Функциональное моделирование средствами bpWin. Моделирование бизнес-процессов средствами BPwin

Перед инсталляцией программы на компьютер необходимо убедиться в том, что на жёстком диске есть свободное место.

Для установки программы нужно запустить файл BPwin4SP1Web.exe . После запуска данного файла на экране появится окно – приглашение к установке BPwin 4.0 (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Окно "BPwin 4.0 Setup"

Из появившегося окна "BPwin 4.0 Setup" нажать кнопку "Next" для продолжения установки. Затем в окне лицензионного соглашения (рис. 16.2) необходимо нажать кнопку "I Agree".

Рис. 16.2. Лицензионное соглашение

После принятия лицензионного соглашения программа установки предложит прочитать текстовый файл с информацией о данном программном продукте (рис. 16.3). Для продолжения установки необходимо нажать кнопку "Next".

Рис. 16.3. Информация о программном продукте

Далее, на появившейся форме (рис. 16.4) можно выбрать каталог для установки программы. Для этого необходимо нажать кнопку "Browse…". По умолчанию программа автоматически устанавливается в каталог C:Program FilesComputer AssociatesBPwin 4.0.

Рис. 16.4. Выбор каталога для установки BPwin 4.0

После выбора каталога необходимо нажать кнопку "Next". Затем необходимо выбрать один из предложенных типов установки (рис. 16.5).

Рис. 16.5. Окно выбора типа установки

Типичная установка (Tipical) отличается тем, что при таком типе установки программа устанавливает все свои компоненты (приложения). Она рекомендована для большинства пользователей.

Выборочный (Custom) тип установки (рис. 16.6) необходим в том случае, если пользователь чётко знает, что тот или иной компонент программы в процессе работы ему не понадобится.

Выбираемые пользователем компоненты: файлы с примерами (Sample Files), файлы помощи (Help Files), документация (Documentation Files), отчеты (Report Template Builder Samples).

Рис. 16.6. Выбор устанавливаемых компонентов

После того как были сделаны все необходимые настройки, для продолжения установки нужно нажать кнопку "Next".

Далее программа установки предложит выбрать или создать новое имя программной группы (рис. 16.7), которое будет отражено в меню "Пуск". По умолчанию предлагается создать новое имя – "BPwin 4.0". Для продолжения установки необходимо нажать кнопку "Next".

Рис. 16.7. Выбор программной группы

Затем происходит копирование файлов, необходимых для запуска программы, в заданный каталог.

После того как программа была установлена на компьютер, появляется окно "Добро пожаловать в регистрацию" (рис.


16.8), в котором нужно нажать кнопку "Далее".

Рис. 16.8. Окно "Добро пожаловать в регистрацию"

Затем в окне "RegisterIT" (рис. 16.9), которое предлагает зарегистрировать версию BPwin 4.0, нужно выбрать позицию Register Later (Зарегистрировать позже) и нажать кнопку "Далее".

Рис. 16.9. Окно RegisterIT

В появившемся окне (рис. 16.10) нужно нажать кнопку "Отмена", так как пока не известен регистрационный ключ.

Рис. 16.10. Окно регистрации программного продукта

После этого на запрос программы установки: "Вы хотите поместить ярлык программы в меню Пуск?" (рис. 16.11) можно нажать кнопку "Да".

Рис. 16.11. Подтверждение для добавления ярлыка

Затем в окне, сообщающем о завершении установки программы (рис. 16.12.), необходимо нажать кнопку "Finish".

Рис. 16.12. Установка программы завершена

После этого процесс установки завершён. Но запустить программу сразу же после установки не получится. Сначала следует выполнить следующие действия.

После того как программа BPwin установлена на компьютер, необходимо скопировать три файла:

из каталога BPwin в каталог СA_LIC, расположенный в корневом каталоге диска С:.

Из этого каталога запустить Keygen.exe. Затем в появившемся окне "Keygenerator by SlaSk/PFT" (рис. 16.13) в поле Product Name нужно выбрать BPwin 4.0 и нажать кнопку "Generate ID". Это нужно для того, чтобы найти код программы BPwin 4.0.

После того как программа произвела генерацию ключа и высветила его в поле Registration ID, необходимо запомнить этот ключ либо скопировать в буфер обмена. Этот ключ понадобится в дальнейшем. Программу генерации ключа можно закрыть.

Для дальнейшей работы следует запустить программу RegIT.exe из каталога CA_LIC. После запуска программы появляется окно приветствия "RegisterIT Welcome" (см. рис. 16.8). В этом окне для продолжения работы необходимо нажать "Далее". После чего в окне "RegisterIT" выбрать пункт Register Later и нажать кнопку "Далее".

Рис. 16.13. Окно "Keygenerator by SlaSk/PFT"

Далее появляется окно (см. рис.16.10), в котором необходимо в поле Product Name выбрать BPwin 4.0 из выпадающего списка, а в поле Registration ID вставить ранее скопированный ключ (набор цифр) и нажать кнопку "Далее". Дальнейшего участия пользователя не требуется (кроме нажатия кнопки "Далее"), программа всё сделает сама. На последнем шаге нажать кнопку "Готово". После выполнения этих действий программа BPwin 4.0 работоспособна.

Бизнесмоделирование.
Модель в BPwin

Вопросы

1. Модель в IDEF0:
контекстная диаграмма А-0 (в каждой модели
может быть только одна контекстная
диаграмма);
диаграммы декомпозиции (в том числе
диаграмма первого уровня декомпозиции А0,
раскрывающая контекстную);
диаграммы дерева узлов;
диаграммы только для экспозиции (FEO).
2. Работа в BPwin

BPwin, ERwin – средства функционального и концептуального
моделирования, реализующие методологии IDEF0 и IDEF1X
соответственно. BPwin позволяет создавать сложные модели
бизнес-процессов при минимальных усилиях. BPwin поддерживает
три методологии – IDEF0, IDEF3 и DFD. Каждая из них призвана
решать свои специфические задачи. Также можно строить
смешанные модели.
Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из
которых оперирует с некоторым набором данных. Работы
изображаются в виде прямоугольников (блоков), данные – в виде
стрелок (дуг). Основу методологии IDEF0 составляет графический
язык описания бизнес-процессов. Модель в IDEF0 представлена
совокупностью иерархически упорядоченных и логически
связанных диаграмм.

Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и
представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с
внешней средой (как правило, здесь описывается основное назначение
моделируемого объекта). После описания системы в целом проводится разбиение
ее на крупные фрагменты. Этот процесс называется функциональной
декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и
взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. После
декомпозиции контекстной диаграммы (получения диаграммы А0) проводится
декомпозиция каждого блока диаграммы А0 на более мелкие фрагменты и так
далее, до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого
сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы – эксперты предметной
области (обычно это интервьюируемые аналитиками сотрудники предприятий)
указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам.
Найденные несоответствия исправляются и только после прохождения
экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу
декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам
на любом и каждом уровне модели. Синтаксис описания системы в целом и
каждого ее фрагмента одинаков во всей модели

Работа в BPwin

Термины:
1. Scope - область моделирования;
2. Purpose-цель моделирования;
3. Viewpoint -точка зрения;
4. Status - (черновой вариант, рабочий, окончательный и т. д.),
время создания и последнего редактирования
(отслеживается в дальнейшем автоматически по системной
дате);
5. Source -описываются источники информации для построения
модели (например, "Опрос экспертов предметной области и
анализ документации");
6. Activity –работы;
7. Arrow - стрелки.
General -служит для внесения имени проекта и модели, имени и
инициалов автора и временных рамок модели - AS-IS и ТОВЕ.

Интерфейс

Рис. 1 Меню и панель инструментов

В левой части, навигатор модели - Model Explorer
Основные инструменты
Рис. 2
1. Создать новую модель.
2. Открыть модель.
3. Сохранить модель.
4. Печать модели.
5. Мастер создания отчетов.
6. Выбор масштаба.
7. Масштабирование.
8. Увеличение участка
9. Проверка ошибок
10. Включение и выключение навигатора модели.

На основной панели инструментов (либо в любом желаемом месте экрана)
расположены инструменты редактора BPWin:
Рис.3
1. Pointer Tool – используется для выбора и определения позиции объектов
добавленных в диаграмму.
2. Activity Box Tool – используется для установки блоков в диаграмме.
3. Arrow Tool – используется, чтобы устанавливать дуги в диаграмме.
4. Squiggle Tool – используется для создания тильды (squiggle), которая
соединяет дугу с ее названием.
5. Text Block Tool – используется для создания текстовых блоков.
6. Diagram Dictionary Editor – открывает диалоговое окно Diagram Dictionary
Editor, где можно перейти на какую-либо диаграмму или создать новую
диаграмму.

7. Go to Sibling Diagram – используется для отображения следующей диаграммы
того же уровня.
8. Go to Parent Diagram – переход на родительскую диаграмму.
9. Go to Child Diagram – используется, чтобы отобразить диаграмму потомка
или разложить выделенный блок на диаграмму потомка.
Любая диаграмма состоит из совокупности следующих объектов:
Блоков;
Дуг;
Текстовых блоков.
Для работы с любым из этих объектов можно использовать либо основное меню,
либо контекстно-зависимое меню (меню, появляющееся при нажатии правой
кнопке мыши). Принципы работы с меню являются стандартными для среды
Windows. Объект сначала делается активным, затем над ним осуществляются
необходимые действия.
На основной панели инструментов расположены элементы управления, в
основном знакомые по другим Windows-интерфейсам.
Работы обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые
происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые
результаты. Работы изображаются в виде прямоугольников (блоков). Все работы
должны быть названы и определены. Имя работы должно быть в глагольной или
отглагольной форме (например, «Принять заказ», «Изготовление детали» и т.д.).

10. Описание и создание модели

IDEF0-модель предполагает наличие четко
сформулированной цели, единственного субъекта
моделирования и одной точки зрения.
Создание модели.
Пункт меню File ->New

11.

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой описывается в виде стрелок.
Стрелки представляют собой некую информацию и обозначаются существительными
(на-пример, заказы клиентов, правила и процедуры и т.д.)
В IDEF0 различают пять типов стрелок:
1. Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуются
работой для получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни
одной стрелки входа. Каждый тип стрелок подходит к определенной стороне
прямоугольника, изображающего работу, или выходит из нее. Стрелка входа рисуется
как входящая в левую грань работы («заказы»). Очень часто сложно определить,
являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить
то, перерабатывают-ся/изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то
скорее всего это вход, если нет - управление.
2. Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми
руководствуется работа. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку
управления. Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю грань работы
("правила и процедуры") Управление влияет на работу, но не преобразуется работой. В
случае возникновения неопределенности в статусе стрелки (управление или контроль)
рекомендуется рисовать стрелку управления.
3. Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Каждая
работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет
смысла и не должна моделироваться. Стрелка выхода рисуется как исходящая из правой
грани работы ("Проданныое изделие").

12.

4. Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например
персонал предприятия, станки, устройства и т. д. Стрелка механизма рисуется как
входящая в ниж-нюю грань работы. ("Бухгалтерская система"). По усмотрению
аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.
5. Вызов (Call) - специальная стрелка, указывающая на другую модель работы.
Стрел-ка вызова рисуется как исходящая из нижней грани работы ("Другая
модель работы"). Стрелка вызова используется для указания того, что некоторая
работа выполняется за пределами моделируемой системы. В BPwin стрелки
вызова используются в механизме слияния и разделения моделей. Для внесения
граничной стрелки входа надо:
щелкнуть по кнопке с символом стрелки
палитре инструментов и перенести курсор к левой стороне экрана, пока не
появится начальная темная полоска;
щелкнуть один раз по полоске (откуда выходит стрелка) и еще раз в левой части
работы со стороны входа (где заканчивается стрелка); щелкнуть правой кнопкой
мыши на линии стрелки, во всплывающем меню выбрать Name и добавить имя
стрелки во вкладке Name диалога Arrow Properties.
в

13. Пример модели.

14.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной
диаграммы - диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в
целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на
модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить,
что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, определить,
что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что как
внешнее воздействие. На определение субъекта системы будут существенно
влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования -
вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Другими словами, в
начале необходимо определить область моделирования. Описание области как
системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели
Цель моделирования
Цель моделирования определяется из ответов на следующие вопросы:
Почему этот процесс должен быть смоделирован?
Что должна показывать модель?
Что может получить клиент?
.

15.

Точка зрения (Viewpoint).
Под точкой зрения понимается перспектива, с которой наблюдалась система при
построении модели Точка зрения должна соответствовать цели и границам
моделирования. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного
за моделируемую работу в целом.
IDEF0-модель предполагает наличие четко сформулированной цели,
единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения
области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт
меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties. В закладке
Purpose следует внести цель и точку зрения,

16.

17. Декомпозиция

После создания контекстной диаграммы необходимо расписать работу
отдельных
участков. Для этого декомпозируем эту диаграмму.
Для декомпозиции необходимо в браузере щелкнуть левой кнопкой мыши
на имени
диаграммы, а затем нажать кнопку (Go to Child Diagram), затем в
диалоговом окне

18.

19. Конечная модель

20. Дерево узлов

21.

22. Стоимостный анализ

Для стоимостного анализа, обычно сначала строится
функциональная модель существующей организации работы -
AS-IS (как есть). После построения модели AS-IS проводится
анализ бизнес-процессов, потоки данных и объектов
перенаправляются и улучшаются, в результате строится модель
ТО-ВЕ. Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, из
которых по какому-либо критерию выбирается наилучшая.
Проблема состоит в том, что таких критериев много и непросто
определить важнейший. Для того чтобы определить качество
созданной модели с точки зрения эффективности бизнеспроцессов, необходима система метрики, т. е. качество следует
оценивать количественно.
BPwin предоставляет аналитику два инструмента для оценки
модели - стоимостный анализ, основанный на работах (Activity
Based Costing, ABC), и свойства, определяемые пользователем
(User Defined Properties, UDP). Функциональное оценивание –
ABC – это технология выявления и исследования стоимости
выполнения той или иной функции (действия). Исходными
данными для функционального оценивания являются затраты на
ресурсы (материалы, персонал и т.д.).

23.

Для стоимостного анализа, обычно сначала строится функциональная модель
существующей организации работы - AS-IS (как есть). определить важнейший.
Для того чтобы определить качество созданной модели с точки зрения
эффективности бизнес-процессов, необходима система метрики, т. е. качество
следует оценивать количественно.
BPwin предоставляет аналитику два инструмента для оценки модели -
стоимостный анализ, основанный на работах (Activity Based Costing, ABC), и
свойства, определяемые пользователем (User Defined Properties, UDP).
Функциональное оценивание – ABC – это технология выявления и исследования
стоимости выполнения той или иной функции (действия). Исходными данными
для функционального оценивания являются затраты на ресурсы (материалы,
персонал и т.д.).
После построения модели AS-IS проводится анализ бизнес-процессов, потоки
данных и объектов перенаправляются и улучшаются, в результате строится
модель ТО-ВЕ. Как правило, строится несколько моделей ТО-ВЕ, из которых по
какому-либо критерию выбирается наилучшая.

24.

При проведении стоимостного анализа в BPwin сначала задаются единицы
измерения времени и денег. Для задания единиц измерения следует вызвать
диалог Model Properties (меню Model), закладка ABC Units

25. Центры затрат

Объект затрат - причина, по которой работа
выполняется, обычно основной выход работы. Стоимость
работ есть суммарная стоимость объектов затрат ("Сборка
и тестирование компьютеров"
Двигатель затрат - характеристики входов и управлений
работы ("Заказы клиентов", "Правила сборки и тестирования",
"Персонал производственного отдела", которые влияют на то,
как выполняется и как долго длится работа;
Центры затрат, которые можно трактовать как статьи
расхода

26.

27.

Для задания стоимости работы (для каждой работы на диаграмме декомпозиции)
следует щелкнуть правой кнопкой мыши по работе и на всплывающем меню
выбрать Cost

28.

Результаты стоимостного анализа наглядно представляются на специальном
отчете BPwin, настройка которого производится в диалоговом окне Activity Cost
Report (меню Tools/Reports/Activity Cost Report) . Отчет позволяет
документировать имя, номер, определение и стоимость работ, как суммарную, так
и раздельно по центрам затрат
Результаты стоимостного анализа могут существенно повлиять на очередность
выполнения работ. Результаты стоимостного анализа наглядно представляются на
специальном отчете BPwin, настройка которого производится в диалоговом окне Activity
Cost Report (меню Tools/Reports/Activity Cost Report) . Отчет позволяет документировать
имя, номер, определение и стоимость работ, как суммарную, так и раздельно по центрам
затрат.

BPWin - это специальная программа, которая обеспечивает проектирование визуальных моделей. В программе вы можете создать шаблон для бизнес-плана и или презентационный документ. BPWin обеспечивает создание моделей для «корпоративов» и презентаций.

Этот софт создаёт модели бизнес-процессов в «визуальной» оболочке для лучшего восприятия информации. Визуальная модель облегчает понимание различных процессов и связи, которые созданы между ними. Графическая оболочка программы не сложная и рассчитана на неопытных пользователей.

Особенности

BPWin - это одно из самых старых CASE решений, которое использует технологию IDEF0. Используя инструменты, входящие в состав софта, вы создаёте полноценную виртуальную модель технологических процессов. Кроме основной задачи, эта программа генерирует отчеты автоматически. В софте вы можете распечатывать готовые документы.

В процессе создания проекта вы используете различные функции. Вы можете воспользоваться масштабом, проверить текст на ошибки, управлять зависимостями и добавлять диаграммы.

Используя специальный мастер, вы можете работать с диаграммами намного быстрее. Запустив его, вы выберите тип диаграммы, название, информацию для отображения в ячейках, а также укажите автора.

Графическая оболочка BPWin создана в примитивной оболочке без сложных панелей. Главное окно программы содержит панель инструментов и навигатора. Все вспомогательные функции находятся в основном меню.

Установка и совместимость

BPWin не обновляется достаточно давно. Создатели софта остановились на версии 4.0, которая появилась в 2006 году. Устанавливая программу, вы столкнётесь с проблемами совместимости, если на вашем компьютере установлена новая сборка OS Windows. Запускайте установщик BPWin, используя режим совместимости.

Если вы пользуетесь OS Windows 7, 8 и 10, то установите аналогичную программу - ERWin. В ней содержится большее количество функций, и она совместима с новыми сборками OSWindows.

Ключевые особенности

  • множество инструментов, которые обеспечивают моделирование бизнес-процессов;
  • графическая среда создана в простом интерфейсе;
  • в программе встроенная функция, которая генерирует отчеты в автоматическом режиме;
  • программа оснащена мастером для быстрого создания диаграмм;
  • на современных операционных системах у вас могут возникнуть проблемы с запуском программы.
Software ) и др. Функциональные возможности инструментальных средств структурного моделирования деловых процессов будут рассмотрены на примере case-средства BPwin.

BPwin поддерживает три методологии моделирования: функциональное моделирование ( IDEF0 ); описание бизнес-процессов (IDEF3); диаграммы потоков данных ( DFD ).

Инструментальная среда BPwin

BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя. При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов , палитра инструментов (вид которой зависит от выбранной нотации) и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer (рис. 7.1).

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново или она будет открыта из файла либо из репозитория ModelMart, затем внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис. 7.2).

Как было указано выше, BPwin поддерживает три методологии - IDEF0 , IDEF3 и DFD , каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно диаграммы как IDEF0 , так и IDEF3 и DFD . Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит переключение с одной нотации на другую.


Рис. 7.1.


Рис. 7.2.

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ , каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой кнопкой мыши, появляется контекстное меню , каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта.

Построение модели IDEF0

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но может не знать, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0 , где система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы - диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами, другими словами, определить, что будет в дальнейшем рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. На определение субъекта системы будут существенно влиять позиция, с которой рассматривается система, и цель моделирования - вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ. Другими словами, в начале необходимо определить область моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели. Хотя предполагается, что в ходе моделирования область может корректироваться, она должна быть в основном сформулирована изначально, поскольку именно область определяет направление моделирования. При формулировании области необходимо учитывать два компонента - широту и глубину. Широта подразумевает определение границ модели - что будет рассматриваться внутри системы, а что снаружи. Глубина определяет, на каком уровне детализации модель является завершенной. При определении глубины системы необходимо помнить об ограничениях времени - трудоемкость построения модели растет в геометрической прогрессии с увеличением глубины декомпозиции. После определения границ модели предполагается, что новые объекты не должны вноситься в моделируемую систему.

Цель моделирования

Цель моделирования определяется из ответов на следующие вопросы:

  • Почему этот процесс должен быть смоделирован?
  • Что должна показывать модель?
  • Что может получить клиент?

Точка зрения (Viewpoint).

Под точкой зрения понимается перспектива, с которой наблюдалась система при построении модели. Хотя при построении модели учитываются мнения различных людей, все они должны придерживаться единой точки зрения на модель. Точка зрения должна соответствовать цели и границам моделирования. Как правило, выбирается точка зрения человека, ответственного за моделируемую работу в целом.

IDEF0 -модель предполагает наличие четко сформулированной цели, единственного субъекта моделирования и одной точки зрения. Для внесения области, цели и точки зрения в модели IDEF0 в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties, вызывающий диалог Model Properties (рис. 7.3). В закладке Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition - определение модели и описание области.


Рис. 7.3.

В закладке Status того же диалога можно описать статус модели (черновой вариант, рабочий, окончательный и т. д.), время создания и последнего редактирования (отслеживается в дальнейшем автоматически по системной дате). В закладке Source описываются источники информации для построения модели (например, "Опрос экспертов предметной области и анализ документации"). Закладка General служит для внесения имени проекта и модели, имени и инициалов автора и временных рамок модели - AS-IS и ТО-ВЕ.

Тема: Знакомство с CASE-средством разработки информационных систем BPwin

Цель работы : познакомиться с CASE-средством BPwin фирмы Computer Associates, научиться строить модель в методологии IDEF0 .

Порядок работы:
1. Ознакомиться с принципами построения модели в BPwin.
2. Ознакомиться с основной панелью инструментов.
3. Ознакомиться с палитрой инструментов IDEF0.
4. Научиться строить контекстную диаграмму, определять цель, точку зрения, границы модели. Освоить работу с закладками General, Purpose, Definition, Status, Numbering, Display.
5. Научиться строить декомпозирующие диаграммы.
6. Выполнить практическое задание.
7. Ответить на контрольные вопросы.

1. Краткая информация об CASE-средстве BPwin

BPwin - CASE-средство верхнего уровня, помогающее проводить анализ и реорганизацию бизнес-процессов. Поддерживается методология IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (Work Flow Diagram), DFD (Data Flow Diagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей – того, к чему надо стремиться (модель TO-BE).
Процесс построения информационной модели в BPwin состоит из следующих шагов:
построение контекстной диаграммы;
проводится функциональная декомпозиция;
после каждого сеанса декомпозиции проводится сеанс экспертизы.
На основе модели BPwin можно построить модель данных. В программе поддерживается связь с ERwin.

2. Инструментальная среда BPwin

При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов (рис.1), палитра инструментов и навигатор модели Model Explorer (рис.2).

Рис.1 Внешний вид панели управления BPwin4.0

Панель инструментов представлена следующими кнопками (слева направо):
создать модель (пункт меню File/New);
открыть модель (пункт меню File/Open);
сохранить модель (пункт меню File/Save);
напечатать модель (пункт меню File/Print);
выбор масштаба (View/Zoom);
уменьшить модель (View/Zoom);
увеличить модель (View/Zoom);
проверить правописание (Tools/Spelling);
включение и выключение навигатора модели (View/Model Explorer);
включение и выключение дополнительной панели инструментов работы с Model Mart (Model Mart).

Рис.2 Внешний вид окна навигатора модели Model Explorer

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли модель создаваться заново, или она будет открыта из файла либо из репозитария Model Mart. Также необходимо внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис.3).

Рис.3 Диалог создания модели.

BPwin поддерживает три методологии моделирования:
функциональное моделирование (IDEFO);
описание бизнес-процес¬сов (IDEF3);
диаграммы потоков дан¬ных (DFD).
В зависимости от выбранной методологии программой автомати¬чески подбирается нужная панель инструментов BPwin Toolbox. В BPwin существует три разных панели инструментов - по числу поддерживаемых програм¬мой методологий. На рис.4 представлена палитра для IDEF0.

Рис.4 Палитра инструментов IDEF0.

Вы можете показывать или скрывать панель инструментов, используя функцию «View» на панели меню.

3. Построение модели IDEF0. Контекстная диаграмма
Функциональное моделирование является технологией анализа системы в целом как набора связанных между собой действий или функций. Действия системы анализируются независимо от объектов, которые обеспечивают их исполнение. Моделировать деловой про¬цесс можно исходя из различных перспектив и временных рамок. На¬пример, вы можете моделировать процесс заказа услуг клиентом так, как вы видите его в идеале, а не так, как это происходит в настоящее время. Также можно абстрагироваться от проблем физической реализации модели.
Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения КОНТЕКСТА, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить ГРАНИЦЫ СИСТЕМЫ, определить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами. То есть необходимо решить, что будет рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. Другими словами, первоначально необходимо определить область (Scope) моделирования.
Наименование функции самого высокого уровня опи¬сывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, ко¬торое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему. Например «Изготовить изделие».
Формулировка цели моделирования (Purpose) позволяет команде аналитиков сфокусировать усилия в нужном направлении. Модель не может быть построена без четко сформулированной цели.
Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соответствовать цели моделирования. Очевидно, что описание работы предприятия с точки зрения финансиста и технолога будет выглядеть совершенно по-разному, поэтому в течение моделирования важно оставаться на выбранной точке зрения.
Для определения контекста модели в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties. В закладке General указывается наименование и сведения об авторе модели, в закладку Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition – определение модели и описание области (рис.5).
Для создания контекстной диаграммы необходимо сначала соз¬дать новую модель, выбрав пункт «New» в меню «File». В появившем¬ся диалоге необходимо набрать имя модели и выбрать ее тип. Этот диалог также отображается при запуске BPwin.
После создания модели можно задать ее параметры. Кроме вышеперечисленных свойств модели (Model Properties) можно задать состоя¬ние, в котором находится модель, например «в работе» или «для публикации» (закладка Status).

Рис.5 Диалог задания свойств модели.

Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стре¬лок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется че¬тыре основных типа стрелок.
Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произ¬вести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока. Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять (заменять) что-либо.
Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку контро¬ля (управления). Управление всегда входит в вершину блока. Управ¬ление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, поли¬тики компании, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может так¬же использоваться для описания процедуры начала или окончания вы¬полнения действия.
Стрелки выхода (выпуска) - это материал или информация, про-изведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продук¬ции (выпуска), лучше не моделировать вообще.
Механизмы исполнения - это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал компании, машины или оборудование, кото¬рые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма мо¬жет отсутствовать, если определено, что это не важно для работы блока.

Рис.6 Пример контекстной диаграммы.

4. Декомпозиция
Декомпозиционное разложение модели используется в моделиро¬вании бизнес-процессов, для того чтобы дать более подробное описа¬ние блоков. Каждый из них может в свою очередь быть де¬композированным. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели.
Чтобы выполнить декомпозицию функции, необходимо щелкнуть по кнопке . Возникает диалог Activity Box Count (рис.7), в котором следует указать нотацию новой диаграммы и количество блоков на ней. Для IDEF0 рекомендуется 3-6 блоков.

Рис.7 Диалог Activity Box Count.

BPwin создает новую диаграмму, которая является диаграммой разложения родительской диаграммы. Заметьте, что новые действия не связаны между собой и не поименованы - это следующая задача. Необходимо задать взаимодействие между блоками и «привязать» к но¬вым блокам стрелки, которые автоматически унаследованы от роди¬тельской диаграммы (рис.8).

Рис.8 Пример несвязанных стрелок.

Имя блока и другие его свойства вводятся в закладке «Name» спи¬ска свойств блока. Для вывода свойств блока на экран достаточно два¬жды щелкнуть мышью на блоке.
Следующим шагом при создании диаграммы должно быть соеди¬нение всех использованных на диаграмме блоков с помощью стрелок, представляющих входы, результаты работы, средства управления и механизмы. Для этого достаточно соединить исходящую точку стрел¬ки с точкой ее окончания. Окончанием стрелки может быть как одна из сторон функциональных блоков, так и граница диаграммы. BPwin автоматически выделяет допустимые окончания для создаваемых стрелок. Для рисования стрелки пользуются инструментом из комплекта инструментов. Задание имени стрелки производится в закладке «Name» диалога свойств стрелок. Для вызова этого диалога достаточно дважды щелк¬нуть мышью на нужной стрелке.
Если количества блоков на диаграмме окажется недостаточным, существует возможность добавления на нее новых блоков с использованием кнопки панели инструментов. Для добавления блока сле¬дует щелкнуть на этом инструменте, а затем - на диаграмме в том месте, где необходимо расположить новый блок. После того как до¬полнительный блок создан, вы можете связать его стрелками с други¬ми блоками и задать его название и другие свойства.
Обра¬тите внимание на рис.9. Если действие не было декомпозирова¬но, в верхнем левом углу блока будет по¬являться символ «листа». После деком-позиции данного блока символ «листа» исчезнет.

Рис.9 Пример недекомпозированного блока.

Нумерация блоков производится автоматически при их создании. Номера могут быть относительными или постоянными, они отражают иерархическое положение блока в пределах модели. Вы можете управлять нумерацией блоков на диаграмме, используя закладку «Numbering» диалога ввода свойств модели (рис.5).
Перемещение любых объектов на диаграмме осуществляется с по¬мощью их «захвата» мышью и перемещения в новое место. При пере¬мещении блоков одновременно перемещаются и связанные с ними стрелки. Функциональные блоки могут также быть перемещены меж¬ду диаграммами с использованием команд «Cut/Paste» из меню «Edit». При изменении взаимного расположения блоков могут меняться и их но¬мера.
Для идентификации граничных стрелок предназначены ICOM-коды. Код содержит префикс, соответствующий типу стрелки (Input, Control, Output, Mechanism) и порядковый номер. BPwin вносит ICOM-коды автоматически. Для отображения ICOM-кодов следует включить опцию ICOM codes на закладке Display диалога свойств.
Практическое задание:
1. Согласно варианту, создайте контекстную диаграмму. Определите цель, точку зрения модели. Опишите свойства в соответствующих закладках диалога Model Properties.
2. Задайте входы, выходы, механизмы и управление.
3. Создайте декомпозицию контекстной диаграммы, состоящую из 2-3 блоков. Задайте автоматическую нумерацию блоков и ICOM-кодов.
4. Установите связи между блоками. Задайте имена дуг.
5. Сохраните проект в отдельный файл.

Контрольные вопросы:
1. Для чего используется методология IDEF0.
2. Объясните необходимость задания цели и точки зрения модели?
3. Перечислите и расскажите назначения кнопок на панели инструментов.
4. Перечислите этапы декомпозиции блока.
5. Расскажите, каким образом на диаграмму добавить блок, дугу.
6. Дайте определение ICOM-кодов.
7. Для чего используются закладки General, Purpose, Definition, Status, Numbering, Display в диалоге Model Properties.
Варианты к практическим работам
Вариант 1
Система должна описывать порядок подготовки к экзамену, предполагающий получение отличной оценки.
Вариант 2
Система должна описывать порядок выполнения практической работы по дисциплине «Проектирование ИС».
Вариант 3
Система должна описывать порядок получения водительских прав.
Вариант 4
Система должна описывать порядок организации городского спортивного соревнования.
Вариант 5
Система должна описывать порядок организации общеинститутского студенческого мероприятия.
Вариант 6
Система составления учебного графика дисциплин, изучаемых на факультете
Вариант 7
Система должна описывать порядок поставок товара в систему розничных киосков.
Вариант 8
Система должна описывать порядок обработки заказов в службе быта.
Вариант 9
Система должна описывать работу одного из участков автосалона.
Вариант 10
Система должна описывать работу приемного покоя в больнице.
Вариант 11
Система должна описывать порядок приема заявки на поставку продукции на хлебокомбинате.
Вариант 12
Система должна описывать процесс поставки сезонных товаров в оптовой фирме.
Вариант 13
Система должна описывать процесс работы торгового отдела.
Вариант 15
Система учета в видеопрокате.
Вариант 16
Система учета проката на лыжной базе

Статьи по теме: