Возможные схемы тестирования. Как работает система мониторинга внимания покупателей

АЙ-трекинга - процесс определения точки, на которую направляется взгляд или движения глаз относительно головы. Ай-трекер - это устройство для определения позиций глаз и их движения. Ай-трекинг используется во многих отраслях, таких как психология, когнитивная лингвистика и другие.

Применение ай-трекинга в маркетинге

Или замечает потребитель продукт или бренд?

Как часто и как долго в поле зрения потребителя попадает продукт или бренд?

Не слишком отвлекает имеется графика от главных объектов телевизионного ролика?

Какова общая эмоциональная реакция на телевизионный ролик - считает потребитель ролик приятным или отталкивающим?

Будет ли этот ролик эффективным с определенной целевой аудиторией - и если да, то с какой?

Увидел потребитель логотип?

Или сразу потребитель увидел главную систему навигации по сайту?

Обратил внимание потребитель на главную информацию на странице?

Или потребитель внимательно рассмотрел наполнение страницы, или просто пробежал по ней глазами?

Как пользователи взаимодействуют с сайтом?

Когда потребитель уже готов сделать покупку, именно упаковка продает ему продукт, отделяя его от конкурентов. Используя технологию ай-трекинга, можно протестировать реальную упаковку и выкладку товаров или симуляцию. Специальное программное обеспечение позволяет потребителю рассмотреть симулированной полку с товарами, выбрать упаковку с полки и покрутить ее, чтобы рассмотреть со всех сторон. Анализ включает исследование того, как просматривает полку, какие упаковки он замечает, когда и как долго он на них смотрит и как именно потребитель смотрит на ключевую упаковку. Таким образом, технология ай-трекинга в этом случае может быть полезной для улучшения оформление витрины, оптимизации размещения товаров на ней. Также можно изучить, насколько удачной является упаковка конкретного товара по сравнению с упаковками конкурентов. Для привлечения внимания важна не только сама упаковка товара, но и то, как она воспринимается в окружении своих аналогов на реальной полке магазина. Используя технологию ай-трекинга, можно определить, насколько эффективным был брендинг спортивной площадки при спонсировании спортивного события или сцены при спонсировании концерта. Технология ай-трекинга может существенно повысить эффективность юзабилити-тестирования. Таким образом, исследователь можливиться посмотреть на сайт глазами пользователя. Можно установить, где конкретно пользователь искал необходимую ему информацию, какие элементы сайта пользователь не заметил, а которые вызвали у него растерянность. Измерения траектории движения взгляда и точек фиксации взгляда вместе с измерением умственной активности быстро освещают те зоны юзабильности, которые могут привести к экономическим потерям для клиента.

Технология ай-трекинга

Одни из первых моделей ай-трекеров требовали фиксации головы респондента, как показано на рисунке ниже. Такая технология позволяла полностью избежать искажений показаний из-за движения головы.

Другим типом технологии является ай-трекер, закрепленный на голове респондента. Устройство легкий и не создает неудобств, не стесняет движений. Принцип действия заключается в том, что две камеры направлены на глаза респондента, в то время как третья камера направлена ​​на исследуемый объект, воспроизводя то же, что видит респондент в конкретный момент. Технология такого типа открывает больше возможностей, ведь респондент не должен сидеть движения. Устройство показано на рисунке ниже.

Следующим поколением ай-трекеров стали устройства вмонтированы в монитор. На изображении ниже показано ай-трекер, который визуально не отличается от 17-дюймового ЖК-монитора. Очевидным преимуществом такого устройства является то, что он полностью поддерживает принцип plug & play, то есть его можно подключить к любому компьютеру или ноутбуку, на котором установлено соответствующее программное обеспечение.

Еще одним типом ай-трекеров является независимое устройство, которое может быть использовано для разноплановых исследований: как с использованием мониторов, проекционных экранов, так и с реальными объектами, такими как полка с выкладкой товаров, один товар, печатное издание и т.д.. Такой тип устройства показано на рисунке ниже.

Некоторые производители устройств для ай-трекинга предлагают комплексные решения. Ниже приведена схема портативной ай-трекинг лаборатории для проведения юзабилити-тестирования. К преимуществам такой лаборатории относятся: быстрота применения - необходимо всего 15 минут, чтобы полностью настроить оборудование; устройства фиксируют не только движение глаз, но и звуки, которые произносит респондент, записывают все движения мышью и нажатия клавиш, регистрируют все внешние раздражители, которые могли бы отвлечь респондента. Исследователь наблюдает за всеми процессами в реальном времени с экрана своего ноутбука и имеет возможность провести глубокий анализ, изучая записи.

Купить контактные линзы biofinity на сайте lensgo.ru.

  • Дает необыкновенные возможности и превосходство над конкурентами
  • Помогает разработать рекламный продукт, интерфейс или сайт , который притягивает внимание покупателей
  • Обеспечивает увеличение потока клиентов и повышение прибылей!

Необыкновенные возможности и превосходство над конкурентами

Герой фильма «Чего хотят женщины», которого играл неотразимый Мел Гибсон, получил необыкновенный и чудесный дар. Он стал слышать мысли женщин, и это дало ему необыкновенные возможности и преимущества в жизни и бизнесе! Подобно герою фильма, который знал самые сокровенные мечты и желания женщин, с системой монито­ринга внимания покупателей вы получите необыкновенные возможности, которых нет у других. При помощи этой системы вы будете видеть невидимое - то, чего не видят ваши конкуренты, и знать то, чего они не знают. Вы будете знать, что на самом деле видят покупатели, рассматривающие вашу рекламу, какие эмоции и желания они испытывают, и обращают ли они внимание на то, что вы хотите до них донести. Вы будете знать, достигает ли реклама своей цели!

Вы обретете превосходство над конкурентами!

Система мониторинга внимания покупателей позволяет обеспечить повышение эффективности и рентабельности рекламы: помогает разработать стреляющую в яблочко рекламу, увеличивает соотношение прибыль от рекламы/затраты на рекламу. Это, безусловно, обеспечит вам увеличение потока клиентов и повышение прибылей.

Как работает система мониторинга внимания покупателей

Основой системы является прибор eye tracker (ай трекер), который с высокой точностью позволяет следить за тем, куда направлено внимание (взгляд) покупателя в тот момент, когда он смотрит на рекламу , сайт . Специальное программное обеспечение системы обеспечивает создание карты взглядов и тепловой карты внимания – то есть графическое описание последовательности переключения и зон фиксации внимания покупателей на рекламе.

Примеры использования

1. Авиакомпания KLM (KLM Royal Dutch Airlines). Использование eye tracker для анализа электронной системы бронирования авиабилетов на сайте компании позволило на 30% увеличить число пользователей бронирования рейсов онлайн.

Примеры анализа

Дизайнер разработал два разных варианта, сравнивая которые, мы установили какая реклама более результативная.

Исследования рекламы с помощью айтрекера показали, что ряд респондентов из-за того, что на рекламе слева зоны интересов написаны мелким текстом и белым шрифтом на черном фоне, вообще не зафиксировали внимание на зоне, описывающей преимущества айтрекинг анализа . Тогда как анализ рисунка справа показал более быстрою по времени фиксацию взгляда в зоне описывающей преимущества айтрекинг анализа.

Первая фиксация взгляда в зоне интереса для левого рисунка 6,51 сек с начала демонстрации, а для правого 4,73 сек .

Шанс, что рисунок справа заинтересует потенциального покупателя больше на 30% , чем у рисунка слева.

Если вы впервые хотите воспользоваться услугами нашей компании, то мы выполним «экспересс анализ» страницы вашего сайта или рекламного материала бесплатно.

Цена айтрекинг анализа

Цена айтрекинг анализа зависит от сложности проводимого исследования.

  • Стоимость сравнения статических макетов (до 3-ех вариантов) от 10000 руб.
  • Исследование страницы сайта от 12000 руб.
  • Исследование упаковки или этикетки от 15000 руб.
  • Исследование видео- ролика, динамических изображений от 20000 руб.
  • AR и VR
  • Терминология: кальки с английского айтрекер / гейз-трекер звучат не очень, но перевод «устройство для отслеживания движений глаз» и «устройство для отслеживания взгляда» очень громоздок. Не уверен, что есть какая-то более удобная устоявшаяся терминология в русском языке – дайте знать если ошибаюсь

    В последние годы Kinect (конечности, тело в целом), Siri (голос), и LeapMotion (пальцы) показали, что бесконтактное управление и ввод данных/текста может оказаться весьма удобным и интуитивным для определённых задач. Но до недавнего времени о возможности использования взгляда для таких же задач знали немногие. И основных причин было две: а) все устройства были достаточно дорогими (тысячи и десятки тысяч евро/долларов), б) а точность определения направления взгляда откровенно хромала. И если точность в топ–продуктах уже довольно-таки высока (около половины градуса – всё ещё требует доработки, хотя и никогда не выйдет на один уровень с точность позиционирования курсора мыши из-за биологической особенности глаза), то цена в нестарый автомобиль делало эти устройства весьма нишевыми: рынок был поделён на маркетинговский (юзабилити-исследования, здесь на Хабре были статьи на эту тему), академический (разносторонние исследования в университетах), медицинский (исследования пациентов), и «accessibility» (использование ай-трекеров людьми с ограниченными способностями как средство управления).

    И вот несколько лет назад группа Ph.D. студентов из Копенгагенского Технического Университета задалась целью расширить нишу «accessibility» на любого пользователя вычислительных устройств. Их первый ай-трекер был бесплатной программой (ITU GazeTracker), которая вычисляла направление взгляда с видео-потока обычной веб-камеры; правда, надо было самому ставить инфракрасный LED, или покупать камеры с таковым (выбор был очень скромен). Программа работала, хотя точность была приемлемой не для всех и только с случае высокой неподвижности (использовалась некоторыми парализованными в Дании), впрочем, это касалось всех т.к. обычные камеры с самодельной подсветкой были их главным узким местом.


    Создатели ITU GazeTracker (кроме самого левого) и основатели The EyeTribe

    Однако на этом Javier San Agustin Martin Tall и Henrik Skovsgaard останавливаться не стали, и в соавторстве с Sune Alstrup Johansen создали стартап The EyeTribe который получил более $3М инвестиций (в том числе и от Интел). Цель стартапа – создать доступный по цене продукт по качеству приближённый к тем что продаются по $20.000, а именно – за $99 . Открыв предзаказ в сентябре и разослав первую партию устройств в декабре-январе, разработчики заявили что следующая партия будет готова к концу марта, а вообще от желающих отбоя нет.


    Тут надо отметить что доминирующие в производстве ай-трекеров компании, типа Tobii Technologies и SensoMotoric Instruments к тому времени уже почувствовали куда дует ветер: например, Tobii Technologies года два назад выпустила Tobii REX «исключительно для девелоперов» (т.е. с ним запрещено проводить исследования или использовать в бизнесе) за $1000. Но, видимо, продукт остался не очень востребованным и был закрыт а остатки продаются за треть цены . Сейчас та же компания, спохватившись, пытается придержать резкий взлёт The EyeTribe усиленно разрабатывая Tobii EyeX за $95/€70 (с обещанием выслать до конца этого месяца), а заодно пробуя себя в новом качестве патентного тролля . Скорее всего, лицензия останется той же что и у Tobii REX – зачем менять, если с богатых западных университетов можно получать такие хорошие деньги…

    Итак, месяц назад было получено вот это:


    Очень маленькое – всего 20 x 2 x 2 см, меньше чем подобные устройства других производителей. В коробке есть ещё маленький трипод и весьма жёсткий и толстый USB 3.0 кабель. Кстати, нужен именно USB 3.0, на второй версии работать не будет. Больше ничего, но с официального сайта купившим можно скачать инсталляционный софт с сервером и SDK. И тоже больше ничего, т.е. никаких готовых программ по управлению компьютером нет (есть некоторые демки на Гитхабе , но это лишь как туториал для разработчиков), лишь в GUI версии сервера есть возможность привязать курсор к детектируемой точке взгляда. Разработчики пишут, что создание таких программ оставляют другим, а сами занимаются исключительно хардом и софтом для определения точки взгляда. Я один из них (из других), и доля пиара чуть ниже.

    Тестирование данного устройства (работает на Win7+, обещана поддержка Andoid, Mac и Linux) оказало исключительно позитивное впечатление – я ожидал меньшего от того что стоит как одна сотая Tobii X2-60. После калибровки на 9 точках (это не так удобно как у Tobii с 5-ю точками, но меньше пока невозможно) точность была около 1 градуса (40–50 пикселей – немного хуже чем у топ–брендов), но с небольшой корректировкой движением головы весьма нетрудно было попасть в кнопки окна «закрыть/свернуть» в Win7/8. Долго я не тестировал, но за те 3–4 минуты точность не ухудшалась, глаза и зрачок почти всё время оставались детектируемы. В другом месте с другим освещением глаза иногда «терялись» на короткое время, но время восстановления было коротким (навскидку, 100–200 мс). В общем, это весьма достойный результат за свои деньги, и на мой взгляд по точности и надёжности лишь немногим хуже продуктов Tobii и очень близок к тем продуктам SMI с которыми мне довелось работать. Формального тестирования на точность пока не проводилось, возможно, это тема для следующей статьи.


    Сейчас об SDK. Оно, как и сервер данных, пока весьма сырое (не вся заявленная функциональность работает), но активно разрабатывается (в начале февраля версия 9.20, в конце – 9.27). Процесс взаимодействия происходит через сокет и выглядит так:
    0. Запускается ТЕТ сервер (сокращение от The EyeTribe).
    1. клиент подключается к 127.0.0.1:6555/tcp
    2. клиент шлёт запросы в формате JSON, клиент отвечает с таком же формате. Содержание пакетов расписано .
    3. кроме того, клиент что 3 секунды шлёт «heartbeat» пакет – мол, я тут, живой (зачем это для TCP соединения – для меня загадка).
    4. калибровочные точки клиент рисует сам, лишь уведомляя сервер когда надо начинать и заканчивать обрабатывать данные для составления калибровочный матрицы.
    5. в режиме push клиент получает точки взгляда без запросов, 30 точек в секунду (есть ещё режим 60 Hz, но я не проверял пока).
    5а. каждая точка содержит:
    – координаты точки взгляда: усреднённые и для каждого глаза отдельно.
    – координаты точки взгляда после сглаживания каким-то low-pass фильтром: усреднённые и для каждого глаза отдельно.
    – размер зрачка: для каждого глаза отдельно (пока не знаю, какие единицы измерения используются).
    – координаты зрачков в поле зрения камеры.
    – флаг фиксации
    – код состояния сервера.

    На Гитхабе уже ест некоторое количество кода для разработчиков на С++ и С# чтобы не надо было, как мне, писать всё с нуля. Впрочем, есть вероятность, что формат пакетов и типы данных в будущем будут немного изменяться, делая тем самым старые программы под это устройство несовместимыми с новыми версиями сервера. Например, мне пришлось выяснить, что в официальном описании пакетов по ссылке выше было две неточности в типах данных, а некоторые пакеты могут содержать значения которые там не описаны,


    В наше время бурного развития IT и появления множества интереснейших гаджетов, многие слышали о такой штуке, как eye-tracker (это такой прибор, который определяет куда люди смотрят) и даже видели разного рода «тепловые карты» и аналитику, построенные «на основе данных eye-tracker’а». Но при этом очень немногие задумываются над тем, что же именно этот прибор измеряет…

    Очень наглядно это было видно во время дискуссии, развернувшейся вокруг моей с кучей иллюстраций о разнице в восприятии сайтов. Все очень бурно обсуждали достоинства и недостатки разных видов дизайна; как можно интерпретировать приведенные мной карты; достаточно ли использовать 5 респондентов или надо 10; нужны ли вообще подобные тесты… Но никто не поинтересовался, какие именно данные отображены на приведенных мной «картах внимания»!

    Итак, давайте для начала определимся с тем, какие данные eye-tracker выдает, а потом поговорим об их полезности в реальной жизни.

    Начнем, собственно, с самого прибора. В отличие от представляющихся многим электродов и шлемов, современный eye-tracker выглядит почти как обычный монитор, в который вмонтированы несколько камер и инфракрасные лампочки.

    Во время работы камеры непрерывно снимают ваше лицо, выделяют на кадрах глаза и методом триангуляции определяют положение каждого глаза в пространстве относительно eye-trackera. Кроме того, по взаимному расположению центра зрачка и бликов от ИК подсветки определяется направление взгляда (для каждого глаза). Ну а так как глаза у разных людей несколько различаются, то для того, чтобы это направление определялось точно, перед началом тестирования проводится калибровка: eye-tracker показывает вам движущийся шарик, вы за ним следите взглядом, а приборчик рассчитывает всяческие коэффициенты, которые надо использовать при работе именно с вами. И, наконец, зная положение глаза относительно экрана и направление взгляда, рассчитывается та точка экрана, на которую в данный момент вы смотрите.

    Таким образом, несколько десятков раз в секунду eye-tracker записывает данные об испытуемом – расположение каждого глаза, координаты взгляда каждого глаза, качество измерений, результирующую координату взгляда (в идеале они должны совпадать и чем ближе точки взгляда каждого глаза – тем более достоверным является измерение), временнУю метку и некоторые другие параметры. Одновременно с этим записывается и ход теста – что именно показано на экране и какие действия проводил испытуемый: нажимал на клавиши, двигал мышку и т.п. Оба этих потока данных синхронизируются по времени.

    Одновременно с записью всего этого дела, происходит вычисление взглядов. Еще в 19-м веке стало известно, что взгляд человека движется не непрерывно, а рывками, перемещаясь от одной точки к другой. Быстрые движения взгляда называется саккадами (succade), а точки, на которых взгляд останавливается – точками фиксации или просто фиксациями (fixation). В русском языке чаще всего под «взглядом» (в контексте eye-tracking"а) понимаются именно фиксации.

    Во время записи eye-tracker следит за координатами вашего взгляда (напомню, что это происходит несколько десятков раз в секунду) и, если они остаются неизменными, суммирует время. При превышении некоторого порогового значения – обычно 100 миллисекунд – прибор отмечает фиксацию. Координаты взгляда, правда, тоже не совсем неизменны: они могут «дрожать», например, из-за ошибок округления (мы же в пикселы пересчитываем), из-за движений испытуемого или из-за моргания. Поэтому берется еще некий пороговый радиус (обычно 30 или 50 пикселов) и, если координаты остаются внутри заданного круга, то фиксация продолжается, а если выходят – начинается отсчет новой фиксации.

    В процессе тестирования оператор имеет возможность наблюдать за его ходом – на втором мониторе в реальном времени отображаются материалы, демонстрируемые испытуемому и наложенное на них изображение взгляда испытуемого.

    Собственно говоря, именно последовательность фиксаций и является результатом работы eye-tracker’а. Дальше начинаются отображения, анализы и интерпретации этой последовательности. Но об этом мы подробно поговорим в следующем посте.

    Представьте себе юзабилити-тестирование, в котором участник пытается купить велосипед. На главной странице он быстро находит ссылку на велосипеды, но на следующей теряется. «Я не был уверен, куда нужно кликать, — объясняет он позже, — было много вариантов». В дальнейшем, просматривая записи, тестировщики обращают внимание на подобные слова участников испытаний. Они отмечают движения мышки, проверяют, как далеко прокручивалась страница. Но в идеале им хочется видеть то, что видел пользователь.

    Айтрекинг (eye tracking) иногда воспринимается как панацея — совершенная технология, с помощью которой легко обнаружить проблемы пользовательского интерфейса. Неудивительно, что ее популярность растет вот уже 20 лет.

    Но каждой впечатляющей демонстрации предшествуют часы усилий и попыток интерпретации. Ведущие эксперты противоречиво отзываются о ценности айтрекинга, поэтому технология по-прежнему применяется лишь в немногочисленных дизайнерских веб-проектах. Несмотря на резкое сокращение ее стоимости и увеличившуюся надежность, временные затраты, расходы на обучение специалистов и оборудование по-прежнему остаются значительными.

    В этой статье мы попытаемся ответить на два вопроса: какие преимущества вы получите, используя эту технологию? И когда окупятся расходы?

    Простыми словами, айтрекинг — технология, позволяющая наблюдать и записывать движения глаз: расширение зрачка, его перемещение. Она широко применяется во многих областях, в том числе в психологических исследованиях, при разработке дизайна упаковки. По отношению к контенту, представленному на экране, эта технология прежде всего используется для того, чтобы понять, куда смотрят пользователи.

    Особый интерес представляют так называемые «точки фиксации» — области, в которых взгляд пользователя задерживается на продолжительное время, чтобы обработать воспринимаемое изображение. Процесс движения взгляда пользователя между точками фиксации называется «саккада» (saccade). Хотя скорость движения означает, что пользователь не обрабатывает то, что видит, воспроизведение саккад показывает, какой путь проделывает взгляд между точками фиксации.

    Общий метод определения фокуса взгляда пользователя предполагает сравнение позиции ближнего инфракрасного света (отраженного глазом) с позицией зрачка. Эта информация в сочетании с информацией о положении головы наблюдаемого может быть экстраполирована для определения точки, на которой сфокурисован взгляд пользователя, посредством чего определяются соответствующие координаты на экране.

    Положение отраженного глазом инфракрасного света (белая точка в центре) по отношению к зрачку (черный круг) используется для определения направления взгляда пользователя.

    Айтрекинг-устройства проектируют данные путем многократной записи координат за одну секунду. Этот набор данных впоследствии можно визуализировать и интерпретировать, чтобы описать поведение, незамеченное иным способом, включая:

    • упорядоченный список точек фиксации (и неупорядоченный список упущенных элементов) — айтрекинг фиксирует то, что пользователь видит, и то, что он не видит;
    • время достижения любой заданной точки фиксации — это может быть связано с тем, как легко или трудно было найти элемент;
    • длина любой заданной фиксации — имеет отношение к тому, насколько привлекателен или понятен был элемент;
    • количество фиксаций на элемент — имеется в виду, отвлекающим, полезным или противоречивым ли был элемент.

    Видеть не значит понимать

    Данные, полученные с помощью айтрекинг-устройств, не зависят от отчетов пользователей или их памяти. Отвечая на вопросы о своих действиях, участники исследований, как правило, не могут вспомнить свое поведение. Они могут не знать о том, что они сделали (так как сделали что-то бессознательно или просто забыли об этом), или могут быть не в состоянии выразить словами ход своих мыслей. Посредством изучения данных, их визуализации и повторов, причины поведения могут быть обнаружены без опоры на человеческую память. Важно отметить, что анализ айтрекинга может привести к открытиям, сделать которые с помощью других методов тестирования было бы трудно.

    Например, в недавнем исследовании прототипа онлайн-игры айтрекинг-команда Cyber-Duck попросила участников тестирования найти запись их участия в более ранних версиях игры. Чтобы выполнить задание, пользователи должны были кликнуть на одну из кнопок «Обзор» под надписью «Нью-Йорк» или «Буэнос-Айрес» и перейти к следующему шагу.

    Домашняя страница прототипа онлайн-игры. Цветные квадраты — «зоны интереса», которые были отмечены, чтобы можно было получить специфичные данные для определенного региона.

    Результаты наблюдений показали, что только половина участников справилась с заданием успешно. Обычные тесты юзабилити дали бы достаточно информации, чтобы найти решение проблемы. Тем не менее, айтрекинг позволил получить более четкое представление о проблеме.

    «Тепловая карта» всех участников тестирования. Цветные области показывают относительную длительность фиксации на определенных элементах страницы. Красным цветом выделены зоны наибольшей фиксации.

    Хотя участники испытаний часто смотрели на кнопку «Обзор», кликали они по ней редко. Из этого следует, что в целом пользователи видели кнопку. Но тот факт, что они смотрели на нее, но не нажимали, свидетельствует о том, что они не осознавали своей цели.

    Траектория движения взгляда одного из участников исследования. Круги — точки фиксации или места, где задержался его взгляд. Числа обозначают хронологический порядок моментов фиксации, а размер круга показывает, сколько времени длилась фиксация — чем больше круг, тем дольше задержался взгляд в этой точке.

    Траектория движения взгляда, представленная выше, демонстрирует поведение одного из участников исследования. Анализируя многочисленные точки фиксации и саккады, можно сказать, что пользователь перемещался между элементами несколько раз. Это наводит на мысль, что он оценивал каждый вариант, не зная, как правильно завершить задание.

    С помощью других методов тестирования стало возможным обнаружить проблему юзабилити: половина участников исследования не справились с навигацией предложенной страницы. В то же время айтрекинг позволил получить больше специфичных данных. Так, выяснилось, что половина респондентов не смогли перейти на следующую страницу, хотя большинство из них видели нужную кнопку. Иными словами, проблема была не в отсутствии внимания. Соответственно, усилия должны были быть направлены на то, чтобы сделать целевую кнопку более понятной.

    Стоит ли использовать айтрекинг?

    Айтрекинг — инструмент, и как любой другой инструмент будет наиболее эффективен в руках эксперта. Реальную пользу айтрекинг может принести только в том случае, если сбором и анализом данных будет заниматься специалист со знаниями и опытом в этой области.

    Айтрекинг не заменит другие качественные методы исследования. Данные, полученные в результате айтрекинга, позволяют сказать, на каком элементе пользователи чаще всего фиксируют взгляд, но не позволяют сказать, почему. Такую информацию можно получить только с помощью интервью, наблюдения и эксперимента.

    Безусловно, айтрекинг позволяет лучше понять поведение пользователя во время тестирования юзабилити, и следовательно дает возможность принимать более точные решения.

    Прежде чем применять данную технологию, постарайтесь оценить, используете ли вы весь потенциал менее дорогих методов тестирования. Если вы положительно ответите на этот вопрос, то айтрекинг будет естественным следующим шагом. Если нет, то использование таких недорогих методов, как наблюдение, интервью пользователей и сплит-тест, позволит сделать хороший скачок вперед.

    Как отмечают Якоб Нильсон (Jakob Nielsen) и Кара Перниче (Kara Pernice) в своей книге «Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз»: «Вы можете удвоить доходность вашего сайте, не имея ничего, кроме … блокнота».

    Готовы начать?

    Предположим, что вы используете менее дорогие методы по-максимуму и готовы глубже понять, что айтрекинг может вам предложить. Существуют разные способы использования этой технологии, каждый из них имеет значительные последствия с точки зрения затрат и результатов, которые вы получите.

    Охват

    Айтрекинг-исследования занимают некоторое время. Для проведения качественных тестов, где записи проверяются вручную, пяти пользователей будет достаточно, но для получения показательных тепловых карт и других наглядных данных необходимо как минимум 39 участников. Затраты на отбор и стимулирование участников должны быть частью бюджета любого тестирования, но очень важно оценить значительные инвестиции времени, необходимого для тестирования такого количества людей. Специалисты Cyber-Duck считают, что на каждой сессии должно присутствовать два куратора. Так риск пропустить что-либо сокращается, плюс каждый из кураторов может взять перерыв. Временные затраты можно легко прикинуть, учитывая, что индивидуальное тестирование занимает от 20 минут до часа.

    Обучить сотрудников компании или пригласить специалистов

    Следующий вопрос: обучить айтрекингу сотрудников компании или нанять экспертов-консультантов? Из-за значительных инвестиций рекомендуется готовить команду по айтрекингу из числа сотрудников компании только в том случае, если:

    • у вас есть персонал с фоновой работой, связанной с айтрекингом;
    • у вас есть ресурсы, чтобы приобрести оборудование и обучить персонал пользоваться им;
    • вы будете постоянно проводить исследования с использованием технологии айтрекинга;
    • вы уверены, что углубленные исследования, будут стоить потраченного времени и денег.

    Снижение затрат может сделать идею вырастить специалистов по айтрекингу внутри компании привлекательной, но стоит учесть много факторов, прежде чем инвестировать в нее. Айтрекинг по-прежнему остается сложной в использовании технологией. Помимо умения калибровать оборудование для организации исследования и анализа его результатов основополагающее значение имеет всестороннее понимание методологии айтрекинга. Иначе можно пропустить или неверно истолковать значимое поведение. В худшем случае результаты исследования могут быть полностью искажены.

    Хотя стоимость технологии значительно снизилась в последнее время и продолжает снижаться, за профессиональный аппарат придется выложить от $15 000 и больше. Программное обеспечение, как правило, включено в стоимость, но потребуется мощный компьютер, приобретение которого означает дополнительные расходы. Их тоже нужно учитывать. Рассмотрение достоинств оборудования и программного обеспечения для айтрекинга от разных производителей — тема для отдельной статьи, но стоит отметить, что наиболее популярной является продукция таких компаний, как EyeTech, Mirametrix и Tobii.

    Если расходы на обучение, покупку оборудования и программного обеспечения, а также временные затраты кажутся вам непомерными или вы планируете изредка пользоваться технологией, вы можете обратиться в консалтинговую фирму и воспользоваться преимуществами айтрекинг-тестирования с меньшими затратами.

    При оценке потенциального партнера изучите его компетентность в данной области, обратите внимание на отзывы клиентов. Ищите доказательства того, что исследования и рекомендации этой фирмы позволили улучшить ключевые показатели юзабилити, такие как показатель успешности, время на задачу, частота ошибок и удовлетворенность пользователей. Оцените, в состоянии ли команда представить свои выводы таким образом, чтобы они были доступны тем, кто мало что понимает в айтрекинге? Профессиональный жаргон может впечатлить, но в конечно счете, специалисты должны обосновать свои рекомендации на понятном языке.

    Выводы

    Как и любая другая развивающаяся технология, айтрекинг имеет потенциал получить широкое применение, позволяя устранить барьеры выхода на рынок. Однако сейчас значительные затраты на применение айтрекинга позволят получить максимальную отдачу от инвестиций лишь тем, кто уже использовал весь потенциал более дешевых, низкотехнологичных методов исследования.

    Статьи по теме: