Практическое применение методики Босовой Л.Л. при проведении уроков информатики на пропедевтическом уровне

Практическая работа

«Изучаем графический редактор Paint »

Задание 1.

    Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные - Paint )

    Откройте файл Головоломка.bmp (Мои документы\Заготовки ).

    С помощью инструмента Линия при нажатой клавише {Shift } попытайтесь «без отрыва руки» соединить все точки так, как это показано на рисунке:

При необходимости используйте команду [Правка - Отменить ]

    Сохраните результат работы под именем Головоломка6. bmp в своей папке .

Задание 2.

    С помощью пункта Атрибуты меню Рисунок задайте рабочую область шириной 20 и 15 см.

    Установите основной цвет серый и проведите пересекающиеся вертикальную и горизонтальную линии (инструмент Линия, с нажатой клавишей {Shift}). Нарисуйте окно-прямоугольник (основной цвет черный, инструмент Прямоугольник, режим без заливки).

    Наша задача – нарисовать 8-этажный дом с тремя окнами на каждом этаже. Его построение выполняйте в соответствии с планом, представленном на рисунке .



Внимание! Работа с фрагментами, используйте следующий прием. Инструментом Выделение выделите указанный фрагмент. Удерживая нажатой левую кнопку мыши и клавишу {Ctrl}, перетаскивайте фрагмент в нужное место; всякий раз при опускании кнопки мыши на экране будет возникать очередная копия фрагмента.

    Когда все 8 этажей дома будут готовы, заключите их в большой прямоугольник и залейте тем цветом, которым выполнялись вспомогательные линии. После этого стену дома можете перекрасить по своему вкусу.

    Считая, что окна дома могут быть темными (черный цвет) или светиться (желтый цвет), закрасьте их так, чтобы на всех этажах сочетания темных и светлых окон были различными.

    При наличии времени дополните рисунок дома по своему усмотрению (двери, антенный и т.п.).

    Сохраните рисунок в собственной папке под именем Дом .

    Завершите работу с графическим редактором.

Задание 3.

          Запустите графический редактор Paint.

          Изобразите снеговика, состоящего из трех разных по размеру кругов (инструмент Эллипс, с нажатой клавишей {Shift}).

Внимание!!! Снеговик – достаточно сложный объект. Сложные объекты желательно изображать по частям. Нарисуйте каждый из кругов для снеговика отдельно. Поочередно выделите второй и третий круги (инструмент Выделение, режим Прозрачный фрагмент) и перетащите их в нужные места.

          Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синими цветами все рисунки были раскрашены по-разному.

          С помощью инструмента Надпись в свободной части рабочей области укажите, сколько различных вариантов окрашивания снеговиков вам удалось придумать.

          При наличии времени дополните рисунок по своему усмотрению.

          Сохраните рисунок в собственной папке под именем Снеговики .

          Завершите работу с графическим редактором.

В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся среднего звена в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в средних классах школы состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности .

В средней школе на уроках информатики продолжаю выделять способы и приемы исследовательской деятельности, обеспечивающие умения:

видеть проблемы;

вырабатывать гипотезы;

наблюдать;

проводить эксперименты;

давать определения понятиям и т.д.

Авторские задания исследовательского характера при изучении графического редактора Paint

Графический редактор Paint, изучаемый в 7 классе общеобразовательной школы, предоставляет уникальную возможность для развития внимания, логического мышления, умения анализировать, что является необходимым компонентом при решении задачи формирования исследовательской культуры учащегося.

Ниже представлен ряд заданий, которые используются при изучении графического редактора в среднем звене.

Задание 1. Подковы

Paint.

2. Откройте файл Подкова. bmр.

3. С помощью инструмента Линия каждую фигуру разделите двумя прямыми на указанное число частей (3, 4, 5,6).

4. С помощью инструмента Заливка заполните каждую часть фигуры разным цветом.

5. Сохраните результат работы в личной папке под именем Подкова 1.

Комментарий к заданию. Это задание предлагается учащимся на этапе освоения инструментов графического редактора. Важно, что при его выполнении ребята не просто проводят прямые линии, но думают, где их следует провести, исследуют взаимное расположение прямых, экспериментируют. Ниже представлен образец выполнения задания.

Рисунок 1. Результат выполнения задания "Подковы".

Задание 2. Одним росчерком пера.

1. Запустите графический редактор Paint.

2. Откройте файл Головоломка. bmp.

3. С помощью инструмента Многоугольник при нажатой клавише Shift попытайтесь соединить все точки одним росчерком пера (одной ломаной линией и, не проводя ни один отрезок дважды) так, как это показано на рисунке:

Рисунок 2. Задание для выполнения работы "Одним росчерком пера".

4. При необходимости используйте команду Правка, Отменить.

5. Сохраните результат работы под тем же именем, но в собственной папке.

Комментарии к заданию.

После выполнения этого задания целесообразно обсудить с ребятами вопрос о начальной точке: существуют всего две точки (левая нижняя и правая верхняя), выбор которых в качестве начальных обеспечивает возможность выполнения задания.

Хорошо, если ученики самостоятельно смогут установить, чем эти точки отличаются от всех других.

В качестве дополнительного задания предлагается ученикам аналогичным образом попытаться построить следующую фигуру:

Рисунок 3. Результат выполнения задания "Одним росчерком пера".

Задание 3. Снеговики.

1. Запустите графический редактор Paint.

2. С помощью пункта Атрибуты меню Рисунок задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см.

3. Изобразите снеговика, состоящего из трех разных по размеру кругов (инструмент Эллипс с нажатой клавишей Shift). Обратите внимание, что снеговик - достаточно сложный объект, поэтому его желательно изображать по частям. Нарисуйте каждый из кругов для снеговика отдельно. Поочередно выделите второй и третий круги (инструмент Выделение, режим Прозрачный фрагмент и перетащите в нужное место.

4. Сделайте несколько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветом все рисунки были раскрашены по-разному.

5. С помощью инструмента Надпись в свободной части рабочей области укажите, сколько различных вариантов окрашивания получилось.

6. При наличии времени дополните рисунок по своему усмотрению.

7. Сохраните рисунок в собственной папке под именем Снеговики.

8. Завершите работу с графическим редактором.

Комментарий к заданию. Кроме навыков по созданию графических изображений и простому перебору требуемых вариантов закраски снеговиков в данном задании ученики подводятся к формулировке гипотезы, касающейся максимального количества возможных вариантов выполнения задания. Строится соответствующий граф с вариантами закраски.

Рисунок 4. Граф, демонстрирующий варианты закраски снеговика.

Задание 4. Бусины.

1. Запустите графический редактор Paint.

2. С помощью инструментов Эллипс и Кривая изобразите цепочку из четырех одинаковых по размеру бусин.

Рисунок 5. Задание для выполнения работы "Бусины".

3. Считая, что бусины могут быть только красного и синего цвета, придумайте и изобразите на экране все возможные различные цепочки из четырех таких бусин.

4. С помощью инструмента Надпись в свободной части рабочей области укажите, сколько различных цепочек вам удалось придумать.

5. Сохраните рисунок в собственной папке под именем Бусины.

6. Завершите работу с графическим редактором.

Задание 1. Головоломка

Задание 2. Снеговики

  1. В графическом редакторе создайте новое изображение (Ctrl + N ). Задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см. Для этого:
    1. щёлкните на кнопке основного меню графического редактора Paint ;
    2. щёлкните на кнопке Свойства раскрывшегося меню;
    3. в открывшемся диалоговом окне Свойства изображения в группе Единицы измерения усыновите переключатель на сантиметры и задайте в соответствующих полях ввода требуемые размеры;
    4. щёлкните на кнопке ОК
  2. Изобразите снеговика, состоящего из трёх разных по размеру кругов (инструмент Эллипс , с нажатой клавишей Shift ).

    Внимание! Снеговик - достаточно сложный объект. Сложные объекты желательно изображать по частям. Нарисуйте каждый из кругов для снеговика отдельно. Поочередно выделите второй и третий круги (инструмент Выделить, Прозрачное выделение ) и перетащите их в нужные места.

  3. Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветами все рисунки были раскрашены по-разному.
  4. С помощью инструмента Текст (Надпись) в свободной части рабочей области укажите, сколько различных вариантов окрашивания снеговиков вам удалось придумать.
  5. Сохраните рисунок в личной папке под именем Снеговики .

Задание 3. Флаги


Задание 4. Клоуны

  1. В графическом редакторе Paint (KolourPaint) откройте файл Клоуны.bmp из папки Заготовки .
  2. Раскрасьте чёрно-белого клоуна так, как раскрашен разноцветный клоун.
    1. активизируйте инструмент выбора на изображении цвета для рисования (пипетка);
    2. щёлкните на объекте, цвет которого следует скопировать;
    3. с помощью инструмента Заливка закрасьте нужную область.
  3. Сохраните результат работы под тем же именем, но в личной папке.

Задание 5. Пароход

Статьи по теме: