Версии андроид. Секреты "Андроид"

На сегодняшний день последняя версия Android имеет порядковый номер 5 и кодовое название Lollipop. Система получила значительные обновления в дизайне, функциональности, в общем, это практически заново созданный продукт. Сейчас уже смартфоны Google Nexus 5 начали обновляться до этой версии ОС, а скоро и все современные смартфоны получат актуальное обновление. Однако про новый 5.0 мы расскажем отдельно, а начать хочется всё же ещё с тех времён, когда проект Android даже не принадлежал Google…

Android: Начало

Многие считают, что история Android началась в 2008 году, когда была выпущена первая версия Android 1.0. Но на самом деле всё закрутилось на 5 лет раньше, в 2003 году, когда Энди Рубин с товарищами (Ник Сирс, Крис Уайт и Рич Майнер) решил создать мобильную операционную систему и зарегистрировал компанию Android Inc. Разработчики сначала сосредоточились на устройствах, которые могли бы постоянно находиться у пользователей, определять местоположение по GPS и автоматически подстраиваться под нужды человека.

Энди Рубин, создатель Android Источник: technobuffalo.com

Для инвесторов того времени вряд ли вообще было что-то понятно. Ну а кто захочет вкладывать деньги в непонятный стартап, который пока что никаких денег не приносит… Так и случилось, что к 2005 году Энди и друзья потратили все средства, но по счастливой случайности к ним присмотрелись из Google и 17 августа 2005 года корпорация стала полноправным владельцем маленькой Android Inc. Стоит отметить, что Google на тот момент не имела каких-то особых планов на гаджеты, а была больше сосредоточена на улучшении собственного ПО и алгоритмов поиска. Страшно сказать, но на тот момент у Google не было никакого Adsense и даже YouTube (его приобрели только в 2007 году).

Логотип Google в 2005 году

В этом же году на фоне судебных разбирательств Oracle и Google решается, что Android будет свободной операционной системой и, конечно же, в первую очередь ориентироваться на внедрение сервисов Google. Так как Энди Рубин изначально занимался проектом, связанным с GPS, а у корпорации уже были Карты, предполагалось внедрение карт в телефоны. Причём тогда ещё не было никаких смартфонов, поэтому карты могли появиться на обычной раскладушке с кнопками. Первые изображения также указывают на то, что Google ориентировался на опыт RIM с их Blackberry, так что если бы не стечение обстоятельств, то сенсорные телефоны могли бы и не появиться. Но, к сожалению или к счастью, в 2007 выходит iPhone и в Google резко пересматривают стратегию. Тем не менее, к выпуску в 2008 готовится первая сборка Android 1.0. Однако в начале 2007 года у Google нет партнёра, который выпустил бы телефон на новой ОС. Nokia - слишком крупная компания, с которой будет конфликт интересов, Motorola ещё не отошла от взлёта продаж моделей Razr. В Google выбирают между LG и HTC. Корейской LG интересен рынок США, однако она боится сотрудничества с неизвестным партнёром и использует договорённости с Google только для того, чтобы заключить контракты с Microsoft по созданию смартфонов с Windows Mobile. А вот HTC была готова к совместной работе, да к тому же тайваньская компания могла быстро создавать рабочие образцы. Первым известным прототипом стал Google Sooner. Тут, правда, пришлось отказаться от сенсорного экрана, эта модель создана по первоначальным спецификациям, когда Google опиралась на опыт Blackberry.

Возможно первый прототип телефона на Android - Google Sooner

Источники сообщают, что первая рабочая версия датируется 15.05.2007 и называлась она тогда M3. Операционка очень напоминает интерфейс Blackberry, главную позицию занимает поисковая строка Google. В общем, если бы не появление iPhone и курса на сенсорные экраны, возможно, мы бы сейчас видели Android вот таким.

Скриншот Android M3, возможно первой рабочей версии ОС Источник: 9to5google.com

Android: официальный старт

В Google отчетливо понимали, что с релизом Apple iPhone наличие сенсорного экрана просто необходимость, и поэтому ранние разработки пришлось отложить. Этому способствовало и общение с операторами, летом 2007 года их мнение о будущем Android были пессимистичны. В августе 2007 года в WSJ появляется статья, в которой говорится об усилиях Google относительно своего телефона и платформы. В этом материале упоминается, что у компании два прототипа – один похож на Palm Treo с QWERTY-клавиатурой под экраном, а второй чем-то напоминает вариант Nokia. Внутри команды Android идет соревнование со временем, так как все предыдущее планы никуда не годятся и от них решили отказаться. Команда меняет сроки, и во вторую половину 2007 года выпускается М3. В версии М5, она появляется в начале 2008 года, в ней появляется статусная строка, хотя эксперименты с UI заметны невооруженным взглядом. Посмотрите видео, чтобы понять различие между этими версиями.

И только к августу 2008 года в Google разработали версию 0.9, чтобы представить версию ОС 1.0 в сентябре 2008 года. С 22 октября 2008 года, оператор T-Mobile в США начинает продажи HTC Dream (T-Mobile G1), первого Android-смартфона, в котором присутствовал сенсорный экран и ОС полностью интегрирована под его использование. Но переработать ОС в Google смогли только к версии 1.6, избавившись от старых представлений, которые заложили изначально при ее создании. Пожалуй, что именно с этого момента и начинается взлет Android. Интерес к HTC Dream в США был огромен, оператор продал к 23 апреля 2009 года 1 миллион устройств. Такой спрос на столь обыденное и простое устройство еще раз доказал, что идеи выигрывают, в данном аспекте это была идея сенсорных телефонов, которая завладела умами потребителей.

Естественно, первые же тесты на реальных пользователях выявили множество недоработок платформы и уже в первый год существования Android Google выпустила следующие обновления: 1.1. Banana Bread, 1.5 Cupcake (появилась загрузка видео и фото на YouTube и Picasa, автоматическая ориентация дисплея, предикативный ввод и т.д.), и 1.6 Donut (преобразование речи в текст с мультиязычным произношением, поддержка WVGA, оптимизированная работа с жестами и т.д.)

Android: вторая попытка

Android 2.0

После усовершенствования 1-й версии, Android получил уже расширенную функциональность и хороший внешний вид к версии 2.0, а затем и в 2.1 с одинаковым кодовым именем Eclair. Стало возможным использовать несколько аккаунтов Google, а стандартный веб-браузер получил поддержку HTML5. Одновременно с этим в продажу поступили новые модели Android-смартфонов: НТС Magic и Hero, Motorola Droid и Samsung Galaxy.

Тогда же, в 2010 году начинается выпуск мобильных процессоров с тактовой частотой 1 ГГц. И появляется первый фирменный смартфон Google Nexus One с 1 ГГц процессором. Разумеется, партнером Google становится компания HTC. А процессоры с аналогичной частотой получили НТС Desire, Motorola Droid 2 и Samsung Galaxy S. Кстати, HTC больше не будет делать устройства Google до 2014 года, когда выйдет Nexus 9. В том же 2010 году Google выпустила ещё одну версию Android, новую 2.2 Froyo, в которой выросло быстродействие приложений, использующих JIT-компиляцию, и появилась поддержка Adobe Flash. Ну а обновление до Froyo получили все вышеупомянутые смартфоны с 1 ГГц процессором. Помимо этого, сборка получила такие обновления, как движок Chrome V8 JS для web-обозревателя, передачу контактов и поддержку док-станций по BlueTooth, облачную синхронизацию и т.д.

Google Nexus One и Android 2.2 Froyo

Кстати, в России многие увидели Android впервые именно в этой редакции, так как в этом году в нашей стране начинается спрос на сенсорные смартфоны, Android постепенно входит в моду. До 2010 года «зелёного робота» видели только гики, да и то, скорее в интернете или журналах, чем в собственных руках.

Android Gingerbread и Honeycomb

Шёл третий год существования Android на рынке. Это уже была популярная ОС, но проблем оставалось ещё много. И вот, появляется обновление 2.3 Gingerbread, которое до 2013 года было установлено на огромном количестве устройств. Действительно, в данной версии ОС было реализовано много функций, которые обозначили перспективы развития платформы как таковой - поддержка SIP-телефонии, Near Field Communication и Google Talk, работа с экранами более высокого разрешения, новый менеджер загрузок и многое другое.

Вместе с Gingerbread компания Google выпусткает свой второй брендовый смартфон – Nexus S. На этот раз производителем становится Samsung, а Nexus S представлял собой, по сути, слегка видоизмененный Galaxy S. Правда, вышел Google Nexus S явно поздновато: в день начала его продаж компания LG анонсировала первый двухъядерный смартфон Optimus 2Х. Теперь производители меряются не гигагерцами, а многоядерностью. В результате двухъядерные чипы получил не только LG Optimus 2Х, но и Samsung Galaxy S II , НТС Sensation и Motorola Droid X2.

А компания Samsung, тем временем, выпускает вслед за смартфоном Galaxy S другое устройство - планшет Galaxy Tab. Компактная и легкая семидюймовая «таблетка» стала хорошей альтернативой для тех, кому не нравился громоздкий Apple iPad . Но вот беда, Android-то пока что существует только для смартфонов. Не проблема, подумали в Google, и в начале 2011 года появляется первая спроектированная специально для планшетных ПК версия Android – 3.0 Honeycomb. Смотрелась на планшетах Honeycomb и правда лучше, чем растянутый смартфонный интерфейс Gingerbread. Так, на базе ОС Android заработали уже и смартфоны, и планшеты. Бизнес начинал расширяться, причём стремительно. Носителями Honeycomb становятся практически все Android-планшеты - Motorola Xoom, Acer Iconia Tab, Samsung Galaxy Tab 10.1, Lenovo ThinkPad Tablet и т.д.

В этом же 2011 году на технологической выставке IFA 2011 в Берлине Samsung представиляет свой первый 5-дюймовый фаблет Glaxy Note, который стал весьма востребованным устройством, несмотря на мнение скептиков. Тогда это было, по сути, первое устройство такого класса, да ещё и на Android. Apple до этого потребовалось ещё 3 года, в 2014 году компания выпустила фаблет iPhone 6 Plus.

Android 4: от Ice Cream Sandwich до KitKat

В Google понимают, что иметь две раздельные системы для смартфонов и планшетов - это не очень выгодно. Тратится больше времени на разработку и поддержку. И осенью 2011 года Google выпускает версию Android 4.0 Ice Cream Sandwich, которая становится первой кроссплатформенной версией для смартфонов и планшетов. В сборке также появляется доступ к приложениям прямо с «локскрина», а AndroidMarket переименовывается в Google Play. По словам многих специалистов, именно с версии 4.0 Android начал приобретать привычные очертания и нормальную функциональность. Теперь устройствами на «зелёном роботе» тоже можно было просто пользоваться, они перестали быть гаджетами для гиков.

Следом за новой операционкой Google презентовала и новый смартфон - Galaxy Nexus, который, очевидно, также был разработан при сотрудничестве с Samsung. И снова после релиза смартфона производители комплектующих начинают борьбу за железо. Qualcomm представляет мощные процессоры Krait, а Nvidia анонсирует 4-ядерные чипы Tegra 3. Ну а бесспорным лидером Android-смартфонов в 2012 году становится Samsung Galaxy S III, составивший компанию бюджетному бестселлеру ASUS Nexus 7 на базе новой ОС Android 4.1 Jelly Bean.

В 2012-2013 годах ничего особого с Android не произошло после глобальных изменений с объединением планшетной и смартфонной версии. Тем не менее, в 2012 году Google делает еще 2 фирменных устройства - смартфон LG Nexus 4 и планшет Samsung Nexus 10. Параллельно с новинками была представлена обновленная сборка Android 4.2 Jelly Bean, которая дополнила предыдущую версию. Теперь пользователи смогли сполна ощутить преимущества от использования GoogleNow, Cloud Messaging, Android Beam, тройной буферизации, многоканального USB audio и т.д. Затем представлен смартфон Google Moto X и планшет Google Nexus 7 2-го поколения, которые в нашей стране не пользовались особой популярностью по причине того, что Motorola ушла с российского рынка ещё в 2010 году.

В 2013 году на рынке появляется Nexus 5, опять же, в результате сотрудничества с LG. И для него и других устройств выходит новая версия Android 4.4 KitKat. Да, это первый случай, когда индикатором версии становится название коммерческого продукта, но не будем об этом. Изменения коснулись не только интерфейса отдельных системных приложений и элементов. Появилась в KitKat обещанная прозрачность верхней панели уведомлений вместе с новым утонченным шрифтом и поддержкой полноэкранного интерфейса со стороны отдельных приложений. С выходом KitKat упростился доступ к сервису Google Now. Теперь его вызов унифицирован – достаточно лишь провести по экрану пальцем слева направо. Ранее способы доступа к Google Now варьировались в зависимости от модели смартфона (нажатие на кнопку Home, потряхивание и т. д.). Дополнительно сервис активируется фразой «OK Google» при открытом стартовом экране. Не обошли вниманием разработчики и программу Hangouts. Теперь она позволяет отправлять не только чат-сообщения, но и SMS/MMS. Наконец, отметим встроенный в KitKat шагомер, который работает даже в фоновом режиме, а также расширенную совместимость с принтерами через облачную технологию Google Print. Последняя позволяет безо всяких проводов отправлять на печать документы, меняя предварительно размер бумаги и указывая требуемое количество страниц.


Android – это одна из популярнейших и наиболее перспективных операционных систем для различных мобильных устройств. Система предлагает очень удобный инструментарий и максимальную гибкость настроек, что позволяет каждому пользователю смартфона или планшета на Андроиде настроить его полностью под свои нужды. Разработка данной операционной системы стартовала в далеком 2003-м году, но по-настоящему известной она стала лишь через 2 года – после приобретения компанией Google. Переломный момент в истории Android произошел осенью 2008-го года. Тогда компания Google продемонстрировала T-Mobile G1, ставший первым смартфоном под управлением Андроид. Именно в тот момент многие мировые производители обратили внимание на перспективную операционную систему.

(самая первая версия)

Основные возможности операционной системы Android

Рассматриваемая ОС всегда позиционировалась своими разработчиками как система с открытым кодом. Это позволяет любому желающему создавать свои приложения, игры и прочие дополнения для расширения возможностей Андроид-гаджетов. Разработчики изначально продумали все так, чтобы операционная система работала максимально быстро даже на самом «бюджетном» железе. Это является несомненным плюсом, т.к. теперь даже люди с самыми скромными финансовыми возможностями могут наслаждаться всеми основными преимуществами современных смартфонов.


(Android 5.0)

Открытостью системы охотно пользуются и производители мобильной электроники, выпуская собственные пользовательские интерфейсы, к примеру, Sense от компании HTC. Это делает гаджеты на Андроиде от разных производителей непохожими друг на друга. Любителям классического и «чистого» Android следует обратить свое внимание на устройства Nexus. Именно они традиционно первыми получают обновления.

Сроки обновления других устройств обычно затягиваются ввиду необходимости доработки фирменных оболочек в соответствии с особенностями новых версий ОС.

Главным источником игр и приложений является Play Маркет. В каталогах данного магазина доступен огромный выбор бесплатного и платного контента, ассортимент которого активно расширяется. Качество «андроидных» игр и приложений постоянно растет. Периодически различные приложения выпускает и сам Google.

В целом же устройства на Android имеют все функции, которыми по негласным требованиям должны обладать современные смартфоны и планшетники. Помимо этого, функционал с легкостью расширяется при помощи приложений, виджетов или сторонних прошивок.

Желающим приобрести смартфон на Android необходимо помнить, что многие функции и программы ориентированы на работу с интернетом. При отсутствии доступа к Wi-Fi рекомендуется подключить выгодный тариф для интернет-пользователей или же отключить некоторые функции, требующие выхода в сеть.

Также нельзя не отметить ограниченную автономность устройств на Андроиде, в особенности представителей предыдущих поколений. При активном использовании смартфон или планшет придется заряжать ежедневно, а в некоторых случаях и по 2 раза в сутки. Производители активно работают над исправлением этого недостатка и в последнее время на рынке стали появляться интересные устройства с заметно увеличенной автономностью. Не остаются в стороне и разработчики. С каждой новой версией операционная система «кушает» все меньше заряда.

На основании приведенной информации можно выделить ключевые преимущества и недостатки рассматриваемой операционной системы. Так, несомненными преимуществами Андроида является:
1. Открытость программного кода, что дает возможности для разработки практически любых приложений и игр.
2. Нетребовательность к «железу» устройства.
3. Огромный ассортимент приложений и увлекательных игр на любой вкус.
4. Полное соответствие современным представлениям о функционале смартфона.
5. Свобода действий для пользователя. При желании система и ее интерфейс с легкостью настраиваются под нужды владельца.
6. Популярность операционной системы среди подавляющего большинства современных производителей. Это позволяет пользователю с практически любым бюджетом купить функциональный и современный смартфон.

Есть и свои недостатки. Ключевыми являются:

1. Открытость программного кода. Да, ее можно одновременно отнести и к преимуществам, и к недостаткам. Недостатком это является по той причине, что производители мобильных устройств в большинстве своем предпочитают создавать собственные оболочки. Из-за этого появляются существенные временные задержки между официальным выходом обновления ОС и ее получением на различные устройства.
2. Сравнительно низкая автономность. В последнее время в данном направлении был сделан огромный шаг вперед, так что уже совсем скоро шутки о том, что «Смартфоны на Андроиде самые спортивные, т.к. у них 2 раза в день зарядка» станут не более чем забавной историей.

Платформа постоянно совершенствуется и развивается. Уже сегодня она уверенно чувствует себя в тройке лидеров на рынке операционных систем. Многочисленные эксперты неоднократно отмечали, что будущее именно за Android и не ошиблись.


(рус.- Андроид) - портативная (сетевая) операционная система (далее - ОС) для коммуникаторов, планшетных компьютеров, электронных книжек, телевизоров, цифровых проигрывателей, наручных часов, нетбуков и смартбуков, а так же множества других устройств, основанная на ядре Linux. Разработанная компанией Android Inc., она в последствии (в 2005 году) была выкуплена корпорацией Google вместе со всеми ее разработчиками. Позднее (в сентябре 2007 года) Google стала основоположником создания альянса Open Handset Alliance (OHA), который в настоящее время занимается поддержкой и дальнейшим развитием платформы. ОС Android позволяет создавать Java-приложения, управляющие устройством через разработанные Google библиотеки. Android Native Development Kit создаёт приложения, написанные на Си и других языках. ОС Android, на текущий момент, является одной из самых распространенных ОС в мире. Доля мобильных устройств работающих на ОС Android на ноябрь 2012 года составляет около 70% и продолжает расти.

История развития ОС Андроид

ОС Андроид увидела свет в сентябре 2008 года, ей был присвоен порядковый номер 1.0. Первым устройством, работающим под управлением Android 1.0, стал разработанный компанией HTC смартфон HTC Dream (это была брендовая модель сотового оператора T-Mobile под именем T-Mobile G1). Немного позднее, свои модели устройств на базе ОС Андроид выпустили и другие крупные производители мобильной электроники. Но настоящая популярность к Андроид пришла только с версией 2.0 выпущенной в конце 2009 года. Корпорация Google очень трепетно относится к своему детищу и даже версии ОС Андроид носят свои имена, названные в честь сладких десертов. Каждому из номеров версий Андроид (1.0, 1.1, 1.5, 1.6, 2.0 и т. д.) присваивается буква латинского алфавита (A, B, C, D, E и т. д.). Буква версии является первой буквой десерта, которым называют разработчики Google каждую новую версию ОС Андроид. Первые две версии носили имена известных роботов: 1.0 Astro («Астро Бой») и 1.1 Bender («Футурама»), но их пришлось изменить из-за споров по поводу авторских прав.


На сегодняшний день известны имена следующих версий ОС Андроид:

  • - Android 1.0 «Apple Pie» (Яблочный пирог) (раннее название «Astroboy»);
  • - Android 1.1 «Banana Bread» (Банановый кекс) (раннее название «Bender»);
  • - Android 1.5 «Cupcake» (Кекс);
  • - Android 1.6 «Donut» (Пончик);
  • - Android 2.0 / 2.1 «Eclair» (Заварное пирожное) (перевод сайт );
  • - Android 2.2 «Froyo» (Замороженный йогурт);
  • - Android 2.3.x «Gingerbread» (Имбирный пряник);
  • - Android 3.x «Honeycomb» (Медовые соты);
  • - Android 4.0 «Ice Cream Sandwich» (Брикет мороженого);
  • - Android 4.1 / 4.1.1 / 4.1.2 / 4.2 / 4.2.1 / 4.2.2 / 4.3 / 4.3.1 «Jelly Bean» (Леденец с жевательной резинкой);
  • - Android 4.4 / 4.4.1 / 4.4.2 / 4.4.3 / 4.4.4 «KitKat» (в честь одноименной шоколадки) - актуальная версия;
  • - Android 5.0 L.- будущий релиз.

Широкая популярность к ОС Андроид пришла с появлением версии 2.0 (Eclair). Наибольшее распространение на смартфонах получила Андроид версии 2.3 (Gingerbread), которая до сих пор имеет солидную долю построенных на базе нее устройств. Версия Андроид 2.3 так же имеет самое многочисленное среди всех существующих версий этой операционной системы число «заплаток». Эти, так называемые, «заплатки» выпускались Google в виде минорных версий 2.3.1, 2.3.2 … 2.3.7 и добавляли лишь одну функцию или исправляли ошибки.

Эра планшетных ПК начинается с Андроид 3.0 (Honeycomb). Именно эта ОС была оптимизирована для работы на планшетных компьютерах и поддерживала большие разрешения экранов. Но большой популярностью планшетные ПК на базе ОС Андроид 3.0 не пользовались, во многом из-за отсутствия достаточного числа совместимых приложений под эту ОС.


Ситуация в корне изменилась с приходом новой версии Андроид 4.0 (Ice Cream Sandwich), которая объединила в себе поддержку всех мобильных устройств, будь то смартфоны или планшеты. Андроид 4.0 поддерживает все ранее выпущенные приложения под ОС Андроид 2.x и 3.x. Таким образом, к выходу Андроид 4.0 уже имелось множество совместимых мобильных приложений. Это и стало решающим фактором в росте популярности мобильных устройств на Андроид 4.0.

Обновлённая версия Андроид 4.2 в конце 2012 года принесла на мобильные устройства такую полезную функцию как поддержка нескольких учетных записей пользователей, была улучшена работа ОС с медиа данными, а так же повышена плавность работы интерфейса и увеличено время работы устройств от аккумулятора. Плавность интерфейса Андроид 4.2 была достигнута за счет ускорения обновления экрана до 60 кадров/с.

С версии 4.3 Android начала поддерживать Bluetooth 4.0 LowEnergy (Smart), OpenGL ES 3.0, а так же стала доступна новая камера и галерея.

Благодаря открытому исходному коду, любой разработчик может выпустить свою версию ОС Андроид. Так, например, недавно свои планы по выпуску собственной версии Андроид для мобильных устройств высказал российский медиа-гигант Яндекс. Однако, разработкой собственных версий ОС Андроид занимаются не только крупные корпорации. Существует сообщество энтузиастов, разрабатывающее полностью открытые варианты android-прошивок (такие как CyanogenMod, MIUI, Virtuous Quattro, VillainROM, Open Kang Project, Replicant и другие). Установить на свой аппарат прошивку от стороннего разработчика может любой желающий. Для этого нужно получить права root на Android устройстве. Однако в данном случае теряется гарантия производителя.

С 2009 года группа энтузиастов называющая себя Android-x86 Project , ведет собственные разработки по портированию ОС Андроид на персональные компьютеры. Проект весьма продвинулся в своей работе, и предлагает на текущий момент загрузку Андроид 4.4, которую можно установить на обычный x86 компьютер или ноутбук. Конечно, использовать такую систему как основную на своем компьютере вряд ли кто-то станет, ведь текущие сборки далеки от идеала и работают не стабильно, но попробовать возможности ОС Андроид на ПК все же можно.

Магазин приложений Google Play (ранее Android Market)


Одним из самых привлекательных факторов, влияющих на популярность мобильной операционной системы, является разнообразие, качество и доступность программ. 22 октября 2008 года Google объявила об открытии онлайн-магазина приложений для ОС Андроид - Android Market. В Android Market существует возможность загрузить на свое мобильное устройство любую программу, игровое приложение или разнообразные виджеты, картинки, мелодии звонка и т. п., не используя при этом персонального компьютера. Приложения в Android Market располагаются в виде каталога с удобным поиском и загружаются в мобильное устройство напрямую из сети. При этом, большинство приложений и игр в Android Market предлагаются абсолютно бесплатно.

В марте 2012 года компания Google переименовала Android Market в Google Play. Интернет-каталог Google Play работает в 190 странах мира и насчитывает более миллиона приложений. Приложение Google Play существует как на смартфонах с ОС Андроид, так и на планшетах.

Формат установочных файлов приложений для ОС Андроид имеет расширение.apk. Установку приложений можно производить и не используя Google Play. Для этого необходимо закачать установочный файл приложения в мобильное устройство и запустить его. Однако, Google не рекомендует устанавливать приложения из неизвестных источников и призывает к использованию Google Play.

Плюсы и минусы ОС Андроид

У ОС Андроид множество достоинств, за что она и заслужила всемирную популярность. Андроид проявляет себя лучше одной из своих конкуренток, Apple iOS, в ряде особенностей, таких как: веб-серфинг и интеграция с сервисами Google Inc., к тому же Андроид, в отличие от iOS, является открытой платформой, что позволяет реализовать на ней больше функций. В отличие от конкурирующих ОС, в Андроид полноценная реализация Bluetooth стека, позволяющая в том числе передачу и приём файлов. Присутствует реализация FTP-сервера, режима точки доступа к сети (службы PAN) и групповой одноранговой сети через Bluetooth (службы GN). Несомненным плюсом ОС Андроид является поддержка MicroSD-кардридера, позволяющего расширить внутреннюю память устройства, использовать его как флеш-накопитель или же закачивать в устройство данные не прибегая при этом к USB-кабелю. Так же к плюсам можно отнести возможность устанавливать сторонние неподписанные программы. Эта возможность пригодится как разработчикам приложений, которые могут тестировать свои продукты не покупая платный аккаунт разработчика (как это необходимо в iOS и Windows Phone 7/8), так и простым пользователям, желающим устанавливать приложения не используя Google Play. ОС Андроид доступна для различных аппаратных платформ, таких как ARM, MIPS, x86.

К минусам самой ОС Андроид можно отнести разве что большое потребление оперативной памяти приложениями, но это было бы актуально лет 5 назад, а сейчас объемы устанавливаемой в мобильные устройства оперативной памяти ничем не отличаются от тех объемов, которые установлены в персональные компьютеры. Так что проблема прожорливости на сегодняшний день практически не актуальна. Существует так же проблема безопасности при установке сторонних не подписанных приложений, так как есть возможность заражения устройства троянской программой.

Конкуренты Андроид пару лет назад выступали с заявлениями о фрагментации ОС от Google и создаваемыми в связи с этим трудностями для разработчиков приложений, однако это заявление было опровергнуто корпорацией. Но, не смотря на свое опровержение, Google все таки выпустила средство для устранения проблемы фрагментации. Для конечных пользователей фрагментация не представляет никакой проблемы, так как любой разработчик сам заботится о том, чтобы его приложение работало на всех возможных устройствах.

Здравствуйте, дорогие читатели лучшего мобильного портала сайт! В этой статье, я расскажу вам о запуске полноценных операционных систем на Android. Сегодня, речь пойдёт о двух операционных системах - Windows XP и Linux. Итак, приступим к делу.

LINUX

Начнем с более легкой инструкции - запуск Linux на Android. Для начала предупрежу, что для данного способа нужны ROOT права. Также, если вы используете смартфон на базе Android 5.0 Lollipop, Android 6.0 Marshmallow или более поздней версии, то вам нужно кастомное ядро. В этой статье используется Nexus 5 с установленным ядром «ElementalX». Итак, приступим.

Инструкция:
1. Для начала, нужно скачать и установить программу BusyBox, которая является обеспечением большинства стандартных инструментов Unix.

2. Далее, скачиваем и устанавливаем программу Linux Deploy, это главный компонент и без него у нас ничего не получится, так как он скачивает дистрибутив из официального зеркала, создает образ диска на microSD карте, монтирует его и устанавливает дистрибутив операционной системы.
3. Открыв приложение Linux Deploy, переходим в конфигурационную панель. Здесь, выбираем какой дистрибутив вы хотите использовать. В данной стать будет использоваться выбранный по умолчанию дистрибутив Debian в среде LXDE.

4. Выбрав дистрибутив, нажимаем на кнопку установить. Установка длится около 30 минут.
5. По окончанию установки, приложение запустит среду Linux и сама настроит рабочее окружение, которое включает в себя базовую систему, сервер SSH, сервер VNC и графическую среду которую мы выбрали ранее. Также, можно через программу можно настроить сервера SSH и VNC.
6. Вы можете подключиться как и через SSH, так и через VNC, я использую сервер VNC, но вы можете использовать какой хотите.
7. Если вы подключились через сервер SSH, введите порт «22», а пароль по по умолчанию «changeme».
8. Если вы, как и я, хотите подключиться через сервер VNC, скачайте программу VNC, запустите ее и в поле впишите адрес «localhost:5900», пароль по умолчание, такой же как и у сервера SSH - «changeme».

9. Радуйтесь запущенным дистрибутивом Linux!

Windows XP

Теперь, о более сложном - запуск Windows XP на Android. Вы скажете как? Ответ прост - Bochs. Именно с этим приложением мы будем эмулировать Windows XP. Bochs - это программа, которая эмулирует операционные системы на базе x86, оно было создано для эмуляции таких операционных систем как, Windows DOS, Windows 3.1, Windows 95, Windows 98. Но сегодня мы попробуем более сложную задачу. Важно отметить, что работа Windows XP будет очень-очень медленна, а также, не будет соединения с интернетом, так что, если у вас есть терпение и вас не интересуют проблемы, которые могут возникнуть, то вперед! Итак, начнем.

Что нужно:
1. ISO файл Windows XP
2. Qemu Manager для ПК
3.
4. Bochs SDL
5. Blank Disk Image

Инструкция:
1. Откройте Qemu Manager для ПК и создайте новую виртуальную машину. Назовите ее как хотите, в данном случае ее название будет «XP».

2. Впишите сколько оперативной памяти вы хотите выделить для виртуальной машины, этот шаг только для ПК, на Android девайсе это никаким образом не скажется. Выберите опцию «не использовать виртуальный диск». Нажмите «далее».

3. Следующим шагом, нужно перейти в вкладку драйверов и выберите «жесткий диск 0». Далее выберите путь к ранее скачанном «Blank Disk Image».

5. Наконец, выполнив все пункты, выберите зеленую кнопку в левом верхнем углу, чтобы запустить виртуальную машину. С этого момента, просто установите Windows XP на виртуальную машину как на простой ПК.

6. После того, как установка завершится, разархивируйте.zip файл Bochs SDL. Переместите «Blank Disk Image» в папку SDL. Переименуйте файл «Blank Disk Image» в «c».

8. Скачайте и установите приложение Bochs на Android. Далее, откройте его. Приложение само должно определить наличие Windows XP и запустить ее. Помните, это работает очень-очень медленно!

Чтобы загрузиться на рабочий стол операционной системы Windows XP, нужно подождать как минимум, 10 минут.

9. Радуйтесь запущенной Windows XP!

На этом все. Всем спасибо за внимание!

Те, кто использует iPhone давно, знают, как работали ранние версии iOS. Фактически это была однозадачная операционка, которая позволяла работать в фоне или прерывать работу текущего приложения только предустановленным приложениям: вы читаете книжку, вам звонят - книгочиталка сворачивается, и на экране появляется окно звонка. А вот обратная операция невозможна: книгочиталка не только не может прервать работу других приложений, но и будет убита сразу после сворачивания.

Смысл существования такой системы, конечно же, в том, чтобы сэкономить процессор, оперативную память, а также ресурс батареи. Благодаря ей (но не только) iPhone мог работать быстро в условиях ограниченных ресурсов и очень бережно относился к батарее.

Как устроена операционная система Андроид

Android всегда работал иначе. Здесь можно запустить множество различных приложений и все они будут оставаться в памяти и даже смогут работать в фоне. Вы открываете браузер, вводите адрес и, пока загружается страница, запускаете почтовый клиент и читаете письма. Все как на десктопе, с тем исключением, что вам не нужно заботиться о закрытии приложений, система сделает это сама, когда оперативная память подойдет к концу или ее не хватит для размещения запускаемого приложения (само собой, в первую очередь в расход пойдут редко используемые приложения). Этот механизм называется lowmemorykiller .

Имея права root, настройки lowmemorykiller можно регулировать напрямую или с помощью специальных приложений

Важным элементом системы многозадачности были службы (service). Это особые компоненты приложений, которые могли работать в фоне абсолютно в любых условиях: включен экран или выключен, свернуто приложение или развернуто, службам плевать даже на то, запущено ли родительское приложение вообще. Оно просто говорило: «Эй, Android, мне нужны ресурсы процессора, я хочу сделать некоторые расчеты» - и получало эти ресурсы. В терминологии Android такой запрос к системе называется wakelock (а если точнее - процессорный wakelock).

Однако поддержка такого мощного и полезного инструмента сыграла с Google злую шутку. Появилось огромное количество приложений, которые плодили службы на каждый чих, постоянно выполняли какую-то работу и не давали смартфону спать. Установив на смартфон сотню приложений, пользователь получал несколько десятков служб, каждая из которых периодически что-то делала (обновить ленту твиттера, пока телефон спит, - это же так важно).

Дела обстояли настолько плачевно, что китайские производители, не обремененные задачей сохранить совместимость с оригинальным Android (это требуется, если хотите устанавливать на свои смартфоны Play Store), просто отключили в своих смартфонах механизмы поддержания жизненного цикла служб для несистемных приложений.

Продвинутые юзеры шли другим путем: они получали права root и устанавливали приложение Greenify, которое позволяло заморозить службы выбранных приложений так, чтобы их уже никто не смог разбудить. Существовали и более радикальные варианты, например снести весь софт, которым пользуешься реже одного раза в сутки.

Сама Google также предпринимала определенные действия для борьбы с «ядовитыми» службами. Большой шаг в этом направлении был сделан в Android 4.4, где появился интеллектуальный механизм, который определял, не работает ли служба слишком много времени и не сильно ли она грузит процессор, и, если это оказывалось так, прибивал ее на месте и не давал запуститься. Даже на поверхностный взгляд эта версия системы жила на батарейке заметно дольше предыдущих.

В Android 6.0 Google пошла еще дальше и оснастила ее механизмом Doze , который после определенного времени неактивности смартфона (около одного часа) переводил его в специальный энергосберегающий режим. Одна из особенностей этого режима - запрет на wakelock, то есть ни приложения, ни службы просто не могут разбудить смартфон, чтобы выполнить какую-либо работу. На глаз Android 6.0 не стал жить дольше, так что неизвестно, сработал ли этот механизм вообще.


Шкала работы Doze

И наконец, в Android 8.0 Google пошла на радикальный шаг - запретила работу фоновых служб. Но с двумя исключениями:

Приложение в некоторых случаях, например когда оно находится на экране, может запускать службы, но Android прибьет их после ухода приложения в сон.
Видимые пользователю службы до сих пор разрешены. Это так называемый foreground service , служба, которая видна в панели уведомлений и имеет иконку в статусбаре.

Казалось бы, да, службы - это зло, но как теперь быть таким приложениям, как противоугонное, которое должно работать незаметно в фоне? Или тот же почтовый клиент? Из-за необходимости периодически проверять почту он должен висеть в панели уведомлений?

На самом деле нет. Google шла к запрету служб еще с версии 5.0, где появился так называемый JobScheduler . Это специальная подсистема, которая позволяет приложениям попросить Android выполнить ту или иную работу в такое-то время или при возникновении такого-то события (подключение к интернету, например). И да, JobScheduler сильно напоминает аналогичную функцию из iOS.

Binder

Вопреки расхожему мнению, Android с самых первых версий использовал песочницы для изоляции приложений. И реализованы они были весьма интересным образом. Каждое приложение запускалось от имени отдельного пользователя Linux и, таким образом, имело доступ только к своему каталогу внутри /data/data .

Друг с другом и с операционной системой приложения могли общаться только через IPC-механизм Binder , который требовал авторизации на выполнение того или иного действия. Этот же механизм использовался и для несколько других целей: с его помощью система оповещала приложения о системных событиях, таких как входящий вызов, пришедшее СМС, втыкание зарядки и так далее. Приложения получали сообщения и могли на них отреагировать.


Работу Binder обеспечивают драйвер в ядре Linux и Service Manager

Эта особенность дала Android очень широкие возможности автоматизации, о которых мы знаем благодаря таким приложениям, как Tasker, Automate или Locale. Все эти приложения доступны и для Android 8, разве что некоторые опасные возможности, такие как включение/выключение режима полета, теперь запрещены для использования обычными приложениями.

Система оповещения базируется на интентах (intent) , специальном механизме, реализованном поверх Binder и предназначенном для обмена информацией между приложениями (или ОС и приложениями), а также запуска компонентов приложений. С помощью интентов можно оповещать приложения о событиях, попросить систему открыть приложение для обработки определенных типов данных (например, чтобы открыть определенную страницу в браузере, достаточно послать широковещательный интент со ссылкой на страницу, и на него откликнутся все приложения, способные отображать веб-страницы, либо только дефолтовый браузер) или просто запустить компонент того или иного приложения. Например, приложения в Android запускаются не напрямую, а с помощью интентов.

К сожалению, как и службы, интенты стали проблемой для Google и пользователей Android. Дело в том, что широковещательные интенты, используемые для уведомления приложений о событиях, приходят сразу ко всем приложениям, которые заявили, что способны на них реагировать. А чтобы приложение смогло среагировать на интент, его надо запустить. Картина получается такая: на смартфоне есть двадцать приложений, которые могут реагировать на интент android.net.conn.CONNECTIVITY_CHANGE, и при каждом подключении к сети и отключении от нее система запускает эти приложения, чтобы они смогли среагировать на интент. Как это сказывается на энергопотреблении - представьте сами.

Google исправила это недоразумение опять же в Android 8.0. Теперь приложения могут регистрировать обработчики широковещательных интентов только во время своей работы (за небольшими исключениями).

Сервисы Google

Google любит бравировать тем, что Android - операционная система с открытым исходным кодом. Это, конечно же, не совсем так. С одной стороны, код Android действительно открыт, и именно поэтому мы имеем доступ к такому количеству разнообразных кастомных прошивок. С другой стороны, собрав Android из официальных исходников, вы получите систему без нескольких важных компонентов: 1) отдельных драйверов, исходники которых производитель прячет, как коммерческую тайну, 2) сервисов Google, которые нужны в первую очередь для получения доступа к аккаунту, запуска Google Play и облачного бэкапа.

Сервисы Google (Google Mobile Services) также отвечают за многие другие вещи, включая поддержку push-уведомлений, Instant Apps, Google Maps, доступ к календарю, определение местоположения по сотовым вышкам и Wi-Fi-роутерам, механизм Smart Lock, позволяющий разблокировать устройство в зависимости от некоторых условий.

В современных версиях Android сервисы Google взяли на себя настолько большую часть работы, что жить без них оказывается хоть и возможно, но очень проблематично. А с ними тоже невесело: минимальный вариант пакета GApps (который содержит только сервисы Google и Google Play) весит больше 120 Мбайт, а сами сервисы славятся своей любовью к оперативке и заряду батареи. А еще они закрыты, то есть о том, что они могут делать, знает только сама Google.


Скачать пакет с сервисами и приложениями Google для кастомной прошивки можно с сайта opengapps.org (слово open не означает, что они открыты)

Именно поэтому на свет появился проект microG, задача которого - воссоздать самую важную функциональность сервисов Google в открытом коде. Уже сейчас microG позволяет получить доступ к своему аккаунту, активировать push-уведомления, доступ к картам Google и определению местоположения по сотовым вышкам. И все это при размере в четыре мега и почти полном отсутствии требований к оперативке и ресурсу батареи.

У проекта есть собственная сборка прошивки LineageOS, которая из коробки включает в себя microG и все необходимые для его работы модификации.

Ядро Linux и рантайм

Android основан на ядре Linux. Ядро управляет ресурсами смартфона, в том числе доступом к железу, управлением оперативной и постоянной памятью, запуском, остановкой и переносом процессов между ядрами процессора и многими другими задачами. Как и в любой другой ОС, ядро - это сердце Android, центральная часть, без которой все остальное развалится.


Слоеный пирог Android

Наличие ядра Linux, а также частично совместимой со стандартом POSIX среды исполнения (в первую очередь это библиотека bionic, основанная на реализации стандартной библиотеки языка С из OpenBSD) делает Android совместимым с приложениями для Linux. Например, система аутентификации wpa_supplicant, применяемая для подключения к Wi-Fi-сетям, здесь точно такая же, как в любом дистрибутиве Linux. В ранних версиях Android использовался стандартный bluetooth-стек Linux под названием bluez (позже его заменили реализацией от Qualcomm под названием Bluedroid). Здесь даже есть своя консоль с набором стандартных UNIX/Linux-команд, реализованных в наборе Toybox, изначально созданном для встраиваемых Linux-систем.

Большинство консольных приложений, написанных для Linux, можно портировать в Android простой перекомпиляцией с помощью кросс-компилятора (главное - использовать статическую компиляцию, чтобы не получить конфликт библиотек), а имея права root, на Android-девайсе можно без всяких проблем запустить полноценный . Один нюанс - доступ к нему можно будет получить либо только через консоль, либо используя VNC-соединение. Также существует проект Maru OS, позволяющий использовать смартфон в качестве ПК на базе Debian при подключении к монитору. Ту же функцию обещает при подключении своих смартфонов к монитору с помощью дока DeX.


Старый добрый mc, запущенный в Android

Начиная с версии 4.4 Android умеет использовать систему принудительного контроля доступа SELinux для защиты от взлома и получения прав root. SELinux разработана Агентством национальной безопасности США и, если не вдаваться в детали, позволяет ограничить приложения (в том числе системные низкоуровневые компоненты) в возможностях. И речь вовсе не о полномочиях, которые юзер предоставляет приложениям, а о таких вещах, как системные вызовы и доступ к тем или иным файлам, невзирая на стандартные права доступа UNIX.

Серия уязвимостей Stagefright, поразивших Android несколько лет назад, позволяла получить контроль над устройством, просто заставив юзера открыть пришедшую MMS или специальный файл в браузере. Проблема состояла в мультимедиафреймворке Stagefright, содержащем сразу несколько уязвимостей переполнения буфера. При открытии специальным образом подготовленного мультимедиафайла эксплоит использовал уязвимость и запускал на устройстве код от имени Stagefright (который работал под рутом).

Все эти баги Google благополучно закрыла, а также поработала над модуляризацией кода фреймворка и его запуском в специальных доменах SELinux. Эти домены запрещают компонентам, ответственным за обработку мультимедиа, использовать большую часть системных вызовов Linux, включая системные вызовы группы execve, которые как раз и были причастны к запуску зловредного кода.

Сегодня SELinux используется для защиты почти всех системных компонентов Android. И это стало причиной резкого снижения количества найденных багов в Android. Но привело к фокусировке взломщиков на ядре, а точнее тех самых закрытых драйверах, аудит кода которых никто не проводил и безопасность которых не гарантирована (а она, как оказалось, находится в плачевном состоянии).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Статьи по теме: