Информационные технологии влияют на развитие общества. Воздействие техники и технологии на развитие общества

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Спецкурс направления

"Бизнес-информатика"

Творческая работа по теме:
"Влияние современных информационных технологий

на человека"

Выполнила: Денисова Дарья Сергеевна

ФДП, 11 класс, гр. 22

Дата: 08.04.2004

Часть I. Поиск информации по теме 3

Часть II. Реферат по теме "Влияние современных информационных технологий на человека" 4

1.1 Введение 4

1.2 Влияние ИТ на человека 4

1.3 Заключение 8

Перечень таблиц и иллюстраций 10

Дополнительная информация 11

Плюсы и минусы 12

Телеработа: не выходя из дома 12

Учиться стало легче, учиться стало веселей 13

От погремушек до "Тетриса" 13

Раб двух экранов? 13

Осторожно, КИТ! 14

Цифровое неравенство 14

Интернет 15

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ: РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 16

Часть I. Поиск информации по теме


При подготовке к выполнению данной работы я использовала следующие информационные ресурсы:

Таблица 1. Использованные информационные ресурсы





Ресурс

Использовано

1

http://www.yandex.ru

Поисковая система

2

http://cyberlib.narod.ru/lib/critica/kitz.html

В.М. Бондаровская: Киты и люди: влияние современных информационных технологий на человека

3

http://www.imperativ.net/iprog/th05.html

Михаил Делягин: "Изменение миропорядка: доминирование и вызов"

4

http://is.tstu.tver.ru/3/article/art0018.htm

А.М. Атаян: "Информационная культура личности как условие существования и развития в информационном обществе"

5

http://psynet.by.ru

Е.П. Белинская: "Человек в информационном мире"

6

http://www.mina.ru

Фотографии

Часть II. Реферат по теме "Влияние современных информационных технологий на человека"

    1. Введение

Влияние современных информационных технологий на человека – тема, как мне кажется, практически необъятная. В работе я постаралась выделить несколько основных и, на мой взгляд, самых показательных аспектов, иллюстрирующих это влияние, а именно:


  • Доступность информации

  • Более широкие возможности человека и человечества в связи с нововведениями во всех сферах жизни
Кроме того, в этой работе на основании информации из источников (см. Двойственность влияния развития ИТ ) я привожу "плюсы и минусы" этого влияния.
    1. Влияние ИТ на человека

1.1.Основные аспекты влияния


Многие достижения научно-технического прогресса оказывают влияние на отдельного человека, общество в целом, окружающую среду. Например, транспорт сокращает расстояния и в то же время вредит окружающей среде. Промышленность создает продукцию, нужную людям, и в то же время истощает природные ресурсы.

Информационные технологии, несмотря на их "экологическую" чистоту, также оказывают как позитивное, так и негативное влияние. Рассмотрим те и другие подробнее.

Основные аспекты влияния информационных технологий на человека рассмотрены в Таблице 2 .

Таблица 2. Аспекты влияния ИТ на человека


Аспекты влияния ИТ на человека



Примеры

Иллюстрация



Прошлое

Настоящее

Передача и получение информации

Количество информации

Марафонский гонец: 40 км за несколько часов, чтобы передать, в сущности, 1 бит информации – "Победа!".

Мегабайты информации передаются за считанные минуты на любые расстояния.

Затраты на передачу

Качество информации

Запоздалая, возможно, неактуальная, "застывшая", при больших объемах – труднотранспортируемая.

Своевременная информация, динамичная (звук, видео и пр.) и даже интерактивная.

Носители информации

Уникальные, нередактируемые, нехранимые, трудновоспроизводимые (наскальная живопись, письма)

Редактируемые, хранимые, легко воспроизводимые и размножаемые



Доступность информации

Где достать?

Чтобы узнать, есть ли телефон Nokia 7200 в магазине, надо в него пойти, возможно, даже не в один.

Интернет дает возможность узнать о существовании или наличии чего-либо сразу во многих местах.




Как достать?

Знаю ЧТО – "Приключения Тома Сойера". Знаю ГДЕ – библиотека Конгресса США. Проблема –КАК попасть в США?

Нажать на ссылку … →

Приключения Тома Сойера

Хочу сама не знаю чего: что-нибудь

"оранжевое круглое на ножках"


???

Запрос в поисковой системе Яndex: "оранжевое круглое на ножках " – что-нибудь да найдется…

Результат поиска : страниц - 20 , сайтов - не менее 9
Например, грибы ленинградской области-cantharellus cibarius Fr-Лисичка обыкновенная

Сходство имеет с лисичкой ложной, или кокошкой, которая отличается от обыкновенной красновато-оранжевым цветом, более круглой шляпкой и полой ножкой .



ПОЯВЛЕ-НИЕ НОВЫХ:

форм предоставления информации

Телетекст, Интернет-сайты , неявная кодированная информация (RDS – в автомагнитолах, GPS – предоставление координат со спутника, G-code – запись видео по коду программы, а не по таймеру)

средств коммуникаций

электронная почта, мобильная и спутниковая связь, короткие и мультимедийные сообщения (SMS и MMS),

способов обучения

Интернет-школы, дистанционное обучение, обучение с помощью компьютера



видов занятий, развлечений, профессий

Компьютерные игры, работа вне офиса (на дому, телеработа), участие (непрофессиональное) в электронных торгах, хакерство, виртуальные путешествия, общение (чаты, знакомства)




средств в культуре и искусстве

Компьютерный дизайн, компьютерные эффекты и графика, обработка и доработка мультимедиа


1.2.Двойственность влияния развития ИТ


Из приведенной таблицы может показаться, что влияние ИТ на человека положительно в большинстве случаев. Однако, в работах некоторых авторов приводятся данные о существенных негативных последствиях развития ИТ. Специфика ИТ состоит в том, что их негативное воздействие не столь очевидно, как, например, негативное влияние тяжелой, химической и других отраслей промышленности. И в большей степени оно проявляется не в окружающей среде, а в жизни отдельных людей и общества в целом.

На основании ознакомления с приведенными выше источниками я выделила основные положительные и отрицательные последствия развития ИТ.

Плюсы


  • Информационные технологии облегчают жизнь, уменьшают затраты

  • Увеличение свободы человека

  • Фактически пали географические границы

  • Включенность отдельного человека в проблемы выживания на планете

  • Доступность информационных ресурсов

  • Влияние на развитие регионов i
Минусы

  • Мир становится все более абстрактным

  • Ослабление и оглупление человека

  • Информационные технологии "захватывают" человека в плен виртуальной реальности

  • Зависимость человека от ИТ

  • Обезличивание человека (в т.ч. потеря творческой струнки)

  • ИТ может являться инструментом психологического давления

  • Разделение человечества в связи с технологическим разрывом ("цифровое неравенство" )

  • Глобализация ii
    1. Заключение

В заключение можно привести цитату из статьи "Киты и люди: влияние современных информационных технологий на человека" В.М. Бондаровской, с которой я полностью согласна:

"Мы не можем да, наверное, и не хотим остановить поток хлынувшей на нас информации, не хотим лишить себя радости работы с применением КИТ, доступа к библиотекам мира, увлекательных путешествий по мировым музеям с помощью Интернета. Однако, нам необходимо осознать, что мир стал иным, что надо создать новую культуру жизни с КИТ, научиться пользоваться этими технологиями, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться".

G
GPS 6

Аспекты влияния 4

Библиотека Конгресса США 5


в

виды занятий, развлечений, профессий 6

Влияние на развитие регионов 7

Глобализация 7

дистанционное обучение 6

Доступность информации 5

Затраты на передачу 5

Интернет-сайты 6

Интернет-школы 6

Качество информации 5

Количество информации 5

компьютерные эффекты и графика 6

Компьютерные игры 6

Компьютерный дизайн 6

мобильная и спутниковая связь 6

мультимедиа 6

Носители информации 5

оранжевое 6

Передача и получение информации 5

Плюсы 7

Поисковая система 3

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ… 6

Приключения 5

способы обучения 6

средства в культуре и искусстве 6

средства коммуникаций 6

телеработа 6

Телетекст 6

технологический разрыв 7

формы предоставления информации 6

Фотографии 3

хакерство 6

цифровое 7

ч
э

электронная почта 6

Перечень таблиц и иллюстраций

Таблица 1. Использованные информационные ресурсы 3

Таблица 2. Аспекты влияния ИТ на человека 5

Дополнительная информация


Назад

Киты и люди: влияние современных информационных технологий на человека


В.М. Бондаровская, канд. психол. наук
Ассоциация компьютерной экологии, президент

В начале беседы приведем данные некоторых исследований, обнародованные на Второй всероссийской научно-практической конференции "Проблемы информационно-психологической безопасности"

Ю. Кудрявцева и ее коллеги провели исследование "Видеосреда как фактор агрессивного поведения" и проследили, насколько удовлетворяет потребности человека видеопродукция, находящаяся на рынке России (естественно, эти данное можно отнести и к Украине). Была использована наиболее известная иерархическая классификация потребностей известного американского психолога Абрахама Маслоу


  1. Физиологические потребности.

  2. Потребность в самосохранении.

  3. Потребность в любви, привязанности и принадлежности к группе.

  4. Потребность в уважении, самоуважении и признании.

  5. Потребность в самоактуализации.
Был проведен контентанализ 1198 названий видеофильмов. Оказалось, что 38% названий не отвечают ни одной из пяти групп основных потребностей. Из оставшейся части названий 63% связаны с потребностью в самосохранении 9% - с физиологическими потребностями человека, в подавляющем большинстве - с сексуальной потребностью. Сравнив современную видеосреду с той, в которой пребывало население Советского Союза, исследователи пришли к выводу, что она стала более агрессивной (и это на фоне почти несформированных механизмов психологической защиты!)

А. Хлопьев изучал роль СМИ в обеспечении информационно-психологической устойчивости общества. Оказалось, что блоки новостей у психологически незащищенного постсоветского человека вызывают значительно больше негативных эмоций, чем позитивных, Среди негативных ощущений ключевую роль играют тревога (59,6%), беззащитность (58,1%), усталость (57,9%), унижение (50,5%), страх (48,9%). Среди позитивных установок респондентов преобладают интерес (44,7%) и надежда (24,3%). Незначительное число респондентов назвали доверие (13,7%), спокойствие (7,1%), бодрость (6,2%), защищенность (3,4%). А Хлопьев пришел к выводу, что дегуманизация информации дезорганизует индивидуальное, групповое и массовое сознание, вызывая у людей чувство переживания непреодолимости жизненных обстоятельств.

В. Андропов выделил два характерных явления, которые возникли в мире глобальных информационных коммуникаций

1) интеграция интеллектуальных агентов в большие самоорганизующиеся системы с гибко перестраивающейся структурой для решения сложных, заранее неизвестных и быстро меняющихся задач;

2) специализация интеллектуальных агентов внутри таких систем с увеличением степени их зависимости от информации, поставляемой другими агентами.
* * * *

Мы живем на рубеже столетия и тысячелетия одновременно Осознание человечеством вообще и каждым человеком в отдельности этого волнующего события полно романтики, предчувствий, страхов и прогнозов.

Определяя основные особенности уходящего столетия, многие экономисты, философы, политики стараются заглянуть в будущее и спрогнозировать жизнь человечества в XXI в. Анализируя основные философские вехи, определяющие лицо человечества, входящего в новое тысячелетие, можно констатировать, что информация как философская категория за последние десятилетия заняла прочное место среди наиболее общих философских категорий, в значительной степени определила картину современного мира. Как отмечает представитель Международного совета по дистантному (дистанционному) обучению А. Триндад, некоторые прогнозы современных философов и футурологов основаны на вере в то, что именно инновации в информационных и коммуникационных технологиях, рост уровня и мощности телекоммуникационных сетей будут играть ведущую роль в изменениях, происходящих в обществе и в жизни каждого человека. Как и многие другие специалисты, А. Триндад обеспокоено утверждает, что последствия информатизации общества трудно предсказать. Уже сегодня произошло множество изменений, которые важно осмыслить и научиться с ними жить.

Можно выделись самые важные направления развития коммуникационных и информационных технологий (КИТ) и их результаты, которые оказали наиболее значительное влияние на бытие современного человека. Это телекоммуникации, под которыми специалисты понимают прием и передачу по разнообразным электромагнитным средам разнообразных сигналов (знаков, символов): факсимильная и мобильная связь, мини-АТС и т.п. Это усовершенствование персональных компьютеров и подключение их к сети Интернет, доступ к Web-ресурсам, возникновение виртуального всемирного компьютерного пространства. Это "телевизор в каждом доме", спутниковое телевидение, видеофильмы и видеоигры.

Плюсы и минусы

Человек живет сегодня в мире, который с каждым днем становится все более абстрактным Упрощенные картинки (пиктограммы) ведут нас по улицам, общественным зданиям, компьютерным программам, можно сказать без преувеличений - по жизни. Телевидение показывает нам непрерывный ряд картинок, цветных и двигающихся, создавая иллюзию, что мы "находимся там". " А мы, как образно заметил по этому поводу профессор Массачусетского технологического института Дж. Вейценбаум, находимся в плену у людей, не обязательно имеющих сходные с нами интересы, ценности и вкусы. Именно эти люди выбрали сюжеты, угол съемок, все то, что мы видим на экране. Более того, за счет возможностей телевидения мы погружаемся в события, которые никогда не происходили, но которые выглядят настолько реальными, что мы часто отождествляем их с действительностью .

Мобильный телефон, который мы носим с собой повсюду, компьютер в офисе, в машине и дома, факс, игровые приставки - вот атрибуты современного человека во многих странах. В определенном смысле фактически пали географические границы. Стоит произойти стихийному бедствию, как через глобальную спутниковую связь об этом оповещаются люди всей планеты, бросаются на помощь спасатели, правозащитники, правительства, просто добрые люди. Несомненной заслугой современных КИТ является включенность отдельного человека в проблемы выживания на планете Земля

Вспомним, как семь-восемь лет назад мы пользовались услугами почты, которая почему-то медленно и нерегулярно доставляла корреспонденцию. Сколько стрессов пережили те, у кого сорвались сделки или поездки из-за не вовремя доставленной или потерявшейся корреспонденции! Сколько раз сжималось сердце матери из-за того, что письма от находящегося очень далеко сына или дочери приходили нерегулярно. Стоившие же очень дорого телефонные переговоры из-за плохого качества связи приносили одни разочарования.

Как часто мы, ученые, горевали об отсутствии в библиотеках нужных книг и журналов, сетовали на бедность и на опеку КГБ. Какими захватывающими, прямо-таки детективными, выглядели истории о том, как отечественный ученый, вырвавшийся в загранкомандировку, мог воспользоваться всемирной сетью библиотек и - о, счастье! - получить ксерокопию нужной научной монографии и привезти ее с собой.

Теперь и мы имеем доступ к Интернету, основная идея создания которого состоит в том, чтобы любой человек мог найти практически всю информацию, относящуюся ко всем сферам жизни. И все это с помощью нескольких движений руки, управляющей мышью! Интернет воспринимается людьми как громадное и либеральное средство коммуникации. Любой ребенок, скажем, в России или в Канаде, может написать ровеснику в США или в Украине так же легко, как и другу в своем родном городе Житель самого отдаленного региона без труда получает доступ к фондам лучших библиотек и к разнообразной справочной информации (конечно, при наличии компьютера, подключенного к "всемирной паутине").

Телеработа: не выходя из дома


Развитие КИТ оказало влияние па все сферы жизни и деятельности человека. Среди наиболее впечатляющих можно назвать использование телекоммуникаций для работы вне традиционно централизованного рабочего пространства. Так называемая телеработа была исследована по линии Европейской комиссии и Европейского фонда по улучшению жизни и условий труда. В соответствии с докладами, представленными пятнадцатью странами ЕС, телеработа была квалифицирована как работа, выполняемая человеком (нанятым работником, "самонанятым" работником и т.п.), производимая в течение большей части рабочего времени вне традиционного рабочего пространства. Главной особенностью телеработы было названо использование новейших информационных технологий.

В целом с развитием КИТ работа человека постоянно переживает революционные изменения. Изменилось не только содержание труда, так называемые трудовые задания, но и пространственные, временные особенности жизни работающего человека. С одной стороны, человек как бы стал более свободным: не надо идти через проходную, испытывая стресс из-за страха опоздать на одну минуту, не надо ехать за какой-нибудь нужной информацией через весь город или даже в другую местность, есть возможность рассчитывать свое личное время. Специальная комиссия Европейского Союза отметила, что телеработа может служить шагом к увеличению занятости населения, повышению гибкости рабочего пространства и рабочего времени.

С другой стороны, был отмечен и ряд негативных моментов. Так, длительная работа, тем более в ночное время, может иметь неблагоприятные последствия для здоровья работника. Выражалась обеспокоенность по поводу того, что дома рабочие места плохо оборудованы, то есть при их оснащении не соблюдены требования эргономики и гигиены труда, что является фактором риска для работника, способствует повышению утомляемости. Некоторые национальные эксперты стран ЕС выражают обеспокоенность появлением "работоголической" тенденции.

Учиться стало легче, учиться стало веселей


Огромные возможности появились и в сфере образования. Вспоминается энтузиазм специалистов по КИТ в связи с появлением в 60-х годах программированного обучения. Казалось, что вот, наконец, найдена технологическая возможность индивидуализировать обучение - дать возможность одаренным учащимся двигаться быстрее и обеспечить им доступ к большему количеству информации, а отстающим - двигаться медленнее, наверстывая упущенное. Тогда началось мощное движение по автоматизации библиотек, созданию компьютерных обучающих программ и несколько позже - по защите здоровья пользователей компьютеров.

Мы хорошо помним те времена, когда компьютеры были недоступны для простого человека - и дорого, и сердито. Только специально обученные, особо одаренные люди имели свободный доступ к ПК.

В конце XX в. в жизни человека произошла еще одна революция - революция междисциплинарности. На фоне поразительных успехов в производстве средств телекоммуникаций, компьютерной техники, которые сами по себе никогда не обеспечили бы глобальной информатизации, благодаря сотрудничеству лучших специалистов в областях информационных технологий, психологии и эргономики были преодолены трудности использования КИТ на уровне пользователя. Сегодня любой житель планеты с начальным образованием может воспользоваться достижениями КИТ. Поражают воображение возможности так называемого дистантного обучения. Вызывает энтузиазм, например, сообщение о студенте из Германии, который учится в Запорожском университете и с помощью Интернета пользуется фондами немецких библиотек. Новые информационные технологии предоставляют фантастические возможности учителям и родителям в развитии способностей детей с использованием компьютерных энциклопедий, высокопрофессиональных учебных программ, учебных игр и т. п.

От погремушек до "Тетриса"


И развлечения тут как тут! Они тоже приблизились к человеку, к его дому и рабочему месту. Индустрия телевизионных и компьютерных игр - это еще один подарок КИТ человечеству. "Какой там подарок! - скажете вы, - это же новый вид наркотиков". Действительно, КИТ породили новый вид культуры. Как отметил Н. Носов, один из участников Второй всероссийской научно-практической конференции "Проблемы информационно-психологической безопасности", компьютерные технологии породили специфическую субкультуру - так называемый киберпанк, формирующий специфическое мировоззрение, которое в силу его искусственного происхождения предоставляет возможности достаточно легкого управления человеком. Проблема негативного воздействия КИТ на все сферы жизни человека поднимается не только Н. Носовым, который утверждает, что "новое поколение виртуальных компьютеров, т. е. дающих возможность строить компьютерные виртуальные реальности, предоставляет еще и специальные технические средства манипулирования сознанием и поведением" на все сферы жизни.

Раб двух экранов?

Так зависит или нет человек от мира КИТ? Безопасен ли этот мир? Как пребывание в виртуальной реальности влияет на физическое и психическое состояние человека, если хотите, даже на сохранение его жизни? Эти вопросы волнуют сегодня многих.

Несомненно, в КИТ заложена уникальная возможность определять восприятие событий человеком и формировать его вкусы, пристрастия, мировоззрение, поведение. В истории человечества не было подобных средств массового воздействия.

Дж. Вейценбаум, например, полагает, что КИТ исказили жизненное пространство человека. Он высказывается весьма красочно и резко: "Возможно, самый большой эффект воздействия телевидения в мире - это почти полное оглупление большой части населения, особенно детей. По вечерам тотально бессодержательные драмы, часто с абсолютно немотивированным насилием, заполняют телевизионные экраны в миллионах домов. Зрители сидят перед экраном, позволяя звукам и образам, струящимся с него, обволакивать себя теплым туманом, превращать свой ум в кашу. Люди отправляются в постель без малейших воспоминаний о проведенном вечере, о жизни. Никакие разговоры, никакие мысли не проскальзывают в семье". Дж. Вейценбаум и многие другие ученые считают современного человека рабом двух экранов - телевизионного и компьютерного. Знания о мире поступают с телевизионного экрана, а компьютерный экран становится авторитетом при получении "ответов" на все возникающие вопросы. Настоящий мир как бы отходит на второй план. Да еще плюс влияние компьютерных игр на все сферы жизни увлеченного игрока - его физическое и психическое здоровье, переход к виртуальным ценностям, вплоть до виртуальных представлений о жизни и смерти человека , зависимость от средств связи, особенно усилившаяся с появлением мобильного телефона.

Всемирная организация здравоохранения определяет пристрастие как "патологическое отношение к переживанию, событию, вещи, способное изменить настроение и душевнее состояние человека и влекущее за собой тяжелые последствия для жизни. Это то же самое, что и пагубная привычка <...>. Человек лишается самого основного, без чего он уже не может быть человеком: творчества и свободы".

Впервые я серьезно задумалась о зависимости людей от КИТ в 1997 г. в Торонто на конференции "WebNet". На ней были представлены самые разнообразные учебные программы, использующие КИТ. Я задала одному из докладчиков вопрос: "А не считаете ли Вы, что современные информационные технологии становятся для человека зависимостью, пристрастием нового типа?" - "Да, но это же лучше, чем наркотики ", - был ответ.

Не обсуждая, что лучше, что хуже, согласимся с тем, что человек оказался незащищенным перед натиском КИТ. В мире КИТ человек имеет дело не с реальной жизнью, а с моделями. И существует опасность перепутать модель с реальностью. Ужаснувшись случаям расстрела американскими школьниками своих сверстников и учителей (об этом писали во всем мире), я подумала "А нет ли связи между виртуальностью смерти в видеоиграх и той фантастической легкостью, с которой эти дети стреляли в живых людей? Может быть, подсознательно ребята верили, что, когда игра закончится, те, а кого они стреляли, поднимутся, как ни в чем ни бывало". И как бы в подтверждение моих мыслей недавно в одной из киевских газет была напечатана маленькая заметка, где приводились слова мальчика - "Папа, убей меня. У меня в запасе осталось еще пять жизней". Даже если это была очередная игра, в словах, которые произнес ребенок, отчетливо прослеживается ощущение виртуальности важнейших для человека событий.

Осторожно, КИТ!

Мы не можем да, наверное, и не хотим остановить поток хлынувшей на нас информации, не хотим лишить себя радости работы с применением КИТ, доступа к библиотекам мира, увлекательных путешествий по мировым музеям с помощью Интернета. Однако, нам необходимо осознать, что мир стал иным, что надо создать новую культуру жизни с КИТ, научиться пользоваться этими технологиями, не теряя способности критически мыслить, чувствовать, общаться.

Именно поэтому в последнее время особенно актуальными стали вопросы информационно-психологической безопасности человека. Эта проблема привлекла к себе внимание как раз в связи с негативным воздействием глобальных коммуникаций, видеосреды, средств массовой информации на психическое здоровье отдельного человека и нации в целом. Как отмечает российский ученый В. Лепский, "негативные информационно-психологические воздействия - это, прежде всего, воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения индивидуальных и социальных субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия". По словам В. Лепского, анализ таких манипулятивных воздействий показывает, что они отличаются высоким профессионализмом, прежде всего психологическим, и появлением новых форм и средств "скрытого" воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание. И если учесть, что на территории бывшего Советского Союза в течение более чем 70 лет у населения не формировалось критическое мышление, то не удивительно, что мы оказались лишенными каких-либо механизмов психологической защиты перед миром КИТ.

В настоящее время обсуждается проблема связи виртуальной компьютерной технологии с философией виртуальности и виртуальной психологией. В СМИ Украины поднимаются вопросы информационной безопасности страны. Возникают проблемы кросс-культурного (межкультурного) характера, остро стоят вопросы этики использования глобальных коммуникаций, вторжения в информационное пространство банков и даже военных ведомств. Одним из последних "подвигов" хакеров было проникновение в Шанхайскую компьютерную информационную сеть, декодирование номеров счетов и паролей около 500 клиентов, что нанесло ущерб более чем на $20 млн. Всеобщее беспокойство вызывают порнографические страницы в Интернете.

Все чаще в печати появляются страшилки о вреде компьютеров, о болезнях, возникающих при использовании мобильных телефонов. КИТ прочно вошли в нашу жизнь и принесли с собой множество новых проблем. Задача человечества - освоить новые технологии, поставить их на службу обществу и гуманизму, создать и освоить новую коммуникационную культуру. Многие элементы культуры использования КИТ уже существуют, их надо осваивать. Иные надо создавать. Откладывать некуда, эти вопросы надо решать здесь и сейчас.

Назад
Назад

Цифровое неравенство

Существуют целые слои общества, которые либо никогда, либо только в отдаленной перспективе смогут начать пользоваться Интернетом. На Западе в связи с этим используется специальный термин цифровое неравенство (digital divide), означающий разделение общества на основе его доступа к современным информационным технологиям.

Фактические понятие цифрового неравенства имеет два проявления. Во-первых, это еще один вид социального неравенства, означающий неравный доступ к современным информационным технологиям в зависимости от уровня доходов (т.е. социального статуса), а также в меньшей степени от возраста, т.к. люди наиболее старших поколений в целом плохо восприимчивы к технологическим модернизациям. Во-вторых, отсутствие достаточных средств и инвестиций на развитие интернет-инфраструктуры также является причиной дифференциации пространства с точки зрения доступа к информации и еще одним дополнительным фактором сегрегации населения: в настоящее время среднестатистический житель крупного города России имеет гораздо больше возможностей пользоваться Интернетом (дома, на работе, в школе, университете, интернет-кафе и т.д.), чем жители более мелких населенных пунктов и особенно сельской местности. По мере дальнейшего развития информационных технологий проблема цифрового неравенства может стать еще острее. В настоящее время среди всех пользователей Интернета в России доля пользователей, проживающих в городах с населением свыше 1 млн. чел. превышает 40% [по данным "Мониторинга российского Интернета. Всероссийский опрос". (http://www.monitoring.ru)].

Развитие информационных технологий и в т.ч. Интернета в России фактически в настоящее время способствуют дальнейшему углублению различий в образе и уровне жизни между крупными и мелкими населенными пунктами. Крупные города и региональные центры (особенно столицы - Москва и Санкт-Петербург) за счет больших финансовых возможностей и мобильности населения оказываются гораздо более вовлеченными в современные процессы глобализации и информатизации, тем самым способствуя дальнейшему усилению социального и в т.ч. цифрового неравенства в стране.

Назад
Назад

Интернет

На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизнедеятельности человека породило немало философских, теоретико-методологических и социально-экономических проблем.

Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта. Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке.

Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных проблем, вызванных все более широким использованием средств телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек. Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной техносреды, им же самим созданной.

При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества. Что является необходимым условием для комфортного существования личности в информационном обществе? Как подготовить личность во всех ее аспектах к гармоничному развитию? Кто и как должен этим заниматься? Попытаемся найти ответы на поставленные вопросы.

Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана система непрерывного образования, различные ступени которой также испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно образование является основой социально-экономического и духовного развития любого общества. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Если информатизация образования утратит гуманитарный аспект, то общество неминуемо подвергнется риску деградации человеческих отношений и контактов как основы взаимопонимания. Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса. Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.

Исходя из текущего состояния информатизации общества, необходимо расширить уже сложившееся представление об информационной культуре личности. Для безопасного существования и гармоничного развития членов общества информационная культура должна отражать следующие аспекты: информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность, не только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты человеческой психики.

Назад
Назад

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЫВ: РАЗДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


(Выдержки из статьи "Изменение миропорядка: доминирование и вызов")

Обособление во всех странах групп людей, работающих с современными информационными технологиями, в «информационное сообщество» неизбежно ведет к концентрации этого сообщества в наиболее развитых странах.


Ведь такое сообщество может быть относительно устойчивым только в относительно богатом и демократическом обществе, способном обеспечить его членам материальный достаток, признание и, что ничуть не менее важно, профессиональную среду обитания. На примере нашей страны мы слишком хорошо знаем, что интеллект, даже если и выживает, то, во всяком случае, не воспроизводится в бедности и опасности.
Столь неблагоприятные условия оставляют специалистам - особенно такой быстро обновляющейся и требующей постоянного общения сферы, как современные информационные технологии - крайне ограниченный и весьма жесткий выбор. Они либо выталкиваются общественной средой в более развитые страны, либо стихийно уничтожаются ей как профессионалы на месте. Именно благодаря этому происходит весьма быстрое перетекание «информационного сообщества» из остального мира в развитые страны, которое прекратится лишь с полным сосредоточением этого сообщества преимущественно в развитых странах.
Данное движение не просто формирует и углубляет разрыв между развитыми и всеми остальными. Оно позволяет с уверенностью утверждать, что при сохранении сложившихся тенденций технологического развития указанный разрыв уже в самое ближайшее время сможет приобрести, если еще не приобрел, окончательный и принципиально непреодолимый характер.
А это, в свою очередь, предопределяет прекращение или как минимум качественное замедление прогресса (по крайней мере, технического) вне развитых стран, с одной стороны, и необратимую социальную и финансовую деградацию развивающихся стран - с другой.
Этот разрыв, а точнее - технологически обусловленная пропасть существует не только между странами, но и внутри каждой из них. Ведь «информационное сообщество» неминуемо, в силу самого своего характера обособлено от остальной части общества, в котором оно в каждый конкретный момент пребывает. Таким образом, как это ни парадоксально, информационные технологии, - эти технологии всеобщей коммуникации и мгновенной связи всего со всеми, - ввергают человечество в глубоко трагическую эпоху многообразной, глубокой и окончательной разделенности.
Рядом с этой интерактивной, погруженной в многоуровневую сеть всеобщей коммуникации разделенностью эпоха феодальной раздробленности выглядит подлинным праздником международной и межклассовой солидарности.

Назад


i Развитие сектора интернет-услуг взаимосвязано и с использованием инновационного потенциала региона и, кроме того, благодаря появлению многочисленных региональных информационных сайтов способствует развитию регионального самосознания. Т.е. в данном случае Интернет выступает не только как проявление глобализации, но и т.н. локализации (т.е. в развитии и усилении роли локальных культур).

ii В. Андропов выделил два характерных явления, которые возникли в мире глобальных информационных коммуникаций: 1) интеграция интеллектуальных агентов в большие самоорганизующиеся системы с гибко перестраивающейся структурой для решения сложных, заранее неизвестных и быстро меняющихся задач; 2) специализация интеллектуальных агентов внутри таких систем с увеличением степени их зависимости от информации, поставляемой другими агентами.

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре-мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич-ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло-жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать-ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез-мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту-пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут-верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио-нального и интеллектуального развития" детей.

Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, ак-тивно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугаю-ще ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и началь-ном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить офи-циальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.

Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоми-нать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.

По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Ин-тернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди от-выкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходи-мы, а без каких можно и обойтись.

Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил на-звание "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и органи-зации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно гово-рить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.

Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьюте-ром, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ас-сортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком вре-мени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.

Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную дест-руктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, раз-рушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, канни-бализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этниче-ской вражде, насилию и т. д.

Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консуль-тации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы спе-циальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых раз-мышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значи-мых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремле-нии человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распростране-ния, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием инфор-мационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешест-виями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.

В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Ин-тернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах дея-тельности либо происходит полный отказ от нее.

Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных дей-ствиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды дея-тельности и даже на всю личность в целом. Войскунский А.Е. выска-зывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реаль-ности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.

Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимо-сти - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет се-бя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать си-туацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насы-титься новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выде-ляют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при ко-тором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровож-дается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудше-нию психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «гло-танием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобраз-ным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.

Вхождение современных информационных технологий в обиход средне-статистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо сво-их прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количест-ву всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.

СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессив-ности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной не-адекватной оценки со стороны социального окружения.

Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными иг-рами и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевид-ны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.

В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрас-тание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подрост-ков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные от-клонения.

И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая не-уравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де-прессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ос-лабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повы-шенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.

В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблю-даются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как по-вышенная агрессивность, тревожность, страхи.

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негатив-ных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркоти-ческих средств.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркоти-зирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивно-го и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Анг-лии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались ком-пьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнитель-ность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль-чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.

Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с други-ми нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные усло-вия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упраж-нения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, по-этому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но пра-вилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную при-вычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражне-ний, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Из работы С.А. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в сла-бой степени. Так, согласно наблюдениям, увлечение детей школьного возраста компьютерными играми изменяет имеющиеся у них предпочтения способов проведения досуга лишь на несколько недель, после чего дети возвращаются к привычным занятиям и прежним увлечениям.

Анкетирование позволило прояснить ряд аспектов: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка; место компьютера в жизни ре-бенка; место телевидения в жизни ребенка; отношение родителей к свободному времени ребенка.

При анализе первого блока анкеты мы учитывали: возрастной и полороле-вой аспекты. Исследование показало, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увле-ченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9-й и 11-й классы - это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является эмоционально-личностное общение со сверстниками. Процент детей, посе-щающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев - нулевой, это говорит о низ-ком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказан-ное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вы-тесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сде-лать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными игра-ми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Оказалось, что 45,2 % детей и подростков проводят за компьютером боль-шую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36,3 % -уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19,2 % - до 2 часов в день. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, не-жели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

39,1 % детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27,2 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 19,4 % детей не задумывались над этим вопросом и 14,3 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большин-ство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании, наибо-лее предпочитаемыми компьютерными играми называют: стратегии - 32,2 %; «стрелялки» - 26,1 %; 19,2 % - приключенческие игры, 14,3 % - квесты.

52,1 % мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22,2 % - в «стрелялки»; 15,3 % - в стратегии и 11,6 % - в квесты.

Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так от-ветило 42,2 % опрашиваемых; на втором месте - «стрелялки» - 32,1 %; 16,3 % -квесты и 10,8 % - приключенческие игры. 54,2 % опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27,1 % не представля-ют своей жизни без компьютера и 19,6 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре до-суга мальчиков - подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в от-ношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового пе-риода -и в 7, и в 9, и в 11 классах.

Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяю-щемся мире становятся все более значимым фактором существования и разви-тия детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окруже-нием. Современные информационные технологии существенно трансформиро-вали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информацион-ная среда, изменяются характеристики учебного процесса.

Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлечен-ность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной дея-тельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.

Артюхина Анна Сергеевна

студент 1 курса группы Т1, УТПиТ, г. Ульяновск

Тимошина Наталья Васильевна

научный руководитель, преподаватель УТПиТ, г. Ульяновск

Актуальность рассмотрения отношений «человек-компьютер» в различных социальных ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих социальных установок.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему аспекты развития электронных информационных технологий заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и социологии, отражающей сущностные характеристики личности в обществе.

Целью работы является выявление влияния информационных технологий на становление личности студентов средних профессиональных учебных заведений. Для достижения поставленной цели выявлялись проблемы и формы социализации студентов в информационном обществе.

Информационное общество определяется как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. В настоящее время выделены характерные черты информационного общества: информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека, реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду; информация приобретает приоритет по сравнению с другими ресурсами; сформировано единство цивилизации путем автоматизированной генерации, поиска, хранения, обработки и использования знаний .

Перечисленные черты информационного общества порождают множество проблем, среди которых адаптация молодежи к новой информационной среде. Решение данной проблемы связано с внедрением в жизнь молодого человека огромного потока информации, который воспринимается им как достоверный и сам доступ к такой информации стал достаточно простым и быстрым. Однако молодые люди не всегда могут отфильтровать информацию, т. е. из всего потока отобрать ту, которая достоверна, нужна, полезна. Новые информационные технологии представляет собой массовое использование вычислительной техники и программного обеспечения. Упрощается общение с компьютером, расширяются его области применения: наука, материальное производство (от измерительных приборов до роботов), гибкие автоматизированные системы, весы, телефоны, игровые приставки и т. д.

Главная цель среднего профессионального образования - подготовка компетентного специалиста и воспитание высоконравственной личности. Поэтому так важно провести исследование влияния современных информационных технологий на социализацию молодого человека, и определить пути перспективного направления по воспитанию современной молодежи в информационном обществе.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Цель процесса социализации - вхождение человека в общество. Социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Составляющими параметрами социализации являются:

·Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.

·Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.

·Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Информационные технологии являются макро- и мезофакторами, так как составляют неотъемлемую часть средств массовой информации, используются в образовательном процессе и в воспитательных целях. Анализ результатов проведенного в нашем исследовании социологического опроса студентов Ульяновского техникума питания и торговли подтверждают мнение о том, что информационные технологии способствуют появлению новых форм становления личности молодого человека. Существует даже особая классификация молодежи по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

В нашем исследовании получены следующие результаты по уровню владения информационными технологиями.

Таблица 1.

группа

Краткая характеристика

% от общего числа студентов

«умники»

Студенты владеют приемами поиска, обработки и хранения информации, обладают большим объемом ресурсов, руководствуются современными модернистскими ценностями, активно осваивают новые технологии

«продви-нутые»

«реальные пацаны»

Молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое.

Любят компьютерные игры и умеют общаться по электронной почте. Это молодые люди с отсутствием четких ценностных позиций.

«новые бедные».

Направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется интернетом

Как следует из представленной таблицы достаточно большое число студентов («умники» и «продвинутые») хорошо ориентируются в информационных технологиях. Однако анализ высказываний этих студентов по вопросам морали и нравственности показывает, что часть из них не проявляют чувств сострадания, жалости, стремления оказать помощь, поддержку товарищам и др. Человека они воспринимают как некий объект компьютерной игры. Среди них есть такие, которые занимаются компьютерным мошенничеством. Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Следует задуматься и о «массе» студентов, которые не имеют четких положительных и разумных ценностных позиций. Многие студенты из этой группы выказали явный индивидуализм и безразличие к коллективу, использование интернета для них в основном - компьютерные игры и «желтая пресса»

«Реальные пацаны» и «новые бедные» имеют более высокий нравственный потенциал, не втягиваются в сомнительные группировки. Становление их жизненной позиции более устойчивое и конкретное. Все студенты этой группы высказали свою цель - достичь высокого профессионализма, вести здоровый образ жизни.

На процесс социализации влияет характер общения молодежи. Общение в современном мире резко отличается от общения тридцатилетней давности, где основным средством были письма, телефонная связь. Общение по мобильному телефону и через интернет изменило характер общения. В письме человек грамотно и логично излагает свои переживания, мысли, литературно оформляет текст. В настоящее время текст писем по интернету - очень краткие, не требуют осмысления и обработки. Это оказывает самое отрицательное влияние на развитие у молодежи речи, как устной, так и письменной. В ходе исследования был проведен эксперимент, по выявлению умения студента сделать сообщение о каком-либо событии, художественном произведении; пересказывать содержание научно-популярного текста. В результате только 3 % студентов смогли достаточно полно и грамотно выполнить это задание. Остальные либо зазубривали некоторые предложения (20 %), либо вообще отказывались пересказать текст (77 %). Таким образом, информационные технологии, с одной стороны расширяют кругозор молодежи, ее информированность в современном мире, но с другой стороны приводят к пассивному восприятию информации, без ее осмысления и переработки в сознании.

Большое влияние на молодежь имеют различные услуги интернета по проведению досуга. В интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет-магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики по нашему учебному заведению. В среднем каждый студент посещает интернет каждый день для поиска игры, переписки по электронной почте, видео роликов и фильмов, и проводит у компьютера от 2 до 4 часов.

Остановимся на влиянии современных информационных технологий в процессе обучения в среднем профессиональном учебном заведении. Большинство студентов (60 %) высказали мнение, что использование на уроках мультимедиапроекции, компьютерных обучающих и контролирующих программ способствует более глубокому пониманию сущности изучаемого учебного материала. Однако, как опять показывают результаты опроса, эти знания быстро забываются, так как перебиваются другой, посторонней информацией, которую они получают, пользуясь интернетом дома. Поэтому создается проблема, как создать условия для прочного усвоения учебного материала. Как известно, прочному усвоению способствует неоднократное повторение изучаемого элемента знаний. В нашем эксперименте, преподаватель (обществознание - Тимошина Н.В.,) предложила студентам осуществить поиск информации по интернету по заданной проблеме. Опрос студентов после завершения такого задания показал, что студенты более осмысленно осуществляли поиск информации, осуществляли ее отбор, переработку и составляли текст сообщения. По высказываниям студентов - это довольно трудная работа, но интересная. Надо отметить, что при выполнении таких заданий студенты проводили у компьютера дома то же время. Но меньше играли в компьютерные игры, общались по электронной почте «просто-так». Современные информационные технологии, по мнению студентов, позволяют получить достаточно прочные и объемные знания.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

Итак, положительное влияние информационных технологий на социализацию молодежи: создают благоприятные условия для познавательной деятельности, образования, общения, организации досуга, дополнительного заработка. Отрицательное воздействие информационных технологий на процесс социализации молодежи заключается в том, что определенные сайты интернета и программы телевидения в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации, что дезориентирует молодежь.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. Информационные технологии усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.

Список литературы

  1. Кононов А.А., Смолян Г.Л. Информационное общество: общество тотального риска или общество гарантированной безопасности? //Информационное общество, 2002. Вып. 1. С. 5-7.
  2. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. № 2,С. 3-14.
  3. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.: Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 2001.
  4. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: Институт системного анализа РАН, 2007.

Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных и экономических процессов. При этом достигается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить шесть основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

  • 3. Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
  • 4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа-технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.

Влияние техники на развитие производительных сил и общества в целом подчеркивалось многими историками, философами и культурологами. Рассматривая культурно-исторический процесс развития человеческого общества, многие ученые признавали большую роль в этом процессе технологического фактора и в первую очередь совершенствования орудий производства и использования новых источников энергии. В предыдущих главах была приведена периодизация истории, которая характеризует существовавшие общества именно с точки зрения развития техники производства. Если древнее аграрное общество основывалось на примитивных земледельческих орудиях, то пришедшее ему на смену аграрно-промышленное общество Средневековья отличается не только более совершенной техникой земледелия, но главным образом появлением новых средств труда и большого количества ремесленников, возникновением множества ремесленных цехов, а затем и отдельных мануфактур. Из этих мануфактур и сформировалось впоследствии индустриальное общество.

Наряду с совершенствованием орудий производства многие экономисты, историки, и экологи прогресс общества связывают с появлением новых источников энергии, с помощью которых орудия приводятся в действие. С этой точки зрения экологи, например, выделяют природные системы, полностью зависящие от энергии Солнца, благодаря которой стало возможным возникновение и существование растений и животных на земле. Единственным источником энергии у первобытных людей, занимавшихся собиранием плодов и растений, рыболовством и охотой, были собственные мускулы. В дальнейшем, с переходом к цивилизации и появлением древнего аграрного общества в качестве источника энергии стала использоваться сила прирученных домашних животных, а также энергия воды и ветра. Возникновение индустриального общества ознаменовалось использованием тепловой энергии в паровых машинах. С этого времени начинается также возрастающее применение сначала каменного угля, а потом и нефти в качестве наиболее эффективных энергоносителей; значительно повышается доля энергетических затрат на единицу человеческого труда. Именно по величине таких затрат некоторые историки и культурологи оценивают технический прогресс в обществе. Таким образом, признание роли техники росло вместе с прогрессом самой техники, начиная с первой промышленной революции и кончая современной научно-технической революцией, в корне изменившей характер технологии производства благодаря внедрению механизации, автоматизации и роботизации в различные сферы деятельности человека, а также использования энергии атома.

Широкое применение компьютеров и, основанной на них информационной техники на производстве, транспорте, автоматизация сложных вычислений в научных и технических расчетах, использование этой техники для облегчения бухгалтерской и статистической деятельности, наконец, внедрение ее в сферу обслуживания и быт свидетельствует о появлении первых зримых контуров будущего информационного общества. Такое общество одни исследователи называют посткапиталистическим, другие - постцивилизационным, третьи - постэкономическим, а большинство ученых - постиндустриальным, тем не менее, все сходятся в том, что его основу составляет информационная техника. Центральное место, которое занимает энергия в индустриальном обществе, постепенно переходит к информации, которая существенно меняет характер и структуру индустриального общества. Американский социолог Д. Белл, который впервые ввел в научный обиход понятие постиндустриального общества, указывает, что одной из важных особенностей такого общества является «переход от индустриального к сервисному обществу». Об этом свидетельствует, например, распределение рабочей силы в наиболее технически развитых странах. Так, еще в 1970 г. в США 65% рабочей силы было занято в сфере услуг, около 30% - в промышленности. и строительстве и неполных 5% - в сельском хозяйстве.


Коренным образом меняется роль научного знания, которое выступает в качестве направляющей силы социального развития. Как подчеркивает Д. Белл, «только во второй половине XX века произошло слияние науки и инженерии, изменившее самую сущность технологии». Действительно, в прошлом веке изобретатели могли еще работать независимо от науки, например, знаменитый Т.А. Эдисон, мог изобрести электрическую лампочку, фонограф и другие вещи, не имея никакого представления об электромагнитной теории Д. К. Максвелла. Сейчас положение существенно изменилось: именно наука выступает теперь в качестве непосредственной производительной силы, поскольку новейшие открытия ученых находят быстрое применение в производстве. В самом производстве, если раньше экономисты учитывали только комбинации капитала и труда при определении стоимости продукции, то теперь в новых отраслях решающее значение при осуществлении технологических инноваций приобретает научное знание. В этих условиях, естественно, по новому раскрывается роль техники и технологии производства как определяющей силы развития всего общества, на этой основе как раз и возник технологический детерминизм.

Сущность технического (технологического) детерминизма заключается в том, что среди всех факторов развития общества его сторонники выделяют именно технику как направляющую силу всего общественного развития. «В наступающем столетии, - пишет Д. Белл, - решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества».

Одна из отличительных особенностей современного технологического детерминизма заключается в том, что в нем в качестве фактора развития общества выступает не только техника, но и новое научное знание. «Я стою на том, - заявляет Д. Белл, - что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории.

Первый поворотный пункт - изменение самого характера науки. Наука как «всеобщее знание» стала основной производительной силой современного общества.

Второй поворотный пункт - освобождение технологии от своего «императивного» характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент. Современная технология открывает множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов, при этом неимоверно возрастает производство Материальных благ. Таковы перспективы, вопрос лишь в том, как их реализовать».

Не подлежит сомнению, что в современном обществе, в условиях научно-технической революции роль техники и науки существенно изменилась, взаимодействие между ними настолько возросло, что наука стала оказывать решающее влияние на техникум превратилась в непосредственную производительную силу. Однако развитие техники напрямую зависит от социально-экономических условий, складывающихся в обществе; именно они являются основным детерминирующим фактором изменений в обществе. Решающую роль социальных факторов признают теперь и наиболее дальновидные ученые на Западе. Так, известный американский исследователь О. Тоффлер, подчеркивая огромную роль техники на современном этапе развития, который он называет «третьей волной» тем. не менее, выступает против ее технократического истолкования. «Драматизируя различия, - пишет он, - мы должны сказать, что в старом массовом промышленном производстве главным были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и общество. И это изменяет все». Новые рабочие убеждаются в том, что «потогонная система» уже не оправдывает себя, они лучше подготовлены и образованы. Поэтому они « представляют собой новую силу, и их число растет».

Все приведенные аргументы свидетельствуют о детерминированности технического прогресса потребностями и задачами общества. В конце концов, развитие общества зависит не столько от техники, сколько от людей, которые ее используют. Чем лучше техника соответствует их целям, тем больше они изменяют себя и общество, в котором живут. Таким образом, вопрос о роли техники и технологии производства необходимо рассматривать в контексте всех социально-экономических проблем развития общества.

Литература

Основная:

Общественное развитие и научно-техническая революция. - Л., 1982.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ /Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

Тоффлер О. Будущее труда // Там же.

Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Философия истории. Антология. - М., 1995.

Дополнительная:

Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. - New York, 1973.

Toffler A.P. owershift: Knowledge: Wealth and Violence at the at the Edge of 21 Century. - New York, 1990.

Статьи по теме: