Компьютерный ресурс У SM. Компьютерный ресурс У SM Radeon hd 6870 потребляемая мощность

AMD Radeon HD 6870M (или ATI Mobility Radeon HD 6870) - это мобильная видеокарта high-end класса с поддержкой DirectX 11. По сути, это тот же адаптер ATI Mobility Radeon HD 5870 с более медленной частотой ядра. Таким образом, производительность примерно такая же, как и в устаревших картах (до сих пор поддерживается UVD2 и первичная технология Eyefinity).

Интерфейс памяти ATI Mobility Radeon HD 6870 состоит из двух 64-битных контроллеров, которые ведут к 128-битной шине памяти, которая может получить доступ к 1024 Мб видеопамяти DDR3 или GDDR5 (512 Мб GDDR3). Если ноутбуком используется память (G)DDR3, то производительность будет не так хороша как с GDDR5.

HD 6870M использует 800 MADD-ядер (так называемых потоковых процессоров), которые сгруппированы в 160 пятимерных групп. Ядра аппаратно поддерживают все функции DirectX 11 (тесселяция, рендеринг прозрачных и полупрозрачных объектов, пост-обработка, прорисовка теней, HDR-текстуры). Кроме того, на чипе можно обнаружить 16 блоков ROP, 40 блоков TMU и 40 TAU-блоков. В итоге, 1040 Mio-транзисторов предлагают теоретическую мощность вычислений до 1.08 TFLOPS (к примеру, у ATI Mobility Radeon HD 5870 это значение равно 1.12 TFLOPS). К слову, 1 TFLOPS - это 1012 операций с плавающей запятой в секунду.

Для выполнения общих вычислений графическая карта использует ATI Stream, OpenCL и DirectCompute 11.

Игровая производительность графического процессора примерно такая же, как и у HD 5870 , то есть вполне приемлема для современных игр (2010 года). Во все игры, кроме Metro 2033 и Crysis, можно играть при большом разрешении на высоких настройках.

Серия 6800M карт Mobility Radeon HD оснащается устаревшим видеопроцессором UVD2, который служит для декодирования HD-видео с помощью графического адаптера. Он работает только с VC-1, H.264 и MPEG-2, но, в отличие от UVD3 (используется в 6900M-серии), не поддерживает DivX. С появлением Flash 10.1, карты 6800M-серии стали помогать в ускорении Flash HD видео (например, YouTube).
Так же, как и Radeon HD 5870, адаптер 6870M может передавать HD аудио форматы (например, Dolby True HD и DTS HD Master Audio) к HDMI 1.3a (8 каналов и 192 кГц / 24 бит).

6870M , по-прежнему, поддерживает первое поколение технологии Eyefinity (а не улучшенную Eyefinity +), благодаря которой можно подключать к графической карте до 6 мониторов одновременно (если только ноутбук оснащен достаточным количеством интерфейсов DisplayPorts). Из-за большого энергопотребления Mobility Radeon HD 6870M устанавливается в большие ноутбуки с хорошей (по всей видимости, громкой) системой охлаждения.

Если сравнивать адаптер с картами для настольных ПК, Mobility Radeon HD 6870M по производительности находится между Radeon HD 5750 и 5770 .

Производитель: AMD
Серия: Radeon HD 6870M 800@675MHz
Код: Granville-PRO
Потоки: 800 - unified
Тактовая частота: 675 MHz* МГц
Частота шейдеров: 675 MHz* МГц
Частота памяти: 1000* МГц
Разрядность шины памяти: 128 Бит
Тип памяти: DDR3, GDDR3, GDDR5
Максимум памяти: 1024 Мб
Общая память: нет
DirectX: DirectX 11, Shader 5.0
Транзисторов: 1040 млн
Технология: 40 нм
Дополнительно: Eyefinity (up to 6 displays), HD Audio (Dolby True HD, DTS HD), HDMI 1.3a, Avivo HD (UVD2.2)
Размер ноутбука: большой
Дата выхода: 04.01.2011

* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем

И Radeon HD 6870 были выпущены взамен решений серии AMD Radeon HD 57** значительно переработанными и более энергоэффективными, что позволило данной продукции стать гораздо более выгодным приобретением, нежели видеокарты от конкурента серии NVIDIA GeForce 400. Несмотря на появление новых видеокарт NVIDIA GeForce 500, которые уже более легко конкурируют с видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 производители продолжают выпускать все новые и новые решения на базе данных платформ.
Еще зимой текущего года был произведен анонс видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, которая кроме традиционного заводского разгона для серии Turbo, смогла похвастаться наличием уникальной системы охлаждения IceQ X. Данная система охлаждения не новая и уже знакома нашим постоянным читателям по нашим предыдущим обзорам видеокарт от Hightech Information System Limited (HIS).

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению видеокарты HIS Radeon HD 6870 IceQ X TurboX, нам хотелось бы более подробно остановиться на линейке графических решений - AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Связано это с тем, что многие пользователи приобретая графические решения данной серии заблуждаются относительно их уровня производительности. В частности, компания AMD пошла на хитрый ход. Выпустила видеокарты среднего ценового диапазона для замены продуктов из линейки AMD Radeon HD 57**, а обозначила ее как AMD Radeon HD 68**. Это необходимо учитывать, так как заменять видеокарту серии AMD Radeon HD 58** на продукт данной серии врятли имеет смысл. Вы либо получите меньшую производительность, либо аналогичную.

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6800 хоть и относятся к среднему ценовому сегменту, в референсном исполнении их длина достигает 25 сантиметров, поэтому установить их в тесные корпуса ITX не получится. Многие пользователи после приобретения видеокарты данной серии начинают жаловаться на низкую производительность и связывают ее с наличием шины PCI-Exp 2.0 вместо PCI-Exp 2.1, которую поддерживает видеокарта. На самом деле, никакой здесь взаимосвязи нет. Данные интерфейсы обратно совместимы и применение любой из них не ограничивает конечную производительность вашей видеокарты. Низкий уровень производительности может быть связан с наличием медленного процессора, который не может адекватно нагрузить вашу видеокарту.

Картинка кликабельна --

Вторым ключевым моментом при приобретении видеокарт серии AMD Radeon HD 6800 является мощность блока питания. На большинстве сайтов рекомендуют приобретать блок питания мощностью не менее 500 ватт в случае с одиночной видеокартой и 720 ватт в случае двух видеокарт в режиме CrossFire. Мы считаем, что для одной видеокарты блока питания мощностью 450 ватт стандарта ATX 2.xx вполне достаточно, даже в режиме разгона. Естественно, многое еще зависит от имеющихся у вас других комплектующих - процессора, приводов, жестких дисков и т.д.

Третьим вопросом, которым задаются наши пользователи в магазине компьютерных комплектующих, является решение выбора между видеокартами AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Естественно, старшая видеокарта стоит дороже, но ключевой вопрос состоит в том, насколько данная стоимость сопоставима с производительностью. Мы можем с уверенностью сказать, что разница в уровнях производительности двух данных видеокарт не превышает пятнадцати процентов. Чаще всего данная цифра колеблется в районе 10%. Если же видеокарту AMD Radeon HD 6850 разогнать в домашних условиях, то ее уровень производительности будет сопоставим с производительностью старшей видеокарты. Это будет оправданно, если вам попадется удачный экземпляр. Так как младшая видеокарта имеет урезанное ядро Barts Pro, а старшая видеокарта полноценное ядро Barts XT.

Говоря о разгоне видеокарт данной серии следует остановиться на том, что видеокарты имеют разные частоты в 2D и 3D режиме. Переключение из одного режима в другой может происходить и без каких-либо объективных причин, - это особенность видеокарты. Естественно, мы не имеем в виду сбрасывание частот с 3D уровня на 2D.

Опыт показывает, что разгонять имеет смысл только младшие видеокарты AMD Radeon HD 6850, разгон видеокарты Radeon HD 6870 не дает адекватного прироста производительности из-за несущественного разгонного потенциала. Тем не менее, частоту в 1 Ггц по ядру берет большинство видеокарт Radeon HD 6870, но из-за высокой номинальной частоты равной 900 Мгц, данный разгон не превышает 10% от номинальных значений.

Картинка кликабельна --

Разгон видеокарт данной серии следует осуществлять либо традиционными способами с помощью закладки OverDrive в панели драйвера, либо через MSI Afterburner. Последняя программа предпочтительнее, так как снятие ограничения в разгоне осуществляется достаточно просто, путем настройки файла MSIAfterburner.cfg, где указываете UnofficialOverclockingMode = 1 для отключения контроля за разгоном.

Поклонники разгона видеокарт через официальные драйвера также получили возможность снятия ограничений разгона. Чаще всего рекомендуется перепрошивка видеокарты БИОСом от MSI Cyclone Power Edition. Естественно, метод этот достаточно рискованный в плане необходимости восстановления БИОСа видеокарты "вслепую", поэтому все риски при выполнении данной процедуры пользователь берет на себя.

Ключевым и наиболее интересным моментом для оверклоккера является возможность софтвольтмода на видеокарте. Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 подерживает софтвольтмод. Как правило, он выполняется через туже программу MSI Afterburner. При этом следует отметить, что данной возможностью не обладают видеокарты от компании PowerColor и Gigabyte, поэтому оверклоккерам лучше обходить их стороной.

В ходе разгона видеокарты и осуществления софтвольтмода у пользователей возникает традиционный вопрос: "До какого предела можно осуществлять повышение частот и напряжений?". По поводу повышения частот ответ вполне стандартен - необходимо повышать до максимально возможных стабильных частот. Видеокарты очень редко выгорают в результате установленных высоких частот, чаще всего проблемы возникают в результате подачи высокого напряжения на ядро.

Итак, номинальными напряжениями у видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 являются 1,148 в и 1,172 в соответственно. Вторая видеокарта трудится на более высоких частотах, поэтому работает при более высоком рабочем напряжении. Максимальный уровень выставляемого напряжения в ходе разгона должен полностью зависит от ваших условий работы видеокарты и конкретного экземпляра. В большинстве случаев, следует ограничиться числом 1,275 вольт, так как дальнейшее повышение редко приводит к существенному повышению рабочих частот. Чаще всего это будет наблюдаться только при разгоне видеокарты в условиях водяного охлаждения или других "изощренных способов". На воздухе выше 1,275 вольт идти не следует, а, наоборот, лучше постоянно контролировать рабочие температуры своей видеокарты.

Картинка кликабельна --

В ходе осуществления любого софтвольтмода будь-то на видеокартах AMD Radeon HD 6850/Radeon HD 6870 или на других решениях следует понимать тот факт, что программные значения напряжения не всегда будут соответствовать реальным. Если имеется возможность лучше на точках замера напряжений контролировать измененные напряжения. Наши тесты показали, что выставление напряжения 1,275 вольт через программы реально дает напряжение 1,3 вольта на ядро. Это встречается не на всех видеокартах, но все-таки встречается и может привести к так называемой "деградации видеокарты".

Понятие деградация видеокарты не ново в оверклоккерском мире и достаточно давно обсуждается в нем. Проявляется оно при чрезмерном разгоне видеокарты, а именно, при подаче чрезмерного напряжения на ядро. Деградация видеокарты приводит к постепенному снижению ее разгонного потенциала. Как правило, процесс необратимый, но его можно всегда остановить - установив номинальные напряжения. Среди пользователей несколько лет уже обсуждается вопрос о том, с чем связано данное явление. Причин здесь может быть только две - либо деградирует само ядро, либо система питания. Естественно, нельзя исключить и сочетанное взаимодействие данных факторов.

Опыт работ среди оверклоккеров на предыдущих поколениях видеокарт показывает, что наиболее часто причина кроется в системе питания видеокарты. Чрезмерное повышение напряжения приводит к повышенному энергопотреблению, на которое бывает не рассчитана распаянная система питания, что приводит к постепенному снижению мощностных показателей цепи с периодическими просадками напряжения. Косвенно это подтверждается тем, что банальная замена конденсаторов на деградированной видеокарте на новые, позволяет увеличить ее разгонный потенциал. Учитывая все это, мы не рекомендуем выходить за рамки реальных 1,275 вольт подаваемых на ядро у видеокарт обсуждаемой серии.

Картинка кликабельна --

Попутно хочется предостеречь обладателей видеокарт от компании ASUS. Продукция данной компании пользуется популярностью в нашей стране, поэтому многие вначале прицениваются к ней и если разница в стоимости устраивает, приобретают ее. Разгон видеокарт от ASUS осуществляется утилитой ASUS Smart Doctor, которой комплектуются видеокарты данного производителя. Особенностью данной программы является то, что она показывает значения напряжения примерно на 0,1 вольт ниже действительных. Тем самым, выставив указанные нами 1,275 вольт, вы рискуете на ядре получить 1,375 вольт и благополучно вывести ее из строя при первом же тестировании.

Многие владельцы видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 начинают сдавать их по гарантии в связи с неработоспобностью нижнего слота DVI через переходник DVI-to-VGA. На самом деле никакого "криминала" здесь нет и это встречается на всех видеокартах. Для данного переходника предназначен верхний DVI-I порт, а нижний порт не работает с данными переходниками, но полностью работоспособен при подключении обычного DVI кабеля.

Наиболее реальной технической неисправностью видеокарт AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 может явиться "черный экран", который будет сопровождать пользователя во время прохождения игр. Как правило, восстановить изображение помогает только перезагрузка через кнопку Reset. Причины данного состояния может заключаться в двух причинах:
- низкое напряжение на линии 12 воль блока питания,
- бракованный контроллер напряжения на видеокарте.

В первом случае необходимо менять блок питания, то есть случай по видеокарте не гарантийный, во втором случае, необходимо нести видеокарту по гарантии. Главная проблема - диагностика причины неисправности.

Картинка кликабельна --

Для диагностики необходимо выполнить простую манипуляцию. После подачи нагрузки на процессор и видеокарту берете мультиметр и на Molex (четырехштырьковом коннекторе) блока питания измеряете напряжение по линии 12 вольт. 12 вольт подается на желтый провод и ближайший к нему черный. Если данная цифра уходит далеко 11,7 вольт, то точно необходимо менять блок питания. Если же значение болтается в районе 12 вольт, то неисправен контроллер питания видеокарты и ее необходимо сдать по гарантии.

Перед сдачей не забудьте убрать все признаки модификаций, если вы перепрашивали БИОС и т.д. Наиболее часто проблемы с контроллером напряжения встречаются у видеокарт Gigabyte GV-R685OC-1GD, но от брака ни одно решение не застраховано.

Если же гарантия прошла, а денег на новую видеокарту нет, то решение проблемы - снизить частоты на проблемном компоненте. Практика показала, что при проблемах с контроллером страдает видеопамять, и снижение ее рабочей частоты позволяет забыть о проблеме "черного экрана".

В редких случаях пользователи жалуются на свист со стороны видеокарты при игре в игры. Данная проблема бывает связана с одной причиной - низким качеством вашего блока питания, который просаживает напряжение по линии 12 вольт. Если все-таки у вас действительно "не удачный" экземпляр, то возьмите в руки радиотехнический лак и промажьте им свистящую катушку - это позволит решить проблему.

Заключение

Видеокарты серии AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 нельзя назвать проблемными. Стабильная работа в течение длительного времени - это их настоящая характеристика. Некоторые проблемы могут быть при установке драйверов к данным видеокартам, но предварительная полная чистка ранее установленных драйверов позволит решить данную проблему раз и навсегда.


«…Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видео

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Железный цех

В октябре 2009-го мы — AMD Radeon HD 5870 . Спустя полгода NVIDIA выпустила ответ - GTX 480 и GTX 470 , . Сегодня борьба выходит на новый уровень: в продаже появилась свежая серия видеокарт AMD - Radeon HD 6000 . На данный момент в линейке всего две платы - HD 6850 и HD 6870 , и на тестах у нас старшая версия.

Перечитать

Слухи о появлении новой серии появились задолго до официального релиза. Естественно, все думали, что AMD готовит чип, который сможет обогнать GTX 480. Оказалось не совсем так. «Новой» серию можно назвать с большой натяжкой. Видеокарты основаны на доработанной версии старых процессоров Cypress и позиционируются как mid-end решения. Так что никаких fps-рекордов.

В Radeon HD 6870 установлен кристалл Barts, точная копия знакомого нам Cypress с HD 5870. Как ни странно, но процессор оказался урезанным: по сравнению с предшественником, Barts «не хватает» 450 млн транзисторов. А это значит, что снизилось количество кластеров SIMD - на новом кристалле их всего 14 штук вместо 20. Отсюда потери в численности потоковых процессоров (на Barts их 1120 против 1600) и текстурных блоков (56 вместо 80).

AMD компенсировала потери просто: частота работы процессора выросла с 850 до 900 МГц. Плюс карту оснастили «взрослой» шиной на 256 бит и 1 Гб памяти GDDR5 частотой 4200 МГц. Не затронули и блоки растеризации - на месте все 32 ROP.

Свежесть

Есть в Barts и ряд усовершенствований. Для начала о тесселяции. Тут у AMD сразу две новости. Первая: движки тесселяции работают в два раза быстрее. Вторая: с настройками надо быть аккуратнее. Как поясняет AMD, при экстремальных уровнях тесселяции модель бьется на такое количество полигонов, что на экране треугольник занимает не больше одного пикселя. В таком случае начинают буксовать блоки растеризации. Для них оптимальный режим работы - 16 пикселей на полигон, иначе они простаивают. Плюс такие маленькие частицы приходится рендерить по несколько раз, что также снижает производительность. Вывод, правда, безрадостный, более качественной картинки мы не увидим, новые полигоны не разглядеть.

Следующее улучшение касается антиалиазинга. В AMD увеличили скорость его работы, а также ввели новый режим Morphological AA. Суть его в том, что углы сглаживаются уже после того, как кадр прошел рендеринг. При этом ориентиром для постобработки служат не края полигонов или альфа-текстуры, а резкие, контрастные переходы. Таким образом, антиалиазинг применяется не выборочно, а ко всей картинке сразу. Плюс такого подхода - шейдер работает не с геометрией, а с уже готовой сценой, фактически с графическим файлом, поэтому производительность по сравнению с традиционным мультисемплингом (MSAA) возрастает в разы. Минус - при низком разрешении экрана картинка получается замыленной.

Доработали в AMD и анизотропную фильтрацию: теперь ее качество и производительность не зависят от угла поворота объекта. Дополнительно обновили и блок ускорения декодирования видео - UVD3. Помимо форматов VС-1 и H.264, его научили работать с MPEG-2 (DVD), MVC и MPEG-4 (DivX, xVid).

Розовые очки

Ну и самое главное для нас, игроков: видеокарты AMD теперь работают с 3D Stereo. AMD называют эту функцию HD3D , и она кардинально отличается от того, что предлагает NVIDIA. Вместо того, чтобы разрабатывать собственные технологии и запускать в продажу новое железо, AMD воспользовалась помощью партнеров.

Для начала она нашла разработчиков специального ПО, которое будет переводить фотографии, видео и игры в стереоизображение. В числе избранных оказались фирмы iZ3D и DDD - им открыли доступ к исходным кодам драйверов Catalyst . Затем AMD подписала договор с производителями мониторов и очков. Так что если вы захотите опробовать HD3D, то дисплей нужно будет покупать у LG , Samsung , CMI или ViewSonic , а очки у XpanD , RealD и Bit Cauldron . И ведь, что самое забавное, набор из программы и активных очков должен обойтись дешевле аналогичного предложения от NVIDIA. А главное, поддержка стереоизображения не закладывается в стоимость видеокарты, за лишний функционал переплачивать не придется.

На столе

Radeon HD 6870 на тесты прислала сама AMD, так что рассказывать будем о референсном варианте. От предшественника видеокарта отличается размером (на 3 см короче) и внешним видом. Кожух системы охлаждения стал более угловатым, исчезла красная полоса и «выхлопные отверстия» на заднем торце видеокарты.

Плата охлаждается по принципу турбины: 75-мм вентилятор затягивает воздух под кожух, прогоняет его по карте и выкидывает за пределы компьютерного корпуса. На самом кристалле стоит алюминиевый радиатор, набранный 30 пластинами и пронизанный тремя медными теплопроводными трубками. Во время нагрузки карточка потребляет всего 151 Вт (на 37 Вт меньше, чем HD 5870). В 2D-режиме HD 6870 требует 19 Вт. Питание обеспечивается двумя 6-pin вилками. Благодаря низкому тепловыделению для выброса горячего воздуха хватает половины слота на панели ввода/вывода, все остальное пространство занимают новые видеоразъемы.

По умолчанию Radeon HD 6870 оснащается двумя DVI, одним HDMI 1.4a и парой mini-DisplayPort 1.2. За всеми этими цифрами скрывается куча интересных технологий. В DisplayPort 1.2, например, увеличилась пропускная способность. Теперь к одному разъему можно подключить сразу два монитора. Для этого понадобится либо специальный разветвитель, либо дисплей с входом и выходом для DisplayPort. Плюс в версии 1.2 появилась поддержка Blu-ray 3D и вывод звука в качестве Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.

Новая версия HDMI также научилась играть Blu-ray 3D и, более того, выводить стереокартинку на 3D-телевизоры. Правда, последняя функция скорее для галочки. Производители телевизоров до сих пор не пришли к единой спецификации стереоизображения, так что стопроцентной гарантии совместимости никто не дает.

Что в имени тебе моем?

Radeon HD 6000 - далеко не первый случай, когда старая архитектура выпускается под новым названием. Такую схему в свое время опробовала NVIDIA, когда выпустила доработанные GeForce 8000 под видом новой серии GeForce 9000 , а старшие версии потом вообще переименовала в GTS 250 .

Зачем это нужно? Ответ простой - привлечь внимание прессы и покупателей. Ну серьезно, новые видеокарты можно было назвать Radeon HD 5860 и HD 5840. Но при таком раскладе AMD не удалось бы привлечь и десятой доли того внимания, которое сейчас уделяется новым картам.

Но и горевать о погибшей линейке не стоит. Совсем скоро AMD официально объявит данные по Radeon HD 6950 , 6970 и 6990 . Вот это уже будет настоящий топ, на совершенно новом процессоре под названием Cayman .

Тестируем

Подобрать конкурентов для новой видеокарты оказалось непросто. На момент сдачи журнала плата еще не появилась в продаже, так что ориентироваться пришлось на рекомендованную AMD цену в 8000-8500 рублей. А это значит, что HD 6870 стоит дешевле HD 5870, но дороже HD 5850. Плюс она попадает в ценовую категорию GTX 460 1 Гб и ее разогнанных версий. За эти же деньги продается и GTX 465, а еще чуть дороже, где-то за 10 500 рублей, можно купить GTX 470. Немного подумав, мы решили взять все видеокарты разом и сравнить результаты.

Для этого мы собрали мощный тестовый стенд на основе материнской платы Foxconn Renaissance , установили на нее Intel Core i7-920 и добавили 6 Гб оперативной памяти, набранной тремя планками Kingston HyperX DDR3-1666 . К сожалению, список тестов получился коротким. Так как мы тестировали Radeon HD 6870 с бета-версией драйверов, нам не удалось запустить бенчмарк Colin McRae DiRT 2 . Так что производительность DX11 мы оценивали только в Aliens vs. Predator и синтетике Unigine Heaven Benchmark 2.0 . А вот с проектами на DX10 проблем не возникло. Стандартные Resident Evil 5 и Devil May Cry 4 - на месте. Общую оценку производительности мы проводили с помощью 3DMark Vantage.

Баланс

Синтетический тест от Futuremark очень точно определил положение HD 6870: до уровня HD 5870 не дотягивает 13%, работает чуть медленнее GTX 470, обгоняет GTX 460 и GTX 465. В Unigine Heaven Benchmark 2.0, оценивающим производительность в DX11, хорошо видна работа, проделанная AMD над движками тесселяции. В синтетическом тесте Radeon HD 6870 обгоняет более дорогую HD 5870, но по-прежнему отстает ото всех конкурентов из стана NVIDIA.

В реальных игровых приложениях картина сохраняется. Radeon HD 6870 уверенно обгоняет не только HD 5850 и GTX 460, 465, но еще и GTX 470. С DX11 такого превосходства не получается: GTX 470 быстрее на 19%, что вполне логично.

* * *

Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видеокарту 8500 рублей, то Radeon HD 6870 - правильный выбор, конкурентов у нее нет.

Таблица 1
Сравнительная таблица технических характеристик
Характеристика AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 5850 NVIDIA GeForce GTX 470 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460
Ядро Barts Cypress Cypress GF100 GF100 GF104
Количество транзисторов 1,7 млрд 2,15 млрд 2,15 млрд 3 млрд 3 млрд 1,95 млрд
Техпроцесс 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм
Количество потоковых процессоров 1120 шт. 1600 шт. 1440 шт. 448 шт. 352 шт. 336 шт.
Частота графического ядра 900 МГц 850 МГц 725 МГц 607 МГц 607 МГц 675 МГц
Частота потоковых процессоров 900 МГц 850 МГц 725 МГц 1215 МГц 1215 МГц 1350 МГц
Тип, объем памяти GDDR 5,1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1,28 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб
Частота памяти 4200 МГц 4800 МГц 4000 МГц 3348 МГц 3200 МГц 3600 МГц
Шина данных 256 бит 256 бит 256 бит 320 бит 256 бит 256 бит
Количество текстурных блоков 56 шт. 80 шт. 72 шт. 56 шт. 44 шт. 56 шт.
Количество блоков растеризации 32 шт. 32 шт. 32 шт. 40 шт. 32 шт. 32 шт.
Интерфейс PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16
Цена на ноябрь 2010 года 8500 руб. 12 000 руб. 7800 руб. 9500 руб. 7000 руб. 7000 руб.
Таблица 2
Технические характеристики
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Модель видеокарты GPU CPU Overall
AMD Radeon HD 6870 15 131 16 493 15 450 100%
AMD Radeon HD 5870 17 402 17 326 17 383 113%
AMD Radeon HD 5850 14 832 17 597 15 427 100%
NVIDIA GeForce GTX 470 13 656 45 937 16 566 107%
NVIDIA GeForce GTX 465 11 674 42 636 14 264 92%
NVIDIA GeForce GTX 460 12 556 40 963 15 188 98%
14 586 43 660 17 500 113%
Unigine Heaven Benchmark 2.0
Модель видеокарты FPS Overall Соотношение производительности
AMD Radeon HD 6870 13,8 348 100%
AMD Radeon HD 5870 11,4 288 83%
AMD Radeon HD 5850 11,4 288 83%
NVIDIA GeForce GTX 470 19,9 502 144%
NVIDIA GeForce GTX 465 16,7 421 121%
NVIDIA GeForce GTX 460 16,9 426 122%
Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (900 МГц/4000 МГц) 19,6 494 142%
Таблица 3
Игровые тесты (кадров в секунду)
Название игры, настройки AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 5850 NVIDIA GeForce GTX 470 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460 Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (900 МГц/4000 МГц)
Resident Evil 5 (DX10)
High, 1680x1050, AF 16x, AA 8x 96,1 105,8 92,4 97 83,7 83 97,4
High, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 89,6 99,4 90,5 88,2 76,4 76,2 87,5
Соотношение производительности 100% 110% 98% 100% 86% 85% 100%
Devil May Cry 4 (SC2, DX10)
SuperHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 8x - - - 122 95,8 101,3 118,6
SuperHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 126,33 131,5 114,8 110,4 93,3 92,9 104,7
Соотношение производительности 100% 104% 91% 87% 74% 74% 83%
Aliens vs. Predator (Demo, DX11)
VeryHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 2x 39,6 47,2 32,2 47,2 33,1 32 37,1
VeryHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 2x 35,4 42,3 33,3 42,3 29,3 28,5 32,9
Соотношение производительности 100% 119% 87% 119% 83% 81% 93%
Соотношение цены 100% 141% 92% 112% 82% 82% 96%
Соотношение производительности 100% 111% 92% 102% 81% 80% 92%

Вторая половина прошлого и большая часть нынешнего года прошли для графического подразделения компании AMD весьма удачно. Судите сами, выход первого в мире графического ускорителя с поддержкой DirectX 11, который отличался отменной производительностью и относительно холодным нравом, заставил многих по-новому взглянуть на семейство Radeon. Зачастую даже самые ярые поклонники продукции калифорнийской NVIDIA переходили на сторону AMD, ведь их любимая компания, на тот момент, не могла предоставить альтернативу. В результате, NVIDIA потеряла значительную долю рынка настольной графики, уступив место лидера компании AMD.

Теперь для AMD основной задачей является укрепление своих позиций и дальнейшее развитие успеха, в то время как NVIDIA всеми силами будет стараться изменить своё положение и наладить выпуск конкурентоспособных решений на базе архитектуры Fermi. Некоторые из этих решений, уже вышедших на рынок, создают немало хлопот для представителей красного лагеря. Так, например, GeForce GTX 460 достаточно успешно конкурирует с Radeon HD 5830, да и GeForce GTX 470 вместе с флагманом в лице GTX 480 выглядят достаточно уверенно. И если со старшим на данный момент ускорителем на базе Fermi можно бороться снижением стоимости Radeon HD 5870, то в среднем сегменте возможностей для маневров не так много. Учитывая, что большую прибыль производители получают именно с “середнячков”, а не с топовых решений, самым логичным шагом при продвижении новинок в данной ситуации является “атака” на позиции GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Для этого в качестве оружия в AMD выбрали ускорители Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870. Ну что же, давайте знакомиться с новинками.

Начнём с названия. Несмотря на более высокий цифровой индекс, сама компания AMD позиционирует новинки отнюдь не в качестве полноценной замены Radeon HD 5870. Ускорители Radeon HD 6850, как и Radeon HD 6870, в большинстве случаев окажутся медленнее, чем одночиповый флагман компании. А изменения в цифровом индексе связаны с очередным обновлением архитектуры GPU AMD, и в этот раз, как уже было сказано, “красные” решили начать экспансию не с вершины, а с самой середины.

Официальные слайды AMD говорят о том, что новый Radeon HD 6870 по уровню производительности должен быть немного быстрее Radeon HD 5850, а Radeon HD 6850 займёт место между Radeon HD 5770 и Radeon HD 5850.

Несколько позже подоспеют и старшие ускорители на базе новых GPU, которые получат маркетинговые имена Radeon HD 6970 и Radeon HD 6990. О самых старших представителях нового семейства пока что ничего конкретного неизвестно, а вот о Radeon HD 6850 и 6870 нам есть что рассказать.

Ускорители AMD Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 построены на базе графических процессоров с кодовым именем Barts. С точки зрения архитектуры, новые GPU не содержат революционных изменений. Все модификации, проводимые инженерами AMD, были направлены на улучшение потребительских характеристик новинок.

Итак, вот основные параметры, над улучшением которых поработали инженеры AMD:

  • Более высокая производительность на единицу площади кристалла, благодаря внутренним оптимизациям GPU;
  • Обновлённая DX11 архитектура, более высокая геометрическая производительность, а также усовершенствованная тесселляция;
  • Обновлённые и усовершенствованные технологии улучшения качества 3D-графики. Появление нового режима сглаживания и улучшение алгоритма анизотропной фильтрации;
  • Усовершенствованное ускорение работы с мультимедиа контентом. Поддержка UVD3, AMD APP, Blu-Ray 3D;
  • Усовершенствованные технологии вывода контента. Поддержка AMD Eyefinity, HDMI 1.4a, DP 1.2.

Что касается внутреннего устройства GPU Barts, то оно, как мы и говорили ранее, не подверглось существенной переработке со времён Cypress:

Блок-схема графического процессора Cypress

Блок-схема графического процессора Barts XT

В сравнении с чипом Cypress, новый GPU Barts XT получил меньшее функциональных блоков. Так, количество SIMD ядер, включающих в себя по 16 шейдерных процессоров, уменьшилось с 20 до 14 штук, как следствие, общее число шейдерных процессоров уменьшилось с 1600 (320) до 1120 (224). На каждое SIMD ядро приходится по 4 текстурных блока, как и в случае с GPU Cypress, однако суммарное количество TMU у Barts меньше - 56 (против 80 у Cypress).

Для максимально эффективного управления потоками вершинных, геометрических и пиксельных шейдеров в современных графических процессорах AMD существует так называемый диспетчер потоков, именуемый “Ultra-Threaded Dispatch Processor”. В чипе Cypress всего один такой диспетчер, а вот судя по блок-схеме Barts XT, этот GPU насчитывает уже два таких процессора.

Пожалуй, одним из основных отличий нового графического процессора стал улучшенный блок тесселляции. По заявлению AMD, его производительность в случае с Radeon HD 6870 может быть до двух раз выше, чем у Radeon HD 5870, правда степень превосходства напрямую зависит от уровня тесселляции.

Несмотря на существенный рост качества 3D-моделей с включённой тесселляцией, для современных GPU всё ещё не так просто поддерживать достаточно высокий FPS при максимально возможном уровне тесселляции. На этом слайде приведён пример, в котором показан один объект, с разной степенью тесселляции. Если на один треугольник приходится лишь один пиксел, то в процессе растеризации возникает ряд проблем, например, недостаточная утилизация блока растеризации, так называемый overshading эффект (когда каждый пиксел закрашивается более чем 8 раз), кроме того, в такой сцене слишком много полигонов, чтобы можно было без ущерба активировать мультисэмплинг.

Безусловно, эту проблему не решить простым наращиванием “грубой мощи” графического процессора. Намного эффективнее использовать ряд оптимизаций. Для максимально эффективной работы блока растеризации современных GPU AMD требуется, чтобы на один треугольник приходилось примерно 16 пикселей. Кроме того, высокую степень тесселляции стоит использовать только в том случае, если:

  • Объект находится максимально близко к камере;
  • Только по контуру объекта или в тех частях, где необходимо показать множество мелких деталей.

В свою очередь на удалённых объектах можно использовать низкую степень тесселляции для увеличения производительности

Для любителей максимального качества картинки AMD приготовила приятный сюрприз. Владельцам Radeon HD 5xxx/6xxx станет доступен новый метод полноэкранного сглаживания - Morphological AA

Для реализации алгоритмов MLAA используется специальный пост-фильтр, работа которого, в отличие от некоторых других методов полноэкранного сглаживания, не зависит от расположения границ полигонов. Ускорение MLAA осуществляется посредством DirectCompute. Если передать упрощённо смысл работы MLAA, получится примерно следующее: вначале алгоритм обнаруживает высококонтрастные вершины, анализирует их и на основе полученных данных производит смешивание цветов для каждого пиксела.

Полученные данные можно использовать повторно, а чтобы избежать избыточной выборки данных и, как следствие, падения производительности, используется специальный LDS-буфер (Local Data Share).

Мы предполагаем, что качество работы нового алгоритма должно быть близко к 4x MSAA, при этом производительность, по словам представителей AMD будет близка к более простому режиму CFAA. Новый алгоритм сглаживания совместим с любым DirectX 9/10/11 приложением, для его активации нужно будет включить соответствующую опцию в контрольной панели драйверов. Это мы обязательно проверим, как только представится соответствующая возможность.

Не забыли в AMD и про улучшения качества анизотропной фильтрации. Новые ускорители Radeon HD 6850/6870 поддерживают усовершенствованные алгоритмы работы AF, качество реализации которых не зависит от угла обзора, при этом практически никак не сказывается на производительности.

Для Radeon HD 6850/6870 в новых драйверах AMD станут доступны новые варианты настройки Catalyst A.I. Изменение этих параметров влияет на качество фильтрации текстур. Доступны три положения:

  • High Quality . В этом режиме выключены все оптимизации работы с текстурами;
  • Quality . В этом режиме, который, кстати, включён по умолчанию, работает трилинейная оптимизация и оптимизация анизотропной фильтрации. Как заявляет AMD, используемые “заточки” никак не влияют на качество картинки;
  • Performance. При выборе этого положения оптимизация трилинейной и анизотропной фильтрации работает в более агрессивном режиме, который позволяет повысить скорость, но при этом вы можете заметить потерю качества картинки.

После выхода на рынок AMD Radeon HD 5870 прошло достаточно времени, прежде, чем мы смогли самостоятельно проверить в деле технологию Eyefinity . Уже на тот момент эта технология работала достаточно стабильно, а главное, чувствовался позитивный эффект в играх. Во время анонса Radeon HD 6850/6870 представители AMD не забыли упомянуть о ряде улучшений в работе Eyefinity, среди которых возможность создания нескольких Eyefinity групп, улучшенные алгоритмы переключения дисплеев, поддержка коррекции цвета на каждом отдельно взятом мониторе и т.д.

Более того, в этот раз в AMD решили напрямую сравнить Eyefinity с аналогичной технологией NVIDIA, которая, кстати, была анонсирована спустя некоторое время после Eyefinity. Часть из приведённых аргументов выглядит весьма убедительно, однако с некоторыми всё же можно поспорить.

Как бы то ни было, уже сейчас AMD Eyefinity выглядит более завершённым решением, которое прошло годовую обкатку на рынке и судя по всему доказало свою жизнеспособность.

А вот по части внедрения технологий для просмотра 3D-контента AMD оказалась не первой. Уже довольно давно NVIDIA продвигает на рынок технологию 3DVision, поддержка которой реализована в сотнях игр. Однако, не быть первым, не значит стать худшим. И в AMD это прекрасно понимают. Поэтому, вместе с запуском ускорителей Radeon HD 6850/6870, производитель анонсировал технологию AMD HD3D, которая позволит владельцам новых видеокарт AMD насладиться 3D-стерео играми в полном объёме. В отличие от компании NVIDIA, которая самостоятельно продаёт очки для 3DVision, AMD даёт возможность сторонним производителям заниматься разработкой 3D-очков. Конечному потребителю от этого только польза, разумеется, если предлагаемые решения будут достаточно качественными.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что AMD старается активно участвовать в продвижении параллельных вычислений силами графических процессоров, а также использовать внутренние ресурсов видеокарты для ускорения воспроизведения мультимедиа-контента, например, Blu-Ray 3D. В частности, в GPU Barts встроен видеопроцессор третьего поколения UVD3.

Чтобы подытожить теоретическую часть нашего материала, мы составили таблицу, содержащую данные о технических особенностях современных решений AMD и NVIDIA:

Свойство Название видеокарт
NVIDIA GeForce GTS 450 1 Гб NVIDIA GeForce GTX 460 1 Гбайт NVIDIA GeForce GTX 470 1280 Мбайт AMD Radeon HD 5750 1 Гбайт AMD Radeon HD 5770 1 Гбайт AMD Radeon HD 5830 1 Гбайт AMD Radeon HD 5850 1 Гбайт AMD Radeon HD 5870 1 Гбайт AMD Radeon HD 6850 1 Гбайт AMD Radeon HD 6870 1 Гбайт
Кодовое имя ядра GF106 GF104 GF100 Juniper Juniper XT Cypres Cypres Cypress XT Barts Barts XT
Техпроцесс,нм 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
Кол-во транзисторов, млн. шт. 1170 1950 3200 1040 1040 2150 2150 2150 1700 1700
Максимальное энергопотребление, Вт 106 160 215 86 108 175 170 188 127 151
Частота ядра GPU, МГц 783 675 607 720 850 800 725 850 775 900
Кол-во блоков ROP, шт 16 32 40 16 16 16 32 32 32 32
Кол-во TMU, шт 32 64 56 36 40 56 72 80 48 56
Кол-во блоков CUDA/ универсальных процессоров 192 336 448 720 800 1120 1440 1600 960 1120
Частота шейдерного домена, МГц 1566 1350 1215
Тип видеопамяти GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5 GDDR-5
Разрядность шины памяти, бит 128 256 320 128 128 256 256 256 256 256
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 3600 3348 4600 4800 4000 4000 4800 4000 4200
ПСП видеопамяти, Гб/с 57,7 115,2 133.9 73,6 76,8 128 128 153.6 128 134,4
Примерная розничная стоимость по данным Market 3DNews 4600 6700 10200 3800 4700 7500 8700 12500 ~179$ ~239$

По предварительным данным, стоимость Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 составит около 179 и 239 долларов соответственно. Ну что же, чуть позже посмотрим, смогут ли новинки оправдать свой ценник уровнем производительности в современных играх, а пока переходим к внешнему осмотру.

  • Исследования зависимости температуры от скорости вращения вентилятора.
  • Вступление

    В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

    Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

    Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

    Таблица характеристик

    На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

    Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

    Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
    Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
    Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
    Размер
    ядра/ядер, мм 2 .
    334 334 334 255 255 Количество
    транзисторов,
    млн.шт.
    2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
    Частота ядра,
    2D|3D, МГц
    157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
    Напряжение
    на ядре,
    2D|3D, В
    0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
    Число шейдеров
    (PS), шт.
    1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
    Число блоков
    растеризации(ROP), шт.
    16 32 32 32 32 32 40 48
    Число текстурных
    блоков(TMU), шт.
    56 72 80 48 56 44 56 64
    Максимальная
    скорость закраски,
    Гпикс/сек
    12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
    Максимальная
    скорость выборки
    текстур, Гтекс/сек
    44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
    Версия
    пиксельных/вер-
    тексных
    шейдеров
    5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
    Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
    Эффективная частота
    памяти, 2D|3D, МГц
    1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
    Напряжение
    на памяти, 2D|3D, В
    1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
    Объём памяти,
    Мбайт.
    1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
    Шина памяти,
    бит
    256 256 256 256 256 256 320 384
    Пропускная способность
    памяти, Гб/сек
    147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
    Потребляемая
    мощность, 2D|3D, Вт
    24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
    Crossfire / SLi да да да да да да да да
    Размер карты
    (ДхШхВ), мм
    282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
    Рекомендованная
    цена, $
    229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499

    Вполне резонно считать, что основными соперниками для AMD HD 6870 являются несколько карт. Это HD 5830, а после уценки до $229 и GTX 465. Немногим дороже будет еще одна пара: HD 5850 и GTX 470. Ожесточенная конкуренция за кошельки покупателей рано или поздно приводит к вынужденным уценкам. Будем надеяться, что этой осенью или зимой представится случай «урвать» уходящие со сцены Cypress’ы.

    Архитектура AMD HD 6870

    Основной подход конструирования GPU не изменился по сравнению с ранее выпущенными графическими ядрами. Чтобы оценить нововведения, или лучше сказать видоизменения разумно один раз взглянуть на блок схему Barts XT.

    И сравнить ее с Cypress…

    На первый взгляд все одинаково, но внимательно рассмотрите области потоковых процессоров. Ядро Barts состоит из 14 SIMD ядер, в то время как Cypress из 20-ти. Но меньше не значит хуже: в отличие от «старшего брата», у обеих карт HD 68xx, словно в оркестре, не один дирижёр, а целых два (Ultra threaded dispatch processor). На их "плечах" лежит работа по равномерному распределению задач для суперскалярных процессоров.

    Помимо увеличенного количества «руководителей» сократилось число «подчиненных» - ради улучшения эффективности пришлось пожертвовать количеством. Впрочем, я полагаю, что физически кристалл GPU Barts содержит 20 SIMD, но искусственно ограничен до 14. Полноценный GPU, скорее всего, обретет название AMD HD 6990 и будет состоять из двух графических ядер.

    Но на этом различия не заканчиваются. Предлагаю совершить небольшое путешествие в историю создания пока что самого удачного изобретения ATi/AMD – R600.

    Появившись в 2007 году в виде Radeon HD 2900 Pro и XT, он представлял собой прогрессивное суперскалярное решение, которое на многие годы вперед определило вид современных графических процессоров AMD. Для более подробного изучения перейдем к сравнению.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Название Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор) Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор) Thread Processor (5-ти полосный суперскалярный шейдерный процессор)
    4 4 4 4
    Формат инструкций VLIW VLIW VLIW VLIW
    1 1 1 1
    0 1 1 0
    5 5 5 5
    Пиковое количество операций с плавающей точкой (FP), шт. 10 10 10 10
    Частота GPU, МГц 742 750 850 900

    В основе каждого блока содержится 5 «скаляров», способные обрабатывать до четырех инструкций: одну сложную (sin, cos,и т.п.), четыре простых, до двух с двойной точностью (FP64). По аналогии с R600, ради экономии транзисторного бюджета Barts лишен поддержки FP64.Таким образом, если не брать в расчет новый техпроцесс, то современное ядро среднебюджетной видеокарты является уменьшенной и разогнанной копией R600.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Название SIMD Core SIMD Core SIMD Core SIMD Core
    Количество процессоров, шт. 16 16 16 16
    Гранулярность, ед. 64 64 64 64
    Объем общей памяти, Кб 8 16 32 32
    Количество Single Precision FMAD юнитов, шт. 64 64 64 64
    Количество SFU (Super Function Unit) юнитов, шт. 16 16 16 16
    Количество FMAD юнитов с операциями двойной точности, шт. 0 16 16 0
    Количество потоковых процессоров, шт. 80 (16х5) 80 (16х5) 80 (16х5) 80 (16х5)
    160 160 160 160
    4 4 4 4

    По мере внедрения современных литографических техпроцессов AMD удалось в один SIMD уместить дополнительную кэш-память, которая жизненно необходима для DX 11. В остальном наблюдается лишь планомерное уменьшение GPU.

    R600 RV770 Cypress Barts
    Схематичный вид
    Количество блоков процессоров, шт. 4 10 20 14
    Объем общей памяти, Кб 0 16 64 64
    Количество юнитов фильтрации текстур, шт. 16 40 80 56
    Количество Single Precision FMAD юнитов, шт. 256 640 1280 896
    Количество SFU (Super Function Unit) юнитов, шт. 64 160 320 224
    Количество FMAD юнитов с операциями двойной точности, шт. 0 160 320 0
    Сумма потоковых процессоров, шт. 320 (80х4) 800 (80х10) 1600 (80х20) 1120 (80х14)
    Пиковое кол-во операций с плавающей точкой (FP), шт. 640 1600 3200 2240
    Макс. производительность операций с плавающей точкой (FP), TFLOPS. 0,475 1,2 2,72 2,02
    Количество блоков тесселяции, шт. 1 1 1 1
    Количество блоков растеризации, шт. 1 1 2 2

    Основная цель – экономия площади ядра - достигнута путем снижения количества SIMD, но объем общей кэш-памяти оставлен на прежнем уровне. Параллельно, чтобы компенсировать производительность Barts по отношению к Cypress, увеличили его частоту. После модернизации ядро новой видеокарты хорошо приспособлено к существующим игровым задачам, а также выигрывает в сложности (количество транзисторов на мм 2) и площади у конкурента GF104.

    После всех вышенаписанных слов у кого-то точно появится легкое чувство дежавю. Видимо, судьба nVidia G92 чем-то схожа с R600 и последующими этапами модернизации. Но смею вас разочаровать, части GPU ATi/AMD - это не кубики и шарики, которыми можно манипулировать и создавать новые комбинации под требуемые параметры. Для переработки существующей конструкции ядра требуются новые расчеты, моделирования, опытные образцы и т.п. После цикла работ придется выпускать пилотную партию и долго ее тестировать, а исходя из существующих цен, обновление GPU обходится не менее чем в 30-35 миллионов долларов.

    Статьи по теме: