Особенности организации автоматизированных информационных систем в казначействе. С информационной системой казначейство – клиент Федеральная информационная система федерального казначейства

  • Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС),
  • ГИС "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях" (ГИС ГМУ),
  • Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) ,
  • Систему обеспечения сбора, анализа и визуализации данных для центрального аппарата Федерального казначейства (КПЭ),
  • Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (ГАСУ) ,
  • Государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ) .
  • ИТ-инфраструктура

    • Поддержка ИТ-инфраструктуры Федерального казначейства России

    Импортозамещение информационных систем в Федеральном Казначействе

    Хроника информатизации

    2018

    * Замруководителя Казначейства Александр Албычев на TAdviser SummIT - о мега-проекте переезда госорганов на облачную бухгалтерию

    Создание ИТ-инфраструктуры на базе ЦОДов ФНС

    В июле 2016 года структура ФНС России «Налог-Сервис» объявила аукцион на создание программно-аппаратного комплекса для Федерального Казначейства в резервном ЦОДе, расположенном в Городце в Нижегородской области (РЦОД №1). Подробнее о проекте - по ссылке .

    2015: "ОТР-2000" и "Ланит" - крупнейшие ИТ-поставщики года

    Ежегодно Федеральное казначейство тратит на информатизацию по 7-8 млрд рублей, занимая по этому показателю одну из лидирующих позиций среди федеральных госструктур.

    В сентябре 2015 года TAdviser проанализировал закупки Федерального казначейства с целью определить его крупнейших поставщиков ИТ-продуктов и услуг. Учитывались тендеры 2010-2015 годов, сумма которых превышает 50 млн рублей.

    Топ-5 поставщиков ИТ-продуктов и услуг для Федерального казначейства
    Компания Сумма контрактов в руб. Количество выигранных тендеров Годы побед в тендерах Виды работ
    1 ОТР-2000 6,76 млрд 12 2010-2015
    2 Ланит (включая контракты Онланта) 5,25 млрд 21 2010-2015 Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования
    3 Ай-Теко (включая контракты Сервионика) 3,59 млрд 6 2010-2014 Услуги по разработке, сопровождение, поставка оборудования
    4 НКК (Систематика , ТопC) 2,82 млрд 4 2011,2013-2014 Поставка оборудования
    5 Компьютел 2,79 млрд 7 2011-2015 Постака оборудования и ПО, сопровождение

    Данные: аналитический центр TAdviser, сентябрь 2015

    Главные ИТ-подрядчики Казначейства - компании ОТР и "Ланит" помимо поставки готового оборудования и ПО занимаются разработкой и сопровождением основной информационной системы

    Федеральное казначейство - это специальный государственный орган, созданный для управления доходами и расходами федерального бюджета, контролем за поступлением и исполнением внебюджетных средств, управлением и обслуживанием совместно с уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга России и т.д.

    Указом Президента от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» была образована единая централизованная система органов Федерального казначейства, включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

    «Положение о Федеральном казначействе РФ» было утверждено Правительством в апреле 1993 г. С тех пор выплаты средств федерального бюджета начали осуществляться через казначейство.

    Организационно-функциональная структура Федерального казначейства РФ имеет три уровня:

    Главное управление Федерального казначейства (ГУФК);

    региональные управления Федерального казначейства (УФК);

    районные отделения Федерального казначейства (ОФК).

    Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаимозачетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии Российской Федерации.

    Задачи, стоящие перед казначейством, в полной мере могут быть решены путем создания автоматизированной информационной системы финансовых расчетов с использованием современных информационных технологий.

    В результате создания и внедрения единой автоматизированной системы Федерального казначейства должно быть достигнуто:

    сокращение бумажного документооборота и объемов ручного труда при обработке информации и одновременно увеличение общего объема обрабатываемой информации, ее полноты и достоверности;

    повышение оперативности обработки информации, поступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;

    стандартизация информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов и правил задания и предоставление их реквизитов) для обеспечения унифицированной обработки финансовой информации как единой взаимосвязанной системы;

    повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и эффективного контроля за их получением и использованием;

    углубленный автоматизированный анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

    повышение оперативности и полноты обмена информации с внешними системами - с налоговыми службами, банками, финансовыми органами, таможенными органами и т.д.;

    повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета (по видам) по запросу на любую дату учета;

    углубленный аналитический анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических уровнях системы исполнения бюджета;

    оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета (методических и инструктивных материалов - сверху вниз, обобщенной и аналитической информации - снизу вверх).

    Наличие единой АИС казначейства позволяет на основе четко определяемых объектов потребностей наиболее реально селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных проблем в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.

    Основное назначение системы - согласование и обеспечение взаимодействия органов Федерального казначейства всех уровней, их оперативное информационное обеспечение, автоматизация основных операций, организация системы связи и передачи данных.

    В основу создания АИС казначейства заложены принципы формирования единой информационной базы, защиты данных от несанкционированного доступа и способность адаптации программного комплекса к условиям конкретного органа казначейства.

    Все операции, проводимые в казначействе, оформляются документами.

    Поскольку федеральный бюджет складывается из доходной и расходной части, то существует два относительно независимых друг от друга потока документов по доходам и по расходам бюджета.

    Органы казначейства контролируют движение денег по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетов разных уровней. В состав АИС Федерального казначейства входят три основных программных комплекса. 1.

    «КАЗНА», учитывающий доходы федерального бюджета и распределение регулирующих налогов между бюджетами разных уровней. 2.

    «СМЕТА-W», «СМЕТА-F», учитывающие расходы из федерального бюджета и финансирование бюджетополучателей, организованных органами Федерального казначейства. 3.

    Внутриказначейский учет и отчетность. В частности, в бухгалтерии районного отделения казначейства решаются следующие комплексы задач: «Кадры», «Делопроизводства», «Склад», «Учет материальных ценностей», «Заработная плата», «Отчетность», а также формирование отчетности по исполнению сметы расходов отделений казначейства.

    Система органов казначейства России создавалась очень динамично. За годы развития казначейской системы были организованы органы Федерального казначейства в региональных структурах, начато их оснащение средствами хозяйственного обеспечения и оргтехники, в том числе - вычислительной техникой, средствами связи и передачи информации. Методология работы органов казначейства за короткое время развития претерпела существенное изменение и продолжает динамично развиваться. Комплекс принятых мер при создании системы позволил вывести эту структуру на лидирующие позиции в области государственных учреждений и организаций финансовой сферы как по технической оснащенности, так и по динамике развития методологической и технологической поддержки.

    Информационный комплекс казначейских органов способен не только обеспечить функционально, в сочетании с банковской системой исполнение органами казначейства федерального бюджета, но и организовать эффективное динамичное взаимодействие финансовых органов разных уровней и ведомственной принадлежности, а также банковской и налоговой систем. В основу создания такого комплекса положена технология централизованных и распределенных решений на основе применения высокотехнологичных операционных систем и систем управления базами данных (СУБД) и помехоустойчивых, защищенных от несанкционированного доступа телекоммуникационных систем. Развитие и применение такой единой технологии с созданием на ее основе корпоративных (ведомственных) систем позволяет решить проблему межведомственного взаимодействия сложных защищенных информационно-технических комплексов.

    В функции Федерального казначейства входят:

    организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства, в банках исходя из принципа единой кассы;

    регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

    осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

    сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

    управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга России;

    разработка методических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся государственными средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, и т.д.

    Для выполнения указанных функций создана сложная многоуровневая система с развитыми функциональными и информационными связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой Федеральной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками.

    Сложность системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях, охватывая большое количество участников из разных ведомств. Схема движения информационных потоков денежных средств и документов при финансировании предприятий из федерального бюджета через систему казначейских органов приведена на рис. 9.3.

    По приоритетности решения проблем развития казначейской системы выделяются два основных направления: 1)

    создание автоматизированной единой системы учета исполнения доходов и расходов федерального бюджета и интеграция этой системы с платежно-расчетной системой Центрального банка РФ и информационной системой налоговой службы; 2)

    создание автоматизированной единой депозитарной системы органов Федерального казначейства и ее интеграция с рынком ценных бумаг.

    Оба направления связаны не только с созданием необходимых программно-аппаратных средств в органах казначейства, но и с совершенствованием смежных систем.

    Так, согласованное развитие межбанковской платежно-расчетной системы и информационного комплекса органов казначейства позволяет в целях повышения оперативности исполнения и учета изменить существующую схему сбора доходов бюджета и доведения средств федерального бюджета до получателей.

    Использование эффективной системы электронных платежей с единым расчетным центром позволяет организовать полный цикл зачисления и учета доходов бюджета с завершенными межбюджет- ными расчетами в течение одного операционного дня. При этом учет поступлений доходов осуществляется автоматически с полной аналитической разверсткой по бюджетной классификации, территориям, налогоплательщикам и т.д.

    Распределение регулирующих доходов и перечисление средств в региональные бюджеты осуществляется также из единого расчетного центра с использованием электронных платежей, причем эти операции входят в полный цикл зачисления и учета доходов федерального бюджета. Такая организация позволяет повысить оперативность исполнения доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, а также оперативность и точность информации о средствах, поступивших в доход бюджетов всех уровней. Реестры на перечисление средств

    Оперативный отчет, отч ет о финансировании, отчет об исполнении бюджета Утвержденные сметы расходов, месячная, кварталь- Перечисление ная и годовая отчетность

    Реестр, копия ^ Утвержденная смета расходов

    расходов платежного поручения

    лг Реестр,

    копия платежного поручения

    Главное управление Федерального казначейства

    Оперативный отчет, отчет о финансировании, отчет об исполнении бюджета

    Распорядители

    1-й уровень

    Управление Федерального казначейства

    Утвержденные сметы расходов, месячная, квартальная и годовая отчетность

    Копия реестра на перечисление

    Рис. 9.3. Движение информационных потоков, денежных средств и документов при финансировании из федерального бюджета через систему казначейских органов

    Главной целью создания информационного комплекса органов Федерального казначейства является существенное повышение эффективности исполнения федерального бюджета. Это позволяет органам Федерального казначейства оперативно, точно и эффективно решать весь объем задач, поставленных перед системой:

    оперативный и точный учет доходов федерального бюджета;

    взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами всех уровней;

    быстрое и точное доведение средств федерального бюджета до конечных получателей;

    текущий полный оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств;

    оперативный и объективный анализ исполнения федерального бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов на любой заданный период;

    управление и обслуживание государственного внутреннего долга и т.д.

    Исходя из постановки главной целью создания автоматизированной информационной технологии в органах казначейства к информационной системе казначейства предъявляются следующие требования:

    оперативно, точно и достоверно решать задачи по учету доходов федерального бюджета;

    организовывать взаимодействие между федеральным бюджетом, бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами всех уровней;

    быстро и точно доводить средства федерального бюджета до конечных получателей;

    обеспечивать текущий, полный, оперативный и строгий контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств;

    обеспечивать оперативный и объективный анализ исполнения федерального бюджета и прогнозирование поступления доходов в бюджет и предстоящих расходов на любой заданный период;

    управлять и обслуживать государственный внутренний долг;

    соответствовать действующей в России законодательной практике и нормативным требованиям Министерства финансов РФ;

    обслуживать конфиденциальную и секретную информацию в соответствии с требованиями компетентных органов;

    обеспечивать юридическую преемственность первичного документа и его электронной копии, а также ее сохранность в

    течение всего периода их регламентного существования, определяемого инструкциями и положениями о делопроизводстве, и т.д.

    Достижение основных целей построения автоматизированной информационной технологии органов казначейства возможно при выполнении в процессе ее создания ряда условий. 1.

    Информационная система, обслуживающая исполнение федерального бюджета, должна строиться на базе автоматизированного бухгалтерского учета с эквивалентной по степени детализации настройкой планов счетов. Бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета должен проводиться в аналитическом аспекте на всю глубину бюджетной классификации, в том числе в разрезе конечных получателей бюджетных средств. Такой принцип позволит иметь в учетных регистрах информационного комплекса оперативное и достоверное отражение фактического состояния федерального бюджета на любом уровне. 2.

    Информационная система казначейства должна быть адаптирована к работе как с традиционными банковскими операциями, так и с системами электронных банковских расчетов и поддерживать активное взаимодействие с информационными системами исполнения федерального и региональных бюджетов. Такие смежные с комплексом системы должны базироваться на полномасштабном, автоматизированном и оперативном бухгалтерском учете исполнения бюджетов и предусматривать однократное формирование информации при обработке первичных документов, в том числе платежных документов в банковской системе. 3.

    Основные процессы исполнения бюджета должны быть согласованы и синхронизированы в течение операционного дня, недели, месяца, квартала, года. 4.

    Необходима организация единой технологической информационной коммуникационной системы органов, исполняющих бюджеты различных уровней. 5.

    Информация, входящая в ту или иную смежную ведомственную систему в ходе их взаимодействия, должна быть достоверна, что требует применения единой технологии защиты информации от несанкционированного доступа и защиты электронной подписи. 6.

    При организации и внедрении автоматизированной информационной технологии казначейства необходимо применение технологических и методических решений, позволяющих проводить модификацию как всей системы или ее ядра, так и только отдельных АРМ и отдельных задач на рабочих местах, не затрагивая текущую работу остальной системы в целом, и т.д.

    Аппаратно-программная система казначейства. Исходя из перечисленных требований к АИС казначейства и условий построения этой системы используют две архитектуры автоматизированной информационной технологии: 1)

    «терминальную» - на основе применения центрального вычислительного комплекса высокой производительности - мэйнфрейма (mainframe) и системы локализованных и удаленных терминалов, в том числе интеллектуальных; 2)

    «клиент-сервер» - на основе организации коллективной высокопроизводительной работы с базами данных в локальных вычислительных сетях организации.

    Создание информационных систем в терминальной архитектуре с использованием мэйнфреймов4 имеет значительные исторические традиции. За рубежом и в России еще недавно широко использовались такие комплексы на основе ЭВМ высокой производительности.

    Преимуществом таких систем является централизованная многопоточная и многозадачная обработка всей информации, находящейся в информационной системе. Это позволяет оптимизировать использование дорогостоящих вычислительных ресурсов высокой производительности центральной машины. При работе мэйнфрейма каждому пользователю и каждому процессу выделяется комплекс информационных ресурсов, позволяющий решать поставленные задачи. Пользователь может общаться с машиной как с помощью скоростных устройств ввода-вывода информации, являющихся принадлежностью вычислительного комплекса на базе мэйнфрейма, так и посредством работы на терминалах, подключенных к центральной машине комплекса.

    Операционные системы мэйнфреймов отличаются устойчивостью в работе, защищенностью и эффективностью использования ресурсов памяти, центрального процессора (одного или нескольких) и периферийных устройств ввода-вывода информации.

    Эта архитектура изначально была ориентирована на эффективное решение нескольких (или многих) разных задач одновременно в режиме разделения времени, потому имеет развитые средства защиты информации и защиты от сбоев. Расчет операционных систем на работу большого числа (до нескольких тысяч) пользователей определил создание развитых и скоростных телекоммуникационных средств, встроенных в операционные системы и аппаратную часть мэйнфреймов.

    Аппаратная часть системы, созданная для условий многолетней безостановочной работы в напряженном режиме обработки информации, отличается высокой надежностью и отказоустойчивостью. Программные продукты, установленные только на центральную машину, позволяют достаточно легко и быстро выполнять модификацию и замену без ущерба для пользователей системы.

    Однако в последние годы мировая практика свидетельствует о значительной переориентации основных потребителей систем на основе мэйнфреймов на применение более дешевых решений с использованием новых компьютерных технологий. Это происходит по ряду причин.

    Создание терминальных систем чаще всего приводит к монополизации поставщиком начальной системы всех услуг по их развитию.

    Интенсивное развитие персональных компьютеров и мини- ЭВМ на основе высокопроизводительных процессорных комплексов, насыщение ими рынка информационных технологий привели к появлению недорогих конкурентных решений.

    Снижение цен на вычислительные системы на базе мощных микропроцессоров при повышении их производительности и экономичности энергопотребления делает эти системы очень привлекательными для широкого применения в сферах, традиционных для мэйнфреймов, - банках, коммуникациях, финансовой деятельности, сложных корпоративных системах.

    Совершенствование операционных систем персональных компьютеров и систем на их основе приближает их к мэйнфреймам по характеристикам как производительности и надежности, так и в области поддержки многозадачности и многопоточности.

    С расцветом и микрокомпьютеров и мини-компьютерных систем значение мэйнфреймов снизилось. Стоимость мэйнфреймов относительно высока: один компьютер с пакетом прикладных программ оценивается минимум в миллион долларов. Несмотря на это, они активно используются в финансовой сфере и оборонном комплексе, где занимают от 20 до 30% компьютерного парка, так как использование мэйнфреймов для централизованного хранения и обработки достаточно большого объема информации обходится дешевле, чем обслуживание распределенных систем обработки данных, состоящих из сотен и тысяч персональных компьютеров.

    В системе «клиент-сервер» находится не только общая база данных, но и программы поиска. Это позволяет запрашивать не все данные, а только те, которые необходимы пользователю.

    Очень многие СУБД разделяют свою работу на два уровня по системе «клиент-сервер». С точки зрения исполнения программа разделена на две части - клиентскую и серверную. На клиентской части (компьютере) происходит контакт с внешним миром. На компьютере-сервере расположены общие для всех клиентов данные и работает специальная программа - сервер баз данных, оптимизирующая выполнение запросов клиентов.

    Клиент - программа обработки, она же пользовательская и прикладная программа. Обычно занимается интерфейсом с пользователем, а всю фактическую работу с базой данных возлагает на БД-сервер. Сервер базы данных передает выбранную из базы информацию по межпроцессорному каналу клиенту.

    Быстродействие - основной фактор целесообразности разработки систем для архитектуры «клиент-сервер».

    Постоянно идет работа по совершенствованию самого метода хранения и обработки информации, и если его реализация (т.е. БД- сервер) сменилась, то не потребуется перекомпилировать с новыми библиотеками все разработанные программы, а достаточно будет инсталлировать новый БД-сервер взамен старого и перевести базы данных в формат нового сервера (применив для этого прилагаемую к нему утилиту).

    Используя множество небольших компьютеров, разработчики систем «клиент-сервер» могут эмулировать вычислительную мощность больших ЭВМ, распределяя прикладную задачу по различным микрокомпьютерам и серверам. Каждый из них берет на себя свою часть вычислительной нагрузки, используя информацию совместно с другими процессорами сети. Суть идеи в том, чтобы повысить мощность системы, не наращивая производительность одного компьютера, а суммируя средства многих.

    Архитектура «клиент-сервер» предоставляет разработчикам ПО исключительную свободу выбора и согласования разных типов компонентов для клиента, сервера и всех промежуточных звеньев.

    Сейчас большинство ведущих производителей автоматизированных информационных технологий предлагают продукты автоматизированных систем казначейства, основанных на технологии «клиент-сервер».

    Главная мысль, заложенная в эту технологию - минимизировать объем данных, передаваемых по сети, поскольку основные потери времени и сбои происходят именно из-за недостаточно высокой пропускной способности сети.

    Работа в ЛВС на основе технологий коллективного создания и использования документа позволяет органам казначейства сократить производство излишних или ненужных документов на бумажном носителе. Подобная технология позволяет организовать безбу мажную технологию работы органов казначейства в режиме электронного офиса.

    В соответствии с организационно-функциональной структурой органов Федерального казначейства структура единой корпоративной сети содержит три уровня: 1-

    й уровень - локальная вычислительная сеть Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ; 2-

    й уровень - локальные вычислительные сети в управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ; 3-

    й уровень - локальные вычислительные сети в отделениях Федерального казначейства по городам, районам и районам в городах.

    Развертывание подсистем программного комплекса RS-Казначейство осуществляется на основе технологии «клиент-сервер» для платформ Windows (95/98/Me/NT/2000/XP/2003) в трехуровневой архитектуре с построением реляционных баз данных. Предусматривается организация взаимодействия рабочих мест с обменом данными в режимах онлайн/офлайн и выполнением распределенных транзакций обработки данных.

    Возможная СУБД программного комплекса RS-Казначейство - MS SQL или Oracle. Программной платформой разработки служит самая современная и прогрессивная платформа «.NET», предполагающая наиболее универсальную, открытую и мобильную архитектуру разработки сложных информационно-аналитических приложений.

    Серверы БД ориентированы на ОС Microsoft Windows 2000, Microsoft Windows NT 4.0, Microsoft Windows 2003. Работа клиентских машин гарантирована под ОС Microsoft Windows 95, 98, NT, ME, 2000, 2003, XP.

    Предусматривается использование современных XML-форматов передачи и обмена данными.

    При организации автоматизированного рабочего места любой подсистемы осуществляется точная индивидуальная настройка рабочих мест финансового органа, закрепление зоны ответственности в процессе планирования бюджета, определение права доступа как отдельных сотрудников, так и подразделений (отделов), групп пользователей.

    Информационное взаимодействие субъектов бюджета - АРМ обеспечивается специальными служебными компонентами приема- передачи данных, входящими в состав подсистемы. В целях безопасности и сохранения целостности информации в системе используются сертифицированные средства криптографической защиты (шифрование и электронно-цифровая подпись).

    В общем виде автоматизированная информационная технология органов казначейства, построенная на базе архитектуры «клиент- сервер», должна содержать в своем составе АРМ администраторов офисных систем и службы информационной безопасности, администрации органов казначейства и казначеев, выполняющих конкретные функции при исполнении бюджетов разных уровней. Организация работы офиса в целом и его технологических частей, связанных с работой в банковских системах платежей, в том числе электронных, и с депозитарной системой обслуживания рынка государственных ценных бумаг, строится на едином принципе коллективной работы с объектами - электронными документами, являющимися юридически полноценными эквивалентами бумажного документа, принятого в традиционном документообороте. Такой подход усложняет работу распределенных систем, но обеспечивает юридическую целостность информации в системе и надежность при коллективной обработке информации.

    Рабочие места такого офиса должны достоверно воспроизводить все нормативные условия создания и обработки документов - от регистрации и организации маршрута обработки до фиксирования принятия решения. Обычно такие системы функционируют на основе жестко организованных процедур на конкретных АРМ, связанных в маршрутные потоки передачи информации с одного АРМ на другое посредством транспорта файлов документа.

    Для организации автоматизированной информационной технологии в казначействе организуется специальная система коммуникаций. Передача данных может осуществляться по телефонным и телеграфным каналам связи.

    Наиболее перспективны в плане построения корпоративных коммуникационных решений для распределенных по большой территории страны организационных структур система телефонной связи и региональные компьютерные сетевые решения с общим доступом, организованные на ее основе. В настоящее время система междугородной связи основана на применении относительно современных станций серии «Квант», позволяющих набирать номер абонента без участия операторов с использованием единых междугородных кодов. Использование этих станций позволяет организовывать по коммутируемым каналам связи автоматизированный обмен информацией посредством компьютеров, оснащенных телефонными модемами и соответствующим прикладным коммуникационным программным обеспечением. Скорость обмена весьма велика - от 1200 до 28 000 бод и более (в выделенных каналах связи скорость передачи данных может достигать 1,5 Мбод).

    При значительном трафике информационного обмена между удаленными абонентами или при технологической необходимости иметь малое фиксированное время установления соединения между участниками обмена может быть использована выделенная линия связи, когда линия связи существует постоянно, независимо от наличия или отсутствия передачи информации. Междугородная и городские (районные) телефонные эксплуатационные организации выделяют канальные емкости в постоянное пользование на условиях договора аренды. При значительной стоимости аренды таких каналов их следует использовать только по необходимости, подтверждаемой технико-экономическим обоснованием.

    Вариантом работы корпоративной коммуникационной системы по выделенным каналам связи является участие организации и ее удаленных филиалов в работе региональной или глобальной компьютерной сети общего доступа.

    При организации информационного обмена по коммутируемым каналам телефонной междугородней связи существенное влияние на стабильность характеристик передачи оказывает качество физических каналов связи, автоматически выделяемых системой при соединении абонентов. Однако следует учесть, что большая протяженность линий связи, значительное количество промежуточных соединений на линии, физическая изношенность оборудования и линий передач на отдельных участках существенно снижают надежность телефонной модемной связи по коммутируемым каналам. В настоящее время органами Федерального казначейства на базе качественных модемов и специализированного коммуникационного прикладного программного обеспечения организована ведомственная система передачи информации во все регионы. Эта система используется в качестве эффективной площадки для организации информационной технологии казначейских органов, работающей в режиме реального времени на маршрутизированных виртуальных каналах передачи данных, в том числе с защитой информации от несанкционированного доступа, при передаче данных с удаленных терминалов на центральный сервер данных.

    Таким образом, автоматизированная информационная система казначейства является составной частью интегрированной аппаратно-программной системы, объединяющей отдельные информационно-технологические аппаратно-программные средства и системы органов Федерального казначейства разных уровней, включая локальные вычислительные сети, отдельные АРМ и терминалы, коммуникационные компьютерные системы и средства, имеющиеся в распоряжении этих учреждений.

    Автоматизированная информационная система казначейства предоставляет возможность проводить оперативный и эффективный обмен информацией в согласованных форматах данных между всеми участниками бюджетного процесса - как непосредственно между территориальными органами Федерального казначейства, так и между органами Федерального казначейства и другими организациями, участвующими в получении, перечислении и контроле бюджетных средств.

    На сегодняшний день нагрузка на систему казначейства многократно возросла, и эта тенденция будет в ближайшее время только усиливаться.

    Федеральное казначейство проводит очень сложную работу по созданию единой автоматизированной системы Федерального казначейства, которая должна будет обеспечить работу казначейства на территории России как единого целостного организма

    В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы казначейской структуры, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость вычислительной сети, позволяющей обрабатывать огромные информационные потоки.

    Технология автоматизированного учета доходов (система «Казна»). Автоматизированная информационная система исполнения доходов части федерального бюджета представляет собой программный комплекс, обеспечивающий выполнение следующих функций:

    сбор, регистрацию, передачу, хранение, обработку и анализ информации по доходной части федерального бюджета;

    получение своевременной и достоверной информации о поступлении средств в федеральный бюджет;

    формирование учетных и платежных документов, а также регламентированной отчетности;

    выдачу по запросам справочной, статистической и аналитической информации.

    На основе полученной информации подразделениями казначейства решаются следующие задачи:

    непосредственный контроль за динамикой поступления средств в федеральный бюджет;

    распределение регулирующих налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

    осуществление контроля за движением средств, поступающих в виде налогов в федеральный бюджет через банки;

    передача информации из низших подразделений казначейства в налоговые и финансовые органы, а также в вышестоящие органы казначейства;

    прогнозирование динамики поступления средств в целях планирования и корректировки ассигнований из федерального бюджета.

    Автоматизированная система учета доходов в зависимости от масштаба решаемых задач создается на трех основных уровнях Федерального казначейства (см. выше).

    Была разработана временная автоматизированная система Федерального казначейства АСФК РФ. Ее основным назначением стало согласование и обеспечение взаимодействия органов Федерального казначейства всех уровней, их оперативное информационное обеспечение, автоматизация основных операций, организация системы связи и передачи данных.

    В основу создания АСФК РФ были заложены принципы формирования единой информационной базы, защиты данных от несанкционированного доступа и способность адаптации программного комплекса к условиям конкретного органа Федерального казначейства.

    В Главном управлении Федерального казначейства Минфина РФ и его территориальных органов внедрены и эксплуатируются отдельные компоненты информационной системы, отсутствуют сквозные технологии обработки данных, а часть информационных технологий устарела, сбор и обработка значительной части информации дублируется разными организациями (налоговыми службами, таможенным комитетом, финансовыми органами, региональными и отраслевыми органами правления, органами статистики и др.). При этом отсутствует нормативно-правовое обеспечение, определяющее информационное взаимодействие с использованием каналов связи (носителей) между экономическими ведомствами.

    Все операции, проводимые в казначействе, оформляются документами. Поскольку федеральный бюджет складывается из доходной и расходной части, то существует два относительно независимых друг от друга потока документов по доходам федерального бюджета и по его расходам.

    Поэтому выделяются в основном две программные подсистемы:

    подсистема учета доходов федерального бюджета (система «Казна»);

    подсистема учета расходов из федерального бюджета и финансирования получателей бюджетных средств с лицевых счетов, открытых региональным органам Федерального казначейства (система «Смета-F»).

    Кроме того, в бухгалтериях казначейских органов решаются внутриведомственные задачи, связанные с учетом исполнения и формирования отчетности по исполнению сметы расходов отделений казначейства. В частности, в бухгалтерии районного отделения казначейства решаются следующие комплексы задач: «Кадры», «Делопроизводство», «Склад», «Учет материальных ценностей», «Заработная плата», «Отчетность».

    Технология электронного документооборота по формированию доходов федерального бюджета состоит в следующем . 1.

    Налогоплательщик подает в банк, где открыты его расчетные счета, платежное поручение об уплате налогов федеральный бюджет в четырех экземплярах. Один экземпляр платежного поручения со штампом об уплате возвращается налогоплательщику, один экземпляр остается в банке налогоплательщика, два экземпляра отправляются в банк, в котором открыт текущий счет казначейства, при этом один из них остается в банке, а другой направляется в казначейство. 2.

    Поступившие суммы налогов и других платежей ежедневно электронным платежом перечисляются банками налогоплательщиков в банк, в котором открыт доходный счет казначейства.

    При перечислении в банк передаются копии платежного документа и сводное авизо. 3.

    Банк, в котором открыт текущий счет казначейства, зачисляет налоги и платежи на указанный счет, после чего по электронным каналам связи пересылает в казначейство копии поступивших платежных документов и выписку о поступлении доходов. 4.

    Казначейство в течение одного рабочего дня обрабатывает платежные документы, полученные из банка, т.е. заносит их в базу данных с учетом распределения регулирующих налогов в соответствии с действующим законодательством. 5.

    Завершением учета доходов за операционный день органов Федерального казначейства для счета 40101 является вывод на печать платежных поручений на счет доходов федерального бюджета и на счет бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

    Операционный день для этого счета заканчивается при получении выписки банка с отметкой о прохождении подготовленных документов.

    Система «Казна» постоянно модифицируется и дорабатывается в связи с изменением нормативно-законодательной базы, набора и технологии исполнения операций, с учетом предложений, замечаний и пожеланий от регионов.

    Проводится развитие реализованных возможностей, опытное и промышленное внедрение, обучение, сопровождение, поддержка горячей линии, оказание консультационных услуг.

    Система предназначена для пользователей четырех категорий: 1)

    администратора - специалиста по вопросам ведения и поддержки автоматизированной системы, по вопросам оргтехники и локальной вычислительной сети; 2)

    финансиста (казначея) - специалиста, ответственного за выполнение финансовых операций; 3)

    операциониста - специалиста, ответственного за ввод информации в систему; 4)

    бухгалтера - специалиста, ответственного за выполнение бухгалтерских операций и ведение бухгалтерской отчетности.

    Система позволяет создавать новые категории рабочих мест, работает в многопользовательском сетевом режиме, кроме того, можно работать в локальном режиме.

    Функциональная наполненность автоматизированной системы на сегодня представлена следующими программными комплексами:

    «Аналитический учет и распределение доходов федерального бюджета в условиях ведения централизованного балансового счета 40101»;

    «Аналитический учет и распределение доходов местных бюджетов»;

    «Бухгалтерский учет исполнения бюджета»;

    «Аналитический учет и распределение доходов федерального бюджета»;

    «Учет таможенных платежей на счетах, открытых в органах Федерального казначейства»;

    «Информационное взаимодействие с территориальными органами МНС, банками, органами Федерального казначейства на других уровнях»;

    «Создание и ведение базы данных нормативно-справочной информации».

    Сервисные функции АИС «Казна». Эта система наделена средствами:

    контроля корректности и целостности вводимой и обрабатываемой информации;

    выдачи сообщений о ходе выполнения процессов и допускаемых ошибках со стороны пользователя;

    автоматизированного копирования и восстановления информации по операциям за день;

    архивации данных закрытого периода для хранения их в сжатом виде и возможностью разархивации;

    настройки пользовательского меню (дизайн меню, функциональные возможности);

    средствами ограничения прав доступа определенных категорий пользователей в целях предотвращения несанкционированного доступа;

    генерации отчетов по произвольным запросам, создаваемым пользователем.

    расширения системы (например, через функции пользователя возможно подключение автономных модулей);

    просмотра баз данных по выбираемым критериям поиска и просмотра;

    проверки целостности баз данных (несколько уровней);

    инициализации данных с любой промежуточной даты в течение финансового года.

    При установке рабочих параметров системы для конкретного пользователя система обеспечивает: 1)

    логический контроль вводимой и обрабатываемой информации; 2)

    контроль на соответствие вводимых данных содержанию справочников; 3)

    блокировку действий пользователя в случае серьезных нарушений в БД.

    Автоматизированный учет расходов (система «Смета-F»). Программная система «Смета-F» предназначена для автоматизированного учета финансовых операций отделений финансового казначейства и позволяет выполнять следующие функции:

    вести каталоги клиентов, их атрибуты и характеристики;

    вести каталог лицевых счетов распорядителей бюджетных средств (РБС);

    вводить платежные документы;

    устанавливать соответствие между введенными платежными документами и выписками со счетов определенного казначейства в банке с автоматическим формированием проводок по счетам;

    разносить проводки по лицевым счетам распорядителей средств;

    учитывать постановку платежных документов на картотеку;

    повышать достоверность расчетов при вводе платежных документов за счет подключения к справочнику распорядителей бюджетных ассигнований предприятий - корреспондентов в банке;

    формировать и печатать отчетные формы и документы;

    вести архивы платежных документов;

    настраивать атрибуты отделений Федерального казначейства;

    устанавливать разный уровень доступа к информации для

    пользователей системы.

    В автоматизированной системе казначейства заложены рабочие средства:

    администратора системы (АС);

    отдела платежей;

    операционного отдела;

    бухгалтерии.

    Каждому рабочему месту соответствуют определенные функции, которые можно корректировать и дополнять.

    В качестве отправной точки технологического процесса примем поступления реестра Управления Федерального казначейства на первичное финансирование в отдел платежей. Если финансированной организации еще нет в числе обслуживаемых Федеральным казначейством, то отдел платежей извещает данную организацию о поступлении финансирования, подготавливает пакет документов, которые необходимо представить организации для открытия лицевого счета (заявление, договор на обслуживание, карточки с образцами подписей, кассовую заявку и смету расходов). Каждой организации, обслуживаемой Федеральным казначейством, присваивается регистрационный номер, и все ее документы хранятся в специальной папке с данным номером. Каждой обслуживаемой организации открывается лицевой счет (у одной организации может быть несколько лицевых счетов в зависимости от символа финансирования).

    Открытие лицевых счетов РБА осуществляется по распоряжению бухгалтерии на основе комплекта документов, предоставляемых РБА и ОФК по установленной форме. Наряду с лицевыми счетами клиентов в АС также открывается текущий счет ОФК в банке и лицевые счета блоков федеральных программ (блок распорядителей по ФП).

    Открытие лицевого счета осуществляется на рабочем месте отдела платежей. Если финансированной организации нет в справочнике РБА, то для открытия лицевого счета необходимо внести ее в этот справочник, находящийся в разделе локальных справочников НСИ (нормативносправочной информации). При вводе организации осуществляется контроль регистрационного номера (двух организаций с одним номером быть не может). При вводе лицевого счета осуществляется контроль регистрационного номера организации (он должен присутствовать в справочнике НСИ), подраздела, символа и лицевой статьи (по НСИ).

    Учет и ведение смет расходов РБА осуществляются на рабочем месте отдела платежей, где предоставляемая РБА смета вводится в базу данных в разрезе экономических классификаций. При изменениях сметы оператор вводит эти изменения в имеющуюся базу данных смет. Изменения вводятся к корректировке сметы и перемещению сумм внутри финансирования на основании документов по перемещению, предоставляемых РБА. Данные сметы служат для контроля зачисления и расходования средств с лицевых счетов РБА.

    Расходование средств с лицевых счетов РБА и федеральных программ осуществляется через счета органов Федерального казначейства, открытых в уполномоченном банке. Финансирование расходов с лицевых счетов РБА и федеральных программ проводится при строгом контроле на соответствие сметы расходов (лимитов) в разрезе статей экономической классификации. При необходимости, в случае нехватки средств на одной статье экономической классификации, но наличии на другой, возможно перемещение средств в пределах одного лицевого счета по письму РБА, с обязательным восстановлением первоначальных данных в течение финансового года согласно сметным назначениям.

    При поступлении платежных поручений на списание средств с лицевых счетов РБА отдел платежей контролирует целевое исполнение бюджетных средств, сверяет их со сметой расходов и формулирует распоряжения для оперативного отдела на списание средств со счетов. Оперативный отдел осуществляет ввод платежных поручений в базу данных.

    При отсутствии или нехватке средств на лицевых счетах РБА платежные документы РБА или сторонних взыскателей помещаются в картотеку. В дальнейшем при поступлении средств на соответствующий лицевой счет отделом платежей проводится полное или частичное списание средств с картотеки с формированием распоряжения и последующим оформлением мемориального ордера.

    Распорядители бюджетных ассигнований для получения наличных средств в банке подают в Федеральное казначейство заявки на получение наличности. Отдел платежей контролирует целевое использование бюджетных средств, сверяясь со сметой расходов, проверяет наличие обязательных платежей в бюджет и фондов и формирует свободную заявку для передачи ее в банк. В день получения наличных средств бухгалтерия Федерального казначейства на основании заявки и доверенности представителя РБА выписывает чеки на получение наличности.

    По завершении операции с платежными документами на списание средств операционный отдел готовит реестр платежных документов для передачи их в банк. После подтверждения суммы введенных документов учитываются в отчетных формах и отражаются на лицевых счетах.

    При поступлении выписки банка в операционный отдел проводятся автоматическая сверка с уже имеющимися в системе и подтверждение платежных документов, а затем дополнительная обработка отсутствующих документов. После подтверждения всех документов по выписке банка администратор системы закрывает операционный день, в результате чего осуществляются операции по корреспондентским счетам органов Федерального казначейства, открытым в банке. Затем в операционном отделе формируется выписка по лицевым счетам РБА и федеральным программам для передачи их клиентам, а также оборотно-сальдовая ведомость.

    Безопасность информации в автоматизированных системах казначейства. Важной характеристикой программного обеспечения является безопасность его использования, т.е. способность обеспечить юридическую значимость электронных документов и защитить систему от несанкционированного доступа.

    Так как при исполнении бюджетов обрабатывается конфиденциальная информация, большое внимание уделяется защите данных от несанкционированного доступа к ним.

    Основными целями защиты информации в автоматизированных системах Федерального казначейства РФ являются :

    предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения или копирования, модификации (подделки), блокирования информации;

    сохранение целостности и достоверности информации в базах данных и программах обработки;

    обеспечение конфиденциальности информации в соответствии с законодательством;

    предотвращение незаконного вмешательства в информационные системы.

    Защита информации в автоматизированных системах Федерального казначейства РФ должна строиться исходя из следующих основных принципов :

    обеспечение физического разделения областей, предназначенных для обработки секретной и несекретной информации;

    обеспечение криптографической защиты информации;

    обеспечение аутентификации абонентов и абонентских установок;

    обеспечение разграничения доступа субъектов и их процессов к информации;

    обеспечение установления подлинности и целостности документальных сообщений при их передаче по каналам связи;

    обеспечение защиты оборудования и технических средств системы, помещений, где они размещаются, от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам;

    обеспечение защиты шифротехники, оборудования, технических и программных средств от утечки информации за счет аппаратных и программных закладок;

    обеспечение контроля целостности программной и информационной части автоматизированной системы;

    использование в качестве механизмов защиты только отечественных разработок;

    обеспечение организационно-режимных мер защиты. Целесообразно использование и дополнительных мер по обеспечению безопасности связи в системе;

    организация защиты сведений об интенсивности, продолжительности и графиках обмена информации;

    использование для передачи и обработки информации каналов и способов, затрудняющих перехват;

    реализация безопасного администрирования финансовой системы.

    К механизмам обеспечения защиты информации в автоматизированных системах относятся :

    контроль доступа к информационным ресурсам;

    шифрование данных (криптографическая защита);

    электронная цифровая подпись;

    обеспечение целостности и достоверности данных;

    обеспечение аутентификации (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации);

    маскировка трафика (затруднение анализа потоков информации без ее вскрытия).

    Автоматизированные информационные системы таможенных органов

    Информационная система «Казначейство-клиент» (далее – ИС КК, Система) - является информационной системой Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных подразделений (далее - Казначейство), обеспечивающая автоматизацию функций по приему и обработке документов.

    ИС КК - это комплекс функциональных качеств, которые обеспечивают эффективное и действенное управление финансовыми ресурсами Правительства и контроль исполнения бюджета. Система охватывает все уровни Казначейства, и обеспечивает функциональное взаимодействие с правительственными организациями, Национальным банком, платежными системами, министерствами, акиматами, администраторами бюджетных программ и государственными учреждениями.

    Клиентами ИС КК выступают государственные учреждения администраторы бюджетных программ, субъекты квазигосударственного-сектора.

    Цель

    Повышение эффективности взаимодействия Казначейства с обслуживаемыми государственными учреждениями посредством предоставления современной, интегрированной и высокоэффективной информационной среды. Является компонентом Информационной интегрированной системы Казначейства.

    Задачи

    • обеспечивает эффективное и действенное управление финансовыми ресурсами Правительства и контроль исполнения бюджета;
    • увеличение скорости обслуживания государственных учреждений;
    • эффективное управление государствен¬ными финансами;
    • контроль за состоянием электронных документов, представленных государственными учреждениями в Казначейство;

    Преимущества системы

    К ИС КК подключено 12 856 государственных учреждений, в том числе 315 субъектов квазигосударственного сектора. 35 134 активных пользователей в режиме реального времени осуществляют операции в информационной системе Казначейства, производя процедуры зачисления и расходования средств государственного бюджета.

    Факты: Количество обработанных (оплаченных) документов через систему ИС «Казначейство – клиент» по состоянию на 01.01.2017 года:
    29 184 110 счетов к оплате;
    2 146 141 заявок на регистрацию Гражданско- правовых сделок;
    658 375 планов и справок изменений;
    152 071 платежных поручений субъектов квазигосударственного сектора;
    235 806 платежных поручений Территориальных Налоговых органов и т.д.

    Ежедневно проводятся в среднем 30 тысяч платежей из Казахстанского центра межбанковских расчетов и в среднем 40 тысяч поступлений в бюджет. В конце месяца эти показатели удваиваются, т.к в этот период проводятся основные платежи государственными учреждениями (заработная плата, пособия, налоги и другие).

    Так как основной задачей ИС КК является своевременное проведение финансовых операции, даже в условиях увеличения нагрузки на производительность системы, ИС «Казначейство – клиент» предоставляет возможность совместной работы в единой информационной среде Комитета казначейства. В режиме самообслуживания государственные учреждения заполняют электронные формы документов. После проверки, согласования и утверждения эти документы автоматически становятся доступны в интегрированной информационной системе Казначейства.

    Благодаря ИС «Казначейство – клиент»:

    • выросла скорость обслуживания государственных учреждений;
    • снизились административные барьеры;
    • минимизирован «человеческий фактор»;
    • сократился расход бумаги
    • временные и транспортные затраты государственных учреждений также сократились.

    Интеграция

    В целях исключения повторного ввода электронных документов в Государственных учреждениях реализована интеграция с подсистемой «Бухгалтерский учет», «Бюджетная заявка» ИАИС «е-МИНФИН».

    В 2016 году введена в опытную эксплуатацию интеграция Информационной системы «Казначейство – клиент» с Автоматизированной интегрированной информационной системой «Электронные государственные закупки» (АИИС «ЭГЗ»).

    Интеграция АИИС «ЭГЗ» с Информационной системой «Казначейство – клиент» позволила структурировать данные о каждой сделке, совершенной в рамках государственных закупок, и обеспечить оперативное получение данных о платежах по договорам. Таким образом, значительно расширив возможности для анализа сделок.

    Интеграция с Информационной системой по приему и обработке электронных счетов-фактур, и Информационной системой «Централизованный унифицированный лицевой счет (ИС ЦУЛС Налогового Комитета МФ РК)» позволяет оперативно принимать счета-фактуры с ИС ЭСФ и платежные поручения с ИС ЦУЛС для исполнения в Казначействе.

    Предоставляя государственным органам достоверную и своевременную финансовую информацию для принятия решений, информационная система Казначейства является основой для эффективного управления государственными финансами.

    ИС «Казначейство – клиент» обеспечит контроль исполнения бюджетных процедур на всех бюджетных уровнях и этапах бюджетного процесса, в том числе местных бюджетов и исполнительных органов.

    С 4 декабря 2018 года вход в Информационную систему «Казначейство-клиент» и подписание документов ЭЦП будут возможны только с использованием программного обеспечения NCALayer. И судя по количеству посетителей и комментов — многие вопросы еще требуют доработки. Рассмотрим что да как…

    1. открываем «Управления модулями», выбрав соответствующий пункт в контекстном меню NCALayer.

    После этого нажать на кнопку «Перезапустить».

    Если после этого появится окно с предложением установить сертификат — соглашайтесь

    теперь пробуйте войти в казначейство клиент вход в казначейство клиент

    типичные ошибки:

    «Ошибка при формировании запроса»
    «Ошибка при проверке сертификата»

    — На одном внешнем носителе установлено несколько сертификатов (ниже приведена инструкция по удалению просроченных и недействующих сертификатов)

    — Сертификат просрочен

    — Сертификат аннулирован

    Как проверить количество сертификатов, установленных на вашем внешнем носителе и удалить не действующих?

    Проверить это можно на сайте http://pki.gov.kz .

    Внимание! На внешнем носителе должен быть сохранен только 1 сертификат на одного пользователя (1 сертификат содержит 2 ключа GOST, RSA).

    Пройдите на страницу «Сервиса проверки ключей ЭЦП»

    Отобразится окно со списком ключей

    Внимание! В случае наличия нескольких сертификатов на одном внешнем носителе необходимо удалить все просроченные и недействующие сертификаты. Для этого необходимо выбрать сертификат и нажать на «Удалить ключ»

    После удаления просроченных и не действующих сертификатов с выпадающего списка должны отображаться только 1 сертификат с 2 ключами(GOST, RSA).

    В случае если на одном компьютере работаете несколькими ключами

    При каждой смене пользователя необходимо перезапускать NCALAyer или разные ключи использовать на другом компьютере. Например Главный бухгалтер работает на одном, а директор на другом. И не нужно каждый раз переключать токен. Достаточно перейти с одного компьютера на другой.

    Что делать, если вы работаете с браузером InternetExplorer, версии 8, 9, 10 и при нажатии «Войти в систему» ничего не происходит?

    Необходимо обновить браузер до 11 версии. Если у вас windows 8.1 или 10, то все хорошо, там уже есть InternetExplorer 11 версии. В Windows 7 можно обновится до 11 версии, но как правило это такой головняк что проще переустановить систему на 8.1 или на 10. Могу добавить: Internet Explorer 11 нужен для стат модуля и как правило на один раз. Проще найти комп с необходимой версией и использовать стат модуль, а потом как появится время — обновляться…

    Что делать, если вы работаете с браузером MozillaFirefox, и при нажатии иконки для подписания документа всплывающее окно открывается и сразу же закрывается?

    Вам необходимо на сайте НУЦ РК (http://www.pki.gov.kz) скачать и установить корневые сертификаты. Для этого необходимо нажать на ссылки «root_rsa», «pki_rsa».

    Если появится окно «Загрузка сертификата» НЕГІЗГІ КУӘЛАНДЫРУШЫ ОРТАЛЫҚ (RSA), то поставьте галочку напротив «Доверять при идентификации веб-сайтов» и нажмите «ОК». Если нет — загрузите и сохраните файл.

    После установки сертификатов по ссылкам необходимо установить сертификаты из файлов в браузер MozillaFirefox. Для этого через меню Firefox откройте «Настройки». Далее выберите «Приватность и Защита», и в разделе сертификаты нажмите на «Просмотр сертификатов…». Откроется окно «Управление сертификатами». Во вкладке «Центры сертификации» нажмите на «Импортировать…» и выберите ранее загруженный файл сертификата КУЦ — НЕГІЗГІ КУӘЛАНДЫРУШЫ ОРТАЛЫҚ (RSA). В появившемся окне поставьте галочку напротив «Доверять при идентификации веб-сайтов.» и нажмите «ОК».

    Так же импортируйте сертификат НУЦ — ҰЛТТЫҚ КУӘЛАНДЫРУШЫ ОРТАЛЫҚ (RSA), но в появившемся окне, ничего не выбирая, нажмите «ОК».

    Что делать, если при нажатии иконки для подписания документа открывается окно выбора сертификата, но ваш рабочий компьютер не может распознать ваш внешний тип носителя (KazToken/eToken/JaCarta)?

    Если ваш рабочий компьютер не может распознать ваш внешний носитель, необходимо перегрузить компьютер с подключенным к нему ключом. Либо попробовать на другом компьютере. Или использовать утилиту Info Token

    Как определить какой у вас внешний носитель? (Kaztoken, eToken, JaCarta)

    Название внешнего носителя (Kaztoken, eToken, JaCarta) прописано на корпусе самого устройства.



    Если у вас операционная система Windows 7 или выше, и наступило 1 июля 2017 года и вы все равно не можете войти в ИС «Казначейство-клиент» и выходит сообщение о том, что невозможно отобразить страницу – делаем так: Показано на примере Internet Explorer 11

    Итак, вам необходимо зайти в меню Сервис — Свойство обозревателя

    На вкладке Дополнительно
    Включить пункты
    «Использовать TLS 1.1»
    «Использовать TLS 1.2»

    все, можно попробовать осуществить вход в казначейство клиент

    Такие же настройки необходимо проделать с JAVA для корректного подписания. Как правило в JAVA эти протоколы уже включены, но можно проверить.

    Запустите программу Java через Панель управления в Windows

    Затем на вкладке Advanced смотрим — отмечены ли пункты Use TLS 1.1 и Use TLS 1.2. Если нет то отмечаем как на картинке ниже

    вот теперь точно все

    client kazynashylyk kz
    client kazynashylyk kz вход

    Клиент казначейство client kazynashylyk kz
    client kazynashylyk kz 10443
    https client kazynashylyk kz
    клиент казначейство client kazynashylyk kz вход
    client kazynashylyk kz 10443 tc auth
    https client kazynashylyk kz 10443
    https client kazynashylyk auth kz 10443
    https client kazynashylyk kz 10443 tc auth
    www client kazynashylyk kz
    http client kazynashylyk kz
    www client kazynashylyk kz вход +в систему
    client kazynashylyk kz oa html
    https client kazynashylyk kz oa
    www client kazynashylyk kz 10443
    client kazynashylyk kz вход +в систему 10443
    www client kazynashylyk kz 10443 tc auth
    client kazynashylyk kz 10043 tc auth
    клиент казначейство client kazynashylyk kz 10443
    http www client kazynashylyk kz
    client kazynashylyk kz скачать
    http client kazynashylyk kz 10443

    Хранение ключей на аппаратных ключах (Kaztoken, eToken) увеличивает безопасность хранения и использования ЭЦП организации:

    • Хранимые ЭЦП с данных устройств скрытно скопировать сложнее, нежели с ПК
    • При утере токена, использование ЭЦП защищено паролем

    Для использования устройств еТокен, организация должна иметь действующие ключи ЭЦП.

    В статье:

    Установка ключей ЭЦП на устройство eToken (видео урок)

    Установка ЭЦП на носители еТокен имеет нюансы (проверено на сентябрь 2015 года).

    Устройство еТокен при первом использовании, перед записью на него ключей требует обязательного изменения пароля по умлочанию (1234567890) на более сложный, только после чего возможна запись ключей ЭЦП на устройство. Поэтому, если просто вставить новое устройство еТокен в ПК и попытаться через сайт НУЦ установить сертификаты, после окончания установки будет выдаваться сообщение об ошибке установки сертификатов.

    Поэтому придется скачать управляющую программу на устройство eToken, переинициализировть устройство, убрав галочку требовать смену пароля перед использованием.

    А так как сайт НУЦ может записать ключи на токен, только если пароль на еТокен 1234567890 (при других паролях, опять же после установки получаем ошибку записи ключей), в управляющей программе принудительно устанавливаем пароль 1234567890, предварительно сняв галочку о требовании сложного пароля.

    После проделанных операций, можно успешно записать ключи ЭЦП на носитель eToken.

    Очистка носителя eToken (видео урок)

    Исправляем ошибку Обнаружено более одного ключа RSA ключа

    Если перед установкой новых ключей не произвести очистку носителя еТокен, установка через сайт НУЦ пройдет успешно, но при попытке входа на портал ИС Казначейство Клиент, вы столкнетесь со следующей ошибкой: Обнаружено более одного RSA ключа:

    Решением этой проблемы будет скачать утилиту InfoToken() и с помощью нее отформатировать устройство. После чего придется заново записать ключи на токен.

    Совет от нашего читателя: можно попробовать удалить лишние ключи с помощью TumarCSP.

    От автора:

    Если проблема решена, один из способов сказать «Спасибо» автору, указан — .

    Если же проблему разрешить не удалось или появились дополнительные вопросы, задать их можно на нашем , в нашей группе .

    Или же, воспользуйтесь нашей услугой « » доверив решение проблемы специалисту.

    Статьи по теме: