Какая минимальная яркость нужна проектору (в темноте).
На картинке: яркий проектор успешно справляется с искусственным освещением
Начнем сразу с таблиц, а обоснуем далее. Если вы хотите узнать световой поток, требуемый от проектора для полностью затемненного домашнего кинозала, то посмотрите таблицу в . Это - скрижали, ниспосланные смертным компанией Stewart Filmscreen.
Если вам нужно рассчитать световой поток (яркость) проектора для офиса, учебной аудитории или других помещений, освещение в которых соответствует стандартам безопасности жизнедеятельности и позволяет комфортно читать и работать с документами, то просто умножьте 756 на желаемую площадь экрана в квадратных метрах. Вы получите требуемый световой поток в люменах. К примеру, для экрана площадью 1 м 2 нужно 756 люмен яркости. Ниже - полная таблица для различных диагоналей и соотношений сторон:
4:3 | 16:10 | 16:9 | |||||||
Диаг,
дюймы | Шир, см | Выс, см | Яркость, Лм | Шир, см | Выс, см | Яркость, Лм | Шир, см | Выс, см | Яркость, Лм |
60 | 121,9 | 91,4 | 843 Лм | 129,2 | 80,8 | 789 Лм | 132,8 | 74,7 | 750 Лм |
65 | 132,1 | 99,1 | 989 Лм | 140,0 | 87,5 | 926 Лм | 143,9 | 80,9 | 881 Лм |
70 | 142,2 | 106,7 | 1147 Лм | 150,8 | 94,2 | 1074 Лм | 155,0 | 87,2 | 1021 Лм |
75 | 152,4 | 114,3 | 1317 Лм | 161,5 | 101,0 | 1233 Лм | 166,0 | 93,4 | 1172 Лм |
80 | 162,6 | 121,9 | 1498 Лм | 172,3 | 107,7 | 1403 Лм | 177,1 | 99,6 | 1334 Лм |
85 | 172,7 | 129,5 | 1691 Лм | 183,1 | 114,4 | 1584 Лм | 188,2 | 105,8 | 1506 Лм |
90 | 182,9 | 137,2 | 1896 Лм | 193,9 | 121,2 | 1776 Лм | 199,2 | 112,1 | 1688 Лм |
95 | 193,0 | 144,8 | 2113 Лм | 204,6 | 127,9 | 1978 Лм | 210,3 | 118,3 | 1881 Лм |
100 | 203,2 | 152,4 | 2341 Лм | 215,4 | 134,6 | 2192 Лм | 221,4 | 124,5 | 2084 Лм |
105 | 213,4 | 160,0 | 2581 Лм | 226,2 | 141,4 | 2417 Лм | 232,4 | 130,8 | 2298 Лм |
110 | 223,5 | 167,6 | 2833 Лм | 236,9 | 148,1 | 2652 Лм | 243,5 | 137,0 | 2522 Лм |
115 | 233,7 | 175,3 | 3096 Лм | 247,7 | 154,8 | 2899 Лм | 254,6 | 143,2 | 2756 Лм |
120 | 243,8 | 182,9 | 3371 Лм | 258,5 | 161,5 | 3157 Лм | 265,7 | 149,4 | 3001 Лм |
125 | 254,0 | 190,5 | 3658 Лм | 269,2 | 168,3 | 3425 Лм | 276,7 | 155,7 | 3256 Лм |
130 | 264,2 | 198,1 | 3957 Лм | 280,0 | 175,0 | 3705 Лм | 287,8 | 161,9 | 3522 Лм |
135 | 274,3 | 205,7 | 4267 Лм | 290,8 | 181,7 | 3995 Лм | 298,9 | 168,1 | 3798 Лм |
140 | 284,5 | 213,4 | 4589 Лм | 301,5 | 188,5 | 4297 Лм | 309,9 | 174,3 | 4085 Лм |
145 | 294,6 | 221,0 | 4922 Лм | 312,3 | 195,2 | 4609 Лм | 321,0 | 180,6 | 4382 Лм |
150 | 304,8 | 228,6 | 5268 Лм | 323,1 | 201,9 | 4932 Лм | 332,1 | 186,8 | 4689 Лм |
155 | 315,0 | 236,2 | 5625 Лм | 333,9 | 208,7 | 5267 Лм | 343,1 | 193,0 | 5007 Лм |
160 | 325,1 | 243,8 | 5993 Лм | 344,6 | 215,4 | 5612 Лм | 354,2 | 199,2 | 5335 Лм |
165 | 335,3 | 251,5 | 6374 Лм | 355,4 | 222,1 | 5968 Лм | 365,3 | 205,5 | 5674 Лм |
170 | 345,4 | 259,1 | 6766 Лм | 366,2 | 228,9 | 6335 Лм | 376,3 | 211,7 | 6023 Лм |
175 | 355,6 | 266,7 | 7170 Лм | 376,9 | 235,6 | 6713 Лм | 387,4 | 217,9 | 6383 Лм |
180 | 365,8 | 274,3 | 7585 Лм | 387,7 | 242,3 | 7102 Лм | 398,5 | 224,1 | 6753 Лм |
185 | 375,9 | 281,9 | 8013 Лм | 398,5 | 249,0 | 7502 Лм | 409,6 | 230,4 | 7133 Лм |
190 | 386,1 | 289,6 | 8452 Лм | 409,2 | 255,8 | 7913 Лм | 420,6 | 236,6 | 7524 Лм |
195 | 396,2 | 297,2 | 8902 Лм | 420,0 | 262,5 | 8335 Лм | 431,7 | 242,8 | 7925 Лм |
200 | 406,4 | 304,8 | 9365 Лм | 430,8 | 269,2 | 8768 Лм | 442,8 | 249,1 | 8336 Лм |
205 | 416,6 | 312,4 | 9839 Лм | 441,6 | 276,0 | 9212 Лм | 453,8 | 255,3 | 8758 Лм |
210 | 426,7 | 320,0 | 10325 Лм | 452,3 | 282,7 | 9667 Лм | 464,9 | 261,5 | 9191 Лм |
215 | 436,9 | 327,7 | 10822 Лм | 463,1 | 289,4 | 10133 Лм | 476,0 | 267,7 | 9634 Лм |
220 | 447,0 | 335,3 | 11331 Лм | 473,9 | 296,2 | 10610 Лм | 487,0 | 274,0 | 10087 Лм |
225 | 457,2 | 342,9 | 11852 Лм | 484,6 | 302,9 | 11097 Лм | 498,1 | 280,2 | 10551 Лм |
230 | 467,4 | 350,5 | 12385 Лм | 495,4 | 309,6 | 11596 Лм | 509,2 | 286,4 | 11025 Лм |
235 | 477,5 | 358,1 | 12929 Лм | 506,2 | 316,4 | 12106 Лм | 520,2 | 292,6 | 11510 Лм |
240 | 487,7 | 365,8 | 13485 Лм | 516,9 | 323,1 | 12626 Лм | 531,3 | 298,9 | 12005 Лм |
245 | 497,8 | 373,4 | 14053 Лм | 527,7 | 329,8 | 13158 Лм | 542,4 | 305,1 | 12510 Лм |
250 | 508,0 | 381,0 | 14632 Лм | 538,5 | 336,5 | 13701 Лм | 553,5 | 311,3 | 13026 Лм |
255 | 518,2 | 388,6 | 15223 Лм | 549,2 | 343,3 | 14254 Лм | 564,5 | 317,5 | 13552 Лм |
260 | 528,3 | 396,2 | 15826 Лм | 560,0 | 350,0 | 14819 Лм | 575,6 | 323,8 | 14089 Лм |
265 | 538,5 | 403,9 | 16441 Лм | 570,8 | 356,7 | 15394 Лм | 586,7 | 330,0 | 14636 Лм |
270 | 548,6 | 411,5 | 17067 Лм | 581,6 | 363,5 | 15980 Лм | 597,7 | 336,2 | 15193 Лм |
275 | 558,8 | 419,1 | 17705 Лм | 592,3 | 370,2 | 16578 Лм | 608,8 | 342,4 | 15761 Лм |
280 | 569,0 | 426,7 | 18355 Лм | 603,1 | 376,9 | 17186 Лм | 619,9 | 348,7 | 16339 Лм |
285 | 579,1 | 434,3 | 19016 Лм | 613,9 | 383,7 | 17805 Лм | 630,9 | 354,9 | 16928 Лм |
290 | 589,3 | 442,0 | 19689 Лм | 624,6 | 390,4 | 18436 Лм | 642,0 | 361,1 | 17527 Лм |
295 | 599,4 | 449,6 | 20374 Лм | 635,4 | 397,1 | 19077 Лм | 653,1 | 367,4 | 18137 Лм |
300 | 609,6 | 457,2 | 21070 Лм | 646,2 | 403,9 | 19729 Лм | 664,1 | 373,6 | 18757 Лм |
305 | 619,8 | 464,8 | 21779 Лм | 656,9 | 410,6 | 20392 Лм | 675,2 | 379,8 | 19387 Лм |
310 | 629,9 | 472,4 | 22499 Лм | 667,7 | 417,3 | 21066 Лм | 686,3 | 386,0 | 20028 Лм |
315 | 640,1 | 480,1 | 23230 Лм | 678,5 | 424,1 | 21751 Лм | 697,3 | 392,3 | 20680 Лм |
320 | 650,2 | 487,7 | 23973 Лм | 689,3 | 430,8 | 22447 Лм | 708,4 | 398,5 | 21341 Лм |
325 | 660,4 | 495,3 | 24728 Лм | 700,0 | 437,5 | 23154 Лм | 719,5 | 404,7 | 22013 Лм |
330 | 670,6 | 502,9 | 25495 Лм | 710,8 | 444,2 | 23872 Лм | 730,6 | 410,9 | 22696 Лм |
335 | 680,7 | 510,5 | 26274 Лм | 721,6 | 451,0 | 24601 Лм | 741,6 | 417,2 | 23389 Лм |
340 | 690,9 | 518,2 | 27064 Лм | 732,3 | 457,7 | 25341 Лм | 752,7 | 423,4 | 24092 Лм |
Вопрос-Ответ:
В:
27000 люмен - парень спятил!
О:
27000 люмен - для помещения с очень ярким фоновым освещением и качественным изображением с контрастностью 5:1.
В:
Если я посмотрю с близкого расстояния в объектив инсталляционного проектора яркостью от 10000 Лм, то я ослепну?
О:
Может быть.
В:
Можно ли взять более яркий или менее яркий проектор?
О:
Можно, тогда вы получите контрастность изображения меньше или больше предложенного значения «5:1» (см. ниже). В принципе, больше - лучше.
В:
Считается заявленная максимальная яркость проектора?
О:
Считается реальная яркость в том режиме, в котором вы будете использовать проектор.
В:
Откуда эти цифры?
О:
См. ниже
Теперь сама статья...
Вопрос расчета яркости (светового потока) проектора - один из самых первоочередных, и в этой статье я попробую ответить на него по существу, предъявив таблицу рассчета светового потока для ярко освещенных помещений. Итак, для чего нам нужна яркость (световой поток, измеряемый в люменах)? Она нужна, чтобы заполнить большой экран качественным, разборчивым изображением . Чем больше яркость - тем больше экран при том же качестве изображения. При этом надо помнить, что, например, увеличение площади экрана в 4 раза означает, что требования по яркости возрастут в 4 раза, тогда как ширина и высота изображения увеличатся лишь в 2 раза.
А что в данном случае имеется в виду под «качественным» изображением? В освещенном помещении мы будем опираться на контрастность изображения, как показатель не просто красоты, но и разборчивости, но об этом - чуть ниже.
Забыл напомнить еще одну вещь, которая многих опечалит. Когда мы говорим о световом потоке проектора (яркости), нельзя забывать, что он обратно пропорционален точности цветопередачи. У каждого проектора есть «точные» и «очень яркие» режимы изображения. Как правило, также есть некий компромиссный вариант, традиционно именуемый «Презентация». Как правило, он на 20% менее яркий, чем самый яркий режим, но обладает заметно более правильной цветопередачей. С проекторами для домашнего кинотеатра все просто - в темноте надо выбирать точный и неяркий режим. В случае с проекторами для офисов и школ, которые работают в освещенном помещении, наиболее яркий режим у них может сильно разниться по качеству изображения. У одних проекторов он присутствует «для галочки», чтобы формально достичь заявленного светового потока, но ряд параметров качества изображения в нем будет ниже среднего, у других же моделей самый яркий режим может быть вполне «юзабельным», картинка - очень качественной и ее недостатки не будут бросаться в глаза в освещенном помещении. Есть и другие тонкости, такие как «цветовая яркость» и неполное соответствие указанных характеристик реальным (как правило, расхождение невелико). Но идея одна: иногда вы можете рассчитывать на каждый люмен заявленной производителем яркости проектора, а иногда - нет. Как знать наверняка? - Только читая обзоры. Но все же, из всех заявляемых производителем характеристик световой поток считается самой достоверной и легко проверяемой.
Итак, переходим к интересному:
Определение яркости проектора для освещенного помещения
В освещенных помещениях такой параметр современного проектора, как контрастность, совершенно не важен . Контрастность изображения создается разницей между яркостью освещения в комнате и максимальной яркостью проектора.
Освещенность стены или экрана при выключенном проекторе - это и есть «черный» экран, черный цвет. Белый экран - это, конечно, когда мы включаем проектор в самом ярком режиме, проецируем белый цвет на вышеупомянутую стену или экран и измеряем их освещенность. Контрастность изображения = освещенность2 (с проектором) / освещенность1 (без проектора). Освещенность экрана без проектора может в известной степени варьироваться, но, как правило, она будет где-то между 100 и 300 лк (Люкс). Именно такие цифры получатся в помещении, соответствующем нормам безопасности по освещению, в котором можно комфортно читать и работать с документами.
Раз мы знаем освещенность стены/экрана без проектора, то сможем узнать, какая нам требуется освещенность при включенном проекторе. Для этого нам надо знать желаемую контрастность изображения. Хотите иметь контрастность 4:1 - умножайте освещенность стены на 4 - вот такую освещенность и должен дать проектор для вашей задачи. Освещенность будет требоваться одинаковая при любом размере экрана. А вот световой поток проектора - разный. Чтобы дать одинаковую освещенность на 80-дюймовом экране и 130-дюймовом экране, нужен разный световой поток («Яркость»). Ибо световой поток = освещенность*площадь экрана.
А какая контрастность нам подойдет?
Для того, чтобы определить приемлемый уровень контратсности, я поставил экран в полностью освещенную комнату, как я уже говорил, в которой можно работать с документами и читать, согласно стандартам безопасности труда. Освещенность экрана, что удивительно, в разных его углах была от 127 до 257 лк, что не было заметно визуально. Средняя освещенность = 189 лк. Далее, с двух проекторов разной мощности в различных режимах проецировалась тестовая таблица:
Вот 4 фотографии, справа подписана полученная при этом освещенность, а также - контрастность, которая эта освещенность нам дает:
Фотография | Освещенность белого экрана, лк | Контрастность (освещенность/189) |
687 | 3,6:1 | |
1459 | 7,7:1 | |
1761 | 9,3:1 | |
2902 | 15,3:1 |
Обратите внимание, что по мере увеличения яркости проектора, камера, отстраиваясь по самому яркому участку, делает задний фон все темнее. На самом деле, фон один и тот же, - ярко освещенное помещение, в котором можно комфортно читать. Визуально изображения с контрастностью 7:1 и выше выглядят хорошо. Первое, с контрастностью 3,6:1 - так себе: читаемость ухудшена, но в целом приемлемо. Последние два варианта (9,3:1 и 15,3:1) выглядели очень здорово. Поэтому предлагаю взять в качестве нормы, или минимума, контрастность 5:1. Это будет качественное и читаемое изображение - не самое плохое и, пожалуй, именно с этой отметки начинается «хорошее» качество.
Итак, нужна контрастность 5:1, «1» - это 189 лк, изначальная засветка экрана фоновым освещением. «5» - это 5*189 = 945 лк. Это - нужная нам освещенность изображения, включая фоновую засветку, из которой проектор дает 945-189 = 756 лк.
Итак, вопрос: сколько мне нужно люмен, чтобы получить экран площадью x м 2 ?
Ответ: 756 * x люмен.
К примеру, 80-дюймовый экран. Это примерно 172 см x 108 см для разрешений WXGA и WUXGA (соотношение сторон 16:10). Площадь = 1,86 м2, требуемый световой поток проектора 756*1,86 = 1404 Лм!!!
Теперь можно вернуться к таблице в начале статьи!
Возможно, вам приходилось ранее видеть заявления, что у проекторов Epson цвета в три раза ярче ? В этом посте мы попробуем обосновать нашу позицию и обратить ваше внимание на такой важный показатель любого проектора, как «цветовая яркость», о котором многие даже не подозревают, выбирая проектор для дома или офиса.
Прежде, чем говорить о «цветовой яркости», давайте слегка коснемся просто «яркости». И предлагаю сразу уточнить, что на самом деле «яркостью проектора» принято для простоты называть «световой поток ». Данный параметр измеряется в люменах и характеризует количество света, которое проектор способен излучать, его «мощность».
Световой поток
Многие знают, что чем больше световой поток (яркость) проектора, тем большую диагональ изображения можно получить. На самом деле, получить большую диагональ можно с помощью совершенно любого проектора, однако при этом никто не даст гарантии, что изображение окажется приемлемым по качеству, цветопередаче, а также достаточно четким и ярким.Рассмотрим световой поток проектора с точки зрения качества изображения . Вспомним, что каждый цвет можно описать с помощью всего трех характеристик, одной из которых будет яркость . Именно на этом принципе построены многие стандарты, используемые, в том числе, при оценке качества изображения различных устройств.
Ниже — изображения, проецируемые двумя проекторами, отличающиеся по яркости в два раза:
(Понимаем, что некорректно сравнивать на экране монитора яркости с двух разных проекторов, но в данном случае это делается для наглядности.)
Не нужно обладать специальными знаниями, чтобы констатировать, что правое изображение — менее качественное, поскольку вместо белого оно отображает серый, вместо красного — темно-красный и пр. Изображение справа менее качественное, потому что проектор недостаточно яркий (для тех условий, где оно было получено).
Есть и ряд других обстоятельств, в которых от проектора потребуется дополнительная яркость , чтобы обеспечить приемлемое качество изображения:
- когда нужно использовать более точный по цветопередаче режим изображения;
- при просмотре 3D;
- когда используется экономичный режим работы лампы;
- когда проектор работает в освещенной комнате.
Световой поток и цветовая яркость
Дело в том, что световой поток проектора традиционно определяется по белому цвету . Учитывая, что данный параметр является одной из важнейших характеристик, в последнее время производители стали завышать его, усиливая отображаемый проектором белый цвет. Таким образом, изображения, полученные с двух проекторов с одинаковым световым потоком (яркостью) могут выглядеть следующим образом:Действительно, по белому цвету их яркость (световой поток) одинаковая, однако цвета они передают совершенно по-разному.
В связи с этим необычным обстоятельством, в обиход был введен еще один параметр: «цветовая яркость », или «световой поток по цветам » (англ. Color Light Output). Цветовая яркость состоит из трех слагаемых: из яркости (светового потока) проектора по красному, по зеленому и по синему.
На изображениях выше оба проектора имеют одинаковую яркость, однако у проектора слева цветовая яркость равна «обычной» яркости, а у проектора справа она в три раза ниже. Мы заявляем, что для того, чтобы проектор имел правильную цветопередачу, его яркость и цветовая яркость должны быть равны. Из чего это следует?
Математика цвета
Дело в том, что большинство устройств отображения информации используют для образования цветов принцип RGB (смешение красного, зеленого и синего). Каждый пиксел ЖК монитора, к примеру, состоит из красной, зеленой и синей полос, причем:- когда три точки светятся с максимальной яркостью, получается белый цвет;
- когда с минимальной – получается черный свет;
- когда с максимальной яркостью светятся красная и зеленая точки, получается желтый свет;
- и т.д. и т.п.
Вернемся к «цветовой яркости ». Мы сказали, что максимальная яркость проектора должна быть равна цветовой яркости. Другими словами, если мы измерим яркость по белому экрану, то она должна быть равной сумме яркостей по красному, по зеленому экрану и по синему экрану.
Тем не менее, как мы показали ранее, существуют проекторы, в которых эта арифметика не работает и цветовая яркость до трех раз ниже, чем максимальная. И вот тут мы и сталкиваемся с особенностями технологий формирования изображения, используемых в проекторах!
Особенности технологий проекторов
Дело в том, что различные технологии используют свет лампы по-разному. Созданная компанией Epson технология 3LCD использует для формирования изображения три жидкокристаллические матрицы. Благодаря использованию трех матриц, белый свет лампы разделяется в 3LCD проекторе на красный, зеленый и синий с помощью специальных светофильтров, после чего каждый поток проходит через отдельную матрицу. Эти три компонента затем совмещаются вместе, пиксель в пиксель, и на экран проецируется цветное изображение. При этом все компоненты воспроизводятся одновременно и постоянно.Такой способ использования света лампы позволяет свести потери света к минимуму, так как в технологии 3LCD благодаря трем матрицам сразу используются все три базовых цвета.
Если бы в проекторе использовалось не три, а одна матрица, то в каждый момент времени мы могли бы работать только с одной цветовой составляющей из трех, а остальные бы отфильтровывались, или попросту «выбрасывались». Это приводило бы к огромным потерям света, компенсировать которые удалось бы только повышением мощности лампы (а значит – удорожанием проектора и увеличением уровня шума из-за использования более мощной охладительной системы).
Думаю, этот пример наглядно объясняет, почему на рынке так много проекторов, использующих различные трюки с усилением белого. Благодаря высокой эффективности технологии 3LCD, с ней непросто честно конкурировать.
Технология 3LCD формирует цвета почти тем же методом, что и другие RGB устройства, такие как телевизор и монитор. У каждого проектора, использующего технологию 3LCD, максимальная яркость равна цветовой яркости , что обеспечивает более правильную цветопередачу. Компания Epson всегда публикует параметр цветовой яркости для своих проекторов, тогда как многие по понятным причинам не готовы раскрывать эту информацию.
На сайте www.colorlightoutput.com/ru приводятся независимые измерения цветовой яркости для ряда популярных моделей проекторов на базе других технологий. Эти измерения говорят о том, что у многих моделей цветовая яркость в три раза ниже максимальной яркости, в связи с чем мы и говорим, что трехматричные проекторы на базе 3LCD технологии обладают до трех раз более яркими цветами .
Одним из преимуществ параметра цветовой яркости является то, что его легко измерить самостоятельно — для этого достаточно иметь люксметр и рулетку.
Несмотря на то, что параметр цветовой яркости не оглашается многими производителями проекторов, он был принят представителями экспертного сообщества. К примеру, ведущий англоязычный сайт по проекторам, Projectorcentral.com , включил его в спецификации всех проекторов, наряду с яркостью и контрастностью.
Подведем итог
Цветовая яркость 3LCD проекторов всегда равна их максимальной яркости , что означает более правильную цветопередачу. Такой проектор гарантирует хорошее качество изображения даже в самом ярком режиме проектора — можно использовать каждый люмен!Это особенно важно для проекторов, используемых в аудиториях, переговорных и учебных классах, поскольку позволяет получить красивое изображение с живыми цветами на большом экране и даже в освещенном помещении.
Для домашних проекторов правильная цветовая яркость важна, поскольку она является обязательным условием для правильной цветопередачи кино, ТВ и видео. Низкая цветовая яркость заведомо означает ошибку в цветопередаче.
В связи с тем, что цветовую яркость исключительно легко измерить, этот параметр является одним из эффективных и доступных способов получить общее впечатление о цветопередаче проектора.
Напоследок хотелось бы сказать, что технология 3LCD — предмет гордости компании Epson. Логотип 3LCD на проекторе стал для покупателя своего рода гарантией, что данная модель обладает правильной цветовой яркостью и будет радовать пользователя яркой и сбалансированной картинкой на долгие годы!
Поскольку проектор не обладает фиксированным размером экрана, одна и та же модель производит более яркое изображение на маленком экране и менее яркое - на большом экране. В связи с этим, яркостью, как правила, называют световой поток проектора. Чтобы его измерить, среднюю освещенность белого экрана в люксах умножают на площадь экрана в квадратных метрах. Люксы - та же единица, которой измеряют, например, освещенность рабочей поверхности для проверки соответствия нормам безопасности труда. ANSI световой поток (ANSI люмены) означает, что измерение производят в соответствии с методикой ANSI, то есть датчик установлен перпендикулярно поверхности в сторону проектора, измерения берутся по определенным точкам, а также предварительно настраиваются параметры «контрастность» и «яркость» в меню проектора.
Предварительная настройка параметра «контрастность» нужна, чтобы удостовериться, что изначальные (заводские) настройки проектора отображают плавный переход оттенков от черного к белому. Если контрастность настроена неправильно, проектор может получить преимущество по максимальной яркости белого цвета, но оттенки белого будут потеряны.
Вы можете наблюдать правильную и неправильную настройку параметра «контрастность на двух рисунках выше.
Открою небольшой секрет: бывает и так, что при нормально настроенной шкале серого (от черного к белому), проектор имеет склонность срезать шкалу цветов (от черного к красному, зеленому или синему). Как вы видите, это относится как к яркости, так и к качеству изображения. В своих тестах я последнее время публикую яркость, полученную при правильной настройке шкалы серого, а в перспективе буду также сообщать о яркости, до которой проектор опускается при правильном отображении шкалы цветов.
На рисунке выше - влияние срезанной шкалы зеленого - нужно опускать „контрастность“ зеленого до состояния, когда шкала зеленого перестанет быть срезанной в ярких областях.
Возможно я сразу забрел в дебри, но, как я уже сказал, настройка шкалы серого является требованием даже для измерения ANSI яркости. Изначально парметр „контрастность“ проектора может ыть настроен точно или неточно, но при снижении этого параметра мы не только должны восстановить оттенки белого, но и снижаем яркость.
Необходимо также помнить правило, что регулировки цветопередачи не должны влиять на уровень черного цвета, то есть на яркость черного цвета, который зависит от режима лампы, параметров матриц и устройства проектора и пр. Другими словами, в ходе коррекции цветопередачи мы, скорее всего, снижаем максимальную яркость белого, при этом не затрагивая яркость черного. Как результат, контрастность изображения может только снижаться.
Яркость и режимы проектора
Итак, мы впервые приходим к проблеме: регулировка цветопередачи сопровождается потерей яркости. В связи с этим мы сразу переходим к следующему вопросу: у каждого проектора имеется несколько стандартных режимов цветопередачи. Максимальную яркость белого проектор дает в „самом ярком“ режиме цветопередачи, который может называться „Яркий“ или „Динамический“. Этот режим наиболее ярок и наименее точен. По мере корректировки цветопередачи снижается яркость. К примеру, у проектора 3 режима:
- Яркий - 3000 люмен
- Презентация - 2500 люмен
- Точный - 1500 люмен
Если вас удовлетворяет качество изображения в режиме „Яркий“, то вы получаете проектор на 3000 люмен. Если вас удовлетворяет качество изображения в точном режиме, то вы получаете 1500 люмен. Это зависит не только от ваших задач, но и от того, в какой степени изображение проектора приемлемо в самом ярком режиме. Но это уже - чисто вопрос цветопередачи.
Яркость и освещение
Если брать обычный школьный или офисный проектор, или даже домашний проектор, то принцип везде одинаков: вам нужна большая яркость в освещенном помещении и для большого экрана. В этих условиях небольшие недостатки цветопередачи склонны теряться и сильно ценится грубая сила в виде максимальной яркости проектора.
По мере ослабления освещения и вплоть до его отключения появляется такое понятие, как излишняя яркость, но проблемы цветопередачи встают гораздо острее.
Дополнительная яркость в освещенном помещении требуется, чтобы создать контрастное изображение, ведь чем ярче свет, тем ярче будет ваш „черный“, а во сколько раз белый ярче черного - такая и контрастность проектора. Контрастность в данном случае - синоним разборчивости изображения. У меня есть даже статья, в которой предлагается подход по в освещенном помещении.
Обращаю внимание, что в ярко освещенном помещении контрастность проектора не дает никаких выгод, в том числе лучшей читаемости текста и пр. Когда свет выключен - другое дело!
На рисунке ниже показано, как фоновый свет влияет на качество изображения (контрастность).
»Яркость", которая Яркость
В подготовленном помещении домашнего кинотеатра с затемненными стенами и пр. существуют четкие рекомендации по максимальной яркости, которая для стандартных задач равна 14 или 16 фут-ламберт. 1 фут-ламберт = 3.426 кандела/м 2 (нит).
Хотя принято упрощать выражение «световой поток» и говорить «яркость», есть и нормальная яркость, которая записывается, например, в характеристиках мониторов и телевизоров. Это - яркость, которая измеряется для конкретной инсталляции с фиксированным размером экрана и, что очень важно, учитывает характеристики экранного полотна. У экранов есть даже параметр, определяющий его влияние на яркость - Gain, или «Коэффициент усиления». Идеальный матовый экран имеет gain = 1, серый экран может иметь gain = 0,8. Очень часто дорогие экраны для домашнего кинотеатра используют усиление 1,1, 1,3, а то и больше. Чуть подробнее об этом говорится . Как вы, наверно, догадались, в отличие от ситуации с измерением светового потока проектора, при измерении яркости датчик смотрит на экран, а не на проектор.
Ну и стоит отметить, что обычная жилая комната или переговорная с выключенным светом - это вовсе не считается домашним кинотеатром. Причина в сильном влиянии на изображение отраженного от ярких стен света. В таких условиях яркость должна быть чуть выше, чем в настоящем домашнем кинозале.
Яркость и 3D
Недостаточная яркость - главный враг 3D систем. Это связано с их низким КПД. В большинстве проекторов низкой и средней ценовых категорий в режиме 3D используется самый яркий режим проектора (с его цветопередачей). Как видите, внезапно качество работы проектора в самом ярком режиме начинает сказываться самым любопытным образом. Лишь немногие проекторы позволяют в 3D режиме выбирать режим цветопередачи (яркий или точный). Если такой выбор предлагается, то можно предположить, что производитель довольно таки уверен в высокой яркости 3D режима.
Некоторые проблемы 3D изображения напрямую зависят от яркости. К примеру, мерцание картинки или эффект двоения тем менее заметны, чем меньше яркость. Ну и, наконец, поскольку яркость в 3D режиме падает существенно, в некоторых случаях в 3D проектор не обеспечит столь же большого размера экрана, как в 2D. Такое может происходить даже у флагманских моделей.
Яркость и размер экрана
Ок, считается, что для школы и офиса нужен проектор с яркостью 3000 люмен (плюс-минус). А вот в большой конференц-зал или актовый зал что ставить (вешать)? Простая арифметика говорит нам, что увеличение ширины экрана в два раза соответствует увеличению площади экрана, а значит и необходимой яркости проектора, в 4 раза!
Был экран и проектор на 3000 люмен. Удвоили ширину экрана - нужен проектор на 12 тысяч люмен. А это, позвольте заметить, уже совсем другой класс устройств.
Цветовая Яркость (Color Brightness, CLO)
Пункт относится в первую очередь к проекторам бюджетной ценовой категории и в первую очередь к самым ярким режимам изображения. Параметр активно продвигается компанией Epson с их 3LCD технологией. Суть цветовой яркости такова: если проектор образует белый из красного, зеленого и синего, как это делают обычные ТВ и мониторы, то, сложив яркость при отображении красного, яркость при отображении зеленого и яркость при отображении синего, мы получаем яркость белого, то есть «цветовая яркость = максимальная яркость».
Если цветовая яркость существенно меньше яркости белого, то проектор отобразит тусклые цвета (например темно-красный, почти коричневый вместо ярко-красного). Важно понимать, что эти цвета являются тусклыми сравнительно с белым. Если взять темно-красный и уменьшить размер экрана, то он станет ярко-красным. Но в проекторах с нарушением баланса цветовой и максимальной (белой) яркостей возникает другая картина, например яркое небо, но темная зелень, яркий белый фон но темный цветной логотип.
Вопреки распространенному мнению, ярче не всегда лучше. Не существует твердого правила об оптимальной светоотдаче. Однако существует ряд факторов, которые необходимо учитывать, чтобы купленный проектор не разочаровал вас при использовании. Вооружившись представленной ниже информацией, вы наверняка сможете сэкономить на покупке презентационного оборудования.
Освещенность помещения
От этого параметра сильно зависит реальная контрастность изображения. Большинство семинаров, презентаций требуют определенную освещенность, чтобы наладить зрительный контакт со слушателями и дать им возможность записать важные моменты выступления. Бывают ситуации, когда окна попросту не могут быть закрыты. В подобных случаях требуется более яркий .
Полностью затемненная комната обеспечит лучшее качество отображаемой информации, но в таких условиях нельзя забывать, что использование оборудования многократно превышающее необходимое значение в ANSI (люменах) способно вызвать быструю усталость глаз и головную боль у аудитории.
Качество полотна экрана
Этот пункт имеет важное влияние на яркость и качество изображения. Большинство выпускаемых проекционных обеспечивают значительное отражение света. При правильной настройке проектора с относительно низкой яркостью можно получить довольно удачную картинку. В хорошо затемненных помещениях отлично себя зарекомендовали экраны прямой проекции, в осветленных – обратной проекции.
Белые матовые полотна одинаково рассеивают падающий на них свет во всех направлениях. Качество, детализация и цветопередача картинки у таких полотен вне всякой критики. Глянцевые экраны усиливают яркость в центре и ослабляют по периферии. Серое полотно в разы повышает контрастность, но при этом требует проектор с очень высокой яркостью, так как уровень отраженного светового потока снижается порой до 30%. Коэффициент отражения матового экрана равен 1, глянцевого – больше 1, серого – меньше 1.
Черная окантовка по периметру – это не дань стилю. Она дает четкий край кадру и улучшает зрительное восприятие яркости.
Расчет яркости проектора
Например, рассчитаем какой яркости нам нужен DLP проектор для белого матового экрана 2 x 1,5 метра с коэффициентом отражения равным 1, при освещении лампами дневного света. Получаем (2 x 1,5 ) x 1 x 600 = 1 800 ANSI Lm.
Таблица значений полезной освещенности
Таким образом, четкое осознание цели и места будущих демонстраций приблизит вас к наилучшему выбору.
Известно, что домашний кинотеатр принято калибровать на 14-16 фут-ламберт, хотя есть некоторые допущения - 12 тоже ОК. Речь идет именно о яркости изображения , а не о люменах, то есть, это реальная яркость с учетом диагонали экрана и характеристик полотна (прежде всего - «усиления», или «gain»). Яркость в фут-ламбертах идентична яркости мониторов и телевизоров, приводимой в спецификациях: 14-16 фут-ламберт соответствуют примерно 50 кд/м2 (нит). Легитимно использовать любую единицу, но так уж повелось, что чаще говорят о фут-ламбертах.
Яркость 16 фут-ламберт - это очень солидный белый цвет, без намека на сероватость. Изображение яркое, сочное. Яркие сцены действительно выглядят ярко и сочно. Но что будет, если уйти от этого стандарта и сделать изображение менее ярким или более ярким? И до какой степени можно расширять эти границы дозволенного, руководствуясь принципом, что «правильная яркость - вещь чисто субъективная»?
И вот я решил потратить 15 минут и попытаться ответить на этот вопрос для себя. Главный итог - то, что можно сформулировать минимальную и максимальную яркость проектора в люменах , что будет достаточно полезной для покупателя информацией.
Различные снимки картинки на 16 фут-ламберт
При яркости в 16 фут-ламберт при использовании обычного матового экрана с усилением 0,9, освещенность экрана составила 260 люкс. По какой-то причине, соответствие между люксами и фут-ламбертами получилось не совсем такое, как ожидалось бы (можно рассчитать с помощью различных конвертеров), но ничего...
Площадь экрана с диагональю 100 дюймов (16:9) составляет примерно 2,21*1,25 = 2,76 м 2 , а площадь экрана диагональю в 130 дюймов = 2,88 * 1,62 = 4,67 м 2 . Таким образом, требуемый световой поток проектора будет равен 260 * 2,76 = 717 люмен и 260 * 4,67 = 1214 люмен соответственно. Разумеется, речь идет о люменах в самом точном режиме проектора , в котором вы будете смотреть кино, а не о максимальной яркости. Различаться они могут в два раза.
Минимальная яркость
Отодвигая проектор от экрана, я обнаружил, что белый цвет все в большей степени выглядит, как светло - серый при отображении белого экрана. Тем не менее, изображение остается вполне приемлемым при просмотре практически любого контента, даже при 1,35 фут-ламберт, что соответствовало 21 люкс. Цвета достаточно яркие и приятные. Для экрана с усилением 0,9 и диагональю в 100 дюймов это должно соответствовать 58 люмен, а для 130 дюймов - 98 люмен.
Снимки картинки на 1-2 фут-ламберт
Максимальная яркость
Первая попытка подвинуть проектор ближе к экрану и определить максимальную яркость для SDR (не HDR) контента, дала около 100 фут ламберт и 1836 люкс, что переводится, как 5067 люмен для 100-дюймового экрана и 8574 люмен для 130-дюймового экрана. Действительно, картинка с инсталляционного проектора в домашних условиях зачастую выглядит неплохо, лишняя яркость дает «HDR эффект» на солнечных сценах.
Зайдя в Википедию, я прочитал, что освещенность в 17000 люкс - это «Обычная освещённость летом в средних широтах в полдень». Зимой - 5000 люкс. Наши 1000-2000 люкс соответствуют «открытому месту в пасмурдный день». Так что мы даже не приближаемся ни к каким пределам освещенности из реального мира.
При столь высокой яркости вопрос может состоять в том, насколько большой размер экрана, потому как небольшой экран в темном помещении будет смотреть некомфортно.
По поводу контрастности
Одна из причин, по которой не рекомендуется задирать яркость слишком высоко - это уровень черного. При одинаковом уровне контрастности двух проекторов, менее яркий будет обладать более темным черным, а значит, и более адекватным отображением на темных сценах, что ценится у хорошего проектора. Это одна из очевидных причин (помимо ограничений, связанных с яркостью - яркий проектор будет существенно дороже).
Когда речь идет о минимальной яркости, даже мельчайшая засветка может все изменить. К примеру, 21 люкс в полной темноте даст в той или иной степени приличное изображение, но малейшая засветка окажет на него гораздо большее негативное влияние, чем на более яркое изображение. Я бы назвал это одной из причин, по которой используется более высокая яркость - чем она выше, тем меньше влияние фоновой засветки.
Ну а что в освещенном помещении?
Тут уже приходится плясать от фоновой освещенности. Максимальная яркость вряд ли имеет право быть меньше, чем в 4 раза больше уровня засветки, иначе изображение будет неразборчивым. С какого уровня такой «контрастности» начинается адекватная картинка? Я бы сказал, что с 10:1 (макс. яркость: засветка). Кто-то скажет 20:1, а кто-то откажется даже рассматривать контрастность ниже 50:1, хотя на практике она редко достигается в освещенных помещениях. Ночная улица должна рассматриваться по этому же принципу, поскольку уровень засветки исключительно высок.
Выводы
Наше зрение обладает поразительной способностью приспосабливаться к различным режимам яркости и легко привыкает к уровням максимальной освещенности, различающимся даже в сто раз. Имеющиеся на рынке проекторы, предназначенные для различных сегментов, ранжируются по максимальной яркости примерно от 50 до 50000 люмен, но наиболее популярный сегмент, пожалуй, от 500 до 5000-10000 люмен.
Внезапно выясняется, что в темном помещении можно использовать широчайший диапазон яркостей, - даже в 10 раз меньше рекомендуемой, а то и ниже, получая при этом в некотором смысле адекватное, четкое и приятное изображение.