Плюсы и минусы информатизации. Плюсы и минусы компьютера

Крупнейшие сети школ иностранных языков вкладывают огромные средства в оборудование компьютерных классов и разработку специальных интернет-продуктов, позволяющих выполнять домашние задания в режиме удалённого доступа.

Для клиентов компьютеризацию представляют как важное конкурентное преимущество, а также её используют в качестве оправдания высоких цен. Разумеется, компании всеми силами стремятся окупить свои инвестиции.

Но давайте рассмотрим этот аспект обучения не с точки зрения бизнеса, а с позиции ученика.

Безусловно, компьютеризация обучения имеет свои плюсы:

  1. Во-первых, домашнее задание можно выполнять где и когда угодно: в кафе, в гостях у бабушки, на школьной перемене - лишь бы был доступ в Интернет. При этом не нужно носить с собой громоздкие учебники, которые, как правило, выпускаются в формате А4 и помещаются далеко не в каждую сумку.
  2. Во-вторых, единая компьютерная система позволяет проверять домашнее задание автоматически, чтобы не тратить драгоценное время урока на разбор чужих ошибок.
  3. В-третьих, предполагается, что использование электроники само по себе мотивирует учеников, ведь дети так любят смартфоны, планшеты и прочие гаджеты.

Однако у компьютеризации обучения есть и обратная сторона:

  1. Ещё 15-20 лет назад, когда компьютеры были не в каждом доме и уж тем более не в каждой школе, детей можно было привлечь и заинтересовать новыми технологиями. Сейчас едва ли получится этим кого-то удивить.
  2. Работа за компьютером создает избыточную нагрузку на глаза, а также неизбежно влияет на нашу психику. Конечно, было бы глупо призывать полностью отказаться от технических новшеств, но и злоупотреблять ими тоже не стоит, особенно, если речь идёт о детях. Ведь одна из самых распространённых проблем современного родителя - как оторвать ребёнка от компьютера и прочих гаджетов.
  3. При выполнении заданий на компьютере теряется один очень важный элемент активной языковой деятельности - это письмо. Когда мы собственной рукой записываем ответы в рабочей тетради, а потом перечитываем их, запоминание происходит гораздо глубже и эффективнее по сравнению с работой над безликим текстом на мониторе.
  4. Что касается проверки заданий, здесь тоже не всё однозначно. Конечно, когда школа гонится только за прибылью и собирает учеников с разным уровнем языка в одну группу, проверка домашнего задания (да и, собственно, весь процесс обучения) превращается в каторгу. Пока одни засыпают от скуки, другие чувствуют себя вечно отстающими и неспособными. Если же состав группы подобран правильно, совместная проверка домашнего задания помогает разобрать распространённые ошибки учеников и прояснить непонятные моменты.

Вывод:
Компьютер - очень полезная штука для изучения иностранных языков. Например, с его помощью можно смотреть передачи на английском языке или общаться с иностранцем, живущем в противоположной точке земного шара. Однако использовать его для ежедневных рутинных задач, вроде выполнения домашних заданий, абсолютно нецелесообразно. В этих случаях применение компьютера скорее тормозит процесс обучения, вместо того чтобы ускорять его.

Компьютер – изобретение 20 века, изменившее жизнь людей. Сейчас мы уже не представляем без него жизни, а ведь раньше никто и подумать не мог, как далеко зайдет технический прогресс. Рассмотрим плюсы и минусы компьютера.

Компьютеры и наша жизнь

Появление персональных компьютеров стало прорывом в науке и технике. Рабочий процесс по многим специальностям приобрел новый формат. Бухгалтера отложили бумажные отчеты и смогли систематизировать все в программе.

Совершенствование компьютерных технологий упрощает нашу жизнь

Были вытеснены до этого необходимые пишущие машинки, калькуляторы, различные счетно-вычислительные аппараты. Теперь профессиональные навыки многих требуют знания и в работе с компьютером. Возникла необходимость в специалистах, знающих в совершенстве его работу. Так появилась новая специальность – программист. Ведь компьютерные технологии с каждым годом требуют всё новых и новых усовершенствований. В наши дни к ПК, пришедшему на смену ЭВМ, присоединились ноутбук, нетбук, планшет.

Компьютер перестал быть только рабочим предметом, сейчас это и средство связи, устройство для поиска информации и просто предмет для отдыха и развлечений. Таким техническим изобретением уже никого не удивить. А с развитием интернета, необходимость в компьютерных устройствах растет каждый год в геометрической прогрессии. Значит это, что такой элемент техники присутствует практически в каждом доме, у каждого человека, что уж говорить о рабочих местах многих людей.

Компьютер делает доступным многие отрасли нашей жизни

Начнем с плюсов. Бесспорным достоинством компьютера, как технического изобретения, является упрощение и усовершенствование работы во многих отраслях жизни. Главным образом – это рабочие процессы в науке, архитектуре, промышленности. Именно программы, разработанные с помощью компьютерных технологий, позволили сделать важные открытия в области медицины, химии, физики, создать чертежи и графические разработки промышленного оборудования, зданий и сооружений. Развитие нанотехнологий тесно связано с компьютерами.

«Бумажная работа» многих специалистов различных сфер деятельности была упрощена за счет появления ПК. Теперь нет необходимости хранить информацию в бумажном виде, создавая склады архивов, ведь есть электронные носители информации, подключаемые к компьютеру.

Поиск нужной информации

Поиск информации с появлением компьютера и интернета стал в разы удобнее и быстрее. Теперь, чтобы узнать последние новости из различных сфер жизни и любой точки планеты, нет необходимости слушать радио или ждать выпуска новостей по телевизору. Если вам захотелось приготовить особенное блюдо, не нужно бежать за рецептом к знакомым, достаточно зайти на любимый сайт с рецептами. Или же если вам захотелось прочесть какой-нибудь бестселлер, нужно просто включить компьютер и скачать книгу.

Легкость общения

Общение, коммуникации, поиск нужных людей стали доступнее, благодаря развитию интернета. Раньше, чтобы пообщаться с кем-то на расстоянии, требовалось совершать много лишних действий и ждать ответа. Письма же в электронном виде отправляются и доходят до адресата мгновенно. Знакомиться, заводить новые контакты также стало проще, интереснее и быстрее.

Когда нет возможности увидеться с человеком из-за большого расстояния, можно легко связаться с ним по скайпу, аське, в социальных сетях или по электронной почте. Это очень удобно, поскольку таким образом легко быть в курсе всех новых событий родных и близких

Универсальность

Компьютер всё чаще выполняет функцию аудио- и видеопроигрывателей. Что является плюсом, так это то, что количество техники в доме не увеличивается и происходит экономия места. Да и систематизированные аудио- и видеозаписи доступны в любой момент при включении компьютера. Памятные моменты с фотографий теперь тоже никуда не потеряются, ведь их удобно хранить на компьютере.

Развлечение

Развлекательную сторону работы за компьютером, как ни странно, можно отнести к плюсам. Компьютерные игры позволяют расслабиться и отвлечься на некоторое время или занять себя в дождливый день. А если ещё игры и развивающие, логические или аркадные, можно потренироваться в смекалке и ловкости. Про интернет можно даже не говорить, ведь именно благодаря ему вы сейчас читаете эту статью.

Минусы компьютера

Плюсы и минусы компьютераТакое количество плюсов и разнообразие возможностей компьютера, привело к тому, что всё больше людей проводят с ним всё рабочее время (у кого работа связана с компьютером) и весь досуг. Это неблагоприятно влияет на физическое состояние человека.

Проблемы со спиной

Долгое сидение за компьютером происходит, обычно, в неправильной, неудобной позе. Даже если изначально вы держите осанку, то уже через час, а то и раньше, начинаете сутулиться, выдвигая шею вперед или закидывая голову на спинку стула. При этом происходит искривление позвонков и передавливание сосудов. От этого чувствуется слабость, головокружение и даже боли в спине.

Влияние на зрение

Напряжение глаз, обращенных в экран монитора, дает о себе знать постепенным ухудшением зрения. Поэтому не ленитесь делать специальные упражнения для глаз, и не сидите за компьютером слишком долго.

Излучение

Хотя всё еще ходят споры о вреде излучения от компьютеров, влияние электромагнитных волн от работающей техники можно ощутить уже после нескольких часов беспрерывной работы — чувствуется общая слабость и нервное напряжение.

Потеря времени

И, конечно, такое чудо техники, как компьютер, отнимает ваше время, которое можно было бы провести с близкими, друзьями, семьей. Компьютер мешает нам лишний раз увидеться с друзьями и пообщаться с ними не по скайпу, а в реальности, друг напротив друга.

Несмотря на все плюсы и минусы компьютера, безусловно, он является важной частью современной жизни. Без него сложно представить себе работу и досуг.

Позитивные и негативные факторы информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу.

Использование средств информационныхтехнологий в системе подготовки специалистов приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности учебного заведения следующими значимыми возможностями:

    совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

    введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;

    внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

    повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

    организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

    совершенствования механизмов управления системой образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Использование современных средств информатизации образования во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами информатизации образования, что особенно характерно для студентов, обучающихся дистанционно. Орган объективизации мышления человека, речь, оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования средств информатизации во всех формах образования является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке – проблема перехода от мысли, к действию.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств информатизации образования, предоставляющие педагогам и учащимся значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает учащегося «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда учащемуся одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Информационные технологии в образовании играют всё более существенное значение. Разработчики средств обучения уже давно предложили учебным заведениям альтернативу рабочим тетрадям, учебным пособиям и обычной доске. Во многих работах уже присутствуют такие определения как компьютерные средства обучения (КСО), инструментальные компьютерные средства (ИКС), которые подразумевают компьютерные учебники, тренажеры, справочники, а так же различные контролирующие и тестирующие системы. И действительно, многие ученики знакомы с электронными учебниками, энциклопедиями, широко представленными на рынке. Но в силу различных обстоятельств, эти средства не используются учителями на уроках. Рассмотрим причины сложившегося противоречия. Для начала выделим преимущества КСО:

  • создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы с КСО, а так же темп учебного процесса;
  • более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно в адаптивных КСО, способных настраиваться на текущий уровень подготовки обучаемого и области его интересов);
  • возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов(в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);
  • возможность представления и взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов;
  • возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и других);
  • возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений;
  • возможность автоматической генерации большого числа не повторяющихся заданий для контроля знаний и умений;
  • возможности поиска информации в КСО и более удобного доступа к ней (гипертекст, закладки, автоматизированные указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и другие);
  • создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик(игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, «погружение» в виртуальную реальность и так далее)

Так же выделяют ряд технологических преимуществ КСО:

  • повышение оперативности разработки;
  • более простое обновление и развитие;
  • легкое тиражирование;
  • более простое распространение (особенно при использовании internet)

Несмотря на все достоинства КСО, учителя не используют их на уроках. В любых средствах обучения есть как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам КСО можно отнести:


К приведенным выше часто добавляются недостатки, вызванные неграмотным проектированием КСО и недочетами, допущенными их создателями. Целесообразно использовать КСО в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами.

Выделим четыре основные фактора, препятствующие массовому созданию и распространению КСО:

  • недостаточная готовность существующей системы образования к активному использованию КСО, интеграции их в учебный процесс и его организации на базе данной технологии;
  • дефицит квалифицированных разработчиков;
  • отсутствие развитой методологии, способностей послужить основой масштабных работ;
  • недостаток финансовых средств на создание и широкое внедрение большого числа КСО. Первичным из вышеперечисленных факторов, является методологический фактор.

Итак, потребность в КСО велика, и они уже достаточно широко представлены на рынке, но учителя не торопятся использовать их на уроках. Возможно потому, что для этого требуются элементарные навыки работы с ПК, или разработчики ещё не создали такие КСО, которыми было бы удобно пользоваться простому учителю на обычном уроке в привычной обстановке при необходимом оборудовании. Неудачных КСО, к сожалению, достаточно много. К примеру, встречаются такие средства, в которых для поиска нужной темы требуется длительное листание кадров или изложенный материал далеко отходит от школьной программы.

При разработке таких средств необходимо помнить, что КСО должно воплощать лучшие стороны традиционных средств и обязательно реализовывать новые качества. К тому же важна не только текущая обеспеченность КСО, но и готовность их разработчиков оперативно реагировать на изменения образовательных потребностей, то есть создавать и предоставлять на рынок качественные КСО.

  • Компьютерные инструменты в образовании №1.СПБ: 2005.
  • Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: 1988.
  • Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.:2003.
  • Сосновский В. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения: принцип системности и практика. Новосибирск: 2004.
  • Энтина С. Б. Об одном довольно простом и полезном использовании ИКТ на уроке математики.
  • Барышкин А. Г. Шубина Т. В. Резник Н. А. Компьютерные презентации на уроке математики.
  • 2 года назад

    Как известно, в широком смысле слова компьютеризация - это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности. Процесс этот происходит настолько стремительно, что сейчас уже трудно представить хоть какую-то область, в которой бы не применяли компьютеров.

    Процесс внедрения роботов, то есть роботизация, идет параллельно, и он тоже охватывает все сферы. И сейчас не стоит удивляться тому, что у кого-то в квартире, кроме компьютера на столе, есть ноутбук или планшетник, мобильник и робот-пылесос. А некоторые могут позволить себе вообще жить в «умном доме», в котором практически все повседневные хлопоты берет на себя электроника и автоматика.

    Бурное развитие этих процессов, конечно, объясняется желанием человека уменьшить потребность в ручном труде. И, прежде всего, это касается производства. Что касается компьютеризации, то процесс все более широкого применения ЭВМ в самых разных отраслях позволяет повысить производительность труда, улучшить качество продукции, повысить эффективность научных исследований, усовершенствовать системы управления и обслуживания.

    По мере того, как совершенствуются компьютеры, расширяется и сфера их применения.

    Компьютеризация и информатизация в современной инфраструктуре всей планеты вышли на одно из ведущих мест. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование год от года оказывают все более существенное влияние на динамику и структуру мировой экономики.

    Необходимо признать, что настоящей революцией в этой сфере стало появление и интенсивное развитие системы Интернет. В наше время он стал одной из ведущих отраслей мировой экономики. В нем заняты миллионы человек. Применение более мощных и быстродействующих компьютеров позволяет постоянно увеличивать число пользователей системой Интернет.

    Натиск компьютеризации и информатизации вовсе не означает полного исчезновения потребности в услугах привычной проводной связи. Мобильная связь и Интернет только дополняют их. И потому, например, традиционная голосовая связь по-прежнему востребована.

    Поскольку появились персональные компьютеры, то появился и новый вид процесса обучения. Появление компьютера в педагогической системе изменило и еще будет изменять ее функции. Он позволит достичь нового педагогического эффекта.

    Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. С его помощью можно получить самую разнообразную информацию, в том числе видео и аудио. Появилось и такое понятие, как дистанционное обучение. И все потому, что компьютер предоставляет богатые возможности для обучения и самообразования.

    Успехи космонавтики, физики, биологии, медицины, геологии, как и прочих наук, невозможно представить без компьютеров. Компьютеризация - это системы противоракетной обороны, космические системы, как и решение задач метеопрогноза. Это системы массового обслуживания и информационно-справочные системы. Скажем, системы резервирования и продажи железнодорожных и авиабилетов. Это банковские и биржевые компьютерные системы, как и библиографические компьютерные системы.

    Цифровая аудио- и видеозапись, как и компьютерная верстка и подготовка к изданию газет, журналов, книг, а также аранжировка музыкальных произведений, цветомузыка - все это следствие компьютеризации нашей жизни. Компьютеры нашли широкое применение и в управлении технологическими процессами и производством в целом. Без них невозможно создать станки с числовым программным управлением и промышленные роботы.

    Применение промышленных роботов, как и применение компьютеров, увеличивает производительность оборудования и выпуск продукции, улучшает ее качество, заменяет человека на монотонных и тяжелых работах, помогает экономить материалы и энергию.

    К сожалению, роботы не способны полностью заменить человека. В частности, они не имеют способности разумно реагированию на непредвиденную обстановку и изменение рабочей среды. Они также не способны самостоятельно обучаться на основе собственного опыта. Они же не имеют способности к использованию тонкой координации системы «рука — глаз».

    И все-таки потенциал у них немалый. Роботы с захватами, например, могут выполнять множество манипуляционных операций. Таких, как литье, очистка слитков, ковка, термообработке, обслуживание станков на погрузке-разгрузке, формовка, упаковка, складирование. И многое другое, что всегда было обязанностью человека.

    В руках у роботов вместо захватов могут быть различные инструменты для выполнения работ. То есть робот способен красить распылителем, наносить клеевые и изоляционные покрытия, сверлить, зенковать, закручивать гайки, шлифовать. Смогут роботы выполнять точечную и дуговую сварку, тепловую обработку и резание при помощи пламени или лазера. Сейчас роботы становятся покрасочными роботами, сварочными роботами, сборочными роботами. То есть приобретают специализацию.

    Статьи по теме: