Радиопередачи для детей в советское время. Курсовая работа: Советское радиовещание от Великой отечественной войны до «застоя»

В эфире данных радиостанций вы услышите лучшие песни и музыку Советского времени, которые некогда были широко известны и популярны в городах и сёлах нашей необъятной Родины. А многие из них и сегодня знают и слушают те, кто родился и вырос в нашей стране. Эти песни исполняют уже шестьдесят, семьдесят лет, а они не потеряли своей актуальности - это хиты, которые слушает не одно поколение. Слушайте музыку ушедшего века с виниловых пластинок и бобин. Некоторые из радиостанций транслируют советские радиоспектакли, радиопередачи, как для детей, так и для взрослых!

СТАРОЕ РАДИО

Старое Радио - некоммерческая интернет-радиостанция, в прямом эфире которой вы услышите спектакли, радио-литературные композиции, литературные чтения и многое другое.

СТАРОЕ РАДИО (ДЕТСКОЕ РАДИО)

Дорогие ребята!

“Детское радио” это радио для вас. Здесь вы сможете слушать лучшие постановки, спектакли и сказки, записанные с любовью и умением. Найдется интерес и у самых маленьких, и у самых взрослых. Мы, так же, предложим произведения необходимые в школьной программе по литературе. Даже ваши мамы и папы, с удовольствием вспомнят сказки и истории времени своего малолетства.

Большую часть эфира занимают, качественно поставленные, радиопостановки и спектакли для детей, а также песни из мультфильмов и художественных фильмов для детей.

Старое радио (музыка) - популярные советские песни и вся музыка СССР. Редкое собрание патриотических, военных и просто народных песен СССР.

Муслим Магомаев, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха – эти имена знакомы каждому, кто жил и работал, влюблялся и ходил на танцплощадки, смотрел телевизор и слушал радио, а также строил социализм в Советском Союзе! Сегодня все артисты той эпохи широко представлены на интернет-радио «СССР 50-70.101»! Включайте радиостанцию и наслаждайтесь добрыми, крепкими духом песнями!

РАДИО СССР 30-50 - музыкальная радиостанция от интернет-портала 101.ru. Эти песни слушали наши бабушки и дедушки, прислушайтесь и вы заметите щелчки и скрип грампластинок. Известные исполнители того времени, которых вы услышите на этом канале: Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Владимир Бунчиков, Леонид Кострица, Иван Шмелев и многие другие. Слушайте прямой эфир Радио 101.ru: СССР 30-50 онлайн

С первых дней Советской власти Коммунистическая партия уделяла большое внимание радиовещанию как средству связи, информации, пропаганды,и агитации. (Об истории создания научно-технической базы радиовещания см. разделы Электроника, радиотехника и электросвязь; СССР. Связь.)

Первые советские радиотелеграфные передачи о важнейших событиях в стране состоялись в ноябре 1917, первые радиовещательные - в 1919. Регулярное радиовещание началось в 1924. В 20-е гг. складывались жанры радиовещания (радиорепортажи, радиобеседа, комментарии), формы передач (радиогазета, радиожурнал, радиоперекличка и др.), шло развитие детского, молодёжного, музыкального, спортивного вида вещания. В 1925 состоялся 1-й радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. В 1932 начались регулярные выпуски "Последних известий". В 1931 образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 - 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. В 30-е годы радиовещание сыграло значительную роль в пропаганде передовых методов труда (стахановского движения и др.), в организации социалистического соревнования, в патриотическом воспитании населения.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 радиовещание выполняло активную мобилизующую роль в борьбе с фашизмом. В эфир было передано свыше 2 тыс. сводок Совинформбюро, 2,3 тыс. выпусков "Последних известий", около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии, свыше 8 тыс. "Писем с фронта" и "Писем на фронт". Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Приказы Верховного главнокомандующего, выступления руководителей Советского правительства по радио имели большое политическое значение, поддерживали боевой дух народа в тяжёлые годы войны. В 1944 СНК принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы центрального радиовещания, в 1945 - о ежегодном праздновании 7 мая Дня радио (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им радиоприёмник). Огромная работа по развитию радиовещания и радиофикации была проведена в послевоенные десятилетия. Радиовещанием охвачена вся территория Советского Союза, передачи ведутся на 68 языках народов СССР и 70 языках народов других стран. По суммарной мощности радиовещательные станции СССР занимают 1-е место в Европе.

Передачи Всесоюзного радио готовят главные редакции (пропаганды, информации) вещания для детей, молодёжи, литературно-драматическая, музыкальные вещания для Москвы и Московской области) и комитеты в союзных и автономных республиках, краях, национальных округах, областях. В начале 1977 Всесоюзное радио имело 8 программ вещания (среднесуточный объём 158,3 ч), 1-я программа (основная) - общесоюзная, информационная, общественно-политическая, познавательная и художественная (среднесуточный объём вещания 20 ч) имеет 3 дубля с учётом поясного времени для Западной Сибири, республик Средней Азии (кроме Туркменской ССР) и Казахстана, Восточной Сибири, Дальнего Востока. 2-я программа ("Маяк") - круглосуточная, информационно-музыкальная; передаётся одновременно для всех районов страны, 3-я программа - общеобразовательная, литературно-музыкальная; среднесуточный объём 16 ч. 4-я программа - музыкальная, звучит на средних и ультракоротких волнах (объём вещания в среднем 9 ч), 5-я программа - круглосуточная, информационная, общественно-политическая и художественная, адресованная советским людям, находящимся за пределами страны (морякам, рыбакам, полярникам и др.).
Местное радиовещание в СССР осуществляют республиканские, краевые, областные, городские радиокомитеты и радиоредакции. Передачи ведут 300 2-программных передающих радиостанций. Москва, столицы союзных республик, а также более 10 городов ведут стереофонические передачи. В СССР самое крупное в мире проводное вещание - общая длина линий около 2 млн. км, свыше 200 городов имеют многопрограммное проводное вещание, 14 комитетов союзных республик ведут радиовещание по 3-4 программам.

Из 162 областных, краевых и окружных комитетов 113 ведут радиовещание на 2 и более языках (например, в Дагестанской АССР радиовещание на 9 языках). Собственное радиовещание ведётся также в крупных городах Советского Союза (196 городских редакций). Существует сеть фабрично-заводского радиовещания, радиовещания в вузах, НИИ, колхозах и на стройках.

В стране на 100 семей приходится (1975) 79 радиоприёмников и радиол; практически каждая семья в городе может принимать программы Всесоюзного и местного радио по проводам. В 1977 общий среднесуточный объём радиовещания в Советском Союзе составил 1307 ч. Особое место занимали радиопередачи, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 30-летию Победы советского народа в Великой Отечеств. войне 1941-45: "Хроника Великого Октября. Год 1917", "50 героических лет", "Литературная лениниана", радиохроника "Биография В. И. Ленина", "Подвиг народа", "Документы Великой Отечественной войны".

Основные общественно-политические программы Всесоюзного радио - информационные выпуски "Последних известий" по 1-й программе, а также выпуски новостей по программе "Маяк". Вопросы, связанные с социалистическим строительством, освещаются в радиоцикле "Ленинский университет миллионов". Передачи Всесоюзного радио "Время, события, люди" ведут многоплановый рассказ о трудовых буднях советских людей. Международные проблемы звучат в передачах "Международный дневник", "В странах социализма", "Международные обозреватели за круглым столом", "По странам и континентам".

С первых дней радиовещания, по рекомендации Н. К. Крупской, создавались программы, рассчитанные на определённые социальные и возрастные группы населения. Ведутся передачи для рабочих ("В рабочий полдень" и др.), жителей села ("Земля и люди", "Сельские встречи"), детей ("Ровесники", "Пионерская зорька"), молодёжи (радиостанция "Юность" с различными блоками передач для молодёжи села, учащихся училищ профессионально-технического образования, студентов, солдат, специальная программа для строителей БАМа и др.).

Литературно-драматическое вещание пропагандирует лучшие произведения русской, советской и зарубежной литературы и драматургии. В передачах участвуют известные писатели и поэты, ведущие критики ("Писатели у микрофона", "Поэтическая тетрадь", "Литература и искусство за рубежом", "Театр и жизнь"). Всесоюзное радио регулярно участвует в международном фестивале радиопостановок для детей и юношества.

Велика роль радио в пропаганде сочинений композиторов советских республик, мирового классического наследия, новинок музыкальной жизни зарубежных стран. Только по 1-й программе Всесоюзного радио ежедневно звучит 15-17 концертов, музыкальных обозрений. "Маяк" круглосуточно ведёт музыкальные передачи. Эти передачи - основные на 3-й программе и целиком составляют 4-ю.

Ведутся передачи по письмам слушателей "Почта радио", "Полевая почта "Юности"", "По вашим просьбам", "Поэтическая тетрадь", "В мире слов", даются консультации, справки по разнообразным вопросам. Большое внимание уделяется общеобразовательным и учебным передачам. Передачи дифференцированы по уровню образования аудитории, по разделам науки. Популярна передача "Радиоуниверситет музыкальной культуры". Значительное место занимают образовательные передачи и в программах местных комитетов. Регулярны спортивные передачи: информационные выпуски, трансляции соревнований внутри страны и крупнейших международных состязаний.

Важную роль в работе Всесоюзного радио, местных комитетов по радиовещанию играют общественные редколлегии, в которые входят представители рабочих, учёных, специалисты по различным общественным, научным, культурным проблемам. Многие программы составляются и ведутся с помощью рабкоров и внештатных ведущих, при подготовке передач учитываются просьбы и предложения слушателей.
Регулярное радиовещание на зарубежные страны началось в 1929 (вначале на немецком языке, затем на английском, французском и других языках). В 1975 10 редакций вели вещание по группам стран и регионам на 70 языках. Передачи для зарубежных слушателей ведёт также станция "Мир и прогресс" (основана в 1964) - орган советских общественных организаций. Советское радио несёт слушателям всего мира правду о первой стране социализма, советском образе жизни, об успехах трудящихся Советского Союза в строительстве коммунизма, разъясняет внешнюю и внутреннюю политику КПСС и Советского государства. Передаются музыкальные и художественные программы. Передачи на зарубежные страны ведут также 9 республиканских комитетов (Азербайджанский, Белорусский, Армянский, Латвийский, Литовский, Таджикский, Узбекский, Украинский, Эстонский). Объём радиовещания на зарубежные государства из Москвы - свыше 200 ч в сутки.

31 декабря 1945 года в СССР впервые вышла в эфир детская образовательная радиопередача «Клуб знаменитых капитанов», на которой выросло не одно поколение детей. К сожалению, сегодня о значении детского радиовещания многие успели забыть: телевидение и интернет в жизни школьников занимают главное место и далеко не всегда справляются с воспитательными задачами.

АиФ.ru предлагает вспомнить сокровища советского радиоэфира, которые будут интересны даже современным детям.

«Радионяня»

Радионяня, радионяня — есть такая передача.
Радионяня, радионяня — у неё одна задача.
Чтоб все девчонки и все мальчишки подружились с ней.
Чтоб всем ребятам, всем трулялятам было веселей!

Эту песню прекрасно помнят все советские дети. С этих задорных строф по воскресеньям начиналась детская развлекательная и в то же время познавательная передача «Радионяня».

Руководители и ведущие радиопередачи «Радионяня» готовят очередной выпуск в студии, 1986 г. Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

В лёгкой, песенной игровой форме её ведущие подавали детям совершенно серьёзные вещи: помогали запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения. Юных слушателей в эфире даже учили мыть полы, готовить, сочинять стихи, а также рассказывали о людях, которые посвятили свою жизнь детям.

Больше десяти лет «Радионяня» была интересна и детям, и взрослым, поэтому её называли передачей для детей от 8 до 80 лет. Замечательные тексты Эдуарда Успенского и Аркадия Хайта дополнялись обаянием ведущих Александра Левенбука («Алик»), Александра Лившица («Саша») и, конечно же, «радиоволшебника» Николая Литвинова .

«Клуб знаменитых капитанов»

Многие ребята бросали все свои дела, как только по радио начинала звучать вступительная песенка радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов»:

В шорохе мышином, в скрипе половиц
Медленно и чинно сходим со страниц,
Шелестят кафтаны, чей там смех звенит,
Все мы капитаны. Каждый знаменит.

Это был многосерийный радиоспектакль для детей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начало 1980-х годов. Его персонажами выступали герои популярных приключенческих книг: Капитан Немо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Робинзон Крузо, — все эти персонажи обитали в районной библиотеке и спускались со страниц великих книг, как только наступала ночь. Они отправлялись на поиски терпящих бедствие кораблей, а по пути рассказывали детям о географических открытиях, явлениях природы и достижениях науки, о справедливости и дружбе.

«В стране литературных героев»

«В стране литературных героев» — ещё одна популярная советская радиопередача для школьников, которая выходила в эфире Всесоюзного радио с 1970 по1989 год. Каждый её выпуск был маленьким спектаклем, в котором школьник Гена и профессор Архип Архипович беседовали с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений.

Роли ведущих исполняли актёры Татьяна Курьянова и Борис Иванов , а вступительная песня звучала в исполнении народного артиста РСФСР Валентина Никулина . «В страну литературных героев» приходило много писем от радиослушателей, поэтому для их разбора выходило отдельное приложение к передаче под названием «Почтовый дилижанс в стране литературных героев», где основными действующими лицами и рассказчиками выступали персонажи Артура Конан Дойля — Шерлок Холмс с доктором Уотсоном и Чарльза Диккенса — Сэм Уэллер.

«Театр у микрофона»

В советские годы перед радио стояла задача: популяризировать лучшие литературные произведения русской и советской классики, — и они с ней прекрасно справлялись. Взрослые и дети с огромным удовольствием слушали радиоспектакли. А одной из самых популярных программ у слушателей был «Театр у микрофона», выходивший в эфир вплоть до мая 2000 года

В «Театре у микрофона» можно было услышать неповторимые голоса Алексея Грибова , Юрия Яковлева , Евгения Самойлова , Бориса Смирнова , Николая Плотникова и других замечательных актёров. В эфире звучали не только пьесы, но даже оперы и оперетты, тексты которых благодаря «Театру у микрофона» многие знали наизусть.

«КОАПП»

Одна из самых необычных образовательных советских радиопередач называлась «КОАПП» или «Комитет по охране авторских прав природы». Серия радиопьес в занимательной форме рассказывала детям о животных, растениях с точки зрения современной биологии, кибернетики, бионики. Интересно, что её ведущими тоже выступали животные: председатель Кашалот, Стрекоза, Гепард, Удильщик, Сова, Мартышка и Птица-Секретарь, которая открывала и закрывала заседания КОАППа своим пронзительным криком.

Голосами животных говорили популярные артисты: Михаил Погоржельский , Сергей Цейц , Зинаида Нарышкина , Юлия Юльская , Вячеслав Невинный , Людмила Шапошникова . А за кулисами «Комитетом по охране авторских прав природы» руководил автор передачи, писатель, эрудит, популяризатор науки Майлен Константиновский . По мотивам его рассказов в 1984 году цикл радиопередач получил продолжение и превратился в серию мультфильмов, где детям рассказывали об удивительных явлениях в природе и животном мире.

На сей раз ностальгировать будем по радиопередачам, на которых мы росли и вырастали, просвещались и становились всесторонне развитыми, с которыми отдыхали после работы и в перерывах от нее.
С добрым утром!
Передача развлекательного характера, впервые вышедшая в эфир Всесоюзного радио 22 мая 1960 года. Транслировалась по воскресеньям в 9:15 утра. У передачи были и последователи: «Опять 25», «Вы нам писали», «Мы с вами уже встречались», «Однажды» и «В субботу вечером».


Пионерская зорька
Ежедневная утренняя детская радиогазета, освещавшая вопросы пионерского движения, страны. Первый эфир - 19 апреля 1925 года. Передача предназначалась для школьников средних классов. Для подготовки выпусков приглашались известные деятели искусства.


РадиоНяня
Цикл радиопередач для младших школьников, выходивший в эфир Всесоюзного радио в первое воскресенье месяца. Первый выпуск - 1 января 1970 года. Благодаря шутливым выпускам «Весёлые уроки радионяни», дети с лёгкостью запоминали правила русского языка, законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения и другие полезные вещи. Авторами передач являлись Эдуард Успенский, Аркадий Хайт (автор наиболее безупречных интермедий «Веселые уроки»), Лион Измайлов, Ефим Смолин, а так же другие писатели-юмористы и поэты.

Клуб знаменитых капитанов
Цикл детских радиоспектаклей, выходивший в СССР с декабря 1945 года до начала 1980-х годов. Героями передачи были капитаны, персонажи известных книг, такие как: Капитан Немо, Лэмюэль Гулливер, Робинзон Крузо, Барон Мюнхгаузен, Синдбад-мореход, Капитан Григорьев и многие другие.


КОАПП
КОАПП - это «Комитет по охране авторских прав природы». Цикл передач Всесоюзного радио, выходивший в 1964-1973 гг. и знакомивший детей с проблемами бионики.


В стране литературных героев
Популярная советская радиопередача для школьников средних и старших классов. Главные герои - школьник Гена и профессор Архип Архипович, открывающий путь в страну литературных произведений. В каждом выпуске герои беседуют с литературными персонажами и авторами известных книг, тем самым рассказывая радиослушателям об истории создания произведений.


В рабочий полдень
Радиопередача для трудящихся, которые имели возможность послушать ее в обеденный перерыв. Передача включала концерт по заявкам, в котором зачитывались письма и поздравления. Нередко приглашались известные люди, композиторы, певцы, которые выступали в роли «почтальонов», зачитывая письма.


Театр у микрофона
Записи театральных постановок, звучавшие по Всесоюзному радио.


Встреча с песней
Первый выпуск передачи - 31 января 1967 года. В передаче обычно зачитывалось письмо от слушателя, а затем ставилась песня. Вел передачу Виктор Татарский.

На всех широтах
Передача для меломанов, появившаяся в конце 1973 года на радиостанции «Маяк». Выходила передача по воскресеньям в 14 часов 05 минут. Ведущий - Виктор Татарский. В передаче звучали мелодии исполнителей разных стран, а так же советских композиторов.

«Если у вас, товарищи, есть минут двадцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам. Мы расскажем вам...» - примерно так звучали приглашения, доносящиеся из бытовых трансляторов, или, как их тогда называли, радиоточек , которые имелись в каждой квартире и которые играли немаловажную роль в жизни советских людей.

История радиовещания в СССР началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Владимиром Лениным историческое обращение «К гражданам России». Оно известило весь мир о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов.

Чуть позже, во время Гражданской войны, декреты и распоряжения Советского правительства, ноты иностранным государствам передавались двумя радиостанциями: Царскосельской - под Петроградом и Ходынекой под Москвой.

Осенью 1918 года Ленин дал указание ученым разработать радиотелеграф. А 2 декабря того же года подписал декрет «О Нижегородской радиолаборатории». Ее возглавил Михаил Александрович Бонч-Бруевич. В январе 1920 года радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт передал, а Москва приняла по радио человеческую речь.

Настенная «сковорода»

Расцвет советского радио начался одновременно с победой над послевоенной разрухой. В 1921 году из Казани в Москву были доставлены изготовленные группой инженеров усилительные установки. Громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, что дало возможность услышать на улице речь, произнесенную в актовом зале.

В середине 1922 года в Москву из Нижнего Новгорода была доставлена самая мощная на то время в мире 12-киловаттная станция, и уже в сентябре она передала в эфир первый большой радиоконцерт. А еще через месяц вступила в строй радиотелефонная станция имени Коминтерна с радиусом действия 2 тысячи верст.

В марте 1923 года Совнарком СССР утвердил список из 11 городов, в которых должны были ударными темпами построить радиоприемные станции. Они давали возможность слушать для начала научные лекции, передаваемые из Москвы. Первая из них была посвящена великому ученому Николаю Копернику.

В честь очередной годовщины создания Красной армии был передан радиоконцерт, который принимали не только на территории Советского Союза, но и за рубежом. А в 1925 году была введена регулярная передача боя часов со Спасской башни Кремля.

Это произошло не случайно - промышленность СССР начала массовый выпуск уличных громкоговорителей и домашних репродукторов. На выпуск последних марок «Аккорд», ДП, ЛМ-3 были ориентированы такие крупнейшие профильные предприятия, как Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина, Ленинградский телефонно-телеграфный завод имени Кулакова и харьковский «Укррадиограмто» (нынешний «Протон»).

Конструкция выпускаемых ими репродукторов не случайно была весьма примитивной. Черная «тарелка», или, как ее еще называли, «сковорода», по своей цене была доступна любому гражданину, независимо от социального положения в обществе, - хоть наркому, хоть домохозяйке.

«Говорит Москва!»

Выпуск репродукторов в оригинальных красивых корпусах начался только в 50-х годах прошлого века. Так что долгие годы неказистая черная тарелка давала самые разнообразные поводы для переживаний и общения. Как радостные, так и горькие. И люди не представляли себе и дня без прослушивания радио.

Впрочем, до 1930 года в радиовещании, как и во всех новых начинаниях, царил определенный хаос. В недрах Народного комиссариата просвещения, которому была поручена организация трансляций, из-за бюрократических проволочек и отсутствия опыта никак не удавалось определить концепцию радиопередач.

Все формировалось спонтанно, единой сетки вещания не было. Например, в эфир прорывались то первая консультация для крестьян из приемной Председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина, то репортаж с аэростата, пролетающего над Москвой, то предлагалось разучивание народных песен. Причем качество звука оставляло желать лучшего.

Советские писатели того времени иногда с ехидством комментировали эволюцию радиовещания. Например, Слонимский писал: «Присядем на скамейку в парке, и мы скоро услышим в летних сумерках слетающие с высоты слова какого-нибудь гигантского громкоговорителя: "Органическая химия включает изучение всех углеродных соединений"».

В бессмертном романе «Двенадцать стульев» была описана одна из таких «передач» во время визита Остапа Бендера во второй дом собеса.

Один из авторов книги, Илья Ильф, язвительно констатировал в своих записках: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человеческое. Вот радио есть, а счастья нет». Писатель Лев Кассиль озвучил стиль подачи текстового материала: «Размеренный диктант ТАСС: "Точка... По буквам: Петр, Анна, Роман, Иван, Жанна... Париж!"».

С неменьшим сарказмом реагировал загадкой на процесс становления радиовещания и сатирический журнал «Крокодил»: «Стоит стояка, на стояке висяка; а что она орет, никто не разберет».

Но, в конце концов, начиная с января 1933 года, когда сформировался Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, начались значительные подвижки в лучшую сторону.

Еще в 1922 году в Москве по проекту архитектора Владимира Шухова была построена башня высотой около 150 метров из ажурных стальных конструкций. На ней-то и были установлены радиоантенны, транслирующие передачи Всесоюзного радио, позывными которого с 1939 года стали первые такты мелодии песни «Широка страна моя родная».

В каждый дом

К 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 миллионов индивидуальных радиоточек, которым во время войны предстояло сыграть немаловажную роль. Ведь в условиях военного положения все ламповые приемники подлежали сдаче на временное хранение. Проводное радио оставалось одним из немногих источников новостей.

Сводки Совинформбюро с театра боевых действий, передачи типа «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы Верховного главнокомандующего, звучавшие из черных репродукторов, реально поддерживали боевой дух советского населения в тяжелые годы войны.

А что уж говорить о блокадном Ленинграде! По радио читала свои пламенные стихи Ольга Берггольц. А стук метронома, доносящийся из черных «тарелок», звучал для жителей как биение пульса внешне мертвого города.

К середине 1950-х годов сетка вещания была практически сформирована. Передачи начинались в б часов утра с исполнения Гимна Советского Союза, который, ко всему прочему, означал для не имеющих будильников начало рабочего дня. Затем следовали выпуск последних известий и прогноз погоды. Период с 8 до 9 часов считался «детским временем» - передачи «На зарядку становись!» и «Пионерская зорька».

Далее следовала целая палитра передач: от идеологически выдержанных «Ленинский университет миллионов» и «Трибуны международника» до научно-популярных типа «Наука на службе мира». Значительное место в вещании занимали также радиоспектакли и музыкальные выпуски.

Особой популярностью пользовалась передача «В рабочий полдень», через которую все желающие могли не только поздравить родных и знакомых с памятной датой, но и подарить им песню.

1 августа 1964 года в шесть часов утра в эфире прозвучал музыкальный фрагмент песни «Подмосковные вечера». Это были позывные новой круглосуточной программы радиостанции «Маяк». В начале каждого получаса передавались выпуски новостей из-за рубежа и по Советскому Союзу, а потом литературные и музыкальные передачи.

К тому времени в СССР уже были популярны транзисторные приемники. Но параллельно им появились и трехпрограммные комнатные радиоточки, которые кроме программ Всесоюзного радио и «Маяка» транслировали общеобразовательные программы.

Согласно оценкам экспертов, по объемам проводного вещания СССР к 1977 году вышел на первое место в мире - общая длина линий превысила 2 миллиона километров. Постепенно на смену ему пришло телевидение. Но «кухонное радио» до сих пор остается привычным атрибутом быта миллионов людей.

Сергей УРАНОВ

Статьи по теме: