учеников заглядывать в «Википедию» по любому мало-мальски затруднительному вопросу, снижает способность их к обучаемости. Так же, как и водители, которые привыкли полагаться на GPS-навигаторы, перестают думать о маршруте и теряют навыки ориентации в пространстве.

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

Опыт реальности

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством и т. д. — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Как справиться с зависимостью

Справиться с зависимостью

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во‑первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Катерина Демина: «Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.

И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».

Внимание, родители!

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Почему запрет — это не решение

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».

Статьи по теме: