Компрессия в работе со звуком. Компрессия

Компрессия это одна из наиболее опутанных мифами тем саундпродакшна. Говорят, Бетховен даже пугал ей соседских детей:(

Ладно, на самом деле, применять компрессию не сложнее чем пользоваться дисторшном, главное — понимать принцип её работы и иметь хороший контроль . В чём мы сейчас вместе и убедимся.

Что такое компрессия звука

Первое, что стоит уяснить перед препарированием — компрессия это работа с динамическим диапазоном звука . А , в свою очередь, — ни что иное как разница между самым громким и самым тихим уровнем сигнала:

Так вот, компрессия это сжатие динамического диапазона . Да, просто сжатие динамического диапазона, ну или другими словами понижение уровня громких частей сигнала и увеличение громкости тихих . Не более того.

Ты можешь вполне резонно удивиться с чем тогда связан такой хайп? Почему все говорят о рецептах правильной настройки компрессоров, но никто ими не делится? Почему, не смотря на огромное количество классных плагинов , во многих студиях до сих пор используются дорогущие раритетные модели компрессоров? Почему одни продюсеры применяют компрессоры на экстремальных настройках, а другие не используют совсем? И кто из них в конце концов прав?

Задачи, которые решает компрессия

Ответы на подобные вопросы лежат в плоскости понимания роли компрессии в работе со звуком. А она позволяет:

  1. Подчёркивать атаку звука, делать его более выраженным;
  2. «Усаживать» в микс отдельные партии инструментов , добавляя им мощности и «веса»;
  3. Делать группы инструментов или весь микс более цельным , таким единым монолитом;
  4. Решать конфликты между инструментами с помощью sidechain ;
  5. Исправлять огрехи вокалиста или музыкантов , выравнивая их динамику;
  6. При определённой настройке выступать в качестве художественного эффекта .

Как видишь, это не менее значимый творческий процесс чем, скажем, придумывание мелодий или наруливание интересных тембров. При этом любая из вышеперечисленных задач может быть решена с помощью 4-х основных параметров.

Основные параметры компрессора

Не смотря на огромное количество программных и аппаратных моделей компрессоров, вся «магия» компрессии происходит при правильной настройке основных параметров: Threshold, Ratio, Attack и Release. Рассмотрим их подробнее:

Threshold или порог срабатывания, dB

Этот параметр позволяет установить значение, с которого компрессор будет работать (то есть сжимать аудиосигнал). Так, если мы установим в threshold -12dB, компрессор будет срабатывать только в тех местах динамического диапазона, которые превышают это значение. Если весь наш звук тише -12db, компрессор просто пропустит его через себя, никак на него не влияя.

Ratio или коэффициент сжатия

Параметр ratio определяет насколько сильно будет сжиматься сигнал, превышающий threshold. Немного математики для полноты картины: допустим, мы настроили компрессор с threshold -12dB, ratio 2:1 и подали на него барабанный луп , в котором громкость бочки равна -4dB. Каким в этом случае будет результат работы компрессора?

В нашем случае уровень бочки превышает threshold на 8dB. Эта разница в соответствии с ratio будет сжата до 4dB (8dB / 2). В сумме с необработанной частью сигнала это приведёт к тому, что после обработки компрессором громкость бочки составит -8db (threshold -12dB + сжатый сигнал 4dB).

Attack, ms

Это время, спустя которое компрессор будет реагировать на превышение порога срабатывания. То есть, если время атаки выше 0ms — компрессор начинает сжатие превышающего threshold сигнала не мгновенно, а спустя указанное время.

Release или восстановление, ms

Противоположность атаке — значение данного параметра позволяет указать спустя какое время с момента возврата уровня сигнала ниже threshold компрессор прекратит сжатие .

Прежде чем мы двинемся дальше, настоятельно рекомендую взять хорошо знакомый семпл, повесить на его канал любой компрессор и 5-10 минут поэкспериментировать с вышеперечисленными параметрами для надёжного закрепления материала

Все остальные параметры опциональны . Они могут отличаться в разных моделях компрессоров, отчасти поэтому продюсеры и применяют различные модели для каких-либо определённых целей (например, один компрессор для вокала, другой на группу ударных, третий — на мастер-канале). Я не стану подробно останавливаться на этих параметрах, а лишь дам общую информацию для понимания что это вообще такое:

  • Колено или излом (Hard/Soft Knee) . Этот параметр определяет как быстро будет применяться коэффициент сжатия (ratio): жестко по кривой или плавно. Отмечу, что в режиме Soft Knee компрессор срабатывает не прямолинейно, а начинает плавно (насколько это может быть уместно когда мы говорим о миллисекундах) поджимать звук уже перед значением threshold . Для обработки групп каналов и общего микса чаще используется именно soft knee (так как работает незаметно), а для подчёркивания атаки и других особенностей отдельных инструментов — hard knee;
  • Режим реагирования: Peak/RMS . Режим Peak оправдан когда нужно жёстко лимитировать всплески амплитуды, а также на сигналах со сложной формой, динамику и читаемость которых нужно полностью передать. Режим RMS очень бережно влияет на звук, позволяя уплотнить его, сохранив атаку;
  • Предусмотрительность (Lookahead) . Это время, за которое компрессор будет знать что ему предстоит. Своего рода предварительный анализ входящих сигналов;
  • Makeup или Gain . Параметр, позволяющий компенсировать понижение громкости в результате работы компрессии.

Первый и самый главный совет , снимающий все дальнейшие вопросы по компрессии: если ты а) понял принцип действия компрессии, б) твёрдо знаешь как воздействует на звук тот или иной параметр и в) успел на практике попробовать несколько разных моделейникакие советы тебе уже не нужны .

Я абсолютно серьёзен. Если ты внимательно прочёл эту запись, поэкспериментировал со штатным компрессором твоей DAW и одним-двумя плагинами , но так и не понял в каких случаях нужно устанавливать большие значения атаки, какой коэффициент ratio применять и в каком из режимов обрабатывать исходный сигнал — то так и будешь дальше искать в интернете готовые рецепты, применяя их бездумно куда попало.

Рецепты точной настройки компрессора это примерно как рецепты точной настройки ревербератора или хоруса — лишено какого-либо смысла и не имеет ничего общего с творчеством. Поэтому настойчиво повторяю единственно верный рецепт: вооружись этой статьёй, хорошими мониторными наушниками , плагином для визуального контроля формы волны и проведи вечер в компании с парочкой компрессоров.

Действуй!

На одном из очередных звукорежиссёрских курсов повышения квалификации один очень уважаемый товарищ, сам будучи звукооператором одной известной в России рок-группы (не буду говорить ни про кого конкретно), рассказывал про компрессоры. Саму суть действия компрессора объяснял наверное с полчаса! Грузил физикой и акустикой по самое нехочу. Формулы даже рисовал на доске… Ужас. В результате зевал не только я…

По сути основное действие компрессора можно объяснить буквально за 10 секунд. Компрессор сужает динамический диапазон звуковой картины. Т.е. уменьшает разницу между тихими и громкими звуками, выравнивая всё в один оптимальный коридор.
Самый яркий пример действия компрессора дома — это «ночной режим» воспроизведения домашнего кинотеатра (чтоб не будить соседей). Когда громкие звуки делаются тише, а тихие громче.Компрессоры бывают необходимы как на сцене, вживую, так и в студии, при записи.
Самый яркий пример действия компрессора на концерте — это одинаковый уровень громкости микрофона певца, когда он в куплете тихо-тихо поёт, практически шепчет, а потом в припеве сразу как заорёт в микрофон…. А на выходе как был отчётливо слышен весь его шёпот, так и ор тоже уложился в нормальную громкость. Это как раз и есть действие компрессора в реальном времени. Очень часто во время концерта вокалист, активно двигаясь по сцене, непроизвольно меняет расстояние между ртом и микрофоном, что в условиях без компрессора создаёт «провалы» в уровне сигнала - в этих случаях компрессор просто незаменим.

В студиях компрессоры решают две проблемы.
Первая проблема касается цифровой сути студий: при уровне исходного сигнала в -90 dB записать его и оцифровать - крайне проблематично. В первую очередь потому, что в цифровых трактах качество сигнала сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. Короче, чтобы не грузить вас тестами и цифрами из элементарной физики (как это делал известный звукореж в начале статьи), я просто скажу, что сигнал с уровнем -60 дБ передается фактически всего лишь шестью разрядами цифрового кода, т.е. хуже некуда. При этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании, естественно, уже не приходится.

Если же записывать этот сигнал на аналоговом оборудовании, то тут вылазит вторая большая группа проблем: это мешающие сигналы. Шумы в паузе, наводки, пролезающие в микрофоны посторонние сигналы, фоны и шипения от гитарных приставок и т.п. Во всех этих случаях возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, то есть в применении устройств динамической обработки сигналов. В данном случае гейтов и компрессоров.

Немного истории
Раньше, когда компрессоров не было, за певцом следил специальный человек и успевал двигать фейдером микрофонного канала на пульте, предугадывая громкие и тихие звуки в его пении. Т.е. оперировал громкостью звука. Впоследствии эта профессия так и назвалась — звукооператор .
Конец этой профессии положила, как ни странно, война Великая Отечественная. Дело в том, что очень часто стали «гореть» рации из-за резкого скачка уровня громкости в передаваемом/принимаемом сигнале. И придумал один умный чел хороший прибор — . Который вместо человека предугадывал изменение уровня громкости и соответственно реагировал. У него это получалось гораздо лучше, чем у человека, поэтому вскоре компрессоры стали применять не только в телефонной индустрии, но и в радиовещании, где стабильный уровень сигнала имеет решающее значение, а так же в звуковой индустрии шоу-бизнеса. Назвать прибор решили английским словом compressor (от «to compress» - сжимать)

Теория
Компрессия является одним из динамических процессов. Термин «динамический» в музыкальной среде обозначает изменение уровня громкости. Устройства динамической обработки сигналов обычно применяются в двух случаях: либо в художественных целях (об этом чуть ниже), либо для получения более качественного звучания.
К типам динамических процессоров относятся такие устройства, как экспандер, лимитер, левеллер, гейт , ну и, естественно, .
Существует, конечно, большое число приборов, носящих различного рода громкие «фирменные» названия, однако не несущие никакой явной смысловой нагрузки, либо, в лучшем случае, представляющие собой сложносоставные названия, из частей названий разных приборов. Например, «компеллор » — это КОМПрессор и левЕЛЛЕР, либо ещё в СССР был «компандер » - КОМПрессор и экспАНДЕР в одном флаконе.
Сейчас практически все компрессоры являются по сути компандерами, т.е. соединяют в себе компрессирование сигнала и его усиление на выходе.

Экспандер усиливает слабый сигнал до определённого уровня.
Лимитер обрезает в сигнале всё, что выше определённого уровня (обычно при пиковании).
Гейт закрывает канал для сигнала при его уменьшении ниже определённого уровня (обрезает фоновые шумы для чистоты линии между фразами диктора).
Левеллер , по сути, медленный компрессор, реагирует на изменения средних значений амплитуды сигнала в разных фонограммах и исправляет огрехи оператора в прямом эфире (распространён на радио, где всё должно быть громко)
Отсутствие у компрессора большого количества регуляторов ещё не говорит о его несовершенстве: обычно это значит, что некоторые параметры (такие, как время атаки и восстановления) управляются автоматически, или же в одной ручке объединены сразу два параметра, например порог срабатывания и глубина компрессии

Основные 5 параметров
Пороговый уровень (Threshold) - определяет значение, при превышении которого компрессор срабатывает и начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.


К выбору порогового значения компрессора нужно подходить весьма осторожно: если уровень порога срабатывания слишком высок, сигнал не подвергнется никакой обработке. Если же наоборот, пороговый уровень слишком мал, то скомпрессируется весь сигнал и вы просто-напросто его заглушите.
Соотношение (Ratio) - Определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате «х:1». Проще говоря, с помощью этого регулятора можно установить, насколько будет скомпрессирован сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора. Например, если установлено соотношение «2:1», то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, т.е. на его выходе сигнал будет ослаблен на 5 дБ. Остальные 5 дБ вам покажет индикатор ослабления усиления (gain reduction meter), если он имеется. Если установлено соотношение «бесконечность:1», компрессор уже называется «лимитером » (от англ. «limit» - ограничивать), т.к. в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.
Время атаки (Attack) - это время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах.

Большое время атаки позволяет компрессировать сигнал, не затрагивая быстрых, переходных сигналов, в то время как малое время атаки позволяет «поймать» мгновенные ноты и пропустить звуки средней длительности, однако ослабляет при этом высокие частоты записи. В основном, время атаки определяется музыкантом на слух.
Время спада (Release) - это время, в течение которого компрессор возвращает сигнал на прежний уровень после «обратного» преодоления им порогового значения Threshold. Также выражается в миллисекундах.

Чаще всего, чем больше время восстановления, тем натуральнее (ровнее) звучит инструмент.
Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала. Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора.
Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе «плотный» звук достаточного уровня.
Восстановление сигнала (make-up gain) - это мини-левеллер, поднимающий окончательный результат компрессии до необходимого уровня. Обычный усилительный каскад между входным и выходным сигналами, что значительно упрощает сравнение двух сигналов с помощью переключения компрессора в режим bypass (обход), и обеспечивает требуемый уровень сигнала при записи и сведении.

Дополнительные параметры компрессоров

Одной из самых полезных функций компрессора является режим «bypass » - это когда сигнал со входа поступает непосредственно сразу на выход, минуя при этом все усилительные элементы. Переключение режима bypass позволяет сравнить обработанный и «чистый» сигналы. Чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется, поэтому после того, как вы сбалансировали входной и выходной уровни сигнала, переключаясь в режим bypass и обратно, вы можете судить о соответствии ваших настроек задуманному вами эффекту.
Многие компрессоры также включают в себя регулятор входного уровня сигнала в виде переключателя между бытовым (-10dB) и профессиональным (+4dB) уровнем (например, в популярном компрессоре Alesis 3630 compressor)
Knee — тип компрессии. Напрямую связан с пороговым значением компрессора. Knee определяет, насколько быстро и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим компрессии после того, как сигнал перейдёт границу порогового значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий» (soft knee), либо «крутой» (hard knee).
При жёсткой характеристике (hard knee) сигнал подвергается максимальной компрессии сразу после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков, поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.
При мягкой характеристике (soft knee) компрессор заранее начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к указанному пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога - в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей плавности делает получившийся звук более прозрачным (менее заметным) и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.
RMS/peak - режим, который определяет общий характер компрессии: либо компрессируется средне-арифметическое значение уровня сигнала в целом (RMS) либо только пиковые значения сигнала. В последнем случае компрессор не будет обрабатывать большинство данных в сигнале, будет реагировать только на пиковые всплески. Если же поступаемый сигнал неравномерный, можно включить режим RMS для вычисления компрессором среднего значения и работы уже с ним.
Auto mode - автоматический режим, который в состоянии решить за вас некоторые проблемы. В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время атаки и восстановления. Например, если гитарист начинает играть «жёстче», прибор автоматически снижает время атаки, позволяя тем самым «поймать» увеличившиеся пиковые значения. С другой стороны, если компрессор «чувствует» увеличение средних уровней, он повышает время восстановления сигнала, чтобы избежать всплесков при возвращении уровня сигнала к исходному значению.
Преимущество автоматического режима в том, что он освобождает вас от утомительных настроек времени атаки и восстановления при компрессировании треков с широким динамическим диапазоном. Кроме того, с помощью этого режима вы сможете на порядок быстрее осуществить все необходимые настройки компрессора, если, допустим, вас поджимает время.
Недостатком автоматического режима является то, что при его использовании вы теряете контроль над звучанием. Ведь может оказаться так, что для вас самый смак жёсткой игры заключается именно в этих пиках, которые так «беспощадно» душит компрессор в авто режиме. Поэтому не всегда этот режим бывает к месту.

В оптико-электрических компрессорах автоматический режим может отсутствовать. Тем не менее, даже без подобного «наворота» эти приборы обеспечивают сходный с автоматическим режимом эффект – в оптико-электрических компрессорах время атаки и восстановления также «плавают» под влиянием входного сигнала. Такое возможно благодаря особым свойствам оптико-электрических компрессоров, которые по своей природе значительно медленней и менее восприимчивы, нежели компрессоры на базе VCA. Поскольку время атаки и восстановления на оптико-электрических компрессорах можно установить только приблизительно, многие разработчики вместо того, чтобы высекать метки на регуляторах атаки и восстановления, просто напросто пишут «быстро» и «медленно» по разным концам ручек.

Большинство двухканальных компрессоров включают в себя режим «stereo-linking» , который позволяет пустить на компрессор одновременно две дорожки – например, акустическую гитару в «стерео».
В некоторых моделях компрессоров предусматриваются гнезда «side chain » — для включения в цепь управления, например, дополнительного эквалайзера. Эти гнезда по выполняемым функциям являются аналогом гнезд «INSERT» на микшерном пульте. При включении эквалайзера в разрыв цепи управления, компрессор как бы «обманывается», т.е. он для своей работы «видит» не совсем тот сигнал, который поступает на вход, а уже обработанный эквалайзером. Этим обеспечиваются более широкие функциональные возможности для обработки исходных сигналов: становится возможной частотно-зависимая динамическая обработка (НЧ, СЧ или ВЧ), например, по этому принципу работает деэссер - прибор для снижения уровня шипящих составляющих вокала в ВЧ спектре (в основном звук «С»)

Визуальный принцип работы компрессора (для чайников):
При увеличении громкости сигнала (выше заданного заранее определённого уровня) происходит плавная компрессия «лишнего» сигнала в виде увеличения красной зоны индикатора. На выходе в это время как была громкость на определённом уровне, так она и осталась.
При уменьшении громкости сигнала происходит освобождение «нужного теперь» сигнала, который на выходе плюсуется к этому уменьшенному уровню сигнала и в результате громкость как была до уменьшения, так и осталась на том же неизменном уровне.

____________________________________

Практика

Зачастую результат обработки звука компрессором едва различим на слух – особенно для начинающих. Основная трудность заключается в количестве изменяемых параметров компрессора: их не так мало, как может показаться на первый взгляд и, к тому же, изменение каждого из них не всегда приводит к очевидным слышимым результатам.
Рядового звукорежиссёра может просто-напросто сбить с толку потрясающее разнообразие видов и моделей компрессоров — аналоговых и цифровых, аппаратных и программных, транзисторных и ламповых и т.д. и т.п.

С таким количеством возможных вариантов неудивительно, что компрессоры и компрессирование до сих пор остаются загадкой для многих пользователей. Однако все основные направления популярной современной музыки, за исключением классики и некоторых джазовых течений, напрямую связаны с компрессией и поэтому если вы решили добиться определённых успехов в записи и микшировании, освоение навыков работы с компрессией сигнала для вас просто необходимо.

Компрессоры бывают ручные и автоматические . В «ручных» все динамические параметры задаются пользователем, что обеспечивает очень большую свободу в выборе, для получения необходимых художественных результатов. Компрессором можно изменить исходное звучание до полной неузнаваемости. «Ручной» компрессор как раз и служит именно для специального изменения характера исходного звучания. Пользователю для работы с ними необходима достаточно высокая квалификация, так как вместо улучшения звука, его можно непоправимо испортить (что, к сожалению, часто и происходит…).
Перекомпрессированный сигнал исправить в дальнейшем невозможно! Иногда совершенно нежелательно, чтобы подобные, непреднамеренные нюансы, как дыхание и прочие скрипы засоряли вашу запись, поэтому, прежде чем компрессировать сигнал, стоит лишний раз убедиться в необходимости этого процесса. В конце концов, результат компрессии всегда должен звучать лучше, нежели оригинал.

Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только выравнивают исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным.

Компрессировать можно и результат записи постфактум, но гораздо уместнее использовать компрессор непосредственно во время записи, и у этого есть свои плюсы. Во-первых, скомпрессированный сигнал нагляднее может продемонстрировать ваши ошибки, что особенно важно при игре на инструменте с широким динамическим диапазоном. Во-вторых, если вы обуздаете «скачущий» уровень уже во время записи, это избавит от подобных проблем при сведении, сэкономит время, силы, не говоря уже об аппарате, и позволит полностью сконцентрироваться на получении качественного микса

Художественное (творческое) использование компрессора
Кроме сглаживания «неровностей» записи, повышения цифрового разрешения и отношения сигнал/шум, у компрессора есть несколько сугубо «творческих» областей применения. Компрессор может добавить злобную, острую атаку тускло звучащему малому барабану, заставить среднего уровня гитару звучать дороже и более напористо, придать голосу нехарактерную ему жёсткость, или же и вовсе «раскачать» финальный микс так, чтобы он зазвучал наподобие извержения вулкана.
В зависимости от настроек, компрессор может подавлять как мгновенные «всплески» - короткие, максимальные по громкости части сигнала - так и сигналы среднего уровня длительности, а иногда и те, и другие. Примерами мгновенных пиков могут послужить звук удара барабанной палочки по поверхности пластика или же щелчок, возникающий при ударе по струнам гитары. Звуками средней протяжённости считаются звон малого барабана и звучание гитарной струны (sustain ). У некоторых инструментов, таких как wood block , очень короткое время звучания. Другие же, например орган или голос, создают относительно протяжённое звучание, максимальное значение которого лежит чуть выше среднего уровня.
Обычно разным инструментам требуется своя индивидуальная глубина компрессии. Например, мелодичному вокалу вполне будет достаточно глубины компрессии 2:1; с таким значением и с соответствующим пороговым уровнем компрессор отлично справится со своей задачей – он уплотнит звучание, сделает тихие фразы более отчётливыми и не допустит искажений при повышении динамики голоса. Если же вы записываете бас-гитару, где техника игры может варьироваться между игрой пальцами, и агрессивным «slap», то, из-за весьма широкого динамического диапазона, вам, скорее всего, придётся установить глубину компрессии приблизительно 10:1.
Если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор «побыстрее» справлялся со своей работой. Если же вы вообразили себя Давидом Гилмором и хотите, чтобы звук вашей гитары длился «вечно», примерно похожий эффект удастся достичь, установив умеренную атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении компрессор достаточно медленно возвращает сигнал «на круги своя», к начальному уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты звука.
Чтобы использовать компресор как диэссор, для начала нужно послать сигнал на эквалайзер и с эквалайзера, соответственно. Затем, поднимите на эквалайзере высокие частоты, приберите низы и середину – теперь детектор компрессора определит вокал как чрезмерно высокий. Как только появится свист, чувствительный элемент детектора «воспримет» его громче, чем он есть на самом деле, и компрессор стремительно снизит уровень сигнала. При времени атаки порядка 50 мкс и времени восстановления между 50 и 60 мс, компрессор должен мгновенно погасить шипящие звуки, при этом оставив незатронутым основной голос.
Также можно использовать вход управляющей цепи (side chain) для того, чтобы управлять сигналом с помощью голоса или какого-либо другого инструмента. Классический пример – «ныряние ». В этом примере ведущий с помощью своего голоса управляет уровнем громкости музыки или другого источника звука. Для этого достаточно пустить на оба канала двухканального компрессора музыку (или гитару), а на вход управляющей цепи того же компрессора (side chain) послать голос. Затем, необходимо достаточно «низко» опустить порог компрессии, чтобы при любой громкости голос мог превысить уровень музыки. Когда ведущий заговорит, детектор «услышит» его голос и даст указание компрессору немного «прибрать» уровень музыки. Вы также можете использовать подобного рода приём, если вы хотите, чтобы при вступлении вокала немного утихала гитарная партия, точно таким же образом пустив дубль вокального трека на вход управляющей цепи гитарного компрессора

Многие часто путают друг с другом частотно-зависимую и многополосную компрессию. Но это два совершенно разных типа приборов. Многополосный компрессор делит сигнал на две или более полосы частот и таким образом каждый частотный диапазон сигнала компрессируется индивидуальным компрессором (у каждого – свои регуляторы). Это позволяет компрессировать, например, низы гитары отдельно от верхов. Такие многополосные компрессоры часто используются при мастеринге, когда бывает нужно выровнять только некоторые частоты, не трогая остальные.
Прибор с частотно-зависимой компрессией является обычным широкополосным устройством, воздействующим на весь спектр сигнала. Он отличается от обычного компрессора тем, что его детектор приводится в действие сигналом с особыми, установленными пользователем частотами. Например, срабатывая только при превышении определённой частоты (НЧ, СЧ, ВЧ) своего порогового уровня

Виды компрессоров

Аналоговые компрессоры делятся на 4 категории:

1)оптико-электрические,
2)ламповые,
3)на базе VCA
4)на полевых транзисторах FET
У каждого вида есть свои достоинства и недостатки

В управляющей цепи оптико-электрического компрессора (для краткости будем называть его просто – оптический) находится специальный оптико-электрический элемент: он состоит либо из люминесцентной панели, либо из светоизлучающего диода, который облучает светочувствительный резистор. Проще говоря, чем выше уровень сигнала, тем больше света излучает диод на резистор, который, в свою очередь, оказывает влияние на усиление компрессии сигнала. Так как светочувствительный резистор обладает инерционностью, он достаточно медленно реагирует на изменение интенсивности света. Если, допустим, он подвергся мощному излучению, то, соответственно, сравнительно долго восстанавливает своё исходное сопротивление. По этой причине, оптические компрессоры обладают высоким временем восстановления сигнала.
Старые модели оптических компрессоров снащены только двумя ручками – gain reduction (ослабление сигнала) и gain (усиление). Повышая величину ослабления сигнала, вы посылаете большую часть сигнала на оптический элемент, понижая тем самым пороговое значение и повышая компрессию. Ручка gain управляет выходным уровнем сигнала и восстанавливает усиление (make-up gain).

Обычно, характеристики оптических компрессоров имеют «мягкий» излом, что также связано со свойствами оптического элемента. Благодаря этому, компрессоры на оптико-электрических элементах обладают натурально-звучащей атакой и восстановлением. Недостатком же оптических компрессоров считается их «медлительность» — по своей природе они недостаточно «проворны», чтобы поймать переходные пиковые значения. Поэтому, лучше всего оптические компрессоры подходят для вокала, бас гитары и электрогитары.

На мой взгляд, оптический компрессор не самый лучший выбор для акустической гитары, играющей арпеджио или что-нибудь в этом духе. При подобном подходе появляется компрессия вызывает эффект накачки: вы буквально слышите, как падает, а потом вновь возрастает уровень громкости сигнала. Этот эффект возникает, когда низкие частоты затронутой струны вызывают компрессию высокого уровня, что в свою очередь заметно ослабляет верха и середину и приводит к искажениям.

Конечно же всем известна та поразительная теплота, которую придаёт звучанию ламповый усилитель. Самые первые компрессоры использовали вакуумные лампы, чаще всего триоды или пентоды. Это полностью двухтактная конструкция - грубо говоря, это означает, что одна часть лампы управляет положительной фазой сигнала, а другая — отрицательной. Лампы, особенно когда работают на всю мощность, в силу своей нелинейности выдают куда больше дополнительных гармоник, чем транзисторы, и при этом насыщение происходит у ламп постепенно и достаточно медленно. С другой стороны, большинство транзисторов старой конструкции способны придавать звуку чёткость и детализировать сигнал.

У ламповых компрессоров (Variable-Mu compressor) отсутствует регулятор глубины компрессии. Однако многим нравится характерная черта этих приборов, благодаря которой, чем мощнее «рубит» инструмент (чем выше лежит сигнал над пороговым значением), тем глубже становится компрессия.
Хотя у ламповых компрессоров атака и восстановление быстрее, чем у оптических, тем не менее, они не настолько «быстры», как компрессоры на базе VCA. Именно поэтому приборы на лампах менее эффективны при подавлении переходных пиковых значений, чем VCA-компрессоры. Также, ламповые компрессоры как класс обладают меньшим коэффициентом ослабления усиления, так как у используемой в них лампы наименьший динамический диапазон из всех управляющих элементов, применяемых в различных компрессорах. Обычно лампа выдаёт от 12 до 16 дБ, а иногда и значительно больше. При правильной настройке, этот компрессор может реально «раскачать» сведённую запись.
Из тех немногих существующих на рынке производителей ламповых компрессоров наиболее известны два небольших предприятия, которые выпускают ламповые компрессоры в основном на заказ – Manley Labs и Pendulum Audio.

Компрессоры на базе VCA значительно быстрее оптических и ламповых приборов, и благодаря этому гораздо лучше справляются с ослаблением пиковых значений. Кроме того, у них невероятно высокий уровень ослабления, что весьма полезно, когда вам нужно действительно «задавить» сигнал. Минусом VCA-компрессоров является склонность дешёвых, и поэтому менее качественных приборов заглушать высокие частоты при высоком уровне компрессии. Вдобавок некоторым не по душе оттенок, который они придают звучанию. Тем не менее VCA компрессоры имеют довольно широкий диапазон качества, поэтому одни приборы звучат намного лучше других.

Эти компрессоры в качестве управляющего элемента используют полевой транзистор, у которого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, атака у полевого транзистора куда более быстрая, чем у оптических компрессоров, и даже быстрее многих VCA приборов. С другой стороны, у полевого транзистора достаточно ограниченный динамический диапазон, поэтому при высоких уровнях сигнала компрессоры на полевых транзисторах часто искажают звук.
Компания Crane Song использует уникальную технологию PWM (Pulse Width Modulator – импульсный модулятор) для своих транзисторов, которая решает проблему искажений и накачки (pumping) сигнала. В отличие от обычных полевых транзисторов, PWM-транзистор не модулирует ослабление сигнала, благодаря чему удаётся избежать перегрузок при высокой мощности звучания. Практически, импульсный модулятор является переключателем, который «включает» и «выключает» сигнал на частоте 1.1 МГц, пропуская тем самым только часть энергии поступающего звука. Специальный фильтр гасит переходные шумы, возникающие при переключении. Поскольку сигнал либо существует, либо нет, он, таким образом, не модулирует сопротивление элемента управляющего усилением и, в конечном счёте, ослабление сигнала.

«Тестом на вшивость» для любого компрессора считается то, насколько он сможет справиться с широкополосной, насыщенной и динамической записью, где воедино смешаны низы, верха и середина, а также присутствует огромное количество отрывистых звуков. Хорошим примером такой записи являются две дорожки с полным набором инструментов, включая ритмичную акустическую гитару, все барабаны, бас и, желательно, перкуссию. Большинство компрессоров посредственно справятся с подобного рода миксом, если не сказать «не справятся вовсе». При переходных пиковых значениях рядовой широкополосный компрессор, скорее всего, «засосёт» верха и середину, что будет сильно заметно на слух.

Полезно будет знать, что компрессор может классифицироваться как ламповый прибор, имея в управляющей цепи транзистор или оптико-электрический элемент. Некоторые звукорежиссёры заявляют, что компрессор нельзя считать ламповым, пока на месте управляющего элемента «сидит» транзистор или оптический элемент, но это не совсем так. Бесспорно, что управляющий усилением элемент оказывает влияние на звучание инструмента, однако хороший ламповый каскад на выходе прибора может придать звуку ту сочность и теплоту, которую многие ждут только от сугубо ламповых приборов. Однако то, что компрессор ламповый, ещё не значит, что он уплотнит звук.
Любопытно, что некоторые транзисторные модели компрессоров обладают ничуть не худшим «ламповым» звучанием

Цифровые компрессоры

Одним из преимуществ цифровых компрессоров является то, что они способны «предвидеть» сигнал (интересно, что у фирмы dbx есть аналоговый компрессор с подобной функцией). Так как алгоритм компрессии «зашит» в программе, цифровой компрессор анализирует сигнал, и затем сам устанавливает атаку прямо поверх нужной части сигнала (или даже раньше), что приводит к практически нулевому времени атаки. Однако, хотя и «сверхбыстрая» атака хороша для подавления пиковых или мгновенных значений, она не всегда влечёт за собой хороший звук. Поэтому, здесь нужно быть крайне осторожным: нулевое время атаки при компрессии малого барабана будет звучать отвратительно.
Кроме того, цифровые компрессоры позволяют управлять параметрами «графически», что очень удобно, а также запоминать всевозможные настройки. Возможно, наиболее существенным поводом для работы с цифровым компрессором служит остальной звуковой тракт в цифре. Если вы используете цифровую рабочую станцию или, допустим, цифровой микшерный пульт – это достаточно веские аргументы для отказа от аналоговых приборов. Таким образом, вам удастся избежать искажений сигнала при его многочисленных преобразованиях из аналога в цифру, и наоборот. Если у вас в планах покупка аппаратного (hardware) компрессора, обратите внимание на то, чтобы у него были достойно звучащие ЦАП и АЦП (Цифро-аналоговый и аналого-цифровой преобразователи). Также неплохо, если есть возможность обновления программного обеспечения через CD-ROM или EPROM. Кроме этого, вы должны убедиться в наличии синхронизированных входов на приборе, без которых у вас не будет возможности подключения нескольких приборов одновременно.

Программные компрессоры славятся своей способностью к лёгкому обновлению, а также меньшими проблемами при синхронизации - эта тема заслуживает отдельного статьи. Здесь достаточно сказать одну вещь - работать с софтом, в отличие от железа, гораздо удобнее и проще. Но качество далеко не всегда лучше аппаратного.

Короче…

К выбору подходящего компрессора следует отнестись крайне внимательно. Самое важное правило, которое я впитал за годы работы с различными типами компрессоров, гласит, что «хороший» и «плохой» приборы отличаются друг от друга не столько конструкцией, сколько качеством исполнения и сборки. Конечно же, искусство компрессии сигнала приходит с многолетним опытом, но, как и в любой другой области, только практика поможет вам преуспеть на этой стезе.

Так что, удачи вам и хорошей атаки!

О компрессорах аудиосигнала, основных параметрах работы читайте в нашей статье. Также мы расскажем о дополнительных функциях и схемах подключения устройств.

Все начинающие музыканты слышали о компрессоре аудиосигнала. Одни – считают его волшебным прибором, который позволяет сделать музыку лучше. Другие – не понимают назначения, не пользуются, либо прогоняют звук через устройство на средних пресетных настройках, потому что «так сказали!».

Сегодня мы с вами разберемся в том, что такое компрессор. Узнаем принцип его работы и особенности применения. Эта статья, как предыдущие, расcчитана на широкий круг непрофессиональных пользователей, поэтому мы не будем углубляться в технические параметры и использовать сложную терминологию. Однако некоторые необходимые для работы вещи все же придется озвучить.

Что такое компрессор

Итак, компрессор должен что-то сжимать. Примерно так и работает устройство.

Принцип его работы проще понять по графику (смотри ниже). Нужно представить, что у нас есть входной и выходной сигналы.

Рисунок 1. График работы компрессора, на котором изображены сигналы входа и выхода

Компрессор – это динамический прибор, который меняет соотношение входного и выходного сигнала, уменьшая динамический диапазон трека.

Основные параметры компрессора

У любого компрессора есть минимум два основных параметра: порог срабатывания и величина компрессии. Для облегчения работы мы рекомендуем использовать приборы с четырьмя параметрами. Какими? Почему нам нужны все четыре?

1. Порог срабатывания (Threshold) – это уровень (точка на графике) с которого компрессор начинает свою работу. Если не указано иного, то компрессор не трогает звук тише уровня срабатывания, звук громче – зажимает, деля тише

2. Величина компрессии (Ratio) – величина на которую будет обработан сигнал, превышающий порог срабатывания. В связи с тем, что компрессор изменяет соотношение входного и выходного сигналов, величину компрессии принято выражать соотношением. Например, 2:1. Это значит, что при увеличении ВХОДНОГО сигнала на 2 дБ, ВЫХОДНОЙ увеличится всего на 1 дБ!

3. Атака (Attack) – параметр, отвечающий за время, которое необходимо компрессору для начала обработки сигнала. Attack есть не во всех приборах, часто является автоматическим и не поддается корректировке. Конечно, устройства с возможностью изменения удобны в работе.

4. Восстановление (Release) – параметр времени. Отвечает за возврат установленного режима работы компрессора к исходному.

Как они работают?

Давайте рассмотрим работу параметров на конкретном примере.

Возьмем исходный материал с графика работы компрессора (смотри рисунок 1). Мы видим, что на рисунке изображен сигнал, громкость которого увеличивается. Через некоторое время она возвращается к исходной позиции.

Основные моменты работы прибора легко проследить именно на этом отрезке.

Работать необходимо с частью выделенного сигнала. Позже вам будет легче увидеть разницу между необработанным и измененным отрезками.

Рисунок 4. Настройка параметров обработки

Обработаем сигнал со следующими настройками: порог – 24 дБ, величина – 4:1, атака 100 мс, восстановление – 1000 мс. Приблизительные настройки взяты для наглядности.

Рисунок 5. Результат обработки отрезка

Нажимаем «применить» и видим вот такой результат.

Что же у нас получилось? Компрессор сразу начал мягко повышать уровень сигнала до среднего значения, так как он было выше порога. В тот момент, когда сигнал стал громче, наоборот – понижать. На рисунке хорошо видно, что устройство не сразу начало понижение уровня входного сигнала, а с некоторой задержкой – это и есть время атаки. В результате громкость обработанного участка стала ближе к некоему среднему значению.

Дополнительные настройки

Помимо основных, многие современные приборы обладают дополнительными настройками. Рассмотрим некоторые из них:

  • Make-Up Gain – это регулятор, позволяющий оптимизировать выходной уровень. Применяется при слишком тихом выходном уровне сигнала.
  • Knee – регулятор, а чаще переключатель, определяющий мягкость срабатывания компрессора. В большинстве приборов выполнен в виде переключателя с обозначениями HardKnee и SoftKnee.
  • Peak/RMS – переключатель, определяющий характер работы компрессора. Следовательно, прибор будет реагировать либо на пиковые значения, либо на среднеквадратичную громкость. Компрессор, установленный в режим Peak и Ratio – ∞:1 – является лимитером.

Итак, мы рассмотрели основные принципы и параметры работы компрессора. Тихое он делает громче, а громкое – тише. Однако, необходимо упомянуть и о других режимах работы.

Компрессоры с дополнительными функциями

Большинство современных приборов выполняют не только компрессию. Чаще всего – это компрессоры-лимитеры, компрессоры-экспандеры, компрессоры-гейты, компрессо-лимито-экспандеры и другие.

Но существует множество приборов, выполняющих только одну функцию:

  • Лимитер – прибор/режим, который отрезает превышающий уровень срабатывания сигнал. Его работу «слышно» только на конечной записи.
  • Экспандер – прибор/режим, усиливающий сигнал с уровнем выше порога срабатывания. Звук с меньшим уровнем он не обрабатывает. Это устройство выполняет противоположную компрессору функцию и применяется для исправления «поджатого» сигнала.
  • Гейт – не затрагивает сигнал выше порога срабатывания, а тот что ниже убирает до 0 дБ. Устройство/режим позволяет убрать тихие посторонние звуки в паузах. Часто применяется на радио.

Нестандартные варианты использования компрессора

Существенно расширяет возможности компрессора режим Side-Chain – «боковая цепь». В нем к прибору на одноименный вход подается сигнал для управления степенью компрессии. Используется в электронной музыке для создания «качающего грува»: на входы компрессора подают сигнал баса, а на вход боковой цепи – сигнал бочки. В момент ее звучания, компрессор сильно давит бас, в момент тишины – восстанавливает уровень звучания. Создается эффект, при котором бас «выпрыгивает» из бочки.

Музыканты в популярной музыке применяют его для усиления внутреннего движения, выражения динамики. Чаще всего используют Side-Chain компрессию всей (или почти всей) фонограммы от вокала.

Режим позволяет реализовать компрессию в определенном спектре частот, подавая на управляющий вход сигнал после эквалайзера с заданными для сжатия частотами. Наверное, многие уже догадались, что таким образом можно организовать де-эссер или многополосную компрессию. Для этого у вас должно быть несколько устройств.

Компрессор также позволяет управлять атакой и восстановлением. Гитаристам знаком прибор «Сустейнер», который представляет собой настроенный определенным образом компрессор. В электронной музыке им обрабатывают каждую дорожку, а на некоторых (ударных), их бывает больше двух.

Схемы подключения компрессоров

Для домашней студии:

Для использования в качестве выходного мастер-компрессора/лимитера

Подведем итоги

Компрессор – это незаменимый прибор, который за счет разных режимов работы позволяет реализовывать как технические, так и творческие задачи:

  • Нивелировать разницу между тихими и громкими нотами певца, гитариста, бас-гитариста, ударника. Раньше этим занимался специальный человек, управляя ручкой громкости микрофона во время записи, полагаясь на свой слух и знание партитуры.
  • Управлять атакой и восстановлением.
  • Держать необходимый уровень громкости. Например, на радио.
  • Получить сухое звучание инструментов, убрав посторонние шумы в паузах между нотами.
  • При помощи управляющего сигнала Side-Chain реализовать частотно-зависимую компрессию.
  • Добиться динамики в фонограмме.

Как и в любом другом деле, здесь важна умеренность. Не стоит увлекаться. Излишняя компрессия, лимитирование, могут вызвать артефакты звучания. Сокращая динамический диапазон всего трека, вы делаете его громким, мощным, но скучным. В профессиональных кругах на этой почве возникло явление «Война дБ».

Постарайтесь сделать так, чтобы компрессия была, а слышно ее не было.

Всем привет! Сегодня поговорим про различные виды звуковых компрессоров. Компрессоры – это недопонятые и не правильно используемые эффекты. Надеюсь, эта статья просветит тех, кто не до конца уверен, что знает, что такое компрессор звука и с чем его едят. Начнем с того, с терминологии, отличительных черт и покажем что же это такое. А затем, пройдемся по основным видам компрессоров.

Что такое компрессор звука?

Если на пальцах, то звуковой компрессор – это специальный усилитель, который уменьшает разницу между самой громкой (пиком) и самой тихой частью аудио-сигнала. Отношение пика сигнала к его среднему уровню (разница в громкости пиковым и среднем уровнем сигнала), называется динамическим диапазоном. [Тут, Энди немного не прав, насколько мне известно, из курса физики динамический диапазон – это логарифм отношения максимального и минимального (а не среднего) значения сигнала. Прим. CraSS.] Компрессор уменьшает динамический диапазон. Например, динамический диапазон гитары составляет примерно 20 дБ. Компрессор дает возможность сделать тихие ноты громче, а громкие – тише и на выходе получить более ровно звучащий сигнал. Так же его можно использовать, чтобы поднять общую громкость сигнала. Компрессирование аудио-сигнала широко используется в теле и радиовещании – динамический диапазон записей уменьшается, а громкость повышается. Это помогает музыке не затерять в шумном месте, например, в салоне движущегося автомобиля.

Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.

Ratio (отношение): Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:

Порог = -10дБ
Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога)
Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога).
Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.

Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).

Knee (излом): Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.

Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.

Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» - медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.

Компрессия и сустейн

В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.

[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]

Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.

Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]

Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.

Виды компрессоров для гитары

Существуют пять основных типов компрессоров, основанных на различных электрических схемах, используемых для уменьшения уровня сигнала.
Оптический компрессор
В таких устройствах используется опторазвязка, сделанная из лампочки или светодиода и фотоэлемента. Источник света горит ярче или тусклее, в зависимости от уровня входного сигнала. Фотоэлемент считывает различные показания яркости и в соответствии с ними меняет уровень усиления. Время реакции оптических компрессоров больше, чем у других тиров, но я нахожу их очень натурально звучащими с мягкой атакой и затуханием, которые почти не заметны пока не подашь сигнал погромче. Diamond Compressor и EHX White Finger – это два примера оптических гитарных компрессоров.


Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger

VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Этот тип компрессоров, наверно, самый распространенный. Они очень гибкие им и могут отвечать самым жестким требованиям и условиям. В VCA-компрессорах используются микросхемы, которые позволяют регулировать ослабление сигнала очень точно. Такие компрессоры меньше всего окрашивают звук и имеют малые собственные шумы, что делает из самыми популярными компрессорами на рынке. Полагаю, что компрессоры Ross и Dyna-Comp попадают в эту категорию. (Если я не прав, то поправьте меня).


Гитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp

Компрессор на полевых транзисторах

В этих приборах для изменения усиления применяются полевики. Компрессоры на полевиках используют транзисторы, чтобы эмулировать лампы с большей достоверностью. Они дают уникальный звук: чистый и быстрый. На самом деле таких компрессоров не много из-за необходимости использования дополнительных цепей.

Ламповые компрессоры

Ламповые компрессоры, на самом деле никакие не ламповые. В том смысле, что лампы в них используются не для компрессии, а просто для того, чтобы получить «теплый ламповый звук». Сам компрессор может быть основан на одной из вышеперечисленных схем. Electro-Harmonix Black Finger и это оптический ламповый компрессор.


Гитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger


Не смотря на то, что такие компрессоры, обычно, не ассоциируются с компрессорами для гитары в виде педали, но о них стоит упомянуть. Многополосные компрессоры – это устройства, которые компрессуют сигнал по-разному на разных частотах. Они позволяют по-разному компрессовать высокие или низкие частоты. Преимущества таких компрессоров в том, что можно избежать артефактов компрессии просто уменьшая или увеличивая компрессию сигнала для разных диапазонов частот. На входе прибора, сигнал разделяется по частот несколькими фильтрами, затем для каждой полосы используется свой компрессор, а потом на выходе все смешивается назад. Такие компрессоры можно встретить в программах для мастеринга и плагинах DAW.


Параллельный компрессор
Параллельная компрессия становится все более популярной в гитарной индустрии в последние несколько лет. Параллельный гитарный компрессор позволяет подавать на выход компрессора обработанный и необработанный сигнал и смешивать их в разной пропорции. (ручка Blend). Это позволяет пользователю настроить нужный баланс между компрессованный и «сухим» сигналом, тем самым, позволяя избежать ненужных артефактов компрессии. Это свойство отлично подходит, когда гитарист хочет увеличить сустейн. Для увеличения сустейна уровень компрессии сам по себе должен быть довольно высок, поэтому зачастую возникает артефакт в виде «смазывание» атаки. Это когда начало звучание ноты по уровню получается ниже, чем последующий сустейн. Смешиванием «сухого» и обработанного сигнала можно добиться того, что будет слышна и атака ноты и последующий сустейн. Barber Tone Press – это довольно популярный параллельный компрессор.


Гитарный компрессор Barber Tone Press

Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.

Спасибо, что читали, парни! Увидимся.

UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.

  • Перевод
  • Tutorial

Для чего нужна компрессия?

Компрессоры и лимитеры - это специализированные усилители, используемые для уменьшения динамического диапазона - промежутка, между самым тихим и самым громким уровнем трека. Использование компрессии при записи и живом миксе может сделать звук качественнее путем контроля максимальных уровней и поддержания более высокой средней громкости. Кроме того, большинство компрессоров - как аппаратных, так и программных - имеют своё фирменное звучание, которое способно привнести замечательный окрас и тон в «безжизненный» трек. Компрессия так же используется, когда необходимо сделать звук более естественным и понятным без добавления искажений, в результате чего ваш трек будет слушаться максимально «комфортно». С другой стороны, чрезмерное сжатие может погасить ту искру, которая делала запись живой. Для тех, кто не знаком с компрессорами, знание основ позволит начать долгий путь к пониманию, как компрессия работает, и использованию её в свою пользу.

Общие элементы управления и параметры компрессора

Вне зависимости от того, какой компрессор вы используйте, и является ли он аппаратным или плагинным, существуют некоторые общие параметры и элементы управления, которые вы будете использовать, что бы настраивать его работу. Ниже приведен ряд из основных элементов компрессора.
Threshold
Управление порогом устанавливает уровень, при котором происходит сжатие. Когда уровень сигнала становится выше порогового, он будет скомпрессирован. Если порог установлен, скажем, на -10 дБ , только пики сигнала, которые выше этого уровня, будут сжаты. Все остальное время компрессии происходить не будет.
Knee
«Колено» отображает переходы между сжатым и несжатым аудиосигналом. Как правило компрессоры предлагают одну из, или в некоторых случаях возможность переключения между обоими, настроек: «soft knee» или «hard knee” . Некоторые компрессоры позволяют вам выбрать любое положение между двумя этими типами настроек. Как вы можете видеть на рисунке, „soft knee“ обеспечивает более плавное и постепенное сжатие, чем «hard knee».

Attack Time
Речь идет о времени, которое потребуется сигналу, чтобы стать полностью скомпрессированным после превышения порогового уровня. Более быстрая атака, как правило, от 20 мкс до 800 мкс зависит от типа и марки устройства, в то время как более медленная - в диапазоне от 10 мс до 100 мс . Некоторые компрессоры представляют это значение как дБ/сек . Быстрое время атаки может создавать искажения, изменяемые природе медленных низкочастотных сигналов (например, если цикл на 100 Гц длится 10 мс , то у атаки в 1 мс будет время, что бы изменить форму волны, что и будет формировать искажения.
Release Time
Это значение буквально противоположно времени атаки. В частности, это время, которое требуется сигналу, что бы перейти обратно в исходное состояние. Release Time будет значительно больше, чем время атаки, и в целом составляет от 40-60 мс до 2-5 секунд , в зависимости от того, с каким прибором вы работаете. Это значение также может быть представлено в виде дБ в секунду . Нормальная работа компрессора будет заключаться в установке этого значения как можно меньшим, не создавая при этом эффект «раскачки», который вызывается цикличной активацией и деактивацией компрессии. Например, если «release time» выставлено слишком маленьким и компрессор циклирует между активным и неактивным состоянием, ваш основной сигнал - как правило, бас-гитара или бочка - будут модулировать шум, в результате чего появится эффект «дыхания».
Compression Ratio
Этот параметр часто остается неправильно понятым, но он просто показывает величину ослабления, которая применяется к сигналу. Вам будет предложен широкий диапазон доступных коэффициентов сжатия в зависимости от типа и производителя компрессора, который вы используете. «Compression Ratio» 1:1 представляет собой коэффициент «единичного усиления», или, иными словами, без ослабления. Эти значения выражаются в децибелах, так что соотношение 2:1 указывает на то, что сигнал, превышающий порог на 2 дБ, будет ослаблен до 1 дБ выше порогового значения, или сигнал, превышающий порог на 8 дБ, будет ослаблен до 4 дБ после порога, и т.д. Соотношение около 3:1 можно считать умеренным сжатием, 5:1 будет средним уровнем сжатия, 8:1 начинает ряд значений сильного сжатия, а значения от 20:1 и до ∞:1 считаются ограничивающими и могут быть использованы для обеспечения сигнала, не превышающего пороговый. На диаграмме ниже показаны коэффициенты сжатия, как они относятся к входным и выходным сигналам и как ваши настройки сжатия повлияют на общий сигнал.

Output Gain
Часто компрессоры воспринимаются как приборы, делающие сигнал громче. В действительности же все компрессивно-индуцированные ослабления уменьшают сигнал на выходе. Вот тут «output gain» и вступает в игру. Вы можете использовать выходной усилитель для нейтрализации ослабления сигнала после компрессии. Некоторые компрессоры обладают индикаторами “gain reduction”, что позволяет более точно применить выходное усиление.

Большая четверка: Распространенные типы компрессии

Тип компрессора, который вы выберите, так же сыграет большую роль в общем звучании эффекта. Некоторые из них будут иметь более быстрые значения “attack”/“release”, а некоторые придадут звуку интересный окрас и винтажную атмосферу. Это список из четырех наиболее известных типов компрессии и краткое описание того, чем они отличаются.
Ламповая компрессия
Вероятно, самый старый тип компрессии. Как правило, имеет более медленную реакцию, чем другие типы компрессии. Благодаря этому, лампа привносит различные окраски и «винтажный» звук, которые почти невозможно достичь с другими компрессиями. (Пример: Fairchild 670)
Оптическая компрессия
Оптическая компрессия влияет на динамику звукового сигнала с помощью световых и оптических элементов. С ростом амплитуды сигнала световые элементы испускают больше света, что приводит к «оптическим ловушкам», ослабляющим выходной сигнал. (Пример: LA-2A Classic Leveling Amplifier)
FET -компрессия
Компрессор на основе полевого транзистора эмулирует ламповое звучание с помощью транзисторной схемы. Они быстрые, чистые и надежные. (Пример: 1176LN Classic Limiting Amplifier)
VCA-компрессия
Компрессоры на основе усилителя, управляемого напряжением, используют твердотельные элементы или интегральные схемы. Они, как правило, дешевле, чем ламповые или оптические компрессоры. Они так же меньше окрашивают звук по сравнению с другими. (Пример: dbx® 160 Compressor / Limiter) Вот несколько советов для работы с компрессорами. Это, конечно же, не правила, но мы надеемся, что они помогут вам при работе с этими чрезвычайно мощными приборами. Получайте удовольствие от опыта и экспериментируйте!
  • Лучше использовать мягкую компрессию на всех стадиях записи/сведения/мастеринга, а не чрезмерно сильную только на одном этапе.
  • Всегда слушайте, когда работаете с компрессией. Она может негативно повлиять на тембр инструмента. Это может случиться из-за типа компрессии, которую вы используете, или же чаще всего из-за разных тонов между минимумами и максимумами звука инструмента.
  • Попробуйте начать со средних соотношений в районе от 2:1 до 5:1. Установите время атаки на среднее/быстрое, а время релиза на среднее. Теперь постепенно поднимайте порог, пока не достигните около 5 дБ «gain reduction». Затем установите выходное усиление на 5 дБ для компенсации затухания. И наконец, ускорьте ваше время атаки, пока не добьетесь нужного эффекта.
  • Если вы хотите ставить компрессию на весь микс, то будьте крайне осторожны. Во многих типах популярной музыки бас-линия находится на постоянном уровне сигнала. Если вы будете использовать компрессию для удаления пиков, весь уровень микса опустится до этого уровня из-за бас-линии, что приведет к режиму «раскачки», описанного выше. Это проблема может быть решена с использованием многополосного компрессора. Этот тип может разделить сигнал на несколько частотных диапазонов и позволит сжимать их по отдельности.
  • И как всегда, позвольте судить вашим ушам. Если звучит хорошо - значит все хорошо.
Статьи по теме: