Введение роль информационной деятельности в современном обществе. Роль и значение информации в обществе - реферат

Введение …………………………………………………………………...3

Роль и значение информации в обществе…………….……………..…...4

Человек в информационном пространстве………………………………9

Заключение …………………………………………………….…............11

Используемая литература ………………………………….………….....12

ВВЕДЕНИЕ

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.

Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Величайшими изобретениями человечества стали типографский станок и регулярные почтовые сообщения. Они породили два главных признака цивилизации - человек должен иметь возможность регулярно переписываться с любым количеством респондентов и читать свежие новости в газетах.

Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

1) переход от механических и электрических средств преобразования

информации к электронным;

2) миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

3) создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после -”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.

Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.

Понятие “информационного ресурса общества” является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Создание на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Информационный ресурс общества может быть определен как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие “информационный потенциал общества”. Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал общества в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

В будущем информационным обществе решающее значение будут иметь глобальные информационные коммуникации. Основой для таких коммуникаций может стать международная компьютерная сеть Internet. Родина Internet - Соединенные Штаты Aмерики. Internet стала развитием военных технологий. Прародительницей выступила сеть ARPAnet (Advanced Research Project Agency net - сеть Управления перспективных исследований), разработанная и развернутая еще в 1969 г по заказу Министерства обороны США. Будучи экспериментальной, ARPAnet создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере. В частности, изучались методы построения сетей, которые были бы устойчивы к частичным повреждениям, например, при бомбардировке авиацией, - и сохраняли бы способность нормально функционировать в столь экстремальных условиях.

Модель APRAnet предусматривала постоянную связь между компьютером-источником и компьютером- приемником (станцией назначения) - сеть, по условию предполагалась ненадежной всякая часть ее могла исчезнуть в любой момент. Не только на сеть в целом, но и на связывающиеся компьютеры возлагалась ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером, подключенным к сети.

По мере роста ARPAnet развивались и другие сети, для связи между которыми задействовали так называемые шлюзы, которые позволяли информации беспрепятственно попадать из одной сети в другую.

Стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Internet, установили в 1983г. И с этого момента стало возможно добавлять шлюзы и подсоединять к ней новые сети, в то время как первоначальное ядро оставалось неизменным. Большинство аналитиков считают, что именно 1983г. - настоящая дата возникновения Internet, когда изначальная ARPAnet была разделена на сеть MILNET предназначавшуюся для использования в военных целях, и собственно ARPAnet, ориентированную на продолжение исследований в сетевой области. Сама ARPAnet прекратила свое существование в июне 1990г. а ее функции постепенно перешлю к более разветвленной структуре Internet. Может быть, именно тогда удалось впервые продемонстрировать надежность Internet как средства коммуникации, поскольку закрытие и соответственно выключение ARPAnet - родоначальницы Internet - никак не сказалось на работе сети в целом. В 1985г. количество подключенных к Internet сетей приблизилось к сотне, к 1987г. их число удвоилось, а в 1989-м - достигло пятисот. На сегодняшний день Internet состоит из более чем 12 тыс. объединенных между собой сетей.

Путь, проложенный Internet, предопределит многие элементы будущей магистрали. Internet - прекрасная, жизненно важная разработка, один из компонентов конечной системы, но в ближайшие годы он существенно изменится. Современному Internet недостает безопасности и системы учета, (billing system). Технологии, которые воплотят идею всеобщей информационной магистрали, должны еще развиться до должного уровня. Это будет единая высоко-пропускная сеть – соединение компьютерных и других коммуникаций.

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Представления авторов концепции “информационного общества” о жизни человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковы идиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, не процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было доказано, это совершенно неверная точка зрения.

С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны, экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д. Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу” - такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Кроме того, неясен вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления. Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы - является ли первая продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь.

К сожалению, авторы концепции “информационного общества” не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступления принесет для культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда. В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее ускорить процесс обработки информационного потока. Этот процесс воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектов культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Информация - это, во-первых, знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а во-вторых, знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры. Возрастающая роль информации и информационных систем - исторический факт, лежащий в основании концепций информационного общества. Другой факт - быстрое, поистине революционное воздействие «информационного разума» на производство, управление, всю жизнь людей».

Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

Имеют политические партии, ... общества . В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации ... с помощью усиления роли карательных органов...

  • Роль и место образования в обществе

    Реферат >> Социология

    Кафедра социологии Роль и место образования в обществе Выполнила: Черницина... детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. ... Роль образования в эко­номике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, инфор­мации ...

  • Понятие информации

    Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

    Понятие информация является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более простые понятия. Можно лишь утверждать, что это понятие предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником.

    Понятие информация является общенаучным понятием, используется во всех без исключения сферах – философии, информатике, кибернетике, биологии, медицине, психологии, физике и др., при этом в каждой науке понятие информация связано с различными системами понятий.

    В информатике информация рассматривается как совокупность полезных сведений об окружающем мире, которые циркулируют в природе и обществе.

    Информация – это общенаучное понятие, совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. В вычислительной технике информация – это данные, подлежащие вводу в ЭВМ и выдаваемые пользователям.


    Информатизация. Компьютеризация. Роль информационной деятельности в современном обществе

    Основным объектом внимания дисциплины «Информатика» является процесс информатизации и компьютеризации современного общества, который охватывает все сферы нашей жизни и развивается невиданными в истории темпами.

    Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения.

    Информатизация (англ. informatization) - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

    В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

    Информатизация стала одной из важнейших характеристик нашего времени. Нет ни одной области человеческой деятельности, которая в той или иной мере не была бы связана с процессами получения и обработки информации для ее практического использования.

    Компьютеризация - техническое оснащение – это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами).

    Роль информационной деятельность в современном обществе

    Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

    С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному.

    Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

    С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

    В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».

    Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Одновременно происходят изменения и в характере труда, который является показателем степени свободы трудящихся индивидов, показателем их отношения к труду. Это выражается, прежде всего, в «онаучивании» труда – в возрастании масштабов применения научных знаний в процессе производства, что ведет к возрастанию творческого начала в процессе труда. Труд становится более творческим, увеличивается доля умственного труда, возрастает значимость его индивидуальных особенностей и соответственно уменьшается доля труда физического, изматывающего мускульные силы человека. Новая технология требует не стандартных исполнителей, не роботов, а индивидуалов, творческих личностей.

    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.

    Информационные революции. Индустриальное общество

    Информационные революции

    Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации.

    Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы).

    История создания устройств для обработки числовой информации начинается также с древности – с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

    В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.

    По мере развития общества, научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах - обработка и целенаправленное преобразование информации - осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

    Вторая информационная революция (середина XV века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного обучения. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

    Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, которые позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Этот этап важен для информатики тем, что появились средства информационной коммуникации.

    Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной техники и появлением персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

    С середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному обществу .

    Индустриальное общество

    Начиная примерно с XVII века, в процессе становления машинного производства на первом плане была проблема овладения энергией (машины и станки надо было приводить в движение).

    Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды, а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена паровая машина, а в конце XIX века – двигатель внутреннего сгорания).

    Переход к индустриальному обществу связан со второй информационной революцией – изобретением электричества и радио.

    В конце XIX века началось овладение электрической энергией , были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине ХХ века человечество овладело атомной энергией .

    Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество .

    Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы.

    В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве – внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного .

    Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Учитывается также объем производимых товаров массового потребления: автомобилей, холодильников, стиральных машин, телевизоров и т.п.

    Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный 8-битовый двоичный код, значения которого находятся в интервале от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255).

    Поскольку в мире много языков и много алфавитов, то постепенно совершается переход на международную 16-битовую систему кодировки Unicode. В ней каждый символ занимает 2 байта, что обеспечивает 2 16 = 65 536 кодов для различных символов.

    Такого количества символов оказалось достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты.

    Не следует представлять себе текст, хранимый в памяти компьютера или на внешнем носителе, лишь как поток байтов, каждый из которых является лишь кодом символа текста. Форматы хранения текстовой информации определяются форматами текстовых файлов, используемых той или иной программой обработки текстов. Файлы, создаваемые с помощью текстовых процессоров (например, Microsoft Word), включают в себя не только коды символов алфавита, но и данные формата: тип и размер шрифта, положение строк, поля и отступы и прочую дополнительную информацию.

    Таблица истинности для основных логических функций

    A B AÙB конъюнкция AÚB дизъюнкция ØA инверсия

    Логические элементы ЭВМ

    Логический элемент компьютера – это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию.

    Логический элемент – простейшая структурная единица ЭВМ – выполняющая определенную логическую операцию над двоичными переменными согласно правилам алгебры логики.

    Реализуется обычно на электронных приборах (полупроводниковых диодах, транзисторах) и резисторах, либо в виде интегральной микросхемы; имеет несколько входов для приема сигналов, соответствующих исходным переменным, и выход для выдачи сигнала, соответствующего результату операций. Для логических элементов приняты дискретные значения входных и выходных сигналов («0» и «1»).

    Базовые логические элементы ЭВМ реализуют три основные логические операции:

    конъюнктор – логический элемент «И» логическое умножение;

    дизъюнктор – логический элемент «ИЛИ» логическое сложение;

    инвертор – логический элемент «НЕ» инверсию.

    Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинации трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».

    Логические элементы компьютера оперируют с сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала 1 , нет импульса – 0 . На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов , на выходе появляется сигнал-значение функции .

    Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.

    Конъюнктор

    Конъюнкция – соответствует союзу «И», обозначается знаком Ù, иначе называется логическим умножением. Конъюнкция двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда обе переменные истинны.

    Конъюнктор (логический элемент «И») – реализует операцию конъюнкции.

    На входы А и В логического элемента «И» подаются два сигнала (00, 01, 10, 11). На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности операции логического умножения .

    Дизъюнктор

    Дизъюнкция – соответствует союзу «ИЛИ», обозначается знаком Ú, иначе называется логическим сложением. Дизъюнкция двух логических переменных истинна тогда, когда истинна хотя бы одна переменная.

    Дизъюнктор (логический элемент «ИЛИ») – реализует операцию дизъюнкции.

    На входы А и В логического элемента «ИЛИ» подаются два сигнала (00, 01, 10 или 11). На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности операции логического сложения .

    Инвертор – логический элемент «НЕ»

    Присоединение частицы «НЕ» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией.

    Логическое отрицание (инверсия) делает истинное выражение ложным и, наоборот, ложное – истинным.

    Операцию логического отрицания (инверсию) над логическим высказыванием A в алгебре логики принято обозначать ØA.

    Инвертор – реализует операцию отрицания, или инверсию.

    На вход А логического элемента подается сигнал 0 или 1. На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности инверсии .

    Другие логические элементы построены из этих трех простейших и выполняют более сложные логические преобразования информации. Сигнал, выработанный одним логическим элементом, можно подавать на вход другого элемента, это дает возможность образовывать цепочки из отдельных логических элементов.

    Способы описания алгоритмов

    Типовые конструкции алгоритмов:

    · линейная – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке;

    · циклическая – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

    · разветвляющаяся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий;

    · вспомогательная – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя.

    Форма и способ записи алгоритма зависит от того, кто будет исполнителем.

    Представление алгоритмов можно разделить на две группы:

    · естественное:

    Словесный способ (алгоритм записан на естественном языке);

    Графический способ (алгоритм изображен в виде блок-схемы);

    · формальное.

    Естественное представление алгоритма

    Словесный способ: При словесном способе алгоритм записывается в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий.

    Графический способ (блок-схемы): Блок-схема позволяет сделать алгоритм более наглядным и выделяет в алгоритме основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор и цикл). Элементы алгоритмы изображаются на блок-схеме с помощью различных геометрических фигур. Элементы алгоритма соединены стрелками, указывающими шаги выполнения алгоритма.

    Элементы блок-схем

    начало и конец алгоритма процесс, выполнение команд или группы команд, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных задание и проверка условия, выбор направления выполнения алгоритма, служит для обозначения условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» применяется для объявления переменных или ввода комментариев

    Формальное представление алгоритмов

    Формальное представление алгоритмов – это способ записи алгоритмов с использованием алгоритмических языков, либо языков программирования.

    Алгоритмический язык – это система правил и обозначений для точной и однозначной записи алгоритмов. Такая запись является формализованной. Это означает, что запись подчиняется строгим требованиям синтаксиса языка.

    Язык программирования – это система обозначений и правил для записи алгоритмов, предназначенная для использования на ЭВМ.

    Программа – запись серии исполняемых команд на заданном языке программирования.

    На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы, программы разрабатывались непосредственно на машинном языке (языке программирования низкого уровня ), то есть на том языке, который «понимает» процессор. Программы на языке программирования низкого уровня представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц, в которых человеку разобраться было очень трудно.

    В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня (Алгол, Фортран, Бейсик, Паскаль и др.), которые позволили существенно облегчить работу программистов. Языки программирования высокого уровня – позволяют создавать программы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

    В настоящее время наибольшей популярностью пользуются системы объектно-ориентированного визуального программирования Microsoft Visual Basic, Borland Delphi, C++ (СИ++), JAVA.

    В мире насчитывается несколько сотен языков программирования различных структур и возможностей.


    Устройства компьютера

    В современных компьютерах это:

    Память (запоминающее устройство - ЗУ), состоящая из перенумерованных ячеек;

    Процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ);

    Устройство ввода;

    Устройство вывода.

    Эти устройства соединены между собой каналами связи, по которым передается информация.

    Память
    Программа
    Данные
    Процессор
    Ввод
    Вывод
    Счетчик команд
    Регистр команд
    Регистры операторов

    Одна часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством , а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, - устройством управления . Обычно эти устройства выделяются чисто условно, конструктивно они не разделены.

    В составе процессора имеется ряд специализированных дополнительных ячеек памяти, называемых регистрами . Регистр выполняет функцию кратковременного хранения числа или команды. Основным элементом регистра является электронная схема, называемая триггером .

    Регистр представляет собой совокупность триггеров, связанных друг с другом определенным образом общей системой управления.

    Существует несколько типов регистров, отличающихся видом выполняемых операций. Некоторые важные регистры имеют свои названия, например:

    сумматор - регистр АЛУ, участвующий в выполнении каждой операции;

    счетчик команд - регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды. Он служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти;

    регистр команд - регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для ее выполнения. Часть его разрядов используется для хранения кода операции, остальные - для хранения кодов адресов операндов.

    Принцип однородности памяти

    Программы и данные хранятся в одной и той же памяти, поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.

    Принцип адресности

    Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек. Процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.

    Память компьютера должна состоять из некоторого числа пронумерованных ячеек, в каждой из которых могут находиться или обрабатываемые данные, или инструкции программ. Все ячейки памяти должны быть одинаково легко доступны для других устройств компьютера.

    Отсюда следует возможность давать имена областям памяти так, чтобы к сохраненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.

    Многообразие компьютеров

    Персональный компьютер (ПК) – это компьютер, предназначенный для индивидуального использования. В настоящее время это мощный универсальный компьютер, который работает как дома, так и на рабочих местах в офисах, легко подключается к различным вычислительным системам.

    Технической основой ПК служит микропроцессор (МП). Развитие технологии МП определило смену поколений персональных компьютеров:

    · 8-разрядный МП (1975 – 1980) – I поколение;

    · 16- разрядный МП (1981 – 1985) – II поколение;

    · 32- разрядный МП (1986 – 1992) – III поколение;

    · 64- разрядный МП (1993 г. – по настоящее время) – IV поколение;

    Важную роль в развитии ПК сыграло появление компьютера IBM PC, произведенного корпорацией IBM (США) на базе МП Intel-8086 в 1981 г. Этот персональный компьютер занял ведущее место на рынке ПК. Его основное преимущество – открытая архитектура, благодаря которой пользователи могут расширять возможности ПК, добавляя различные периферийные устройства и модернизируя компьютер. В наши дни » 85% всех компьютеров базируется на архитектуре IBM PC.

    Классификация ПК по назначению

    ПК общего назначения – предназначены для массового потребителя для развлечения, обучения и работы.

    Профессиональные ПК – применяются в научной сфере, для решения сложных информационных и производственных задач, где требуется высокое быстродействие, эффективная передача больших массивов информации, достаточно большая емкость оперативной памяти.

    Классификация ПК по конструктивному исполнению

    Современный персональный компьютер может быть реализован:

    · в настольном (desktop),

    · портативном (notebook),

    · карманном (handheld) варианте.

    Архитектура компьютеров

    Архитектура – это наиболее общие принципы построения компьютера, отражающие программное управление работой и взаимодействием его основных функциональных узлов.

    В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип .

    Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию.

    Модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

    К магистрали подключаются процессор и оперативная память , а также периферийные устройства ввода, вывода и устройства хранения информации, которые обмениваются информацией на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических импульсов).

    Устройства ввода
    Внешняя память
    Устройства вывода
    Сетевые устройства

    Магистрально-модульное устройство компьютера

    Микропроцессор – выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера.

    Оперативная память – (RAM – англ. Random Access Memory – память с произвольным доступом) - часть системы компьютерной памяти, в которой временно хранятся программы в процессе их выполнения и данные в процессе их обработки процессором.

    Устройства ввода – оборудование, с помощью которого можно вводить данные: клавиатура, мышь, джойстик, трекбол, тачпад, световое перо, сенсорные экраны, сканеры, цифровые камеры ТВ-тюнеры, системы распознавания речи, сенсорные датчики,.

    Устройства вывода – оборудование, с помощью которого можно выводить данные: мониторы, принтеры, плоттеры, колонки, системы синтеза человеческого голоса.

    Внешняя память используется для постоянного хранения информации – программ и данных: накопитель на жестких магнитных дисках (HDD – Hard Disk Drive), или винчестер, дисководы для компакт-дисков (CD и DVD).

    Сетевые устройства – необходимы для подключения компьютера к сети: сетевые адаптеры, каналы связи, устройства, поддерживающие функционирование сети (маршрутизаторы, концентраторы, коммутаторы).

    Магистраль (системная шина) включает в себя три многоразрядные шины:

    шину данных,

    шину адреса,

    шину управления,

    которые представляют собой многопроводные линии.

    Шина данных

    По этой шине данные передаются между различными устройствами.

    Например, считанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки , а затем полученные данные могут быть отправлены обратно в оперативную память для хранения .

    Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении.

    Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, то есть количеством двоичных разрядов, которые могут обрабатываться или передаваться процессором одновременно.

    Разрядность процессоров постоянно увеличивается по мере развития компьютерной техники и в настоящее время составляет 64 бита.

    Шина адреса

    Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор.

    Каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес.

    Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении – от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина).

    Разрядность шины адреса определяет объем адресуемой памяти (адресное пространство), то есть количество однобайтовых ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса.

    Количество адресуемых ячеек памяти можно рассчитать по формуле:

    где I - разрядность шины адреса.

    Разрядность шины адреса постоянно увеличивалась и в современных персональных компьютерах составляет 64 бита.

    Таким образом, максимально возможное количество адресуемых ячеек памяти равно:

    N = 2 64 ячеек

    Шина управления

    По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали.

    Сигналы управления показывают, какую операцию - считывание или запись информации из памяти нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами и так далее.

    Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Магнитные цифровые носители информации. Магнитный принцип записи и считывания информации. Гибкие и жесткие магнитные диски.

    Информация, закодированная с помощью естественных и формальных языков, а также информация в форме зрительных и звуковых образов хранится в памяти человека. Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение используются носители информации.

    Носитель информации (информационный носитель) - любой материальный объект или среда, используемый для хранения или передачи информации.

    Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.

    Все носители информации применяются для: записи, хранения, чтения, передачи информации. Самым распространенным носителем информации до недавнего времени была бумага. Но время идет, и качество бумажных носителей перестало устраивать современное общество, озабоченное все возрастающим и возрастающим количеством информации.

    По оценкам специалистов, объем информации, фиксируемой на различных носителях, превышает один эксабайт в год (10 18 байт/год). Примерно 80% всей этой информации хранится в цифровой форме на магнитных и оптических носителях и только 20% – на аналоговых носителях (бумага, магнитные ленты, фото- и кинопленки).

    Любая компьютерная информация на любом носителе хранится в двоичном (цифровом) виде . Независимо от вида информации (текст, графика, звук) – ее объем можно измерить в битах и байтах.

    Цифровые носители информации - устройства, предназначенные для записи, хранения и считывания информации, представленной в цифровом виде.

    На первых компьютерах для цифрового представления вводимых данных использовались бумажные носители – перфокарты (картонные карточки с отверстиями) и перфоленты.

    Гибкие магнитные диски

    Персональные компьютеры до недавнего времени комплектовались накопителем на гибких магнитных дисках (НГМД), который в прайс-листах называется FDD – Floppy Disk Drive (дисковод для флоппи-дисков). Сами флоппи-диски называют дискетами. Наиболее распространенный тип гибкого диска диаметром 3,5 дюйма (89 мм) вмещает 1,44 Мб информации.

    Сам 3.5-дюймовый гибкий диск с нанесенным на него магнитным слоем заключен в жесткий пластмассовый конверт, который предохраняет дискету от механических повреждений и пыли.

    Для доступа магнитных головок чтения-записи к дискете в ее пластмассовом корпусе имеется прорезь, которая закрывается металлической задвижкой. Задвижка автоматически отодвигается при установке дискеты в дисковод.

    В центре дискеты имеется приспособление для захвата и обеспечения вращения диска внутри пластмассового корпуса. Дискета вставляется в дисковод, который вращает ее с постоянной угловой скоростью. При этом магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска (трек), на которую и производится запись или с которой производится считывание информации.

    сектор
    трек
    Обе стороны дискеты покрыты магнитным слоем и на каждой стороне имеется по 80 концентрических дорожек (треков) для записи данных. Каждая дорожка разбита на 18 секторов, и в каждый сектор можно записать блок данных размером 512 байт .

    При выполнении операций чтения или записи дискета вращается в дисководе, а головки чтения-записи устанавливаются на нужную дорожку и получают доступ к указанному сектору.

    Скорость записи и считывания информации составляет около 50 Кбайт/с. Дискета вращается в дисководе со скоростью 360 оборотов/мин.

    В целях сохранения информации гибкие магнитные диски необходимо предохранять от воздействия сильных магнитных полей и нагревания, так как такие физические воздействия могут привести к размагничиванию носителя и потере информации.

    Гибкие диски в настоящее время выходят из употребления.

    Жесткие магнитные диски

    Накопитель на жестком магнитном диске (НЖМД) или, как его чаще называют, винчестер или жесткий диск (Hard Disk ), является основным местом хранения данных в персональном компьютере. В прайс-листах винчестеры указываются как НDD - Hard Disk Drive (Дисковод жесткого диска).

    Происхождение названия «винчестер» имеет две версии. Согласно первой, фирма IВM разработала накопитель на жестком диске, на каждой из сторон которого умещалось по 30 Мбайт информации, и который имел кодовое название 3030. Легенда гласит, что винтовка типа «Винчестер 3030» завоевала Запад. Такие же намерения были и у разработчиков устройства.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    1.2 Свойства информации

    1.4 Информационные процессы

    Заключение

    Список используемых источников

    ВВЕДЕНИЕ

    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

    С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях - из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом - человек научился управлять различными видами вещества и энергии.

    С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества - литературу, искусство, архитектуру и т.д.

    В современном обществе века роль информации в жизни человека является определяющей - чем большей информацией он владеет, тем выше его ценность в обществе.

    Цель настоящей работы - раскрыть понятие информации, и обозначить место информации в современном обществе.

    1. Информация и ее роль в современном обществе

    1.1 Понятие информации и ее виды

    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией.

    В современном обществе невозможно представить существование человека отдельно от понятия «информация». Термин информация используется во многих науках и во многих сферах человеческой деятельности. Он происходит от латинского слова «informatio», что означает «сведения, разъяснения, изложение».

    Несмотря на привычность этого термина, строгого и общепринятого определения не существует. В литературе можно найти достаточно много определений этого термина, отражающих различные подходы к толкованию этого понятия.

    Так в Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение: «информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация следующим образом: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

    В информатике же наиболее часто используется следующее определение термина информация - это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения - это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.

    Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

    Графическая или изобразительная - первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

    Звуковая - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г., ее разновидностью является музыкальная информация - для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

    Текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

    Числовая - количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами - цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

    Видеоинформация - способ сохранения движущихся картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

    Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения - это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и другие виды, для которых современная наука даже не нашла признанных всеми терминов определения (например, экстрасенсорная информация).

    Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества - передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее - с использованием радиоволн.

    Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние носители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

    Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации.

    Постоянно совершенствуется программное обеспечение ведущих разработчиков (например, Microsoft Corporation), обеспечивающее коллективную работу с корпоративной информацией всех видов.

    1.2 Свойства информации

    Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

    Наиболее важными свойствами информации являются ее общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

    Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Например, сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

    Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

    Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

    Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

    Преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

    Искажение в результате воздействия помех и недостаточно точных средств измерений.

    Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

    Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления (погрешностью средства измерения).

    Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Иногда только вовремя полученная информация может быть полезна.

    Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

    Самая ценная информация - объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

    Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

    Имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

    Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

    С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция - от лат; cumulatio - увеличение, скопление).

    Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

    Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

    1.3 Понятие количество информации

    Свойство полноты информации негласно предполагает, что имеется возможность измерять количество информации. Количеством информации называют числовую характеристику информации, отражающую ту степень неопределенности, которая исчезает после получения информации. Понятия «информация», «неопределенность», «возможность выбора» тесно связаны. Например, человек с утра предположил, что днем могут быть осадки, а могут и не быть, а если будут, то в виде снега или дождя, т.е. непонятно -- «то ли будет, то ли нет, то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув в окно, увидел пасмурное небо и с большой вероятностью предположил -- осадки будут, т.е., получив информацию, снизил количество вариантов выбора. Далее, взглянув на наружный термометр, он увидел, что температура отрицательная, значит, осадки следует ожидать в виде снега. Таким образом, получив последние данные о температуре, человек получил полную информацию о предстоящей погоде и исключил все, кроме одного, варианты выбора.

    Получаемая информация уменьшает число возможных вариантов выбора (т.е. неопределенность), а полная информация не оставляет вариантов вообще.

    За единицу информации принимается один бит (англ. bit -- binary digit --двоичная цифра). Это количество информации, при котором неопределенность, т.е. количество вариантов выбора, уменьшается вдвое или, другими словами, это ответ на вопрос, требующий односложного разрешения -- да или нет.

    Бит -- слишком мелкая единица измерения информации. Напрактике чаще применяются более крупные единицы, например, байт, являющийся последовательностью из восьми бит. Именно восемь битов, или один байт, используется для того, чтобы закодировать символы алфавита, клавиши клавиатуры компьютера. Один байт также является минимальной единицей адресуемой памяти компьютера, т.е. обратиться в память можно к байту, а не биту.

    Широко используются еще более крупные производные единицы информации:

    1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

    1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

    1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт,

    1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт.

    1.4 Информационные процессы

    Получение информации тесно связано с информационными процессами. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами. Существуют следующие виды информационных процессов.

    Сбор данных -- это деятельность субъекта по накоплению данных с целью обеспечения достаточной полноты. Соединяясь с адекватными методами, данные рождают информацию, способную помочь в принятии решения. Например, интересуясь ценой товара, его потребительскими свойствами, мы собираем информацию для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать его.

    Передача данных -- это процесс обмена данными. Предполагается, что существует источник информации, канал связи, приемник информации, и между ними приняты соглашения о порядке обмена данными, эти соглашения называются протоколами обмена. Например, в обычной беседе между двумя людьми негласно принимается соглашение, не перебивать друг друга во время разговора.

    Хранение данных -- это поддержание данных в форме, постоянно готовой к выдаче их потребителю. Одни и те же данные могут быть востребованы не однажды, поэтому разрабатывается способ их хранения (обычно на материальных носителях) и методы доступа к ним по запросу потребителя.

    Обработка данных -- это процесс преобразования информации от исходной ее формы до определенного результата. Сбор, накопление, хранение информации часто не являются конечной целью информационного процесса. Чаще всего первичные данные привлекаются для решения какой-либо проблемы, затем они преобразуются шаг за шагом в соответствии с алгоритмом решения задачи до получения

    выходных данных, которые после анализа пользователем предоставляют необходимую информацию.

    1.5 Роль информации в современном обществе

    Человечество, со дня своего выделения из животного мира, значительную часть своего времени и внимания уделяло информационным процессам.

    В наше время пользователями информации стали миллионы людей. Появились дешевые компьютеры, доступные миллионам пользователей. Компьютеры стали мультимедийными, т.е. они обрабатывают различные виды информации: звуковую, графическую, видео и др. Это, в свою очередь, дало толчок к широчайшему использованию компьютеров в различных областях науки, техники, производства, быта.

    Средства связи получили повсеместное распространение, а компьютеры для совместного участия в информационном процессе соединяются в компьютерные сети. Появилась всемирная компьютерная сеть Интернет, услугами которой пользуется значительная часть населения планеты, оперативно получая и обмениваясь данными, т.е. формируется единое мировое информационное пространство.

    В настоящее время круг людей, занимающихся обработкой информации, вырос до небывалых размеров, а скорость обмена стала просто фантастической, компьютеры применяются практически во всех областях жизни людей. На наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информационные ресурсы -- это отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, информационных системах и других хранилищах. Иными словами, информационные ресурсы -- это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальных носителях. Информационные ресурсы страны, региона, организации все чаще рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность, сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг, повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

    В современном мире роль информации, средств ее обработки, передачи и накопления неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

    Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности общества.

    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

    Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.

    Новые условия для мирового человечества в особенной форме проявляются в России. Современная Россия еще не является информационным обществом. Прежде всего, потому, что часть информации недоступна широкому кругу пользователей или заменена дезинформацией. Однако информатизация отдельных сегментов социальной жизни, отдельных сфер политики и экономики рано или поздно создаст условия для появления подлинной социальной ткани нового типа, из которой способно вырасти информационное общество. Постиндустриальные тенденции могут быть достаточно органично соединены с особенностями российской цивилизации.

    Информационное общество нередко называют массовым обществом и обществом потребления. Это связано с такими процессами информатизации как развитие сферы массовых коммуникаций. Глобальные и локальные компьютерные сети, средства сотовой связи, система телевидения и радиовещания, являясь компонентами информационной структуры общества, обеспечивают вместе с этим и коммуникацию между людьми. Массовая коммуникация - одно из важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии всяких технологий, информационных технологий в частности как внутри каждой страны, так и между странами. Зачастую процессам информатизации придается негативный оттенок, который присущ обществу потребления. Многие представители общественной и научной мысли видят в информатизации губительные для духовной сферы общества процессы и ассоциируют информационную цивилизацию с антиподом культуры и духовности.

    В области теоретического понимания происходящих процессов также до сих пор нет единого мнения относительно путей развития информационного общества, приоритетности того или иного его направления, ясности и четкости формулировок и понятий, выражающих происходящее в информационной сфере. Поэтому теоретическое исследование как концептуальных, так и практических (реальных) предпосылок понимания текущих информационных процессов остается актуальным.

    информация общество ресурс мировой

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе было дано определение понятию информации, были рассмотрены ее виды, приведены основные свойства информации. Дано понятие количества информации. Рассмотрены основные виды информационных процессов. Описана роль и место информации в современном обществе. Цели работы выполнены.

    Подводя итог, хочется отметить, что на наших глазах появляется информационное общество, где акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов (материальные, финансовые, энергетические и пр.) на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, но не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория. Информация начинает играть главенствующую роль не только в традиционных для нее областях, но и в абсолютно новых. Общество переходит в новую информационную эпоху.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.

      курсовая работа , добавлен 15.05.2007

      Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

      реферат , добавлен 12.10.2010

      Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

      презентация , добавлен 27.09.2017

      Понятие теории постиндустриального общества, концепции и варианты вероятных развитий событий. Какие перспективы нам открывает это постиндустриальное общество, или "третья волна" Элвина Тоффлера. Проблемы увеличения давления информации на человека.

      реферат , добавлен 30.06.2011

      Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Виды социальной информации. Статистическая информация Госкомстата России. Информация, собираемая с помощью массовых опросов.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2011

      Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

      реферат , добавлен 19.05.2011

      Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

      курсовая работа , добавлен 16.04.2014

      Теоретические основы изучения методов сбора PR-информации. Основной обзор методов сбора и анализа PR-информации. Качественный анализ PR-информации – предварительный этап количественного исследования. Развитие образовательной деятельности в России.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2012

      Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

      презентация , добавлен 19.10.2015

      Социальная система человеческого общества. Взаимодействие информации и общества. Изменение социальных регуляторов. Прогресс компьютеризированных информационных и коммуникационных технологий. Основные этапы становления и модели информационного общества.

    Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные

    Благодаря стремительному развитию новых информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet.

    Каналы передачи данных Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения и др. Такие средства связи называются каналами передачи информации.

    Биологические информационные каналы – это органы чувств человека. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. По способу восприятия человеком информация бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, мышечная и вестибулярная.

    Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник, и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника информации. Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации

    Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка. Язык - это знаковая система для представления информации, обмена информацией.

    Запахи, вкусовые и осязательные ощущения не сводятся к каким-то знакам, не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем. Такую информацию называют образной информацией. К образной относится также информация, воспринимаемая через зрение и слух, но не сводящаяся к языкам (шум ветра, пение птиц, картины природы, живопись).

    Хотя информация связана с материальным носителем, а её передача - с затратами энергии, одну и ту же информацию можно хранить на различных материальных носителях (на бумаге, в виде фотографии, на магнитной ленте) и передаваться с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т. д.).

    В качестве средства для хранения, переработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер (электронновычислительную машину, ЭВМ).

    Тема:

    Цель: познакомить учащихся с ролью информации в современном обществе.

    Задачи :

    · образовательная – представление о роли человека в информационной деятельности современного общества;

    · развивающая – развитие умений выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, формирование логического мышления, внимания, интереса к предмету; развитие взаимопомощи , речи, умения выслушивать друг друга;

    · воспитательная - воспитание уважения к товарищу, умения достойно вести себя, воспитание культуры общения , работа над повышением грамотности устной речи.

    Вопросы:

    1. Введение.

    2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

    Теоретический материал .

    1. Введение.

    Информация всегда являлась немаловажным фактором общественного развития. С ее помощью человечество концентрировало многовековой опыт жизни прежних поколений. Поговорка «Кто владеет информацией - тот владеет миром» подчёркивает социальную роль информации. Дальнейшее социальное развитие , безусловно, будет в первую очередь связано с информатизацией. Владение информацией открывает новые модели управления, формирует новые социальные структуры общества.

    Под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации формируется информационный сектор экономики. Возникает новый капитал - знание. Под воздействием этих процессов меняется характер труда: внедряются безлюдные технологии, т. е. исчезает сам труд в непосредственном производстве, расширяется участие работников в управлении производством.

    Информация как орудие продвижения прогрессивных идей способствует всё большей прозрачности границ между странами и народами. Складывается новая система общественного богатства с использованием информационных технологий , где ценятся, прежде всего, умственные способности человека.

    По данным ЮНЕСКО, более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации. Научно-технический прогресс требует государственного вмешательства в информационный обмен и обязательных капиталовложений в информационные сферы деятельности. Технологии обмена информацией должны быть более эффективными: благодаря им знания и культура людей будут еще более универсальными. Люди станут менее зависимыми от обстоятельств места и времени, сопутствующих их жизни, что должно улучшить качество и уровень жизни общества. Под этим подразумевается улучшение качества доступа к информации; достижение соответствия и качества услуг, предоставляемых населению, обеспечения всеобщего доступа к информации за счет максимального упрощения интерфейсов. Развитие телекоммуникаций открывает новые возможности в приобретении знаний и самореализации для инвалидов и престарелых граждан, людей надомного труда, в предоставлении больших возможностей гражданам при исполнении различных ролей в обществе (служащих, студентов, предпринимателей и пр.); содействует развитию творчества, предоставляет более широкие возможности для обучения, развития многоязычия и культурного разнообразия.

    2. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

    Интенсивное использование информационных технологий в различных сферах жизнедеятельности существенно изменило представление о месте и роли информации в современном обществе. При реализации государственной научно-информационной политики основное внимание должно быть уделено созданию телекоммуникационной инфраструктуры для обмена информацией, поддержке существующих информационных сетей и их совместимости с глобальными сетями, обеспечению доступа российских пользователей к мировому богатству научных знаний.

    Необычайно важно использование информационных технологий в науке. Использование информационных технологий в науке должно, с одной стороны, развиваться в рамках информатизации страны, а с другой - обеспечивать более тесное взаимодействие между наукой, образованием, промышленностью и социальной сферой. Внедрение новых информационных технологий позволит организовать непрерывный мониторинг научно-технического потенциала, включая такие его аспекты, как статистика науки и инноваций, реструктуризация системы научных организаций, финансирование науки, интеграция высшего образования и науки, оценка результатов реформ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

    Современные исследования информационных технологий показывают, что наиболее эффективным видом информационной системы , хранящей разнородную информацию и являющейся актуальным средством реализации интеграционных процессов, выступают электронные библиотеки (ЭБ). При создании ЭБ необходимо обязательно учитывать опыт библиотечной и информационной деятельности в целом, а также общие организационные принципы создания, построения и функционирования автоматизированных библиотечно-информационных систем, включая требования действующих в библиотечной области международных и российских стандартов.

    Электронные библиотеки предназначены для работы с разнородными информационными ресурсами, но для обеспечения взаимодействия пользователя с этими ресурсами необходим единый язык обмена информацией, что открывает большие возможности для студентов, которые участвуют в этом процессе. Ведь ЭБ доступны через Интернет, а современные глобальные информационные сети и включенные в них базы данных предоставляют своим пользователям широчайшие возможности. Поэтому следует всемерно поддерживать новые формы научной деятельности , предусматривающие использование современных информационных технологий, - электронные журналы, дистанционный доступ к базам данных, телеконференции и т. д. Это создаст новые предпосылки для структурной перестройки научных организаций, совершенствования методологии проведения исследований и разработок. В ближайшие годы нам предстоит наблюдать процесс развития мобильных компьютеров, мобильного телевидения, широкополосного беспроводного доступа, онлайн-дневников («блогов»), технологии RSS и таких технологий, которые называют «эволюцией в прогрессе».

    Получается, что с использованием новых информационных технологий открываются глобальные возможности для научных исследований и разработок.

    Задание для самостоятельной работы : изучить инструкцию по технике безопасности и санитарным нормам .

    Литература:

    1. Инструкция по охране труда при работе на компьютерах - http://*****/instr_pk. htm

    2. Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе - http://www. *****/page-1-2-3.html

    3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - http://www. *****/2011/03/16/sanpin-dok. html

    4. Человек и информационном мире - http://*****/filosofiya/chelovek_i_informacionnom_mire. html

    Статьи по теме: