Как из готовой прошивки собрать свою. Редактирование прошивок Андроид с помощью Samsung Root Firmware Replacer

Давно мечтали собрать сами своими руками прошивку Android из исходного кода, но ни как получалось из за отсутствия внятного материала? подготовил вам подробную интересную статью!

Предисловие

И так перед тем как начать повествовать статью, немного слов для кого она написана: вы уже знаете что такое Linux и установить Ubuntu, Mint, Fedora, OpenSuSe, по крайней мере устанавливали хотя бы один раз из этих ОС, уже знаете что такое командная строка или терминал, команда cd , ls , sh знакома и не вводит в ступор. Отлично, тогда продолжаем изучать статью. Статья Только для устройств Nexus!

Задача научить подготовить систему для компилирования вашей первой Android прошивки, а не научить устанавливать Linux, изучить команды итп.

Необходимое для создания Android прошивки из исходного код
  • Компьютер или мощный ноутбук
  • LTS версия ОС UBUNTU 64-разрядная (12.04 или 14.04)
  • Количество свободного места в разделе /home не менее 100 GB
  • Не открывайте, не закрывайте, не перемещайте, делайте все как написано в инструкции — последовательно, шаг за шагом, перезагружайте компьютер когда это указано.

    Подготовка

    1. Перейдите в параметры системы UBUNTU

    2. Раздел «Программы и обновления»

    3. Вкладка «Программное обеспечение UBUNTU» установить Загрузить с: Основной сервер

    4. Вкладка «Другое ПО», установить галочки на Партнеры Canonical иПартнеры Canonical (исходный код)

    5. Нажать внизу кнопку Закрыть и после Обновить

    6. Запустить программу «Обновление приложений» и обновить систему и перезагрузить компьютер

    7. Запустите терминал (горячими кнопками CTRL+ALT+T)

    Для Ubuntu 16.04:

    sudo apt - get install openjdk - 8 - jdk

    Для Ubuntu 14.04:

    Вместо android-5.0.2_r1 указывать необходимую версию Android

    Загружаем исходный код на компьютер:

    Данная процедура будет длится долго (не менее 3 часов) и будет загружено около 30 GB

    Сборка проекта

    25. После того как скачается весь исходный код Android начнем сборку прошивки Android, введите команду:

    source build/envsetup.sh

    Перед вами появится окно со списком устройств возможных для создания AOSP прошивки, выбираем цифру и нажимаем ENTER

    26. Запускаем сборку Android прошивки

    make -j2 otapackage

    Вместо j2 стоит указать количество ядер процессора и потоков, если процессор 2 ядреный и включена технология hyper threading (если она доступна), то у вас будет 4 потока (j4 ), если процессор 4 ядерный и выключена технология hyper threading, то также 4 потока (j4 ), а если включена то 8 (j8 ).

    В зависимости от мощности и количества ядер участвующих в процессе сборки прошивки зависит и время сборки прошивки, от 20 минут до 24 суток.

    Установка

    27. После сборки вы обнаружите пакет в папке AOSP/out/target/product/кодовое_имя_nexus/ архив ZIP

    28. Переместите данный архив ZIP на устройство NEXUS

    31. Установите архив ZIP и после сделайте обязательно wipe

    Вот и все! Ничего сложного нет! Статья подошла к концу, подписывайтесь социальные группы и оставайтесь вместе с сайтом !

    Думаю практически у каждого пользователя андроид смартфона появлялось желание создать (отредактировать) прошивку под свои нужды и желания.
    Так вот в данной статье мы и рассмотрим принцип редактирования прошивки для CWM (в zip формате)


    ---
    что да как:

    Открывая архив с прошивкой вы видите следующее:
    META-INF - в папке хранятся скрипты установки прошивки
    system - папка со всеми файлами прошивки (приложения, твики, скрипты и т.д.)
    boot.img - ядро системы

    Практически все манипуляции проводятся в папке system
    её структура:
    app - системные приложения
    bin - ресурсы самой системы
    etc - Скрипты, твики, конфиги, профили и настройки системы
    fonts - Системные шрифты
    framework - здесь хранятся главные файлы системы (графика, настройки текста анимации и т.д)
    lib - библиотеки системы
    media - файлы мультимедиа (мелодии уведомлений, анимация загрузки, обои и т.д)
    usr - настройки не изменяемые в дальнейшем системой (работают в режиме "только чтение")
    xbin - опять же системные конфиги и прочие твики
    build.prop - инфа о системе, настройки локали и производительности системы.


    ---
    Приложения

    Перед тем как добавлять/удалять софт в систему, необходимо проверить деодексирована ли ваша прошивка (то есть проверить наличие файлов.odex в папке app. Если оные в наличии, то необходимо от них избавиться по .
    -Добавляем софт в прошивку:
    Прежде всего необходимо установить себе в смарт те программы которые вы хотите добавить в сборку.
    После установки достаём их из системы при помощи Root Exporer и его аналогов, находятся они по пути data/app , так же нам понадобятся их либы (если они конечно есть) они находятся по пути data/data. Находятся они в одноимённой приложению папке и имеют расширение .so .
    Затем изъятые.apk файлы кладем в архив по пути system/app и файлы с расширением.so (lib"ы) по пути system/lib .
    -Удаляем софт из прошивки:
    Тут всё просто, заходим в папку app - определяемся что нам не нужно и удаляем весь ненужный софт (систему лучше не трогать)


    ---
    Язык и версия прошивки

    Копируем файл build.prop на рабочий стол. Открываем его блокнотом и находим строчки

    ro.product.locale.language=en
    ro.product.locale.region=US


    для русского языка необходимо сделать так:

    ro.product.locale.language=ru
    ro.product.locale.region=RU


    название своего мода вписываем в строку

    в том же build.prop

    ---
    графика

    Вся графическая часть прошивки хранится в двух файлах
    framework-res.apk путь к файлу systemframework и SystemUI.apk по пути systemapp. А графическая часть приложения настройки хранится естественно в приложении Settings.apk.
    Принципы распаковки, редактирования и сборки файлов с расширением.apk можно изучить .


    ---
    Скрипты и твики (ускорение и оптимизация системы)

    Большая часть настроек проводится в файле build.prop , по этому поводу есть .
    Так же если ваше ядро поддерживает init.d (об этом можно узнать на форуме о вашем девайсе) есть ряд скриптов для оптимизации системы, один из них описан и в данной статье


    ---
    Замена шрифтов системы

    Как выше излагалось все шрифты содержаться в папке fonts , основные шрифты это: DroidSans.ttf и DroidSans-Bold.ttf их можно заменить любыми шрифтами из нашего сайта переименовав их аналогично вышеуказанным и переместить с заменой в архив с прошивкой в папку fonts .

    Здравствуй Хабр!

    Несколько лет назад, когда я впервые познакомился с Android, я услышал от своего коллеги по работе, что Android предусматривает возможность установки модифицированных или самодельных прошивок. Признаться, тогда я был далек от этого. И даже пол года назад меня едва интересовали подобные вещи. Глубоко в душе, я был уверен: то, что делает производитель, уже предназначено для нормального использования.

    Каково же было мое разочарование, когда я приобрел телефон из поднебесной, где заводскими настройками было запрещено использование Google, Skype, Facebook и других приложений. В принципе, на некоторые вещи можно было закрыть глаза, но когда мой телефон не подразумевал использование учетной записи Google - я взял с себя обещания обязательно разобраться во что бы мне это не стало.

    Прошло пол года и мои кастомные прошивки с успехом используются по всему миру.

    В данной серии статей пойдет речь о том, как делать reverse программирование для Android, реализовывать патчи, твики и моды.

    Преамбула И так! Давайте сперва определимся с понятиями, которые будут использоваться в данной статье. Ваше привычное понимание, при этом, может сильно отличаться.

    Патч - изменение или замена существующего программного кода с целью модификации алгоритма программы.
    Мод - как правило, добавление дополнительного функционала в существующий программный код без изменения алгоритма.
    Твик - усовершенствование функционала программы с целью облегчения доступа к параметрам системы.

    Также хочу заметить, что все примеры будет взяты для телефона HTC, но это не значит, что данная информация не может быть использована на других телефонах.

    Подготовка среды Обойдусь без подробных инструкций как пользоваться тем или иным программным обеспечением. Если вам интересна данная статья и вы дочитали до этих строк, то я надеюсь, что вы уже опытный пользователь и имеете опыт использования, ну или хотя бы экспериментирования в данной области. Инструкций, статей и результатов тестирования полно в открытом доступе, впрочем, как и на Хабре. Также обойдусь без описания некоторых терминов, иначе статья получится очень большой и нудной. Будем писать только по делу. Уверен, что среда у вас уже давно стоит. Если нет, то предлагаю скачать и установить.

    1 . Android SDK . Это среда разработки приложений для Андроид. Для того чтобы делать модификации, нам обязательно придется проверять наш программный код. Среда разработки самое лучшее, что мы можем использовать.
    2 . Android Kitchen . Данная утилита позволит вам работать с образами системных партиций официальной ну или неофициальной прошивки.
    3 . JD-GUI . Декомпилятор программного кода языка Java. Сразу отмечу, что это самый лучший декомпилятор в плане удобства использования.
    4 . DJ Java Decompiler . Еще один декомпилятор, или дизассемблер, как некоторые любят называть, программного кода языка Java. Не удобен в плане использования, но разбирает код, который иногда не понимает JD-GUI.
    5 . smali . Еще один дизассемблер, но уже dalvik кода. smali нужен для дизассемблирования, а backsmali ассемблирования кода.
    6 . dex2jar . Утилита для конвертации исполняемых файлов Dalvik кода.

    Преобразование прошивки Разумеется, прошивка, которая стоит у вас на телефон от производителя оптимизирована с целью сокращения энергопотребления. Для того чтобы прошивку можно было изменять, ее необходимо преобразовать в формат, позволяющий изменять код. Для этого используется Android Kitchen. Можно конечно и руками, как я и делал раньше, пока не нашел эту самую «кухню». Как вытаскивать системную область из телефона, устанавливать среду, делать DEODEX прошивки, вы можете прочитать в интернете. Если вам уже ничего не понятно, я думаю стоит повременить со статьей, пока вы не наберете достаточно опыта.

    После того, как прошивка из оптимизированного вида (ODEX - оптимизированный dalvik исполняемый код, если мне не изменяет память) стала DEODEX (то бишь НЕ оптимизированной), все исполняемые файлы готовы к модификации.

    Непосредственно модификацииСоздание патчей Как я уже и рассказывал, мой телефон изначально имел запрет на использование Google. Ну хоть ты тресни, на Playstore не зайти, учетную запись не настроить, телефонная книга толком не синхронизируется. Зачем нужен такой Android? Долго копаясь в логах (logcat) самого устройства, я нашел записи, которые говорили о том, что использование Google запрещено. Самое не удобное в Android, вы видите лог, но не знаете какое системное приложение его производит. Чтобы отыскать от куда ноги растут, мне пришлось распотрошить все системные приложения до дизассемблированного Java кода. Это заняло достаточно времени, но я до сих пор пользуюсь проделанной работой при анализе и поиске нужного кода. Этапы получения подобного инструментария следующие:
    1 . Сделать DEODEX всей прошивки
    2 . Вашу новую DEODEX прошивку надо будет собрать и прошить на телефон. Как это делается - тема другой статьи.
    3 . Из каждого файла, находящегося в /system/framework вытащить файл classes.dex и переконвертировать в JAR посредством dex2jar.
    4 . Каждый полученный JAR открыть в JD-GUI и пере-сохранить в исходный код
    5 . Распаковать исходный код из архива.

    В итоге у меня получилось столько папок, сколько было JAR файлов в /system/framework, и каждая папка имела структуру исходных кодов Java.
    Путем несложных манипуляций, я быстро отыскал то место, которое генерировало записи в logcat.

    Не будем рассматривать всю логику запрета, так как для каждого случая это отдельная история. Мне пришлось потратить пару часов, прежде чем я нашел где производятся проверки, построить в голове блок схему алгоритма и понять куда надо лезть, чтобы алгоритм чуть чуть «попортить».

    Оказалось все просто. Есть подпрограмма, которая на основе заранее установленных констант, при обращении отвечала, относится ли телефон к Китаю или же нет.

    Код находился в файле HTCExtension.jar , а класс, который содержал данную подпрограмму находился в

    Распаковка и анализ оригинального файла1 . Сперва нам надо взять оригинальный DEODEX JAR файл, который отвечает за нужную нам часть кода. В нашем случае HTCExtension.jar .
    2 . Открыть любым архиватором и вытащить от туда classes.dex
    3 . С помощью конвертера dex2jar преобразовать его в JAR файл. Команда: dex2jar.bat classes.dex
    4 . Открыть полученный classes_dex2jar.jar файл в JD-GUI.
    5 . Да, чаще всего JD-GUI декомпилирует код не так как он выглядит в оригинале, оно и понятно, но читать вполне можно. В исходнике мы видим, что подпрограмма проверяет параметры проекта и языковой флаг прошивки. В нашем прискорбном случае возвращается значение TRUE.
    public static boolean isChina() { if ((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 216) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 218) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 23)); while (((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 1) && (2 == HtcBuildFlag.Htc_LANGUAGE_flag)) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 27)) return true; return false; }
    6 . Чтобы сделать патч, нам надо дизассемблировать сам Dalvik код. Для этого используем baksmali. Удобнее всего создать отдельную папку и положить туда три файла вместе: HTCExtension.jar , smali.jar и baksmali.jar . Даем команду java -Xmx512m -jar baksmali.jar -a -d -o HTCExtension -x HTCExtension.jar

    Это API вашей версии Android. Для JB - это 16
    - папка, где находятся все фреймворки прошивки.

    В моем случае это была команда
    java -Xmx512m -jar baksmali.jar -a 16 -d S:\dev\Android\Android-Kitchen\WORKING_JB_15\system\framework -o HTCExtension -x HTCExtension.jar
    7 . В нашей вновь созданной папке появилась папка HTCExtension, а в ней наши файлы с Dalvik кодом.
    8 . Отыскиваем файл по пути \com\htc\util\contacts\BuildUtils$Customization.java и смотрим код:
    .method public static isChina()Z .registers 3 .prologue const/4 v0, 0x1 .line 276 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0xd8 if-eq v1, v2, :cond_13 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0xda if-eq v1, v2, :cond_13 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0x17 if-ne v1, v2, :cond_14 .line 297:cond_13:goto_13 return v0 .line 283:cond_14 sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S if-ne v1, v0, :cond_1d .line 285 const/4 v1, 0x2 sget-short v2, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_LANGUAGE_flag:S if-eq v1, v2, :cond_13 .line 291:cond_1d sget-short v1, Lcom/htc/htcjavaflag/HtcBuildFlag;->Htc_PROJECT_flag:S const/16 v2, 0x1b if-eq v1, v2, :cond_13 .line 297 const/4 v0, 0x0 goto:goto_13 .end method
    9 . Страшно, не правда ли? Ничего же не понятно. Но, это дело поправимое. Создав несколько своих патчей и набив тем самым руку, вы легко сможете модифицировать код без сторонних средств. В нашем случае, в этом коде
    .prologue const/4 v0, 0x1 происходит присваивание переменной v0 значение 1, то есть TRUE. Далее идут всякие проверки, и если телефон не китайский, то значение переменной изменяется:
    .line 297 const/4 v0, 0x0 goto:goto_13
    10 . Самый простой способ спасти отца русской демократии, это изменить код на следующий:
    .prologue const/4 v0, 0x0 , то есть поменять значение переменной с 1 на 0. То есть что бы ни было, всегда бы возвращалось значение FALSE и в JD-GUI код выглядел бы как public static boolean isChina() { if ((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 216) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 218) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 23)); while (((HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 1) && (2 == HtcBuildFlag.Htc_LANGUAGE_flag)) || (HtcBuildFlag.Htc_PROJECT_flag == 27)) return false; return false; }
    11 . Да, метод,будет работать. Но мы же не ищем легких путей - это раз. Во-вторых не совсем красиво. Хочется кода что-то вроде
    public static boolean isChina() { return false; }
    12 . А как нам получить Dalvik код данного исходного кода? Для новичков мы сделаем небольшой трюк.

    Создание Dalvik кода1 . Открываем Android SDK.
    2 . Создаем новый проект, и в наш единственный тестовый класс пишем следующий код
    package ru.habrahabr.test; public class test { public static boolean isChina() { return false; } }
    3 . Компилируем наш проект и затем берем собранное приложение из рабочей области.
    4 . Кладем собранное приложение в папку, где мы с вами потрошили JAR файл.
    5 . Даем команду java -Xmx512m -jar baksmali.jar -a -d -o test -x test .apk
    6 . Мы дизассемблировали только что собранное приложение в Dalvik код.
    7 . Открываем наш файлик test.smali и видим там код
    .method public static isChina()Z .registers 1 .prologue .line 7 const/4 v0, 0x0 return v0 .end method
    8 . Все, код для патчинга готов.Накатывание патча1 . Dalvik код замусорен маркерами, указывающими строку кода в оригинальном исходном файле. Это нужно при выводе ошибок, если таковые имеются в вашей программе. Без указаний строк код также прекрасно работает.
    2 . Удаляем строки с нумерацией строк, копируем и заменяем метод (подпрограмму) в нашем \com\htc\util\contacts\BuildUtils$Customization.java файле.
    .method public static isChina()Z .registers 1 .prologue const/4 v0, 0x0 return v0 .end method
    3 . Сохраняем файл. Да, забыл сказать, редактор нужен нормальный, например Notepad++ или EditPlus. Кому какой нравится.Компиляция и сборка патченного JAR файла1 . С помощью backsmali мы распотрошили наш JAR файл, а теперь его надо собрать обратно.
    2 . Даем команду java -Xmx512m -jar smali.jar -a 16 HTCExtension -o classes.dex
    3 . В нашей папочке появляется файлик classes.dex
    4 . Снова открываем HTCExtension.jar файл архиватором и заменяем в нем существующий classes.dex на наш только что созданный.
    5 . Все, наш HTCExtension.jar содержит модифицированный программный код.Замена оригинального файла на патченный Обычно, для рядовых пользователей создаются специальные скрипты, которые через recovery заменяются. Но нам такое не интересно. Во-первых долго и нудно, во-вторых мы же опытные пользователи и можем себе позволить некоторые тонкости.

    1 . Заменить текущий рабочий файл можно следующими командами, если у вас уже стоит DEODEX прошивка и имеется root доступ:

    Adb push HTCExtension.jar /sdcard/HTCExtension.jar adb shell su mount -o remount -rw /system dd if=/system/framework/HTCExtension.jar of=/system/framework/HTCExtension.jar.back dd if=/sdcard/HTCExtension.jar of=/system/framework/HTCExtension.jar chmod 644 /system/framework/HTCExtension.jar rm /data/dalvik-cache/system@[email protected]@classes.dex reboot

    1-ая команда закидывает патченный файл на флешку
    2-ая команда открывает shell
    3-ая команда дает root доступ
    4-ая команда монтирует систему в режим чтения/записи
    5-ая команда делает резервную копию файла
    6-ая команда перезаписывает существующий файл новым патченным.
    7-ая команда настраивает разрешения
    8-ая команда удаляет кэш
    9-ая команда делает перезагрузку устройства.

    2 . Спасибо что дочитали до этого пункта, осталось немного.
    3 . После перезагрузки ваш новый патченный код вступит в силу.
    4 . Если код не работает или выскакивает ошибка, то путем не хитрых комбинаций можно вернуть назад резервную копию.
    adb shell su mount -o remount -rw /system dd if=/system/framework/HTCExtension.jar.back of=/system/framework/HTCExtension.jar rm /data/dalvik-cache/system@[email protected]@classes.dex reboot

    Эпилог Да, кому-то показалось данная статья слишком специфичной, кому-то мало-понятной, а кому-то бесполезной. Я специально обошелся без углубленной детализации и иллюстраций как это все выглядит в живую и на практике. Во-первых, данный труд будет неблагодарный и только породить еще больше вопросов. Во-вторых, не хочу видеть армию пользователей на форумах, которые жалуются, что убили свой телефон.

    К следующей статье я расскажу как делать Твики. Будет пример использования автоматической записи телефонных звонков родными средствами телефона. Спасибо за ваше внимание.

    P.S. Если что-то не понятно или смущает, задавайте вопросы - всегда буду рад ответить и пояснить.

    Хотите попробовать себя в создание, редактирование прошивок на Android, тогда программа Samsung Root Firmware Replacer поможет в создание прошивок!

    Коротко о программе Samsung Root Firmware Replacer и ее возможностях

    С помощью данной программы Вы сможете:

    • Распаковывать прошивки Samsung
    • Одексировать прошивку
    • В автоматическом режиме встроить Root права
    • Автоматически наполнять прошивку своими файлами
    • Заморозить проект, а потом продолжить над ним работу
    • Упаковать прошивку
    Необходимые компоненты и условия работы Samsung Root Firmware Replacer Обзор и описание функций Samsung Root Firmware Replacer старт программы

    1. Перейдите в папку с программой Samsung Root Firmware Replacer, правый клик открыть в терминале

    2. В терминале введите команду

    3. Перед Вами откроется интерфейс программы

    4. Если запустили программу первый раз то выполните - Конфигурация настроек

    Работа в программе Samsung Root Firmware Replacer

    Пункт Распаковать прошивку *.tar.md5 - распаковывает прошивку, для этого переместите файл в папку unpack_tar_md5 , после чего все файлы извлекутся, а файл factoryfs или system переместяться в input_img

    пункт Создание *.img с вашего Android (нужен Android) - позволяет создать прошивку с вашего текущего состояния Android. Для работы данного пункта необходимо иметь Android подключенный к ПК с включенной отладкой USB.

    Данный пункт имеет подменю

    Пункт Создание *.img с оригинальной прошивки позволяет изменять готовые прошивки, для этого перенести любой IMG файл в папку input_img.

    Данный пункт также имеет свое подменю

    Пример использования программы Samsung Root Firmware Replacer

    В данном примере идет создание прошивки с текущего состояния Android

    1. Подключить Android к ПК

    2. Запустить программу

    3. Выбрать пункт Создание *.img с вашего Android (нужен Android)

    4. Выбрать Снять образ c Android и распаковать img

    5. Выбор раздела с которого будет сниматься образ

    6. Подождите 6-7 минут пока снимется образ и переместится на ПК.

    Важно! На смартфоне или планшете, а также ПК, должно быть достаточно памяти чтобы снять образ. Размер образа может занимать от 2МБ до 2ГБ

    7. После того как сняли образ, можно его модифировать, если это нужно (встроить Root), можете его обратно упаковать, для этого

    8. Выбрать пункт Упаковка проекта в img

    9. Укажите размер и название прошивки.

    • Размер раздела указывать таким образом, от размера блока поделить на 1024 и результату дописать букву M.

    • Название должно соответствовать названию, который вы использовали для изменения

    11. Также не забудьте скопировать ядро с вашего Android, для этого воспользуйтесь пунктом - Снять образ c Android - boot.img или zImage

    12. После всех манипуляций необходимо собрать прошивку в TAR.MD5

    13 В главном меню выбрать пункт Запаковать прошивку *.tar.md5

    14 Прошивка в программе Samsung Root Firmware Replacer приготовлена, можете

    Любой пользователь Android имеет свое представление о том, как должна выглядеть операционная система, какие функции выполнять и какой набор ПО в ней должен быть установлен по умолчанию. Однако далеко не все знают, что создать собственную прошивку не так уж сложно. Для этого совсем не обязательно разбираться в ядре Linux, уметь компилировать исходники Android или понимать, как устроен смартфон.

    Введение

    Существует три способа создания собственной прошивки для Android-коммуникатора: 1. Допиливание и компиляция операционной системы из исходников, публикуемых компанией Google или командой CyanogenMod. 2. Модификация стоковой прошивки коммуникатора. 3. Модификация сторонней прошивки, созданной с помощью первого или второго способа.

    Первый способ является наиболее правильным и гибким, однако он зачастую требует достаточно глубоких знаний об особенностях Android и умения редактировать исходники системы так, чтобы они после этого работали на устройстве. Эта тема выходит за рамки нашей статьи, поэтому сборку исходников Android мы рассматривать не будем, а остановимся на двух других способах, точнее на третьем.

    Сторонние прошивки (так называемые моды) существуют практически для любого Android-устройства, с момента выхода которого на рынок прошла хотя бы неделя. Обычно они уже включают в себя все необходимые модификации, необходимые для корректной работы прошивки на коммуникаторе, а потому представляют собой отличную площадку для экспериментов над системой. Их можно модифицировать практически до неузнаваемости, включать в состав ОС любое ПО, изменять ее внешний облик, создавать множество низкоуровневых настроек с помощью простого текстового редактора и файлового менеджера. Эти действия не требуют глубоких знаний ОС и могут быть выполнены любым читателем журнала.

    Выбираем подопытного

    Итак, предположим, что наш коммуникатор уже зарутован и в загрузочную область записана консоль восстановления ClockworkMod, позволяющая устанавливать на аппарат любые прошивки без всяких ограничений (о том, как это сделать, мы писали в статье «Тотальное подчинение», опубликованной в октябрьском номере ][). Теперь мы хотим установить на устройство другую прошивку, да не абы какую, а с собственными модификациями, настройками и набором ПО. Поэтому нам нужен каркас, а именно чужая прошивка, стабильно работающая на нашем устройстве. Где ее взять?

    Главное место обитания всех ромоделов - это, конечно же, форумы xda-developers.com. Там можно найти все что угодно для коммуникаторов, работающих под управлением iOS, Windows Mobile, Windows Phone и Android. Открываем сайт в браузере, жмем на раздел Forums и ищем в списках форумов свой коммуникатор. Далее заходим в соответствующий раздел Android Development и внимательно просматриваем список тем, содержащих в названии слово «». Лучше найти какую-нибудь чистую прошивку с названием вроде «Pure Android 2.3 Rom» или порт CyanogenMod, хотя, в сущности, подойдет и любая другая (правда, возможно, придется отменять авторские изменения). Открываем тему, проматываем первый пост, находим где-то в конце ссылку на скачивание и загружаем ROM на свой комп.

    Теперь файл прошивки нужно вскрыть. Делается это с помощью самого обычного unzip:

    $ mkdir ~/rom; cd ~/rom $ unzip ../путь/до/прошивки.zip

    Общая структура каталогов и важные файлы

    Набор файлов и каталогов, образовавшийся в результате выполнения предыдущей команды, и есть, в сущности, операционная система Android, причем ровно в том виде, в каком она будет размещена в NAND-памяти устройства. В зависимости от версии Android и фантазии автора, она может содержать разные наборы каталогов и файлов, однако в ней всегда присутствуют три обязательных объекта: META-INF, файл boot.img и директория system.

    Первый каталог содержит метаинформацию о прошивке, включая файлы сертификатов автора, манифест со списком файлов и их контрольными суммами, а также скрипт обновления, который может создавать в NAND-памяти новые файлы, менять права доступа и выводить прогресс-бар, который видят пользователи во время установки прошивки.

    Файл boot.img содержит загрузочный образ, который включает в себя ядро Linux и образ initrd. Его можно распаковать, однако для нас он не несет особой пользы, так как почти любые системные параметры можно изменить с помощью файлов настроек и файловой системы /proc. Если же тебе требуется ядро, собранное с особыми параметрами, например с активированным планировщиком BFS или поддержкой NFS, то почти наверняка его можно найти на том же xda-developers и прошить с помощью ClockworkMod.


    Наконец, каталог system - это то, ради чего все и затевалось. Содержимое этого каталога и представляет собой операционную систему Android без ядра Linux. Он содержит все, что нужно для работы ОС, а потому знать его структуру просто необходимо. Выглядит она так:

    • app - предустановленные приложения: телефон, калькулятор, календарь и т. д.
    • bin -аналог каталогов /bin и /usr/bin в Linux. Содержит различные системные компоненты, используемые более высокоуровневыми компонентами системы. Например, именно здесь лежит виртуальная машина dalvikvm.
    • etc - файлы настроек. Полный аналог /etc в Linux, используемый, однако, только системными компонентами. Приложения Android хранят настройки в каталоге /data/data.
    • fonts - шрифты. По умолчанию содержит только фирменные шрифты Droid (или Roboto в Android 4.0).
    • framework - наборы Java-классов, используемые системой и Android-софтом. Тут же лежит файл framework-res.apk, содержащий полное описание интерфейса операционной системы, включая все графические файлы.
    • lib - Linux-библиотеки, используемые низкоуровневыми компонентами системы. Аналог каталогов /lib и /usr/lib в Linux, включает такие стандартные библиотеки, как libc (правда, Android использует собственную Bionic вместо Glibc), libz (gzip-шифрование), libssl и другие.
    • media - медиафайлы: рингтоны, звуки уведомлений, звуки интерфейса и файлы анимации загрузки ОС.
    • tts - файлы, необходимые для работы синтезатора речи.
    • usr - необязательный каталог, который обычно содержит файлы, необходимые для работы софтин из каталога bin. По сути, аналог /usr/share.
    • vendor - файлы, поставляемые производителем аппарата. Обычно содержит бинарную firmware для различных «железных» компонентов, например модуля Wi-Fi.
    • xbin - необязательный каталог, который содержит все, что не вошло в bin. Как правило, используется для хранения полезных утилит, тем не менее необязательных для работы системы (top, текстовый редактор). CyanogenMod использует его для хранения инструментов администрирования: bash, ssh, powertop, busybox и т. д.
    • build.prop - файл, содержащий информацию о сборке, а также различные низкоуровневые настройки.
    Kоманда setprop

    Приведенные в статье настройки build.prop можно применить и в уже работающей системе с помощью команды setprop:

    # setprop debug.sf.nobootanimation 1

    Собственный набор ПО

    Каталог /system/app содержит все предустановленное в прошивку ПО. Удаляя и добавляя пакеты в этот каталог, мы можем изменить набор приложений, доступных «из коробки». Например, ни для кого не секрет, что стандартный ланчер Android (да и ADWLauncher в CyanogenMod) тормозит и имеет многочисленные недостатки. ОK, заменим его на LauncherPro :

    $ rm system/app/Launcher.apk $ wget goo.gl/U9c54 -o system/app/LauncherPro.apk

    И это все. Не надо ничего устанавливать, не надо нигде ковыряться, просто закидываем нужное приложение в каталог - и готово. Даже имя не имеет значения, Android сам найдет нужное приложение и установит его в качестве домашнего экрана. Таким же образом можно поместить в прошивку любую другую программу или удалить ее оттуда.

    Полезно поместить в прошивку одно из приложений для поиска утерянного смартфона (например, prey), тогда даже в случае сброса до заводских настроек оно останется в ОС и будет работать. Также можно заменить некоторое системное ПО, например добавить Dialer One вместо стандартного Phone.apk или Go SMS вместо sms.apk.

    Как насчет системных Linux-приложений, например ssh-сервера или mc? Здесь тоже все просто. Собрать софтину для Android и процессора ARM можно с помощью комплекта NDK от Google, но большинство нужных приложений уже собрано до нас. Например, мы хотим предустановить mc в свою прошивку. Идем на xda-developers и выполняем поиск по запросу Midnight Commander. На первой же странице находим apk-пакет с установщиком и распаковываем его с помощью все того же unzip:

    $ cd /tmp; unzip ~/NativnuxInstaller_1.1.apk

    Видим в списке распакованных файлов assets/kits/mc-4.7.5.4-arm.tar.jet. Это архив tar.gz, который распаковывается в корень системы после установки apk-пакета (а точнее, после установки apk, запуска приложения и нажатия кнопки Install). Мы можем сразу распаковать его в нашу прошивку и получить предустановленный mc:

    $ cd ~/rom $ tar -xzf /tmp/assets/kits/mc-4.7.5.4-arm.tar.jet

    Теперь для запуска файлового менеджера на устройстве достаточно открыть терминал и набрать mc. Другие приложения могут распространяться в zip-архивах для прошивки с помощью ClockworkMod Recovery. Поместить их в свой мод еще проще, для этого достаточно перейти в корень прошивки (в данном случае ~/rom) и распаковать архив с помощью unzip.


    Внешний облик

    Собственную прошивку чаще всего создают для того, чтобы изменить внешний облик Android по своему вкусу. Проделать эту операцию в Android, опять же, очень просто. Все настройки графического интерфейса Android хранятся в файле framework/framework-res.apk. Его можно распаковать с помощью утилиты apktool:

    $ cd ~; wget goo.gl/hxz5l $ tar -xjf apktool1.4.1.tar.bz2 $ cd ~/rom/system/framework $ java -jar ~/apktool.jar d framework-res.apk

    В результате в текущем каталоге должен появиться каталог framework-res, содержащий все файлы пакета. Наиболее интересные подкаталоги внутри него - это res/drawable-* и res/layout-*. Первый содержит все графические элементы в виде png-файлов для разных разрешений и положений экрана. Например, drawable-land-mdpi - это каталог с графическими ресурсами для экранов среднего разрешения, находящихся в горизонтальном положении (во время поворота экрана ОС переключается на использование других файлов). Разумеется, любой файл можно отредактировать или заменить другим.


    Каталоги layout содержат описания графических элементов в формате XML (на самом деле они хранятся в бинарном формате AXML, но apktool преобразовал их в обычный XML). Формат описания достаточно прост и понятен, но с наскоку с ним разобраться трудно, особенно если не знать, где что находится. Поэтому мы снова обратимся к услугам обитателей форума xda-developers, которые уже успели придумать массу различных модификаций для графического интерфейса Android. Их легко найти с помощью поискового запроса «framework-res mod имя_устройства».

    Обычно такие моды распространяются в виде готового файла framework-res.apk, который можно просто положить в свою прошивку. Если же ты хочешь найти конкретные отличия в содержимом, то мод можно распаковать и сравнить с твоим framework-res с помощью diff:

    $ diff -R ~/framework-res \ ~/rom/system/framework/framework-res

    К сожалению, в рамках одной статьи мы не можем рассмотреть хотя бы часть внутреннего устройства framework-res, поэтому за более подробной информацией обращайся к соответствующей теме форума 4PDA .

    После внесения модификаций можно собрать framework-res.apk с помощью все того же apktool. Однако для этой операции требуется утилита aapt из комплекта Android SDK, которую apktool использует для окончательной упаковки apk-файла. Ее можно получить и отдельно:

    $ cd ~/bin; wget goo.gl/tC7k8

    Теперь можно собрать файл:

    $ cd ~/rom/system/framework $ java -jar ~/apktool.jar b framework-res $ cp framwork-res/dist/framework-res.apk . $ rm -rf framework-res

    Следующий этап - это изменение анимации загрузки. Она хранится в виде обычных png-файлов, упакованных в архив system/media/bootanimation.zip. Распакуем его:

    $ cd /tmp $ mkdir bootanimation; cd bootanimation $ unzip ~/rom/system/media/bootanimation.zip

    Внутри находится файл desc.txt, описывающий анимацию в следующем формате:

    Ширина Высота FPS p Порядок Пауза Каталог...

    Стандартный вид этого файла:

    480 800 30 p 1 0 part0 p 0 0 part1

    Это значит, что изображение имеет размер 480 x 800, а скорость смены изображений (FPS) составляет 30 штук/с. Далее идет описание первой части анимации, файлы которой находятся в каталоге part0. Она проигрывается один раз (цифра 1 после p). Следующая часть (part1) проигрывается бесконечное число раз, пока аппарат не загрузится. Обычно каталог part0 содержит изображения, соответствующие первой части анимации, а part0 - все остальные изображения, которые проигрываются в цикле. Сами изображения должны быть одинакового размера, а их названия должны содержать числа в возрастающем порядке, например 0001.png, 0002.png и т. д.

    Так как анимация загрузки имеет очень простой формат, ее довольно легко сделать. Достаточно преобразовать видеоролик в png-изображения с помощью mencoder (в desc.txt необходимо выставить значение FPS 24):

    $ mplayer -nosound -vo png:z=9 video.avi

    Но и это будет лишним. Участники форума xda-developers наделали столько анимаций, что необходимость работы руками отпадает вовсе. Ссылки на интересные анимации приведены в конце статьи.

    Низкоуровневые настройки

    Последнее, о чем я хотел бы рассказать в статье, - это редактирование низкоуровневых настроек. В Android для этого есть файл system/build.prop, который хранит информацию о сборке прошивки и настройки для конкретных устройств. Добавив в этот файл те или иные строки, можно изменить функционирование Android, ускорить его работу или уменьшить расход батареи. Ниже приведены наиболее интересные настройки.


  • Запрет выгрузки рабочего стола из памяти: ro.HOME_APP_ADJ=1

    Опция позволяет сделать работу с устройством более удобной за счет мгновенного доступа к рабочему столу в любое время. Не рекомендуется использовать для устройств с малым объемом памяти.

  • Повышение качества сохраняемых JPG-файлов: ro.media.enc.jpeg.quality=100

    Позволяет сделать снимки камеры более четкими, но существенно повышает нагрузку на ЦП.

  • Отключение анимации загрузки для ускорения загрузки операционной системы: debug.sf.nobootanimation=1
  • Возложение части работы по отрисовке интерфейса на GPU: debug.sf.hw=1

    Позволяет сделать интерфейс более быстрым и плавным.

  • Блокировка извещения об активном режиме отладки (при подключении к компу с помощью USB): persist.adb.notify=0
  • Устранение проблемы с возникновением черного экрана после завершения звонка: ro.lge.proximity.delay=25 mot.proximity.delay=25
  • Включение подсветки клавиш управления сразу после включения экрана: ro.mot.buttonlight.timeout=0
  • Помимо всего этого, многие пользователи также рекомендуют применять следующие комбинации флагов:

  • Уменьшение времени отклика сенсорного экрана: debug.performance.tuning=1 video.accelerate.hw=1 windowsmgr.max_events_per_sec=150
  • Увеличение времени жизни батареи: wifi.supplicant_scan_interval=180 pm.sleep_mode=1 ro.ril.disable.power.collapse=0
  • Твики 3G-модуля: ro.ril.hsxpa=2 ro.ril.gprsclass=10 ro.ril.hep=1 ro.ril.enable.dtm=1 ro.ril.hsdpa.category=10 ro.ril.enable.a53=1 ro.ril.enable.3g.prefix=1 ro.ril.htcmaskw1.bitmask=4294967295 ro.ril.htcmaskw1=14449 ro.ril.hsupa.category=5
  • Улучшение производительности сети: net.tcp.buffersize.default=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.wifi=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.umts=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.gprs=4096,87380,256960,4096,16384,256960 net.tcp.buffersize.edge=4096,87380,256960,4096,16384,256960
  • Все эти строки необходимо просто поместить в файл system/build.prop и сохранить.

    Сборка

    ОК, мы внесли необходимые изменения, внедрили свои приложения, твикнули систему и теперь должны создать готовый к прошивке образ ОС. В этом нам поможет утилита testsign. Сначала следует запаковать прошивку с помощью zip:

    $ cd ~/rom; zip -r my-rom.zip *

    Теперь необходимо подписать архив, чтобы Recovery смог его установить:

    $ wget goo.gl/OyBBk $ java -classpath testsign.jar testsign \ my-rom.zip my-rom-signed.zip

    После этого закидываем архив my-rom-signed.zip на карту памяти устройства и выключаем аппарат. Чтобы попасть в Recovery, включаем аппарат с зажатой клавишей уменьшения громкости (для некоторых устройств процедура может отличаться).

    Теперь переходим в пункт «Install zip from sdcard», а затем в «Choose zip from sdcard», находим my-rom-sign.zip на SD-карте и выбираем Yes. После завершения установки выбираем «Reboot system now».

    Выводы

    Android - гибкая платформа, и в этой статье описаны далеко не все возможности по ее модификации. Более глубокая модификация может включать в себя замещение ядра, изменение экрана блокировки и стандартных приложений, активацию таких возможностей, как автоматическая установка приложений на карту памяти, внедрение механизма загрузочных скриптов (/etc/init.d), и многое другое. Обо всем этом мы поговорим в следующих статьях.

    Статьи по теме: