«Путешествие по «реке времени». История возникновения почты»

В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы - нарочные . Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).

Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин . Между Марселисом и ван Сведеном был устроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу . Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно . Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла .

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684) :

…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.

Российская империя

В XVIII веке

В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам - уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции .

В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла &&&&&&&&&&010677.&&&&&0 10 677 вёрст.

Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов . Маркиз де ла Шетарди о почте в России в 1740 году писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте .

В XIX веке

В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте .

В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России» .

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях ». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам .

В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек .

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции .

Осуществление почтовой реформы 1843 года и установление с 1 января 1844 года оплаты письма только по весу, не зависимо от расстояния, создали предпосылки для применения в России знаков почтовой оплаты . С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»). С 1 декабря того же года аналогичные конверты были введены для городской почты Санкт-Петербурга , а с 27 февраля 1846 года - Москвы . С 1848 года штемпельные конверты, выпущенные Почтовым департаментом, начали применяться в России повсеместно .

До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук .

Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.

С 1864 года в России была введена обязательная оплата заграничной корреспонденции почтовыми марками .

В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами .

Земская почта

1 января 1864 года в России были образованы земства - органы местного самоуправления . В 1865 году земствам разрешили учреждать почту со своими правилами и таксами и иметь свои почтовые марки . Земская почта существовала практически во всех уездах. Одновременно с марками в некоторых местах выпускали и штемпельные конверты.

Русская почта за границей

В конце XIX - начале XX веков для обеспечения связи между различными российскими государственными и частными организациями и лицами за границей Российской империи , в регионах, где официальная или местная почта считалась ненадёжной, российское правительство стало создавать свои почтовые конторы. Для нужд этих контор использовались обычные российские марки или издавались ЭЗГБ (а иногда и на местах) специальные почтовые марки и цельные вещи , изготавливались штемпели . Номиналы знаков почтовой оплаты указывались в российской или местной валюте, а стоимость пересылки корреспонденции, как правило, соответствовала тарифам, действовавшим в этот период в России .

Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти , в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель) .

В 1918 году на территории РСФСР началась гражданская война . Несмотря на это, почтовая связь функционировала, прерываясь и восстанавливаясь в зависимости от хода военных действий.

16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти . Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель) .

С 1 января 1919 года по 15 августа 1921 года в РСФСР была введена бесплатная пересылка простых писем и почтовых карточек.

  • Ранняя история русской почты на марках СССР

Российская Федерация

В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики . После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации . Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга . Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи - День российской почты . Помимо этого, в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации .

17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России) . 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а её функции переданы Министерству связи России .

В 1996 году Минисвязи России впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати. Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты - эмблема и флаг.

По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.

Галерея

См. также

Примечания

  1. Карнович Е. П. // Исторический вестник . - 1884. - Т. XV. - С. 615-625.
  2. Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. - М. : Просвещение , 1969. - 240 с. - 100 000 экз. (Проверено 15 июля 2016)
  3. Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. - СПб. , 1907. - Т. 21. - Кн. 1. - Стб. 1065.
  4. Вести-Куранты. 1656 г., 1660-1662 гг., 1664-1670 гг.: Русские тексты. Ч. 1. / Изд. подгот. В. Г. Демьяновым при участии И. А. Корнилаевой; Завершение работы над изд. и подгот к печати: Е. А. Подшивалова, С. М. Шами; Под ред. А. М. Молдована и И. Майер. - М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  5. , с. 10.
  6. , т. 2, с. 4-11.
  7. , т. 2, с. 36, 37.
  8. , т. 2, с. 39, 40.
  9. Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. - М. : РОССПЭН, 2009. - Т. 2. - С. 359-364.
  10. По другим данным, например, в сводке Мосгоархива, почтамт был основан в 1700 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  11. Пекарский П. Маркиз Де-Ла-Шетарди въ России 1740-1742 годовъ. - СПб. : Типография Иософата Огризко, 1862. - С. 86.
  12. В электронной книге «История Смоленской почты» Виктора Гурова указывается, что должность почтальона для доставки частной корреспонденции на дом была учреждена в 1746 году. (Проверено 8 декабря 2008)
  13. Положение об учреждении вольных почт в России.
  14. Шерих Д. Ю. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда. К 290-летию Санкт-Петербурга. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - Тираж &&&&&&&&&&030000.&&&&&0 30 000 экз. - ISBN 5-85490-036-X .
  15. Каталог-справочник отечественных знаков почтовой оплаты: сб. в 3 т. - М. , 1990. - Т. 1. - С. 5-188. - (Прил. к журн. «Филателия СССР» и «Филателия»); 1992. - С. 322-327. - Т. 3. - (Прил. к журн. «Филателия»).
  16. Декрет II Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства
  17. Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом
  18. Почта России в XIX-XX вв.
  19. «О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации» ()
  20. Приказ Минсвязи РФ от 24.11.1992 г. № 433
  21. Указ Президента РФ от 16 мая 1994 г. № 944 «О Дне российской почты» (Архивировано 03.10.18)
  22. «Об эмблеме и флаге организаций Федеральной почтовой связи Российской Федерации»
  23. «О федеральной службе почтовой связи Российской Федерации» ()
  24. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  25. Ситуация на почте // Коммерсантъ . - 1998. - № 87 (1490). - 19 мая.

Литература

  • Болтиков В. Для служебного пользования: полевая почта: сведения без грифа «Секретно» // Братишка: журнал. - М. : ООО «Витязь-Братишка», 2010. - № 11 . - ISSN . Архивировано 3 марта 2011 года. (Проверено 5 марта 2016)
  • Вигилёв А. Н. История отечественной почты: В 2 ч. - М. : Связь, 1977, 1979. - 160 + 160 с. (Проверено 20 апреля 2011)
  • Виташевская М. Н. Старинная русская почта. - М. : Связьиздат, 1962. - 80 с.
  • Из истории Санкт-Петербургской почты. 1703-1914 (недоступная ссылка) / Сост. М. А. Добин и Л. Г. Ратнер. - СПб. : Стандарт-Коллекция , 2004. - 352 с. - ISBN 978-5-902275-07-7 . (На русском и англ. языке.) (Проверено 20 апреля 2011)
  • Козловский И. П. . - 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Папинако И. Г. Почтовая связь // Большая советская энциклопедия . (Проверено 19 июня 2011)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ведущий 1-й.

Слайд 1

Ведущий 2-й.

Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?

Слайд 2

Ведущий 1-й.

В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…

Ведущий 2-й.

Глиняное письмо, которое Вы видите, нарисовано три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.

На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.

Слайды 3,4

Ведущий 1-й.

Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!

Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.

Ведущий 2-й.

Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.

Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…

Слайды 5,6,7

Ведущий 1-й.

В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.

Слайд 8

Ведущий 2-й.

Художники прошлых времён часто изображали почтальонов.

Слайд 9

Ведущий 1-й.

В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж.

Слайд 10

Ведущий 2-й.

Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).

Ведущий 1-й.

Откуда к нам пришло слово «почта»?

Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.

Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».

Слайд 11

Ведущий 2-й

На трактах России в прошлом веке было более 3 тысяч почтовых станций.

Слайд 12

Ведущий 1-й.

Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.

Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.

Слайд 13

Ведущий 2-й

Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.

Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.

Слайд 14

Ведущий 1-й.

Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.

Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».

Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.

Слайд 15

Ведущий 2-й

Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.

Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.

Слайд 16

Ведущий 1-й.

Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.

В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.

Слайд 16

Ведущий 2-й

В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.

Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.

Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.

Слайд 17

Ведущий 1-й.

Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации. Почтовые тракты заменили железными дорогами. Для перевозки почты морем построены быстроходные суда. На большие расстояния письма доставляют самолёты.

Слайд 18

Ведущий 2-й

К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.

Слайд 19

Ведущий 1-й.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Слайд 20

Ведущий 2-й

Мы хотим вам предложить несколько загадок на тему

нашего мероприятия.

Ведущий 1-й.

Всё на ней ездит: и радость, и горе. (Почта.)

Ведущий 2-й

Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)

Ведущий 1-й.

Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик.)

Ведущий 2-й

У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)

Ведущий 1-й.

Предлагаем ответить на вопросы викторины.

  1. Что вы чувствуете, когда встречаете на улице почтальона? Почему?
  2. Какая корреспонденция является наиболее долгожданной для вас? Почему?
  3. Когда появились первые письма?
  4. Что привлекает вас в переписке больше - получать письма или писать?
  5. Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
  6. Какого содержания бывают письма?

Воронов С.С.

Введение

Ежедневно с помощью почтовой связи людям доставляются десятки тысяч писем, посылок, бандеролей. Почта помогает общаться людям на разных концах мира. В современном мире, в эру Интернета и качественной телефонной связи почта теряет свою актуальность, но все еще остается главным способом общения людей, а также служит главную роль в пересылке посылок.

Современное представление о почте немного отличается от того представления, которое было у людей в прошлом. Русское слова «почта» произошло от иностранных слов, значение которых на русский язык условно можно перевести как – остановка, станция (где меняли почтовых лошадей).

Почта – это вид связи и учреждение (во многих странах государственное) осуществляющее передачу информации в виде почтовых отправлений (письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок) при помощи транспортных средств (железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным транспортом).

Почта у разных народов развивалась по-разному, поэтому в разных культурах были свои особенности почтовой связи. Но все-таки некоторые параллели в истории провести можно.

Древние времена

В начале эпохи возникновения человека или в первобытные времена инструментом передачи важной информации служило голосовое общение. Основным недостатком такого общения являлось отсутствие возможности передачи информации на дальние расстояния. Для передачи сигналов на дальние расстояния в доисторические времена первобытные люди начали использовать барабаны и костры.

Эпоха Великих империй

В эпоху Великих империй (или как ее привыкли называть – эпоху античности) основным способом передачи информации были гонцы и курьеры. В ряде государств (например, Римская империя) почтовая связь была государственная и хорошо налажена. В некоторых странах, при доставке почтовых отправлений на дальние расстояния гонцы отправлялись на лошадях. Почта в эпоху античности в основном активно использовалась руководителями империй или знатью для оперативной связи с отдаленными провинциями или для передачи быстрых сообщений.

Пешие гонцы на службе руководства, как правило являлись рабами и должны были преодолевать большие расстояния, за как можно меньшие промежутки времени, тем самым обеспечивать оперативность принятия решений, как в мирное, так и в военное время. Люди, занимающиеся данным ремеслом, были очень хорошо подготовлены физически.

Крупные восточные государства (Египет, Персия, Китай) из-за больших протяженностей своих территорий и подвластных владений начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. Птиц специально обучали и выращивали, после этого произошло понятие «почтовый голубь». Одна из основных задач почты в крупных империях была доставка сообщений связанных с военными целями и даже существовали отдельные службы.

При проведении раскопок разных городов античных культур археологами были найдены рукописи, письмена и другие доказательства того, что почта в те времена уже начала приобретать ту структуру, которую имеет в современном мире. Уже тогда были найдены станции отдыха, служившие «почтовыми отделениями». На данных станциях гонцы меняли лошадей и отдыхали.

Самый большой вклад в развитие почты внесла Римская империя. Почта была подчинена государству, а почтовые перевозки осуществлялись как по суше, так и по морю. Императорам почта была необходима для связи со всеми провинциями Римской империи и имела крупное значение.

Для обычного населения в крупных империях, как правило, не существовало способов доставки почты, т.к. почта, в том виде, в котором она была, служила на благо императоров и знати, поэтому почтовые сообщения доставлялись с помощью друзей, которые по делам путешествовали в другие города, провинции, страны.

Средневековье

Европа

Эпоха Средневековья, известна как эпоха многочисленных войн, военных походов, усилении роли церкви, но в то же время и как эпоха технологического прогресса.

В некоторых европейских странах после падения Римской империи воссоздать государственную почту пытались, но все попытки не привели к положительному результату. Знать осуществляла почтовые перевозки с помощью своих подданных (гонцов, курьеров, возниц).

Т.к. роль церкви в средневековой Европе возрастала и церкви объединялись вокруг одной главной церкви в Риме, то возникла монастырская почта. Главная задача была поддерживать связь между европейскими церквями, монашескими орденами, многочисленными братствами и главной церковью. В истории нет упоминаний об отдельной службе в церкви, занимающейся почтовыми пересылками, но факт активного общения между церквями археологами подтверждается с помощью курьеров-монахов.

С появлением университетов, занимающихся наукой, возникла необходимость общения между ними, а также между учащимися друг с другом и семьями. Возникла университетская почта, как отдельная служба, а гонцы, занимающиеся развозом почтовых сообщений, даже имели определенные привилегии.

Развитие в Европе ремесел, торговли, науки, культуры привело к развитию почтовых отношений, т.к. людям было необходимо оперативно решать возникающие вопросы, а государственной почты все еще не было. Это привело к появлению служб посыльных или курьеров, начали зарождаться почты городов, облегчавшие общение между ремесленниками, торговцами, учеными, художниками, музыкантами и т.д. Через некоторое время возникшими службами начали пользоваться и обычные люди.

Далее возникли институты городских гонцов. В это время зародилось понятие оплаты услуги доставки писем, посылок и т.д. по определенному тарифу. Услугами таких институтов пользовались как знать и государственные управляющие, так и обычные люди. Некоторые городские институты уже тогда начали славиться точностью времени доставки почтовых сообщений.

Централизованная почта, работавшая на нужды государства и занимавшаяся только государственными почтовыми пересылками, начала зарождаться в XV веке во Франции.

Азия

После падения Римской империи, в отличие от Европы, в Азиатских странах уже на работающих почтовых отношениях практически сразу возникла хорошо организованная почтовая служба. Услугами почты пользовалась знать, но ограниченный доступ получали и низшие слои населения. Почтовые курьеры имели знаки отличия (желтые ленты), для того чтобы их можно было узнавать издалека.

Южная и Северная Америка

Как утверждают археологи у индейских племен, таких как инки, ацтеки и другие тоже существовала система доставки почтовых сообщений с помощью курьеров. Курьерами являлись бегуны, которые быстро преодолевали большие расстояния. На определенном расстоянии друг от друга располагались «почтовые дома», где один из курьеров передавал сообщение другому и мог остаться отдохнуть. Таким способом осуществлялась и доставка почтовых посылок. Численность почтовых домиков и самих курьеров была очень большой. Почтовые сообщения передавались как в письменной, так и в устной форме.

XVI –XIX века

В этот промежуток время в наиболее развитых странах Европы (Франция, Англия и т.д.) возникла система централизованной королевской почты. Идея и первые шаги по признанию почты монополией и государственной обязанностью была реализована в Германии в XVII веке. И с началом роста промышленности процесс организации быстрой почтовой связи только ускорился, многие государства закрепили за собой почтовую связь. Практически все слои населения могли позволить себе пользоваться услугами почты. Для перевозок внутри стран очень часто использовались специальные почтовые кареты. Перевозка пассажиров также считалась почтовой перевозкой.

Коренной переворот в потовых перевозках произошел с появлением паровых двигателей, которые были внедрены на пароходах и поездах. Процесс доставки почты стал значительно быстрее. Вся почтовая связь стала доступна всем слоям населения и осуществлялась практически со всеми наиболее отдаленными уголками страны, на новый виток вышли и международные отношения.

В XIX веке был придуман конверт и почтовая марка, бандероли. Почта стало приобретать ту организацию работы, которую имеет в современности.

Расширение железнодорожных и пароходных перевозок привело к тому, что за 80 дней письмо могло проходить через весь земной шар. Почтовые перевозки приобретали популярность и практически в каждой деревне стали возникать почтовые отделения. Сами почтовые отделения также развивались и начали предоставлять клиентам новые услуги и операции.

В конце XIX века был изобретен телеграф, радио, телефон и некоторые функции почтовой связи начали терять свою актуальность, но, тем не менее, почта не утратила своей актуальности.

Почтовые марки также стали приобретать актуальность, как произведения искусства.

В XIX веке был образован Всемирный почтовый союз, включивший в себя множество разных стран.

Современная почтовая сеть предоставляет услуги почтовой связи на всей территории страны, включая все города и сельские населенные пункты. Полный спектр услуг, предоставляемый почтой, стал огромен.

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией - без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.

Со временем менялись средства и формы связи - те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.



Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).

Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика

Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей - монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) - «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов - «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.


Макет почтовой станции 17-18 века

Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма - письмоносцы.

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I - именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой - почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.

Куверты и штемпеля

Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.

Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» - закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.

Штемпель же - устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.


Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).
Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых - введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты - те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.


С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки

На смену штемпельной системе пришли почтовые марки - специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.


Моя скромная коллекция)

Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it » («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его. »). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…


Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже - в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.

Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер - почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы - из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок - форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики

Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.

Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество - и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок - во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы

Одно дело - гражданские письма, а совсем другое - необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать - перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов - в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.


Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.

Наше время

В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) - ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик - достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка - да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.

А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Ассирийцы еще в III тыс. до н.э. применяли то, что можно назвать предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-письмо и табличка-конверт не становились единым куском. Конверт разбивали и читали письмо. До современников дошло два таких письма - вместе с конвертами они хранятся в Лувре.

4000 ЛЕТ НАЗАД НЕИЗВЕСТНЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НА ОДНОЙ ИЗ СТЕН погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существования почты в те далекие времена. До нас дошли сведения и о почтовых сообщениях у других древних народов. Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии (558-486 г. до н.э.) почтовая связь была налажена превосходно. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому.

Славилась и древнеримская почта, игравшая огромную роль в управлении огромной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили Statio posita in…("Станция расположена в …"). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово почта (Posta).

Документально подтвержденные сведения о существовании почты в Китае относятся к глубокой древности. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027-249 г. до н.э.). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618-907 г. до н.э.) уже назначали генерал-почтмейстеров.

В Арабском халифате к 750 г. все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы, – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 г.). "Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем".

В ГРЕЦИИ ПОЧТОВАЯ СИСТЕМА БЫЛА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО НАЛАЖЕНА В ВИДЕ сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самым известным из этих курьеров был Филиппид, который, по утверждению Плутарха, в 490 году до н.э. донес в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым марафоном в истории. Филиппид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своем штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 г. имели регулярную почту. Почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в ХVI в. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно быстро преодолевалось гонцом. Особенность почты инков и ацтеков заключалась в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда, самолеты. Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней мало известно.

Как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам. Другие слои населения почтой не пользовались.

Для обывателей и международных связей

Между тем простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе способствовало организации регулярного почтового обмена между городами.

ИМЕЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ НАЛИЧИЕ ГОРОДСКИХ ГОНЦОВ уже в ХIV в. Наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в ХIV-ХVII вв. Со вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по всей территории Германии. Далее через Нюрнберг почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг - в Прагу, Вену и другие города. Так возникла международная почта.

Следующим заметным достижением служит почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 г., когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 г. Франц Таксис становится генерал-почтмейстером Нидерландов. До начала ХVI в. почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Почтовое дело стало доходным, и у Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 г. очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал-почтмейстером. Имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку "Турн" Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 г., получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал-почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами. Все это положило начало борьбе почты Турн-и-Таксис с конкурентами, длившейся столетиями. Почта Таксисов устояла и победила. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис, который строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простой народ и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ.

В 1850 г. почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К тому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки. Именно поэтому 1 января 1852 г. вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Эта почта выпускала и маркированные конверты. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 г., когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

Почтальон – опасная профессия

В ХVII в. Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые почтовые крестьяне. Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

ОБЫЧНО ПОСЫЛАЛИ БАТРАКА, КОТОРЫЙ БЕЖАЛ, ТРУБЯ В РОЖОК, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. "Почтовые крестьяне" работали круглый год независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибало во время шторма.

Русская почта - одна из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к Х в. В Киевской Руси существовала обязанность населения с названием "повоз". Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Однако четкая почтовая служба в России появилась только при царе Алексее Михайловиче. Организатором "правильной" почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну).

С 1677 г. в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных "немых" языках. Помимо международных отправлений "немецкая почта" доставляла и купеческие письма, и правительственные бумаги по России. Благодаря "немецкой почте" в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури - общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен в XVII в. во Франции.

По материалам livejournal подготовила Зара ГЕВОРКЯН

Статьи по теме: