Нормативное прогнозирование.

Нормативное прогнозирование представляет собой подход к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей проектов.

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного про­гноза состоит из следующих операций:

– определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и постро­ение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

– обсуждение построенных моделей методами опроса экспер­тов и, при необходимости, населения;

– доработка моделей на основе обсуждений. Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами:

– целеполагание;

– нормы и нормативы;

– оптимизированные расчеты при разработке планов, про­грамм, проектов.

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании, и различие между нормативным и поисковым подходами в этой области заклю­чается не в методике, а в логике исследования. В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом про­гнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном – это оптими­зация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

– абстрагируясь от ограничений прогнозного фона;

– в соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождествен­ные друг другу цели. В каждом случае требуется особый мето­дологический подход.

В случае абстрагирования от ограничений прогнозного фона возможны два подхода: волюнтаристский и научный. Последний требует четкой ориентации на какой либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нор­мативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал су­ществует всегда, во всяком случае объективно, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества. На выявление перспективных проблем, эффективное решение ко­торых подразумевает конкретный идеал, направлен поиско­вый прогноз. Нормативный же прогноз ориентирован на оп­ределение альтернативных путей решения проблем, выявлен­ных прогнозным поиском, путей достижения конкретного иде­ала. Скорректированный конкретный идеал играет роль обо­снования нормативного прогноза и призван содействовать повышению эффективности его в плановых, программных, проектных, организационных разработках.

При анализе данных прогнозного фона в силу их противо­речивости необходимо находить компромисс между ними, ори­ентироваться не просто на «наилучшее», «идеальное», а на «наи­лучшее из возможного». Это реализуется путем перехода к ориен­тации на какой то оптимум, который базируется на определенном идеале и представляет собой еще одну разновидность цели. Конк­ретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение – оптимумом относительным. Оба они являются целью – продуктом целеполагания, т.е. принятия решения, касающегося цели. Для осуществления нормативного прогноза необходимо перевести это решение из категории «децидивного» (управленческого) в кате­горию «эвентуального» (возможного при известных обстоятель­ствах). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции – от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных про­гнозов. Его подкрепляют моделированием – матричным, сценар­ным, сетевым, операционным и пр., морфологическим анализом, опросом экспертов и т.д.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследова­ния является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде «дерева проблем». При нормативном прогнозе путем целеполагания задается «дере­во целей», где вершина – идеал, средние уровни – разные стороны оптимума, нижний уровень – решение конкретных проблем. Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения «дерева целей» средствами прогнозирования; оп­ределения путей возможной реализации этих целей, решения проблем.

Их выполняют методом нормативного моделирования. При этом необходимо иметь в виду, что проведение каждого эвен­туального мероприятия тесно связано с разного рода норма­ми: техническими, экономическими, социальными, правовы­ми и т.д., т.е. норма – своего рода цель, отличная от цели идеала и цели оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую либо нор­му, приблизиться к ней, не нарушить ее – это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существен­ную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и отно­сительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое «прогнозное поле», позволяющее выработать рекомендации для повышения эффективности управле­ния социальными процессами путем сопоставления разных значе­ний, «взвешивания» последствий разного рода эвентуальных реше­ний, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Итак, результатом поискового прогноза являются определение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управ­ления, выявление проблемной ситуации, которая способна перерасти в критическую, а в некоторых случаях – катастрофическую, если не принять своевременных мер к ее преодолению. Аналогич­ным результатом нормативного прогноза будет определение воз­можных путей решения проблем, выявленных прогнозным поис­ком, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой си­туации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. В силу этого обстоятельства так же, как в поисковом прогнозе, необходимо под­робно рассмотреть сам феномен социальной проблемы. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феноме­на социальной цели.

Поисковое прогнозирование (эксплораторное, эксплоративное) – определяет возможное или ожидаемое состояние явления или объекта прогнозирования в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений или действия, на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение.

Поисковое прогнозирование является:

v в технологическом прогнозировании – один из двух подходов к будущему (второй подход – нормативное прогнозирование);

v в обществоведческом прогнозировании (в отличие от естествоведческого) – выявление назревающих проблем; поиска возможных (как правило, проблемных) состояний исследуемого объекта;

v в системах управления – обеспечивает возможность определения перспективных условий развития, формирует ограничения по ресурсам, направлениям развития, основным показателям, характеризующим возможное состояние науки, техники, экономики и культуры.

Поисковый прогноз отвечает на вопрос: «что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?»*

*Например: при сохранении тенденции повышения температуры на Земле возможен «парниковый эффект».

Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления.

Разновидности поисковый прогноза: проектный, исследовательский, изыскательский, трендовый, генетический и т.п.

Наиболее часто используется проектный прогноз.

Проектный (прогнозный проект, дизайн-прогноз) – прогноз конкретных образов того или иного явления в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий. Такой прогноз призван содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование.

Проектный прогноз отвечает на вопрос: «как (конкретно) это возможно, как это может выглядеть?». Здесь также важно сочетание поисковых и нормативных разработок.

По функциональному признаку (направлениям прогнозирования) прогнозы подразделяются на два типа: поисковый и целевой.

Поисковый прогноз - это прогнозирование от настоящего к будущему.

Его задача - выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций.

Так как такой подход основан на аналитических исследованиях, он называется еще и научным, и исследовательским. В литературных источниках его часто называют дескриптивным, т.е. описательным, а также генетическим, так как он предполагает развитие объекта в соответствии с его генетикой (наследственностью), т.е. потенциалом, заложенным в самом объекте.

Нормативно-целевой способ - это прогнозирование от будущего к настоящему (прогнозирование «наоборот»). В этом случае вначале устанавливаются желаемые конечные параметры развития (цели), а затем определяются необходимые для этого финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Такое прогнозирование называют еще нормативным и, чаще, целевым.

Нормативно-целевой прогноз, в отличие от поискового, разрабатывается на базе заранее определенных желаемых целей. Его задача - определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. В то время как поисковый прогноз отталкивается при определении будущего состояния объекта от его прошлого и настоящего, целевой прогноз осуществляется в обратном порядке: от заданного состояния в будущем, наличием материальных, сырьевых, финансовых и других ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели, к существующим тенденциям и их изменениям в свете поставленной цели.

Оба типа прогноза выступают одновременно на практике в качестве направлений, подходов к прогнозированию и используются совместно. В их сочетании четко проявляется побудительная роль прогнозирования как инструмента достижения поставленных целей. Побудительная функция прогнозирования вызывает такую его особенность, как эффект воздействия прогноза на исходные предпосылки предвидения. Эффект воздействия может быть как положительным, вызывающим ускорение осуществления прогноза, так и отрицательным, тормозящим его реализацию, а в ряде случаев сопровождающимся саморазрушением прогноза. Обусловлено это тем, что достижение целей прогноза находится в прямой зависимости от объективных условий его осуществления. Если прогноз отвечает назревшим условиям развития объекта, то его реализация на практике пройдет успешно.

Согласно современной классификации поисковое прогнозирование может быть двух видов:

а) традиционным (или экстраполятивным);

б) новаторским (или альтернативным).

Традиционный метод предполагает, что развитие объекта (например, СЭС) происходит и будет происходить гладко и непрерывно, т.е. будут сохранены все выявленные в прошлом тенденции развития объекта прогнозирования. Поэтому в этом случае прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

Если при этом прогноз не основан на анализе влияния на показатели развития различных факторов, т.е. на многофакторном анализе, а использует зависимость показателей только от времени, то такой прогноз называется «наивным».

В основном «наивный» прогноз используется в стабильных экономических системах для прогнозирования макроэкономических показателей (ВНП, ЧНП, НД, инфляция, занятость).

Подход остается традиционным и в том случае, когда полученные на основе информации прошлых лет модели или зависимости между различными показателями социально-экономического развития, показатели эффективности факторов производства и других факторов, влияющих на результативный показатель, используются без изменения для описания состояния экономики в будущем. Например, формализовано: ВВП =f{K,L) или в виде производственной функции Кобба-Дугласа: ВВП = АКЧ}.

Когда в качестве фактора используется не только время, прогноз не является «наивным», но и в этом случае прогнозисты проецируют тенденции и установившиеся связи в прошлом на будущее, т.е. экстраполируют прошлое в будущее. Например, используются для описания будущего регрессионные уравнения, полученные на основе информации о развитии объекта в прошлом (ретроспективный анализ) без изменения коэффициентов эффективности факторов (коэффициентов регрессии) а,. Или же используются уравнения межотраслевого баланса без изменений технологических коэффициентов cty.

В этих случаях можно говорить об экстраполяции тенденций развития прошлого в будущее, так как не учитываются возможности повышения эффективности, например производства под влиянием ускорения научно-технического прогресса и других факторов.

Новаторский подход, в отличие от традиционного, исходит из того, что развитие объекта (например, экономики страны) не протекает однородно, т.е. согласно выявленным ранее тенденциям в развитии объекта прогнозирования, а носит изменчивый характер за счет наличия неуправляемых факторов, влияющих на сам объект или его подсистемы, проявления внешних и внутренних связей, которые ранее не оказывали сильного влияния или были настолько незначительными, что на них не обращали внимания. Примером может служить влияние НТП на развитие СЭС, изменения конъюнктуры мирового рынка, влияние погодных условий, изменения общественных отношений и тому подобные факторы общественного развития и жизнеобитания.

Но необходимо помнить, что и традиционный подход, исключая только «наивный» прогноз, предполагает вариантность постановки на базе различных значений выбранных существенных факторов. Например, разработка вариантов, отличающихся различными значениями прогнозируемых факторов, влияющих на изучаемый показатель, но не поддающихся влиянию различных мероприятий, предусмотренных в прогнозе. В сельском хозяйстве - это погода (засуха, благоприятная погода, ранние заморозки). В целом для прогнозирования развития национального хозяйства - это состояние мирового финансового рынка, состояние экономики стран-партнеров по торговле, мировые цены на нефть, другие энергоносители (так называемые экзогенные показатели).

Новаторский подход предполагает разработку вариантов, отличающихся по степени и характеру влияния управляющего органа на параметры развития. Например, проведение мер по изменению тенденций, наметившихся в развитии производства путем ускорения роста производительности труда в результате ускорения научно-технического прогресса. Здесь возникают различные варианты развития в зависимости от характера (способа) перераспределения имеющихся средств (капитальных вложений) между производственной, социальной и научно-технической сферами. Варьируется и объем финансовых средств. Например, разрабатываются варианты, в которых заложены различные объемы иностранных инвестиций, доходов в госбюджет.

Новаторский подход сравнительно молод, широкое его применение началось в 1980-е годы, но он быстро завоевал популярность в практике прогнозирования на всех уровнях управления, включая уровень корпораций и их объединений.

Содержание и роль нормативно-целевого способа прогнозирования. Нормативно-целевым его называют потому, что процесс прогнозирования при его использовании схож с процессом планирования, когда определяются цели развития объекта. Однако не следует преувеличивать значение этого способа прогнозирования в общей системе принятия управленческих решений, так как проблему достижения более высоких показателей развития можно решить, используя новаторский поисковый подход.

Нормативно-целевое прогнозирование обычно применятся в тех случаях, когда нет достаточной информации о развитии объекта в прошлом и, следовательно, нет возможности не только многофакторного анализа и моделирования, но даже и установления прогрессивных тенденций развития. В таком случае преимущественно используются качественные методы исследования. Например, в условиях трансформации социально-экономической системы России, ее неопределенности, нестабильности и спада производства целесообразно применять нормативно-целевое прогнозирование.

Установив желаемое конечное состояние развития объекта, прогнозисты далее определяют мероприятия, которые могут обеспечить это состояние, а также необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Прогнозирование потому называют нормативным, что устанавливаемые цели часто основываются на нормативах, например, достижение прогрессивных значений уровня обеспеченности и питания населения, доходов на душу населения, средней зарплаты.

Расчет необходимых ресурсов в случае отсутствия ретроспективной информации по прогрессивным нормам их использования (в условиях трансформации экономики России) также может производиться по прогнозируемым (желаемым) нормативам.

В нормально функционирующей экономике целевое прогнозирование может использоваться с целью уменьшения вариантов развития, рассматриваемых в рамках новаторского поискового прогнозирования. Рассмотрим это на условном примере. Самый прогрессивный вариант традиционного (экстраполяционного) поискового прогноза показал возможность снижения уровня безработицы за пять лет с 10% до 8%. Прогнозисты, используя свои знания и мнения экспертов, предполагают, что максимально возможное снижение уровня безработицы может составить 3%, т.е. ставится цель снижения уровня безработицы до 3%. По каждому году пятилетия разрабатываются мероприятия и определяются ресурсы, способствующие достижению этой цели. Таким образом, задача нормативно-целевого прогнозирования на этой стадии выполнена. Далее включаются инструменты новаторского поискового прогноза, и возможности СЭС сопоставляются с необходимыми ресурсами.

Если невозможно снижение уровня безработицы до 3%, ставится другая цель - снижение уровня до 4%. Опять рассчитываются необходимые ресурсы по каждому году, а затем включается механизм новаторского поискового прогноза.

При достаточно высокой квалификации экспертов и прогнозистов поиск может быть короче, чем при использовании только новаторского поискового подхода.

Как новаторский метод поискового прогнозирования, так и целевой метод схожи с планированием, поскольку в процессе формирования прогнозов устанавливаются цели (при нормативном подходе) и мероприятия по их достижению (при обоих подходах). Поэтому некоторые авторы их не относят к «чистым» прогнозам, каковыми являются прогнозы, полученные традиционным (экстраполятивным) способом.

Вопросы для самоконтроля

Раскройте суть поискового и нормативного способов прогнозирования. 2.

Почему новаторский подход называют также альтернативным? 3.

В чем особенность традиционного метода? 4.

В чем сходство планирования и нормативно-целевого прогнозирования? 5.

Для каких целей и в каких случаях чаще всего применяют нормативно-целевое прогнозирование?


В результате, проведя разграничение между политическим проектированием и политическим прогнозированием, мы подошли к вопросу о классификации политических прогнозов. По целевому критерию выделяются упомянутый выше поисковый прогноз, а также прогноз нормативный. При составлении поискового прогноза основной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, причем, как отмечает И. Бестужев-Лада, в данном случае речь идет об условном продолжении в будущем существующих в настоящий момент тенденций. А задача нормативного прогноза - определить пути и сроки достижения желаемых состояний объекта прогнозирования в будущем. Таким образом, нормативный прогноз представляет собой прогнозирование способов достижения желательных результатов на основе заранее заданных ресурсных и прочих ограничений.
Нормативный прогноз, строящийся по принципу «от уже заданного состояния к существующим тенденциям», действительно крайне близок к процедуре принятия решения. Более того, принцип его действия во многом дублирует этот механизм - ведь при принятии политического решения также вначале ставится цель, которой необходимо добиться, - т.е. показывается то состояние политической системы или отдельной ее части, которого следует достичь, - а потом уже ведется поиск оптимальных путей реализации такой задачи.
Например, в 1995 году Борис Ельцин столкнулся с необходимостью изменить характер отношений с законодательной властью, поскольку по целому ряду вопросов он не мог достичь согласия с Государственной Думой. Желаемое для него будущее состояние политической системы предполагало наличие лояльной главе государства нижней палаты парламента. Прогноз мог предполагать экстренное создание специального предвыборного блока, который благодаря так называемому «административному ресурсу» - использованию имеющихся у исполнительной власти на федеральном и на региональном уровнях возможностей - должен был стать фаворитом избирательной кампании. В результате было сформировано движение «Наш дом - Россия». Но нормативный прогноз не удалось реализовать в полной мере - возможности «партии власти» были переоценены, в результате НДР крайне неудачно выступил на выборах, а большинство в Думе получили КПРФ и ее союзники. А вот в 1999 г. исполнительная власть с аналогичной задачей справилась гораздо успешнее - прогноз относительно способности движения «Единство» эффективно бороться с КПРФ во многом оправдался.
Поисковый прогноз носит более самостоятельный характер с точки зрения его связи с процессом принятия политического решения. Он в первую очередь соответствует своему названию и выполняет функцию поиска проблемных узлов. Поисковые политические прогнозы довольно часто публикуются в политологических журналах и периодической печати. Их авторы пытаются выявить основные тенденции в современном политическом процессе и стремятся продолжить их в будущее, конструируя тем самым новые состояния политической системы.
Иногда такие прогнозы носят сценарный характер - в этом случае автор выделяет несколько доминирующих тенденций и показывает по очереди, как будут развиваться события в случае, если каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать. Отметим, что сценарный подход часто носит для эксперта перестраховочный характер - он затрудняется сделать четкий вывод относительно будущих изменений и предлагает сразу несколько возможных версий событий. Это, естественно, увеличивает шансы, что какая-то из частей прогноза сбудется. Чем больше эксперт предлагает сценариев, тем выше вероятность реализации такого прогноза, но при этом становится крайне затруднительно понять, как же будет выглядеть политическая ситуация через некоторое время, т.е. снижается эвристическая ценность прогноза.
Поисковый прогноз вполне может быть встроен в процедуру принятия политического решения. Ведь если поисковый прогноз выявит, что без изменения существующих тенденций ситуация будет развиваться в крайне неблагоприятном для политического актора направлении, то тогда возникнет необходимость в ее исправлении и принятии соответствующих решений. Таким образом, поисковый прогноз, как и в ряде случаев анализ политической ситуации, призван выполнять диагностическую функцию, выявляя наличие или отсутствие проблемных ситуаций. При фиксации проблемы поисковый прогноз может стать основой политического решения, если политический актор все же сочтет необходимым вмешаться в ситуацию. Но в таком случае поисковый прогноз, как и ситуационный анализ, может быть разорван во времени и в пространстве с этой процедурой - подготовкой решения могут заняться уже другие эксперты, не связанные с группой прогнозирования.
В этой связи целесообразно обратить внимание на связь политического прогноза и ситуационного анализа. Последний является отправной точкой для любого политического прогноза, как поискового, так и нормативного, поскольку именно ситуационный анализ дает возможность определить уже существующие направления развития политического процесса, а также выявить своеобразные потенциальные «полюса роста» - еще не сформировавшиеся, но уже просматривающиеся тенденции в политической сфере.

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами:

– целеполагание;

– нормы и нормативы;

– оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов.

Характерные особенности нормативных разработок

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании. Различие между нормативным и поисковым подходами заключается не в методике, а в логике исследования . В поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны.

В нормативном прогнозе – это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

– абстрагируясь от ограничений прогнозного фона (без ограничений);

– в соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождественные друг другу цели.

В каждом случае требуется особый методологический подход

1. В случае абстрагирования от ограничений прогнозного фона научный подход требует четкой ориентации на какой‑либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нормативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал существует всегда, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества. Поисковый прогноз – это выявление перспективных проблем, эффективное решение которых подразумевает конкретный идеал. Нормативный же прогноз ориентирован на определение альтернативных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, на определение путей достижения конкретного идеала.

2. При анализе данных прогнозного фона в силу их противоречивости необходимо находить компромисс между ними, ориентироваться не просто на «наилучшее», «идеальное», а на «наилучшее из возможного». Конкретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение – оптимумом относительным. Оба они являются целью – продуктом целеполагания, т.е. принятия решения. Для осуществления нормативного прогноза необходимо перевести это решение из категории «децидивного» (управленческого ) в категорию «эвентуального» (возможного при известных обстоятельствах ). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции – от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему , т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных прогнозов.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследования является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде «дерева проблем» . При нормативном прогнозе путем целеполагания задается «дерево целей». Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения «дерева целей» средствами прогнозирования; определения путей возможной реализации этих целей, решения проблем.

Проведение каждого эвентуального мероприятия тесно связано с разного рода нормами: техническими, экономическими, социальными, правовыми и т.д. Норма – своего рода цель, отличная от цели‑идеала и цели‑оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую‑либо норму, приблизиться к ней, не нарушить ее – это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существенную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и относительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое « прогнозное поле ». Оно позволяет выработать рекомендации для повышения эффективности управления социальными процессами путем сопоставления разных значений, «взвешивания» последствий разного рода эвентуальных решений, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Итак, результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой ситуации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феномена социальной цели.

Нормативный (целевой) прогноз разрабатывается с учетом задач, которые ставятся перед экономикой. Для этого государственными органами подготавливается перечень первоочередных заданий. Прогнозы разрабатываются с использованием сценарного подхода, т.е. учитывается комплекс условий, в качестве исходных (например, погодные, общесвенно-политические, международные, правовые и др.).

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного прогноза состоит из следующих операций:

· определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

· обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов и, при необходимости, населения;

· доработка моделей на основе обсуждений.

Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами: целеполагание; нормы и нормативы; оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов.

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании, и различие между нормативным и поисковым подходами в этой области заключается не в методике, а в логике исследования. В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном – это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

· абстрагируясь от ограничений прогнозного фона;

· в соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождественные друг другу цели. В каждом случае требуется особый методологический подход.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции – от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных прогнозов. Его подкрепляют моделированием – матричным, сценарным, сетевым, операционным и пр., морфологическим анализом, опросом экспертов и т.д.



Их выполняют методом нормативного моделирования. При этом необходимо иметь в виду, что проведение каждого эвентуального мероприятия тесно связано с разного рода нормами: техническими, экономическими, социальными, правовыми и т.д., т.е. норма – своего рода цель, отличная от цели-идеала и цели-оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую-либо норму, приблизиться к ней, не нарушить ее – это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существенную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и относительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое “прогнозное поле”, позволяющее выработать рекомендации для повышения эффективности управления социальными процессами путем сопоставления разных значений, “взвешивания” последствий разного рода эвентуальных решений, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Подводя итог по данному вопросу можно выделить следующее поисковый прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций? Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем.

Статьи по теме: