Перед отключением компьютера информацию можно. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.



При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолете

(схема 60) помните, что на бор­ту наибольшую опасность пред­ставляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобу­мажные или шерстяные элементы одежды, по возможно­сти смоченные водой. Пробира­ясь к выходу, двигайтесь при­гнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите откры­тые участки тела от прямого воз­действия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи ко­торых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После вы­хода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут на­ходиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на под­готовку практически не бывает. В одном случае самолет может кос­нуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по коман­де командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные пло­ты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует за­бывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет дли­тельным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места по­гружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плаву­чий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

36. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз;

б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз;

в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

37. При аварийной посадке самолета необходимо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть ее руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

38. Вы летите в самолете. Бортпроводница сообщила о загорании на борту и предстоящей вынужденной посадке. Ваши действия после вынужденной посад­ки при условии, что салон самолета задымлен, в некоторых местах виден огонь, проход к эвакуационному выходу не заблокирован:

а) немедленно наденете кислородную маску, защитите от ожогов тело и будете ждать спасателей;

б) защититесь от ожогов, закрыв открытые участки тела, пригнетесь и поползете к выходу на четвереньках, прикрыв рот и нос платком или элементами одежды, смоченными жидкостью; оказавшись за бортом, быстро отойдете от самолета;

в) попросите бортпроводницу принести бутылку с минеральной водой, по спин­кам кресел проберетесь к выходу, обливая себя водой на ходу, оказавшись за бортом, встанете около самолета на случай, если понадобится ваша помощь.

39. Самолет произвел вынужденную посадку на воду. Вам необходимо:

а) надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одеж­ду, идти к выходу для посадки в спасательный плот;

б) взять с собой спасательный жилет и теплую одежду, подойти к выходу, спус­титься в спасательный плот, надеть теплую одежду и спасательный жилет;

в) надеть и надуть спасательный жилет, взять запас продуктов, пройти в соседний салон и ждать помощи бортпроводницы.

40. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

В зависимости от места происшествия, авиационные происшествия подразделяют на:

1. Летное происшествие - событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

2. Наземное происшествие - авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий происшествия для пассажиров, экипажа и воздушного судна, летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на следующие:

1. Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

2. Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно и нецелесообразно.

3. Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными, по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются небольшими средними показателями потерь. Вместе с тем, в авиационных катастрофах размеры потерь могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Во время аварий при взлете и посадке самолета есть надежда на спасение людей, так как аварии обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на группы:

1. Человеческий фактор – ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов. В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.

2. Технический фактор – отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.

3. Плохие погодные условия – туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха.

4. Террористический акт – захват судна, взрыв, саботаж.

Аварийно-спасательное оборудование

Это совокупность средств в самолете, предназначенных для предотвращения травмирования пассажиров и экипажа и обеспечения возможности их аварийной эвакуации и спасения в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду.

Аварийно – спасательное оборудование состоит из средств фиксации людей, аварийных выходов для пассажиров и экипажа, средств маркировки, системы наружного и внутреннего аварийного освещения, систем связи и оповещения пассажиров, вспомогательных средств для эвакуации людей на землю.

Основные и аварийные выходы

1. Основные двери для входа и выхода пассажиров выполняют по левому борту самолета, а при числе пассажиров более 250 человек выходы могут располагаться по обоим бортам. Высота двери зависит от диаметра фюзеляжа и равна 1400-1830 мм. Ширина двери должна быть не менее 860 мм, на широкофюзеляжных самолетах для сокращения времени входа и выхода часто двери делают такой ширины, чтобы в них могли одновременно входить по 2 человека. Порог у двери не допускается, дверной проем снизу ограничивается плоскостью пола. Во время экстренного покидания самолета основные двери засчитываются в число аварийных выходов.

2. Для экстренного покидания самолета в обоих бортах самолета делают аварийные выходы, размером 510x1100 мм, расположенные по левому и правому борту. Число аварийных выходов зависит от количества пассажиров. Количество и размер аварийных выходов должны быть таковы, чтобы при покидании самолета, при открытых на 50% всех выходов, в том числе и основных эвакуация осуществлялась за 90 секунд. Установлено, что при наличии двух основных выходов по левому борту и двух аварийных в правом борту 120-160 пассажиров покидают самолет за 30 секунд. На самолетах имеются не менее двух аварийных люков для выхода на крыло. Для обеспечения выхода при посадке самолета на воду обязательно делают не менее двух верхних аварийных люков для выхода на верх фюзеляжа из расчета 1 люк на 35 пассажиров.

Для экстренного покидания самолета пассажиров и экипажа используются все основные, служебные и аварийные выходы. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри, независимо от основной системы освещения. Устройства аварийных люков и их замков просты, заметны и не требуют больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Индивидуальные и групповые спасательные средства на борту воздушного судна.

При полётах над водным пространством аварийно – спасательное оборудование дополняется индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами.

К индивидуальным спасательным плавсредствам относятся:

  • спасательные надувные жилеты;
  • подушки с постоянной плавучестью;

Групповые спасательные плавсредства

  • Надувные плоты.
  • Комбинированные трапы-плоты: комбинированное вспомогательное средство, применяемое как для облегчения спуска пассажиров при эвакуации из аварийных выходов после аварийной посадки на землю, так и для поддержания группы пассажиров на плаву после аварийного покидания воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду.
    Масса одного плота на 6 человек в комплекте с оборудованием и питанием на 3 дня - 15 кг. Групповые плоты вмещают от 6 до 25 человек.
  • Надувной аварийный трап. Такой трап обязательно имеется на борту, если основные и аварийные выходы располагаются высоко над землей. Масса его вместе с баллоном 40-45 кг. Место для него отводится вблизи входной двери, либо аварийного люка.
Действия пассажиров на борту воздушного судна во время аварии и внештатной ситуации

В случае возникновения внештатной ситуации пилоты до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Действия пассажиров, если самолет попал в зону турбулентности.

Часто во время полета самолет может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не ставайте с места – это может привести к травмированию.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке

1. Привести спинку кресла в вертикальное положение.

2. Снять очки, обувь на высоких каблуках, ослабить галстук, расстегнуть воротник, вынуть из карманов острые предметы.

3. Положить на колени мягкие вещи, подогнать ремень безопасности и застегнуть его.

4. Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

5. Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

6. При декомпрессии, т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, самолет наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.


Действия авиапассажиров при пожаре

1. Слушайте и выполняйте команды членов экипажа.

2. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д..

3. Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках.

4. Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел.

5. Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.


Действия во время вынужденной (аварийной) посадки самолета на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателя находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз. В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 минуту летом и 3 минуты зимой.

При приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

1. Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному использованию надувного спасательного жилета.

2. Во время аварии выполняйте все указания экипажа.

3. Наденьте на себя теплую одежду или возьмите с собой.

4. Достаньте и наденьте спасательный жилет карманами вперед.

5. Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.

6. Займите место на спасательном плоту.

7. Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.

8. Используя весла и подручные предметы, отойдите от места погружения самолета. После этого необходимо расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

9. Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранять тепло.


Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте

    сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения

    упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед

    покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы. Ведущей окажите помощь пострадавшим

предметы: находящийся в солонее огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстраивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случаи следует заранее защитить шарфом, рукавом или другими материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидящие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Действия пассажиров при пожаре в городском общественном транспорте

    немедленно сообщите о пожаре водителю

    защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом

    начните тушить пожар

    откройте двери кнопкой аварийного откровения или разбейте стекло

    покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин, стариков

    окажите помощь пострадавшим

Действия пассажиров при падении общественного транспорта в

    если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно

При погружении в воду снимите лишнюю одежду

    глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно

    при необходимости выбейте стекло 126

    помогите детям и не умеющим плавать

    выбравшись на берег окажите помощь пострадавшим

Аварии в метрополитене Зоны опасности в метрополитене

Турникет

Запрещается: перепрыгивать через турникет; проходить через турникет группой

Эскалатор

Запрещается: бежать по эскалатору; садиться на ступеньки эскалатора и ставит вещи на поручни; задерживаться на выходе с эскалатора и создавать давку

Запрещается: спускаться на пути метрополитена; выходить за ограничительную линию у края платформы; подходить близко к вагону до его полной остановки

Запрещается: прислонятся к дверям; препятствовать открытию и закрытию дверей;

открывать двери во время движения и на остановках

Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуациях свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир- машинист».

При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, безхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

Действия пассажира, упавшего на пути

    не поднимайтесь с путей на платформу (под ней проложен высоковольтный

контактный рельс)

    если поезда не видно, бегите к началу платформы (там есть лестница)

    если показался поезд, ложитесь между рельсами, закрыв уши руками и открыв

Действия пассажиров поезда при его остановке в тоннеле

    не покидайте вагон без команды машиниста поезда «На выход!» по команде покиньте вагон со стороны, где не проходит контактный рельс двигайтесь вдоль полотна по ходу поезда между рельсами при появлении поезда укройтесь в ниши тоннеля соблюдайте осторожность на путях, при выходе из тоннеля

    не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества

    не включайте в электросеть вагона бытовые приборы

    при запахи горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику

    при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими портфелями - дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла

    не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей

Действия пассажиров при крушении поезда

    отойдите от окон и дверей

    ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами

    вагон покидайте через выходы и окна. В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей

    чтобы не попасть под шаговое напряжение, отойдите от пути не менее чем на 30 м

    окажите первую медицинскую помощь пострадавшим

При авариях, связанных со столкновением и экстренным торможениями, большинство травм люди получают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчит удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети. Матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.

При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд) и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертную опасность.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты. А при интенсивном сгорании - секунды. Во избежание этого в движущемся поезде перейдите в соседний вагон. Желательно в сторону движения, в остановившемся на улицу, по возможности со стороння, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях. Так как внизу (у пола) дыма бывает меньше. Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по следующей схеме.

    наденьте на себя больше одежды. Защитите голову

    прыгайте по ходу поезда на сторону, где нет столбов

    старайтесь приземлиться на ноги, соединенные вместе

    кувырками и перекатами погасите скорость падения

Выпрыгивайте из движущегося поезда только в случаи прямой опасности для жизни!

Действия пассажиров при пожаре в поезде При возникновении пожара

    сообщите о пожаре проводнику вагона

    разбудите спящих пассажиров

    уходите в передние вагоны; если это невозможно - в задние; плотно закрывая двери

Если огнем отрезаны выходы

    зайдите в купе или в туалет

    плотно закройте за собой дверь и откройте окно

Если потушить огонь невозможно

    остановите поезд стоп-краном

    откройте двери, выбейте окна

    помогите эвакуироваться детям и пострадавшим

    выйдите из вагона, отойдите от него

После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости об обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в Зм и 6м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте

Окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, денгьги, одежды или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивать пострадавших и т.д.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случаи отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

Покидая самолет через выход выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

Покидание самолета прыжком на трап

Правильно неправильно

Покидание самолета с использованием брезентового трапа

    старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов

    продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет

    при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер

    знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу

    знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются

Действия авиапассажиров при декомпрессии (разгерметизации салона)

    немедленно наденьте кислородную маску

    пристигните ремень безопасности и приготовьтесь к резкому снижению

Действия авиапассажиров при пожаре в самолете

    слушайте и выполняйте команды членов экипажа

    защититесь от ожогов, закрыв открытие участки тела

    пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках

    если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел

    оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше Вынужденная посадка самолета на воду случается редко.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

    наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его

    возьмите с собой или наденьте теплую одежду

    займите место в спасательном плоту

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Учебные вопросы.

1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиаци-онном транспорте. 2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным и авиа-ционным транспортом.

Цель. В конце урока учащиеся должны:

а) знать: o об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте; o правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным и авиационным транспортом; б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.

Основное содержание урока.

На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом пере-движения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опас-ность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Попросите школьников перечислить опасности, которым могут подвергнуться лю-ди в этих местах. Сформулируйте вместе с ними причины опасностей.

Объясните учащимся как удобно и безопасно расположить в вагоне багаж.

Предложите школьникам сориентироваться в следующей ситуации:

Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Как вы поступите?

Обсудив этот вопрос вместе с учащимися разработайте основные правила безопасного по-ведения при пользовании железнодорожным транспортом.

Обратите внимание школьников на то, как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

O попытайтесь выбраться через окно в своем купе; o не думайте о багаже - жизнь дороже; o не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть ря-дом со взрослыми; o не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по воз-можности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

Что делать в случае пожара в поезде? Ответ на этот вопрос найдите с помощью схемы 12.

Задайте школьникам вопрос: приходилось ли им летать на самолетах? Попросите рассказать о своих впечатлениях.

Известно, что современные самолеты надежны и гарантируют безопасный полет. Однако, совсем безопасных механизмов и машин пока нет, и чем они сложнее, тем больше вероятность поломки или аварии.

Приведите примеры авиакатастроф.

Затем расскажите, как должны вести себя пассажиры в салоне самолета?

Предложите учащимся обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.

При пожаре в поезде нельзя

O спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью; o выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов; o сеять панику.

Ситуация 1. При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело со-гнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые пред-меты, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только че-рез аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исклю-чается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.

Ситуация 2. При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько се-кунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

Ситуация 3. При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему ава-рийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисципли-нированны.

Ситуация 4. При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его - лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде? Расскажите о правилах безопасности на авиатранспорте. Какие аварии случаются во время полета на самолете? Как нужно действовать во время аварийных ситуаций на самолете? Как правильно принять безопасное положение при аварийной посадке самолета?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 4. Темы 4.3 и 4.5. Задачи 23 и 24.

Поурочное планирование курса ОБЖ в 5 классе

Урок 14. Железнодорожный и авиационный транспорт

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
Статьи по теме: