Каким бывает голод? Информационным! Новый путь без булимии.

Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности Парабеллум Андрей Алексеевич

Информационная голодовка

Информационная голодовка

Первая «информационная голодовка», которую мы себе устраиваем, - это отсутствие телевизора. Просто отключаем его. Совсем. Можете просто выдернуть вилку из розетки или перекусить кабель, а можете отдать его соседу или продать. В крайнем случае, договоритесь с членами семьи, чтобы они не смотрели его при вас.

Зачем это нужно?

Причин для этого много. Понятно, что по телевизору вы ничего хорошего не увидите, а то редкое хорошее, что там все же бывает, вы можете найти в Интернете и спокойно скачать. Но главное, телевизор - очень серьезный поглотитель времени.

Давайте будем откровенны сами с собой: многие из вас понимают, что они «подсели» на телевизор. Немножко или множко. Подходишь, включаешь его и - опаньки! - очнулся, а прошел час. Или полтора. Или весь вечер. Или даже день…

Во-первых, по телевизору идет сплошной негатив . Это закон массмедиа, по телевизору они обязаны показывать негатив.

Во-вторых, телевизор пожирает кучу вашего времени , а в-третьих - даже когда вы смотрите по телевизору что-то хорошее, постоянная реклама выбивает вас из рабочего ритма.

В общем, мы не знаем, как вы это сделаете. Но ваша задача - не смотреть телевизор. Абсолютно. Ну, то есть совсем.

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Информационная поддержка маркетинга Основная задача парикмахерского бизнеса – удовлетворение потребностей клиентов. Правильный выбор клиента является одним из наиболее важных аспектов маркетинга. Специалисты по маркетингу часто используют в своей практике

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

Из книги Могущество и бессилие компьютера автора Кочетков Геннадий Борисович

Из книги Обеспечение информационной безопасности бизнеса автора Андрианов В. В.

1.1.1. Информационная сущность бизнеса Информация является неотъемлемой частью бизнеса. Бизнес-процессы не могут существовать без информации и вне информации, хотя бы потому, что бизнес существует в рамках определенной правовой среды, определяемой совокупностью

Из книги Платежные карты: Бизнес-энциклопедия автора Проект

Управляемость и информационная безопасность персонализации Как известно, «каркас безопасности», физически охватывающий весь объем помещения банковского персобюро, сертифицированного на эмиссию карт VISA и MasterCard, - это толстые стальные прутья, вмонтированные в стены,

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

Информационная сеть Лучшее, что могут сделать трейдеры, – это построить собственную информационную сеть, которая станет хорошим подспорьем в их работе. Все желают познакомиться с нужными людьми, но где их разыскать и как заставить разговориться? Этот вопрос я каждый

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

Тема 4 ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МАРКЕТИНГА

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Информационная диета Для того чтобы работать эффективно, вам нужно сесть на информационную диету. Это касается социальных сетей. Выключайте социальные сети, чтобы никакие «Одноклассники», «ВКонтакте» или Facebook не отвлекали вас от работы. Конечно же, если они не связаны

Из книги Энергореформа: правда и вымысел автора Хнычёв Валерий Альбертович

Вступление При создании этой книги автор использовал свой многолетний опыт работы в электроэнергетике. Предлагаемый материал представляет интерес не только для специалистов – энергетиков, но и для всех, чьи интересы в той или иной степени затрагивает реформирование

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Интегрированная информационная система канала Электронные информационные технологии способствовали значительному сокращению материальных запасов на складах. Например, фирма P&G имеет компьютерную связь с сетью супермаркетов Wal-Mart, и заказы на ее гигиенические и

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

9.6.1. Информационная политика На конкурентном аукционе цена используется для решения задачи о назначениях (assignment problem). Те участники торгов, которые готовы предложить поставку по самой низкой цене, получают больший спрос на поставку. Однако при отсутствии конкуренции

Из книги Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии автора Крок Гульфира

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ В СФЕРЕ УЧР Стратегия организации в отношении информации о ЧР касается, во-первых, использования данных, хранящихся в электронном виде, для принятия стратегических решений, во-вторых, набора прикладных программ, которые следует включить в эту

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Эта система предоставляет информацию, необходимую для управления процессами ЧР. Она может быть в виде базы данных работников и системы начисления зарплаты и в дальнейшем расширена за счет таких продуктов, как система

Из книги Залоговик. Все о банковских залогах от первого лица автора Вольхин Николай

11.2. Информационная база анализа Основными источниками информации для анализа финансового состояния служат:1) бухгалтерская отчетность;2) статистическая отчетность: форма ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; форма № П-1«Сведения о

Из книги автора

Внешняя информационная политика В общем случае публичные сайты банков не предусматривают единого раздела для информирования клиентов о правилах работы с залогами. Есть разрозненные блоки, содержащие информацию по залоговой тематике, наполнение которых относится к

Не успела схлынуть первая волна ненависти к украинскому президенту, как был нанесён удар, откуда его не ждали: правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) заявила, что «Порошенко цинично атаковал свободу слова на Украине». Ну как же так? Только Петру Алексеевичу удалось получить заветный безвиз, как аффилированные с Западом правозащитники фактически поставили его в один ряд с монархиями Персидского залива.

«Одним этим шагом Петр Порошенко нанёс страшный удар по свободе слова на Украине. Это непростительное нарушение права украинцев на получение информации по их выбору, ЕС и другие международные партнёры Украины должны немедленно призвать Украину отменить его», — говорится в заявлении исследователя HRW Тани Купер на сайте организации.

Тут и тучный Геращенко — тот, что опекает сайт «Миротворец», — подлил масла в огонь, заявив, что да, украинский путь в киберполитике — это Саудовская Аравия, где блокируют все неблагонадёжные сайты, транслирующие неправильную точку зрения. Тут уж Порошенко ещё сильнее пришлось стиснуть зубы, но что поделать, когда у твоего министра-силовика такой советник…

А всё началось с того, что украинский президент решил отгородить «колеблющихся» от альтернативных источников информации, куда он записал социальную сеть «ВКонтакте», «Одноклассники», а также сервисы поисковой системы «Яндекс». Ну то есть всё самое востребованное молодежью и людьми среднего возраста на постсоветском пространстве.

По мнению Порошенко, в популярной российской социальной сети доверчивых украинских парубков могут завербовать сотрудники ФСБ, которые так и рыщут в поисках нового Джеймса Бонда. А тут всё — росчерком пера мудрый правитель лишил спецслужбы премии и пятиконечной звёздочки на дне стакана. Хитёр. Всех переиграл.

Хотя нет — есть же популярная американская соцсеть, которая может похвастаться не меньшим количеством оппозиционных Порошенко групп и страничек, чем запрещённый «ВКонтакте». Пока это досадное упущение, ведь мудрый правитель знает, что аналогичный запрет грозит лишением многих бонусов — начиная от расположения западного истеблишмента до денежного транша от МВФ, который ой как хочется получить Порошенко.

А российские ладно — Запад смолчит, а народ стерпит. Ведь война и Украина — последний бастион в Европу на пути русско-бурятско-монгольских орд. Да и Евровидение вот, хоть и со скандалами, попахивающими нацизмом, но раз дали провести — значит, любят. Да и Саудовская Аравия, чёрт бы её побрал, на большом счету у той самой Америки, в чьи друзья он активно набивается. Так активно, как в старом анекдоте: «Дайте водички попить, а то так кушать хочется, что аж переночевать негде»

А в Саудовской Аравии ещё казнят на улице — и ничего. Но друзья есть друзья. Однако дружба ведь бывает разная: одно дело — России нервы пощекотать, и совсем другое — заправлять последние 70 лет свой бьюик саудовской нефтью. И потому тут такое разочарование в лице Human Rights Watch. И ладно бы местные правозащитники — можно было бы обвинить в сепаратизме. А тут эти непростые — говорят, а сами будто с методички считывают.

И значит, недовольны там. Какое-то неправильное получилось «возвращение домой». Хотели зайти в белых перчатках, а вошли с африканскими бусами и в бедуинской чалме. Бусы я имею в виду сделанные в реакционным чёрном Судане. Только не подумайте ничего такого: стеклянные бусы — это здорово, реакционный Судан — нет. Там гражданская война, страшно, свободы слова нет.

Да и украинец оказался не настолько туп, как думал мудрый правитель, — интерпретировать закрытие популярных ресурсов как борьбу с сепаратизмом отказался. Странная какая-то борьба получается: одна социальная сеть, где зарегистрирован Захарченко, заблокирована, другая, где также зарегистрирован Захарченко, нет. Напрашивается вывод, что настоящая причина не в сепаратизме, а в попытке придушить инакомыслие. Придушить там, куда только руки дотянутся или где по рукам не дадут.

И я вам скажу, что украинская молодёжь ой как недовольна «солнцем нации». И первые митинги уже были, а судя по комментариям в уже запрёщенных социальных сетях, Порошенко ждёт злой «майдан» с очень, кстати говоря, важной повесткой свободы слова. И когда у молодых и злых сложится воедино пазл убийства Бузины, запрет «ВКонтакте», сайт «Миротворец» и война в Донбассе, мудрейшего правителя, скорее, всего попросят уйти. И, скорее всего, будут жечь покрышки. А потом в его резиденции найдут киевский торт. Из золота.

А пока сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» разослали своим украинским пользователям инструкцию, как обойти блокировки со стороны провайдеров и получить доступ к сайту. Так что можно не отчаиваться и использовать, как предлагает команда «ВКонтакте», площадку для свободного обсуждения разных тем. В том числе и политических — про восстания и голодные бунты. Есть такое понятие — информационный голод.

В нашу эпоху знания накоплены в огромном количестве, как никогда ранее. Многие люди имеют свободный доступ к этим знаниям благодаря сети интернет, печатным СМИ и книгам. ТВ, социальные сети и телефония делают возможным получение информации от людей, живущих очень далеко, даже на другом конце планеты. Поисковые системы дают доступ к знаниям значительно быстрее, чем ранее обеспечивали библиотекари. Все это делает огромные массивы знаний чрезвычайно доступными.

Но каким образом это неимоверное увеличение доступного знания влияет на человеческую душу? Полезно это или вредно? Можно ли как-то воздействовать на этот процесс? И каковы будут последствия такого информационного изобилия для человека и человеческого общества в целом?

Чтобы понять влияние этого изобилия информации на человеческую душу, можно обратиться к Писанию. В Слове Божьем восприятие знаний нередко сравнивается с принятием пищи. Например, автор послания к Евреям сравнивает увлечение лжеучениями с принятием бесполезной пищи:

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не явствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр 13:9).

Получение человечеством свободного доступа к знаниям также происходило совместно с принятием пищи:

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла от плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6).

Итак, с чем можно сравнить нынешнее информационное изобилие и всеобщую доступность огромного массива знаний? Это изобилие можно сравнить с обильным застольем у богатого человека.
На таких застольях, из-за богатства выбора вкусной еды и деликатесов, редко удается вкушать только здоровую, натуральную пищу в разумном количестве. Сложно устоять и составить свое меню лишь из умеренного количества натуральных и полезных продуктов, если глаза разбегаются от обилия вкусностей! Большинству людей в такой ситуации тяжело соблюдать умеренность и здравость. Нередко они поддаются неумеренному объедению, выбирая свой рацион стихийно. И почти всегда более привлекательной оказывается не здоровая натуральная пища, а та, которая больше вызывает аппетит.

Поэтому невероятно сложно предложить современному обществу, обществу потребления, какие-нибудь здравые и разумные идеи. Например, христианские идеи. Это как если бы кто-то пришел на свадебное застолье и предложил объевшимся людям скушать порцию овсянки. Здоровой и полезной овсянки, которой был бы очень рад какой-нибудь голодный человек. Но не объевшиеся люди, почти отвыкшие от нормальной и натуральной пищи. Для принятия такой пищи необходимым условием является голод и ограниченность выбора.

Иногда возникают общества, в которых подобный голод создается искусственно. Например, в СССР информационный голод создавали коммунисты. На ТВ было 2-3 телеканала, по которым все общество смотрело одно и то же. Тщательно дозировалась развлекательная информация и доступ общества к ней. Во-первых, такой информации было мало на ТВ. Во-вторых, государство серьезно ограничивало свободное время граждан с помощью рабства (всеобщей трудовой повинности) и добровольно-принудительных общественных работ и акций. Разного рода партийных, трудовых и прочих собраний. Посещений коллективами концертов, музеев, планетариев и т.п. Работой дружинниками, работой в школах, детсадах, субботниках и т.д.

Если прибавить к этому отсутствие на то время видеоплееров и видеомагнитофонов, то можно сделать вывод о большом ограничении развлекательного информационного контента в жизни советских граждан. То есть общество сознательно лишали наиболее «вкусной» и интересной информации.
Примерно так, как строгие родители лишают своих детей разных сладостей и прочих неполезных вкусностей. Такое положение дел не нравится детям. Дети всегда хотят, чтобы сладости у них были ежедневно. Но это вредно для здоровья ребенка. Поэтому умные родители ограничивают своих детей и не дают им сладостей в желаемых количествах, потому что иначе дети ни за что не захотят кушать полезную еду, а будут потреблять только лишь сладкое.
Также происходит и в современном обществе. При изобилии информации, люди всегда выбирают наиболее «вкусный» тип этой информации – развлекательный. И потребляя развлекательный контент в желаемом объеме, они уже не находят в себе сил для того, чтобы потребить образовательный и развивающий контент. В результате наблюдается умственная и духовная деградация современного поколения.
В этом отношении поведение коммунистов во времена СССР сравнимо с поведением строгих родителей, которые сознательно ограничивали своим детям употребление сладостей.

Многие помнят рассказы людей старшего поколения о тяжелых временах, когда конфеты и сладости были большой редкостью. Но зато они на всю жизнь запоминали ситуации, когда кто-то им давал эти конфеты, или когда они за семейным столом на какой-то праздник могли покушать что-то вкусненькое. Почему современное поколение не запоминает такое простое употребление сладостей и вкусностей? Потому что сейчас это происходит часто и становится обыденностью. Для нынешнего поколения это уже не вызывает большой эйфории чувств. Потому что чувства притуплены изобилием.
Тот же процесс происходил и на душевном уровне. Многие люди помнят те немногочисленные развлекательные фильмы и телепередачи, которые все они смотрели во времена СССР. Фильмы Гайдая, Говорухина, Данелии и других известных режиссеров. Любимые мультики, «Утренняя почта», «Голубой огонек». Многие эти телепередачи запоминались надолго миллионами людей. Примерно так же, как редкие сладости надолго запоминаются ребенку, который этих сладостей лишен. Все это объяснялось очень просто – ограниченностью развлекательной информации в жизни советских граждан.

Итак, коммунисты создавали своего рода информационный вакуум, особенно в его наиболее «вкусной» развлекательной части. Интерес в создании такого информационного вакуума у коммунистов был свой, корыстный. Им для того, чтобы находиться у власти, требовалось вдалбливать обществу идеи коммунизма. Но эти идеи были не настолько «вкусными», чтобы люди их добровольно выбирали при изобилии других точек зрения. Поэтому требовалось создать идеологический голод, при котором алчущие люди готовы были «кушать» что угодно, даже бредовые идеи марксизма-ленинизма.

Это «голодное» состояние советского общества было хорошим явлением. О таких людях Иисус сказал:
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф 5:6). И действительно, «голодные» советские люди очень хорошо воспринимали христианские истины. Те немногие христиане, которые проповедовали (часто подпольно) в СССР, свидетельствовали, что люди жаждали услышать Евангелие. Готовы были рисковать ради Слова Божьего. И идти на большие жертвы ради верности Господу.

Но коммунисты вовсе не расположены были продвигать христианство, так как видели в нем конкуренцию для своей коммунистической идеологии. Их это раздражало, так как они создавали идеологический голод в обществе немалыми усилиями. Им этот голод был необходим для продвижения своих идей. Поэтому их злило, что кто-то, как христиане, пользовался результатами их труда и занимал пустующее место в сердцах людей не идеями марксизма-ленинизма, а христианскими ценностями.

Последствиями этого идеологического голода объясняется большой успех проповеди евангелия в 90-х годах на постсоветском пространстве. Коммунисты потеряли власть и уже не могли ограничивать другие идеологии. А люди еще были «голодны». Поэтому с большим воодушевлением воспринимали Слово Божье.
Многие западные миссионеры, которые в 90-е годы попадали в постсоветские государства, удивлялись тому, насколько люди голодны к Слову.

Но создавать информационный голод уже было некому. Постепенно рост христианства замедлился. Люди поглощали многие другие идеи, знания и идеологии. Причем очень часто далеко не такие полезные, как идеи христианства. Но кто, сидя за обильным застольем, выберет наскучившую, хотя и полезную кашу? Ведь так хочется попробовать чего-то нового и изысканного! Поэтому рост христианства на постсоветском пространстве к концу девяностых начал уменьшаться, а в нулевых годах, после информационного насыщения общества, прекратился.

Информационным голодом объясняются и другие парадоксы СССР. Голодные к знаниям люди гораздо активнее поглощали не только идеи марксизма-ленинизма, но и другую полезную пищу - физику, математику и вообще науку. По ТВ многие с удовольствием смотрели не только развлекательные, но и, в значительной мере, познавательные телепередачи, так как были голодны к знаниям.
Коммунисты допускали такого рода свободу, так как в условиях конкуренции с западным миром, желали получить здоровых и образованных рабов. Которые бы могли эффективно трудиться и развивать советскую экономику и военную сферу. Поэтому, в целом, советские граждане были и поздоровее, и поумнее, и более нравственно здоровы, чем нынешнее поколение.
Но только это было не из-за того, что они были людьми какого-то особого сорта, а потому, что условия им создали более здравые. Любой бы выбрал здоровую пищу, если бы голодал и имел выбор только между здоровой пищей и голодом. Но далеко не каждый выбрал бы здоровую пищу во время застолья и пиршества.

Поэтому постсоветское общество, с течением времени, во многом стало похожим на другие общества западной цивилизации. Происходит их постепенное сближение в ценностях и обычаях, так как при обилии вкусной пищи люди ведут себя схожим образом. Кушают, чавкают, погружаются в пищу руками и жевательными органами. Этим увлечены не только взрослые, но дети с самых малых лет. Им тоже хочется кушать и чавкать, как делают их папы и мамы. Поэтому детей с каждым годом все сложнее оттянуть от разного рода гаджетов и заставить заниматься чем-то полезным для тела и души, например, выйти погулять на улицу.

Тем не менее, любая оргия когда-нибудь заканчивается. И без сомнения, наш век, век небывалой информационной свободы, очень быстро приближается к своему неминуемому завершению. Общество невероятно быстро деградирует - нравственно и физически. Снижается рождаемость, катастрофически растет заболеваемость, особенно детская. Усиливаются разного рода ереси, злодеяния, развращение. Многие понимают, что нужен кто-то, кто остановит все это безобразие и вернет, наконец, общество к ограничению свободы, в том числе свободы информационной. Поэтому растут радикальные настроения в западных обществах, приходят к власти правые политики в США и Европе, усиливаются радикальные организации, вроде ИГИЛ.

Тем не менее наше время, наш век информационной свободы - это век, когда по пророчеству Иисуса Христа, «проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам…» (Матф 24:14). Благо свобода и развитие технических коммуникаций как нельзя лучше этому способствуют. К сожалению, такая проповедь будет именно во свидетельство, но не в покаяние. Так как люди, вкушающие много нездоровой пищи, как это принято в наше время, просто неспособны принять христианские идеи.
Пример такой проповеди во свидетельство описан в книге Деяний:

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?
Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.» (Деян 17:18-21).

Афиняне жили в большом информационном изобилии. У них было множество философов и философий. Они постоянно собирались в ареопаге, чтобы послушать что-нибудь новое. Также, как сегодня ежедневно собираются сотни миллионов людей в социальных сетях, чтобы также узнать что-нибудь новое. Это утоляет информационный голод, и такие люди перестают быть «алчущими правды». Поэтому большинство афинян просто неспособны были вместить христианские идеи апостола Павла. Проповедь большинству из них была именно проповедью во свидетельство. Без покаяния:

«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.
Итак Павел вышел из среды их» (Деян 17:32-33).

Покаялись лишь единицы. Также и сейчас самые хорошие проповеди и свидетельства затрагивают лишь немногих людей в наших обществах. Остальные же остаются равнодушными к Слову, как и жители Афин, которым проповедовал Павел.

Эту статью публикую ибо сама подвержена сему недугу. Кстати, в последнее время меня жизнь за уши вытягивает сама по себе от этой зависимости, чему я очень благодарна. Со стороны всегда видно. Кто в сети всегда — кто очень активен в ленте, тому не хватает какого-то . Я всегда это понимала и признавала. Сейчас все меняется и я несказанно этому рада.

Сейчас попробуем разобрать откуда берется зависимость от соц.сетей и этот самый информационный голод.

Ни один человек не может жить без новой информации, которую он получает ежедневно. Она поступает со всех сторон, и этот привычный процесс невозможно остановить. Люди стремятся узнавать новое, независимо от его полезности. Именно поэтому некоторые из нас неосознанно включают в комнате телевизор или радио не для того, чтобы послушать, а для голоса на фоне. В 21 веке каждый второй сталкивается с информационным голодом , который невозможно утолить.

Транспортная психология

Давайте вспомним людей в транспорте, с которыми вам приходилось ехать. Подумайте об электричках, междугородних автобусах и метро. Как много из них ехали с наушниками в ушах? По моим наблюдениям солидный процент молодёжи не входит из дома без своей гарнитуры. А в последнее время всё чаще можно встретить даже пожилых людей с наушниками.

Пожалуй, именно метро – яркий пример того, как люди не могут обходиться без своих гаджетов. Любители музыки слушают свои плейлисты, поклонники чтения не отрываются от электронных книг, а геймеры с завидным упорством пытаются пройти новый уровень в игре.

В руках людей можно увидеть разнообразные устройства, от самых дешёвых и простых до дорогостоящих девайсов.

Подобная картина приводит к выводу, что люди делятся на два типа: на тех, кому достаточно дешёвых и простых гаджетов, и тех, кто готов отдать последние деньги и влезть в кредиты ради навороченного электронного устройства. Забавно то, что многие любители дорогих вещиц не используют даже 50% процентов того функционала, ради которого переплатили огромные деньги. Здесь к информационному голоду можно добавить и зависимость от потребительства.

Возникает сразу же, когда поток информации прекращается . Человек из тех существ, которые не способны сидеть и ничего не делать, особенно, если к месту назначения ехать больше получаса. Поэтому и используют свои электронные книги, плееры и смартфоны, дабы утолить голод.

Но, самое интересное, что людям даже не нужна вся та информация, которую они получают в транспорте. Большая часть даже не запоминается, а остальная является бесполезной. Так зачем же люди стремятся её получать? Ответ прост – всё дело в самом процессе!

Что мы знаем об информационном голоде?

Понятие информационного голода образовалось на стыке социологии и психологии. Его используют в качестве синонима сенсорной депривации. Для тех, кто не знает, сенсорная депривация – это изолированность органов чувств, недостаток информации и общения. Для данного состояния характерно продолжительное лишение человека сенсорных впечатлений в связи с определёнными условиями быта или из-за эксперимента.

Голод, о котором идёт речь, это нехватка информации в данный момент, а также острая потребность в её получении. Интересен тот факт, что сенсорную депривацию нередко упоминают, когда речь заходит об одиночестве . Само одиночество характеризуется спектром эмоций, возникших из-за дефицита социальных контактов. Это, как правило, болезненное переживание, выражающее определённую форму самосознания. Оно говорит о том, что у человека нарушены системы отношений и связь с внешним миром.

Вернёмся к примеру с метро. Вокруг множество людей, однако, каждый сам по себе. Незнакомцы не общаются друг с другом. Они могут переброситься парой фраз только в случае острой необходимости. Из-за этого информация между людьми не циркулирует.

Музыка, чтение, игры – это возможность замкнуться в себе, стать обособленным. При этом происходит компенсация недостатка информации, которая должна была бы исходить от других людей. И, казалось бы, очень просто разорвать замкнутый круг, но почему-то окружающие этого не делают. Вместо этого они живому общению предпочитают девайсы.

Связь гаджетов и информационного голода

Давайте обратимся к статистике. Если верить одной публикации, на которую я наткнулась в социальной сети, с плеерами в метро ходит 62% человек, а с электронными книгами 32%. Впечатляет, не правда ли?

А ведь ещё недавно были те времена, когда подобные гаджеты были у единиц. Да что уж там, меньше ста лет назад у людей даже телевизора не было! В наше же время различные девайсы не только стали доступными, но и обрели неимоверную популярность. К слову, на одном месте с электронными читалками стоят смартфоны. Ими тоже пользуются многие люди во время поездки в метро.

Людей можно понять, ведь куда приятнее читать книгу со своего электронного устройства, чем одну и ту же рекламу. Да и звук любимой музыки приятнее, чем шум метро. Но есть и минус, читать в таких местах довольно вредно, да и много времени смотреть в электронное устройство нежелательно. Что касается наушников, то, бытует мнение, что частое прослушивание музыки, особенно, громкой, портит слух.

Как думаете, что станет с современным человеком, у которого отняли компьютер, смартфон, плеер и другие электронные устройства? Всё верно, он начнёт мучиться от скуки из-за прерывания потока информации !

Совет: ограничивайте время пользования интернетом, если это не связано с работой. Любите жизнь, цените свою энергию и время, когда мы еще совсем не превратились в роботов!

Существует глубокая аналогия между информационным обменом и обменом веществ. Между ними так много общего, что можно говорить об информационной дистрофии и информационном ожирении, об информационной диете и даже об информационном голодании. Наше время как раз и характеризуется нездоровым сочетанием информационного обжорства и интеллектуальной гиподинамии. Педагоги и родители считают, что любовь к чтению нужно всемерно развивать и поощрять, что если человек много читает, значит, он интенсивно развивается в интеллектуальном и духовном отношениях. Однако этот подход, вне всякого сомнения, является однобоким и упрощенным. Предположим, мы решили воспитать физически совершенного человека: с могучими мышцами, красивой фигурой, сильного, ловкого и выносливого. Предположим, далее, что мы, для достижения этой цели, как главный метод, как основной предмет заботы, выбрали полноценное и обильное питание, руководствуясь тем принципом, что «чем больше питания, тем лучше», а всё остальное - второстепенно, главное - еда. Есть питание, но нет напряженных, регулярных тренировок, нет физических усилий. И что же мы в результате получим? Естественно, вместо могучего и красивого атлета - тучного, страдающего одышкой, толстого и неуклюжего обжору. То же самое и в информационной сфере. Чтобы иметь сильное и мускулистое мышление, нужно не столько поглощать новую информацию, сколько работать, прилагать самостоятельные умственные усилия. Но кушать - приятно, а работать - трудно. Поглощение информации часто является развлечением и отдыхом, тогда как самостоятельное мышление - это всегда труд, и порой нелёгкий труд. Продолжая эту тему, можно высказать идею о необходимости интеллектуальной нагрузки параллельно с информационной диетой, и даже о великой пользе правильным образом организованного информационного голодания (полная изоляция от живого общения; от воздействия средств массовой информации: радио, телевидения, прессы; от чтения любых книг и т. п.) для психического и интеллектуального здоровья человека. Современная психология располагает многочисленными данными относительно вредного и разрушающего воздействия длительной информационной изоляции на личность человека, на его психику. Это, несомненно, имеет место, однако вовсе не исключает противоположного подхода. Точно так же, как у каждого человека есть потребность в общении (её отсутствие означает глубокую патологию, аутизм), имеется у него и потребность в одиночестве, потребность в уединении. Она не менее важна, чем потребность в общении. Если эта потребность развита ниже нормы, если человек не способен быть в одиночестве и не выдерживает встречи с самим собой - тогда мы говорим о личности незрелой, неразвитой, лишённой необходимой самодостаточности. Если такой человек оказывается в одиночестве, то, по словам А. Шопенгауэра, он обнаруживает себя «лицом к лицу с оболтусом, с которым ничего не поделаешь и который жестоко скучает самому себе в обузу» 1 . Как и в случае пищевого голодания, в случае информационного также имеются свои показания и свои противопоказания. В современной психологии существуют добротные исследования проблемы информационной изоляции в целом и сенсорной депривации в частности. Эти исследования весьма убедительно доказывают большую опасность информационной изоляции для психического здоровья человека и для нормального интеллектуального развития. Конечно же, это верно, однако не менее верно и противоположное: то, что правильным образом организованное, проведенное по научно обоснованной и экспериментально проверенной методике, дозированное информационное голодание может быть весьма полезным с точки зрения интеллектуального развития, личностного и духовного роста.

Нам всем известно, к каким ужасным последствиям приводит недостаточность питания (особенно потребления белка) в ранний период развития. Мы знаем, как сильно разрушает здоровье человека хроническое голодание, как ужасна алиментарная дистрофия. Но, в то же время, мы знаем и другое. В современной медицине разработан, тщательно изучен и достаточно широко применяется метод «разгрузочно-диетической терапии», или же, другими словами - метод длительного лечебного голодания, имеющий свои чёткие показания и противопоказания, проводимый по строго определённой методике и под наблюдением квалифицированных специалистов. Голодание может быть различной продолжительности: от нескольких дней - до нескольких недель (обычно верхний предел - не более 40 дней). В этой области я имею некоторый личный опыт, с наибольшим сроком голодания в 21 день. Лечебное голодание проводится по строгой методике при соблюдении целого ряда обязательных правил (нельзя курить, принимать лекарства, алкоголь, обязательны ежедневные очистительные клизмы, необходим полный отказ от пищи и т. д.). Точно так же существуют весьма строгие правила выхода из голодания, нарушение которых может нанести сильный ущерб здоровью. Лечебное голодание, или, точнее, разгрузочно-диетическая терапия, включает в себя как период голодания, так и период восстановительного питания. С одной стороны, этот метод зачастую «творит чудеса», излечивает многие болезни (отнюдь не только ожирение, но весьма широкий спектр заболеваний, многие из которых считаются неизлечимыми). Во многих случаях голодание буквально спасает человека. Но, будучи невероятно эффективным, этот метод, в то же время требует дисциплины и строжайшего выполнения всех правил. Нарушения - крайне опасны, вплоть до летального исхода. Процесс длительного голодания хорошо изучен, описаны различные его стадии (нарастающего ацидоза, ацидотического криза и т. д.).

Я могу с полной убежденностью утверждать, что и метод информационного голодания , будучи весьма опасным при неграмотном употреблении (когда, к примеру, не учитываются противопоказания или не соблюдается «технология процесса»), может быть весьма ценным и даже давать уникальные результаты с точки зрения развития личности. Далеко не случайно, что во всех духовных традициях существует практика пребывания в уединении, от одного-трёх месяцев до нескольких лет, которая считается крайне важной с точки зрения изменения личности и осуществления духовного прорыва. К сожалению, в отличие от пищевого голодания, для информационного голодания в научной психологии пока не существует отработанной и экспериментально проверенной методики. В разработке такой методики необходимо воспользоваться тем практическим опытом, который накоплен в традициях буддизма, даосизма, индийской йоги. Для тибетского буддизма в этой идее вообще нет ничего нового: практика «Цхам» (затворничества) - традиционный метод, играющий важную роль в религиозной жизни Тибета. Александра Дэвид-Неэль в своей замечательной книге «Мистики и маги Тибета» подробно описывает различные формы «Цхам», начиная от самой мягкой до самой суровой (с точки зрения информационных ограничений), а также сильно различающиеся по длительности (классический срок строгого затворничества - три года и три месяца).

Известно, что полезный эффект лечебного голодания связан с переходом организма на эндогенное (внутреннее) питание, что может произойти только при полном отказе от внешнего питания. При полном отказе от пищи человек может вполне безвредно голодать в течение 30–40 дней и даже более, тогда как при резком ограничении питания организм сохраняет зависимость от потребления пищи извне и поэтому не может перейти на внутреннее питание. В результате, возникает крайне опасная ситуация: внешнее питание недостаточно, а внутреннее не может включиться. Быстро развиваются дистрофические процессы, физическое тело разрушается и деградирует.

Совсем другое дело - полное голодание с абсолютным отказом от пищи. В этом случае примерно через 7–9 дней наступает так называемый ацидотический криз - качественное изменение обменных процессов, связанное с переходом на внутреннее питание . Организм начинает питаться за счет внутренних ресурсов, первым делом за счет избыточных, балластных тканей - жировые ткани, спайки, опухоли, склеротические бляшки и т. п. Происходит освобождение организма от всего нездорового и ненужного, начинается великая чистка. Интересно, что после ацидотического криза чувство голода полностью исчезает, тогда как при пищевом ограничении (частичное питание) мучительное чувство голода сохраняется постоянно, в течение всего времени частичного голодания. При полном голодании, после перехода на внутреннее питание, начинается процесс интенсивного очищения и омоложения организма. Когда это очищение завершено, и внутренние запасы излишних и балластных тканей закончились, вновь появляется сильное чувство голода (волчий голод), у каждого человека в свой срок - у одних через 30 дней, у других через 36, у кого-то после 40 дней, сигнализирующее о необходимости прекращения голодания и перехода к восстановительному питанию.

Нечто аналогичное происходит и при информационном голодании, а именно - после начального периода нарастающей скуки и усиливающегося общего психологического дискомфорта (проявления информационного голода) должен произойти переход от внешнего информационного питания к внутреннему. Такой переход будет невозможен при частичном удовлетворении потребности человека в новизне , необходима полная информационная изоляция: отказ от чтения, радио, телевидения, от любого общения, прослушивания музыки и т. п. Но и этого недостаточно, необходимы специальные методы для перехода к внутреннему информационному питанию. Если же человек лишился притока информации извне, а внутреннее информационное питание не включилось - тогда следует ожидать быстрого и, возможно, необратимого разрушения психики, развития острого психотического состояния. Для того, чтобы этого не произошло, необходим предварительный отбор. Нельзя допускать к такой сильнодействующей практике душевнобольных, психопатов, вообще индивидуумов с неустойчивой психикой. В то же время, этот метод может и должен оказаться высокоэффективным при лечении определённых психоэмоциональных расстройств.

Конечно же, для этого должны быть чётко выделены показания и противопоказания к использованию этого метода, в зависимости от личностных особенностей и психоэмоционального статуса. Так, совершенно очевидно, что вряд ли он будет полезен для глубоких интровертов, для аутичных личностей, для тяжелых психопатов и т. п. Но даже для практически здоровых людей, чтобы облегчить переход на внутреннее информационное питание, необходимо использование специальных методов, без которых затворничество может быть опасным для психического здоровья. На мой взгляд, такими методами, наилучшими при информационном голодании, являются следующие:

1. Большие объемы энергомедитативной практики (с чередованием статических и динамических методов) - вариант «Гималайский отшельник».

2. Творчество по принципу «чистый лист бумаги», т. е. без использования книг, справочников и т. п. вспомогательного материала. Это может быть написание философского трактата, или развитие новой научной концепции, или художественное творчество (проза, поэзия) и т. д. В этом случае, который можно обозначить кодовым названием «Болдинская осень», на первое место выступает не столько возможность очищения психики и духовной трансформации, сколько возможность резкой интенсификации творческой продуктивности (как в количественном, так и в качественном отношении).

Казалось бы, напрашивается третий вариант - просмотр жизни по Карлосу Кастанеде (или его облегченная версия - написание подробнейшей автобиографии с непременным её уничтожением по завершении затворничества). В принципе, это вполне возможно, но очищающий и развивающий эффект первого варианта («Гималайский отшельник») несравненно сильнее. Метод «просмотра жизни», который кратко можно обозначить «Сталкер-мемуарист», имеет ряд серьёзных недостатков. Однако здесь не место для подробного обсуждения этого вопроса. Оценка теоретических построений и методов практики, излагаемых в книгах Карлоса Кастанеды и его последователей - это очень большая тема, требующая специального рассмотрения. Возможно, я вернусь к этой теме позже.

В самом общем виде, механизм воздействия информационного голодания на психику человека выглядит следующим образом. Человеком в течение жизни накоплен огромный объём информации, большей своей частью плохо переработанной и не ассимилированной. Такая неотработанная информация оседает внутри нашей психики в качестве психоинформационного аналога жировой ткани, спаек и опухолей на физическом теле. К такого рода патологическим информационным отложениям относятся и вытесненные эмоциональные комплексы (следствия различных психотравм, пережитых нами в течение жизни) и весь тот запас взглядов и убеждений, который наш магнитофонный ум некритично воспринял за все прожитые годы. Эти взгляды и убеждения, на самом деле, представляют собою систему верований и воспринимаются нами как нечто самоочевидное, само собою разумеющееся и ни в каких доказательствах не нуждающееся. У большинства людей весь этот тезаурус 2 представляет собою плохо организованную груду хаотически набросанных сведений. Зашлакованность нашего внутрипсихического пространства неупорядоченной и неотработанной информацией далеко не безобидна. В случае ярко выраженной патологии это очень хорошо видно: то, что на уровне физического тела проявляется как отложение камней или развитие опухолей - на уровне психики проявляется как формирование различных патологических доминант - навязчивых мыслей, страхов и действий, сверхценных и бредовых идей. Однако и в случае так называемого «практически здорового» человека происходит то же самое, только в более мягкой форме. Замусоренность, зашлакованность как нашего физического тела, так и нашей психики является непреложным фактом. Никто из нас от этого, увы, не избавлен.

Именно эти две формы зашлакованности являются главной причиной преждевременного старения человека. В наше время для борьбы с зашлакованностью физического тела используется множество высокоэффективных методов - различные диеты, голодание, всевозможные очистительные упражнения и процедуры. Однако очень немногие люди уделяют должное внимание очищению собственного сознания посредством медитативной практики, а также посредством информационной диеты и информационного голодания. О медитации, подробно и обстоятельно, будет рассказано в дальнейшем, во втором томе данной книги. Здесь же я ограничусь тематикой информационного питания, информационной диеты и информационного голодания. Особый интерес, конечно же, представляет метод информационного голодания, как самый радикальный и сильнодействующий. При наличии грамотной и хорошо отработанной методики, этот метод, вне всякого сомнения, должен оказаться высокоэффективным средством для растворения всевозможных патологических образований в ткани нашей психики.

Безусловно, и это видно при первом же взгляде, метод информационного голодания является сильнодействующим и многообещающим. Однако в каждом сильнодействующем и высокоэффективном методе есть свои опасности. Здесь снова можно продолжить параллели между пищевым и информационным голоданием.

Как мы знаем, при пищевом голодании начинается очищение организма. Из застойных «карманов» в больших количествах высвобождаются токсины. Ранее они были изолированы, инкапсулированы, теперь же они актуализировались и вышли в общее русло кровообращения, в пищеварительный тракт. Вот почему при голодании требуются специальные очистительные процедуры (ежедневные утренние клизмы). Без этого просто наступает самоотравление. Естественно, основная нагрузка ложится на органы, связанные с очищением организма от различных токсинов, и, прежде всего, - на печень и почки. Поэтому приём алкоголя, лекарственных препаратов и курение в этот период становятся смертельно опасными. Отсюда важный практический вывод: если у человека печень в плохом состоянии - ему не следует выходить на большое многодневное голодание, ибо это может плохо кончится, его печень и почки могут не справиться с этим огромным количеством высвобождаемых токсинов. Такому человеку сначала необходимо пройти достаточно длительную и серьёзную предварительную подготовку (соблюдение диеты, очистительные процедуры, регулярные однодневные голодания и, конечно же, нужно пролечить свою печень). Только после такого предварительного очищения можно переходить к более длительным периодам лечебного голодания, постепенно наращивая его продолжительность.

Аналогично можно говорить о той психоинформационной «чистке», которую запускает длительное информационное голодание. Если пропускная способность сознания человека невелика (низкий уровень осознанности), если человек страдает различными психоэмоциональными расстройствами, особенно психотического уровня - тогда длительное информационное голодание может пойти во вред (в частности, привести к актуализации латентного шизофренического психоза). Таким образом, здесь, как и для пищевого голодания, должна быть чёткая система критериев, показаний и противопоказаний, а также методика подготовки к информационному голоданию с наличием надёжных критериев определения готовности человека к прохождению через столь сильное испытание.

Как видим, собственно голодание (как пищевое, так и информационное) - это всего лишь центральное звено всей методики. Ему должны предшествовать диагностическая стадия и подготовительная стадия. Кроме того, после завершения голодания (как для пищевого, так и для информационного), необходима продуманная и досконально отработанная методика восстановления (возвращение к обычному питанию, возвращение к обычному режиму информационного взаимодействия с окружающим миром).

Сам же процесс информационного голодания, аналогично пищевому, включает в себя следующие стадии:

1. Стадия нарастающей фрустрации.

Эта стадия соответствует абстинентной «ломке». В этот период внешнее информационное «питание» не поступает, а внутреннее ещё не включилось.

2. Кризис.

Это наиболее тяжелый период максимального психосоматического дискомфорта непосредственно предшествующий переходу на внутреннее информационное питание.

3. Стадия эндогенного (внутреннего) питания (за счёт информационного содержимого, накопленного в течение всей жизни).

Эта стадия, в случае пищевого голодания (за счёт жиров, балластных тканей, опухолей, спаек и т. п.) длится примерно 30–40 дней, до тех пор, пока все запасы балластного и избыточного телесного материала не будут использованы. По прошествии этого периода при пищевом голодании включается ранее отсутствовавшее чувство голода, причём очень сильного, «волчьего» голода. До этого, на протяжении всей третьей стадии есть совершенно не хотелось, чувства голода и сопряженных с ним страданий не было вовсе (это обстоятельство всегда очень удивляет тех, кто не знаком с методом голодания).

При информационном голодании на третьей стадии также происходит переход на внутреннее информационное питание с прекращением информационного голода. Внутренний информационный запас психики человека огромен, особенно человека образованного, обладающего высоким культурно-образовательным уровнем. Поэтому для информационного голодания не может быть установлена определённая продолжительность третьей фазы - периода эндогенного (внутреннего) информационного питания. Для людей примитивных и малообразованных это может быть весьма короткий срок, скажем, порядка 3-х месяцев, тогда как у человека образованного и творческого он может достигать 3-х лет и более. Для тех, кто практикует цигун и медитацию, или же просмотр жизни - этот срок (момент завершения, исчерпания внутренних информационных ресурсов и появление «волчьего» информационного голода) может и вовсе не наступить. На определённом уровне развития медитирующий получает неограниченный по своим возможностям доступ как в микрокосм, так и в макрокосм, доступ ко всей содержащейся там информации.

Рассмотрев информационное голодание, не следует забывать про его дополняющую противоположность - правильное и полноценное информационное питание, столь важное для нормального развития психики человека. Конечно же, мы не должны забывать о том, что для нормального развития личности в целом и интеллекта в частности, в равной степени необходимы как полноценное информационное питание, так и полноценная собственная психическая и интеллектуальная активность. О важности самостоятельных интеллектуальных усилий я уже говорил. Поэтому для полноты картины рассмотрим проблему здорового и полноценного информационного питания.

Можно утверждать, что существует закон необходимого разнообразия жизни в смысле её содержательного богатства, субъективно воспринимаемого как полнота и свежесть существования. Для нормального бытия и нормального развития личности (а нормальная жизнь без развития - немыслима, ибо тогда она оборачивается стагнацией и разложением, душевной деградацией; тогда журчащий ручей превращается в застойную зловонную лужу) необходим широкий спектр впечатлений, жизненных интересов и увлечений, которые обеспечивают информационный и энергетический материал, важный для полноценного развития личности. Так же как в рационе питания необходим весь спектр питательных веществ: и белки, и жиры, и углеводы, и разнообразные витамины, минеральные соли и микроэлементы - точно так же обстоит дело с нормальным развитием и питанием нашей души, нашей психики. Мы должны получать полноценное информационное (в самом широком смысле) питание, как с точки зрения количества, так и качества. Это и разнообразие общения, встречи с новыми людьми, отличающимися от привычного нам круга общения, это и новые места, поездки, путешествия, новые виды деятельности, ранее вами не испытанные, иные книги, иная музыка, иное искусство и так далее.

Давайте задумаемся, читатель, о нашей жизни. Не слишком ли она бедна и однообразна, не напоминает ли она монотонный, тупо повторяющийся бег по одному и тому же кругу - те же дела, те же люди, те же мысли, те же слова, день за днём всё та же рутина. Мы очень повторяющиеся существа, пойманные, как муха, в паутину одной и той же, бесконечно повторяющейся, жизненной схемы. На самом деле, разорвать этот порочный круг - легко. Всё, что требуется - пробудиться от полусонного существования, стряхнуть свою лень, свою инертность; всё, что нужно - сделать один, всего лишь один, шаг в сторону, в иное - и порочный круг будет разорван. Жизнь так богата и так разнообразна, в ней столько неиспользованных нами возможностей! Когда вы, к примеру, последний раз были в театре, в музее, на концерте классической музыки, путешествовали на байдарке, бывали в горах, в походе, на рыбалке, читали Пушкина? А не попробовать ли вам, вместо развлекательного чтива, взять в руки томик Канта или Шопенгауэра? А не записаться ли вам на кружок бальных танцев или в художественную студию? Внутри обычного бухгалтера может скрываться необычный и, возможно, весьма одарённый художник. Кто знает, ведь вы даже не пробовали! А почему бы не рискнуть? В жизни столько красок, столько звуков, столько всего манящего и вдохновляющего! Далее хочется говорить стихами:

Волшебный и раскалённый 3

И полон мир обыденных чудес

Волшебный ветра шум, волшебный лес.

И раскалённый северный закат,

Волшебный чая аромат,

Шуршанье листьев в листопад

И раскалённых слов полночное звучанье

И летних звёзд волшебное мерцанье.

Увы! С возрастом жизнь человека постепенно становится всё более однообразной, всё более скудной. Обычно, чем старше человек, чем ниже уровень жизненной энергии, тем более сужается его жизненное пространство и так, в конечном счёте, можно оказаться запертым в маленькой и душной комнатке, за пределами которой живёт и дышит большой разнообразный мир. Этой нездоровой тенденции нужно противостоять всеми силами. Однако, богатство впечатлений, потребность в общении и новизне должны уравновешиваться противоположной потребностью - в известном, в привычном и безопасном, потребностью в уединённости, в одиночестве и даже в бессобытийности . Внешняя деятельная активность непременно должна уравновешиваться обращением к своему внутреннему миру, к спокойному созерцанию «внутренних ландшафтов».

Восточная мудрость гласит: «Как мутную воду сделать чистой? Надо оставить её в покое, пусть она отстоится». Душа тоже имеет свой желудок, она должна успевать перерабатывать всё то, что обрушивается на неё в течение каждого прожитого дня. Если она не справляется, нужно ей помочь, и наилучшим для этого способом является практика медитации. Но об этом позже.

1 Шопенгауэр А. «Афоризмы житейской мудрости».

2 Тезаурус - в переводе с древнегреческого означает «запас», «сокровище», «накопление». В информатике - это полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, заложенный в памяти компьютера. В психологии - это совокупность знаний и сведений, накопленных человеком в течение его жизни, своего рода информационный запас индивидуума.

Статьи по теме: