Тайны парижских катакомб. Безопасность в Париже: что стоит знать

Этимологические корни слова «курьер» следует искать в Польше конца XVII века, где впервые kurier вошло в употребление, однако сама лексическая единица имеет, скорее, французское (courrier) или же латинское (curro - «бегу») происхождение. Однако стоит признать, что сам факт перемещения посланий и грузов существует с тех самых пор, как стали строиться отдаленные друг от друга поселения. В силу необходимости обмена информацией в мирное (а особенно в военное) время очень быстро появились гонцы и посыльные, которых и отправляли с поручениями.

Старейший способ перемещения - движение пешком, и история курьерской доставки как явления началась именно с него. Еще задолго до древнеегипетской цивилизации, примерно 3 тыс. лет до нашей эры, легендарная Семирамида передавала с гонцами свои волеизъявления перед путешествием в Индию.

Работа пешего курьера была полна не только трудностей, но и многих опасностей, так как за время своей службы он успевал побывать не только в различных уголках родного государства, но и в чужих краях. Мужчины понимали всю ответственность положения, поэтому заранее завещали своим семьям имущество и давали наставления, в которых частенько отмечали труд гонца как нежелательный пример для подражания - «становись, кем захочешь, но не им».

Каковы были основные миссии древних курьеров? В первую очередь, это связь войск: находящиеся друг от друга на большом расстоянии отряды должны были регулярно узнавать новости, иначе действовать сообща не представлялось возможным.

Самые известные гонцы, упоминания о которых встречаются в древней литературе, - это греки. Гемеродромы, как их тогда называли, получали поручения и перемещались между городами. В основном, они состояли на службе у правительства, и говорили о них не иначе, как о доставляющих известия наискорейшим образом. В гемеродромы шли юнцы, которые очень быстро передвигались налегке - кроме лука, стрел и пращи оружия они в дорогу не брали, чтобы под тяжестью амуниции не потерять в скорости.

Самые известные курьеры древних времен - Филонидес, служивший Александру Македонскому и осиливший 90 км за 9 часов, и Филлипид, принесший благую весть о победе при Марафоне в Афины, но, увы, погибший от истощения.

Во времена древнего Рима пешие курьеры также были популярны. Они получали название курсориусов (то есть быстробегущих) или табеляриев (по-латыни «табела» - дощечка) - в зависимости от функций, которые они выполняли. Как правило, состояли они при дворах богатых патрициев или же находились на государственной службе, от частных же лиц брать корреспонденцию и вещи для переноса им было запрещено. Нередко запрет нарушался, и гонцы несли наказание, хотя, впрочем, это было для них делом привычным: набирали курсориусов из числа вольноотпущенных или рабов.

Табелярии, которые находились на содержании правящей верхушки, пытались увеличить свой материальный достаток. Так, например, однажды у Веспасиана они попросили чуть больше денег на обувь, а он и вовсе им в средствах отказал. Богато одеваться стали гонцы лишь с приходом на престол следующего императора, который разрешил носить перья на головном уборе. Впоследствии на их плечах появились своеобразные крылья - знак скорости доставки.

Известно, что существовало в древности и такое явление, как эстафета посыльных . Так, на окраинах деревень располагались палатки, в них ожидали своей очереди отправиться в путь гонцы. У каждого была палка с колокольчиками, по звонку которых население следующей деревни узнавало посыльного и готовилось его встречать. Там на смену предыдущему гонцу приходил следующий - с такой же «звонкой» палкой. Курьеры не только путешествовали по земле, иногда им приходилось плыть, и для переправы им выдавались специальные пояса.

Интересно, что инки и ацтеки также пользовались курьерскими услугами, и самым главным грузом, который доставляли по Мексике и Перу, была свежая рыба к столу правящей особы. Называли в этих странах курьеров загадочным словом «часки».

Китайская курьерская почта зародилась при династии Чжоу, в ее распоряжении были как гонцы-пешеходы, так и те, кто ездил верхом. При династии Тан в рядах почтальонов уже можно было наблюдать иерархию: глава государства самолично назначал генерал-почтмейстеров. В итоге императорские приказы передавались с молниеносной быстротой. Гравюры тех лет изображают курьеров в пути с широкими зонтами наперевес.

Пешая почта перешла из древних времен в феодальные, оказавшись надежным способом для перемещения документов и вещей. Гонцы городские, монастырские и университетские находились на содержании управленцев, носили специальную форму с бляхой, которая являлась своего рода отличительным знаком.

Тем временем в таких странах, как Индия и Китай пешие гонцы уступали дорогу конным. Рабы строили новые дороги, и письма и посылки теперь доставлялись по земле в самые укромные и далекие уголки. Так, правление императора Октавиана напрямую связывают с упрочением конных курьерских объединений.

1464 год стал знаменательным для жаждущей почтовых связей Европы: приказом Людовика XI была учреждена государственная почта с курьерами.

Конные гонцы была распространены и в Англии тех лет, однако они исполняли только королевские поручения. При Эдуарде I стали организовывать почтовые станции, где можно было взять лошадей внаем.

Работа курьерских линий налаживалась во многом благодаря тому, что наказывали за опоздания очень сурово. Так, например, за несвоевременное исполнение обязанностей гонца могли и повесить.

В средние века в Германии основные курьерские линии содержал Ганзейский союз. Непрерывную связь поддерживали с такими городами, как Венеций, Прага, Вена и Амстердам. Интересно, что курьерами по совместительству становились мясники, которым приходилось преодолевать многие сотни километров для закупок сырья. Они-то и подписывали контракты с властями, обязуясь передавать почту. Большую популярность такого рода курьерские услуги получили в Южной Германии. Как только гуртовщики (перевозчики скота) въезжали в город, трубили в рожок, и на площади собирался народ.

Каретная почта , с помощью которой можно было переправлять габаритные грузы и даже людей, также родом из древних времен, когда лошадей и колесницы обязаны были поставлять к императорскому двору простолюдины, для которых это, к слову являлось тяжелой повинностью. На Руси же такой вид переправы получил название ямской гоньбы. Почтовая станция, где находились лошади, которые в любой момент могли понадобиться для перевозки, называлась ямом. Такой постоялый двор состоял обычно из пары-тройки изб и, конечно же, конюшен, а жил там и присматривал за хозяйством ямщик. Его избирали из числа крестьян или посадских. Расстояние между станциями могло достигать от 40 до 100 верст.

Вначале лошади везли гонцов в телегах и кибитках, что было не совсем удобным, затем в XVIII венские коляски и кареты пришли им на смену. Зимой гонцы ездили в розвальнях и возках, однако самой знаменитой, пожалуй, оказалась тройка, воспетая впоследствии русскими поэтами.

Если говорить о воздушно связи, то ее наиболее древний вид - это голубиная почта . В целях военных, а также мирных и коммерческих использовали этих птиц как курьеров многие государства, особенно же это было распространено в Египте.

За В 1870-1871 годы голуби перенесли более ста пятидесяти тысяч официальных депеш - в ходе франко-прусской войны. В Париже даже были созданы специальные залы, где расшифровывались микрописьма, извлекаемые из капсул на лапках птиц. В ХХ веке голуби больше служили мирным целям - доставляли свежую корреспонденцию быстрее остальных.

В 1890 году появилась пневматическая почта , в условиях которой было налажено сообщение «почтамп-биржа» с помощью труб и вагончиков. Скорость - 250 тысяч в час. Позднее по аналогии с пневмопочтой стали появляться электрические линии, так, например, лондонский почтовый метрополитен, строительство которого началось в 1916 году, подразумевал движение по тоннелям, находящимся в 50–80 футах под землей. Корреспонденцию доставляли поезда с маленькими вагончиками, которые могли перемещаться в двух направлениях. Автоматическая система контроля позволяла обойтись без проводников.

Однако пневматическая почта - не самый интересный способ доставки бумаг адресатам. Палан и Надине - острова в Индонезии, жители которых и по сей день пользуются бутылками для отправки корреспонденции. Интересно, что каждое письмо, запечатанное в «капсулу», имеет адрес и в итоге доходит до ожидающего! Секрет точности в том, что Яванское море имеет особые круговые течения, таким образом, бутылка приплывает в пункт назначения, ее вылавливают и передают по адресу. Да, это немного рискованно, зато никто не заставит платить таможенный сбор!

Как видите, во все времена человек ищет наиболее удобные способы перемещения для себя и перевозки для грузов и документов. В рамках современных реалий наиболее разумным методом является курьерская почта , а каким образом люди пришли к этому выводу, вы имели возможность прочесть выше.

Париж - столица моды, любви и романтики. По его красивыми улочкам, набережным и паркам можно гулять дни напролет. Но есть у блистательного Города огней и другой облик, знакомство с которым может привести как минимум к большому разочарованию. Мы отыскали 10 опасных районов, в которых не стоит появляться туристам. Для личной безопасности и приятных воспоминаний о поездке обходите эти улицы десятой дорогой!

Улица Рокет (Rue de la Roquette)

Улица Рокет в одноименном квартале, примыкающем одной своей стороной к знаменитому кладбищу , - это трагический театр, на сцене которого то и дело вспыхивают беспорядки и драки (недаром же в этом районе когда-то была тюрьма). Единственное время, когда по этой улице можно пройти спокойно - во вторник около 16:00. По неизвестной причине в этот период беспрестанные стычки утихают. Такое себе время перемирия.


Фото: commons.wikimedia.org
2

Улицы Петит Труандери и Гранд Труандери (Rue de la Petite Truanderie, Rue de la Grande Truanderie)

Улица Петит Труандери в первом округе образует южную сторону треугольной площади, которая замыкается с других краев улицами la rue de la Grande-Truanderie и la rue Mondétour. Из-за большого скопления криминального контингента, не особо дружелюбно расположенного к посторонним (да и вообще к кому-либо), это не лучшее место для прогулки. Особенно в вечернее время. То же касается и улицы Гранд Труандери.


Фото: commons.wikimedia.org 3

Улица Буле (Rue des Boulets)

Когда по телевизору не показывают ничего интересного, жители улицы Буле в 11-м округе начинают веселиться по-своему. Например, устраивают по вечерам перестрелки и кровавые потасовки. Если не желаете участвовать в таких жестоких и опасных развлечениях, проложите свой маршрут к месту назначения через другие кварталы. Целее и здоровее будете.


Фото: en.wikipedia.org 4

Улица Гренад (Rue de la Grenade)

Rue de la Grenade - еще одна парижская улица, чьи будни окутаны дурной славой. Сценарий ее повседневной жизни такой же, как и на печально известной Рокет. Если вам придется оказаться на улице Гренад в 19-м округе, постарайтесь быстрее завершить свои дела и покинуть потенциально опасный район.

Улица Марсейез (Rue de la Marseillaise)

Потянувшаяся по соседству с улицей Гренад, rue de la Marseillaise не уступает первой в градусе криминогенной обстановки. Хотя неподалеку от опасного района раскинулся красивый и приветливый парк Вилет, буквально в пяти минутах от его окраины, на улице Марсейез, легко попасть в неприятную ситуацию, остаться без ценных вещей и всего, что может приглянуться преступникам.

Порт-де-Сент-Уан (Porte de Saint-Ouen)

Расположенный в северной части Парижа, когда-то квартал La porte de Saint-Ouen входил в число 17 укреплений, защищающих город от вражеских набегов. Сегодня в районе работает одна из крупнейших в столице клиник - L"hôpital Bichat-Claude-Bernard, а также кипит своей жизнью блошиный рынок Saint-Ouen. И хотя на последнем при желании можно отыскать множество интересных вещей, в квартале нужно вести себя предельно осторожно. Опять же, чтобы не остаться без денег, телефона, документов и прочих ценных вещей.


Фото: france24.com
Фото: reiseinfoweb.com 7

Район Порт-де-Клиньянкур (Porte de Clignancourt)

Окрестности Порт-де-Клиньянкур - еще одно малоприятное место, которое может охарактеризовать Париж не с самой красивой и лучшей стороны. Раньше в этом районе также находилось важное фортификационное сооружение, а сегодня промышляют воришки и хулиганы. В узкие переулки здесь лучше не заходить и даже не заглядывать ради личной безопасности.


Фото: lefripi.wordpress.com 8

Северный вокзал (Gare du Nord) + Восточный вокзал (Gare de l`Est)

Справедливости ради стоит отметить, что привокзальные районы таят потенциальную опасность быть ограбленным не только в Париже, но и в любом большом городе. Тем не менее факт остается фактом. Прогуливаться по улицам вблизи и не стоит. Особенно в вечернее время хрупким девушкам. Чревато неприятными последствиями.

Les boulevards des Maréchaux (в ночное время)

От Булонского леса до la Porte de la Chapelle бульвар переполнен проститутками, наркоманами и прочими «клиентами», знакомство с которыми вряд ли поднимет ваше настроение и сделает жизнь счастливее. Это очень далекое от образа романтического Парижа место, куда ходить вечером и ночью не стоит.

Бульвар Барбес (Boulevard Barbès)

Весь район буквально оккупирован выходцами из мусульманских стран: здесь работают арабские магазины, тротуары полны женщин в традиционных платках и платьях в пол, в книжных лавках продают Коран и записи с выступлениями мусульманских шейхов. Бульвар Барбес - один из самых преступных районов Парижа, где очень высок риск нарваться на карманников и прочих желающих завладеть вещами прохожих. Краденое оставляют себе или продают здесь же, на небольшом рынке под мостом около метро.


Фото: soundlandscapes.wordpress.com
  1. Каких-то сто лет назад доставка посылок и писем по России считалась очень быстрой, если не превышала шести месяцев. В былые времена царские посыльные могли поплатиться собственной жизнью за дурную новость, а потому работа курьера в те времена была не просто сложной, но и опасной.
  2. В Древней цивилизации инков удавалось держать под единым упралением огромную территорию благодаря отличным дорогам с отлаженной курьерской службой. Инские дороги предназначались для пешеходов и караванов лам, через каждые 7,2 км стояли указатели расстояний, а через 19-29 км - станции для отдыха путешественников. Кроме того, через каждые 2,5 км распологались курьерские станции. Курьеры (часки) передавали известия и приказы по эстафете, и таким образом информация передавалась на 2000 км за 5 дней.
  3. В Древней Римской империи благодаря курьерской доставке жители страны могли получать актуальную информацию о событиях политической жизни, судебных тяжбах, скандалах, военных кампаниях и казнях. Быть императорским курьером было весьма почетно, и эта деятельность достаточно хорошо оплачивалась.
  4. В Древнем Китае практиковался выпуск специальных листков новостей, которые затем посредством курьеров доставлялись в различные регионы страны. Можно сказать, что курьерская доставка на протяжении многих столетий являлась важной частью системы государственного управления.
  5. В Древнем Египте самым известным курьером считался Филлипид, который по преданию в 490 году до н.э. принес сообщение о победе в битве при Марафоне в Афины. Он, пробежав около 40 км, погиб от истощения, но стал основоположником марафонских бегов.
  6. В 13 веке в России была организована первая специальная служба для пересылки письменных сообщений, так называемая ямская гоньба, - самобытное русское учреждение, просуществовавшее до второй половины 19 века.
  7. В XVI веке для учета корреспонденции и повышения личной ответственности гонцов за ее сохранность на подлинниках или копиях документов стали делать специальные отметы. В XVII веке эти отметы стали более подробными и содержали, кроме фамилии и имени гонца, год, месяц и день вручения корреспонденции.
  8. В 1665 году организованы почтовые и курьерские маршруты из Москвы в Ригу и в 1669 — в Вильнюс, которые давали возможность обмена корреспонденцией, в том числе частной, с зарубежными странами.
  9. В России курьерская почтовая служба появилась в 17 веке, 17 ноября 1710 года Петр I подписал указ об учреждении специального курьерского маршрута от Санкт-Петербурга до Москвы, что явилось прообразом военно-полевой курьерской службы, утвержденной Указом Петра I от 30 марта 1716 года.
  10. В 1783 году в России впервые были введены единые тарифы на пересылку корреспонденции в зависимости от ее массы и от расстояния.
  11. С 1837 года в Росии почтовые у курьерские отправления стали перевозить по железной дороге. Россия - одна из первых стран, организовавших такие перевозки.
  12. К началу 19 века в России насчитывалось порядка 460 почтовых и курьерских учреждений, где исправно несли службу 5 тыс. курьеров.
  13. В Америке первые курьерские услуги стали оказываться в 1907 году американской компанией UPS. Данная компания занималась доставками цветов, почтовых отправлений и мелких грузов.
  14. В 1946 году Кен Томас основал компанию-перевозчик TNT. Он сделал основной упор на осуществление регулярного сообщения между городами. И принес свои нововведения, всем клиентам, которые хотели удостовериться в успешности доставки, теперь выдавали специальную справку с подписью получателя.
  15. В 1969 году впервые появилась Авиа-доставка, что позволяло выйти
В интернете можно найти скудную информацию об использовании пневматической почты в Европе во второй половины 19-го века, но эта статья, переведённая с английского языка, даёт нам некоторое понятие о том, почему пневматическая почта не стала использоваться повсеместно.

Pneumatic Tubes in Stolen Kisses

Введение.

В первой половине 19-го века произошло беспрецедентное ускорение коммуникации за счет внедрения электрического телеграфа. Его основным применением была возможность коммерческой разведки для торговцев на биржах, для которых получение предварительной информации было решающим фактором, но выигрыш в скорости от телеграфа может быть утерян, если потребовалось много времени, чтобы получить телеграмму в офис на фондовой бирже. Чтобы избежать этой задержки, в 1853 году Дж. Латимер Кларк установил длинную пневматическую трубку длиной 220 ярдов, соединяющую Лондонскую фондовую биржу на улице Треднидл с Центральным железнодорожным вокзалом в Лотбери электрического телеграфа компании, которые были объединены в 1846.


Испытания пневматической транспортной дороги в Баттерси.

Аналогичные пневматические трубки были установлены в Берлине в 1865 году между Центральным телеграфом и фондовой биржей, а в 1866 году -в Париже также между телеграфом и биржей.
Другие города последовали примеру Берлина и Парижа, в них также были установлены системы пневмотрубок не только для транспортировки телеграмм, но и для отдельных писем и большого объема писем. На переправку большого объёма писем требуются пневмотрубки большого диаметра, которые существуют сегодня в Гамбурге и когда-то существовали в ряде американских городов. Пневмосистемы трубок для переправки писем былиустановлены в Вене и Праге, Берлине, Мюнхене, Рио-де-Жанейро, Риме, Неаполе, Милане, Париже и Марселе. Были также кратковременные установки для частных писем на Южно-Кенсингтонской выставке 1890 года, в Карлсбаде на филателистической выставке 1910 года, а также на международной выставке в Турине 1911 года.

Сегодня пневматическая почта сoxранилась только в Париже и в Италии. Пневматические трубки по-прежнему широко используются для транспортировки небольших партий телеграмм во многих городах мира, экспресс-писем и писем воздушной почты. Эти трубки, как правило, имеют диаметр около 3 дюймов, и сообщения передаются в капсулах, которые движутся вдоль пневмотрубки благодаря перепаду давления воздуха от одной части к другой, достигая скорости около 25 миль в час. Письма и открытки, которые отправлялись по пневмотрубках, были вставлены в цилиндрическую капсулу.

Пневмопочта в Париже.

Строительство экспериментальной линии пневмопочты между телеграфом в Grand Hotel и биржей было начато в Париже было в 1866 году. Однолинейная пневмосистема была продолжена в 1867 году от биржи через телеграф к улице Жан-Жак Руссо, далее к улице де Риволи, далее к улице святого Переса, далее к Центральнму телеграфу на улице де Гренель, далее к Boissy d " Anglas, и обратно в Grand Hotel. Линия представляла собой шестиугольник. В течение следующих десяти лет однолинейная полигональная система была связана с гексагональной системой, двусторонняя линия пневмотрубок была заложена между Центром и Биржей, но эта сеть всегда оставалась в пределах таможни Парижа до 1791, который примерно совпадает с его внутренним округом. (Можно только догадываться, что вся эта разветвлённая система пневмотрубок УЖЕ была построена задолго до официального начала строительства в 1866г, но начала использоваться с этого времени.)


Карта сети пневмопочты Парижа.

В 1879 году, с открытием сервиса пневмопочты для широкой общественности, появился новый повод для расширения её сети и, в 1881 году были одобрены планы расширения сети пневмотрутрубок через весь Париж. Это было сделано в четыре этапа, каждый из которых занял около года: к 1 февраля 1882 г. 16-ый и часть 15-го и 17-го округов; к 1 апреля 1883 года остальная часть 17-го, 18-го, и часть l9-го округов; к 1 февраля 1884 г. остальная часть l9-го, 12-го и 20-го округов; к 15 декабря 1884 г. остальная часть 15-го, 13-го и 14-го округов. Система пневмотрубок, проходящих через весь Париж (как правило, расположеных в коллекторах городской канализации) состояла из трубок диаметром 65 мм, но с 1888 года многие трубки уже устанавливались диаметром 80 мм, и на сегодняшний день около одной трети системы использует больший диаметр. Кроме того, с 1888 г. начали ликвидацию односторонних многоугольных сетей и заменили их двусторонними трубками.(Похоже, что система пневмопочты в Париже была очень разветвлённой, но об этом не надо было сообщать широким массам. Расширение радиуса пневмопочты велось постепенно, чтобы создать иллюзию технического прогресса,другой вопрос-откуда сразу взялись технологии?)

С конца l9-го века произошли изменения многочисленных деталей сети пневмопочты внутри Парижа, но только одну пневмотрубку проложили в пригороде Парижа в 1914 году к коммуне под названием Neuilly-sur-Seine.


Только подумать, с 1866 по 1914 год фактически начали использовать ВСЕ линии внутри границ Парижа, и расширили только в одну коммуну, тогда как остальные пригороды Парижа остались неохваченными сервисом пневмопочты!

Планировалось провести пневмопочту от Парижа ко всем пригородам, однако начавшаяся 1-ая Мировая война 1914-18 война остановила этот проект, и он никогда не был воплощен в реальность.
Вот зачем понадобилась 1-ая Мировая война-остановить намечавшийся технический прогресс, в частности, беспроводное электричество Теслы, и заставить мир перейти с бестопливной энергетики на топливную!
Тем не менее, в 1907 году отправка сообщений пневматической почтой за пределы Парижа стала возможной благодаря специальному штату курьеров, работающих в 19 пригородных районах. К 1916 году эти курьеры-доставщики пневмопочты- доставляли её на велосипедах и в большинство городков департамента Сены, а также в Энжин-ле-Бэн, Севр, и Сен-Клу в департаменте Сена и Уаза. Райнси был добавлен в 1921 году.

На сегодняшний день пневмопочта в Париже и коммуне Neuilly-sur-Seine работает следующим образом: исходящие оттуда сообщения пневмопочтой отправляются до их окраин по пневмотрубам, а с окраин до места назначения сообщения развозят посыльные на мотоциклах. Входящие в Париж и Neuilly-sur-Seine сообщения доставляются в отделения пневмопочты на границах Парижа и Neuilly-sur-Seine , и уже из этих отделений отправляются к местам назначения по пневмотрубам
Намного выгоднее было бы потратиться на строительство пневмопочты, но этого не стали делать.

Существует также другая сеть пневмопочты между французскими правительственными учреждениями, радиально исходящая из Центра, но однолинейная, соединяющая Сенат с Национальным Собранием и Официальным журналом. Эта линия используется для отправления стенограмм парламентских дебатов, которые должны быть напечатаны и опубликованы в течение двадцати четырех часов.

Цилиндрические капсулы продвигаются внутри трубок со сжатым или разреженным воздухом. Компрессор, нагнетающий давление, обеспечивает сжатым/разрежённым воздухом несколько офисов, эти компрессоры сначала работали на воде, затем на пару, и только позже на электричестве. Сегодня есть 7 таких установок, поставлющих сжатый воздух в пневмосистему, включающую 12 офисов.(Вот где доказательство замены бестопливной энергетики на топливную)

Долгое время цилиндры перемещались от одного офиса к другому, где их содержание необходимо было рассортировать, нужное -оставить на месте, а требующее следующей пересылки-отправить дальше. Такая ручная сортировака отнимала много времени, с 1931 года была введена автоматическая навигация с помощью устройства, которое может или принять или передать дальше капсулу пневмопочты в соответствии с их маркировкой.

Пневматические почтовые цилиндры, новые и старые, с изображением электропроводящих полос, введенные после 1931 года.
То есть за период с 1866 по 1931 гг- за 65 лет!-не было технологий автоматизировать пневмопочту, это было очень важно для общества и для бизнеса, а может быть, не считали нужным этим заниматься, пока система хорошо работала, но когда пришлось поменять изношенные трубы, заодно и автоматизировали

Изменения начались с телеграфа, поскольку он был предназначен для отправки телеграмм, и первая сеть связанных между собой отделений телеграфов, была весьма уделена от отделений пневматической почты.
В 1878 году отделения пневмопочты были присоединились к отделениям телеграфа и стали называться Почта и Телеграф. Позже к этой сети были добаблены телефоны, и название поменялось на Почта и Телекоммуникации.

Внутри этой крупной организации, ответственность за службу пневматической почты осталась за Телеграфом или его преемником, компанией Телекоммуникации. Сотрудничество между отдельными частями этого министерства хорошо иллюстрируется событиями 1927 года, когда из-за наводнения вышла из строя телефонная станция Сегур; абонентам которой было разрешено отправлять письма с помощью пневмопочты стоимостью 30 сантимов, которая равнялась стоимости обычного телефонного звонка, вместо полагающихся по тарифу 1,50 франка.

Служба пневмопочты не имеет своих собственных офисов, но все сообщения, предназначенные для отправки, опускаются в специальные ящики, которые расположены ближе, чем ящики обычной почты (То есть сеть ящиков пневмопочты была более разветвлённой, что доказывает тот факт, что именно пневмопочта раньше была основным видом почты) и имеют более узкие прорези. ..В конце 19-го века отделения, предлагающие только отправку телеграфом, были закрыты.

Карточки и почтовые бланки для пневмопочты.

До 1898 года, когда были разрешено использование частных карточек и конвертов, было обязательным использование официальных почтовых карточек и бланков для пневматической почты. Указ, благодаря которому пневмопочта стала доступной для широкой публики, был подписан 25 января 1879 г. МакМагоном в последние дни его президентства, указ вступил в силу 1 мая 1879. Это предусмотрено два вида бланков: один открытый, стоимостью 50 сантимов, и один, закрытый, стоимостью 75 сантимов, что в современном языке соответствует почтовой карточке и письму, хотя последнее было на тонкой бумаге.

Намерение состояло в том, что напечатанная марка должна быть военного типа, дизайн которого занял второе место в конкурсе 1875 года на проект новой клеющейся почтовой марки, но после переворота, последовавшего за отставкой президента МакМагона, этих марок не успели напечатать, чтобы иметь их готовыми к 1 мая. Поэтому было решено использовать временно дизайн шалфей, который выиграл конкурс и был на уже используемых почтовых марках.

Таким образом, к 1 Маю было в продаже только два вида карточек дизайна Шалфей: первая-кремового цвета
под названием "Carte Телеграмма" с красной тисненой печатью, и синее письмо-карта под названием "Телеграмма" с черной тисненой печатью. Оба послания считались телеграммами за исключением того, что за фиксированную плату там не было никаких ограничений на количество слов, которые могут быть отправлены . Отсутствие ограничений на количество слов было одобрено и быстро признано публикой; карточка от 15 мая 1879 включает в себя следующее выражение: "Мы, пользуясь свободой, которая отныне не ограничивается открыткой телеграммы, посылаем вам с нашими наилучшими пожеланиями наши дружественные приветствия», которые, будучи написанными по-французски, составили бы 27 слов и, само собой, стоили бы 75 сантимов по текущему тарифу для телеграмм. В письме-карте было разрешено писать только на оборотной стороне и строжайше запрещались любые вложения; если вес отправления превышал вес письма-карты, то он уже считался бандеролью.

Дизайн карты "Шалфей" образца 1879 года

Дизайн конверта "Капеллан" 1902 года.

Пневматическая почта имела быстрый выдающийся успех, объем телеграмм вырос на 80%, а доход на 90% между 1 мая 1879 г. и 30 апреля 1880 г. В соответствии с обещанием, сделанные в 1878 году, чтобы попытаться сбить цену телеграмм министр внутренних Почты и Телеграфа сделал предложение, одобренное президентом Греви 22 мая 1880 г., снизить цену пневматической карточки до 30 сантимов и письма-карты до 50 сантимов. Существующие запасы карточек и писем-карточек были перепечатаны "Taxe réduite" с соответствующей новой ценой.

В конце года новые карточки и нового письма-карточки появились с напечатанными на них новыми ценами. Тем не менее, к этому времени, было принято решение расширить сеть пневмотрубок в четыре этапа, которые были описаны выше, и уже напечатаны три вида карточек и три вида писем-карточек с напечатанными на них цветные картами на лицевой стороне, соответствующими трём участкам территорий, на которые эти карточки надлежит отправлять. Марка, напечатанная на поверности этих карточек, была теперь черного цвета. На заключительном этапе, с сетью, охватывающей весь Париж, карточки и письма-карточки третьего этапа, вместе с ответной карточкой, были выпущены ещё ДО ТОГО, как сеть пневмопочты была расширена. Карты этой серии стали первыми регулярные цветными открытки Франции.

Удешевленные 50 сантимовые открытки, которые стали стоить 30 сантимов.

Открытка Капеллан с изображённой на ней картой и надписью "Действительна по всему Парижу", напечатанная в 1885 году.

В ноябре 1886 года была снижена цена 75-самтимовой карточки, выпущенной в 1885 году до 60 сантимов и существующие запасы были перепечатаны. Окончательный вариант карточки появился в 1889 году, но в 1896 году цена была снижена еще раз, на этот раз до 50 сантимов, и снова существующие запасы должны были перепечатаны.

В декабре 1884 года карточка с ответная почтовая карточкой была выставлена на распродажу по цене 1 франk

Почтовая карточка с оплаченной обратной ответной карточкой.

Пневмопочта-конверт за 50 сантимов, цену которого снизили с 60-ти сантимов.

В 1896 году было принято решение о переименовании почтовых карточек и писем-карточек, они стали именоваться "пневматическими".

После того, как было разрешени использование частных карточек на пневмопочте, многит парижские типографии стали печатать лёгкие конверты с надписями "Пневмотелеграмма" или "Пневмосервис".

В 1902 году отменили пневмокарточки, теперь письма-карточки стали называться "пневмокарточками" и их цена была уменьшена до 30 сантимов (если бы остались карточки, то они бы, наверное, были в 2 раза дешевле писем-карточек). Письма-карточки с ответкой стали 60 сантимов (а были 1 франк). Карточки вновь пришлось перепечатывать или менять цену на них вручную.
Проводилось постоянное снижение цен на услуги пневмопочты, это бы продолжалось и в дальнейшем до тех пор, пока плата за её услуги не стала бы просто символической-но тут грянула 1-ая Мировая война.

1-ая Мировая война 1914-1918 гг послужила причиной удорожания стоимости пневмопочты согласно указа от 30 декабря 1916 года, и с 1 января 1917 года письма-карточки стали стоить 40 сантимов.

После этого цена стала неуклонно расти: до 60 сантимов с 1 апреля 1920 года до 75 сантимов 25 марта 1924 года по 1 франку 16 июля 1925 года, и до 1,50 франка на 1 мая 1926 года. В 1929 году, когда 1.50 франковые письмо-карточка и конверт были перепечатаны, новый элемент информации был добавлен на оборотной стороне: карты были на продажу с ответным купоном. Цена пневматической карточки в 1,50 франка сохранялась до июля 1937 года. 12 июля 1937 года цена была повышена до 2 франков и новые письма-открытки и конверты были напечатаны, на этот раз уже в последний раз.

Начиная с 1897 года все почтовые карточки имели надпись «République Française». Третья республика была заменена 10 июля 1940 года на французское государство, и когда цена для пневматических писем-карточек была увеличен 2 января 1942 до 3 франков, на новом письме-карточке было написано "Etat Francais " (Государство Франция), и марка была типа Bersier из Петен, на которой, вокруг головы маршала, слова "Postes Françaises".(Почта Франции). После освобождения в 1944 году было возвращение к марке с образом капеллана стоимостью в 3-х франка, но надпись «République Française» не была восстановлена.

После 1944 года письмо-карточка сохранилась в почти таком же внешнием виде в оттенках вокруг серо-синего цвета с печатью кирпично-красный цвета, но цена поднялась быстрее, чем когда-либо прежде. Повышение цены продолжалось: до 6 франков на 1 марта 1945 года и до 10 франков на 1 января 1946 г. , 13.50 франков с 1 апреля 1947 г. Цена повысилась до 19 франков 8 июля 1947 года, 30 франков 21 сентября 1948 года, 45 франков на 6 января 1949 , 100 франков на 1 июля 1957 года, и 125 франков на 1 января 1959 г. Кроме того, с 1 мая 1947 г. наблюдается взимание денег за сам бланк письма-карточки. После того, как новый франк был введен в 1960 году была выпущена письмо-карточка в 1,25 франка, повышен до 1,50 франка на 1 июня 1964 года и до 1,60 франка на 15 января 1965 г. В связи с увеличением, 3-го января 1971 года, до 3 франков (к которому пришлось добавить еще 5 сантимов за сам бланк письма-карточки), 7 июля 1973 года произошло дальнейшее увеличение до 3,90 франков.

В 1884 году ожидали большую эпидемию холеры в Париже, предусматривали, что там будет большое количество трупов, для каждого из которых потребуется экстренное похоронное извещение. Пневматическая почта предложила быстрое средство уведомления, были напечатаны две карточки с маркой по 30 сантимов с изображением капеллана в черном Сомнительно, что это карточки были когда-либо использованы. Они редки, но еще реже можно найти рекламу этих карточек, которые были проданы по сниженным ценам. О них известно очень мало, только то, что они были выпущены в одном агентстве "La Publicité Postale" и были опубликованы около 1898 года.

Карта "Сбербанк" в 1884 году.

6-ти франковая Карта "Сбербанк" 1947 года.

Все сказанное выше относится к пневматическому сообщению Парижа; аналогичный, но гораздо более ограниченный сервис пневмопочты существовал в Марселе в период с середины 1910 года и 29 февраля 1964 года и который не имел свои собственную почтовые бланки до последней войны. Письма-карточки, показывающие на лицевой стороне карту тех районов города, которые обслуживаются пневматической почтой, были выпущены в 1910 году (и одной ответной) с маркой сеятеля по 30 сантимов. На оборотной стороне были перечислены семь отделений, из которых сообщения пневмопочтой могут быть отправлены.
Позже, как и в Париже, в Марселе была использована почтовая марка капеллана: в 1919 году она стоила 40 сантимов с добавлением 8-ми офисов, в 1921 году стоила 60 сантимов, в 1926 году -1 франк, а в 1929 году цена поднялась до 1,50 франка, все это время использовался сине-зеленый фон. Фон был изменен в 1934 году до серого и когда появились 2х франковые письма-карточки в 1938 году, карта расположения офисов была удалена; это была последняя письмо-карточка. Карточка в одном конверте была выпущена только в 1910 году и похожа на современную письмо-карточку.

В то время как пневматические почтовые бланки Парижа, возможно, иногда использовались за пределами Парижа и Марселя, их регулярное использование известно только в Алжире, где экспресс-служба управляется с помощью посыльных внутри города. В 1938 году эта служба получила свое собственное письмо-карточку, и связь с пневматической почтой Парижа былa утеряна.

1929год. 1,5 франковая карточка пневматической почты Марселя.

После Великой катастрофы мир пытался вернуться к известным ранее технологиям.
Пневматическая почта-самый удобный, надёжный, безопасный, конфиденциальный вид почты в любую погоду для любых категорий граждан, бизнеса и госпредприятий. Технически было бы не трудно проектировать дома и квартиры уже со встроенными пневмотрубками для пересылки почты и небольших предметов.
Но история пошла по другому пути. Нам надо вернуться к использованию пневмопочты, т.к. это самый дешёвый вид пересылки, который может стать универсальным -от открыток и конвертов до крупных посылок.

PNEUMATIC POST TARIFFS-Тарифы пневматической почты:

1 Letter-cards 1879 (1 May) 75c
1880 (1 June) 50c
1 Cards 1879 (1 May) 50c
1880 (1 June) 30c
1 Envelopes 1885 (15 January) 75c
1887 (1 January) 60c
1896 (17 September) 50c up to 7g
1f 7 - 15g
1,50f 15 - 30g

POSTAL STATIONERY OF THE PNEUMATIC POST -Почтовые бланки пневмопочты:
(An abbreviated summary)сокращённо

1 1879 75c Sage modified TELEGRAMME
2 1880 50/75c
3 1881 50c Chaplain
4 1882 50c with map of Paris, blue shading at west
5 1883 50c -do-, blue shading at west and north
6 1884 50c -do-, no shading
7 1885 50c No 6 with "Valable pour tout Paris"
8-15 50c no map (differing perforations)
1f with reply coupon
16-26 1897 50c CARTE PNEUMATIQUE FERMEE (differing inscription on back)
1f with reply coupon
27-70 1902 30/50c (on previous types and with differing surcharges)
60/1f
71 30c black on blue CARTE PNEUMATIQUE
72,74 30c red on blue (differing inscription on back)
73,75 30c + 30c
76 1907 30c Sower (differing inscriptions on front and on back)
84 30c + 30c
85 1919 40c Chaplain
86 1921 60c
87 1924 75c
88 1925 1f
89-92 1927 1.50f (differing colours)
93 1938 2f
94 1942 3f Petain
95 1944 3f Chaplain
96 1946 6f
97 1947 19f
98 1949 30f
99,100 1950 45f (differing inscription on back)
102 1959 125f
103,104 1960 1.25f (differing colours)
105 1964 1.50f
106-109 1965 1.60f (differing inscriptions on back)
110 1972 3f

Cards-карточки-открытки

1 1879 50c Sage modified CARTE TELEGRAMME
2 1880 50c Sage Chaplain
3 50c + 50c
4 30/50c Sage modified
5 30/50c Chaplain
6 30c + 30c/50c + 50c
7 30c
8 30c + 30c
9 1882 30c with map of Paris, blue shading at west
10 1883 -do-, blue shading at west and north
11 1884 -do-, no shading
16,18,19 1885 30c No. 11 with "Valable pour tout Paris"
17 30c + 30c No. 8
20,22 30c no map
21,23 1887 30c + 30c no map
24,25,27 1897 30c CARTE PNEUMATIQUE
26,28,29 30c + 30c

Envelopes -Конверты

1 1885 75c TUBES PNEUMATIQUES
2,3 1887 60/75c
4 1889 60c
5 1896 50/60c
6-8 1897 50c (two formats) ENVELOPPE PNEUMATIQUE
9-15 1902 30/50c on previous types
16 30c
17-19 1907 30c Sower (differing inscriptions on back)
20 1919 40c Chaplain
21 1921 60c
22 1925 1f
23,24,25 1928 1.50f (differing colours)
26 1938 2f

Поиск работы. Эта проблема встает перед человеком в полный рост, когда он теряет должность из-за сокращения штатов или из-за закрытия предприятия - да мало ли, по какой ещё причине… Это серьезное жизненное испытание, с которым каждый справляется в меру собственный сил и способностей.

Да, можно пойти на поводу у собственных амбиций и годами жить на пособие, ожидая вакансии непременно по прежней специальности, неизбежно при этом теряя со временем квалификацию, а значит, и шансы получить желаемое.

А можно поступить как Михаил Аверин, с которым сегодня журнал Reconomica намерен познакомить читателя. Этот человек на собственном опыте убедился в правоте известного выражения: “Если ты не можешь что-то изменить, измени своё отношение к этому”, - и согласился на новую работу, о которой и расскажет.

Меня зовут Михаил Александрович Аверин, мне 31 год. Я живу в Ярославле, и уже не один год работаю курьером в организации «Городская Курьерская Служба».

Кризис так или иначе коснулся многих. Я 8 лет работал заместителем начальника склада в крупной продуктовой компании. Введение санкций и высокая конкуренция негативно сказались на нас и весь персонал сократили. Первым делом я пошёл на биржу труда, чтобы во время поиска нового рабочего места получать хотя бы пособие.

Предложений по специальности я, понятное дело, не получил, мне стали предлагать вакансии без опыта работы. Дали направление в городскую курьерскую службу, где нашлась вакансия “курьер”. Подобные вакансии я и до этого видел на сайтах и в газетах, их достаточно много.

Курьер - это не разносчик пиццы

Я представлял себе, что курьер - это человек, который пиццу или суши по заказам развозит, а на собеседовании выяснилось иное.

В обязанности курьера входит доставка корреспонденции по городу. Основная масса корреспонденции доставляется из судов, судебных участков, от судебных приставов, из налоговой и пенсионного фонда.

В должности пешего курьера на месте не засидишься.

Пешим курьерам транспорт не полагается. Весь город поделён на сегменты на усмотрение организации. В каждый сегмент нужно ходить один раз в 3 дня, согласно действующему законодательству или по согласованию с заказчиками.

Образования не требуется абсолютно никакого, достаточно девяти классов школы.Резюме тоже необязательно.

Про предыдущие места работы меня не спрашивали, достаточно было одного желания. Собеседование проводилось в один этап. Менеджер по персоналу предоставил примеры доставляемой корреспонденции от всех заказчиков, образец правильного заполнения документов и правила доставки.

Уж чего бы проще - но нет, и здесь свои требования

Было много требований, например, хорошее знание города. Доставка бывает в разные районы, причём, иногда в те, где появляться до этого приходилось нечасто. Печатают, конечно, карту района, но всё равно приходится ходить постоянно с телефоном в руках по незнакомой местности.

Оговаривается также скорость передвижения (есть чётко установленная норма по доставке и надо успевать её выполнять). Если корреспонденцию нужно разнести по частному сектору, то расстояние, пройденное за день, может составлять до 50 километров.

Курьер всегда должен быть опрятно одет.

Требуется и опрятный внешний вид, потому что курьер - это лицо компании, и ходить по адресам ему нужно не обязательно в костюме, но чисто и аккуратно одетым.

Необходимое качество - внимательность. Нужно следить, чтобы адресаты правильно и в соответствии с законом заполняли уведомления на получение корреспонденции. Не на последнем месте и выдержка, ведь адресат может оказаться нетрезв, неадекватен или находится в состоянии стресса.

К каждому адресату нужен отдельный подход, а также готовность к постоянному общению. Часто приходится объяснять порядок заполнения документов, принципы работы компании, и по возможности предлагать адресатам новые услуги. Не всегда получается быстро уйти от получателя, иной раз приходится долго выслушивать всевозможные жизненные истории.

Испытательный срок

Куратора мне не предоставили - так сказать, отправили сразу в свободное плавание. При поступлении на работу курьеру присваивается статус «новичок» на 3 месяца.

В этот промежуток проводится проверка качества работы по внутренним показателям.

  • Процент доставки - отношение количества доставленных заказных писем к количеству выданных. У меня этот процент получается в пределах 70, и это очень хороший показатель. Если процент меньше 50, то курьеру делают устное замечание - или ходи дольше, или доставляй тщательнее. Единственный способ увеличить процент доставки - выходить на работу позже, около 6-7 часов вечера, но тогда и сам я домой попадал уже ближе 10 часам вечера.

Звонят – откройте дверь!

  • Процент прихода по извещениям - это когда адресата не застают дома и ему оставляют извещение установленного образца, чтоб он мог получить заказное письмо, адресованное ему, в офисе компании на следующий день. Оптимальный показатель - от 10 до 20 процентов. Я всегда попадаю в 15–17 процентов, но этот показатель вообще условный, на него очень влияет человеческий фактор. Кто-то из адресатов более ответственный и всегда приходит по извещениям за корреспонденцией, а кому-то, простите, наплевать. Сам я извещениями пользуюсь только в крайнем случае.
  • Отсутствие жалоб со стороны адресатов . Вот тут уж как повезёт… Очень много таких получателей, кто любит жаловаться всегда и на всех, особенно на курьеров. За такие жалобы могут и не наказывать, это на усмотрение руководства.

Не последняя тема - заработок курьера

Если говорить об оплате, то она зависит от отдаленности места назначения. Средний заработок за день составляет 1000–1200 рублей. Можно, конечно, попытаться его увеличить, но способов немного.

Я избрал для себя работу в выходные. Для этого с утра в пятницу я получаю корреспонденцию не только на текущий день, но ещё и на субботу, и на воскресенье. В выходные, правда, многие получатели бывают недовольны: люди отдыхают, а я им письмо из суда заношу… Да и шесть дней без выходных работать не каждому под силу.

Мой заработок полностью зависит от объёма доставляемых писем.

На начальном этапе (первые 2 месяца) удавалось зарабатывать 15–18 тысяч рублей. Я посчитал, что это немного, и мне предложили дополнительно доставлять корреспонденцию по соседним сегментам. Теперь, чтобы всё успевать, приходилось и местность изучать, и маршруты выбирать. Полностью я освоился только примерно года через полтора.

Зарплата у меня наполовину белая, если можно так выразиться. Независимо от заработка, официальная часть перечисляется примерно 15-го числа каждого месяца на банковскую карту. Остальную часть выдаёт на руки руководитель филиала, примерно в тот же день.

Возможность карьерного роста

По категориям курьеры не подразделяются, после испытательного срока всем присваивается одинаковая должность. Через 3 года меня перевели в статус мастер-курьера. Отличие от обычного в том, что я доставляю корреспонденцию по всему городу, и за это мне доплачивают 3000 рублей.

Если судить по моей организации, то должность курьера в ней как начальная, так и конечная. Продвинуться можно максимум только до мастер-курьера. Дальнейшего продвижения по карьерной лестнице для курьеров просто не существует.

Труднее всего разносить корреспонденцию физическим лицам.

Отпуск, премия и т. п.

Есть у меня и социальный пакет. Больничные оплачивают, отпуск предоставляют два раза в год, по согласованию с руководством. Но в отпуске могут и отказать, когда курьеров не хватает. Изначально предполагалось, что и работу в неблагоприятных погодных условиях мне тоже будут оплачивать. Имеется ввиду, доплата за доставку, например, в сильные морозы. Но за время работы таких доплат ни разу не было, хотя на улице и минус 32 бывало.

Выходные оплачивают тоже без наценки, то есть один к одному. Премирование небольшое - доплачивают за стаж всем, кто отработал свыше 3 месяцев в размере 500 рублей, а остальная премия сугубо на усмотрение руководства и ее максимальная величина составляет 1000 рублей.

И в дождь, и в зной…

Доставлять корреспонденцию приходится круглый год. Вручать письма юридическим лицам легче, достаточно зайти в офис и предложить получить указанное письмо, не забывая о формальностях. Где-то и чаем могут зимой напоить.

Доставлять корреспонденцию юридическим лицам гораздо проще.

Основная сложность - это доставлять письма физическим лицам. Ходишь по квартирам, а застать человека дома не всегда получается.

Если адресата нет дома, то я оставляю извещение на заказное письмо в почтовой ячейке, которая находится в подъезде. Со временем попасть в подъезд стало легче, так как мой голос стали узнавать. А поначалу часто не пускали, думали, что я занимаюсь рассылкой рекламы.

Люди встречаются разные

С физическими лицами часто возникают и проблемные ситуации. Самый частый случай: «Вы не оставили мне извещение, и я не смог получить адресованную мне судебную корреспонденцию». Курьеру бывает сложно доказать, что это не его вина. Извещение тонкое, зачастую оно попадает в газеты, и потом его могут выбросить вместе со всем остальным спамом из почтового ящика.

Случай второй, не менее распространённый: «Вы оставили извещение, хотя я находился дома». Доказывать опять же бесполезно. Многие адресаты просто отключают звук на домофоне или вообще отключают домофон, а дверные звонки есть не у каждого. Для примера, поступила жалоба от адресата: «По указанному адресу проживаю и прописан, но мне полгода ничего не доставлялось». Максимум, что я мог сделать, это написать объяснительную.

Бывают случаи и потяжелее, когда адресат бывает пьян или неадекватен. Тогда не всегда получается мирно уйти.

Опасный случай

Занёс как-то заказное письмо, получатель проживал в коммунальной квартире на 7 комнат. Домофона в подъезде не было, пришлось пешком подняться на четвертый этаж жилого дома. Звонка на двери тоже не оказалось и я постучал.

Вышли соседи, и я, как положено, представился. Мужчина спал после работы. Его разбудили, и выяснилось, что человек был слегка пьян, но агрессивен изрядно. В такие моменты не советуют вручать письма и я попытался уйти. Но стоило мне немного отвернуться, как в меня полетела рука с ножом. Тело не было задето, пострадала только новая куртка.

Руководство потом целый день уговаривало меня не увольняться после этого инцидента.

Доставляя корреспонденцию физическим лицам, часто попадаешь в непредвиденные ситуации.

В профессии курьера есть свои достоинства

Но есть и плюсы работы курьером, из которых я для себя выделил - общение. Раньше у меня с этим были большие проблемы.

Кроме постоянного общения с людьми из разных классов населения, при доставке писем юридическим лицам есть возможность договориться и на дополнительную подработку. Ещё я люблю постоянно быть на свежем воздухе, не люблю работать в пыльном офисе. Работая курьером, можно постоянно поддерживать себя в хорошей физической форме, особенно, когда письма доставляются в дальние посёлки, да еще и ходить по лестницам приходится.

Профессия курьера идеально подходит для студентов.

Можно рассматривать её и как подработку на выходные, при желании можно использовать для совмещения с основным местом работы. Если рассматривать отдельные сегменты доставки, то можно работать и людям с ограниченными возможностями, или тем, кто находится в декретном отпуске, или в отпуске по основному месту работы.

Статьи по теме: