Презентация электрическое напряжение единицы напряжения вольтметр. Электрическое напряжение

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Учебные вопросы.

1. Характеристика опасностей, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиаци-онном транспорте. 2. Правила безопасного поведения пассажиров при следовании железнодорожным и авиа-ционным транспортом.

Цель. В конце урока учащиеся должны:

а) знать: o об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте; o правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным и авиационным транспортом; б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.

Основное содержание урока.

На сегодня железнодорожный транспорт остается самым распространенным видом пере-движения, так как он сравнительно дешев и относительно безопасен. Но тем не менее опас-ность существует, так как для остановки несущегося на большой скорости поезда требуется не менее километра тормозного пути.

Приведите примеры железнодорожных аварий и катастроф.

Опасными зонами также являются железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Попросите школьников перечислить опасности, которым могут подвергнуться лю-ди в этих местах. Сформулируйте вместе с ними причины опасностей.

Объясните учащимся как удобно и безопасно расположить в вагоне багаж.

Предложите школьникам сориентироваться в следующей ситуации:

Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете подойти к своему вагону. Как вы поступите?

Обсудив этот вопрос вместе с учащимися разработайте основные правила безопасного по-ведения при пользовании железнодорожным транспортом.

Обратите внимание школьников на то, как следует себя вести, если произошло крушение поезда?

O попытайтесь выбраться через окно в своем купе; o не думайте о багаже - жизнь дороже; o не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть ря-дом со взрослыми; o не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни. Прыгать необходимо по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединенные вместе ноги, далее перекатами и кувырками гасить скорость падения; по воз-можности предварительно надо одеть на себя как можно больше одежды, защитить голову.

Что делать в случае пожара в поезде? Ответ на этот вопрос найдите с помощью схемы 12.

Задайте школьникам вопрос: приходилось ли им летать на самолетах? Попросите рассказать о своих впечатлениях.

Известно, что современные самолеты надежны и гарантируют безопасный полет. Однако, совсем безопасных механизмов и машин пока нет, и чем они сложнее, тем больше вероятность поломки или аварии.

Приведите примеры авиакатастроф.

Затем расскажите, как должны вести себя пассажиры в салоне самолета?

Предложите учащимся обсудить некоторые критические ситуации и вместе решить, как наилучшим образом выйти из них.

При пожаре в поезде нельзя

O спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью; o выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов; o сеять панику.

Ситуация 1. При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело со-гнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые пред-меты, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только че-рез аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исклю-чается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.

Ситуация 2. При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько се-кунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

Ситуация 3. При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему ава-рийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисципли-нированны.

Ситуация 4. При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его - лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.

Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.

Какие меры безопасности должен знать пассажир поезда, электрички? Что делать в случаях крушения и пожара в поезде? Расскажите о правилах безопасности на авиатранспорте. Какие аварии случаются во время полета на самолете? Как нужно действовать во время аварийных ситуаций на самолете? Как правильно принять безопасное положение при аварийной посадке самолета?

Домашнее задание. Раздел 1. Глава 4. Темы 4.3 и 4.5. Задачи 23 и 24.

Поурочное планирование курса ОБЖ в 5 классе

Урок 14. Железнодорожный и авиационный транспорт

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Если ребенок летит без предоставления ему отдельного места: держите ребенка на руках, плотно пристегнутого детским ремнем безопасности к плотно пристегнутому своему ремню безопасности. Своими руками создайте вокруг головы ребенка зону безопасности – защитное поле. Если ребенок сидит на отдельном кресле: покажите ему, как сгруппироваться - наклонить голову к коленям, а руками закрыть голову. Не берите ребенка на руки во время аварийной посадки – оставьте его в штатном кресле (если ребенок старше 5 лет), или в специальном детском кресле, предназначенном для перевозки детей в самолете, о котором я (если ребенку от 0 до 5 лет). В аварийной ситуации взрослый не сможет корректно удержать не только ребенка, но и свое тело (именно поэтому важно плотно затягивать ремень!). При ударе туловище взрослого пристегнутого человека начинает складываться вокруг ремня, как бы группируясь, в результате чего он головой упирается в спинку впереди стоящего кресла - именно поэтому спинки самолетных кресел делают складывающимися вперед при нажатии на них сзади. И в том числе поэтому, а не только для освобождения путей эвакуации при взлете и посадке, их просят привести в вертикальное положение и сложить откидные столики.

Во время аварийной посадки при пожаре, накиньте на себя и ребенка верхнюю одежду, наденьте головные уборы – следуя указаниям бортпроводников, пригнувшись, идите или ползите к выходу, закрыв собой ребенка.

При аварийной посадке на воду необходимо воспользоваться спасательным жилетом, который находится в большинстве случаев под сиденьем. Его необходимо надеть через голову и застегнуть так, как показывают на предполетном инструктаже. НЕЛЬЗЯ АКТИВИРОВАТЬ (НАДУВАТЬ) ЖИЛЕТ ДО ВЫХОДА ИЗ САМОЛЕТА!!! Это может затруднить эвакуацию! Эвакуация производится на плоскость крыла или на надувные трапы.

При спуске по надувному трапу следует избавиться от обуви на каблуках. Подойдя к аварийному выходу с младенцем на руках, следует, удерживая его примерно на уровне груди, сесть на трап и съехать по трапу вниз как с горки, прикрывая собой ребенка. Внизу нужно как можно быстрее освободить трап и отойти на безопасное расстояние. Взрослые дети эвакуируются по надувному трапу самостоятельно.

Находясь в воде, необходимо контролировать положение головы ребенка в надводном состоянии. Принять эмбриональную позу и прижать к себе ребенка для снижения теплопотери.

Эвакуация из самолета производится в зависимости от дислокации источника опасности и расположения аварийных выходов, пригодных для эвакуации в конкретной чрезвычайной ситуации. Правило «пассажиров с детьми - вперед» не действует. Нельзя открывать аварийный выход, если через иллюминатор в нем виден огонь или выход находится ниже уровня воды! В любом случае, сначала эвакуируются пассажиры, находящиеся ближе к выходу, а потом дальние. Попытка «обогнать» друг друга, попытка пассажиров с детьми быть «вне очереди» приведет к давке и возникновению паники. При движении внутри самолета держите ребенка перед собой, создавая руками и своим телом «периметр безопасности» вокруг него, защищая его тем самым от возможной давки (но это не должно мешать нормальной эвакуации других пассажиров).

Паника является, по сути, одним из поражающих факторов, так как затрудняет эвакуацию и работы по спасению. При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо сохранить самообладание, сконцентрироваться на правильном и точном выполнении инструкций бортэкипажа. При возникновении панических настроений у людей рядом нужно постараться спокойным тоном их успокоить. Важно не допустить возникновения паники. Важно всеми силами погасить ее в самом начале, так как развивается паника лавинообразно.

Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте

    сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения

    упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед

    покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы. Ведущей окажите помощь пострадавшим

предметы: находящийся в солонее огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстраивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случаи следует заранее защитить шарфом, рукавом или другими материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидящие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Действия пассажиров при пожаре в городском общественном транспорте

    немедленно сообщите о пожаре водителю

    защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом

    начните тушить пожар

    откройте двери кнопкой аварийного откровения или разбейте стекло

    покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин, стариков

    окажите помощь пострадавшим

Действия пассажиров при падении общественного транспорта в

    если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно

При погружении в воду снимите лишнюю одежду

    глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно

    при необходимости выбейте стекло 126

    помогите детям и не умеющим плавать

    выбравшись на берег окажите помощь пострадавшим

Аварии в метрополитене Зоны опасности в метрополитене

Турникет

Запрещается: перепрыгивать через турникет; проходить через турникет группой

Эскалатор

Запрещается: бежать по эскалатору; садиться на ступеньки эскалатора и ставит вещи на поручни; задерживаться на выходе с эскалатора и создавать давку

Запрещается: спускаться на пути метрополитена; выходить за ограничительную линию у края платформы; подходить близко к вагону до его полной остановки

Запрещается: прислонятся к дверям; препятствовать открытию и закрытию дверей;

открывать двери во время движения и на остановках

Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуациях свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир- машинист».

При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, безхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

Действия пассажира, упавшего на пути

    не поднимайтесь с путей на платформу (под ней проложен высоковольтный

контактный рельс)

    если поезда не видно, бегите к началу платформы (там есть лестница)

    если показался поезд, ложитесь между рельсами, закрыв уши руками и открыв

Действия пассажиров поезда при его остановке в тоннеле

    не покидайте вагон без команды машиниста поезда «На выход!» по команде покиньте вагон со стороны, где не проходит контактный рельс двигайтесь вдоль полотна по ходу поезда между рельсами при появлении поезда укройтесь в ниши тоннеля соблюдайте осторожность на путях, при выходе из тоннеля

    не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества

    не включайте в электросеть вагона бытовые приборы

    при запахи горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику

    при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами - стремянками, жесткими портфелями - дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла

    не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей

Действия пассажиров при крушении поезда

    отойдите от окон и дверей

    ухватитесь за неподвижные части вагона и упритесь во что-нибудь ногами

    вагон покидайте через выходы и окна. В первую очередь эвакуируйте пострадавших и детей

    чтобы не попасть под шаговое напряжение, отойдите от пути не менее чем на 30 м

    окажите первую медицинскую помощь пострадавшим

При авариях, связанных со столкновением и экстренным торможениями, большинство травм люди получают в результате падений с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчит удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них наподобие кинжалов ложками и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети. Матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.

При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд) и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертную опасность.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты. А при интенсивном сгорании - секунды. Во избежание этого в движущемся поезде перейдите в соседний вагон. Желательно в сторону движения, в остановившемся на улицу, по возможности со стороння, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой - полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях. Так как внизу (у пола) дыма бывает меньше. Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по следующей схеме.

    наденьте на себя больше одежды. Защитите голову

    прыгайте по ходу поезда на сторону, где нет столбов

    старайтесь приземлиться на ноги, соединенные вместе

    кувырками и перекатами погасите скорость падения

Выпрыгивайте из движущегося поезда только в случаи прямой опасности для жизни!

Действия пассажиров при пожаре в поезде При возникновении пожара

    сообщите о пожаре проводнику вагона

    разбудите спящих пассажиров

    уходите в передние вагоны; если это невозможно - в задние; плотно закрывая двери

Если огнем отрезаны выходы

    зайдите в купе или в туалет

    плотно закройте за собой дверь и откройте окно

Если потушить огонь невозможно

    остановите поезд стоп-краном

    откройте двери, выбейте окна

    помогите эвакуироваться детям и пострадавшим

    выйдите из вагона, отойдите от него

После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна - аварийные выходы (в зависимости об обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в Зм и 6м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте

Окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, денгьги, одежды или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивать пострадавших и т.д.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случаи отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.

Проверьте полученные знания, сверив свои ответы на тесты с ответами, приведенными в конце учебника.

Покидая самолет через выход выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

Покидание самолета прыжком на трап

Правильно неправильно

Покидание самолета с использованием брезентового трапа

    старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов

    продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет

    при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер

    знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу

    знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются

Действия авиапассажиров при декомпрессии (разгерметизации салона)

    немедленно наденьте кислородную маску

    пристигните ремень безопасности и приготовьтесь к резкому снижению

Действия авиапассажиров при пожаре в самолете

    слушайте и выполняйте команды членов экипажа

    защититесь от ожогов, закрыв открытие участки тела

    пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках

    если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел

    оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше Вынужденная посадка самолета на воду случается редко.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

    наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его

    возьмите с собой или наденьте теплую одежду

    займите место в спасательном плоту

27.01.2016

Урок 35 (8 класс)

Тема. Электрическое напряжение. Вольтметр

1. Электрическое напряжение, единица измерения, формула вычисления

На прошлых уроках мы узнали о том, что такое сила тока, и о том, что эта величина характеризует действие электрического тока. Мы уже рассмотрели несколько факторов, от которых она зависит, теперь рассмотрим другие параметры, которые на нее влияют. Для этого достаточно провести простой эксперимент: подключить к электрической цепи сначала один источник тока, потом последовательно два одинаковых, а затем и три одинаковых источника, при этом каждый раз измеряя силу тока в цепи. В результате измерений будет видна простая зависимость: сила тока растет пропорционально количеству подключаемых источников. Почему же так получается? Функция источника тока – создавать электрическое поле в цепи, соответственно, чем больше включено последовательно в цепь источников, тем более сильное электрическое поле они создают. Из этого можно сделать вывод, что электрическое поле влияет на силу тока в цепи. При этом при перемещении зарядов по проводнику совершается работа электрического тока, что говорит о том, что работа электрического поля определяет силу тока в цепи.

С другой стороны, можно вспомнить аналогию между протеканием электрического тока в проводнике и воды в трубе. Когда речь идее о массе воды, протекающей через сечение трубы, то это можно сравнивать с величиной заряда, который прошел через проводник. А перепад высоты в трубе, который и формирует напор и течение воды, можно сравнить с таким понятием, как электрическое напряжение.

Для характеристики работы электрического поля по перемещению заряда введена такая величина, как электрическое напряжение.

Электрическое напряжение – физическая величина, которая равна работе электрического поля по перемещению единичного заряда из одной точки в другую.

Обозначение . напряжение

Единица измерения . вольт

Названа единица измерения напряжения в честь итальянского ученого Алессанро Вольта (1745–1827) (рис. 1).

Если привести стандартный пример о смысле всем известной надписи на любых домашних бытовых приборах «220 В», то она означает, что на участке цепи совершается работа 220 Дж по перемещению заряда 1 Кл.

Рис. 1. Алессанро Вольта

Формула для расчета напряжения:

Работа электрического поля по перенесению заряда, Дж;

Заряд, Кл.

Следовательно, единицу измерения напряжения можно представить так:

Между формулами для вычисления напряжения и силы тока существует взаимосвязь, на которую следует обратить внимание: и . В обеих формулах присутствует величина электрического заряда , что может оказаться полезным при решении некоторых задач.

2. Вольтметр

Для измерения напряжения используют прибор, который называется вольтметр (рис. 2).

Рис. 2. Вольтметр

Существуют различные вольтметры по особенностям их применения, но в основе принципа их работы лежит электромагнитное действие тока. Обозначаются все вольтметры латинской буквой , которая наносится на циферблат приборов и используется в схематическом изображении прибора.

В школьных условиях используются, например, вольтметры, изображенные на рисунке 3. С их помощью проводятся измерения напряжения в электрических цепях при проведении лабораторных работ.

Основными элементами демонстрационного вольтметра являются корпус, шкала, стрелка и клеммы. Клеммы обычно подписаны плюсом или минусом и для наглядности выделены разными цветами: красный – плюс, черный (синий) – минус. Сделано это с целью того, чтобы заведомо правильно подключать клеммы прибора к соответствующим проводам, подключенным к источнику. В отличие от амперметра, который включается в разрыв цепи последовательно, вольтметр включается в цепь параллельно.

Безусловно, любой электрический измерительный прибор должен минимально влиять на исследуемую цепь, поэтому вольтметр имеет такие конструктивные особенности, что его через него идет минимальный ток. Обеспечивается такой эффект подбором специальных материалов, которые способствуют минимальному протеканию заряда через прибор.

3. Вольтметр в электрических схемах

Схематическое изображение вольтметра (рис. 4):

Рис. 4.

В цепи почти минимальный набор элементов: источник тока, лампа накаливания, ключ, амперметр, подключенный последовательно, и вольтметр, подключенный параллельно к лампочке.

Изобразим для примера электрическую схему (рис. 5), в которой подключен вольтметр.

Замечание . Лучше начинать сборку электрической цепи со всех элементов, кроме вольтметра, а его уже подключать в конце.

При включении вольтметра в цепь необходимо соблюдать следующие правила:
1) зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение (параллельно соответствующему участку цепи);
2) клемму вольтметра со знаком «+ » следует соединять с той точкой участка цепи, которая соединена с положительным полюсом источника тока, а клемму со знаком «-» - с точкой, которая соединена с отрицательным полюсом источника тока.
Если требуется измерить напряжение на источнике тока, то вольтметр присоединяют непосредственно к его зажимам (рис. 31).

В других случаях, например при измерении напряжения на лампе, это делают так, как показано на рисунке 32.

4. Виды вольтметров

Существует множество различных видов вольтметров с различающимися шкалами. Поэтому вопрос о вычислении цены прибора в данном случае очень актуален. Очень распространены микроамперметры, миллиамперметры, просто амперметры и т. д. По их названиям понятно, с какой кратностью производятся измерения.

Кроме того, вольтметры делят на приборы постоянного тока и переменного тока. Хотя в городской сети и переменный ток, но на данном этапе изучения физики мы занимаемся постоянным током, который подают все гальванические элементы, поэтому нас и будут интересовать соответствующие вольтметры. То, что прибор предназначен для цепей переменного тока, принято изображать на циферблате в виде волнистой линии (рис. 6).

Рис. 6. Вольтметр переменного тока

Замечание . Если говорить о значениях напряжений, то, например, напряжение 1 В является небольшой величиной. В промышленности используются гораздо большие значения напряжений, измеряемые сотнями вольт, киловольтами и даже мегавольтами. В быту же используется напряжение 220 В и меньшее.

Закрепление. Решение типовых задач:
Задача 1

Плитка включена в осветительную сеть. Какое количество электричества протекает через нее за 10 минут, если сила тока в подводящем шнуре равна 5А?

Время в системе СИ 10 минут = 600с,
По определению сила тока равна отношению заряда ко времени.
I=q/t
Отсюда,заряд равен произведению силы тока на время.
q = I t = 5А 600 с = 3000Кл

Задача 2

Сколько электронов проходит через спираль лампы накаливания за 1с при силе тока в лампе1,6А?

Заряд электрона равен e = 1,6 10 -19 Кл,
Весь заряд можно вычислить по формуле:
q = I t – заряд равен произведению силы тока на время.
Количество электронов равно отношению полного заряда к заряду одного электрона:
N=q/e
Отсюда следует N = I t /e = 1,6А 1с/1,6 10 -19 Кл = 10 19

Задача 3

Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по нему заряда

в 15 Кл током была совершенна работа в 6 кДж.

U = A/q = 6000 Дж/15 Кл = 400 В.

Задача 4

При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в

другую за 12 мин совершенна работа 900 Дж. Определите напряжение и силу тока

U = A/q = 900 Дж/60 Кл = 15 В

I = q/t = 60 Кл/720 с = 0,08 А.


Домашнее задание:

1. В.В.Белага, И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебратцев. Физика. 8 класс, Москва, «Просвещение», 2016. Читать § 34 (с.82-83).

2. Ответить на вопросы (устно).

2.1. Ученик утверждает, что амперметр, включённый в цепь перед лампочкой, покажет большую силу тока, чем включённый после неё. Прав ли ученик?

2.2. Как определить максимальную силу тока, которую можно измерить с помощью данного амперметра?

3. Решить задачи:

3.1. При какой силе тока за 4 с сквозь поперечное сечение проводника проходит 32 Кл?

3.2. Вычислите силу тока в проводнике, по которому прошел заряд 24 Кл за 96 с.

3.3. При протекании электрического тока через водный раствор кислоты выделяется водород. Какой электрический заряд проходит через раствор кислоты, если при силе тока 2 А процесс получения необходимого количества водорода длится 5 часов?

4. Решить задачи:

4.1. Вычислите, какой заряд прошел через проводник, если при напряжении 36 В электрическое поле выполнило работу 72 Дж.

4.2. Определите цену деления прибора.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной физической величиной, но сначала ответьте мне на вопрос: когда тускнеет в лампочках свет, что мы говорим?

(Падает напряжение)

Тема: Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения.

Повторим и вспомним:

  • что такое электрический ток;
  • что такое электрическое поле;
  • из чего состоит электрическая цепь

Мы узнаем:

  • что такое напряжение;
  • единицы напряжения;
  • напряжения в сети;

  • как нужно подключать вольтметр в цепь.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Да - хлопаем нет – топаем

Битва титанов физики

Назовите электрические приборы Найдите условное обозначение

Что же это такое электрический ток? Вспомним условия существования электрического тока.

Какие частицы переносят электрический заряд в металлах?

Что заставляет эти частицы двигаться?

О силе тока можно судить по показаниям амперметра, либо по действию тока (чем больше накалена нить, тем больше сила тока) Вопрос: от чего зависит сила тока?

Ответ: сила тока зависит от какой-то величины, связанной с источником тока. Источник тока создает электрическое поле, за счет совершения работы по разделению электрических зарядов.

Обычная лампочка и аккумулятор

Лампочка от карманного фонарика и батарейка

Выясним от чего зависит работа тока

Электрическое напряжение характеризует электрическое поле, создаваемое током.. Напряжение (U) показывает какую работу (А) совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда (q) из одной точки в другую.

Напряжение =

Единица измерения напряжения в системе СИ:

U = 1В «Вольт»

1 Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1 Дж:

Переведите в систему СИ:

  • 200 мВ =
  • 6 кВ =
  • 0,02 кА =
  • 270 мА =
  • 20 мин. =
  • 2,1 МВ =

2 100 000 В

У игр с напряжением печальный итог

– не любит шутить электрический ток!

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!

  • Напряжение, считающееся безопасным для человека в сухом помещении, составляет до 36 В.
  • Для сырого помещения это значение опускается до 12 В.
  • Когда человек касается провода, находящегося под напряжением выше 240 В, ток пробивает кожу. Если по проводу течет ток, величина которого еще не смертельна, но достаточна для того, чтобы вызвать непроизвольное сокращение мышц руки (рука как бы “прилипает” к проводу), то сопротивление кожи постепенно уменьшается, и в конце концов ток достигает смертельной для человека величины в 0,1 А. Человеку, попавшему в такую опасную ситуацию, нужно как можно скорее помочь, стараясь “оторвать” его от провода, не подвергая при этом опасности себя.
Вольтметр:
  • Калибровка «0»
  • «+» к «+» «-» к «-»
  • Включается параллельно
  • Условное обозначение

Измеряем напряжение

Определите цену деления прибора:

  • 2 В/дел
  • 0,5 В/дел

Сборка электрической цепи и измерение напряжения

1. постройте в тетради схему электрической цепи и определите направление тока

2. соберите электрическую цепь, ключ должен быть разомкнут

2. Найдите «+» и «-» на аккумуляторе.

3. Рассмотрите вольтметр, определите цену деления

Найдите «0» на вольтметре, вспомните как подключается вольтметр

4. Позовите учителя для проверки электрической цепи

5. Только после разрешения учителя замкните ключ

и определите показания вольтметра

6. Запишите показания вольтметра в тетрадь

Задачи 1. При прохождении по проводнику электрического заряда равного 5 Кл, совершается работа200Дж. Чему равно напряжение на концах этого проводника? А) 1000 В Б) 40 В В) 40 А Г) 0,025 В

2. Напряжение на автомобильной лампочке 12 В. Какой заряд прошел через нить накала лампочки, если при этом была совершена работа 1200Дж? А) 0,01Кл Б) 100Кл В) 14400Кл Г)10 В

3.Определите работу, совершенную при прохождении через спираль электроплитки заряда 80 Кл, если она включена в сеть с напряжением 220 В А) 0,36Дж Б) 2,75Дж В) 17600Дж Г) 0,36В

5. Определите цену деления Вольтметра

А) 1 В Б) 1,5 В В) 3 В Г) 15 В

4. Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить по отношению к лампе амперметр и вольтметр?

Итоги урока:

Мы узнали?

  • что такое напряжение?
  • единицы напряжения?
  • какой прибор используют для измерения
  • напряжения в сети?

  • как нужно подключать вольтметр в цепь?

А научились?

Домашнее задание

§39-41 Упр. 6 (2,3) Дополнительно(на оценку): 1264,1265 - Лукашик.

Молния При ударе молнии, например в дерево. Оно нагревается, влага из него испаряется, а давление образовавшегося пара и нагревшихся газов приводят к разрушениям. Для защиты зданий от грозовых разрядов применяют молниеотводы, которые представляют собой металлический стержень, возвышающийся над защищаемым объектом. Молния. В лиственных деревьях ток проходит внутри ствола по сердцевине, где много сока, который под действием тока закипает и пары разрывают дерево. Причина заключается в том, что между кабелем и севшей на него птицей не возникает разницы напряжений. Ведь сидит она на нем, не соприкасаясь с землей, к тому же сидит только на одном кабеле. Таким образом, напряжения кабеля и птицы абсолютно совпадают. Но если вдруг, взмахнув крыльями, та же птица невзначай коснется соседнего кабеля, но уже с другим напряжением, то адская машина сработает… Причина заключается в том, что между кабелем и севшей на него птицей не возникает разницы напряжений. Ведь сидит она на нем, не соприкасаясь с землей, к тому же сидит только на одном кабеле. Таким образом, напряжения кабеля и птицы абсолютно совпадают. Но если вдруг, взмахнув крыльями, та же птица невзначай коснется соседнего кабеля, но уже с другим напряжением, то адская машина сработает… К счастью, кабели обычно располагаются на значительном расстоянии друг от друга, что делает их соприкосновение практически невозможным. Именно поэтому угроза для жизни пернатых ничтожно мала. Но упаси вас Бог проверять это утверждение на практике.

Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи?

Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх?
  • Волосы электризуются одноименным зарядом. Как известно, одноименные заряды отталкиваются, поэтому волосы, подобно листочкам бумажного султана, расходятся во все стороны. Если любое проводящее тело, в том числе и человеческое, изолировать от земли, то его можно зарядить до большого потенциала. Так, с помощью электростатической машины тело человека можно зарядить до потенциала в десятки тысяч вольт.
- Электричество не только играет важную роль в жизни человека, но и в его здоровье. Сокращаясь, мышечные клетки сердца производят электроэнергию. Именно благодаря этим импульсам электрокардиограмма измеряет ритм сердца. - Электричество не только играет важную роль в жизни человека, но и в его здоровье. Сокращаясь, мышечные клетки сердца производят электроэнергию. Именно благодаря этим импульсам электрокардиограмма измеряет ритм сердца. Найдите физические ошибки:

Спасибо за урок! Успехов!

Статьи по теме: