Северо-Крымский канал — самый длинный канал в Европе.

Для снабжения живительной влагой регионы Крымского полуострова , в начале шестидесятых годов прошлого века был возведен Северо-Крымский канал. Он оснащал необходимым количеством воды почти 85% территории Крыма. Грандиозное сооружение, даже по современным меркам, Северо-Крымский канал считается одним из крупнейших рукотворных оросительных построек.


ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Длина Северо-Крымского водоканала составляет 406,2 км с максимальной пропускной способностью более 300 кубических метров воды в секунду. В ширину канал достигает 150 метров.

История Северо-Крымской водной артерии

Проблема с пресной водой в Крыму всегда стояла на первом месте, и в 1950 году власти принимают постановление о строительстве СКК (Северо-Крымский канал). Стройка водоканала, для снабжения засушливых зон Крыма и орошения полей Днепровскими водами, длилась в течение 10 лет, с 1961 по 1971 годов.

Для водозабора из Днепра в 1956 году вводится в эксплуатацию Каховское водохранилище, откуда и берет свое начало Северо-Крымский канал. В начале 1961 года на пленарном заседании было объявлено о начале крупномасштабного сооружения Советского Союза — Северо-Крымского канала. Со всех уголков необъятной Родины съезжается более 10 тысяч молодых энтузиастов для участия в строительстве СКК.


В октябре 1963 года в районе города Армянска прозвучал мирный взрыв — это была подорвана перемычка, которая удерживала «большую воду». Взрыв служил толчком для потока днепровской воды в русло из бетона, только что построенного канала. Таким образом, воды Днепра пришли на Крымский полуостров. В пункт назначения, в Керчь, днепровская вода приходит в 1975 году.

Северо-Крымский канал становится крупнейшей строительной площадкой всесоюзного значения:

  • Северо-Крымский канал включает в себя больше ста масштабных гидротехнических объектов.
  • Протяженность главного искусственного русла более 400 км.
  • Учитывая расхождения, подземные отрезки и водоотводы, длина поливочной системы приближается к 12 000 км.
  • Насосные станции в состоянии перекачать до 450 кубометров воды в секунду.
  • На первой насосной станции канала вода поднимается на 10 метров, а по дальнейшему пути высота воды достигает 105 метров.
  • Канал питает своими водами 12 искусственных водоемов, общим объемом в 200 млн кубометров.
ИНТЕРЕСНО!
Весь путь, от начальной точки до пункта назначения, вода проходит за 32 дня.

Рыбалка на Северо-Крымском канале

Люди быстро адаптировались к соседству рукотворной реки, и на бетонных берегах канала часто можно встретить отдыхающих или увлеченных рыболовов. Хотя строительство СКК не предусматривалось в качестве водоема для разведения различных сортов рыб, тем не менее, раков и некоторые виды рыб там можно наловить в достаточном количестве. Богатыми на улов среди рыбаков считаются Чаплинский, Джанкойский, Красноперекопский районы. В районе насосных станций ловится щука, карась, судак и окунь. Рыбалка бесплатная, ограничения на количество и размер пойманной рыбы, соответственно действующему законодательству.

Северо-Крымский канал сегодня

Обеспечение полуострова Крым водой с помощью Северо-Крымского канала в настоящее время приостановлено по приказу украинских властей, перекрывших водоканал плотиной. Есть надежда, что в скором будущем, канал начнет функционировать в полную силу.


Альтернатива Северо-Крымскому каналу

В профильных национальных заведениях и всевозможных министерствах обсуждаются альтернативные варианты каналу. Российское Минприроды задумалось о постройке трубопровода через Керченский пролив, из Кубани в Крым. Про это сказал Сергей Донской – ответственный за природные ресурсы и экологию России – во время проверки водохранилища в Симферополе.

Также поступили предложения по реконструкции системы орошения. Стоимость уже подсчитали – 80 000 000 000 рублей.

Видео обзор:

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

Главная водная артерия Крыма — Северо-Крымский канал сегодня находится не в лучшем состоянии. После событий 2014 года с украинской стороны была воздвигнута дамба, которая полностью перекрыла доступ сюда днепровской воды.

До этого времени вся система успешно функционировала, обеспечивая водой не только крымскую территорию, но и прилегающую Херсонскую область. Вода поступала сюда из специально построенного Каховского водохранилища и 80% объема использовалось на сельскохозяйственные нужны, остальное – на обеспечение питьевой водой близлежащих населенных пунктов. Днепровская вода давала полуострову более 70% от требуемого объема.

История Северо-Крымского канала

Окруженный морем полуостров всегда нуждался в пресной воде. И впервые о подаче сюда днепровских вод заговорили еще 1883 году. Долго не могли найти ресурсы, и в 1916-м решение о постройке такого сооружения было принято, но помешала Октябрьская революция.

В 1950-х годах снова вернулись к этому вопросу. И после 10 лет изыскательских работ, в 1961 году приступили к возведению очень нужного Крыму гидротехнического сооружения. Мощности постепенно наращивались, и в 1975 году вода стала доходить до . Вначале русло было земляным, и 40% воды терялось по дороге. Позднее, в межсезонье, когда вода отсутствовала, его стали бетонировать.

В 1990 году сдали вторую очередь, построив одновременно и самое большое наливное Межгорное водохранилище. В 1997 году ввели в строй третью, реконструировав Раздольненский и Сакский оросительные каналы. Общая длина Северо-Крымского канала достигла 402,6 км, а по Крыму – 294 км. Дальнейшее строительство было заморожено из-за недостатка средств.

Северо-Крымский канал сейчас, после «Крымской весны»

Перекрытие Северо-Крымского канала имело последствия, сильно ударившие по аграрному сектору Крыма. Из-за этого сельскохозяйственной отрасли полуострова пришлось менять свои приоритеты. Выращивать рис, требующий большого количества воды, стало нецелесообразно. Для посева стали выбирать культуры, не требующие обильного полива, и судя по шикарным полям подсолнечника и пшеницы, пустовать эти земли не будут.

Сейчас в Северо-Крымский канал несут воды источники самого Крыма, ведь от него зависит водоснабжение северных и восточных областей. Часть воды имеет артезианское происхождение, другая, большая часть, приходит из водохранилищ: Белогорского и Тайганского. Чтобы попасть сюда, она преодолевает расстояние в 51 км. Если раньше канал в зимний период осушался, то теперь он функционирует круглогодично. Работы по поиску новых источников для его заполнения продолжаются.

Несмотря на то что Украина и Россия так и не смогли договориться о пуске днепровской воды в Крым , без живительной влаги полуостров не остался. В Северо-Крымский канал все-таки дали воду, причем за счет местных ресурсов!

Сейчас канал заполняется за счет Белогорского водохранилища и реки Биюк -Карасу , - рассказал «КП » эксперт в области водоснабжения, депутат Госсовета Крыма Эдип Гафаров . - Вода через Нижнегорский, Кировский и Советский районы поступает в Феодосию, Судак и Ленский район. Нехватка воды здесь наиболее серьезная. Эти районы всегда "питались" за счет Днепра .

Проблемы с водоснабжением в Феодосии и Судаке - не только из-за перекрытия украинских шлюзов, но и из-за изношенности водопроводов. Местные жители недополучают до 40-50 процентов воды. Потери в этих регионах самые большие по Крыму. Но цены на тарифы из-за этого не снижают, а, наоборот, повышают.

Представьте, насколько возрастает тариф, если перекачано два кубометра воды, а до потребителя дошел только один, - говорит первый зампред Госкомитета по ценам и тарифам РК Юрий Новосад . - Затраты же на электроэнергию, эксплуатацию сетей не уменьшаются.

Вода в эти районы будет поступать до тех пор, пока в Белогорском водохранилище есть запасы. А они, кстати, не такие уж и большие. Водохранилище сейчас заполнено примерно на треть, там порядка 18 миллионов кубометров.

С начала апреля батальон трубопроводных войск приступит к строительству водопровода к Север-Крымскому каналу. Фото: архив "КП".

Выход крымские власти видят в использовании подземных рек, запасов которых, по предварительным подсчетам, может хватить на 50 лет. Чтобы использовать их, к Северо-Крымскому каналу нужно проложить трубопроводы. Строительством займутся военные из других регионов, которых Минобороны присылало на полуостров в прошлом году. Планируется, что по трубопроводу в канал из артезианских скважин в сутки будет поступать порядка тысячи кубометров воды. Трубопровод в первую очередь обеспечит влагой Керчь , Феодосию и Судак.

На полуострове будут развернуты 48 временные линии полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью около 372 километров, - сообщил замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков . - Первые 48 километров будут развернуты уже в начале апреля.

Кстати, личный состав трубопроводных батальонов насчитывает 500 военнослужащих и порядка 200 единиц спецтехники.

Проблему отсутствия воды для полива также планируют решать за счет бурения скважин. Но пока что ресурсов для этого недостаточно, поэтому в этом году в Крыму снова отменили посев риса и кукурузы.

Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.

Где находится Северо-Крымский канал на карте?

Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города . На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.

История появления: всесоюзная стройка

Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.

Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.

Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.

Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в . В 1971 г. началось снабжение , в 1975-м – . Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.

Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.

Европейский рекорд

Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина
– до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.

Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.

Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.

Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.

Современные проблемы канала

Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков.
Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал – водные излишки хлынули туда.

Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется и водохранилищами, . Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.

Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.

Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.

Статьи по теме: