Как правильно выбирать винил. Стоит ли оно того


Фото - bonzo363 →

Расставлять их на каминной полке или хранить около батареи нельзя ни в коем случае! Нежелательно даже кратковременное попадание пластинок под солнечные лучи. Из-за света выгорает бумага конвертов, а из-за высоких температур деформируются сами пластинки, становясь непригодными для прослушивания.

Поэтому, чтобы выбрать место для хранения своей коллекции, вдумчиво осмотрите своё жильё и выберите недоступное солнечным лучам пространство подальше от любых источников тепла.

Правило №2. Хранить пластинки можно только вертикально



Фото - jeremyjustic →

Многие любят хранить винил стопками, в которых пластинки лежат одна на другой, и даже не подозревают, что такой способ хранения их портит. Дело в том, что пластинки, как правило, неоднородны по толщине. Часто это даже незаметно, однако именно из-за этого хранить их можно только в вертикальном положении, чтобы избежать деформации пластинок (в противном случае использовать их по назначению больше не получится).

Правило №3. Хранить винил лучше всего в отдельном шкафу или на стеллаже



Фото - FACT Magazine →

Так как стандартная высота конвертов составляет 32 см, расстояние между полками должно быть не меньше 33 см. Однако и слишком большое расстояние – это плохо, потому что оставшееся пространство обязательно будет заполнено брошенными конвертами, журналами, книгами и всем, что было лень складывать на свои места.

Пластинки даже в вертикальном положении не должны быть прижаты слишком сильно друг к другу, так что не пытайтесь втиснуть последний конверт на уже и так переполненную полку. Лучше поставьте его отдельно: зато будете знать, что он точно не будет повреждён.

Если же пластинок, наоборот, слишком мало и вы не знаете, как сделать так, чтобы они стояли на полке и не падали, то используйте специальные разделители для книг. Либо на свободную часть полки поставьте несколько любимых томов, которые займут оставшееся место.

Правило №4. Не забывайте следить за конвертами, в которых хранятся пластинки



Фото - David and Miki Rodgers →

Конверт – это главный защитник винила от пыли и грязи, поэтому использовать его просто необходимо. Помните, что бумажные конверты требуют особого внимания к себе, так как бумага способна впитывать влагу. Лучше всего, конечно, использовать специальные конверты, покрытые защитным слоем полиэтилена: в них пластинка точно будет в целости и сохранности. Избегайте контактов винила с любыми поверхностями, кроме конверта, так как любое, даже самое незначительное загрязнение может повредить звуковую дорожку и сделать пластинку непригодной.

Правило №5. Необязательное



Фото - fiream773 →

Чтобы лучше ориентироваться в своей коллекции, винил можно рассортировать (например, по годам, исполнителям или жанрам), а затем разделить тонкими пластиковыми листами. Это сократит время, затрачиваемое на поиск нужной пластинки, а еще заставит ликовать любящих порядок людей и перфекционистов.

Часть I: а это вообще нужно? Когда речь заходит о виниле, в первую очередь всегда встаёт вопрос о том, а нужен ли вообще этот очевидно архаичный носитель в век современных цифровых медиа. И если честно, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Чем же хорош и чем плох винил? Начну, пожалуй, с минусов: В наш век интернет-радио и автоматически генерируемых списков воспроизведения необходимость каждые 20 минут подходить к проигрывателю и переворачивать (или менять) пластинку выглядит очень странно. Однако именно этим вам и придётся заниматься, если вы будете слушать музыку на виниле. При этом вы не сможете одним нажатием на кнопку прыгать от одной композиции к другой или от одного альбома к другому. Вопреки распространённому мнению, качество звука на виниле не лучше «цифры», оно просто другое. Если в случае с цифровым звуком понятно, что такое «верное воспроизведение», то в случае с винилом существует бесконечное количество вариаций проигрывателей, тонармов, игл, картриджей и корректоров, и каждая комбинация будет звучать по-своему. Это заложено в самой природе носителя и аппаратуры для его проигрывания. Стоит понимать, что в случае с винилом для получения хорошего звука придётся повозиться. Более того, иногда совершенно на ровном месте возникают проблемы, приводящие к полной невозможности полноценного воспроизведения пластинок. Например, недавно я помогал знакомому выяснить, почему у него начинает прыгать игла на внутренних дорожках. Причин такого поведения на самом деле может быть множество (неправильно выставленная прижимная сила, неправильный азимут, игла не выставлена по шаблону, слишком сильная или слишком слабая компенсация скатывающей силы и т.п.), поэтому подобные проблемы могут довести неподготовленного - а иногда и подготовленного - человека до белого каления. При всём этом стоимость виниловых пластинок значительно превышает стоимость компакт-дисков, не говоря уже о цифровых загрузках. Так что, возможно, имеет смысл покупать проигрыватель только в том случае, если вы точно знаете, что вам не жалко денег на пластинки или если у вас уже есть большая коллекция винила (доставшаяся от дедушки, например). В отличие от цифровых носителей, винил - это хобби, которое требует постоянных инвестиций, поскольку иглы стираются, пассики в проигрывателях растягиваются и т.п. Все эти проблемы требуют время от времени тратить деньги на ТО аппаратуры. Каковы же плюсы винила? На мой взгляд, винил возвращает нас назад в те времена, когда музыка была не просто фоном для повседневной деятельности, а серьёзным интеллектуальным хобби. Поверьте мне, ничто так не располагает к наслаждению музыкой, как ритуал извлечения пластинки из конверта, установки её на проигрыватель, протирания пыли... Сюда же можно отнести и невозможность легкого переключения между треками и альбомами: уж если я поставил пластинку, то я, как правило, слушаю её полностью, что опять же способствует целостному восприятию музыки. Особенности пластинки как физического носителя приводят к тому, что музыку для винила сводят по-другому. Последние 30 лет музыкальная индустрия шла по пути повышения громкости записанной музыки и компрессии её динамического диапазона. Обработанные таким образом записи лучше звучат по радио и на дешёвых «бумбоксах», но при проигрывании на качественном оборудовании кажутся плоскими и монотонными. К счастью, на виниловую пластинку просто нельзя записать настолько компрессированную музыку, поскольку в противном случае игла будет постоянно выскакивать из дорожки. Поэтому многие издания на пластинках имеют более широкий динамический диапазон и звучат лучше, чем аналогичные цифровые издания. (Мой любимый пример: альбом Amy Winehouse - Back To Black. Просто сходите по ссылке и сравните динамический диапазон релизов на виниле и других носителях.) Многие (и я в их числе) склоняются к тому, что именно винил, в силу своей аналоговой природы, способен лучше передать аутентичное звучание музыки, записанной с 50-х по 80-е годы прошлого века (а это весь золотой фонд джаза и рока). Если вас не пугают перечисленные выше минусы и привлекают плюсы, тогда вам, наверное, стоит попробовать винил. 2015-06-29 |

Благодаря стремительному росту популярности грампластинок среди любителей хорошо записанной музыки как производители аппаратуры, так и рекорд-лейблы радостно подсчитывают дополнительную прибыль. А вот покупатели отнюдь не всегда оказываются в выигрыше. Ведь если для проигрывателей и головок звукоснимателя существуют уже устоявшиеся критерии выбора и некая принятая иерархия, то покупатели грампластинок зачастую оказываются беззащитны перед широчайшим выбором как новых альбомов, так и современных переизданий старых пластинок. Не говоря уже об оригинальных изданиях 1960-80-х годов.

Наши статьи призваны помочь новичкам сориентироваться в море винила, и дать им простые и понятные правила, которым нужно следовать при покупке разных видов грампластинок.

Решаемся

Для начала вам необходимо твердо решить, действительно ли вы хотите начать собирать коллекцию пластинок. Даже если вам очень нравится звучание винила, необходимо понимать следующее: любые, даже новые пластинки всегда будут обладать повышенным уровнем собственных шумов по сравнению с "цифрой". Кроме того, довольно часто встречаются неустранимые дефекты печати, приводящие к специфическим искажениям сигнала. А уж если вы планируете приобретать исключительно оригинальные издания, то вам очень часто придется мириться с их неидеальным состоянием. На сегодняшний день оригинальные издания классических альбомов в состоянии "как из магазина" стали весьма редки, а стоимость их окончательно перестала оправдываться лучшим, по сравнению с поздними прессами, качеством звука. Короче говоря, увлечение винилом - дело хлопотное и очень затратное, хотя и интересное.

Если же ваше решение твердо и непоколебимо, то приступим к делу. Прежде всего разделим пластинки на несколько категорий, для каждой из которых мы будем давать отдельные рекомендации. Это: а) новые альбомы, б) переиздания старых альбомов, в) оригинальные издания. Итак, тема данной статьи:

Новые альбомы

Несмотря на многочисленные жалобы на общий кризис и закат индустрии звукозаписи, наши любимые артисты продолжают выпускать новые грампластинки, причем это касается не только динозавров рока, джаза и других направлений, но и молодых исполнителей. Еще десять лет назад при выпуске очередного альбома лишь небольшая часть артистов требовала издавать свои творения на виниле, сегодня же практически 100% новой музыки выходит в аналоговом виде. И если вашим приоритетом является высокое качество звука, то каждый альбом любого артиста придется рассматривать под микроскопом, чтобы понять, нужно ли покупать его на виниле. Поясним этот тезис конкретным примером. Последняя работа Metallica...Hardwired to Self-Destruct вышла во всех мыслимых форматах, включая два виниловых издания - обычное на черной массе и . Помимо этого, существует и несколько вариантов цифровых версий альбома. В отношении данного релиза известно, что для цифровых и аналоговых изданий был сделан разный мастеринг, причем для винила его делал известный звукоинженер Bernie Grundman. После анализа записи на компакт-диске и на пластинке в программе SoundForge было выявлено существенное превосходство в динамическом диапазоне в пользу винила - 11,5 дБ против 6 дБ. То есть в данном случае покупка альбома на виниле будет совершенно оправдана. К сожалению, именно так дело обстоит далеко не всегда, да и не для каждого из альбомов можно найти историю его записи и сведения. Поэтому вот несколько простых правил, которым нужно следовать при выборе новых пластинок как известных, так и не очень исполнителей.

Цифра или аналог

Сперва попытаемся установить, был ли альбом записан на жесткий диск или на магнитную ленту. Для этого нужно отдавать себе отчет в том, что сегодня практически все современные исполнители записывают новые альбомы в цифровом виде - так удобнее и проще. И если какая-то группа все-таки решает, несмотря на более высокую стоимость и сложность процесса, записать пластинку в аналоге, то об этом она постарается раструбить на весь свет. Поэтому упоминание об этом вы обязательно встретите в Интернете, и уж на упаковке пластинки об этом точно будет заявлено. Если же никаких упоминаний об аналоговой записи на упаковке нет, то с вероятностью 99% исходная запись была сделана в цифре. Что, само по себе, ничего не говорит о качестве звука данной пластинки, поскольку в дело вступают дополнительные критерии.

Мастеринг

Следующий этап для определения качества звука - был ли для данного альбома сделан отдельный мастеринг для винилового издания и кем он производился? К сожалению, информацию о этом можно найти только в Интернете, гораздо реже - на вкладке с выходными данными в самой пластинке. Учитывая не самую низкую цену виниловых пластинок в наши дни, есть смысл потратить полчаса на поиск этой информации в сети. Правда, чаще всего доступна она только на английском языке. Сам факт отдельного мастеринга обычно означает, что качество звука на виниле важно для артиста и, скорее всего, для печати использовались цифровые исходники с высоким разрешением. Правда, бывают и неприятные исключения, недавний пример - альбом Death Magnetic группы Metallica. Там даже изначальная запись была сделана в аналоге, однако итоговый результат получился просто чудовищным. Тем не менее в большинстве случаев факт дополнительных усилий по подготовке специального мастеринга для винилового издания свидетельствует о более высоком качестве звука конкретного издания. Также можно смело доверять именам таких инженеров, как Bob Ludwig, Kevin Gray, Steve Hoffman, Chris Bellman, уже покойных George Marino и Doug Sax, и т.д.

180 граммов или нет?

Еще некоторое время назад 180-ти граммовые пластинки были атрибутом малотиражных изданий для аудиофилов, сегодня же практически все новые альбомы издаются именно на таких пластах. Так что искать специально такие издания практически не нужно, и даже если вам попадется пластинка на обычном виниле весом 140 граммов - ничего страшного. Критического влияния на качество звука этот фактор не оказывает, хорошо записанная и сведенная пластинка одинаково здорово звучит в любом случае.

Рекорд-лейбл

К настоящему времени уже стало ясно, что разные звукозаписывающие компании имеют несколько разные представления о том, как должен звучать хороший винил. И далеко не все они готовы предпринимать дополнительные усилия для обеспечения высокого качества звука без специального на то запроса со стороны артиста. Общее правило при выборе можно сформулировать следующим образом - чем менее известен лейбл, тем больше шансов купить хорошо звучащую пластинку. Конечно, существует множество исключений из этого правила, однако факт остается фактом - маленькие независимые компании, хоть и имеют меньше технических и финансовых возможностей, стремятся предложить более высокое качество звука. Подчеркнем - речь идет именно о новых альбомах, в области переизданий дело обстоит несколько иначе.

Во второй части статьи (

Мы поговорили о преимуществах и недостатках винила как способа прослушивания музыки. Сегодня я расскажу о том, как выбрать виниловый проигрыватель. Сразу скажу, что я не собираюсь говорить об аудиофильских проигрывателях, ограничившись доступным начальным уровнем (примерно до 600 долларов в наших краях).

Базовые термины

На следующей картинке вы можете видеть основные составляющие винилового проигрывателя:

    Планшайба (столик) - диск, на который кладётся пластинка при прослушивании. Как правило, имеет большую массу, что позволяет за счёт инерции стабилизировать скорость вращения пластинки. Обычно на планшайбу сверху кладётся коврик из резины или фетра, который позволяет избежать повреждения пластинки.

    Тонарм - рычаг, к которому крепится головка звукоснимателя.

    Противовес - составная часть тонарма. Это грузик, который позволяет балансировать тонарм и регулировать прижимную силу иглы.

    Регулировка компенсатора скатывающей силы (или, если по-простому, антискейтинг).

    Головка звукоснимателя (картридж). Самая важная часть аналоговой аудиосистемы. Именно картридж производит считывание звуковой дорожки, так что качество воспроизведения в основном зависит от него. Я планирую посвятить картриджам и иглам отдельный пост.

Сразу же стоит понять и запомнить главное: у винилового проигрывателя должны быть сменный картридж, регулируемый противовес и настройка антискейтинга . В противном случае его покупать нельзя. У многих совсем дешёвых проигрывателей (например, Audio-Technica AT-LP60, Denon DP-29F или Pioneer PL-990) картридж является частью тонарма, поэтому их звук в принципе невозможно улучшить в будущем. Некоторые проигрыватели позволяют менять головку, но при этом лишены регулируемого противовеса. Это означает, что вы будете вынуждены всё время покупать один и тот же картридж, а если его вдруг снимут с производства, проигрыватель можно будет выкинуть.

Впрочем, из любого правила есть исключения. Например, необходимость в регулируемом противовесе и антискейтинге не распространяется на проигрыватели, рассчитанные на картриджи стандарта T4P (подробнее об этом - чуть ниже).

Новый или винтаж?

Основной вопрос, которым задаются начинающие любители винила: стоит ли тратить деньги на новый виниловый проигрыватель или можно купить что-то старенькое и недорогое? Как обычно, однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Новая техника хороша тем, что она новая и при возникновении каких-то проблем вы сможете обратиться в сервис по гарантии.

Старая техника хороша в первую очередь стоимостью. По цене нового проигрывателя начального уровня можно приобрести очень хорошую «вертушку» 70-х или 80-х годов. Кроме того, старые проигрыватели обычно предлагают пользователям более высокий уровень комфорта. Это связано в первую очередь с тем, что максимальный уровень качества при воспроизведении винила был достигнут уже в начале 70-х годов, но при этом производителям надо было как-то продавать новые модели проигрывателей. Именно поэтому стали популярны проигрыватели с автостопом, полностью автоматические проигрыватели (с автостопом и автоматической подачей иглы) и т.п. Сегодня же виниловые проигрыватели покупают в основном фанаты аналогового звука, для которых полностью ручное управление является привлекательной частью общего экспириенса.

При этом стоит понимать, что старым проигрывателям обычно уже по 25-40 лет, поэтому они нуждаются как минимум в профилактике: чистке, смазке и замене электролитических конденсаторов. Если вы можете провести её самостоятельно - хорошо, если же нет, то стоимость профилактики/мелкого ремонта иногда может быть сравнима со стоимостью самой вертушки.

Ещё один момент: существует вероятность того, что при покупке старого винилового проигрывателя вы получите в нагрузку картридж высокого класса. Правда, почти наверняка он будет нуждаться в замене иглы, а хорошие иглы для старых хороших картриджей - штука недешёвая. Это тоже стоит принимать во внимание.

Если вы решили приобрести винтажный проигрыватель, то стоит обращать внимание в первую очередь на максимально простые модели, лишённые сложной автоматики и цифровых схем управления - просто потому, что многие микросхемы, использовавшиеся в старых проигрывателях, давно сняты с производства, поэтому при выходе автоматики из строя ремонт будет практически невозможен. С другой стороны, поздние проигрыватели, нафаршированные электроникой, обычно очень просты с механической точки зрения, что тоже является плюсом.

Привод: прямой или ременной?

По большому счёту все вертушки делятся на два типа[^1]: с прямым приводом (когда столик насажен непосредственно на ось двигателя) или с пассиковым (когда вращение передаётся с помощью резинового пассика).

Вертушки с прямым приводом, как правило, быстрее набирают скорость и подходят для скретчинга и прочих диджейских штук. Вертушки с пассиковым приводом разгоняются медленнее, но обычно обеспечивают более высокую равномерность вращения (меньший коэффициент детонации) и меньший уровень рокота.

Разумеется, из всех правил есть исключения, есть очень хорошие проигрыватели с прямым приводом, есть плохие проигрыватели с пассиковым. Но если бы я сегодня покупал вертушку с прямым приводом, то у неё обязательно были бы:

  • кварцевая стабилизация частоты вращения...
  • и/или линейный двигатель c большим количеством магнитных полюсов.

Главный минус проигрывателей с пассиковым приводом - необходимость периодически (раз в несколько лет) менять пассик, потому что резина со временем теряет эластичность и проигрыватель начинает «подвывать». На мой взгляд, с этим вполне можно жить.

Поддержка картриджей: 1/2 дюйма или T4P?

Стандартный картридж для винилового проигрывателя крепится к тонарму при помощи винтиков и имеет крепёжные отверстия, расположенные на расстоянии 1/2 дюйма друг от друга:

Всё бы хорошо, но эти картриджи имеют самые разные геометрию, массу и требования к прижимной силе. В результате после установки картриджа на проигрыватель его необходимо правильно настроить. И если балансировка тонарма и регулировка прижимной силы - ещё более-менее простая и понятная процедура, то юстировка картриджа по шаблону - это отличное занятие для людей с обсессивно-компульсивным расстройством личности. При этом неправильная юстировка картриджа приводит к заметному ухудшению качества звука.

В результате в 70-е годы у части производителей под чутким руководством Matsushita (Technics) лопнуло терпение, они почесали в затылке и придумали стандарт T4P (он же - P-mount). Картриджи этого стандарта имеют одинаковую массу (6 граммов), одинаковый вынос иглы (15 мм), одинаковую прижимную силу (1.25 г). Они просто вставляются в гнездо на тонарме и закрепляются одним винтом:

Благодаря этому головки T4P не нуждаются в юстировке, после установки такой головки в совместимый проигрыватель даже не надо балансировать тонарм и настраивать антискейтинг. Собственно, такие проигрыватели обычно и лишены регулировок тонарма.

Казалось бы, у T4P нет никаких минусов, одни плюсы. Увы, всё не так радужно: ассортимент картриджей данного стандарта крайне невелик и включает в основном головки начального уровня, хотя среди них есть и очень хорошие.

В итоге, на мой взгляд, проигрыватель стандарта T4P является хорошим выбором для ленивых меломанов, а обычный проигрыватель со стандартным картриджем - для тех, кто планирует модернизировать и улучшать свою систему в будущем.

Тонарм: прямой или S-образный?

Два самых распространённых на сегодняшний день типа тонарма - прямые и S-образные . Прямые тонармы обычно имеют меньшую массу и поэтому лучше совместимы с современными картриджами начального аудиофильского уровня, которые все имеют небольшую массу и высокую динамическую податливость. S-образные тонармы обычно имеют высокую или среднюю массу и поэтому лучше подходят для жёстких картриджей, требующих большой прижимной силы (к таким относятся, например, великолепные MC-картриджи Denon).

На мой взгляд, прямой лёгкий тонарм на сегодняшний день является лучшим выбором.

Советские проигрыватели доступны на вторичном рынке в большом количестве и, как правило, стоят копейки по сравнению с фирменными аналогами. Однако в общем случае покупать их не стоит из-за того, что в целом вся невоенная продукция в СССР делалась задней левой ногой, а качество элементной базы просто отвратительным.

При этом отдельные советские проигрыватели, удачно «слизанные» с хороших зарубежных моделей, были очень даже неплохи. В первую очередь это, конечно, «Электроника Б1-01», которая цельнотянута с Thorens TD125 и оснащена неплохой советской копией легендарного английского тонарма SME 3009. Также неплоха, например, «Электроника ЭП-060», которая оснащалась кварцевой стабилизацией частоты вращения и линейным 120-полюсным двигателем. Если этим проигрывателям сделать профилактику, можно получить очень неплохой звук.

К сожалению, хорошие советские проигрыватели на вторичном рынке стоят столько же, сколько импортные вертушки, поэтому особого смысла в их покупке я не вижу.

А вот что вполне заслуживает внимания, так это советские головки, среди которых были очень неплохие. Например, ГЗМ-043 - это советская копия Shure M75ED (вплоть до того, что с ней можно использовать иглы для Shure). ГЗМ-055 - полный аналог отличного картриджа Ortofon VMS20E MkII, производившийся в Риге по лицензии Ortofon. При этом на вторичном рынке до сих пор можно встретить новые ГЗМ «из старых запасов» по довольно смешным ценам.

Косвенные признаки хорошего винтажного проигрывателя

Хороших винтажных проигрывателей на свете очень много, все и не перечислишь. Плохих, однако, тоже немало. На мой взгляд, следующие косвенные признаки позволяют отличить хорошую вертушку от плохой:

    Деревянный плинт. Дерево, особенно ценных пород, - достаточно дорогой материал, на фуфло его не переводили.

    Использование всяких хитрых материалов. Например, у некоторых проигрывателей основа сделана из минеральной крошки, залитой пластиком. Этот материал очень похож на искусственный камень, из которого делают кухонные столешницы. В результате проигрыватель получается тяжёлым и малочувствительным к вибрации и резонансам.

    Виброразвязка. В хороших проигрывателях платформа, на которой крепятся тонарм и планшайба, подвешена в корпусе и изолирована от вибраций и рокота двигателя (к вертушкам с прямым приводом это, естественно, не относится, поэтому они предъявляют особые требования к качеству двигателя).

Так что покупать-то?

На мой взгляд, из новых недорогих проигрывателей оптимальным выбором является Project Debut Carbon, который оснащается очень хорошим углепластиковым тонармом и к тому же поставляется с очень достойным картриджем Ortofon OM10. Это очень простая модель с полностью ручным управлением, которая звучит очень неплохо и которую можно апгрейдить в будущем.

Как я уже говорил, винтажных проигрывателей в мире существует гигантское количество. Лично я без раздумий купил бы любую из следующих вертушек:

  • любую модель CEC (Chuo Denki) с деревянным плинтом и ременным приводом;
  • любой Denon с электронным тонармом;
  • практически любую роликовую модель Dual, а также избранные модели с прямым приводом (например, Dual 701 и 704);
  • практически любой Pioneer (не считая поздних пластиковых поделок);
  • любую Sony линейки PS-X с первой цифрой индекса старше 5 (например, PS-X65, хотя вообще этих моделей около десятка);
  • любой Technics линейки SL-1x00 и некоторые модели линейки SL-Q (SL-Q2, Q3, Q33);
  • любой Thorens с тонармом TP-16 или TP-22, тяжёлым опорным диском и деревянным плинтом;
  • любую модель Trio/Kenwood с деревянным или композитным плинтом (начиная от KD-2055).

Хотя и этот список далеко не полон.

В следующий раз мы поговорим о катриджах. И это будет ещё интереснее.

[^1]: Есть ещё проигрыватели с роликовым приводом, но они сейчас встречаются настолько редко, что о них можно забыть.

Твитнуть

Когда речь заходит о виниле, в первую очередь всегда встаёт вопрос о том, а нужен ли вообще этот очевидно архаичный носитель в век современных цифровых медиа. И если честно, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос.

Чем же хорош и чем плох винил?

Начну, пожалуй, с минусов :

    В наш век интернет-радио и автоматически генерируемых списков воспроизведения необходимость каждые 20 минут подходить к проигрывателю и переворачивать (или менять) пластинку выглядит очень странно. Однако именно этим вам и придётся заниматься, если вы будете слушать музыку на виниле. При этом вы не сможете одним нажатием на кнопку прыгать от одной композиции к другой или от одного альбома к другому.

    Вопреки распространённому мнению, качество звука на виниле не лучше «цифры», оно просто другое. Если в случае с цифровым звуком понятно, что такое «верное воспроизведение», то в случае с винилом существует бесконечное количество вариаций проигрывателей, тонармов, игл, картриджей и корректоров, и каждая комбинация будет звучать по-своему. Это заложено в самой природе носителя и аппаратуры для его проигрывания.

    Стоит понимать, что в случае с винилом для получения хорошего звука придётся повозиться. Более того, иногда совершенно на ровном месте возникают проблемы, приводящие к полной невозможности полноценного воспроизведения пластинок. Например, недавно я помогал знакомому выяснить, почему у него начинает прыгать игла на внутренних дорожках. Причин такого поведения на самом деле может быть множество (неправильно выставленная прижимная сила, неправильный азимут, игла не выставлена по шаблону, слишком сильная или слишком слабая компенсация скатывающей силы и т.п.), поэтому подобные проблемы могут довести неподготовленного - а иногда и подготовленного - человека до белого каления.

    При всём этом стоимость виниловых пластинок значительно превышает стоимость компакт-дисков, не говоря уже о цифровых загрузках. Так что, возможно, имеет смысл покупать проигрыватель только в том случае, если вы точно знаете, что вам не жалко денег на пластинки или если у вас уже есть большая коллекция винила (доставшаяся от дедушки, например).

    В отличие от цифровых носителей, винил - это хобби, которое требует постоянных инвестиций, поскольку иглы стираются, пассики в проигрывателях растягиваются и т.п. Все эти проблемы требуют время от времени тратить деньги на ТО аппаратуры.

Каковы же плюсы винила?

    На мой взгляд, винил возвращает нас назад в те времена, когда музыка была не просто фоном для повседневной деятельности, а серьёзным интеллектуальным хобби. Поверьте мне, ничто так не располагает к наслаждению музыкой, как ритуал извлечения пластинки из конверта, установки её на проигрыватель, протирания пыли... Сюда же можно отнести и невозможность легкого переключения между треками и альбомами: уж если я поставил пластинку, то я, как правило, слушаю её полностью, что опять же способствует целостному восприятию музыки.

    Особенности пластинки как физического носителя приводят к тому, что музыку для винила сводят по-другому. Последние 30 лет музыкальная индустрия шла по пути повышения громкости записанной музыки и компрессии её динамического диапазона. Обработанные таким образом записи лучше звучат по радио и на дешёвых «бумбоксах», но при проигрывании на качественном оборудовании кажутся плоскими и монотонными. К счастью, на виниловую пластинку просто нельзя записать настолько компрессированную музыку, поскольку в противном случае игла будет постоянно выскакивать из дорожки. Поэтому многие издания на пластинках имеют более широкий динамический диапазон и звучат лучше, чем аналогичные цифровые издания. (Мой любимый пример: альбом

Статьи по теме: