Социально педагогическая ситуация для кейса. Кейс – метод как педагогическая технология

Наталья Хмелевская
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании » .

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников , овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты .

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании . Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс -технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс -технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

Соответствовать четко поставленной цели создания;

Иметь соответствующий уровень трудности;

Иллюстрировать типичные ситуации;

Развивать аналитическое мышление;

Провоцировать дискуссию;

Иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов , все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя :

Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

Вопросы или задания для работы с кейсом ,

Приложения.

К кейс -технологиям относятся :

метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии ; Кейс-иллюстрации ; фото-кейсы );

метод инцидента ;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

Игровое проектирование;

метод дискуссии .

Например :

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Игровое проектирование :

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа : исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Сущностью кейс -технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн) .

В процессе освоения кейс-технологий дети :

Учатся получать необходимую информацию в общении;

Умение соотносить свои устремления с интересами других;

Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

Учатся отстаивать свою точку зрения;

Умение принимать помощь.

Кейс -технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :

Происходит формирование у детей навыков работы в команде;

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

Развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

Обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

Учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе .

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать , спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса .

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации , кейс-фото .

Кейс -иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс -иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс -иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение , потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс » входит :

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу , который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вывод :

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс -технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Литература :

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс- метод . Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) . [Электронный ресурс] / Доступ : http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод ? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс » отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс - технологий в учебном процессе

7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология




































1 из 35

Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Требования к кейс- методу:- соответствовать чётко поставленной цели;- иметь соответствующий уровень трудности;- иллюстрировать аспекты реальной жизни;- не устаревать слишком быстро;- иметь национальную окраску- иллюстрировать типичные ситуации;- развивать аналитическое мышление;- провоцировать дискуссию.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Обучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений.Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни

№ слайда 7

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Сущность метода 1. Гарвардская Школа Бизнеса - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере образования или производства, читаются, изучаются и обсуждаются

№ слайда 8

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология 2. Р. Мери, профессор.- под методом кейсов понимается изучение предмета путём рассмотрения большого количества кейсов, в определённых комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается специалист в определённой сфере деятельности.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Преимущества применения кейс- метода в преподавании:демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий;мотивирует студента на изучение предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.Формируется при обучении кейс- метода:

№ слайда 11

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Формируется при обучении кейс- метода:Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.

№ слайда 12

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.

№ слайда 13

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей.Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода)Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.

№ слайда 14

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания)Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий (не требует никаких признаков понимания, студент репродуцирует те сведения, которые он изучал

№ слайда 15

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила создания кейса1.Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.4. Определение цели обучения кейс- методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс.

№ слайда 16

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология К задачам формирования навыков можно отнести:- принятие нужного решения в кейсе. - способность мыслить логически, ясно и последовательно. - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.- уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

№ слайда 17

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.- умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:- приобретать знания;- развивать общее представления;- понимать мотивы;- приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;- приобретать навыки разработки действий и их осуществления;- расти в умении слушать;- расти в умении налаживать надёжные связи;- развивать определённые отношения;- ответственность за свои решения и результаты;- скептицизм;

№ слайда 20

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология - инициатива;- набор норм – моральных предпринимательских;- общественных;- развивать суждение и здравый смысл;- предвидеть значение, результаты;- рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе;- обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций;

№ слайда 21

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Выбор кейса.Критерии качества готового кейса:- должен быть с хорошей фабулой;- фокусируется на теме, вызывающий интерес;- отвечать современной ситуации (кейс воспринимается как новость, чем как историческое событие) ;- реалистичность, вызывать сопереживание к его главным действующим лицам;- включает цитаты из источников - содержит проблемы, понятные пользователю;- требует высокой оценки уже принятых решений;- требует решения проблем менеджмента;- прививает навыки менеджмента.

№ слайда 22

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Методика работы с кейсом.Как и при проведении деловых игр, здесь ставится задача максимально активизировать каждого и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений. Отсюда группа делится на команды по 3 – 6 человек, выбирается руководитель (модератор) в каждой команде (по инициативе самих студентов) Модератор организовывает работу команды, распределяет вопросы и делает доклад на 10 -12 минут о результатах работы своей команды.

№ слайда 23

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Непосредственно работу с кейсом можно организовывать двумя способами;Каждая подгруппа выполняет только одну тему в течении всех практических занятий. Здесь учебная группа представляет собой, по существу, одну команду, разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Метод модерации.Применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;- аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент. Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора, Модерацинный процесс состоит через:- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;- обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;- работу над проблемой (дискуссия);- выработку решений проблемы;- дискуссию для принятия окончательного решения;- подготовки доклада;- аргументированный краткий доклад.Техническая работа модератора1.Предложение идеи;- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;- регулирует поток идей.2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям;- фиксирует высказывания, мнения об идеях;- регулирует поток высказываний;- группирует высказывания.Таким образом. технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов. Методы группового обсуждения:- Мозговой штурм;- морфологический анализ;- синектический анализ.

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила мозгового штурма:Любая идея должна быть выслушана.Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.Остальные должны воздержаться о критики в адрес выступающего с идеей.После того, как идеи высказаны всеми членами, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

№ слайда 28

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила морфологического анализа. 1.Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов. 2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения. 3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений. 4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из адьтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения. 5. Согласованное решение с учётом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятия.

№ слайда 29

Описание слайда:

№ слайда 30

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Правила синектического анализаМодератор представляет проблему.Проблема анализируется с использованием либо мозгового штурма, либо морфологического анализа.Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, проанализировать, каким образом решались там похожие проблемы.Спроецировать известные в практике подходы к разрешению поставленной цели..Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.

№ слайда 31

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы группы, продумать технику принятия решения.При этом каждый участник должен быть ознакомлен модератором с определёнными правилами работы в группе - активно участвовать в высказывании идеи и обсуждать её ;- терпимо относится к мнениям других участников обсуждения, давать возможность каждому высказаться до конца;- не повторяться;- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

№ слайда 32

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология -помнить, что каждый участник имеет равные права;- не навязывать своего мнения другим;- чётко формулировать своё окончательное мнение (устно или письменно) представление результатов работы по темам:- для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы)

№ слайда 33

Описание слайда:

Кейс – метод как педагогическая технология Особенности работы с разными аудиториями Группа разбивается на отдельные подгруппы самостоятельно на добровольной основе по 3-5 или 4-6 человек (предпочтение отдаётся чётному числу участников) . Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующий работу и секретаря, фиксирующего результаты работы. Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников. Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживать друг против друга (желательно за круглым столом)

Описание слайда:

Сценарий организации занятий Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей. Они самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.Далее идёт формирование подгрупп.Каждая подгруппа располагается в отведённом месте. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить

ТЕМАТИКА И ОБРАЗЦЫ КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для государственного экзамена по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», утв. 17 января 2011 г. N 46, срок обучения – 5 лет)

Матрица компетенций, представленных

в экзаменационных заданиях по педагогике

Коды

Компетенции выпускника бакалавриата

Номер кейса

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

№1, №2, № 3

Владеет готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

№ 4, №5, №6 №7, № 8

Владеет готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Владеет способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся

№12, №13, №14

Владеет готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

№15, №16, №17,№18

Владеет способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

Владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами

№23,№24 №25

Владеет способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

Владеет способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования

№28, № 29 № 30

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для государственного экзамена по направлению 050100 «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование)

Кейс № 0 .

(ПК-4 Владеет способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии)

Описание:

Катя, ученица 7-го класса за лето очень выросла. Страдает оттого, что её рост уже сейчас 175 см. В классе она теперь намного выше всех. К доске выходит, сгорбившись, сутулится. Постоянно слышит реплики мальчишек: «Эй, каланча!». Учителя тоже постоянно делают замечания по поводу осанки. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда Катя отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем ещё одно унижение. Успеваемость ученицы с начала года резко снизилась.

По многим предметам у нее оценки только за письменные работы, а скоро конец четверти.

Вопросы и задания:

    Проанализируйте педагогическую ситуацию, поставьте и решите педагогическую задачу.

    Какую личностно-ориентированную ситуацию можно смоделировать для Кати? Для класса?

    Какой стратегии должен придерживаться педагог, чтобы минимизировать стресс ученицы при ответе у доски?

Кейс № 0.

(ПК-6 Владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами)

Описание:

Одно из важнейших направлений сотрудничества педагогов школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье, где чаще всего это нарушается.

Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Осознавая ответственность семьи и школы за ребенка, за соблюдение его прав, педагогический коллектив школы принял решение познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Одной из форм решения поставленной задачи выступило проведение общеклассных родительских собраний. Учителями были разработаны и проведены собрания на тему «Права ребенка».Познакомьтесь с планом-конспектом, разработанным учителем истории и естествознания, и ответьте на предложенные вопросы.

Материалы кейса: План-конспект родительского собрания.

Тема: Права ребенка.

Цели : ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка-главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране; обсудить причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъяснить, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.

Материалы : текст Конвенции о правах ребенка для каждого родителя, карточки с описанием конкретной ситуации взаимоотношений родителей и детей.

Ход собрания.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемые родители! Сегодняшнюю встречу, мы посвятим правам детей. Эта тема очень актуальна. В связи с вступлением нашей страны на новую ступень развития, полностью изменилась правовая база. Для обеспечения нормальной жизни каждый человек должен знать свои права, а государство обязано обеспечивать их выполнение. Особенно важными являются законы, защищающие права ребенка. Ведь дети самые уязвимые члены нашего общества.

Перед вами лежит Конвенция о правах ребенка, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН. Будучи демократической страной, подписав ее, Россия обязалась выполнять все ее положения.

Семья. Родители и дети... Сколько смысла в сочетании этих слов. В первую очередь они ассоциируются с ощущениями любви и радости. Исходя из данной позиции, кажется неуместным говорить о правах ребенка, так как здесь есть намек на их нарушение родителями. Ведь каждый родитель любит свое чадо больше всего на свете. Смысл любой нормальной семьи заключается в воспитании детей. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык и изживаются противоречия между двумя поколения. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.

С другой стороны, семья-микрообщество, куда попадает ребенок при рождении. Причем не может выбрать, в какой семье ему родиться. Каким он придет в общество, как раз определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. В нашем информационном, быстро меняющемся мире актуальным является вопрос конфликта возрастов, причем психологи наблюдают тенденцию уменьшения разницы возрастов. Сейчас она составляет 10 лет. Это означает, что есть проблемы детей, которые по объективным причинам могут быть не поняты родителями.

Зачастую, дети страдают от конфликтов, происходящих между родителями. Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. Ведь не секрет, что выяснение отношений между родителями происходит на глазах у ребенка. Дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.

Еще одна серьезная проблема для ребенка это разрушение семьи. Психологи пришли к выводу, что родители преодолевают кризис развода за счет вымещения свое нервное напряжение, обиды и недовольство на своем ребенке. Если родители решили расстаться, то не должны усугублять и без того трагическую ситуацию постоянными выяснениями отношений, тем более при ребенке. Дети оказываются «меж двух огней», когда родители враждебно настраивают ребенка друг против друга. Дальше могут последовать запреты на возможность видеться с одним из родителей. Таким образом, складывается практически не решаемая для ребенка проблема, так как он не в состоянии объективно оценить сложившуюся ситуацию. Необходимо отметить возможность усугубления проблемы в связи с возрастными особенностями детей. Подросток особо остро реагирует на конфликты между родителями. Если он бывает не понят в семье, то старается найти понимание в другом месте…

В приведенных выше ситуациях, может быть не умышленно, но родителями нарушены права ребенка. Каждому родителю и ребенку необходимо знать права и обязанности друг перед другом. В нашей стране, помимо Конституции, семейно-брачные отношения регулируются Семейным кодексом, Гражданским кодексом РФ, а также международными документами- Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Знание их обеспечивает политическую культуру родителей и детей.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1991году. Основой этого документа является подтверждение того, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране со стороны семьи, а также необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, а также важность уважения культурных ценностей народа, к которому он принадлежит; жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

Ребенком в нашей стране признается лицо, не достигшее 18 лет. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей. В противном случае может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, с 14 лет - в суд. А также имеет право на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, делать и принимать подарки и т. п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).

Чтение и обсуждение отдельных статей Конвенции совместно с родителями.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Считаю важным выделить обязанности родителей, которые зачастую соединены с их правами: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Разбор конкретных ситуаций, касающихся родителей и детей .

    На автобусной остановке молодая женщина кричала на мальчика. Тот плакал, пытаясь увернуться от ударов. Прохожие вмешались и потребовали прекратить издевательства. Молодая женщина ответила: «Это мой сын, и я воспитываю его, как считаю нужным».

    Распалась семья. 14 летняя дочь тайком встречается с отцом, так как мать с угрозами наложила запрет на любые контакты с отцом.

    Ребенок в первый раз за время учебы получил «5» по истории (с этим предметом он был в не ладах). Его ликование папа, не отвлекаясь от газеты, встретил коротким «хорошо», мама вопросом «а посуду ты помыла?». Ребенок тихо отправился в свою комнату.

    За «2» папа наказал сына ремнем.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Конечно же, вы, уважаемые родители, обычно своим детям желаете только счастья и добра. Ваше нетерпение объясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Да, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, так как отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. И в наше время встречаешься с мнением, что ленив тот родитель, который не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

Задание:

1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании?

2. Насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания? Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы вы? Обоснуйте свой ответ.

3. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ключевые слова: кейс, образовательная технология, модератор, секретарь, шкипер, проблема, конкретная ситуация, кресельный кейс, полевой кейс.

Цель : актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи :

  • Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
  • Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники : педагоги, две группы по 3 человека

Дидактический материал : рабочая тетрадь, карточки, клей, ручки, кейсы (по количеству участников), видеопрезентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, портфель

Ожидаемые результаты:

Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям
    обучения;
  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
  • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.

План проведения:

1. Введение - 2 мин.

Вступительное слово.

2. Основная часть - 8 мин.

Теоретические основы кейс-метода;

Закрепление материала с помощью рабочей тетради.

3. Практическая часть -17 мин.

Работа с кейсом;

Защита кейса.

4. Подведение итогов работы - 3 мин.

Ход мастер-класса

(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп музыка).

Кстати кейс - это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем я мы сегодня будем говорить.

Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания мне помог мой кейс и каждому из вас я приготовила такой же (раздает портфели).

Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода. Возьмите рабочую тетрадь и мы начинаем работать.

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай или case (англ.) - портфель, чемоданчик. Исходя из этих слов, разработчики метода сформулировали определения, вы их можете увидеть в своей тетради. Каждый из вас может выбрать наиболее понравившийся вариант определения и приклеить его в рабочую тетрадь. Определение какого автора вам понравилось больше? (ответы)

Я остановилась на следующем определении: (на слайде) На мой взгляд, это исчерпывающее определение.

Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую, то есть объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход.

Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания: их вы можете увидеть на экране. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение.

Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем.

Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.

Прошу обратить внимание на слайд и прочесть определение Марины Малининой, специалиста центра социальных инноваций (читают слайд).

А вот главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;
  • Вспомогательную информацию;
  • Задание;

Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:

  • Художественная и публицистическая литература;
  • Произведения искусства - музыка, изо, кино;
  • Статистические данные;
  • Научные статьи, монографии.
  • Интернет - отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Существует разные классификации кейсов у таких авторов, как С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский, О.В.Козлова. Авторы определяют их как "маленькие наброски" (небольшие по содержанию), большие не структурированные (объемом до 40 страниц текста), обучающие (в рамках учебного курса) и др. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на "кресельные" - специально сконструированные и "полевые" - основанные на реальном фактическом материале.

Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс. В рамках данного семинара мы не будем останавливаться на этом. Но я подготовила вам информационные карточки, которые находятся внутри рабочей тетради, обратиться к которым вы сможете, когда займетесь разработкой кейсов. А мы пойдем дальше.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся.

Для удобства работы методика представлена в виде таблицы и приведена для вас в рабочей тетради. Давайте обратимся к ней. В первом столбике указаны фазы работы: до занятия, во время занятия, после занятия. В каждой фазе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия - это зависит от задачи.

Во второй фазе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. Мы с вами уже так распределились. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. В сегодняшних условиях берем только две подгруппы, так как мы ограничены во времени.

Сейчас приступаем к рассмотрению второй фазы кейс-метода, она в таблице обозначена желтым цветом.

Участники в группах выбирают "модератора", координирующего работу, "секретаря" - фиксирующего результаты работы и "шкипера" - представляющего проект на общее обсуждение. Тоже самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли.

Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей тетради поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке, а содержание раскрыто на желтых карточках. Вам необходимо к каждому этапу подобрать соответствующее содержание. На выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет работа в группе, методист по мере необходимости, подходит к каждой группе).

Давайте проверим правильность выполнения задания. (методист озвучивает правильное расположение этапов работы с кейсом с помощью слайда).

Вот перед вами алгоритм работы с кейсом. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов.

Подробно с функциями секретаря и модератора можно познакомиться на желтых информационных листах (вынимает из своего портфеля, раздает).

Остается только уточнить содержание четвертой ступени и последней фазы работы с кейсом, в таблице она обозначена красным цветом. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость (отдает карточки с описанием функций шкиперам).

Итак, у вас есть всё необходимое для решения кейса.

Получите кейс и приступайте к работе (раздает пакеты).

Время работы с кейсом 7 минут (методист, по мере необходимости, подходит к группам для уточнения или разъяснения заданий).

Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защита кейса).

Теперь свой кейс защищает шкипер второй команды (защита кейса).

Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом: в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы аудитории).

И сейчас резюмируя вышесказанное, остановлюсь на значении кейс-метода в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования, на тех особенностях о которых необходимо помнить:

Ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика;

Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;

Педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию;

Кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний.

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. На лицо преобладание преимуществ. Их много, вы их видите на слайде.

И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов по дополнительному образованию не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

Первый шаг в этом направлении я уже сделала.

В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем я храню самостоятельно разработанные и апробированные кейсы, которые в дальнейшем планирую опубликовать в сборнике. С удовольствием поделюсь наработками с вами (демонстрирует кейсы.)

Ну что ж все содержимое моего портфеля перед вами. Настал черед паковать чемоданы. И вам я предлагаю сделать тоже самое. Сегодня вы уйдете с первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками, желаю успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах! (звучит музыка) Коллеги, нам пора идти дальше. В добрый путь!

Статьи по теме: