Информационная зависимость и перенасыщенность: две стороны медали. Реферат: Информационная зависимость

Еще сто лет назад никто не мог и представить, что когда-то в недалеком будущем практически в каждом доме будет находиться устройство (а то и несколько), которое в любое время суток предоставляет своему владельцу доступ ко всем знаниям человечества. Источником огромного количества информации сегодня стал интернет. С его помощью можно учиться и работать, знакомиться и общаться, совершать финансовые операции и просто весело проводить свободное время. Всемирная паутина значительно облегчает жизнь человека, но в то же время имеет и негативную сторону, а именно – порождает интернет-зависимость у людей.

Что такое интернет-зависимость?

Зависимость от интернета – это психическое расстройство. Аналогично алкогольной и наркотической зависимости, данное пристрастие побуждает человека как можно больше времени проводить за любимым занятием. Зависимый от интернета человек не может вовремя выйти из онлайн среды и постоянно стремится туда вернуться.

Данное расстройство оказывает опасное воздействие не только на психическое, но и на физическое здоровье человека. Влияние интернета носит разносторонний характер:

  • Функции головного мозга.

Долгое нахождение в сети формирует пассивное мышление у человека, способствует понижению уровня интеллекта и ухудшению памяти.

  • Асоциальность.

Человек, привыкший к общению через чаты и видеосвязь, теряет потребность в реальном общении. Интернет-зависимый испытывает огромный стресс в ситуациях, когда приходится с кем-то знакомиться и вести диалог с незнакомыми людьми. В результате человек теряет коммуникативные навыки, становится замкнутым и невнимательным, может впасть в депрессию.

  • Отношения в семье.

Постоянное пребывание в интернете часто становится причиной ссор между родителями и детьми, а также супругами.

  • Заболевания.

Постоянное напряжение глаз способствует ухудшению зрения. Частое нахождение за компьютером провоцирует развитие туннельного синдрома канала запястья. Долгое пребывание в сидячим положении становится причиной остеохондроза, артроза, сколиоза, приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и варикозу.

Виды интернет-зависимости

Различают несколько разновидностей психического расстройства:

  • необходимость в онлайн общении (социальные сети, форумы);
  • информационная зависимость, выражающаяся в постоянном путешествии по сайтам с целью получить различного рода информацию;
  • игровая зависимость, когда люди предпочитают реальной жизни виртуальную, где для достижения какой-либо цели не надо тратить много энергии;
  • игромания, связанная с многочисленными азартными играми в сети;
  • хакерство;
  • киберсексуальная зависимость, которая проявляется в просмотре порнофильмов и занятиях виртуальным сексом.

Менее распространенными видами интернет-зависимости являются тяга к покупкам в интернет-магазинах и скачивание музыки и видео для создания своей базы.

Лечение

Обращаться к специалисту можно, если вы обнаружили у себя или своих близких следующие симптомы:

  1. частое нахождение за компьютером;
  2. потеря живого контакта с друзьями и родными;
  3. частая проверка и обновление почты, новостной ленты и аккаунтов;
  4. потеря чувства времени;
  5. более сильное воздействие виртуальных новостей (отзывов, сообщений и т.д.) на психологическое состояние человека по сравнению с событиями реальной жизни;
  6. нарушение сна и плохое самочувствие;
  7. забывчивость.

Диагностика психолога поможет определить вид зависимости и ее степень, а после — начать лечение.

Подвержены такому расстройству люди почти всех возрастов. И в каждом случае нельзя запускать ситуацию. Хорошо, если человек сам осознает проблему, и добровольно идет на лечение, но это случается не всегда.

Существуют специальные клиники, где разработаны целые системы лечения интернет-зависимых. В России такие учреждения можно найти только в Москве и Санкт-Петербурге. Для лечения там применяют психотерапию (без медикаментов) и психофармакотерапию (психотропные препараты).

В нашей стране услуги психологов и психиатров не так востребованы, как за границей, так как большинство зависимых не считают себя таковыми.

Но что же делать, если вы обнаружили у себя психическое расстройство и не имеете возможности обратиться к специалисту?

Некоторые психологи считают самостоятельную борьбу с зависимостью достаточно сложной, так как она требует от человека значительных личных усилий. Суть избавления заключается в переключении внимания, смене деятельности. Решив бороться с проблемой самостоятельно, нельзя отступать, рассчитывать в этом случае можно лишь на собственные силы.

Самым действенным способом является выход в оффлайн, то есть в реальный мир. Время, проводимое в сети, нужно заполнять хобби, встречами, спортом, чтением, учебой. Часы нахождения в социальных сетях следует сокращать постепенно, установив собственный график обновления почты и ленты. Частой причиной зависимости от интернета становятся неудовлетворенность и проблемы в реальной жизни. Поэтому для ее преодоления нужно постараться изменить свою жизнь к лучшему: найти себе пару, завести друзей.

Многие используют интернет для работы и постепенно перестают замечать, что много времени они тратят в пустую. В данном случае потребуется самоорганизованность. Отведите определенный отрезок времени, уложитесь в него, составьте список веб-сайтов, которые нужно посетить и тогда работа станет более эффективной.

Некоторые советуют для борьбы с зависимостью попросить близкого человека поставить пароль на страницу в соцсети или компьютер, ограничив тем самым доступ к интернету. Иногда этот способ помогает. Поддержка родных и друзей в целом очень важна в таком деле. Только эти люди помогут восполнить потребность в общении и провести свободное время с пользой.

Развитие информационных технологий, безусловно, несет большую пользу для человечества. Интернет и различные гаджеты стали первыми помощниками в различных ситуациях, но пользоваться ими нужно разумно и ограниченно. Нельзя погружаться с головой в виртуальный мир, ведь можно потерять самое дорогое: семью, любовь и самого себя.

Зависимость от компьютера и Интернет.

1.Компьютер – заветная мечта каждого современного подростка. Многие родители покупают компьютер своим детям и, не задумываясь дают деньги на игры в компьютерных клубах. Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает число людей, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе играть в компьютерные игры. Обучение работе на компьютере происходит достаточно быстро и овладеть правилами увлекательной игры не составляет особого труда.

Игра на компьютере - это хорошая психологическая разрядка и средство для снятия напряжения после тяжелого дня, но средство зачастую превращается в самоцель. Причем момент этого перехода едва уловим, и установить его вовремя весьма трудно.

Компьютерная зависимость – вид нехимической зависимости, которая ведет к разрушению физического и психического состояния человека, деградации его как личности из-за пристрастия, чрезмерного увлечения компьютерными играми, Интернет.

Если смотреть реально, компьютерная зависимость – это настоящая эпидемия коварной болезни.

Стадии заражения:

1. Случайное - наступает, когда человек начинает играть « от нечего делать» или с осознанным желанием отвлечься от проблем, окунуться в сладкий дурман грез.

2. Втягивание – происходит, когда одной игры становится мало и начинается поиск новых ощущений, хочется быть вечно побеждающим компьютерным героем с придуманным образом, красивой внешностью и т.д. в виртуальной жизни. А в реальной жизни воздержание от красочной игры сопровождается настоящей «ломкой»: состояние депрессии не позволяет решать повседневные дела, появляется апатия, раздражение, рассеянность и состояние потерянности.

3. Полная зависимость – наступает, когда «зависимый» не может оторваться от монитора компьютера, даже когда возникают естественные физиологические потребности: кушать, спать, сходить в туалет.

Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов компьютерной зависимости, в которые входят:

Чрезмерное время, проводимое в сети;

Увеличение беспокойства в реальном мире;

Скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве;

Снижение дееспособности в реальном мире;

Частично ведет к социальной изоляции;

Депрессии;

Распаду семьи;

Неуспеваемости в учебе;

Финансовой нестабильности;

Потере работы.

Исследования операторов- программистов позволили выделить 22 наиболее часто встречающиеся состояния при работе с компьютером. Причем это может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Положительное Отрицательное

________________________________________________________________

Азарт

решительность __________ неуверенность

сосредоточенность __________ растерянность (замешательство)

восторг, восхищение __________ разочарование

удивление

радость

хорошее настроение __________ злость, огорчение

спокойствие __________ страх (испуг)

волнение (беспокойство)

заинтересованность

любопытство (любознательность)________ равнодушие (безразличие)

удовольствие ___________ неудовлетворенность

облегчение __________ раздражение

Позитивное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Увеличение интеллектуальных возможностей;

Развитие процесса логического мышления и памяти;

Деловой хватки;

Точности;

Аккуратности;

И др.

Негативное влияние компьютера на жизнедеятельность человека включает в себя:

Упрощение решения задач снижает требования к интеллектуальным способностям;

Процесс принятия решения сводится к логическим компонентам;

Снижается гибкость познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память.

2.Компьютерная зависимость подразделяется на 3 основные типа:

1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Чрезмерное увлечение работой в Интернете, заключающееся в поиске новой информации, расширяет возможности активного фантазирования, отождествления себя с персонажем виртуального мира и удовлетворения сексуальных фантазий. Из-за неограниченного доступа к информации она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Кроме того, огромное количество порносайтов, включающих педофилию, зоофилию и другие виды сексуальных извращений, постоянно предлагает пользователю свои услуги. При этом 35% вебсайтов бесплатные. А что уж говорить об эротических страничках, которые практически все бесплатные и имеются практически в каждом крупном сайте. По статистике самыми посещаемыми страничками и вебсайтами являются те, которые содержат какую-либо информацию о сексе. Также на сегодняшний день существует достаточно много сайтов знакомств, в которых пользователи женятся и выходят замуж, совсем не зная друг друга или зная заочно всего несколько минут. Как показывает практика, у людей, которые «виртуально женятся», процент разводов и ухода из семей намного выше. Киберсексуальное влечение обычно является симптомом скрытой проблемы, которая присутствует в семье еще до того, как Интернет вошел в жизнь зависимого. К сожалению, киберсексуальная зависимость ведет к серьезным психическим отклонениям, последствиями которых являются сексуальные извращения и насилие в реальной жизни.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – предпочтение общаться с виртуальными знакомыми более, чем с реальными.

Увлечение общением с друзьями по сети дает возможность найти себе виртуального собеседника, который по всем критериям удовлетворяет твои потребности в общении. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особенности. Подростки из-за чрезмерного увлечения общением в Чате часто не могут остановиться, из-за этого:

1) опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, при этом зная о проблемах, ожидающих их впоследствии;

2) у некоторых возникают мысли о посещении сети сразу после утреннего пробуждения;

3) возникновение феномена «воображаемого друга», характерный для игрового возраста.

Развитие активного воображения в это время приводит к появлению у 65% подростков «воображаемых друзей», которые выполняют несколько функций:

Являются компаньонами в игре воображения;

Появляются в отсутствие реальных друзей;

Являются объектом для выражения своих сокровенных желаний и чувств.

Когда в жизни подростка увлечение общением в Чате становится приоритетным: круг интересов сужается, заинтересованность и оживление в беседе возникает лишь при обсуждении компьютерных тем. В этот момент у подростка учащается дыхание, появляется блеск в глазах и краснеет лицо, диалог превращается в его монолог (он может подолгу рассказывать нюансы и тонкости о работе с компьютером). Подростки почти не замечают окружающих, не реагируют на слова собеседника (аффективное сужение сознания). Общение с реальными сверстниками ограничивается, они начинают группироваться по признаку наличия компьютера. Всё свободное время и карманные деньги тратятся на покупку компьютерных принадлежностей. Часто они предпочитают остаться голодными, потратив деньги родителей, данные на обед, на покупку очередного компакт-диска или какой-то детали для модернизации компьютера. Нередко у них наблюдается нарушение сна.

3. Навязчивое увлечение компьютерными играми (стрелялки, стратегии, квесты, азартные онлайновые игры).

В настоящее время компьютерные игры как форма компьютерной деятельности получают все более широкое распространение. Для многих подростков они становятся единственной целью работы с компьютером

Среди компьютерных игровых программ выделяются 2 типа:

1. Развлекательные программы и тренинги.

2. Обучающие и развивающие программы.

Первый тип программ не требует высокого уровня интеллектуального развития и предназначен для тренировки скорости реакций. Опасность, появляющаяся в болезненной зависимости от игр, заключается в бесконтрольной 3) компьютерной игровой деятельности.

Установлено, что побочными эффектами видеоигр являются:

Чрезмерная вовлеченность;

Нарастание агрессивности, особенно у детей более младшего возраста (12-15 лет);

Повышенный уровень тревожности при отсутствии возможности играть.

Почему же подростки «подсаживаются на игры»?

Ребенок в игре получает власть над миром, при этом компьютерная мышка выполняет роль волшебной палочки, благодаря которой ты становишься властелином мира, не прикладывая усилий. Всегда есть возможность переиграть: добиться лучших результатов, изменить ситуацию. Это особенно захватывает тех, которые в реальной жизни неуспешны, а также тех, кому мало внимания уделяют родители. Практически все игры построены на агрессии и убийствах, во многих играх происходит дозволенное убийство и подростки быстро усваивают такую модель поведения.

В Украине был проведен эксперимент операторами- программистами, который заключался в следующем: включается в компьютере звуковой сигнал определенной частоты и на экране появляется геометрическая, свободно вращающаяся фигура. Оказалось, что под воздействием этого приема, мозг человека программируется таким образом, что возникает потребность в просмотре этого фрагмента еще раз. Этот способ, как выяснилось, применяется при разработке компьютерных игр, с коммерческой целью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Трансформация социальной среды диктует формирование нового состояния общества, которое на этапе современного цивилизационного развития переходит в информационную стадию. Эта стадия характеризуется существенным влиянием на индивида потока информации. Компьютеризация всех сфер жизни, совершенствование средств связи, появление новых видов источников информации повышают возможности ее распространения и, вместе с тем, увеличивают нагрузку на человека. Процесс информатизации в России наметился в начале 1980-х годов, что обусловило смещение аксиологического акцента в формировании личности. Отражением этого процесса стало заметное возрастание информационных потребностей населения, что заставило большее число социально значимых отраслей переориентироваться на их удовлетворение. Вместе с тем возрастают угрозы и риски связанные с проникновением информатизации во все сферы жизни и деятельности. Анализируя современное состояние информационного пространства можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия, становясь опасным для личности, приводя к появлению информационной зависимости.

Объект исследования - зависимое поведение личности.

Предмет исследования - информационная зависимость личности.

Цель исследования - выявить особенности проявления информационной зависимости, особенности ее диагностики и коррекции.

В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

Изучить сущность понятия «информационная зависимость»;

Изучить особенности ее возникновения, стадии формирования, методы диагностики и коррекции.

1. Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости

личность информационный стадия зависимость

Словарь русского языка определяет зависимость как подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

В психологии зависимость можно понимать, как невозможность обходиться без чего-либо, несвободу от определенного состояния, переживания, действия, другого человека.

Зависимость - особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личности, в той или иной степени утратой свободы воли, свободы выбора - ключевого ее качества, выделяющего человека из прочей одушевленной твари.

Сам термин зависимость (dependence) в 1964 году ввел Экспертный Комитет ВОЗ для замены аддикции и привыкания. Термин может использоваться как в общем плане, так и в применении ко всем психоактивным веществам. Зависимость относится как к физическим, так и психологическим элементам. Хотя первоначально в DSM-IIIR термин определялся лишь как «группа познавательных, поведенческих и психологических симптомов, которые определяют, что человек имеет ослабленный контроль за потреблением психоактивного вещества и продолжает потреблять это вещество несмотря на неблагоприятные последствия» .

Одним из разновидностей зависимости является информационная зависимость.

В различных словарях понятие «информация» трактуется неоднозначно. Лингвистический словарь - «информация» происходит от латинского слова «informatio», означающего в переводе «разъяснение, сведение, осведомление». В словаре иностранных слов - «сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет информационную зависимость как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. Большой энциклопедический словарь - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.) .

Информационная зависимость, по мнению Л. В. Баевой, - зависимость от непрерывного (чрезмерно частого) потребления информации из любых доступных человеку источников (в современном информационном пространстве данным источником выступает сеть Интернет) .

Д. Белл считает, что информационная зависимость - патологическое использование средств массовой информации можно определить как технологическую (поведенческую) зависимость, представляющую собой чрезмерное взаимодействие между человеком и СМИ. Данный вид зависимостей можно подразделить на пассивные (например, просмотр телепрограмм) и активные (например, поиск в интернете) .

Е. В. Змановская под информационной зависимостью понимает навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации .

Чаще всего жертвами информационной зависимости становятся личности, которые чрезмерно увлечены использованием гаджетов, не отдавая себе отчет в том, что это может привести к негативным последствиям. Часть молодых людей не видит угрозы в чрезмерном увлечении информационными технологиями, поскольку считает это «духом времени», «современной жизнью» и «модным увлечением», однако уже через некоторое время интенсивного и неконтролируемого использования информационных гаджетов могут наблюдаться расстройство сна, резкие изменения в настроении, отсутствие аппетита, повышенная возбудимость и нервозность, навязчивая необходимость проверить почту или иной интернет-ресурс и др.

Зависимость от информации возникает благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, очень велик; всю эту информацию невозможно усвоить, не говоря уже о том, чтобы ее проанализировать. С другой стороны, вместо того, чтобы оградить себя от излишка информации, мы привыкаем жить в этом информационном пространстве. Возникает потребность в постоянном получении информации - есть информационная зависимость .

Проведя анализ исследований, представленных в психолого-педагогической литературе, мы сделали вывод о том, что можно выделить четыре группы факторов риска формирования информационной зависимости.

Первая группа факторов - когнитивные. Несформированность у учащихся представлений и знаний о негативном влиянии зависимости на процессы физического, социального и психического развития создает благоприятную почву для формирования отклонений в поведении, приводящих к зависимости.

Вторая группа факторов - социально-психологические. В рамках этих факторов выделяют сниженность социально-психологической адаптации, непринятие других представителей общества, повышенную интернальность, как характерные социально-психологические особенности человека, находящегося в группе риска формирования зависимости. Эти особенности человека приводят к формированию неверной стратегии поведения, заключающейся в уходе от решения важных жизненных задач, вследствие чего происходит систематическое избыточное обращение к СМИ как к компенсирующему фактору, что является благоприятным условием для формирования и развития информационной зависимости.

Личностные факторы образуют третью группу факторов риска формирования информационной зависимости. Формированию и развитию зависимости способствует ряд психологических факторов: нарушение самоконтроля, ригидность, стойкие аффективные нарушения (высокая эмоциональная нестабильность, негативная эмоциональная импульсивность), инфантилизм, неустойчивая самооценка .

Распространенными примерами информационной зависимости выступают неконтролируемые поиски информации без необходимости, чрезмерное увлечение онлайн-играми, общение в социальных сетях и др.

О. Ю. Калиниченко не выделяет информационную зависимость в разряд заболеваний, так как она обладает широкой симптоматикой и под нее могут попасть люди, попросту работающие с информацией. Однако автору удалось систематизировать виды информационных зависимостей, основными из которых являются следующие.

Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к сети Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Компьютерная зависимость - зависимость от работы на компьютере. При этом человеку совершенно все равно, какую работу выполнять - играть, слушать музыку и т. д.

Коммуникативная зависимость (мобильная зависимость) - зависимость от использования мобильного телефона.

Киберсексуальная зависимость - зависимость от интимных знакомств в сети, пристрастие к случайным знакомствам и откровенным сайтам, картинкам,

Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по сети Интернет, поиск любой доступной информации, бессмысленный переход по ссылкам от одной страницы к другую.

Пристрастие к виртуальному общению - большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, социальных сетях, избыточность знакомых и друзей в Сети .

Таким образом, информационная зависимость представляет собой навязчиво-зависимое поведение, ведущее к нарушению адаптации и сопровождающееся развитием интенсивных эмоций, выражающееся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации внимания на средствах массовой информации. На основании анализа литературных источников мы выделили три группы факторов риска формирования информационной зависимости: когнитивные, социально-психологические, личностные.

2. Стадии формирования и специфика проявления информационной зависимости

Формирование информационной зависимости осуществляется длительно. Несмотря на самые разнообразные отклонения, она подчиняется определенному ритму. Важной особенностью процесса формирования информационной зависимости является стадийность: они состоят из ряда стадий, имеют ярко выраженный цикличный характер. Стадии следуют одна за другой, и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая.

Стадия - это относительно самостоятельный этап взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью, необходимая для достижения общего результата. Каждая стадия прежде всего характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в формировании зависимого поведения. На каждой стадии специфичны взаимодействия человека с искусственной средой, проявлением синдромов .

Признаки и стадии развития различных зависимостей схожи по этиологии и патогенезу, они обладают общими чертами и механизмами проявления, которые следует рассматривать во взаимодействии биологических, психологических и социальных процессов. Этот факт дает все основания для изучения стадий формирования и специфики проявления информационной зависимости с опорой на научные труды в области исследования различных видов зависимости .

В развитии информационной зависимости имеются общие закономерности. Выделяют три стадии этого процесса.

Первая стадия. Характеризуется началом взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью. Это проявляется перестройкой психики человека и развитием пристрастия к новой реальности. При этом искусственная реальность воспринимается как более приятная, чем своя собственная. Стадия включает два синдрома. Каждый синдром - это группа взаимосвязанных признаков.

Синдром измененной реактивности на первой стадии проявляется тем, что человек все проще и безболезненнее переживает уход от самого себя. Пребывание в чуждой реальности сопровождается все меньшими и меньшими побочными эффектами. Человек «привыкает» быть вне самого себя без негативных последствий. У него возрастает способность переносить нефизиологическое состояние все дольше, сильнее, чаще, регулярнее. Возрастание «дозы» чуждой реальности называется изменением толерантности. Возрастание частоты бегства в такую реальность называется изменением формы потребления .

Информационная зависимость на первой стадии включает два основных проявления. Первое - психическая потребность в искусственной реальности. Второе - возникновение представления, что только в иной реальности самочувствие может быть комфортным, приятным. Появляется способность к достижению состояния психического комфорта вне своей реальности и она приобретает форму влечения .

Можно выделить два типа информационной зависимости: позитивный и негативный. При позитивном типе в искусственной реальности привлекает, прежде всего, нечто приятное, стимулирующее, улучшающее настроение. Позитивная информационная зависимость наблюдается только на первой стадии. При негативном типе не так важно найти нечто хорошее, значительно важнее убежать от плохой, собственной реальности .

Таким образом, первая стадия представляет собой этап приспособления человека к новым условиям. Он определяется постоянным выходом из своей реальности в искусственно-созданную.

Вторая стадия. Она наступает, когда привыкание к существованию в чуждой реальности складывается полностью. Теперь существовать комфортно человек может только в искусственной реальности, а, возвращаясь «в себя», он испытывает исключительно дискомфорт, причем не только психологический, но и физический. Появляется физическая потребность уйти в искусственную реальность. Это проявляется тем, что при выходе из искусственной реальности через какое-то время человек ощущает необходимость снова вернуться в состояние «вне себя». Это время, как правило, измеряется часами и отличается для различных форм зависимости и давности процесса. Первоначально это ощущается в виде психического дискомфорта, но затем возникает и физический дискомфорт. Это связано с тем, что организму для существования становится необходимым пребывание в искусственной реальности .

Вторая стадия информационной зависимости связана с формированием стойкого состояния - физической зависимостью между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности.

Во второй стадии отмечается дальнейшее развитие синдромов первой стадии. Синдром измененной реактивности изменяется - постепенно искусственная реальность перестает быть настолько приятной, комфортной, как раньше. Изменяется восприятие самой искусственной реальности, оно становится более «загрязненным», искаженным. Снижается эйфория. Все защитные механизмы, которые раньше боролись за психику человеку, окончательно ломаются. Даже длительные и глубокие «уходы» в искусственную реальность не вызывают никакой защитной реакции отторжения .

Вне искусственной реальности человек не способен к концентрации воли на действии, к сосредоточению внимания. У человека «нет сил» нечто делать, и нет направления для деятельности. Он агрессивен, раздражителен. Подобная неудовлетворенность обычной действительностью маскирует психическую потребность, влечение к искусственной реальности .

Третья стадия. Это время полного психологического и физического истощения. Собственное существование не продуктивно, человек не испытывает никакой радости от жизни: ничто не интересует, ничего не хочется, исчезают импульсы, потребности.

На этой стадии форма восприятия искусственной реальности продолжает изменяться. Человек воспринимает ее не как приятную, комфортную, а как единственно возможную для выживания, обеспечивающую хоть какую-то жизнь. Снижается толерантность. Человеку не нужно глубоко уходить в искусственную реальность, поскольку он не слишком четко осознает обычную жизнь. Сама искусственная реальность уже перестает вызывать настолько интенсивное влечение как раньше. У человека нет сил на активный поиск этой реальности. Даже будучи лишенным возможности пребывать в искусственной реальности, человек не испытывает столь выраженных признаков отмены - абстиненции, как раньше. Роль пребывания в искусственной реальности сводится к «подстегиванию» истощенных систем, обеспечивающих хоть какую-то жизнедеятельность. В поисках прежних комфортных состояний «прихода» и «кайфа» человек может искать новые формы зависимости.

В третьей стадии зависимости помимо признаков синдрома зависимости, имеющихся в первой и второй стадиях, определяются признаки психических расстройств и стойкие нарушения со стороны тела. Повышение толерантности сменяется снижением .

Таким образом, в формировании информационной зависимости выделяют три стадии: начало взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью; физическая зависимость между комфортным состоянием организма и пребыванием в искусственной реальности; время полного психологического и физического истощения. Разбиение процесса формирования информационной зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена зависимого поведения, т. к. предполагает типологизацию аддиктов, что в свою очередь является необходимым условием при помощи людям, страдающим от информационной зависимости.

3 Диагностика, профилактика и коррекция информационной зависимости

В настоящее время резко увеличилось число телезависимых и интернет-зависимых личностей, проявляющих патологическую склонность к проведению времени за просмотром телевизора и в сети интернет, нуждающихся в диагностике, профилактике и психокоррекции.

К личностным особенностям людей, которые могут войти в «группу риска» можно отнести следующие черты:

Эмоциональная неустойчивость;

Конформность, склонность подчиняться другим;

Низкий самоконтроль;

Подверженность чувствам;

Робость, несмелость;

Напряженность и повышенная тревожность;

Низкий уровень спонтанности и агрессии .

Исходя из этого, можно предложить углубленную диагностику, направленную на изучение черт личности информационно-зависимых лиц:

Изучение особенностей характера, темперамента, акцентуаций характера, самооценки, уровня притязаний, тревожности;

Определение уровня интеллектуального развития;

Склонность к другим видам зависимости (или их наличие).

Проведенная психологическая диагностика позволит выявить то или иное психическое свойство, состояние, его выраженность, уровень развития и степень отклонения от нормы. Для этого используют различные тесты, опросники, проективные методики, различные шкалы самооценки.

На основе этих факторов строится дальнейшая работа. Для надежного психологического «диагноза» необходимы не только экспериментальные исследования и тесты, но и наблюдение в реальных жизненных ситуациях или специально смоделированных ситуациях, информация о себе от самого обследуемого (самооценка, ценности, отношение к жизни, наличие целей и т. п.).

В индивидуальной беседе с самим обследуемым и с его родственниками, друзьями, знакомыми можно выяснить, насколько человек вовлечен в зависимость, на какой стадии он находится. Правильная диагностика информационной зависимости также зависит и об осведомленности учителей, психологов, родителей, социальных работников о симптомах информационной зависимости. К ним относятся:

Нежелание отвлекаться от игры, интернета, компьютера;

Раздражение, злость, агрессия при вынужденном отвлечении;

Различные материальные вложения в интернет, игры;

Постоянное обновление программ;

Пренебрежение домашними делами, учебой, здоровьем;

Притупление физиологических потребностей (сон, пища, гигиена, сексуальные контакты);

Злоупотребление кофе, чаем, психостимуляторами;

Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, гаджетами, пребывания в интернете .

Максимально надежный и объективный диагноз обеспечивается комплексным обследованием и сопоставлением всей собранной информации.

Конечным результатом диагностики является объективное, надежное психологическое заключение, которое отражает целостную картину психического развития личности. Диагностика требует понимания того, что психологический диагноз также зависит от конкретной социальной ситуации, в которой находится человек, потому необходимо корректно давать окончательный результат, помня о том, что ситуация может измениться.

Зная все эти моменты, можно грамотно и правильно построить профилактическую и психо-коррекционную работу зависимого поведения. В любом случае психологическая работа должна строиться на доверии, открытости, принятии и понимании клиента. В противном случае, человек не пойдет на контакт, и работа будет мало продуктивна.

Вопросы профилактики информационной зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции информационной зависимости online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения информационных аддиктов.

Потому так важна в данном вопросе профилактическая работа. Особое значение приобретают адекватные формы и методы работы. От того насколько верно они будут подобраны, зависит успех профилактической и коррекционной работы. К наиболее эффективным формам профилактической работы можно отнести - тренинговые занятия, анкеты, семинары, проекты, ролевые игры .

Любая профилактическая программа ведется в нескольких направлениях, включая определенные виды деятельности:

Выявление людей, склонных к информационной аддикции, а также другим видам аддиктивного поведения. Особенно важно это сделать в период подросткового возраста, в течение которого подростки могут быстро стать аддиктами в силу возрастных особенностей, незрелости личности;

Тесное взаимодействие и работа с семьей;

Знакомство родителей, членов семьи с информацией о причинах, последствиях, путях выхода из информационной зависимости;

Формирование у человека навыков анализ поступающей информации, критичной оценки, умения принимать правильные решения;

Обязательно - предоставление человеку альтернативных видов деятельности;

Комплексная работа с людьми, которые склонны к аддиктивным формам поведения (определение «группы риска», оказание помощи при возникающих проблемах, ведущих к информационной зависимости);

Взаимодействие с другими организациями и структурами, которые проводят профилактическую и реабилитационную работу.

Нужно отметить, что дети, их родители не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение. Без поддержки и понимания семьи работа может быть очень затруднена. Без взаимной работы психолога и членов семьи сложно выработать у человека собственную позицию, умение избирать приоритеты, принимать решения, определять значимость своих поступков, брать на себя ответственность, в конечном итоге, изменить свою жизнь, найти свое дело и преодолеть свою зависимость.

Психолог может помочь родителям, членам семьи осознать важность и необходимость специальной работы с зависимым человеком. Для этого можно использовать индивидуальную работу, проводить семинары, тематические встречи, объяснять, что увлечение средствами массовой информации - это не просто слабость, а может стать серьезным заболеванием.

В профилактике информационной зависимости полезно использовать некоторые стратегические варианты - формирование позитивной Я-концепции, социально-ценностных поведенческих норм, учить правилам эффективного общения.

Вторичная профилактика основана на познании личности информационных аддиктов с учетом генеза и механизмов их поведения и направлена на предупреждение развития информационной зависимости и возобновление личностного и социального статусов пациента. Кроме того, профилактика информационной зависимости заключается в разумном и грамотном использовании информационных технологий по существу, а также в формировании у человека информационной культуры .

В настоящее время не существует универсального, общепринятого способа избавления от информационной зависимости. Однако поскольку аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай информационной зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.

Исходя из основных, наиболее распространенных проблем аддиктов, коррекционная работа идет в следующих направлениях:

1) формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе;

2) развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений: ориентация на благоприятные межличностные отношения; адекватное восприятие критики; умение слушать и понимать собеседников; эмпатийность, искренность; развитие способности устанавливать доверительные контакты; строить долговременные дружеские отношения с людьми; терпимость к другим людям;

3) самопознание:

Способность к самоанализу;

Знание своих слабых и сильных сторон и умение компенсировать и использовать их соответственно;

Способность к критическому восприятию действительности;

Умение прогнозировать;

Развитие рефлексии;

4) развитие навыков самоконтроля и саморегуляции:

Осознанное целеполагание;

Ответственность;

Умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их решение на других;

5) социально-психологическая адаптация: повышение стрессоустойчивости, активности .

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи средств массовой информации не расценивают признаки, характеризующие риск развития информационной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной зависимости.

Итак, для диагностирования зависимости целесообразно проводить изучение черт личности информационно-зависимых лиц. Правильная диагностика информационно-зависимого поведения также зависит и об осведомленности учителей, психологов, родителей, социальных работников о симптомах информационной зависимости. Максимально надежный и объективный диагноз обеспечивается комплексным обследованием и сопоставлением всей собранной информации. При коррекции и профилактики информационной зависимости особое значение приобретают адекватные формы и методы работы. От того насколько верно они будут подобраны, зависит успех профилактической и коррекционной работы. К наиболее эффективным формам профилактической работы можно отнести - тренинговые занятия, анкеты, семинары, проекты, ролевые игры.

Заключение

Одна из прелестей времени, в котором мы живем, - это доступность информации. Мы узнаем о новостях в считанные минуты, в любой момент можем найти практически любую нужную нам информацию. Но и в любой момент эта прелесть может обернуться и большой проблемой: у многих людей в наше время развивается зависимость от информации.

Она возникает благодаря взаимодействию двух факторов. С одной стороны, поток информации, с которым мы ежедневно сталкиваемся, очень велик. Всю эту информацию невозможно усвоить, не говоря уже о том, чтобы проанализировать. С другой стороны, вместо того, чтобы оградить себя от излишка информации, мы привыкаем жить в этом информационном пространстве. Возникает потребность в постоянном получении информации информационная зависимость, которая вызывает изменения в психологическом и физическом состоянии людей.

Для диагностирования зависимости целесообразно проводить изучение черт личности информационно-зависимых лиц.

На основе современных подходов к профилактике зависимого поведения, были выделены четыре направления профилактики информационной зависимости и ее ожидаемые результаты: информационное (формирование и развитие знаний по проблеме информационной зависимости); социально-психологическое (формирование и развитие социальной компетентности); личностное (развитие эмоциональной сферы); тренинговое (формирование ценностно-смысловых ориентиров личности).

Коррекционная работа при данной форме зависимости трудоемкий, длительный и напряженный процесс, однако работы в этом направлении должны пользоваться приоритетном, поскольку вред от нее трудно переоценить.

Список использованных источников

1. Абдрашитова, Т. А. Девиантное поведение молодежи и эффективность психологического консультирования / Т. А. Абдрашитова // Вестник университета «Кайнар». - 2005. - № 2-3. - С. 66-70.

2. Арымбаева, К. А. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения / К. А. Арымбаева // Поиск. Серия гуманитарных наук. - 2006. - № 4. - С. 296-307.

3. Баева, Л. В. Информационная эпоха: метаморфоза классических ценностей: монография / Л. В. Баева. - Астрахань: Астраханский университет, 2008. - 217 с.

4. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - М. : Прогресс, 1986. -
С. 330- 342.

5. Войскунский, А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. - М. : Акрополь, 2010. - 439 с.

6. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. - М. : Московский психосоциальный институт, 2003. - 240 с.

7. Гурьева, Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л. П. Гурьева Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16.

8. Дрепа, М. И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента / М. И. Дрепа // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 75-81.

9. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - СПб. : Речь, 2007. - 190 с.

10. Жилов, В. С. Основные проблемы интернет-зависимого поведения / В. С. Жилов // Известия РГПУ. им. А.И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 361-365

11. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие / Е. В. Змановская. - М. : Академия, 2003. - 288 с.

12. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов // Психология зависимости. - Минск: Нова, 2004. - С. 205-223.

13. Калиниченко, О. Ю. Аддиктивное поведение: определение, модели, факторы риска / О. Ю. Калиниченко, В. Л. Малыгин // Вестник новых медицинских технологий. - 2005. - № 3. - С. 36-38.

14. Лебедько, В. А. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них / В. А. Лебедько. - М. : МГУ, 2005. - 56 с.

15. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга - М. : Класс, 2000. - 240 с.

16. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича - СПб.: Речь, 2007. - 768 с.

17. Самойлик, А. А. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества / А. А. Самойлик // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 2. - Т. 2. - С. 126-128.

18. Ушакова, Е. С. Интернет-зависимость как проблема современного общества / Е. С. Ушакова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2014. - № 1. - С. 44-51.

19. Фадеева, С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / С. В. Фадеева // Народное образование. - 2011. - № 8. - С. 276-280.

20. Чухрова, М. Г. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения / М. Г. Чухрова, А. В. Ермолаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 231-233.

21. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбольт. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Компьютерная зависимость как социально-педагогическая и социально-психологическая проблема. Специфика компьютерных игр, факторы, способствующие развитию зависимого поведения. Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Понятие и особенности формирования зависимого поведения. Интернет зависимость как форма аддиктивного поведения личности. Двигательная рекреация как средство профилактики зависимого поведения. Социально-психологический портрет компьютерного аддикта.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Понятие зависимости. Характеристика мобильной зависимости. Виды и симптомы мобильной зависимости. Зависимость в обновлении мобильника. Нужда в общении. Зависимость обусловленная "Престижем". Причины возникновения зависимости и способы избавления от нее.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Гэмблинг как вид информационной, нехимической, психологической зависимости. Типология игровых аддиктов, мотивационные основы и стадии зависимости. Система психотерапевтических методов лечения игромании и формирование адекватных социальных установок.

    презентация , добавлен 18.09.2010

    Факторы, влияющие на социальное поведение личности. Особенности и типы интернет-зависимого поведения. Исследование взаимосвязи высокой потребности в общении и повышенного уровня тревожности у студентов с формированием у них зависимости от интернета.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2012

    Разновидности зависимости, причины и механизмы ее возникновения, последствия. Особенности алкогольной зависимости, действие наркотического опьянения на организм человека. Синдромы при алкогольной и наркотической зависимостях, аддиктивное поведение.

    доклад , добавлен 03.09.2011

    Современные концепции зависимого поведения. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Факторы предрасположенности к аддикциям. Формы девиантного поведения. Оказание помощи при возникающих проблемах, ведущих к Интернет-зависимости.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Общая характеристика зависимого поведения. Типы психологических зависимостей. Факторы развития зависимостей у студентов. Этапы становления зависимости. Профилактика зависимого поведения. Исследование склонности к разным зависимостям у студентов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

    Соотношение понятий "зависимость" и "аддикция" в психологии, медицине, социологии, философии. Психологические особенности подросткового возраста. Основные подходы к проблеме зависимого (аддитивного) поведения. Формы зависимого поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Характеристика понятия "социальные сети", механизм их работы. Признаки проявления зависимости от социальных сетей. Телефонные мании, мобильная зависимость и гаджет-аддикция. Влияние компьютерной зависимости на человека и способы избавления от нее.

Негативные факторы воздействия СМИ на сознание человека:

1. Как правило, все новости, происходящие в мире, человек уз-

нает из СМИ, так как порой это единственный и первоочередной ис-

точник информации. В связи с этим люди склонны считать ее истин-

ной и не подвергать сомнению полученные факты.

2. Действие «серой» информации, информационная война.

3. Трансляция ужасов современной жизни вызывает у людей

психологический шок, способствующий нервозности, которая резко

повышает внушаемость людей и снижает способность к критическо-

му восприятию любой информации.

4. Информация подается в виде готовых, легко воспринимае-

мых, периодически повторяющихся шаблонов, что приучает человека

мыслить стереотипами и не включать интеллект при анализе мате-

риалов СМИ.

5. Для прикрытия важной, но нежелательной для распростра-

нения в обществе новости происходит попытка переключения внима-

ния аудитории на любую псевдо-сенсацю.

6. Часто на индивида обрушивается огромный поток ненужной

и бесполезной информации, которая лишь загружает и засоряет соз-

нание человека.

7. Преподнесение информации, вызывающей нежелательный

эффект в обществе, обычным тоном в качестве будничного рассказа

снижает критичность восприятия человеком негативных новостей.

Это вызывает привыкание человека к происходящим негативным яв-

лениям в обществе, что в итоге ведет к его пассивному, отстраненно-

му поведению даже при возникновении различных опасных ситуа-

8. Частый показ проявлений насилия, нравственной вседозво-

ленности, сцен агрессии и жестокости в СМИ способствует формиро-

ванию криминальной субкультуры, притуплению эмоциональных и

нравственных качеств личности.

Способы защиты от негативного влияния СМИ:

1. Относись критически к получен-

ной из СМИ информации: размышляй о ее

истинном назначении.

2. Анализируй поступающую из

СМИ информацию: так ли она безобидна

как может показаться на первый взгляд.

3. Старайся оценивать и анализиро-



вать поступающую информацию, отсеивая

ненужную и бесполезную.

4. Ограничивай просмотр фильмов,

программ, передач и т.д., содержащих сцены жестокости, насилия.

5. Сопоставляй поступающую информацию о различных собы-

тиях из разных источников.

6. Обсуждай с друзьями, одноклассниками, родителями из-

вестные примеры негативного влияния СМИ на население, их по-

следствия.

7. Участвуй в совместном обсуждении и анализе просмотренных

телепередач, художественных и документальных фильмов (с друзьями,

родителями, учителями и т.д.).

Игровая зависимость – психологи-

ческая неконтролируемая зависимость от игры, сопровождающаяся

различными эмоциональными расстройствами. Она подразделяется

на зависимость от игровых автоматов и казино, а также зависимость

от компьютерных игр.

Игромания является серьезной социальной проблемой, пред-

ставляющей угрозу для части населения, она мало изучена, а методы

лечения малоэффективны. Игровая зависимость напоминает алко-

гольную или наркотическую: в поиске денег игроманы идут на пре-

ступления, обманывают своих близких, продают имущество, бросают

работу и даже заканчивают жизнь самоубийством.

Симптомы игровой зависимости :

повышенная возбудимость, беспокойство, чрезмерная раздра-

жительность, необоснованный гнев, отсутствие самоконтроля;

снижение способности сопротивляться соблазну начать игру

вновь как после выигрыша, так и после непрерывных проигрышей;

сниженная заинтересованность жизнью вне игры, отрыв от до-

машних дел, служебных обязанностей, учебы, встреч и т.д.;

пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в

пользу проведения большего количества времени за игрой.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором не

проходит бесследно для здоровья и может вызвать нарушение зрения,

снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более

того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную

нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и

проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей –

«туннельный синдром» (боль в области суставов). Чаще всего это

проявляется болью в запястье от неудобных условий работы с кла-

виатурой и мышью.

В некоторых случаях увлеченность видеоиграми может стать

даже смертельно опасной.

Чтобы не попасть в игровую зависимость необходимо:

1. Найти интересное хобби, различные увлечения спортом, му-

зыкой и т.п., которые способны противостоять игромании.

2. Сократить время проведения за компьютером.

3. Регулярно делать паузы в игре.

4. Не относиться к играм серьезно.

5. Не играть, если находишься в подавленном настроении.

6. Если самостоятельно вырваться из порочного круга

не получается – не стесняйся попросить о помощи родителей, друзей,

школьного психолога.

06.08.2014 Владимир Зуйков Сохранить:

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога! Сейчас я потревожу ваш приятный сон - расскажу о информационной наркомании. Да-да, тема будет большая и очень практическая, так что готовьтесь потрудится. Простое прочтение информации точно ничего не даст.

Сейчас вокруг нас очень много информации, особенно уводящей человека бог знает куда. А большинство из "саморазвивающихся" людей ждет огромный камень преткновения: от чего убегал, то теперь в твоей жизни. Многие люди - инфонаркоманы, особенно это выражено в наш техногенный век. Я заметил, что почти все эти люди (я не исключение), занимаются не саморазвитием, как им кажется, а конкретно сидят на информационной игле - зависимы от информации. Жесть, да?

Представьте картину: человек решил развиваться, он понял, что деградировать не очень хорошо для него же. Что он делает? Идет в интернет и скачивает оттуда умные книжки и курсы. Затем он рад бы их посмотреть и почитать, но вот незадача - не хватает времени, а значит надо отложить на потом. Со временем накапливается огромная куча таких материалов, весь жесткий диск завален под завязку. Хорошо еще если материал отсортирован по папкам, но у большинства это просто все вперемешку, как в мусорной корзине.

Человек только тем и занят, что скачивает из интернета новые видеоуроки и книги, складирует их - снова и снова все по кругу. Бывает, успеет что-то прочитать, но вот времени на практику уже не остается - надо ведь успеть скачать новые файлы! Узнаете себя?

Я узнаю! Был таким еще год-два назад, но сыроедение мозги прочистило конкретно - понял, что здесь что-то не так. Понял куда следует направить желание получать информацию. Вот эта зависимость от информации и есть информационная игла. Она может также проявляться в тупом просмотре видео на Ютубе и сидении Вконтакте часами напролет. Но это уже совсем крайний случай! Большинство таких людей может излечить лишь граммотный специалист, и только при их желании.

Помню, у меня 2 года назад был интернет 80 кбит/с, так что мне не удалось в полной мере насладиться всеми этими инфонаркоманскими прелестями.

Человек просто без разбора скачивает кучу курсов о бизнесе, саморазвити и прочем, но максимум, что успевает - методично пополнять свою коллекцию и отсортировывать по категориям. Времени же на построение своего дела в интернете или саморазвитие совсем не остается! Человек просто тонет под волнами постоянно пребывающей информации. Тем более, что частенько она достается бесплатно из всяких там файлообменников.

Что бесплатно, обычно не ценится и никакого результата не приносит! Из примера выше вы поняли почему.

Вот откладывается это все в темный ящик, на потом. Ведь ОЧЕНЬ СКОРО мы таки разгребем свои дела и приступим к изучению скачанного материала. Только вот это "очень скоро" никогда не наступает.

Человек просто не замечает подмены своей изначальной цели скачивания информации - развития! Он становится окончательно зависимый от информации, как зомби сидит и качает-качает-качает...

Я сам был подсажен на инфоиглу, для меня было важно не научится чему-либо, а просто сам сбор информации, в общем был как киборг. Когда мне наконец удалось осознать, что я иду совсем не в ту сторону - немного спустя я создал блог, на котором вы находитесь сейчас. Уже спустя месяц-два после этого, я понял, что я не один такой инфонаркоман, а почти всех людей в интернете (90%) скосила эта эпидемия, что они конкретно подсажены на иглу.

Знаете, каким-то чудом даже на информационной игле я успевал делать хоть какие-то практические шаги, - ну хоть минимальный опыт получал! Но когда осознал и слез с иглы, - дела пошли вверх.

Надеюсь, вы определили у себя симптомы, и теперь хотите излечится как это сделал я, Владимир Зуйков. Ведь вам как-то не прикольно тратить бОльшую часть своего времени на поиск информации и ее складирование на компьютере.

Как я осознал что я завишу от информации?

Самое первое, хоть и очевидное, что сделал я - это осознал зачем я собираю информацию, зачем храню ее на жестком диске своего ноутбука. Зачем, чтобы изучать эту информацию, и самое главное ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ! Так?

Моя информационная зависимость. Меня интересовал больше сам процесс отслеживания и скачивания новой информации в виде видеокурсов, книг, тренингов и т.п. Кроме того, еще время от времени нравилось рассортировывать всю эту красоту по папкам для "дальнейшего изучения", которое что-то никак не наступало.

Я даже гордился своей коллекцией, но практической пользы эта гора шлака мне не приносила. Просто-напросто времени не было смотреть и читать все это! Да, что-то успевал обработать и даже на практике применить, но меня снова захлестывала новая волна информации.

И вот будучи уже на сыроедении, я задумался: ЗАЧЕМ? Ведь я иду в другую сторону, я не ставил себе цели по сбору инфы из сети. И вот я сделал первый шаг.

Практическая польза нового материала. Изучаемая информация должна быть практического характера, иначе в ней просто нет смысла. Вот что я осознал далее. Сейчас много теоретиков, все они чему-то нас учат, но все их знания - это теория. Они сами ничего не достигли и рассказывают о вещах, которые делают другие, но не они.

Так вот, когда я осознал свою инфозависимость, - информацию от таких людей я сразу же удалил, отписался от их рассылок, забыл их. Кстати, самый тупой пример. Не ведитесь, когда вам предлагают заработать миллион за полгода, ну или обещают что-то неимоверно быстро, да и еще бесплатно. Это может быть и не лохотрон, но практической пользы из таких курсиков и видео нет. В лучшем случае потратите время и еще глубже подсядите на информационная иглу.

Построение своего бизнеса/саморазвитие. Многие начинающие бизнесмены или люди интересующиеся саморазвитием (не важно каким) узнают себя сейчас. "Мне нужно скачать информацию по моей теме, и как можно больше, а потом буду ее изучать." Хорошо! Ну изучил ты море информации и что толку? Практических шагов ведь нет! Это было мое осознание номер 3.

Многие, как и я в свое время, убеждены, что они строят бизнес или развиваются при изучении информации. Но на самом деле, они просто захламляют свой мозг, поскольку НЕ ДЕЛАЮТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ. А потом обиды на автора и уверенность в некачественности изученной информации.

Информация то может и не плохая, только вот ты ее не фига не применяешь на практике. Если это хорошая книга или курс, там наверняка автор говорит: сделай вот это и это... Ты сделал, может хоть попытался? Нет, ты скачал еще 10 курсов или книг, чтобы еще лучше в теме разбираться.

Почему так происходит?

Задам вам, Читатель, всего 2 вопроса! Напишите пожалуйста в комментарии свои ответы на них - это будет вашим первым шагом по избавлению от зависимости от информации:

  1. Почему же вместо применения информации, человек снова и снова ее скачивает или что-то там изучает, но не воплощает в жизнь?
  2. Почему зависимость все крепнет и полностью захватывает умы подавляющего количества людей?

Не думаю, что вы с первого раза дадите правильные ответы. Но я вам подскажу. Пишите в комментарии ответы, разберем их. Хорошо, теперь, когда на психологический аспект проблемы выявлен, поведаю о корне зависимости. Все просто: человек не поставил себе конкретной цели, вот и не знает, что ему надо изучать, а что нет. Поэтому и изучает все подряд - и так до бесконечности!

Когда я себе поставил конкретные цели, зависимость от информации сразу начала сходить на нет. Ведь я знаю чего намерен достичь, следовательно знаю, что мне минимально необходимо изучить, а что пустая трата времени и сил.

Но откуда берется зависимость? Когда у человека стоит цель - поиск информации, то найдя нужную, и успешно отложив ее на компе в уже тяжелую папку, он торжествует. В мозг при этом поступает сигнал: какой я молодец, сделал что и было запланировано (найти новый курс и скачать его). Наверняка вы ощущали это и сами? Давайте похлопаем друг-другу в ладошки! Вот и так образуется физиологическая зависимость.

Мозг хочет еще и еще этих самых гормонов, в результате процесс повторяется в замкнутом цикле: отследил, скачал, отложил в папку, получил гормон счастья на некоторое время, и снова отследил, скачал... Напоминает алкогольную зависимость.

Разгребаем хлам!

Вы уже и сами поняли, что накапливая информацию, появляются всякие негативные мыслишки типа:

  • когда успеть все это изучить;
  • надо опять что-то скачать новое;
  • все руки не доходят;
  • как я устал от отсутствия результатов;
  • какой-то я нервный стал.

Отсюда вывод: если вы за этот день скачали несколько книг и курсов, отсортировали их по папкам, и даже что-то прочитали/посмотрели из этого, то ВЫ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ для своей цели. Увы.

Теперь срочно сделайте следующие действия, ибо отложив их, вы снова погрязните в информации, снова будете на игле - проверенно. Ей, проснись, это нужно ТЕБЕ! Я уже прошел через них и НАКОНЕЦ движусь к своей цели, а не тупо скачиваю информацию с интернета и смотрю Ютуб.

Действия для отказа от информационной зависимости

Сразу к практике. Приведу те действия, которые реально помогли мне слезть с иглы. Делайте их одно за другим по порядку приведенному ниже, главное на это все у вас, допустим 2-5 дней (все зависит от уровня зависимости), - НЕ БОЛЕЕ.

Эти действия следует сделать как можно быстрее, иначе опять погрязните в информации и еще сильнее будете сидеть на игле. Итак, вот они:

1. Соберите ВСЮ уже скачанную информацию (книжечки, курсики и т.п.) в одно место

Удалить? Нет! Поступите мудрее. Удалите только явный шлак и одинаковые файлы (они наверняка есть и у вас), а остальные "сокровища" перепишите на внешний носитель или онлайн-облако (например, вот это ).

Лично у меня есть винчестер от USB на 465 Гб, на котором я храню музыку, курсы, книги, даже архивы фотоальбомов. Главное, чтобы на жестком диске компьютера не осталось НИЧЕГО из обучающих материалов. Переписав инфу, очистите свой компьютер от этой коллекции. Это очень важно! В результате от мусора освободится не только винчестер, но и мозг! Вообще я считаю так: порядок на рабочем месте = порядок в голове . Но об этом будет отдельная статья. Не пропустите !

Но что же делать со скопированными на внешний диск сокровищами? Удалять их жалко, да и не нужно! Они пригодятся вам в дальнейшем. Чуть не забыл - коллекцию-то свою хоть по папкам рассортируйте для дальнейшего удобства. Возникает вопрос: а когда же читать, изучать, смотреть всю эту информацию? Ответ: НИКОГДА.

Да и просто зачем ее изучать? Когда возникнет проблема или вопрос, вы легко и быстро найтдете на него ответ в своей коллекции, а не в голове, как в доме советов. В общем ваша коллекция - что-то типа личной Википедии.

Теперь жизнь стало легче! Над вами больше не весит страх невозможности изучить все ЭТО. Первый шаг успешно завершен.

2. Отпишитесь от бесплатных рассылок писем, которые приходят вам на электронную почту!

Вы не читаете почти все из них, а ваш ящик уже содержит 10 000 непрочитанных писем. Больше? - Безжалостно отписывайтесь, а все старые письма удалите, да и вообще, чтобы почта была чистая. Не забудьте удалить предыдуще выпуски рассылок, ведь читать их у вас никогда не дойдут руки, да и устарели они уже наверное

Мне понадобилось всего минут 20 на это все (оставил только 5 рассылок, которые постоянно читаю, но приходят они не часто). Все остальные, хоть и очень полезные классные рассылки, но которые я не читаю или очень редко читаю - отправил в топку (отписался). Извините авторы, но все в жизни не успеешь.

Чтобы отписаться нужно спустится вниз письма и нажать соответствующую кнопочку. Вот специально для вас лично, дорогой Читатель, сделал примеры пяти разных типов отписки:

П.С. Некоторые читатели скажут что-то типа: "Владимир, а если я отпишусь от рассылки новых статей от вашего блога?" - Да ради Бога! Если вам не интересно читать блог - мы с Пелагией вас не держим. Выбирайте, что душе милее.

3. Откажитесь и удалите все намеченные планы по дальнейшему поиску информации

Это критично важно для излечения от информационной зависимости. Без этого пункта зависимость останется, и вы никак не сможете отказаться от нее. Сюда же относятся все уже запланированные закачки - удалите все ссылки, вам легче станет сразу. Проверено!

И еще для преуспевших. Если уже есть куча намеченных планов по внедрению их в жизнь, но эти планы выглядят как салат у начинающего сыроеда - удаляйте, стирайте и забудьте о них! Это не даст вам развиваться, - будете и дальше деградировать, сидя на игле и смотря сладкий сон.

4. Составьте план действий на ближайший месяц и завтра

О планировании говорят многие, поэтому тут я много говорить не буду - избитая это тема. Сам я лично не планирую почасово свой день, у меня все очень гибко и без принуждений. Есть план на год, есть на месяц и на 2 недели. Двухнедельный план обычно я выполняю без проблем, тогда беру дела с месячного и делаю их.

Для меня главное гибкость в решениях: в зависимости от настроения и физического состояния в моменте. Мне так удобно и комфортно работать. А вам как удобно? Напишите в комментариях.

5. Используйте Evernote

Инструмент Evernote - отличная бесплатная онлайн-программа, которая позволяет избавится от информационного беспорядка не только на компьютере, но и в голове.

Она позволяет делать быстрые заметки, списки задач, сохранять фото, записывать голосовые напоминания и многое другое. При этом идет синхронизация со всеми вашими устройствами. Рекомендую использовать ее именно для хранения информации, упорядочивания своих планов и продуктивной работы. Конечно, сначала следует обучится пользованию ей. Это несложно, но недостаточно.

Учится надо четкой системе хранения данных в Evernote, не превратив ее опять в файлопомойку и не подсев снова на информационную иглу. Научится можно по этому курсу .

Думаете, как мне удается так много успевать? Это один из моих секретов.

6. Перестаньте скачивать и искать новую информацию целенаправленно

Все замечательно, скажет Читатель, но что же делать с новой информацией по моей теме, которой в сети каждый день появляется все больше и больше? Ответ следующий. Ничего плохого в новых знаниях нет, но перед просмотром очередного видеоролика или скачивании книжечки задайте себе вопросы:

  1. ЭТО НАПРЯМУЮ ПОМОЖЕТ МНЕ В ТОМ, ЧЕМ Я ЗАНИМАЮСЬ И ЧЕГО ХОЧУ ДОСТИЧЬ?
  2. КАК ИМЕННО?
  3. АВТОР ЗАСЛУЖИВАЕТ МОЕГО ВНИМАНИЯ?

Если ответы НЕТ или вы сильно сомневаетесь, то и тратить время не следует на такой бред, ведь у вас есть чем заняться, кроме удовлетворения информационной зависимости?

На этом все. Но это еще не конец - будет еще статья о том, как же правильно изучать НУЖНУЮ информацию. Не пропустите - будет как всегда интересно! А пока не скучайте - комментарий ниже оставляйте, и вперед к лечится от информационной зависимости

З.Ы. Подписывайтесь на обновления блога – впереди еще много интересного!

Статьи по теме: