Информационное общество тест по информатике. Мультимедийный обучающий тест "информационные революции"

Онлайн тест на депрессию Бека представляет собой один из наиболее известных и широко распространенных на сегодняшний день опросников, позволяющих определить, насколько счастлив человек или же, наоборот, насколько глубоко он погрузился в депрессию. Разработкой данного теста занимался высококвалифицированный врач-психотерапевт Аарон Бек, который является также создателем так называемой когнитивной психотерапии.

Шкала депрессии Бека представляет собой один из первых тестов, при помощи которых появилась возможность оценивать степень депрессии человека. В процессе проведения многочисленных испытаний было подтверждено, что в конечном итоге тестирование позволяет точно определить депрессивные симптомы.

В данном тесте вам будет предоставлено несколько утверждений, которые всецело отражают различные особенности психического и телесного состояния человека. После того, как вы ознакомитесь с группой утверждений, выберите те, которые наиболее соответствуют вашему состоянию на этот момент, после чего переходите к другой группе.

Пройти онлайн тест на депрессию

    1. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не чувствую себя расстроенным, печальным
    • Я расстроен
    • Я все время расстроен и не могу от этого отключиться
    • Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать
  1. 2. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не тревожусь о своем будущем
    • Я чувствую, что озадачен будущим
    • Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем
    • Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему
  2. 3. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не чувствую себя неудачником
    • Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди
    • Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач
    • Я чувствую, что как личность я — полный неудачник
  3. 4. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше
    • Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше
    • Я больше не получаю удовлетворения ни от чего
    • Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело
  4. 5. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым
    • Достаточно часто я чувствую себя виноватым
    • Большую часть времени я чувствую себя виноватым
    • Я постоянно испытываю чувство вины
  5. 6. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо
    • Я чувствую, что могу быть наказан
    • Я ожидаю, что могу быть наказан
    • Я чувствую себя уже наказанным
  6. 7. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не разочаровался в себе
    • Я разочаровался в себе
    • Я себе противен
    • Я себя ненавижу
  7. 8. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я знаю, что я не хуже других
    • Я критикую себя за ошибки и слабости
    • Я все время обвиняю себя за свои поступки
    • Я виню себя во всем плохом, что происходит
  8. 9. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я никогда не думал покончить с собой
    • Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять
    • Я хотел бы покончить с собой
    • Я бы убил себя, если бы представился случай
  9. 10. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я плачу не больше, чем обычно
    • Сейчас я плачу чаще, чем раньше
    • Теперь я все время плачу
    • Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется
  10. 11. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Сейчас я раздражителен не более, чем обычно
    • Я более легко раздражаюсь, чем раньше
    • Теперь я постоянно чувствую, что раздражен
    • Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали
  11. 12. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не утратил интереса к другим людям
    • Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше
    • Я почти потерял интерес к другим людям
    • Я полностью утратил интерес к другим людям
  12. 13. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше
    • Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения
    • Мне труднее принимать решения, чем раньше
    • Я больше не могу принимать решения
  13. 14. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно
    • Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным
    • Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным
    • Я знаю, что выгляжу безобразно
  14. 15. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я могу работать так же хорошо, как и раньше
    • Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь
    • Я с трудом заставляю себя делать что-либо
    • Я совсем не могу выполнять никакую работу
  15. 16. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я сплю так же хорошо, как и раньше
    • Сейчас я сплю хуже, чем раньше
    • Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять
    • Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть
  16. 17. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я устаю не больше, чем обычно
    • Теперь я устаю быстрее, чем раньше
    • Я устаю почти от всего, что я делаю
    • Я не могу ничего делать из-за усталости
  17. 18. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Мой аппетит не хуже, чем обычно
    • Мой аппетит стал хуже, чем раньше
    • Мой аппетит теперь значительно хуже
    • У меня вообще нет аппетита
  18. 19. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной
    • За последнее время я потерял более 2 кг
    • Я потерял более 5 кг
    • Я потерял более 7 кr
  19. 20. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно
    • Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.
    • Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом
    • Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать
  20. 21. Выберите утверждение, которое лучше всего описывает ваше состояние на прошлой неделе

    • В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости
    • Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше
    • Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше
    • Я полностью утратил либидо интерес
  • Отсутствие депрессивных симптомов. Всё в порядке, у вас отсутствуют какие-либо симптомы клинической депрессии.

    Легкая депрессия (субдепрессия). Похоже на то, что у вас присутствуют признаки легкой депрессии.

    Умеренная депрессия. У вас наблюдаются симптомы умеренной депрессии. Самое время обратить на это своё пристальное внимание и не позволить перетекания этого состояния в более выраженное.

    Выраженная депрессия (средней тяжести). У вас все признаки клинической депрессии средней тяжести. Не стоит пускать это на самотек. Вам стоит серьёзно заняться своим психологическим состоянием.

    Тяжелая депрессия. Дело плохо, результаты теста показывают, что у вас присутствуют симптомы тяжелой клинической депрессии. Не стоит пытаться самостоятельно выбираться из депрессии и скрывать её от окружающих. Вам необходимо обратиться со своей проблемой к врачу или специалисту-психологу.

Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) была предложена А.Т. Беком в 1961 г. Диагностический тест разработан на основе клинических наблюдений, которые выявили набор наиболее показательных симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб.

Описание

Тест выявляет депрессивные состояния на всех этапах развития. С помощью теста можно самостоятельно отследить у себя начало депрессивного состояния и вовремя обратиться к специалисту.

Проведение теста

В первоначальном варианте диагностический материал заполнялся под наблюдением квалифицированного эксперта (психиатра, клинического психолога или социолога). Специалист зачитывал вслух пункт, а после просил пациента выбрать утверждение, наиболее соответствующее его состоянию на текущий момент. Пациенту выдавалась копия опросника, по которому он мог следить за читаемыми экспертом пунктами. В дополнение к результатам тестирования исследователь учитывал анамнез пациента показатели интеллектуального развития и другие параметры.

В последствии, специалисты пришли к выводу, что процедуру можно упростить без потери качества диагностики, теперь опросник заполняется пациентом самостоятельно.

Инструкция по самотестированию

  1. Тест содержит группы утверждений.
  2. Внимательно прочитайте все утверждения в группе.
  3. Определите одно утверждение, которое лучше всего соответствует вашему самочувствию на этой неделе и сегодня.
  4. Отметьте это утверждение.

Инструкция. Данный опросник составлен из 21 группы и четырех утверждений в группе (0-3). Внимательно прочтите каждую группу утверждений и выберите утверждение, которое наиболее точно отражает ваше самочувствие, образ мыслей или настроение на этой неделе, включая сегодняшний день. Обведите номер выбранного утверждения. Если несколько утверждений кажутся вам одинаково справедливыми, обведите их номера.

№ Утверждение

0 = Я не испытываю печали.

1 1 = Я испытываю печаль.

2 = Я все время испытываю печаль и не могу отделаться от нее.

3 = Я испытываю невыносимую печаль.

0 = Я спокойно думаю о будущем.

2 1 = Мысли о будущем вызывают у меня тревогу или опасения.

2 = Мне нечего ждать и не на что надеяться.

3 = Я не жду ничего хорошего в будущем.

0 = Я не считаю себя неудачником.

3 1 = Мне кажется, что я терплю неудачи чаще, чем большинство людей.

2 = Моя жизнь - сплошная цепь неудач.

3 = Я считаю себя полным неудачником.

0 = Я получаю удовольствие от любимых вещей и занятий.

4 1 = Яне получаю прежнего удовольствия от любимых вещей и занятий.

2 = Ничто не доставляет мне удовольствия.

3 = Любимое занятие вызывает у меня скуку и тоску.

0 = Я не испытываю чувство вины.

5 1 = Я довольно часто чувствую себя виноватым.

2 = Я очень часто чувствую себя виноватым.

3 = Меня гложет постоянное чувство вины.

0 = Я не считаю, что заслуживаю наказания.

6 1 = Я допускаю, что заслуживаю наказания.

2 = Я все время жду наказания.

3 = Я чувствую, что судьба наказывает меня.

0 = Я вполне доволен собой.

7 1 = Я не доволен собой.

2 = Я противен себе.

3 = Я ненавижу себя.

0 = Я не думаю, что я хуже других людей.

8 1 = Я критикую себя за слабость и ошибки.

2 = Я постоянно ругаю себя за разного рода проступки и ошибки.

3 = Я ругаю себя за все плохое, что происходит вокруг.

0 = У меня не возникает мыслей о самоубийстве.

9 1 = У меня появляются мысли о том, чтобы покончить с собой, но я не сделаю этого.

2 = Я хочу покончить с собой.

3 = Я бы покончил с собой, если бы мне представилась возможность.

0 = Я плачу не чаще обычного.

10 1 = Я плачу чаще обычного.

2 = Я все время плачу.

3 = Раньше я часто плакала, но теперь не могу заплакать, даже когда хочется плакать.

0 = Я испытываю раздражение не чаще обычного.

11 1 = Я раздражаюсь легче обычного.

2 = Я испытываю постоянное чувство внутреннего недовольства и раздражения.

3 = Мне глубоко безразлично то, что раньше вызывало раздражение.

0 = Я не утратил интереса к людям.

12 1 = Люди интересуют меня меньше, чем прежде.

2 = Я почти утратил интерес к людям.

3 = Люди глубоко безразличны мне.

0 = Мне не стало труднее принимать решения.

13 1 = Теперь я чаще обычного медлю с принятием решения.

2 = Я с огромным трудом принимаю решения.

3 = Я не в состоянии принимать решения.

0 = Я не считаю, что выгляжу хуже обычного.

14 1 = Меня беспокоит, что я выгляжу хуже обычного и кажусь старше своих лет.

2 = Я чувствую, что с каждым днем выгляжу все хуже и хуже.

3 = Я убежден, что выгляжу ужасно.

0 = Мне работается так же, как прежде.

15 1 =Теперь мне приходится заставлять себя приниматься за работу.

2 = Я с трудом заставляю себя приниматься за работу.

3 = Я не в состоянии работать.

0 = Я сплю не меньше и не хуже обычного.

16 1 = Я сплю хуже обычного.

2 = Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше обычного и мне трудно снова заснуть.

3 = Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и уже не могу заснуть.

0 = Я устаю не больше обычного.

17 1 = Я устаю быстрее, чем обычно.

2 = Я устаю от обычного занятия.

3 = Я чувствую себя таким усталым, что не в состоянии чем-либо заняться.

0 = У меня нормальный аппетит.

18 1 = Мой аппетит стал хуже.

2 = У меня почти нет аппетита.

3 = У меня совсем нет аппетита.

0 = Мой вес остается почти неизменным.

19 1 = За последнее время я похудел больше, чем на 2 кг.

2 = За последнее время я похудел больше, чем на 4 кг.

3 = За последнее время я похудел больше, чем на 6 кг.

Я стараюсь похудеть сознательно ограничивая себя в еде:

0 = Я сохраняю обычный интерес к сексу.

21 1 = Сейчас секс интересует меня меньше, чем обычно.

2 = Мой интерес к сексу заметно снизился.

3 = Я полностью утратил ин терес к сексу.

Оценка результатов

По шкале Бека диагноз депрессии выставляется при общем от 19 до 25.

Результат от 10 до 19 баллов говорит о легком уровне депрессии ситуативного или невротического генеза.

При результате менее 10 баллов можно говорить об отсутствии депрессивных тенденций и хорошем эмоциональном состоянии испытуемого.

При интерпретации результатов учитывается суммарный показатель по каждой из подшкал. Номер выбранного утверждения соответствует количеству баллов на тот или иной ответ.

В любом случае, интерпретируя результаты опросника, необходимо помнить о том, что состояние депрессии устанавливается специалистом в результате обследования и подробной клинической беседы. Результаты опросника могут дать предварительное и приближенное представление о состоянии испытуемого человека.

Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии .

Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии.

После сравнения этого списка с клиническими описаниями депрессии, был создан тест-опросник депрессии, включающий в себя 21 вопрос-утверждение наиболее часто встречаемых симптомов и жалоб.

Каждый пункт опросника состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного веса симптома в общей степени тяжести депрессии.

Тест-опросник (Шкала ) депрессии Бека:

Инструкция.

В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

Стимульный материал.

1
0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.
1 Я расстроен.
2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.
3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.
2
0 Я не тревожусь о своем будущем.
1 Я чувствую, что озадачен будущим.
2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.
3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.
3
0 Я не чувствую себя неудачником.
1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.
2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.
3 Я чувствую, что как личность я - полный неудачник .
4
0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.
3 Я полностью не удовлетворен жизнью и мне все надоело.
5
0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.
1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.
2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.
3 Я постоянно испытываю чувство вины .
6
0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.
1 Я чувствую, что могу быть наказан.
2 Я ожидаю, что могу быть наказан.
3 Я чувствую себя уже наказанным.
7
0 Я не разочаровался в себе.
1 Я разочаровался в себе.
2 Я себе противен.
3 Я себя ненавижу.
8
0 Я знаю, что я не хуже других.
1 Я критикую себя за ошибки и слабости.
2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.
3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.
9
0 Я никогда не думал покончить с собой.
1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.
2 Я хотел бы покончить с собой.
3 Я бы убил себя, если бы представился случай.
10
0 Я плачу не больше, чем обычно.
1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.
2 Теперь я все время плачу.
3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.
11
0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.
1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.
2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.
3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.
12
0 Я не утратил интереса к другим людям.
1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.
2 Я почти потерял интерес к другим людям.
3 Я полностью утратил интерес к другим людям.
13
0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.
1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.
2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.
3 Я больше не могу принимать решения.
14
0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.
1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.
2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.
3 Я знаю, что выгляжу безобразно.
15
0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.
1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.
2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.
3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.
16
0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.
1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.
2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.
3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.
17
0 Я устаю не больше, чем обычно.
1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.
2 Я устаю почти от всего, что я делаю.
3 Я не могу ничего делать из-за усталости.
18
0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.
1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.
2 Мой аппетит теперь значительно хуже.
3 У меня вообще нет аппетита.
19
0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.
1 За последнее время я потерял более 2 кг.
2 Я потерял более 5 кг.
3 Я потерял более 7 кr.
Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком).
Да_________ Нет_________
20
0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.
2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.
3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.
21
0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к близости.
1 Меня меньше занимают проблемы близости, чем раньше.
2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь межполовыми отношениями, чем раньше.
3 Я полностью утратил либидо интерес.

Обработка результатов.

Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома.

Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Интерпретация (ключ) теста Бека.

Результаты теста интерпретируются следующим образом:

  • 0-9 - отсутствие депрессивных симптомов
  • 10-15 - легкая депрессия (субдепрессия)
  • 16-19 - умеренная депрессия
  • 20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести)
  • 30-63 - тяжёлая депрессия

Также в методике выделяются две субшкалы:

  • Пункты 1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (C-A)
  • Пункты 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)

Когнитивная терапия Бека. Как выйти из депрессии.

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

Определение понятия когниция - это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В "когнитивную триаду депрессии" входят:

Негативное представление о себе ("Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник");

Негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

Нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения - это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация - склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения - бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: "Я - плохая мать".

5. Сверхгенерализация - неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: "Я всегда все делаю неправильно". Или после неудачного свидания женщина делает вывод: "Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами".

6. Преувеличение (катастрофизация) - преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: "Если эти люди обо мне плохо подумают - это будет просто ужасно!"; "Если я буду на экзамене нервничать - я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят".

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

1. Сведение проблем- идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем.

Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция - это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер "автоматических мыслей": возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. "Автоматические мысли" непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием "коллекционирование автоматических мыслей".

Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать ("я считаю, что...") и неопровержимым фактом ("я знаю, что..."). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4. Изменение правил регуляции правил поведения.

Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными - обобщенными, менее персонифицированными - связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Ось опасности - безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом "Будет ужасно, если я окажусь не на высоте", испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности - безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила, центрированные вокруг оси боли - удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу "Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым", обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

  • 1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: "Немытые овощи канцерогенны").
  • 2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: "После развода все будет по-другому").
  • 3. Поведенческие оценки (например: "Так как я заикаюсь, никто меня не слушает").
  • 4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: "При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине", "У меня нет больше надежды").
  • 5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: "Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа").
  • 6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: "Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым").
  • Еще

По данным ВОЗ, депрессия - очень распространенное психическое расстройство, которым страдает более 300 млн человек. Это серьезное заболевание, которое требует должного лечения. Отсутствие такового может привести к тому, что больной потеряет рассудок или же вовсе уйдет из жизни. Существует множество методик, направленных на выявление этого недуга. Рассмотрим одну из них - «Шкала депрессии Бека» (ШДБ).

Депрессия - это бич нашего времени . Высокий темп жизни, стрессовые ситуации, «одиночество в толпе» и множество других факторов, провоцируют возникновение этого недуга. Каждого человека время от времени посещает хандра, усталость или же безразличие ко всему. Но многие даже не замечают, когда эти состояния перерастают в хронические.

По статистике, женщины страдают этим заболеванием гораздо чаще, чем мужчины. Вероятнее всего, это связано с тем, что женщины более сенситивны и уязвимы. Но дети, в отличие от взрослых, этим недугом не заболевают. Обычно симптомы начинают проявляться лишь в период полового созревания.

Главными причинами этого заболевания считаются острая психологическая травма и хронический стресс . К психологическим травмам можно отнести такие жизненные обстоятельства: смерть близкого человека, развод, серьезная болезнь, потеря работы и многие другие события, связанные с резким изменением образа жизни и взглядов человека. Причиной хронического стресса чаще всего является совокупность факторов негативного воздействия. Это и эмоциональные, и психические, и в то же время физические нагрузки.

Помимо этого, к причинам относят и генетическую предрасположенность, нарушение работы эндокринной системы, соматические заболевания и дефекты центральной нервной системы.

Симптоматика заболевания

Это заболевание имеет следующие особенности:

  1. «маскируется» под различные соматические заболевания;
  2. очень распространенное явление;
  3. хорошо поддается диагностике и лечению;
  4. часто обостряется;
  5. часто имеет тяжелую форму.

Большой сложностью в лечении этого недуга становится неприятие болезни самим пациентом и его семьей. Это связано с недостаточной информированностью, страхом социальной изоляции, непонятностью поведения больного, боязнью осуждения и непонимания обществом.

Чаще всего эта болезнь сопровождается снижением общего настроения, нарушением мышления, негативным восприятием всего происходящего, двигательной заторможенностью и неспособностью получать удовольствие.

Основные симптомы можно подразделить н а:

Эмоциональные:

  • Плохое настроение.
  • Подавленность.
  • Потеря интереса и удовольствия.
  • Снижение способности мыслить и концентрировать свое внимание.
  • Чувство бесполезности и безнадежности.
  • Чувство вины.
  • Мысль о смерти и суициде.

Физические:

  • Нарушение сна.
  • Отсутствие аппетита или же, наоборот, чрезмерное употребление пищи.
  • Заторможенность.
  • Утомление.
  • Тревожность.

Опросник Бека

(Beck Depression Inventory) был разработан Аароном Беком в 1961 году. Главной задачей теста является выявление перечня симптомов депрессии. Сам тест депрессии Бека содержит 21 вопрос-утверждение. Необходимо выбрать позицию, максимально описывающую ваше общее состояние в течение недели и соответствующую настроению на данный момент. Пройти его можно не только онлайн, но и самостоятельно. Ниже представлены вопросы и варианты ответов, которым соответствуют баллы. Эти баллы необходимо сложить. Количество баллов, получившихся в итоге, будут соответствовать уровню депрессивности.

Тест ШДБ поделен на две шкалы. Утверждения с 1 по 13 вопрос определяют возможность человека поменять свое поведение, если его жизненная ситуация изменится. Эта шкала получила название - когнитивно-аффективная субшкала. Утверждения с 14 по 21 определяют физические изменения, связанные с развитием недуга - субшкала соматических проявлений депрессии.

Интерпретация результатов:

  • До 10 баллов - отсутствие симптомов этого заболевания.
  • От 10 до 15 баллов - наличие расстройства легкой степени.
  • От 16 до 19 баллов - умеренная депрессия.
  • От 20 до 29 баллов - депрессия средней тяжести, имеет четко выраженный характер.
  • От 30 до 63 - тяжелая депрессия.

Результаты можно проверить и по упрощенной шкале Бека для самооценки тяжести депрессии. В большей мере эта шкала используется для проверки состояния юношей и девушек в подростковый период.

Интерпретация результатов по упрощенной шкале Бека для оценки депрессии:

Шкала Бека для оценки депрессии поможет заблаговременно обнаружить симптомы этой болезни. Результаты ШДБ в дальнейшем пригодятся в выборе методов терапии. Помимо этого, результаты, полученные в начале обследования, станут надежным помощником в выявлении динамики развития заболевания.

Статьи по теме: