Что относят к информационным ресурсам. Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах.

Информационный ресурс - это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления.

Это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками.

Важнейшей проблемой практического использования ИР является проблема их классификации. При рассмотрении ИР как объекта гражданских прав Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет, что признаком классификации ИР является признак собственности. Далее следует еще один признак классификации: федеральный ИР, совместного пользования и т.д. Однако следует отметить, что при применении Закона нарушается один из основных принципов классификации - принцип единства классификационных признаков. Представляется целесообразным создание общероссийского классификатора информационных ресурсов, утверждаемого Госстандартом России.

Информационные ресурсы делятся на следующие группы.

I. По специфике возникновения: 1)

естественные, производственные, социально-экономические информационные ресурсы; 2)

созданные в результате интеллектуальной деятельности.

II. По сферам использования: 1)

научно-технические; 2)

социально-экономические; 3)

правовые; 4)

культурные; 5)

образовательные; 6)

развлекательные и т.д.

III. По принадлежности определенным субъектам: 1)

физическим лицам; 2)

юридическим лицам; 3)

государственным органам власти и управления; 4)

должностным лицам; 5)

органам местного самоуправления; 6)

общественным объединениям; 7)

государству в целом.

Правовой режим информационных ресурсов устанавливается следующими критериями.

I. Информационные ресурсы - всегда в виде документированной информации.

Документ - это выделенная информация по определяющей цели, зафиксированная в любой знаковой форме с установленными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, и представленная на любом носителе.

II. Требование по установлению права собственности и исключительных прав на объекты информационных ресурсов. Информационные ресурсы, являясь элементом различных прав, могут быть товаром (объектом рыночных отношений), обладать признаками вещи и одновременно интеллектуальными свойствами. Но вопросы правового регулирования информационных ресурсов гражданским правом не охватываются. Административное право, регулируя информационные ресурсы, включает в себя следующие моменты: 1)

обязательный экземпляр документа; 2)

обязанность органов государства на сбор информации по целевому признаку; 3)

обязанность организаций, ответственных за сбор информации, предоставить ее; 4)

обязательность лицензирования деятельности по специальному хранению информации.

III. Обязательное установление степени открытости информации применительно к каждому объекту информационных ресурсов.

IV. Защита информационных ресурсов - обеспечение информационной безопасности. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры,

классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти.

Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.

Необходимо централизованно сформировать общегосударственные информационные ресурсы и обеспечить в установленном порядке доступ федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций к этим ресурсам.

При этом должны быть созданы предпосылки для:

Обслуживания и технической поддержки межведомственных государственных информационных систем и ресурсов; -

контроля использования межведомственных общегосударственных ресурсов в целях предотвращения возможных несанкционированных действий со стороны государственных служащих и иных лиц; -

размещения, резервирования и технологической поддержки в случае экономической целесообразности информационных систем и ресурсов федеральных органов государственной власти по согласованию с ними.

Права, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов

Владелец информационных ресурсов, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Владелец информационных ресурсов при осуществлении своих прав обязан: 1) соблюдать права и законные интересы иных лиц; 2) принимать меры по защите информации; 3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

В ТК РФ предусмотрены общие требования при обработке персональных данных работника (ст.

86 ТК РФ): -

обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества; -

работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых отношений, в соответствии со ст. 24 Конституции РФ работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия;

Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конкретный порядок обработки персональных данных работника определяется документами организации.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона об информации владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение указанного Закона, например правил работы с информацией. Правила работы с информацией включают в себя положения о порядке сбора, хранения, использования и распространения информации; положения о защите информации; о требованиях, предъявляемых к деятельности, связанной с осуществлением перечисленных действий с информацией. Эти положения устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

За нарушение правил работы с информацией законодательством предусмотрена уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Административная ответственность установлена за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ), за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14 КоАП РФ).

Гражданская ответственность наступает, если в силу нарушения правил работы с информацией нарушаются имущественные или личные неимущественные права лица, к которому эта информация имеет отношение. Формы гражданской ответственности предусмотрены в ст. 12

Дисциплинарная ответственность применяется к лицу, в трудовые обязанности которого входило соблюдение или обеспечение соблюдения правил работы с информацией. Виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в ст. 192 ТК РФ.

Еще по теме 1. Понятие и виды информационных ресурсов:

  1. 2. Порядок формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг
  2. Тема 7. Понятие, признаки и виды информационных правоотношений
  3. 5.5. Защита информационных ресурсов и повышение информационной безопасности
  4. 1. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами организации
  5. Глава 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
  6. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -

>>Информатика: Информационные ресурсы современного общества

§ 48. Информационные ресурсы современного общества

Основные темы параграфа:

♦ понятие информационных ресурсов;
♦ национальные информационные ресурсы;
♦ виды национальных информационных ресурсов.

Понятие информационных ресурсов

Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы , необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.

Информационные ресурсы - это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (например, иссякают нефтяные месторождения, расходуются финансовые ресурсы ). Информационным ресурсом можно пользоваться многократно. Кроме того, использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных. Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

Национальные информационные ресурсы

Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах, включающих библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническую , отраслевую информацию, информацию государственных (властных) структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.

Виды национальных информационных ресурсов

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек. Библиографическая регистрация и статистический учет выходящей в стране всей печатной продукции осуществляется Российской книжной палатой. Библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование информационных технологий: создаются электронные каталоги, специализированные (библиографические) базы данных . В ряде центральных библиотек сформированы собственные электронные информационные ресурсы. Начался процесс публикации этих ресурсов через Интернет.

Архивы хранят материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн документов. В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных.

Во всех развитых странах существуют специализированные центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Примером такого центра в нашей стране является ВИНИТИ РАН - Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Этот информационный центр генерирует 60-70% всей научно-технической информации в России. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества.

Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости, медицинского и социального страхования . Например, основу информационных ресурсов в области образования составляют библиотеки вузов - высших учебных заведений (университетов, институтов, академий), общий фонд которых составляет более 300 млн экземпляров. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть. В сети Интернет отражена информация о большинстве российских вузов.

Следует отметить, что сегодня информационные ресурсы по своей значимости сопоставимы с другими ресурсами (материальными, сырьевыми, энергетическими, финансовыми). Об этом свидетельствует тот факт, что они становятся товаром, стоимость которого сопоставима со стоимостью других ресурсов. Для развитых стран характерно увеличение объема потребления из-за рубежа природных ресурсов (газ, нефть и пр.) в обмен на экспорт своих информационных ресурсов (научно-технических знаний, информационных технологий).

Коротко о главном

Информационные ресурсы - это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает. Информационным ресурсом можно пользоваться многократно.

К национальным информационным ресурсам относятся: фонды библиотек и архивов, центры научно-технической информации, отраслевые информационные ресурсы, информационные ресурсы социальной сферы, в том числе сферы образования.

Вопросы и задания

1. В чем основное отличие информационных ресурсов от материальных?
2. Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов.
3. Назовите, какими видами информационных ресурсов вам приходится (или приходилось) пользоваться.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Подготовка к урокам и все это бесплатно, скачать или готовиться онлайн , скачать конспекты информатики , лекции уроков, бесплатные учебники, готовое домашнее задание по информатике 9 класс

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

Информационный ресурс и его составляющие

Ресурс – запасы, источники чего–нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

- материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

- природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

- трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

- финансовые ресурсы денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

- энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В общем случае под информационным ресурсом (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.


Данный термин начал широко использоваться в конце 70 - начале 80 гг. XX века в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.

Отличием ИР от других материальных видов ресурсов (например, полезных ископаемых) является их воспроизводимость. Как и другие виды ресурсов ИР являются объектами импорта-экспорта, а также - конкуренции, политической и экономической экспансии. Следует отметить, что границы понятия ИР в настоящее время четко не установлены. Так, некоторые дефиниции и, следовательно, - ученые включают в его толкование также степень профессиональной подготовки общества или его части, а также способность воспроизводить и использовать ИР. Другие ограничивают ИР только совокупностью зафиксированных в документах и данных сведений, «представляющих ценность для учреждения (предприятия)». Заметим, что в последнем случае в понятие ИР не включены также средства передачи и переработки информации.

Виртуальные (информационные) ресурсы - Информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм и т.п., доступные пользователям в режиметеледоступа по каналам глобальной связи, например, Интернет.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

  • 5.2. Ключевые компетентности
  • 5.3. Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования
  • II. Обновление содержания образования
  • 1. Новые подходы к образовательным стандартам Общие положения
  • Предлагаемые законодательные изменения
  • Деятельностный характер стандарта
  • Предложения по последующей работе
  • 2. Общие требования к учебным планам
  • 3. Разработка концепций содержания образовательных областей Описание проблематики
  • Критический анализ разработанных концепций образовательных областей (для 12-летней школы)3
  • Предложения по дальнейшей работе
  • 2. Обеспечить единство общедидактических оснований формирования образовательных
  • III. Основные проблемы модернизации ступеней общего образования
  • 1. Начальная школа
  • 2. Основная школа
  • 3. Профильная старшая школа Исходные идеи
  • Профильная школа и единые экзамены
  • Структура профильного образования
  • 55% – 25% -20%.
  • Предложения к дальнейшей работе Разработать структуру профильного обучения в старших классах (взаимосоотносенную с планируемой структурой единых экзаменов).
  • IV. Основные направления модернизации системы оценки качества в системе школьного образования
  • 1. Проблемы соответствия существующей системы оценки качества задачам модернизации образования
  • 2. Оценка качества и ключевые компетентности
  • 3. Оценка качества и образовательный стандарт
  • 4. Оценка качества и единый экзамен
  • 5. Предлагаемая система дальнейшей работы
  • V. Эксперимент
  • 1. Общие положения
  • Современный сценарий
  • 2. Экспериментальные школы. Стимулирующие меры
  • 3. Предлагаемые направления экспериментальной работы11
  • Приложения Приложение 1. Модульная организация учебного материала (обновление структуры содержания образования и форм организации образовательного процесса)
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов
  • К информационным ресурсам относятся:
  • Приложение 3. Карта «Психолого-педагогические условия обновления образования»
  • Приложение 4. Принципы личностноориентированного образования в подготовке учителей
  • Приложение 5. Пути повышения качества преподавания иностранных языков в школе
  • 3. Требования к базисному учебному плану
  • 4. Единый общенациональный экзамен
  • 5. Стандарты, программы, учебники
  • Экспериментальный базисный учебный план
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3а
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3а1
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план школ с нерусским родным языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3 б
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3б´
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план основной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план для школ с углубленным изучением иностранного языка (язык обучения – русский, продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план основной школы с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • 12-Летняя школа (6 лет обучения в основной школе)
  • Базисный учебный план
  • Основной 12-летней школы Российской Федерации с русским родным языком обучения
  • Вариант – 3b
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3 б1
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план старшей школы Российской Федерации вариант – 3с
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • В соответствии с предлагаемым планом объем минимального бюджетного финансирования составляет:
  • 11-Летняя школа
  • 12-Летняя школа
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов

      Информационные ресурсы, как и компьютеры, повторяем, являются лишь одним из компонентов и направлений работ по информатизации. Критичными являются все направления.

      Разработка и утверждение нормативной базы.

      Система проектирования, планирования, мониторинга, поощрения, PR.

      Кадры, дополнительный фонд зарплаты, повышение квалификации, переподготовка, методическая поддержка, поддержка сообщества, включая дистанционные формы.

      Образовательные информационные ресурсы, лицензии, адаптация и разработка, тиражирование, доставка.

      Телекоммуникационная среда.

      Компьютеры и дополнительное оборудование, необходимое для их использования.

      Дооборудование имеющихся помещений, установка, пусконаладка, техническое обучение пользователя, обслуживание, ремонт, усовершенствование, утилизация, расходные материалы.

      Среди информационных ресурсов иногда основными считаются «электронные учебники по отдельным предметам»; однако в соответствии с отечественным и мировым опытом этот ресурс основным не является.

    К информационным ресурсам относятся:

      Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимыми для работы оборудования.

      Программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипермультимедиа-композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете, к ним примыкают более узко специализированные производственные программные средства и их учебные варианты, позволяющие вести в школе учебные аналоги таких видов деятельности, как проектирование, видеомонтаж и т. д.

      Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютерных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д.

      Виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

      Тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде.

      Тестовые среды, позволяющие авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы , в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем.

      Производственные и учебные языки программирования , позволяющие получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении.

      Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

      Информационно-управленческие системы, обеспечивающие прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них.

    С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств , соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно. Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения , обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например CD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией. Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне. Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако традиционная форма их использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре. Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе – для подготовки в вузы), однако пока они нашли ограниченное применение в учебном процессе, как целостные продукты, как правило, удается использовать лишь их отдельные функции.

    Действительно полезные и широко используемые информационные ресурсы в мировом и отечественном школьном образовании прошли путь многократной апробации и многолетнего совершенствования, формирования собственной образовательной методики и даже философии. Характерен, например, путь Лого (в отечественных версиях – Логорайтер для компьютеров предыдущих поколений, ЛогоМиры для современных компьютеров, ПервоЛого для обучения грамоте на современных компьютерах). Лого соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, Лого покрывает основные направления применения ИКТ в школе.

      Таким образом, в рамках программы информатизации российской школы основным направлением работы с информационными ресурсами должен быть анализ имеющихся и апробированных отечественных и зарубежных ресурсов, формирование государственного заказа на их доработку, совершенствование, методическую поддержку (методические материалы, поддерживаемые через Интернет проекты). Наряду с этим определенные средства могут быть вложены в разработку, апробацию, экспериментальное внедрение различных новых ресурсов. Среди последних наиболее реальной и значимой может оказаться работа над информационно-справочными системами, с развитой и отлаженной системой «навигации» (гиперструктурой). Примером такой системы, разработка которой продвинута достаточно далеко и которая находится в опытной эксплуатации, является база геометрических задач (Московский центр непрерывного математического образования).

    Одним из источников материалов для создания других таких баз являются имеющиеся в РФ информационные массивы (коллекции) музеев, киностудий (Союзнаучфильм), видеостудий, архивов, энциклопедических, справочных, словарных, атласных, картографических изданий. Следует разворачивать программу приобретения прав на использование этих информационных массивов и коллекций, как и соответствующих информационных массивов зарубежных стран на языке оригинала и в переводе на русский язык. Параллельно с этим должна идти работа по переводу этих массивов в электронный (цифровой) формат (распознавание, корректура, форматирование текстов, оцифровка, редактирование изображений и т. д.).

    Указанные массивы в ходе реализации проекта информатизации лягут в основу специализированных информационно-справочных ресурсов по большинству школьных предметов для размещения в Интернете, на электронных носителях. (Сюда войдут источники по литературе, истории, оригинальные тексты классиков естествознания и т. д. Географические, исторические, ботанические, зоологические, анатомические атласы, съемки реальных природных и технических процессов – природные и техногенные катастрофы, запуски ракет, микросъемки).

    Эти ресурсы могут стать существенным общенациональным информационным ресурсом не только образовательного, но и общекультурного, а также научного значения.

    С образовательной точки зрения важным ресурсом должны стать Интернет-версии научно-образовательных и научно-популярных журналов («Квант», «Химия и Жизнь», «Природа», «Техника Молодежи» и др.). Они могут восстановить образовательное значения, которое имели для советской школы и даже расширить его за счет диалоговых форм прямой работы ученых со школьниками. С другой стороны, в различных странах, в том числе в России, начинают формироваться образовательные сайты в Интернете, с одной стороны содержащие большие массивы существенной информации, с другой – поддерживающие постоянный диалог между авторами, исследователями, известными учеными и школьным учителями, учащимися, такие сайты, часто лишь частично отражающиеся в «бумажной» форме, являются важнейшими информационными ресурсами, нуждающимися в поддержке.

      Ряд прикладных программных систем не общеофисного, а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, при необходимости в адаптированной версии и с соответствующей методической поддержкой. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (в курсе Технологии), геоинформационные системы (География, экология, история, краеведение), системы видеоаудиомонтажа, системы автоматизации эксперимента и анализа его результатов и др.

    Должны быть разработаны технологические тренажеры, прежде всего – слепого компьютерного ввода (тренажеры машинописи существуют в большом количестве и в России, и в других странах, в том числе открытые для закладывания обучающей стратегии и учебного материала).

    Целесообразно объявление конкурса на спецификацию и затем разработку тестовой оболочки, совместимой с гипермедийными системами представления информации и наиболее гибкой по дидактическому формату тестов. Варианты оболочки должны допускать использование в различных ситуациях тестирования, от тестов, разрабатываемых учителем, до общенационального единого экзамена.

      Реально используются в школьном образовании различных стран виртуальные конструкторы по физике, например Interactive Physics (российская адаптация – «Живая Физика»). Среди российских разработок наиболее продвинутой является «Физикон» (Открытая физика).

    В математике имеется ряд геометрических виртуальных конструкторов (например, геометрия Кабри) и алгебраических конструкторов (Дерайв). В последнее время началось использование интегрированных конструкторов по алгебре и геометрии (последние версии «Живой Геометрии» и продуктов КУДИЦа, обеспеченные методическими материалами по российским курсам).

    Наиболее широко используемым, универсальным и методически обеспеченным информационным ресурсом, включающим и виртуальные конструкторы, является упомянутый выше Лого. Основным применением является использование его как универсальной пользовательской проектной среды в начальной школе, но он может использоваться и в модулях математической информатики всех ступеней. Среди российских систем в какой-то степени аналогичную роль играет «Роботландия».

    В качестве наиболее эффективного средства изучения математической информатики в средней и старшей российской школе используется «Ку-Мир», в отдельных модулях имеющий близкие зарубежные аналоги (что показывает определенную стабильность, универсальность и апробированность подхода). Эта система интегрируется и с рядом учебных сред общеприкладного направления. С другой стороны, она может рассматриваться и как среда учебно-производственного программирования для старшей школы определенных профилей.

    Как видно из всего предыдущего, весьма существенна не столько разработка новых завершенных продуктов, сколько постоянная активная методическая работа на базе существующих, создаваемых, развивающихся информационных ресурсов.

    Статьи по теме: