Относятся ли металлодетекторы к специальным средствам. Металлодетекторы

Когда увлечение кладоискательством перерастает в нечто большое, уже никак нельзя обойтись без специализированной техники, вроде мощных радаров или металлоискателей по типу Adventure V3000. Последние подходят и для других целей, например, без Garrett Super Scanner не обойтись в досмотре. Но можно ли свободно пользоваться купленной техникой?

Что говорит закон?

Законами РФ разрешается покупать, перевозить и использовать металлоискатели. Однако, после принятия 23.07.2013 ФЗ №245 о внесении поправок в некоторые законодательные акты, появились положения, ограничивающие их использование, например:

Статья 243.2 УК, согласно которой караются такие действия во время поиска археологических предметов:

  • Повлёкшие к уничтожению или повреждению культурного слоя.;
  • Те же, но совершённые группой лиц или с помощью специализированных технических средств, например, металлоискателей;

Остальные поправки относятся к ведению раскопок в целом и предусматривают строгие наказания за их нарушения.

В скором времени ожидается введение лицензирования металлоискателей. Вопрос принятия такого закона рассматривался в 2013 году и получил поддержку большинства депутатов Госдумы.

Разрешено законодательством РФ и свободное пользование ручными металлодетекторами, вроде TS90A.

Так можно копать или нет?

Однозначно можно копать:

  • Если есть Открытый лист, который выдаётся людям, имеющим:
  1. Высшее историческое образование;
  2. Опыт проведения археологических работ в экспедициях;
  3. Отношения договорного или трудового характера с юридическим лицом, у которого имеется право на проведение археологических раскопок, основывающееся на решении по выдаче Открытого листа специалистами комиссии РАН;
  • На собственном или родственников участке. При этом, если вы найдёте на нём древнее захоронение вместо копейки времён СССР (а с мощными металлоискателями, вроде Garrett GTI-2500 и такое возможно), то раскопки надо будет прекратить уведомить о находке органы власти.
  • В местах, не относящихся и не прилегающим к памятникам культурного наследия, например, пляжах.
  • На свой страх и риск:

    • При возможности доказать, что ваш интерес не затрагивает археологические предметы, а действия не причиняют вреда культурному слою.
    • На заброшенных пашнях и землях, где не может идти речь о культурном слое. Однако подобные действия могут попасть под статью №8.2 АК о порче земель.

    В последнее время мы получаем много вопросов о законности использования металлоискателей . Нас спрашивают о запрете на металлодетекторы, о штрафах и наказаниях за их использование. Десятки тысяч людей по всей России пребывают в недоумении после некоторых нововведений в закон. В чём суть новых поправок в законодательстве? Чем вы рискуете, выходя с металлоискателем в поле, в лес, исследуя заброшенную деревню? Чтобы разрешить этот вопрос, наша компания обратилась в юридический центр. Ниже мы приводим официальное юридическое заключение по поводу закона о металлоискателях .

    Правовое юридическое заключение по поводу закона о металлоискателях

    В настоящее время действующим законодательством предусмотрены следующие санкции по использованию металлоискателей:

    Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» были внесены изменения и действуют нормы следующего содержания:

    Статья 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения.

    • 1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
    • 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.
    • 3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
    • Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Комментарий

    Важным моментом в данной статье является то, что для привлечения к ответственности необходимо наличие прямого умысла.
    Если нет умысла вести археологическую разведку или раскопки, то к ответственности по данной статье привлечь нельзя.
    Поиск и (или) изъятие предметов из земли не является умыслом вести археологическую разведку или раскопки.
    Необходимо доказать, что ведется именно археологическая разведка, а не производится поиск монеток времен СССР с помощью металлоискателя и лопаты.

    Статья 243.2 Уголовного кодекса РФ. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания.

    • 1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
    • 2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
    • 3. Те же деяния, совершенные:

    а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;
    б) лицом с использованием своего служебного положения;
    в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    Примечания

    • 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
    • 2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

    Комментарий

    Важным моментом в данной статье является то, что поиск и (или) изъятие археологических предметов должен повлечь повреждение или уничтожение культурного слоя.
    В примечании 1 дается расшифровка, что является культурным слоем.
    Культурный слой - слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает 100 лет, включающий археологические предметы.

    Если ведется поиск и изъятие предметов на лугу или пашне, не являющимся зарегистрированным или выявленным археологическим объектом, и ищем и (или) изымаем только предметы, которым менее 100 лет, то законодательство не нарушается, так как не нарушается культурный слой.

    Статья 243 Уголовного кодекса РФ. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

    • 1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей - наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    • 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, - наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

    ПРИКАЗ от 20 мая 2008 года № 161/44 осн

    Смоленск

    Об утверждении Инструкции по применению
    стационарных и портативных металлодетекторов
    судебными приставами по ОУПДС г. Смоленска
    и Смоленской области

    В целях обеспечения безопасности судей, работников суда и граждан, находящихся в судебных помещениях, и недопущение проноса в здание суда предметов, представляющих опасность для окружающих: холодное и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства и иных предметов, использование которых может представлять опасность, исключения противоправных действий в помещениях судов, повышения уровня безопасности судей, работников и посетителей судов приказываем:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению стационарных и портативных металлодетекторов судебными приставами по ОУПДС г. Смоленска и Смоленской области.

    2. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника отдела ООУПДС Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области Михайлова Л.В. и начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Смоленской области Кадацкого И.А.

    Руководитель Управления Федеральной службы
    судебных приставов
    по Смоленской области – главный пристав
    Ю.А. Селезнев

    Врио начальника Управления Судебного департамента
    в Смоленской области
    М.М. Савченков

    УТВЕРЖДЕНА
    совместным приказом
    Управления Федеральной службы
    судебных приставов по Смоленской
    области и Управления Судебного
    департамента в Смоленской области
    от 20.05.2008 г. № 161/44 осн.

    Инструкция по применению стационарных и портативных
    металлодетекторов судебными приставами по ОУПДС

    I. Общие положения

    1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и во исполнение Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции от 3 марта 2007 года), Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утверждённой Приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» (в ред. Приказа Минюста РФ от 12.01.2004 №3); Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее ОУПДС), утверждённого Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2006 г. № 384 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов».

    1.2. Задачами инструкции являются:

    а) Определение методики применения стационарных и портативных металлодетекторов судебными приставами по ОУПДС для обеспечения безопасности лиц, находящихся в зданиях (помещениях) судов и граждан, подвергаемых принудительному приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю.

    б) Определение порядка действий судебного пристава по ОУПДС при обнаружении с помощью стационарного и портативного металлодетекторов запрещённых к вносу в здания (помещения) судов опасных для окружающих предметов (Приложение).

    в) Недопущение проноса в здания (помещения) судов опасных для окружающих предметов (Приложение).

    II. Обязанности и права судебных приставов при выполнении
    возложенных на них задач по применению металодетекторов

    2.1. Вцелях повышения эффективности функционирования судебной власти, обеспечения безопасности и установленного порядка деятельности судов, судебные приставы по ОУПДС в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах» № 118 - ФЗ (в редакции от 03.03.2007 года) имеют право осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях и подвергаемых принудительному приводу в суд или к судебному приставу - исполнителю, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, находящихся в судебных помещениях, а также обязаны исполнять распоряжение председателя суда о мерах, направленных на обеспечение безопасности судей, работников суда и граждан, находящихся в судебных помещениях.

    2.2. Одной из мер обеспечения безопасности судей, работников суда и граждан, находящихся в судебных помещениях, является недопущение проноса в здание суда предметов, представляющих опасность для окружающих (холодное и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и т.п.). С этой целью здания судов г. Смоленска и Смоленской области оборудуются стационарными металлодетекторами. Помимо этого каждое подразделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области обеспечивается портативными металлодетекторами.

    2.3. Как правило, стационарные металлодетекторы устанавливаются на входе в здание (помещения) суда.

    Стационарный металлодетектор (металлообнаружитель) – предназначен для досмотра граждан с целью выявления металлических предметов, представляющих опасность для окружающих (холодного и огнестрельного оружия, а так же предметов, которые могут быть использованы в качестве такового, взрывных устройств, взрывоопасных предметов).

    Портативный металлодетектор – предназначен для личного досмотра граждан, а также досмотра находящихся при них вещей, с целью выявления локального расположения металлических предметов, представляющих опасность для окружающих (холодного и огнестрельного оружия, а также предметов, которые могут быть использованы в качестве такового, взрывных устройств, взрывоопасных предметов) в одежде человека, либо в вещах, находящихся при нём.

    2.4. При осуществлении пропуска граждан в здание суда через рамку металлодетектора судебные приставы по ОУПДС не должны допускать нарушение конституционных прав граждан о доступе к правосудию. Таким образом, судебные приставы по ОУПДС осуществляют досмотр граждан, приходящих в здание суда, с применением стационарного и портативного металлодетекторов в целях предотвращения террористических актов, чрезвычайных ситуаций, осуществления безопасности судей, работников суда и граждан, противодействия проносу в здания судов предметов, представляющих опасность для окружающих.

    III. Методика применения стационарных и портативных
    металлодетекторов при осуществлении пропускного режима

    3.1. В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах» судебные приставы по обеспечению установленного порядка несущие службу на посту (вход в здание суда) – осуществляют личный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей при помощи стационарного и портативного металлодетекторов в целях обеспечения безопасности граждан находящихся в судебных помещениях и недопущения проноса в здание суда и судебные помещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ.

    3.2. Все граждане, прибывающие в суд, проходят через рамку стационарного металлодетектора. В случае срабатывания стационарного металлодетектора судебные приставы по ОУПДС предлагают гражданину показать металлические предметы, на которые сработал сигнал металлодетектора, либо применяют портативный металлодетектор для определения локального расположения предмета на теле, либо в вещах досматриваемого гражданина. В этом случае возможны следующие ситуации:

    3.2.1. Если гражданин при прохождении металлодетектора отказывается предъявить предметы, наличие которых приводит к срабатыванию сигнала металлодетектора, а также отказывается назвать цель прихода в здание суда, ведёт себя неадекватно (сильно нервничает, высказывает угрозы в адрес работников суда, судебных приставов, либо иных лиц, находящихся в здании), отказывается покинуть здание (помещение) суда и при этом действия гражданина нельзя квалифицировать по составу как административное правонарушение согласно норм КоАП РФ, судебные приставы по ОУПДС в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О судебных приставах» № 118-ФЗ имеют право задержать данного гражданина и провести его личный досмотр. В случае обнаружения у досматриваемого гражданина предметов, представляющих опасность для окружающих (приложение №1), данный гражданин подвергается задержанию и передаче в органы внутренних дел. Судебные приставы, производившие задержание и передачу в органы внутренних дел вышеназванного гражданина, докладывают об этом председателю суда и старшему судебному приставу.

    3.2.2. Если гражданин при прохождении металлодетектора отказывается предъявить предметы, наличие которых приводит к срабатыванию сигнала металлодетектора, нарушает установленный порядок деятельности суда, не реагирует на законные требования судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленный порядок и его действия можно квалифицировать по ст. ст. 17.3 ч.2, 17.8 КоАП РФ, судебные приставы по ОУПДС в соответствии с ФЗ № 78-ФЗ от 3 июня 2006 года «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях» проводят административное задержание данного гражданина, личный досмотр при помощи технических средств (портативного либо стационарного металлодетектора), составляют на данного гражданина протокол об административном правонарушении и сообщают об этом председателю суда и старшему судебному приставу.

    3.2.3. Если гражданин, проходя через рамку металлодетектора, предъявляет к осмотру предметы, которые привели к срабатыванию сигнала и среди них нет холодного и огнестрельного оружия, либо предметов, которые возможно использовать в качестве такового, специальных средств и других опасных для окружающих предметов, судебные приставы по ОУПДС беспрепятственно пропускают в здание суда такого гражданина.

    3.2.4. Если гражданин, проходя через рамку металлодетектора, предъявляет к осмотру предметы, которые привели к срабатыванию сигнала и среди них есть холодное, либо огнестрельное оружие, специальные средства, либо иные предметы, представляющие опасность для окружающих (предметы, запрещенные к вносу в здание суда), судебный пристав по ОУПДС предлагает такому гражданину предъявить разрешение на их ношение и хранение. В случае если разрешение на ношение и хранение вышеназванных предметов предъявлено, судебный пристав по ОУПДС устанавливает цель и время явки в суд и предлагает гражданину отнести эти предметы в место их хранения. Если гражданин является участником судебного процесса, судебный пристав по ОУПДС докладывает о прибытии вышеназванного гражданина председателю суда и действует в соответствии с его распоряжением.

    3.3. В случае, если гражданин имеет при себе холодное или огнестрельное оружие, либо иные предметы, запрещенные к вносу в здание суда, не предъявляет на них никаких документов, в таком случае судебный пристав по ОУПДС, осуществляющий служебную деятельность на посту – (вход в здание суда), действует аналогично случаю, рассмотренному в п.3.2.1.

    3.4. Проход в здание и помещения суда с табельным оружием, специальными средствами разрешается сотрудникам специализированных конвойных подразделений органов внутренних дел, а также иным сотрудникам МВД РФ, осуществляющим функции конвоирования задержанных при санкционировании ареста, либо взятии под стражу в зале суда.

    IV. Порядок настройки металлодетекторов

    Как было указано выше металлодетекторы бывают двух видов:

    Портативные металлодетекторы

    – их также называют досмотровые (ручные) металлодетекторы.

    Стационарные металлодетекторы

    – их также называют «арочные» металлодетекторы.

    Портативный металлодетектор

    Портативный металлодетектор, благодаря своим компактным размерам, позволяет использовать его в небольших помещениях. Он обычно используется для определения локального местонахождения предметов, представляющих опасность для окружающих и запрещённых кпроносу в здания (помещения) судов.

    4.1. Портативный металлодетектор используется судебным приставом по ОУПДС при личном досмотре граждан, посещающих здание (помещения) суда, а также для проверки вещей, находящихся при нём. Кроме того, судебным приставам по ОУПДС портативный металлодетектор целесообразно использовать с целью выявления огнестрельного оружия, боеприпасов, газового и травматического оружия, колюще-режущих предметов, специальных средств, взрывных устройств и т.д., спрятанных на теле, в одежде, либо в вещах человека.

    Эти металлодетекторы отличают компактность, удобство в обращении и простота в использовании. Дальность (глубина) обнаружения рублевой монеты таким металлодетектором доходит до 10-15 см.

    4.2. Портативные металлодетекторы настраивать на вес искомого предмета в 10 граммов.

    4.3. Портативные металлодетекторы используются для личного досмотра граждан. Несмотря на все замечательные характеристики, ручные металлодетекторы имеют один недостаток – необходимо относительно большое время для досмотра одного человека (от 10-30 сек до 1-2 мин). Поэтому в местах, где очень большой поток людей (вход в здание суда), устанавливают арочные (стационарные) металлодетекторы.

    Стационарный металлодетектор

    4.4. Стационарный металлодетектор используется в местах большого потока людей, когда невозможно справиться с помощью ручного металлодетектора.

    4.5. Время досмотра с помощью стационарного металлодетектора практически моментальное (время прохода через арку металлодетектора).

    4.6. Арочный (стационарный) металлодетектор настраивать на вес искомого предмета в 10 граммов.

    Если на стационарном металлодетекторе сработал сигнал наличия искомого предмета в одежде человека, то локализовать конкретное месторасположение предмета с помощью ручного (портативного) металлодетектора.

    Настройка стационарного и портативного металлодетекторов производится при помощи помещения в его рабочее поле эталона, необходимого веса срабатывания и уменьшения либо увеличения чувствительности ручкой регулировки.

    Приложение
    к Инструкции по применению
    стационарных и портативных
    металлодетекторов
    судебными приставами по ОУПДС

    Перечень предметов, запрещённых к вносу в здание суда

    1. Огнестрельное оружие и боеприпасы;

    2. Пневматические винтовки и пистолеты;

    3. Ружья для подводной охоты, арбалеты;

    4. Имитаторы оружия, электрошоковые устройства;

    5. Газовое оружие, аэрозольные распылители и оружие самообороны;

    6. Холодное оружие (ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые предметы, обладающие колюще-режущими свойствами);

    7. Взрывчатые вещества, взрывные устройства;

    8. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества;

    9. Радиоактивные материалы;

    10. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества;

    11. Окислители – перекиси органические, отбеливатели;

    Наркотические и психотропные вещества.

    ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

    Для широкого круга читателей журнала предлагается к обсуждению ряд проблем по нормированию требований к металлодетекторам , как к одному из важных видов досмотровой техники . В условиях, когда в Российской Федерации до сих пор отсутствует Государственный стандарт , регламентирующий нормативные требования на металлодетекторы , как устройства досмотра , вопросы, изложенные в статье, являются актуальными.
    Важную роль в организации охраны зданий, сооружений, осуществлении контроля и регулирования перемещения людей играют металлодетекторы, металлобнаружители - обнаружители запрещенных к проносу на эти объекты предметов.
    Металлодетекторы по принимаемой сегодня классификации относятся к устройствам досмотра , входящим в состав интегрированных средств охраны или используемых автономно. Конструктивно такие металлодетекторы могут быть встроенными в устройства заграждения систем контроля и управления доступом , автономными стационарными или автономными переносными.
    К предметам, запрещенным к проносу посетителями на охраняемые объекты и выявляемым металлодетектором (объектам поиска), в первую очередь относятся:

    - огнестрельное оружие;
    - ручные гранаты;
    - ножи,

    Функциональное назначение металлодетекторов в общем случае довольно широкое: от поиска цветных металлов массой ~ 1 г до обнаружения предметов из ферромагнитных металлов, значительно превышающих объект поиска по массе. Задачи, которые решают металлодетекторы, металлообнаружители в системах защиты и охраны, более узкие и имеют свои особенности, определяющие специфические требования к таким устройствам. К ним относятся:

    - надежное обнаружение объекта поиска;
    - обеспечение селективности по отношению к металлическим предметам, разрешенным к проносу на охраняемый объект ;
    - обеспечение помехоустойчивости в условиях работы на охраняемом объекте;
    - обеспечение специальной безопасности .

    До настоящего времени в России не существует государственного стандарта, регламентирующего большую часть из рассмотренных выше требований. В результате страдают потребители металлодетекторов . Приобретя изделие, в документации на которое даются лишь качественные оценки его основных характеристик (надежно обнаруживает оружие, не реагирует на небольшие металлические предметы, устойчив к воздействию помех и т.д.), потребитель, обнаружив, что металлодетектор не устраивает его по фактическим возможностям, не может предъявить претензии к изготовителю или продавцу. Часто складывается и такая ситуация, что у приобретенного универсального металлодетектора предусмотрены разнообразные программы работы. Однако в эксплуатационных документах не указываются характеристики, обеспечиваемые изделием при использовании реализуемых в нем программ. И даже ссылки на установку уровня безопасности по международному стандарту “NILECJ-SCD 0601-00 Security level 1...5” не позволяют отечественному потребителю определиться с выбором режима.
    Из рассмотренного выше следует, что назрела необходимость разработки российского стандарта на металлодетекторы - устройства досмотра . Рассмотрим подробнее каждое из требований к таким устройствам.

    Обнаруженческие характеристики.
    ОП, рассмотренные выше, имеют различные размеры, массу, форму, электропроводность, магнитную проницаемость. В металлодетекторе сигнал на выходе приемной антенны зависит как от этих характеристик, так и от расположения объекта поиска относительно антенн. Соответственно и обнаруженческие характеристики металлодетектора должны оцениваться с учетом перечисленных выше факторов.
    Проведенные исследования позволили разработать ряд тестовых образцов, имеющих обобщенные для объекта поиска конструктивные параметры . Использование таких тестовых образцов или реальных объектов поиска позволяет оценивать вероятность обнаружения их металлодетектором, металлобнаружителем при различной пространственной ориентации объекта поиска в наиболее вероятных местах расположения на человеке.

    Селективные характеристики.
    Под селективными характеристиками применительно к металлодетекторам - устройствам доступа рассматривают вероятности пропуска предметов меньших размеров и массы, чем объект поиска, разрешенных к проносу на охраняемый объект предметов личного пользования, или вероятности ложной тревоги изделия.
    Указанные характеристики в металлодетекторе непосредственно связаны с вероятностью обнаружения объекта поиска. Электромагнитное поле по ширине проходаметаллодетектора существенно неоднородно. Даже применение специальной конфигурации катушек и специальной обработки сигналов с приемной антенны значительно не улучшает эту неоднородность. Поэтому при проносе одного и того же предмета под одним и тем же ракурсом в непосредственной близости от катушек и в середине прохода указанные сигналы могут отличаться в 2…4 раза. Таким образом, сигнал от объекта поиска в середине прохода соизмерим с сигналом от предметов личного пользования, проносимых около катушек. Кроме того, большинство рассматриваемых металлодетекторов имеют плоские антенные системы и обладают достаточной чувствительностью в одном или, в лучшем случае, в двух направлениях. Поэтому для обеспечения уверенного обнаружения при любой ориентации таких объектов поиска, как пистолет или нож, имеющих существенно отличающиеся размеры в различных направлениях, требуется низкий порог чувствительности, снижающий селективные характеристики металлодетектора .

    Селективность имеет и чисто психологическое значение для работников охраны объектов , оснащенных металлодетекторами, металлобнаружителями . Из практических наблюдений автора следует, что частые ложные срабатывания от предметов личного пользованияснижают у работников охраны внимание на любой сигнал тревоги, в том числе, и при срабатывании от объекта поиска. Применение металлодетекторов с низкой селективностью чаще всего является лишь поводом работникам охраны для сплошного досмотра посетителей.

    Помехоустойчивость.
    На металлодетектор , установленный в охраняемом помещении, воздействует целый ряд внешних условий (помех), затрудняющих, или делающих невозможным выполнение им своих функций. Помехи разделяют на электромагнитные и вызванные наличием вблизи антенн больших масс металла, замкнутых контуров, перемещающихся или неподвижных. Источниками электромагнитных помех чаще всего являются:

    - силовые электросети и их коммутационное оборудование;
    - работающие силовые электрические устройства (электрические двигатели, электрические генераторы, трансформаторы);
    - люминесцентные лампы;
    - мониторы ;
    - телевизоры и т.д.

    Наличие электромагнитных помех может привести к ложным срабатываниям, которые в некоторых случаях становятся непрерывными и практически не дают возможности использовать металлодетектор . Кроме того, электромагнитные помехи отрицательно влияют на селективность.
    Ложные срабатывания также вызывают находящиеся вблизи металлодетектора конструкции и замкнутые контуры, перемещающиеся по своему функциональному назначению (двери, кабины лифтов и т.п.) или осуществляющие движение вследствие нежесткости конструкций, вибраций.
    При неправильной организации прохода через металлодетектор ложные срабатывания могут вызывать перемещающиеся металлические предметы (ручная кладь, зонты и т.п.) у посетителей, находящихся вблизи антенн.
    Помехоустойчивость металлодетектора определяется его способностью сохранять свои характеристики в условиях воздействия рассмотренных выше помех. Для обеспечения помехоустойчивости металлодетекторов применяют целый ряд как конструктивных, так и организационных мер:

    - специальные схемотехнические решения электронных узлов;
    - специальную обработку сигналов с приемных антенн;
    - различные виды синхронизации с помехами;
    - удаление металлодетекторов от подвижных металлических предметов;
    - исключение проноса ручной клади через зону, контролируемую металлодетектором , и вблизи от нее.

    Для контроля ручной клади могут использоваться рентгеновские установки или металлодетекторы, металлоискатели для ручной клади, располагающиеся в непосредственной близости от металлодетектора , предназначенного для досмотра людей. Перечисленные устройства являются источниками дополнительных электромагнитных помех, и для уменьшения их влияния должны предусматриваться меры, рассмотренные выше.

    Специальная безопасность.
    Металлодетекторы, металлоискатели генерируют электромагнитное поле, которое при проходе пересекает человек и вблизи которого длительное время находятся работники охраны. Поэтому, кроме выполнения обычных требований по безопасности устройств, имеющих электропитание , они должны обеспечивать:

    - безопасность по отношению к организму человека;
    - допустимый уровень влияния на имплантируемые электрокардиостимуляторы;
    - допустимый уровень влияния на магнитные носители информации.

    Таким образом, к металлодетекторам - устройствам досмотра предъявляются особые требования. Анализ требований к таким устройствам, проведенный в настоящей статье, позволяет сформулировать основные подходы к разработке стандарта.

    Предложения по нормированию требований
    Основной характеристикой металлодетектора - устройства досмотра может служить вероятность обнаружения объекта поиска. Требования к величине этой характеристики могут быть различными в зависимости от необходимой степени защиты объекта. Автор предлагает разделить эти требования на четыре группы: пониженную, нормальную, повышенную и высокую защищенность, со следующими численными значениями вероятности обнаружения Р обн. :

    - пониженная с Р обн. >= 0,95;
    - нормальная с Р обн. >= 0,97;
    - повышенная с Р обн. . >= 0,98;
    - высокая с Р обн. >= 0,99.

    Предложенные величины выбраны, исходя из необходимости обеспечения достаточного уровня селективности и помехоустойчивости, а также с учетом технической реализуемости этих значений в существующих металлодетекторах . Кроме того, такое разделение позволит сертифицировать все разнообразие российских и импортных изделий и иметь определенный запас для перспективных металлодетекторов .
    Важнейшим моментом при оценке Р обн. является методика измерений. Для ее создания необходимо:

    - выбрать номенклатуру объектов поиска или их имитаторов с конкретными конструктивными характеристиками;
    - выбрать и обосновать точки измерений в контролируемом проеме металлодетектора ;
    - выбрать и обосновать количество измерений, исходя из требуемой доверительной вероятности;
    - разработать и обосновать алгоритмы обработки измерений.

    Второй важной характеристикой конкретно устройств досмотра является селективность. Она также в зависимости от значения вероятности обнаружения предметов личного пользования (вероятности ложной тревоги Р лт.) может оцениваться по четырем группам:

    - пониженная с Р лт. <= 0,1;
    - нормальная с Р лт. <= 0,05;
    - повышенная с Р лт. <= 0,02;
    - высокая с Р лт. <= 0,01.

    Подход к методикам измерений Р лт. может быть аналогичен рассмотренному выше.
    Предлагаемые для нормирования Р обн. . тесно связаны со временем нахождения объекта поиска в зоне, контролируемой металлодетектором . Поэтому нормироваться должна и максимальная скорость проноса объектов, при которой обеспечиваются определенные вероятностные характеристики. Обычно скорость движения спокойно идущего человека составляет 0,5... 1,0 м/с. Однако при этом относительные скорости движения отдельных частей его тела (руки, ноги), а соответственно и объекта поиска, могут достигать 1,5...2 м/с. Методики измерения максимальной скорости проноса объекта поиска (или вытекающей из нее пропускной способности) достаточно очевидны.
    Требования к помехоустойчивости металлодетекторов по отношению к внешним электромагнитным помехам формулируются в разрабатываемом стандарте . Нормирование требований к помехоустойчивости от перемещающихся металлических масс в общем случае невозможно.
    Требования по безопасности электромагнитного поля металлодетектора по отношению к организму человека определяются: СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 “Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона”, МСанПиН 001-96 “Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях”.
    В отношении имплантируемых электрокардиостимуляторов, по информации, имеющейся у автора, ни в России, ни в других странах не установлено нормированных требований к допустимым характеристикам окружающих электромагнитных полей. Поэтому требования по безопасности электромагнитного поля металлодетектора могут быть сформулированы по отношению к определенному (фиксированному) электрокардиостимулятору, например, наиболее чувствительному к рассматриваемому воздействию. В частности, ряд имеющихся на российском рынке импортных металлодетекторов испытан на безопасность по отношению к конкретным моделям электрокардостимуляторов.
    При разработке стандарта необходимо определить требования по безопасности электромагнитного поля металлодетектора по отношению к магнитным носителям информации (магнитным ленте, дискам и т.п.), что, скорее всего, важно для металлодетекторов досмотра ручной клади.
    Методики измерений по большинству направлений безопасности электромагнитного поля, излучаемого металлодетектором , заключаются в проведении замеров обычными измерительными приборами уровней напряженности поля в определенных частотных диапазонах и сравнении их с допустимыми нормами.
    Общие требования к безопасности металлодетекторов изложены в ГОСТ 12.1.004 , ГОСТ 12.1.006, ГОСТ 12.2.003 , ГОСТ 12.2.004, ГОСТ 12,2.006.
    Международные стандарты
    Наиболее известны два международных стандарта, определяющих требования к металлодетекторам , используемым для обнаружения оружия на человеке .
    Рассмотрим соотношение основных по значению требований, предлагаемых в настоящей статье для нормирования, с соответствующими требованиями по стандарту Федерального управления гражданской авиации США . В стандарте Федерального управления гражданской авиации США нормируется нижняя граница Р обн. для трех конкретных образцов огнестрельного оружия. Образцы выполнены из разных материалов (сталь, нержавеющая сталь, специальные сплавы), имеют достаточно малые массу и габариты. Испытания проводятся в трех фиксированных точках на теле человека. В стандарте отсутствуют требования к вероятностям обнаружения гранат, ножей. Кроме того, отсутствует градация по значениям Р обн. , что не позволяет сравнивать металлодетекторы между собой. По мнению автора, в разрабатываемом российском стандарте может быть использован ряд положений, изложенных в , например, выбор аналогичных или тех же объектов поиска, использование аналогичных мест расположения оружия на теле человека и в той же пространственной ориентации. Однако номенклатура применяемых при испытаниях объекта поиска, количество точек, в которых оцениваются вероятности их обнаружения, объем испытаний (доверительные вероятности) в российском стандарте должны быть выше. Это позволит более достоверно оценивать параметры металлодетекторов, металлоискателей применительно к рассматриваемым выше задачам.
    Требования стандарта в рамках настоящей статьи автору проанализировать не удалось, т.к. текста стандарта на момент написания статьи у него не имелось. Поэтому вопросы сравнения с принятой классификацией и допустимыми значениями характеристик металлодетекторов по этому международному стандарту требуют дополнительного рассмотрения.

    Для широкого круга читателей журнала предлагается к обсуждению ряд проблем по нормированию требований к металлодетекторам, как к одному из важных видов досмотровой техники. В условиях, когда в Российской Федерации до сих пор отсутствует Государственный стандарт, регламентирующий нормативные требования на металлодетекторы , как устройства досмотра , вопросы, изложенные в статье, являются актуальными.
    Важную роль в организации охраны зданий, сооружений, осуществлении контроля и регулирования перемещения людей играют металлодетекторы - обнаружители запрещенных к проносу на эти объекты предметов.
    Металлодетекторы по принимаемой сегодня классификации относятся к устройствам досмотра , входящим в состав интегрированных средств охраны или используемых автономно. Конструктивно такие металлодетекторы могут быть встроенными в устройства заграждения систем контроля и управления доступом, автономными стационарными или автономными переносными.
    К предметам, запрещенным к проносу посетителями на охраняемые объекты и выявляемым металлодетектором (объектам поиска), в первую очередь относятся:

    - огнестрельное оружие;
    - ручные гранаты;
    - ножи,

    Функциональное назначение металлодетекторов в общем случае довольно широкое: от поиска цветных металлов массой ~ 1 г до обнаружения предметов из ферромагнитных металлов, значительно превышающих объект поиска по массе. Задачи, которые решают металлодетекторы в системах защиты и охраны, более узкие и имеют свои особенности, определяющие специфические требования к таким устройствам. К ним относятся:

    - надежное обнаружение объекта поиска;
    - обеспечение селективности по отношению к металлическим предметам, разрешенным к проносу на охраняемый объект;
    - обеспечение помехоустойчивости в условиях работы на охраняемом объекте;
    - обеспечение специальной безопасности.

    До настоящего времени в России не существует государственного стандарта, регламентирующего большую часть из рассмотренных выше требований. В результате страдают потребители металлодетекторов . Приобретя изделие, в документации на которое даются лишь качественные оценки его основных характеристик (надежно обнаруживает оружие, не реагирует на небольшие металлические предметы, устойчив к воздействию помех и т.д.), потребитель, обнаружив, что металлодетектор не устраивает его по фактическим возможностям, не может предъявить претензии к изготовителю или продавцу. Часто складывается и такая ситуация, что у приобретенного универсальногометаллодетектора предусмотрены разнообразные программы работы. Однако в эксплуатационных документах не указываются характеристики, обеспечиваемые изделием при использовании реализуемых в нем программ. И даже ссылки на установку уровня безопасности по международному стандарту “NILECJ-SCD 0601-00 Security level 1...5” не позволяют отечественному потребителю определиться с выбором режима.
    Из рассмотренного выше следует, что назрела необходимость разработки российского стандарта на металлодетекторы - устройства досмотра . Рассмотрим подробнее каждое из требований к таким устройствам.

    Обнаруженческие характеристики.
    ОП, рассмотренные выше, имеют различные размеры, массу, форму, электропроводность, магнитную проницаемость. В металлодетекторе сигнал на выходе приемной антенны зависит как от этих характеристик, так и от расположения объекта поиска относительно антенн. Соответственно и обнаруженческие характеристикиметаллодетектора должны оцениваться с учетом перечисленных выше факторов.
    Проведенные исследования позволили разработать ряд тестовых образцов, имеющих обобщенные для объекта поиска конструктивные параметры . Использование таких тестовых образцов или реальных объектов поиска позволяет оценивать вероятность обнаружения их металлодетектором при различной пространственной ориентации объекта поиска в наиболее вероятных местах расположения на человеке.

    Селективные характеристики.
    Под селективными характеристиками применительно к металлодетекторам - устройствам доступа рассматривают вероятности пропуска предметов меньших размеров и массы, чем объект поиска, разрешенных к проносу на охраняемый объект предметов личного пользования, или вероятности ложной тревоги изделия.
    Указанные характеристики в металлодетекторе непосредственно связаны с вероятностью обнаружения объекта поиска. Электромагнитное поле по ширине проходаметаллодетектора существенно неоднородно. Даже применение специальной конфигурации катушек и специальной обработки сигналов с приемной антенны значительно не улучшает эту неоднородность. Поэтому при проносе одного и того же предмета под одним и тем же ракурсом в непосредственной близости от катушек и в середине прохода указанные сигналы могут отличаться в 2…4 раза. Таким образом, сигнал от объекта поиска в середине прохода соизмерим с сигналом от предметов личного пользования, проносимых около катушек. Кроме того, большинство рассматриваемых металлодетекторов имеют плоские антенные системы и обладают достаточной чувствительностью в одном или, в лучшем случае, в двух направлениях. Поэтому для обеспечения уверенного обнаружения при любой ориентации таких объектов поиска, как пистолет или нож, имеющих существенно отличающиеся размеры в различных направлениях, требуется низкий порог чувствительности, снижающий селективные характеристики металлодетектора .

    Селективность имеет и чисто психологическое значение для работников охраны объектов, оснащенных металлодетекторами . Из практических наблюдений автора следует, что частые ложные срабатывания от предметов личного пользованияснижают у работников охраны внимание на любой сигнал тревоги, в том числе, и при срабатывании от объекта поиска. Применение металлодетекторов с низкой селективностью чаще всего является лишь поводом работникам охраны для сплошного досмотра посетителей.

    Помехоустойчивость.
    На металлодетектор , установленный в охраняемом помещении, воздействует целый ряд внешних условий (помех), затрудняющих, или делающих невозможным выполнение им своих функций. Помехи разделяют на электромагнитные и вызванные наличием вблизи антенн больших масс металла, замкнутых контуров, перемещающихся или неподвижных. Источниками электромагнитных помех чаще всего являются:

    - силовые электросети и их коммутационное оборудование;
    - работающие силовые электрические устройства (электрические двигатели, электрические генераторы, трансформаторы);
    - люминесцентные лампы;
    - мониторы;
    - телевизоры и т.д.

    Наличие электромагнитных помех может привести к ложным срабатываниям, которые в некоторых случаях становятся непрерывными и практически не дают возможности использовать металлодетектор . Кроме того, электромагнитные помехи отрицательно влияют на селективность.
    Ложные срабатывания также вызывают находящиеся вблизи металлодетектора конструкции и замкнутые контуры, перемещающиеся по своему функциональному назначению (двери, кабины лифтов и т.п.) или осуществляющие движение вследствие нежесткости конструкций, вибраций.
    При неправильной организации прохода через металлодетектор ложные срабатывания могут вызывать перемещающиеся металлические предметы (ручная кладь, зонты и т.п.) у посетителей, находящихся вблизи антенн.
    Помехоустойчивость металлодетектора определяется его способностью сохранять свои характеристики в условиях воздействия рассмотренных выше помех. Для обеспечения помехоустойчивости металлодетекторов применяют целый ряд как конструктивных, так и организационных мер:

    - специальные схемотехнические решения электронных узлов;
    - специальную обработку сигналов с приемных антенн;
    - различные виды синхронизации с помехами;
    - удаление металлодетекторов от подвижных металлических предметов;
    - исключение проноса ручной клади через зону, контролируемую металлодетектором , и вблизи от нее.

    Для контроля ручной клади могут использоваться рентгеновские установки или металлодетекторы для ручной клади, располагающиеся в непосредственной близости отметаллодетектора , предназначенного для досмотра людей. Перечисленные устройства являются источниками дополнительных электромагнитных помех, и для уменьшения их влияния должны предусматриваться меры, рассмотренные выше.

    Специальная безопасность.
    Металлодетекторы генерируют электромагнитное поле, которое при проходе пересекает человек и вблизи которого длительное время находятся работники охраны. Поэтому, кроме выполнения обычных требований по безопасности устройств, имеющих электропитание, они должны обеспечивать:

    - безопасность по отношению к организму человека;
    - допустимый уровень влияния на имплантируемые электрокардиостимуляторы;
    - допустимый уровень влияния на магнитные носители информации.

    Таким образом, к металлодетекторам - устройствам досмотра предъявляются особые требования. Анализ требований к таким устройствам, проведенный в настоящей статье, позволяет сформулировать основные подходы к разработке стандарта.

    Предложения по нормированию требований
    Основной характеристикой металлодетектора - устройства досмотра может служить вероятность обнаружения объекта поиска. Требования к величине этой характеристики могут быть различными в зависимости от необходимой степени защиты объекта. Автор предлагает разделить эти требования на четыре группы: пониженную, нормальную, повышенную и высокую защищенность, со следующими численными значениями вероятности обнаружения Р обн. :

    - пониженная с Р обн. >= 0,95;
    - нормальная с Р обн. >= 0,97;
    - повышенная с Р обн. . >= 0,98;
    - высокая с Р обн. >= 0,99.

    Предложенные величины выбраны, исходя из необходимости обеспечения достаточного уровня селективности и помехоустойчивости, а также с учетом технической реализуемости этих значений в существующих металлодетекторах . Кроме того, такое разделение позволит сертифицировать все разнообразие российских и импортных изделий и иметь определенный запас для перспективных металлодетекторов .
    Важнейшим моментом при оценке Р обн. является методика измерений. Для ее создания необходимо:

    - выбрать номенклатуру объектов поиска или их имитаторов с конкретными конструктивными характеристиками;
    - выбрать и обосновать точки измерений в контролируемом проеме металлодетектора ;
    - выбрать и обосновать количество измерений, исходя из требуемой доверительной вероятности;
    - разработать и обосновать алгоритмы обработки измерений.

    Второй важной характеристикой конкретно устройств досмотра является селективность. Она также в зависимости от значения вероятности обнаружения предметов личного пользования (вероятности ложной тревоги Р лт.) может оцениваться по четырем группам:

    - пониженная с Р лт. <= 0,1;
    - нормальная с Р лт. <= 0,05;
    - повышенная с Р лт. <= 0,02;
    - высокая с Р лт. <= 0,01.

    Подход к методикам измерений Р лт. может быть аналогичен рассмотренному выше.
    Предлагаемые для нормирования Р обн. . тесно связаны со временем нахождения объекта поиска в зоне, контролируемой металлодетектором . Поэтому нормироваться должна и максимальная скорость проноса объектов, при которой обеспечиваются определенные вероятностные характеристики. Обычно скорость движения спокойно идущего человека составляет 0,5... 1,0 м/с. Однако при этом относительные скорости движения отдельных частей его тела (руки, ноги), а соответственно и объекта поиска, могут достигать 1,5...2 м/с. Методики измерения максимальной скорости проноса объекта поиска (или вытекающей из нее пропускной способности) достаточно очевидны.
    Требования к помехоустойчивости металлодетекторов по отношению к внешним электромагнитным помехам формулируются в разрабатываемом стандарте . Нормирование требований к помехоустойчивости от перемещающихся металлических масс в общем случае невозможно.
    Требования по безопасности электромагнитного поля металлодетектора по отношению к организму человека определяются: СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 “Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона”, МСанПиН 001-96 “Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях”.
    В отношении имплантируемых электрокардиостимуляторов, по информации, имеющейся у автора, ни в России, ни в других странах не установлено нормированных требований к допустимым характеристикам окружающих электромагнитных полей. Поэтому требования по безопасности электромагнитного поля металлодетектора могут быть сформулированы по отношению к определенному (фиксированному) электрокардиостимулятору, например, наиболее чувствительному к рассматриваемому воздействию. В частности, ряд имеющихся на российском рынке импортных металлодетекторов испытан на безопасность по отношению к конкретным моделям электрокардостимуляторов.
    При разработке стандарта необходимо определить требования по безопасности электромагнитного поля металлодетектора по отношению к магнитным носителям информации (магнитным ленте, дискам и т.п.), что, скорее всего, важно для металлодетекторов досмотра ручной клади.
    Методики измерений по большинству направлений безопасности электромагнитного поля, излучаемого металлодетектором , заключаются в проведении замеров обычными измерительными приборами уровней напряженности поля в определенных частотных диапазонах и сравнении их с допустимыми нормами.
    Общие требования к безопасности металлодетекторов изложены в ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.006, ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.004, ГОСТ 12,2.006.
    Международные стандарты
    Наиболее известны два международных стандарта, определяющих требования к металлодетекторам , используемым для обнаружения оружия на человеке .
    Рассмотрим соотношение основных по значению требований, предлагаемых в настоящей статье для нормирования, с соответствующими требованиями по стандарту Федерального управления гражданской авиации США . В стандарте Федерального управления гражданской авиации США нормируется нижняя граница Р обн. для трех конкретных образцов огнестрельного оружия. Образцы выполнены из разных материалов (сталь, нержавеющая сталь, специальные сплавы), имеют достаточно малые массу и габариты. Испытания проводятся в трех фиксированных точках на теле человека. В стандарте отсутствуют требования к вероятностям обнаружения гранат, ножей. Кроме того, отсутствует градация по значениям Р обн. , что не позволяет сравнивать металлодетекторы между собой. По мнению автора, в разрабатываемом российском стандарте может быть использован ряд положений, изложенных в , например, выбор аналогичных или тех же объектов поиска, использование аналогичных мест расположения оружия на теле человека и в той же пространственной ориентации. Однако номенклатура применяемых при испытаниях объекта поиска, количество точек, в которых оцениваются вероятности их обнаружения, объем испытаний (доверительные вероятности) в российском стандарте должны быть выше. Это позволит более достоверно оценивать параметры металлодетекторов применительно к рассматриваемым выше задачам.
    Требования стандарта в рамках настоящей статьи автору проанализировать не удалось, т.к. текста стандарта на момент написания статьи у него не имелось. Поэтому вопросы сравнения с принятой классификацией и допустимыми значениями характеристик металлодетекторов по этому международному стандарту требуют дополнительного рассмотрения.

    Статьи по теме: