Армия бангладеш. Вооружённые силы Бангладеш

Леонардо да Винчи был не только геем, но и отцом
Итальянские ученые решили, что у Леонардо да Винчи запросто мог быть незаконнорожденный сын. Эта версия - прямо противоположна общепринятой, о том, что мастер эпохи Возрождения был геем.
Алессандро Веццози, директор музея в родном городе художника под Флоренцией, уверен, что Леонардо было 17 лет, когда у него родился сын Паоло. В письме от 1479 года болонский герцог Джованни Бентивольо пишет Лоренцо Чудесному о "Паоло, мальчике Леонардо да Винчи из Флоренции". "В деревне, где в то время проживало всего около 1 000 человек, сколько могло быть людей по имени Леонардо да Винчи?" - задается вопросом Веццози.

Письмо герцога впервые было опубликовано восемь лет назад еще одним ученым, изучающим жизнь Леонардо - Карло Педретти, но интерпретировалось по-другому: "Каждый мальчик, который появлялся рядом с Леонардо, всегда воспринимался как бой-френд", заявляет Веццози, который, тем не менее уверен, что речь идет именно о сыне. Правда, оговаривается: "Единственный документ не дает уверенности на все сто процентов".

Еще Веццози ссылается на несколько набросков женщины, играющей с детьми, руки Леонардо. По мнению ученого, это доказывает то, что у великого художника был опыт отцовства.

Зигмунд Фрейд. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства.

После выхода в свет знаменитого эссе Зигмунда Фрейда "Леонардо да Винчи и его воспоминания о детстве" (1910), этот мастер эпохи Возрождения стал рассматриваться в качестве человека, оказывающего чрезвычайно сильное влияние на современную гей-психологию. В этом эссе, написанном в то время, когда он анализировал свои чувства к своему бывшему интимному другу Вильгельму Флиссу, Фрейд впервые разработал основы своей теории причин гомосексуальности. Эссе Фрейда посвящено анализу воспоминаний Леонардо о своем детстве, отображенных в дневниках: "Пожалуй, самым ранним моим воспоминанием является видение хищной птицы, севшей на край моей колыбели, открывшей мой рот своим хвостом и начавшей хлестать меня этим хвостом по губам". Как утверждает Фрейд, этот эпизод является на самом деле не воспоминанием детства, а возникшей позднее сексуальной фантазией, перенесенной на подсознательный уровень. Сами же сексуальные фантазии, пишет далее Фрейд, "лишь повторяют в различной форме ситуацию, в которой все мы в раннем детстве чувствовали приятное, - когда мы были на руках у матери и сосали ее грудь".

Из этой предпосылки Фрейд выводит аргумент столь же блестящий, сколь и сомнительный: "Мальчик подавляет свою любовь к матери, он представляет себя в ее качестве, отождествляет себя с ней и принимает свою личность моделью, в рамках схожести с которой впоследствии и выбирает новые объекты для своей любви. Таким образом он превращается в гомосексуала. Это означает, что он фактически переключился на аутоэротизм: в мальчиках, которые ему отныне по мере подрастания нравятся, он подсознательно прежде всего видит самого себя в детстве. Можно сказать, что он ищет объект своей любви на тропе нарциссизма".

Фрейд затем продолжает доказывать, что, "подавляя свою любовь к матери, гомосексуал сохраняет ее на подсознательном уровне и подсознательно же стремится сохранять верность ей. Будучи поклонником мальчиков и влюбляясь в них, он избегает женщин, храня, таким образом, верность матери... Мужчина, который, как кажется, интересуется только мужчинами, на самом деле испытывает влечение к женщинам, как и любой нормальный мужчина; но в каждом случае он спешит перенести возбуждение, полученное от женщины, на мужчину, и эта ситуация воспроизводится раз за разом благодаря приобретенному гомосексуальному устройству его подсознательной психики". Согласно Фрейду, в таких трансформациях желания и лежит разгадка феномена загадочной улыбки Моны Лизы Джоконды. Трудно переоценить то огромное влияние (может быть, и положительное, но скорее всего отрицательное), которое это сильное, но весьма спорное фрейдовское прочтение образа Леонардо оказало на судьбы бесчисленного количества геев, прошедших разного рода курсы психотерапии с целью "вылечиться" от гомосексуальности. Объяснение Фрейдом "механизма" приобретения человеком гомосексуальности легло в основу многих чрезмерно упрощенных медицинских и психоаналитических концепций гомосексуальности в нашем веке, и мы только сейчас начинаем избавляться от них. Являясь, пожалуй, самым знаменитым объектом анализа по Фрейду, Леонардо продолжает оказывать большое влияние на современных геев и лесбиянок. Но есть и другое влияние, обусловленное собственно личностью самого Леонардо. Это влияние человека неукротимой созидательной энергии и проницательности, человека, чья гомосексуальность общепризнанно неразрывно связана с его гениальностью. Если сам Леонардо был геем, кто посмеет упрекнуть человека лишь за то, что он гей? Сила такого аргумента непреодолима.


Ее автор — известный американский хирург и публицист Леонард Шлейн — попытался объяснить гениальность своего великого тезки с точки зрения нейробиологии. Сам автор называет свои исследования« посмертным сканированием мозга» Леонардо да Винчи. Был ли у Леонардо особенный мозг, который обусловил его удивительные и разнообразные таланты? Как устройство его нервной системы было связано с тем, что он был амбидекстром, вегетарианцем и — возможно — геем?

Леонардо и его полушария

С точки зрения нейробиолога, всякую личность формирует межполушарная асимметрия головного мозга. Левое и правое полушария выполняют разные функции, иногда сотрудничая, а иногда« конкурируя», подавляя другу друга. Тем, какое полушарие доминирует, обусловлено то, что некоторые из нас лучше управляются с цифрами, а некоторые — например, с нотами или рифмами. В «парламенте» Леонардо обе« палаты» обладали равными полномочиями и были хорошо связаны. По мнению автора книги, мозолистое тело, связывающее полушария его мозга, «буквально лопалось от переизбытка нервных волокон». В силу этого равноправного взаимодействия да Винчи мог, к примеру, одинаково хорошо писать слева направо и наоборот(ученые находили такие зеркальные рукописи). Но главное, это делало его разносторонне одаренным гением, которого считают своим и физики и лирики.

Леонардо и стрекозы

Одержимость Леонардо летательными аппаратами, его вклад в будущее воздухоплавания можно объяснить тем, что он обладал« быстрым зрением». В записях Леонардо есть описание стрекозы, в котором говорится, что она« летает на четырех крыльях, и когда передние поднимаются, задние опускаются». Нервы, соединяющие глаз и мозг были устроены у него особым образом — благодаря этому да Винчи мог описать и нарисовать полет насекомого или птицы так, будто видел его в «замедленном кадре».

Леонардо и «дистанционное зрение»

В 1970-е годы в рамках программы когнитивных исследований Стэнфордского университета был проведен эксперимент, выявивший у некоторых подопытных способность видеть« на расстоянии». Изолированные от внешнего мира люди подробно описывали случайным образом выбранные местности, в которых никогда не бывали — в том числе, засекреченные военные объекты. Леонард Шлейн считает, что подобным« дистанционным видением» мог обладать Леонардо да Винчи. В пользу этой теории говорит множество составленных художником географических карт — по меркам тех лет невероятно точных. Мало того, что Леонардо оставил множество подробных описаний территорий, на которых никогда не бывал(к примеру, в Сирии или в Армении). На его картах были детали, одни из которых можно было увидеть лишь с высоты птичьего полета, другие — и вовсе только из космоса.

Леонардо да Винчи

Долина Вальдикьяна в Италии с высоты птичьего полета


Расстояние от Солнца до Земли

Вертолет

Леонардо и путешествия во времени

Еще одна гипотеза Шлейна, напрашивающаяся на то, чтобы по ее мотивам снял научно-фантастический блокбастер Кристофер Нолан(режиссер фильмов« Начало» и «Интерстеллар»), состоит в том, что да Винчи мог путешествовать сквозь пространственно временной континуум.

Его левое« рациональное» полушарие порой уходило на каникулы, вследствие чего мозг достигал квантового состояния. «Видение» Леонардо преодолевало не только космические расстояния, но и любые временные промежутки. Отсюда и множество научных и философских прозрений, опередивших свое время. И громадное количество работ, оставшихся незаконченными: возможно, мозг Леонардо просто не воспринимал время как линейное явление, имеющее начало и конец.

Есть мнение, что в образе Давида художник и скульптор Андреа дель Верроккьо изобразил юного ученика своей мастерской — Леонардо да Винчи.

Леонардо и секс

По свидетельствам современников, Леонардо был приятным собеседником, он обладал мягкими манерами и изрядным чувством юмора, прекрасно пел, играл на музыкальных инструментах. Среди его великолепных карт, невероятных чертежей, революционных философских или научных трудов можно обнаружить рекомендации по изготовлению и использованию парфюмов(«Возьми хорошую розовую воду и налей себе на руки, затем возьми цветок лаванды, растирай его между ладонями и будет хорошо» ). Он носил короткие туники ярких оттенков, в то время как его современники-мужчины одевались в темные длинные плащи. Он брал на обучение мальчиков — красивых, но лишенных каких-либо талантов. Однажды он и еще пятеро молодых людей были обвинены в содомии — в итоге Леонардо не признали виновным, но и не оправдали. В то же время не сохранилось свидетельств о том, что его когда-либо связывали отношения с женщинами, а сам да Винчи писал: «Акт соития и все, что стоит с ним в связи, так отвратительны, что люди скоро бы вымерли, если бы это не был освященный стариной обычай».

Среди биографов бытует две версии относительно сексуальной ориентации Леонардо — он либо был геем, либо испытывал отвращение ко всяким плотским утехам. Так или иначе, его сексуальные предпочтения были далеки от тех, что все еще считаются стандартными.

В сочетании с леворукостью и ярко выраженным творческим началом это позволяет Леонарду Шлейну сделать вывод о том, что предполагаемая гомосексуальность да Винчи была обусловлена генетически и сопровождалась особым устройством мозга. Передняя комиссура и мозолистое тело его мозга очевидно были значительно больше, чем у стандартного праворукого гетеросексуального мужчины, — вот почему розовая накидка Леонардо едва доходила ему до колен.

Леда и Лебедь (копия утраченной работы Леонардо, приписываемая Франческо Мельци)


Леонардо и мясо

Помимо прочего, Леонардо был еще и вегетарианцем: отказ от мяса эпатировал средневековое общество похлеще розовой туники. Очевидно, это не было продиктовано диетическими соображениями: да Винчи нередко покупал на базарах птиц, чтобы тотчас выпустить их на волю, и не терпел жестокости в отношении к животным. Подобно буддистам или приверженцам теории хаоса, Леонардо ощущал, что все взаимосвязано. По мнению Леонарда Шлейна, причиной этого было все то же равноправие в его мозгу: левое полушарие, в котором традиционно обитает эго самца-хищника, не подавляло« интуитивного» правого. В качестве зримого подтверждения такого мировосприятия Леонардо, автор книги приводит роспись потолка в Зале делле Ассе в замке Сфорца. Сначала он кажется покрытым буйной растительностью, так что стебли соревнуются друг с другом за пространство. Но если присмотреться, становится понятно, что это не отдельные стебли, а один длинный, переплетающийся сам с собой.

Общий вид и деталь потолочной росписи в Замке Сфорца(Милан).

Леонардо-мутант

Американский писатель Хосе Аргуэльес писал: «Думается, что Леонардо, по причине своей уникальности, был блистательным мутантом, андрогинной психотехнической моделью с объединенными правым и левым полушариями. Он ушел далеко вперед прежде, чем сам смог полностью это осмыслить» . Леонард Шлейн в своих исследованиях идет дальше, предполагая, что Леонардо с его удивительной межполушарной симметрией — пробный шар в бесконечном эволюционном полете человечества. Гениальный творец. Сверхгармоничная личность. Носитель нового типа мировосприятия, не ведающего границ между искусством и наукой, мужским и женским началом и — возможно — Добром и Злом.

Статьи по теме: