Родительское собрание компьютер. Родительское собрание на тему "компьютер и здоровье детей"

Сценарий родительского собрания

"Компьютер в жизни ребенка. Польза или вред?" Задачи собрания :

    рассказать родителям обучающихся о пользе компьютера;

    обсудить с ними проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления;

Форма проведения : лекция с элементами беседы. Подготовительная работа к собранию:

    подготовка информационного материала по вопросам компьютерной аддикции;

    организация выставки CD-дисков "Компьютерные игры, в которые играют наши дети";

    создание памяток для родителей, подготовка информационного плаката "Признаки компьютерной зависимости у ребенка" .

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово учителя.
Учитель
: В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться необходимо для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, проводя много времени за компьютером, ребенок не только наносит вред своему здоровью, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, провести время на свежем воздухе. Что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать ребенку проводить время за компьютером?
К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет и универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все плюсы и минусы увлечения ребенка компьютером.

2. Польза от использования компьютера. Учитель: Как вы считаете, от использования компьютера больше пользы или вреда? (Родители высказывают свои мысли о том, как ребенок с пользой может проводить время за компьютером.) Компьютер, безусловно, приносит пользу. А чем же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых , среди современных игровых программ очень много развивающих логику, мышление, память. Так, для младших школьников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется активизировать свои знания по каким-то предметам.

Во-вторых, занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра, поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, т. к. непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем не похожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений, написанных слов - когда встает задача мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.

В-пятых,
путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем. Многие сочтут это довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

3. Причины и симптомы игромании .
Учитель: А теперь обсудим явление "игромании", его причины и симптомы.
Скажите, пожалуйста, изменилось ли поведение вашего ребенка после появления в доме компьютера? Как вы относитесь к компьютерным играм? (Родители отвечают на вопросы учителя.)
Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Игромания - это психологическая зависимость человека от игр, в т. ч. компьютерных, которая влияет на его физическое и психическое здоровье. Давайте посмотрим на диски, которые представлены на нашей выставке "Компьютерные игры, в которые играют наши дети". (Родители рассматривают диски.)

Давайте проанализируем, чем привлекают детей игры?
Прежде всего действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: уничтожай плохих, набирай очки, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит, ведь у компьютерного героя много жизней.

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих ему представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то "переделать" себя.

Младшие школьники, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами. Естественно, что роль властелина для детей очень привлекательна, т. к. пока они могут сказать намного больше предложений, начинающихся со слов "я хочу", чем со слов "я могу".
Компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на "те" кнопки), не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Причины, по которым дети становятся зависимыми от компьютерных игр :
1. Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Ему тяжело себя контролировать, ограничивать, "тормозить", он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, "просчитать" ситуацию.
2. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во благо близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
3. Ребенка не приучили к сотрудничеству, он не умеет советоваться, а значит, слушать и слышать советы и рекомендации.
4. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.
5. Ребенок лишен родительского внимания, поэтому он удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться. Родители в общении с ребенком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
6. Взрослеющий ребенок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справляться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребенок уходит в виртуальный мир.
7. Ребенку некомфортно в окружающем его пространстве, комната, в которой он находится, устроена не по его вкусу, не отражает его личностных установок и мироощущения.
8. Неуверенность ребенка в себе, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих, замкнутость.
9. Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за товарищем.

Понаблюдайте за ребенком дома, присмотритесь к своим взаимоотношениям с ним. Задумайтесь, все ли благополучно. Посмотрите на плакат "Признаки компьютерной зависимости у ребенка", возможно, некоторые из этих признаков вы наблюдаете у своего ребенка.

Почему формируется игровая зависимость? Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация).
Существует два пути выхода из состояния тревоги:

    человек становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений);

    стремится "уйти" (в младшем школьном возрасте ребенок "уходит" в игру). Но откуда же возникает повышенная тревога и неудовлетворенность?

Первая и основная причина - проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, "заброшенность" детей, завышенные требования, которые им предъявляют взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости - удовольствие. Во что бы человек ни играл, во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость.

Третья причина формирования зависимости - тип характера человека. Психологи выделяют два типа: экстраверты и интроверты (в чистом виде встречаются редко). Экстраверты направлены на общение, ответственны, причинами неудач считают свои ошибки, решительны, не ждут чуда, действуют. Интроверты - направлены на внутренние переживания, от них мало что зависит, жалуются на судьбу.
Какого типа ваш ребенок? Кого он обвиняет в неудачах? Как часто мечтает о спасительном чуде? Может ли приложить усилия для достижения цели или бросает начатое дело на полпути? Задумайтесь, пожалуйста, об этом.

Четвертый фактор - степень внушаемости, готовность подчиниться чужой воле. В зависимость обычно попадают дети, которым не хватает самостоятельности, испытывающие трудности в принятии решений, готовые подчиниться лидеру. В "группе риска" находятся дети, которые мечтают быть лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками сидеть за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им необходимо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые начинания, развивать таланты и способности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд на происходящее, поощряйте инициативность. Это лучшая профилактика зависимостей.

4. Сетеголизм. Признаки зависимости. Учитель: Сегодня практически у каждого дома есть выход в Интернет. Какой вред может принести ребенку всемирная паутина?
Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь заходить в Интернет, они могут потратить 12-14 ч в сутки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и большие расходы на оплату услуг провайдера.
По статистике, количество сетеголиков составляет 3-5% от общего числа пользователей Интернета. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи проводят в Интернете меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость и может привести к неприятным последствиям.

5. Профилактика компьютерной зависимости.
Учитель: Игровую зависимость, как и любую другую, легче предотвратить, чем лечить. К сожалению, многие родители нередко сами вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой - лучше, чем гулять непонятно где и с кем на улице. Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности. Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: дети начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая врагами даже своих близких.
Что же нужно делать, чтобы предотвратить развитие у ребенка компьютерной зависимости? Предлагаю вам памятки с рекомендациями на данную тему. (Учитель раздает родителям обучающихся памятки "Рекомендации по профилактике развития компьютерной зависимости у младших школьников» .)

Уважаемые родители, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие наших детей ответственны только мы с вами. Давайте помнить об этом и стараться сделать все, чтобы они выросли физически и психологически здоровыми.
Чтобы понять, существует ли у вашего ребенка угроза развития компьютерной зависимости, понаблюдайте за ним и заполните тест "Определение компьютерной зависимости у младших школьников".

Родительское собрание

Тема: «Дети и компьютер»

ЦЕЛЬ : донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи родительского собрания :
Образовательные : формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.
Воспитательные : формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
Организационные : выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.
Информационные : Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения : собрание-дискуссия
Подготовка :
- анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 1)

План родительского собрания
1. Вступительное слово соц. педагога. Распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями.
3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости.
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Ход родительского собрания
1. Вступительное слово соц. педагога .
- Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку:
На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко. (компьютер)
В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете.
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье. Анализ анкет

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (используется приём «уголки» из ТРКМ).
1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка
2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп :
Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
Познавательная мотивация
Выработка усидчивости
Улучшение памяти, внимания
Ориентирование в современных технологиях
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени
Возможность общения

Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Развитие остеохондроза
Компьютерное излучение
Заболевания суставов кистей рук
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нервно-эмоциональное напряжение
Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия .
После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы.
- Для подведения итога попробуем составить «синквейн», метод обучения по технологии развития критического мышления. (Объяснить, как составляется синквейн.)
Примерные варианты синквейна:
1 группа
компьютер
современный, умный
помогает, учит, развивает
Он – верный друг и помощник.
учитель

2 группа
компьютер
губительный, разрушительный
вредит, затягивает, калечит
Компьютер наносит вред здоровью.
разрушитель

4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .
Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Раздать рекомендации, приложение 2,3)Обсуждение рекомендаций .
Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания .
Проект решения собрания :
- для дальнейшего разговора по данной теме провести тестирование родителей на определение зависимости детей от компьютерных игр (Приложение 4),
- соблюдать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка (приложение 2),
- выполнять упражнения для снятия напряжения глаз (приложение 3)

Приложение 1
Анкета для родителей
1.Есть ли у Вас дома компьютер?
2.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?
Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?
3.Цель использования компьютера ребёнком:
- подготовка к урокам, поиск «учебной» информации;
- поиск в интернет «внеучебной» информации(музыка, ролики, фильмы и т.д.);
- общение;
- просмотр фильмов;
- чтение книг;
- компьютерные игры
4.Какие игры предпочитает?
а) игры – войны
б) стратегические
в) типа "тетрис"
г) графические
5.Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________
6.Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________
__________________________________________________________________________

Приложение 2
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка
Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Приложение 4
Тест "Определение зависимости от компьютерных игр" А.В. Котлярова
Утверждение "да" "нет"
- Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру
- Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями
- преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном
- Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка
- После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли
- В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером
- При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы
- После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула
- Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием
- Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной
- Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры
- После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз
- Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть
- Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка
Анализ исследования
За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

Задачи родительского собрания:

1. Познакомить родителей с ролью компьютера и Интернета в современной жизни.
1. Обсудить положительные и отрицательные стороны пользования компьютером и Интернетом современными школьниками.
2. Раскрыть возможности использования компьютера и Интернета в учебной деятельности в домашних условиях.

Вопросы для обсуждения:

1. Суть негативных сторон увлечения компьютером и Интернетом.
2. Роль компьютера и Интернета в развитии интеллекта.
3. Использование компьютера и Интернета в домашних условиях при подготовке домашних заданий.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование школьников по теме собрания.
2. Написание сочинения учащимися на тему: «Ода компьютеру».
3. Подготовка высказываний, афоризмов и цитат о компьютере и Интернете.
4. Подготовка памяток для родителей о пользовании компьютером и Интернетом в домашних условиях.
5. Подготовка вопросов родителям по теме собрания.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.
Нашу сегодняшнюю встречу мы посвятим компьютеру и Интернету. И не случайно. В настоящее время Интернет основательно вошел в нашу жизнь. Он привлекает нас мультимедийными возможностями, богатством красок, оперативным поиском информации. И, естественно, мы, современные люди, не представляем себе жизни без Интернета. Ведь роль его в жизни современного человека сложно переоценить. Интернетом в наше время пользуется более 30% населения Земли, а это не много - не мало около 1,500,000,000 человек. Ещё в 1992 году им пользовалось только 100 человек. Планировалось использовать Интернет только в рабочих целях. А сейчас? Каждый школьник, запустив браузер, может за считанные минуты найти нужную ему информацию.
Слышали ли вы или, может быть, читали о том, как высказываются известные в разных сферах люди о компьютере и Интернете?

Приведу в качестве примера некоторые из них:

1. Чем больше углубляешься в компьютер, тем больше теряешь соприкосновение с действительностью. Харуки Мураками
2. У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги. Билл Гейтс
3. Тот, у кого есть компьютер, располагает всеми опубликованными знаниями. Фидель Кастро

В последнее время обеспеченность компьютерами современных школьников достигла почти максимальных величин. Представить себе современную жизнь без компьютера почти невозможно. По сегодняшний день постоянно идут дискуссии . Вредно это или полезно, и насколько?

Дискуссия с родителями. Варианты их ответов.

Опрос родителей

1. С какой целью вы приобрели компьютер в дом?
2. Опасаетесь ли вы общения вашего ребёнка с компьютером?
3. Как долго вы разрешаете вашему ребёнку пользоваться компьютером в день?
4. Изменилось ли поведение вашего ребёнка после того, как он начал активно общаться с компьютером?
5. Как вы относитесь к увлечению детей компьютерными играми?
6. Знаете ли вы, на каких сайтах зарегистрирован ваш ребёнок, чем он увлекается, с кем дружит и общается в Интернете, в какие игры играет?
7. Считаете ли вы необходимостью пользоваться компьютером и Интернетом при выполнении домашних заданий?
8. Разрешаете ли вы детям пользоваться ГДЗ (готовыми домашними заданиями) в Интернете?
9. Есть ли у вас с ребёнком общий интерес в пользовании компьютером и Интернетом? (общие игры, сайты, друзья)

Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей класса.
Давайте же рассмотрим положительные и отрицательные стороны пользования компьютером и Интернетом нашими детьми.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;
- сидячее положение в течение длительного времени;
- эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)
- перегрузка суставов кистей;
- повышенная нагрузка на зрение;
- влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Признаки зависимости:

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу - сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Интернет - зависимость

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

Проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн.

Интернет особенно нужен тем, кто учится. В нём можно найти множество различных описаний того или иного раздела школьной программы. У каждого учащегося есть свой любимый предмет, который должен помочь ему в открытии возможностей использования Интернета. И эти возможности для изучения предметов школьного курса колоссальные: получение дополнительной информации по темам; обновление предоставляемых данных; виртуальное онлайн тестирование; прекрасная возможность углубления своих знаний и получение навыков информационно-коммуникационной культуры.

Огромное количество ресурсов можно найти по различным предметам. Эти ресурсы содержат учебный и справочный материал; словари и учебники; литературные произведения русских и зарубежных авторов; тренажеры; интерактивные модели. Благодаря им, учащиеся выполняют домашнее задание, самостоятельные работы, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.

Но не только в учёбе помогает нам Всемирная сеть. Есть в Интернете и ещё один плюс, который является одним из самых важных. Большое значение для современного школьника имеют социальные сети. В социальных сетях существуют разнообразные форумы, группы, сообщества, объединенные какой-либо темой. Общение - один из главных интересов. Через Интернет можно общаться с людьми на разных концах Земли. Также в социальных сетях можно просматривать новые и старые фильмы: художественные и документальные, научно-познавательные. Там представлены фотографии, посвященные определённой тематике. Можно слушать любимую музыку различного направления, играть в интерактивные познавательные игры.

Памятка для родителей по использованию ребенком компьютера:

1. Чтобы контролировать использование ребёнком компьютера, необходимо самим владеть навыками пользования ним хотя бы на элементарном уровне.
2. Помните: ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 - 2 часов в день.
5. Контролируйте приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
6. Говорите со своими детьми о друзьях, с которыми они общаются в онлайн, узнайте, как они проводят досуг и чем интересуются.
7. Если ребенок использует компьютер безответственно, введите пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
8. Размещайте компьютер с Интернет-соединением вне пределов комнаты вашего ребенка.
9. Интересуйтесь, какие веб-сайты дети посещают и с кем общаются.
10. Настаивайте на том, чтобы ваши дети никогда не соглашались встречаться со своими онлайн друзьями без вашего ведома.
11. Научите ваших детей никогда не давать личную информацию о себе и своей семье по электронной почте и в разных регистрационных формах, которые предлагаются владельцами сайтов.
12. Контролируйте информацию, которую загружает ребенок (фильмы, музыку, игры и т. д.)
13. Интересуйтесь, не посещают ли дети сайты с агрессивным содержанием.
14. Научите детей ответственному и этическому поведению в онлайн. Они не должны использовать Интернет для распространения сплетен, угроз другим и хулиганских действий.
15. Убедитесь, что дети консультируются с вами по поводу каких-либо финансовых операций, совершая заказы, покупки или продажу через Интернет.
16. Информируйте детей о потенциальном риске во время их участия в каких-либо играх и развлечениях.
17. Общайтесь с ребенком, как с равным партнером, демонстрируя свою заботу об общественной морали.

Вывод

Используя эти рекомендации, вы имеете возможность максимально защитить детей от отрицательного влияния Всемирной сети Интернет. Но помните, Интернет- это не только средоточие разврата и жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Вы должны научить детей правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации. И главное, ребенок должен понимать, что вы не лишаете его свободного доступа к компьютеру, а, прежде всего, оберегаете. Ребенок должен вам доверять.

Кобец Юлия Николаевна, учитель английского языка. Балаклейская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 2, г. Балаклея Харьковская область

Чтобы скачать материал или !

«Компьютерной проблемы не существует.
Есть проблемы отношений
со сверстниками и проблемы общения в семье»
З.и Н. Некрасовы

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Родители часто жалуются на отсутствие у детей интереса к чтению, к книгам. Но немного у нас найдётся родителей, которые пожалуются на равнодушное отношение их ребёнка к компьютеру. Заниматься спортом не уговоришь, в поездку за город не редко приходится тянуть на аркане, зрение ухудшается, а осанка, как у старичка.

Конечно, ничто не заменит маленькому человечку тепло общения, когда он «тычет в книжку пальчик» на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребёнку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером.

Тема собрания: «Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»

Цель собрания: Расширить информационное поле родителей о пользе и вреде занятий детей за компьютером.

Ход собрания

I этап . Приветствие

II этап. Обсуждение проблемы:

По результатам анкетирования можно сказать, что в основном родители информированы о компьютере, как о ближайшем друге ребёнка, который заполняет всё его свободное место. Но есть и другие стороны.

1) Вопрос к родителям

- Чем является компьютер для ребенка?

Ответы родителей.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер - дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер - многовариативный дидактический материал.

2) Работа в микрогруппах

Инструкция: сейчас я вам предлагаю поработать в группе и выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

« -»

  • вызывает положительный интерес к технике;
  • развивает творческие способности;
  • полностью захватывает сознание ребенка;
  • устраняет страх перед техникой;
  • формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
  • развивает воображение, моделируя будущее;
  • воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  • помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
  • тренирует память, внимание;
  • развивает быстроту действий и реакции;
  • воспитывает целеустремленность.
  • отрицательное влияние на физическое развитие;
  • повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • способствует развитию гиподинамии;
  • снижает интеллектуальную активность;
  • ухудшает зрение.

Вывод: проведённая работа показывает, что, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети.

Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

  • игры типа «убей их всех»
  • игры - приключения
  • игры стратегические, в которых требуется принимать решения
  • развивающие игры
  • обучающие игры
  • игры диагностические
  • графические, связанные с рисованием, конструированием.

1. Игры типа «убей их всех»

Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.

Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

2. Игры - стратегии

Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.

3. Игры - приключения

Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.

Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.

4. Обучающие и развивающие игры

Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.

Мы доказали, что к выбору детской компьютерной игры или программы нужно относится с особым вниманием, потому то как показывают исследования психологов в этой области ребёнок попадает в зависимость от компьютера.

Выделяют «Факторы зависимости»

Наличие уже трёх признаков свидетельствует о формировании зависимости, поэтому, родители, находите время для общения с вашим ребёнком.

Презентация «Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание в детском саду
«Ребенок и компьютер»

Мелехова Оксана Викторовна, учитель-дефектолог
МБДОУ д/с №1 г.Лысьва, Пермский край

Уважаемый родители! Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер - добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? (ответы родителей)

Вы абсолютно правы - игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер - это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер - дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер - многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

(Дискуссия родителей)

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитии ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг». На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство компьютера и компьютерных игр. Задача команд - выбрать нужные и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности именно вашего мнения (Приложение 1 ) .

(Проводится диспут «Компьютерный ринг»)

Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети. А компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить всех врагов, кем бы они не были.
  2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений и т. д.
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
  7. Графические игры, связанные с рисование, конструированием.

(Выслушиваются мнения родителей)

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение - построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратить ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало?

(Ответы родителей)

А я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

(Зачитывается памятка для родителей. Приложение 2 )

Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка.

(Родителям раздаются памятки с правилами работы для детей дошкольного возраста на компьютере.)

Приложение 1.

Компьютер:

  • Вызывает положительный интерес к технике.
  • Полностью захватывает сознание ребенка.
  • Развивает творческие способности, воображение ребенка.
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой.
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей.
  • Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
  • Позволяет развивать кругозор ребенка.
  • Повышает состояние тревожности, нервозности, страха.
  • Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность.
  • Снижает двигательную активность детей, способствует развитию гиподинамии.
  • Позволяет получать новые знания.
  • Ухудшает зрение ребенка.
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления.

Приложение 2.

Памятка для родителей:

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.
Статьи по теме: