Приемы работы с информацией. «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе

Согласно стандартам 2-го поколения впервые в практику работы начальной школы вводится межпредметная программа “Чтение: работа с информацией”. Данная программа состоит из четырёх разделов: “Получение, поиск и фиксация информации”, “Понимание и преобразование информации”, “Применение и представление информации” и “Оценка достоверности получаемой информации”. Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают изображённое неточно и даже неверно. Многие ребята ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения о прочитанном, определять тему и главную мысль текста.

Поэтому, проблему получения, понимания и применения информации мы поставили на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.

Целью нашей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование у младших школьников универсального учебного действия – работа с информацией при работе с художественным текстом.

Для реализации поставленной цели была изучена методическая литература и передовой опыт использования современных технологий обучения. Нам показался интересным опыт работы педагогов начальной школы Иркутской области. В результате проведённой работы мы пришли к выводу: “Технология развития критического мышления через чтение и письмо” (ТРКМЧП) обеспечивает:

  1. формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  2. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

На основе вышесказанного, мы решили в традиционную систему обучения в комплект “Школа России” внедрить приёмы и методы технологии развития критического мышления. Что способствовало формированию умения работать с информацией, поддержанию интереса к обучению, а также учёту личностного опыта учащихся и стремлению к творчеству.

Авторы технологии – американские учёные и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Разные исследователи вкладывают в понятие “критическое мышление” разный смысл. Например, Д. Клустер в статье “Что такое критическое мышление?” предлагает такое определение : “Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю”. С точки зрения психологии , критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд). Мы склонны к объяснению, данному И.О. Загашевым и С. И. Заир-Беком – “…это мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт”. Тем самым, через систему конкретных методических стратегий и приёмов, мы формируем следующие умения:

  • работать с увеличивающимся потоком информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • вырабатывать собственное мнение;
  • точно и полно выражать свои мысли;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнение других;
  • сотрудничать и работать в группе;
  • решать собственные и социально значимые проблемы.

В основе принятой нами технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

1. Начало урока – это стадия “вызова , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова задают тон урока – поисковый, диалоговый, помогают заинтересовать учеников, сформулировать цели работы. Здесь важным для нас является правило: “Любое мнение учащихся ценно”.

Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии приём “Кластер”. Понятие “кластер” переводится как “гроздь, пучок”. Суть приёма – представление информации в графическом оформлении. Вообще, кластер – универсальный приём. Он отлично подходит для любой ста– дии урока.

2. Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Наша главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса. И здесь нами используется метод активного чтения “Чтение с остановками”, приём “Дерево предсказаний”. Подробнее остановимся на приёме “Сводная таблица”.

Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Основной смысл использования приёма заключается в том, что “линии сравнения” формулируют сами ученики. Для этого предлагаем вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно “линий”. Затем просим определить наиболее важные. “Важность” необходимо аргументировать.

3. Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. С этой целью, нами используется приём “Синквейн” – это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  • 1 строка – Тема – 1 слово (имя существительное).
  • 2 строка – Описание темы – 2 слова (имя прилагательное).
  • 3 строка – Описание действия – 3 слова (глагол).
  • 4 строка – Отношение к теме – фраза из 4-х слов (предложение, цитата).
  • 5 строка – Суть темы – 1 слово (синоним).

Применяя данный приём, мы сделали вывод: не всегда требуется придерживаться такого чёткого соблюдения правил написания стихотворения. Иногда ученику достаточно использовать в третьей строке 2 слова. При обучении написанию синквейна для выражения чувства в четвёртой строке ребёнок может использовать 1–2 слова.

В ходе использования технологии нами ведется мониторинг влияния методов и приемов технологии развития критического мышления на формирование навыков работы с текстом. За основу были взяты следующие критерии: уровень восприятия художественного произведения, уровень сформированности навыка осознанного чтения; применение навыков критического мышления в жизни. В качестве диагностического инструментария были выбраны диагностики, предложенные учителями г. Усть-Илимска :

  • Диагностика уровня восприятия художественного текста;
  • Диагностика уровня сформированности навыка осознанного чтения;
  • Участие во внеклассной работе.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками использовалась диагностика, которая решала задачи выявления умения отвечать на поставленные вопросы и умения ставить вопросы к тексту произведения.

Учащимся предлагалось письменно ответить на вопросы, затрагивающие разные стороны читательского восприятия. Экспериментальной группой явились ребята 3 класса МОУ “Криволукская СОШ”, где используется технология критического мышления; контрольной группой – ученики МОУ “Старокавдыкская СОШ”, где такая технология в обучении не применяется.

Читательское восприятие предполагает оценку уровня ряда умений: умение оценивать героев произведения, умение размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, умение видеть динамику эмоций, осваивать идею произведения. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретного умения.

Результаты диагностики представлены в Диаграмме 1, они говорят:

  • о достаточно развитом у учащихся умении давать оценку героям произведения, высказывать суждения о персонажах;
  • способности учащихся определять последствия поступков персонажей произведения;
  • наиболее сложным для некоторых ребят является выделение и понимание главной мысли произведения.

Диаграмма 1.

Определение уровня восприятия включает в себя не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и способность учащихся самим задавать вопросы к тексту.

Поэтому, прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо установить, насколько успешно учащиеся справляются с этим заданием. После двукратного прочтения текста учащимся было предложено поставить 5 вопросов. Анализ полученных результатов сведён в Диаграмму 2.

Диаграмма 2.

Уровень восприятия художественного произведения (в %)

По данным исследования можно сделать вывод: большинству учащихся контрольной группы сложно полноценно воспринимать текст художественного произведения. Большую долю вопросов составляют вопросы на воспроизведение событий.

В декабре 2009 года учащимся 4 класса были предложены тестовые задания по чтению с целью определения уровня сформированности навыка осознанного чтения. Проверка включала в себя следующие параметры:

  1. степень извлечения фактической информации, т. е. информации, заданной в явном виде;
  2. степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации;
  3. проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Результаты работы показали, что 71% учащихся экспериментального класса справились с заданиями на высоком и достаточном уровнях. В контрольном классе эта цифра равнялась 57 %.

Одним из показателей развития критического мышления, на наш взгляд, является результативность участия ребят во внеклассной и исследовательской работе, в творческой деятельности. Эффективность применения приёмов и методов технологии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Эффективность применения приёмов и методов ТРКМ в работе с детьми.

Наименование конкурса Учебный год Результативность участия
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ “Портфолио” 2008–2009г. Мясников Григорий, Мясникова Александра – дипломы участников.
Областной конкурс исследовательских и творческих работ Креатив-фестиваль “Надежда” 2008–2009г. Мясникова Александра – сертификат участника
Районная научно-практическая конференция “Первый доклад” 2008–2009г. Сергеева Диана – 1-е место.
Лукашенко Елена – 2-е место.
Федюк Ксения – 3-е место.
Районная олимпиада младших школьников
  • русский язык
  • литературное чтение
2009–2010г. Мясникова Александра – 2 место;
Натальчук Наталья – 3 место

В результате применения технологии развития критического мышления мы убедились в её эффективности. Наши выводы изображены в схеме 1.

Схема 1.

Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”

Таким образом, использование технологии развития критического мышления позволяет эффективно решать актуальные педагогические задачи, связанные с переходом на Стандарты второго поколения. Чтение рассматривается как универсальное учебное действие, от успешности формирования которого зависит дальнейшее обучение ребёнка и развитие его личности.

Литература.

  1. Алексеева Л. Л., С. В. Анащенкова С. В., Биболетова М. З . и др., Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Браус Дж.А., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994
  3. Загашев И. О., С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с
  4. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически: пособие для учителя – СПб: Альянс “Дельта”, 2003. 192 с.
  5. Загашев И. О., Умение задавать вопросы // “Перемена” – 2001, № 4. – С. 12–13.
  6. Клустер Д., Что такое критическое мышление?// “Перемена” – 2001, № 4 – С. 5–7.
  7. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001 – 544 с.
  8. Ларина Н. Н. Технология развития критического мышления на уроках чтения в начальной школе, 2006.// http://www.it-n.ru
  9. Материалы программы “Методическая лаборатория”, 2009. // www.cerm.ru

«Процессы информации» - Клеточная инженерия. Вещество, хранящее информацию в клетке. Древние мудрецы о получении информации человеком и другими разумными существами. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Затем круг увеличивается, и круг интересов, следовательно, расширяется. Изобретение устройств на основе физических явлений.

«Информация о команде» - Информация из упражнения 2.1. Сводка «Наилучший выбор». Оживите вашу презентацию! Обсуждение «Как стать грамотным покупателем». Информация из упражнения 2.4 и упражнения 3.3. Результаты изучения цен на продукт. Создайте гиперссылку на электронную таблицу Microsoft Excel. Сформулируйте выводы вашей команды на тему: «Как стать более грамотным покупателем?».

«Информация и её свойства» - Сигналы. Информатика. Информация. Сохранение в памяти систематизация. Лингвистика, социология, психология. Происхождение термина «Информация» (середина XX века). Актуальность (своевременность). Основные способы передачи информации в социотехнических системах. Сообщение. Полнота. Какой взгляд разделяете вы?

«Информация 10 класс» - Источник информации. Мультимедиа обучающий проект по курсу информатики. Естественные информационные методы бывают врожденными и приобретенными. Информационные процессы». Потребитель информации. Информационный процесс. Обработка – любое преобразование информации с целью решения определенных функциональных задач.

«Информация в презентации» - Анимационные эффекты. Расположение информации на странице. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Совершенно не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Советы постороннего. Основные недоработки презентаций исследования учащихся. Виды слайдов.

«Информация 5 класс урок» - Хранить. Свой домашний адрес. Что можно делать с информацией? Записные книжки. Хранение информации. Другие внешние хранилища информации. Касетный магнитофон. Катушечный магнитофон. Сиди правильно. Имена, адреса, телефоны близких родственников и друзей. Обрабатывать. Память человечества. Передавать. Запоминание правил; запись в записную книжку; заучивание таблицы умножения коллекционирование.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этапе обучения в начальной школе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Учить работать с информацией я начинаю уже с первых дней в первом классе.

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией.

I. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации.

1. Какие птицы спрятались на дереве?

кряваяк
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши .__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

- Как вы видите, одно простое задание решает много важных задач: и внимание, и работа над техникой чтения, и повторение тем по окружающему миру, и математика, и логическое мышление, пополнение словарного запаса, коммуникативные навыки.

2. Условные знаки в быту

Рассмотри знаки.

Расскажи . Видел ли ты эти знаки на ярлычке одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Ярлычок – это маленький листок с информацией об одежде с указание рекомендацией по уходу за ней.

II. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

1. Шифровка

Рассмотри таблицу.

Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼, 3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось. _________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга? _______________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в написании цветов радуги?

Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.

Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________

Рассмотри таблицу.

Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

Попроси своего соседа по парте расшифровать слова.

2. Какие буквы чаще встречаются в тексте?

Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.

Проведи проверку.

Прочитай стихотворение А.Барто «Слон»:

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши результат в таблицу.

Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________

Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________

3. Информационные знаки

Вспомни. Где пешеходы должны переходить улицу?

Подумай. Запрещающие или информирующие эти знаки?

Объясни. Почему ты так решил?

Рассмотри знаки.

Сравни. Чем похожи эти знаки? Чем они различаются? Расскажи.

Под каждым знаком напиши название пешеходного перехода, который этот знак обозначает.

Докажи. Почему опасно путать эти знаки?

4. Неизвестный гриб

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.

Подумай. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба?

Отметь нужную книгузнаком

□ Орфографический словарь.
□ Толковый словарь.
□ Энциклопедия о животных.
□ Атлас – определитель.
□ Атлас карт.
□ Кулинарная книга.

Подумай. По какому признаку ты будешь искать нужную информацию в орфографическом словаре?

Отметь знаком этот признак.

□ Внешний вид.
□ Место нахождения.
□ Название по алфавиту.
□ Название по способу приготовления блюд.

6. Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

ЩЕЛЧОК

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.
Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.
Жарко – холодно.
Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

В данном сообщении я попыталась представить различные задачи в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием для выбора перечисленных задач является их доступность для детей младшего возраста.

Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться.

Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Развитие младшего школьника – очень сложный психологический процесс. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни человека.

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Фатеева Т.С. / Москва

В статье исследованы особенности работы с информацией в начальной школе. Умение работать с информацией рассматривается как универсальное учебное действие. Дан анализ программы «Чтение. Работа с текстом», представленной в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения». Приведены примеры заданий, иллюстрирующих процесс формирования умения работать с информацией.

Ключевые слова:

Информация, информационная грамотность, работа с информацией, поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Фатеева Т.С.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную, интересующую его информацию. Как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но и взрослого человека.

Современная информационная грамотность, информационная культура выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) лич­ности . Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать . И именно в начальной школе происходят активизация разви­тия познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности (умения работать с информацией), должны на­чинаться в период обучения ребенка в 1-4 классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов инфор­мационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других .

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования . В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности. Согласно этому документу,совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

А) должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б) должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

в) имеет дело с двумя или более способами организации информации;

г) должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.
В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом », «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Рассмотрим первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Все данные умения, на наш взгляд, можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде.

Рассмотрим формирование этого умения на примере математики.

Под поиском и пониманием прочитанного в Примерной программе мыслится умение находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. Также школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Мы считаем, что в данном случае идет речь о первом этапе становления умения работать с информацией, столь актуального в современности. Можно сопоставить этот блок с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Если работать с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

О чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно.

Дети быстрее и правильнее выполняют такие задания «на чтение информации», как: сколько конфет было у Маши (по задаче), сколько стоит билет в кино в субботу, сколько стоят детские билеты в разные дни недели (по таблице), если систематически (на первых этапах) проводить задания на понимание устройства и цели. В силу того что подобные задания есть не во всех учебниках, вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя.

Рассмотрим второй блок информационных умений в Примерной программе. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Школьники могут научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

На наш взгляд, этот блок можно условно назвать процессуальными действиями. Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Часто встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы; о чем говорится в первом абзаце, как можно назвать первую часть и др. Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о…, что говорится о … В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.

Третий блок, рассмотренный в Примерной программе – оценочный . Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; · в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации . Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Список литературы:

1. Колмогорова Л.С, Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. - Барнаул, БГПУ, 1999.-120с.

2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте об­щей теории культуры личности // Педагогическая информатика, 2000. -№ 2.- С. 53-68.

3. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Ниж­ний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010

Приоритетной целью современной концепции образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обуче-нию в основной школе, которая включает в себя учебную самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Особое внимание хочется обратить на сформированность общеучебных умений и навыков, так этот показатель требует более пристального внимания со стороны учителя начальной школы.

Общеучебные умения и навыки условно можно разделить на три категории:

  1. в познавательной деятельности: наблюдение объектов окружающего мира, умение сравнивать, простейшие измерения разными способами, работа с различными моделями, умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций.
  2. в организации деятельности: умение выполнять инструкцию, следовать образцу и алгоритму, самостоятельное установление последовательности действий при решении задач, определение способов контроля и оценки деятельности, определение причин трудностей, нахождение ошибок и их исправление, учебное сотрудничество.
  3. в области речевой деятельности и работы с информацией: работа с текстами разных видов, владение диалогической и монологической речью, использование простейших логических выражений типа «и/или», «если … то» и т.д., овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации из различных источников.

Особое место приобретают общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компе-тентность, так необходимую в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ, особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.

На этапе принятия учебной задачи - это умение осознать, вычленить, сформулировать информаци-онный запрос, умение выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулировано-му запросу.

На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении (с взрослыми и сверстниками), работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации - умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования).

На этапе хранения информации - осознанное и эффективное использование особенностей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чте-ния. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

Нахождение информации,

Интерпретация текста,

Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Именно эти показатели составляют умение работать с текстом:

— прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме; выделение главного и второстепенного содержания;

— сравнение и противопоставление заключённой в тесте информации разного характера, обнаруже-ние в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста;

—связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защи-ту своего мнения.

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов?

1 серия (вопросы к себе и к тексту перед чтением):

—О чём ты мне расскажешь?

2 серия (при чтении):

— Я понимаю, что читаю?

— Что узнаю из него нового?

3 серия вопросов (после чтения):

— О чём же я прочитал?

— Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

— Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

— Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

— Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст?

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно - познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию.

Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, собственные высказывания, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность, выразительность).

При работе над текстами необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читаnелем.

В работе с текстом я выделяю следующие этапы :

  1. Работа с текстом до чтения.

Цель данного этапа: вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Приемы работы:

  • чтение фамилии автора, названия текста,
  • чтение выделенных слов,
  • рассматривание иллюстраций,
  • высказывание предположений о теме, содержании текста.
  1. Работа с текстом во время чтения.

Цель: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приемы работы:

  • чтение текста по частям с комментированием,
  • диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы),
  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение),
  • работа с малознакомыми, непонятными словами,
  • выборочное чтение,
  • беседа по содержанию,
  • сравнение содержания текста со своим предположением.
  1. Работа с текстом после чтения.

Цель: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне смысла.

Приемы работы:

  • постановка проблемного вопроса к тексту,
  • повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?),
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному,
  • характеристика событий, места действия, поступков героев,
  • выполнение творческих заданий учащимися.

При работе над текстом я также использую и другие интересные приёмы работы.

● вопросно-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

● восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое nропущенное слово. Дети должны восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или при-вычной сочетаемости слов;

● называние - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);

● составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);

множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

● деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержа-щейся в каждой из них;

● составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, по пунктам;

● предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) - приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста;

● викторина - опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию;

● логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или по плану. Результатом работы является вос-созданный связный текст, серия картинок и т.д.

Перечисленные выше приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения .

Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

Прием “ Кластер” помогает систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре распо-лагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием “Верные и неверные утверждения”. Этот прием может быть началом урока. Учитель пред-лагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “ Синквейн”. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму, в переводе означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На 1 строчке записывается 1 слово - существительное. Это тема синквейна.

На 2 строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На 3 строчке - 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой - фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка - это слово - резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Прием “Ключевые слова” осуществляет стадию вызова на уроке. По ключевым словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчества учащихся. Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или головоломку. Такие задания я задаю на дом. Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Это повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное про-изведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчи-вому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Статьи по теме: