Защита конфиденциальной информации. Базой исследования является оао "чзпсн - профнастил"

Сегодня мы поговорим об утечки и средствах защиты конфиденциальной информации.

Термин конфиденциальная информация означает доверительная, не подлежащая огласке, секретная. Разглашение ее может квалифицироваться как уголовно наказуемое преступление. Любое лицо, имеющее доступ к такой информации, не имеет право разглашать ее другим лицам, без согласия правообладателя.

Cодержание

Конфиденциальная информация и закон

Указ президента РФ № 188 от 06.03.1997 г. определяет сведения, имеющие конфиденциальный характер. К ним относятся:

  1. Сведения, относящиеся к коммерции.
  2. Сведения, связанные относящиеся к служебной деятельности.
  3. Врачебная, адвокатская, личная (переписка, телефонные разговоры и.т.д.) тайна.
  4. Тайна следствия, судопроизводства, сведения об осужденных.
  5. Персональные данные граждан, сведения об их личной жизни.

Коммерческая тайна — это информация, дающая возможность ее обладателю получить конкурентное преимущество, выгоду от представления услуг или продажи товаров. Инсайдерская информация о компании (смена руководства и.т.д.) способная повлиять на стоимость акций.

Служебная тайна — информация, имеющаяся в органах госуправления, документы имеют гриф «Для служебного пользования» и не подлежат разглашению третьим лицам.

К профессиональной тайне относится тайна следствия, адвокатская, судопроизводства, нотариальная и.т.д.

Любые персональные данные (Ф.И.О, место работы, адрес, и.т.д.), сведения о частной жизни гражданина.

Утечка такой информации может наступить в следующих случаях:

  1. Неэффективное хранение и доступ к конфиденциальной информации, плохая система защиты.
  2. Постоянная смена кадров, ошибки персонала, тяжелый психологический климат в коллективе.
  3. Плохое обучение персонала эффективным способам защиты информации.
  4. Неумение руководства организации контролировать работу сотрудников с закрытой информацией.
  5. Бесконтрольная возможность проникновения в помещение, где хранится информация, посторонних лиц.

Пути утечки информации

Они могут быть организационные и технические.

Организационные каналы:

  1. Поступление на работу в организацию, с целью получения закрытой информации.
  2. Получение интересующей информации от партнеров, клиентов с использованием методов обмана, введение в заблуждения.
  3. Криминальный доступ получения информации (кража документов, похищение жесткого диска с информацией).

Технические каналы:

  1. Копирование подлинника документа закрытую информацию или его электронную версию.
  2. Запись конфиденциального разговора на электронные носители (диктофон, смартфон и другие записывающие устройства).
  3. Устная передача содержания документа ограниченного доступа третьим лицам, не имеющим права доступа к нему.
  4. Криминальное получение информации с помощью радиозакладок, скрытно установленных микрофонов и видеокамер.

Меры по защите информации

Система защиты закрытой информации предполагает:

  1. Предупреждению несанкционированного доступа к ней.
  2. Перекрытие каналов утечки.
  3. Регламентации работы с конфиденциальной информацией.

Служба безопасности предприятия должна организовывать практическую реализацию системы защиты информации, обучение персонала, контроль соблюдения нормативных требований.

Организационные методы

  1. Разработка системы обработки конфиденциальных данных.
  2. Доведение до персонала фирмы положение об ответственности за разглашение конфиденциальных документов, их копирование или фальсификацию.
  3. Составление списка документов ограниченного доступа, разграничение персонала по допуску к имеющейся информации.
  4. Отбор персонала для обработки конфиденциальных материалов, инструктирование сотрудников.

Технические методы

  1. Использование криптографических средств при электронной переписке, ведение телефонных разговоров по защищенным линиям связи.
  2. Проверка помещения, где ведутся переговоры, на отсутствие радиозакладок, микрофонов, видеокамер.
  3. Доступ персонала в защищенные помещения с помощью идентифицирующих средств, кода, пароля.
  4. Использование на компьютерах и других электронных устройствах программно- аппаратных методов защиты.

Политика компании в области информационной безопасности включает в себя:

  1. Назначение ответственного лица за безопасность в организации.
  2. Контроль использования программно-аппаратных средств защиты.
  3. Ответственность начальников отделов и служб за обеспечение защиты информации.
  4. Введение пропускного режима для сотрудников и посетителей.
  5. Составления списка допуска лиц к конфиденциальным сведениям.

Организация информационной безопасности

Компьютеры, работающие в локальной сети, серверы, маршрутизаторы должны быть надежно защищены от несанкционированного съема информации. Для этого:

  1. За эксплуатацию каждого компьютера назначается ответственный сотрудник.
  2. Системный блок опечатывается работником IT службы.
  3. Установка любых программ производится специалистами IT службы.
  4. Пароли должны генерироваться работниками IT службы и выдаваться под роспись.
  5. Запрещается использование сторонних источников информации, на всех носителях информации делается маркировка.
  6. Для подготовки важных документов использовать только один компьютер. На нем ведется журнал учета пользователей.
  7. Программно-аппаратное обеспечение должно быть сертифицировано.
  8. Защита информационных носителей (внешние диски) от несанкционированного доступа.

Система работы с конфиденциальной информацией гарантирует информационную безопасность организации, позволяет сохранять от утечек важные сведения. Это способствует устойчивому функционированию предприятия долгое время.

Нет похожих записей.

  • - коммерческая;
  • - служебная;
  • - личная (персональная) за исключением государственных секретов (статьи 727, 771, 1032 Гражданского кодекса РФ, ст. 16 Таможенного кодекса РФ, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”).

Легальные признаки конфиденциальной информации - документированность, ограничение доступа к информации в соответствии с законодательством и отсутствие свободного доступа к ней на законном основании.

«Коммерческая тайна - вид тайны, включающий информацию, устанавливаемую и защищаемую ее обладателем в любой сфере его коммерческой деятельности, доступ у которой ограничивается в интересах обладателя информации». Коммерческая тайна - один из главных видов тайн, так как успешность функционирования предприятия по производству продукции или услуг определяется умением вести конкурентную борьбу, а значит, уметь увидеть, за счет чего можно добиться повышения прибыли по сравнению с конкурентами.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, можно отнести любую деловую информацию, кроме ограничений, накладываемых постановлением Правительства РФ “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” от 05.12.91 г. № 35.

В России законодательство в сфере охраны прав на конфиденциальную коммерческую информацию только начинает формироваться. Новым в регулировании отношений в данной сфере стало принятие Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Общее впечатление, которое остается после знакомства с текстом Закона, можно определить как противоречивое. С одной стороны, появился единый нормативный акт, детально определяющий режим и порядок защиты сведений, которые составляют коммерческую тайну. С другой стороны, Закон далеко не безупречен. При его создании законодателем были введены нормы, на взгляд исследователей, затрудняющие защиту коммерческой тайны и восстановление нарушенного права.

Закон не исключает применения общих норм о коммерческой тайне, предусмотренных ст. 139 ГК РФ, а в качестве источников называет ГК РФ и другие федеральные законы. Таким образом, Закон дополняет сложившуюся нормативную базу и лишь частично ее заменяет.

Однако уже при прочтении определения коммерческой тайны мы видим терминологические нестыковки Закона с ГК РФ. Закон определяет понятие коммерческой тайны через свойство информации: коммерческая тайна - это "конфиденциальность информации" (п. 1 ст. 3 Закона) (англ. confidence - секретность). ГК РФ рассматривает коммерческую тайну в первую очередь как разновидность информации, имеющей "коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам", в отношении которой применяются меры по охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ). При всей незначительности на первый взгляд несовпадения понятий мы получили два разных, конкурирующих по своей юридической силе определения.

Закон различает форму, в которой существует ценная информация, и содержание самой информации. К ней относится "научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)" (п. 2 ст. 3 Закона.

Список видов информации, которая может иметь коммерческую ценность, открыт.

Закон по-прежнему наделяет собственника (владельца) информации правом самостоятельно определять ее ценность.

Определение коммерческой тайны, содержащееся в Законе, отражает характер самого Закона. Основной акцент в нем сделан на процедурах охраны коммерческой информации. Согласно Закону именно они позволяют обеспечить необходимый минимум условий для защиты нарушенного права в суде, а также проводят разграничение между законным и незаконным доступом как элементом состава правонарушения.

В связи с этим сложно понять определение обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, данное в Законе. В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона это лицо, которое владеет такой информацией "на законном основании". Таким образом, доказывая факт нарушения права, придется устанавливать законность владения им. Документально подтвердить права на коммерческую тайну можно, если они, например, подлежат государственной регистрации (патенты, свидетельства). В таком случае интересы собственника защищаются патентным, авторским правом. Если коммерческую тайну составляют договоренности, зафиксированные на аудио-носителе, или это незапатентованные идеи, доказать первичность и законность обладания такой информацией будет довольно сложно.

Очевидно, что нужно будет подтвердить объективную связь информации с ее владельцем. Например, информация об организации-владельце, ее сделках и т. п. должна содержать указание на организацию-владельца и быть защищена специальными ссылками на носителе о конфиденциальности, как это предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона.

В Законе говорится о передаче информации только на материальном носителе (п. 6 ст. 3 Закона) и на условиях специального договора. В этой части Закон ограничивает объем охраняемых в режиме тайны сведений по сравнению с определением, данным в ГК РФ, в ст. 139 которого не упоминаются материальные носители, а речь идет об охране конфиденциальной информации.

Следовательно, руководствуясь Законом, из правовой охраны исключены случаи, например, разглашения информации, не зафиксированной на материальных носителях. В частности, это могут быть сведения о каких-либо решениях, принятых организацией по продвижению своего продукта, и подобная информация.

С одной стороны, такой подход упрощает процесс доказывания, с другой - ограничивает возможности защиты интересов собственника информации.

Закон впервые вводит определение понятия "режим коммерческой тайны". При рассмотрении правовых оснований для защиты коммерческой тайны режиму коммерческой тайны следует уделить особой внимание. Его несоблюдение влечет утрату возможности защитить нарушенное право на коммерческую тайну (ч. 1 ст. 7 и ч. 2 ст. 10 Закона).

Система условий, составляющих режим коммерческой тайны, весьма объемна и требует значительных затрат со стороны владельца или получателя коммерческой тайны.

В частности, ч. 1 ст. 10 Закона предусматривает:

  • - определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • - ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • - учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • - регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • - нанесение на материальные носители (документы), которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и местонахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Владелец коммерческой тайны должен установить определенный порядок оборота конфиденциальной информации, а также предусмотреть дополнительные штатные единицы для контроля над таким оборотом. Кроме того, нужно привести в соответствие или разработать вновь большой пакет внутренней нормативной документации.

Как минимум организации - владельцу коммерческой тайны необходимо:

  • - разработать положения о коммерческой тайне и о документообороте всех носителей информации с грифом "Коммерческая тайна";
  • - выпустить приказ по организации о допуске к коммерческой тайне;
  • - предусмотреть в трудовом контракте дополнительные условия о добровольном обязательстве работника соблюдать режим коммерческой тайны.

Таким образом, с одной стороны, Закон расширил полномочия органов государства по контролю хозяйственной деятельности организаций. С другой стороны, процесс защиты прав владельцев информации существенно усложнился.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Необходимость системного правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в том числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории информации ограниченного доступа; многочисленными примерами незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов; ограничениями на распространение информации, накладываемыми по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на представление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Уровень нормативного регулирования порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения, институт которой ныне можно воспринимать в качестве аналога служебной тайны социалистического периода, по целому ряду причин нельзя признать удовлетворительным. Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений - "Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. №1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя аналогичные сведения образуются и поступают в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления. Многие важные условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении и даны на откуп руководителям федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку ведение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, уровень правового регулирования явно недостаточный, к тому же на уровне постановления Правительства Российской Федерации выстроить долговременную и стабильную систему защиты сведений, имеющих продолжительный срок хранения, невозможно, тем более когда речь идет об установлении ряда норм гражданско-правового характера. Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, их защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе: ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ФКЗ "О Правительстве РФ", ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", ФЗ "Об основах муниципальной службы Российской Федерации", ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", ФЗ "О рынке ценных бумаг" и др. При этом отсутствие четко определенного правового института служебной тайны обусловило разнообразие правовых подходов, получивших закрепление в законодательстве. Так, в ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" упоминается служебная тайна кредитной организации (ст. 41), в ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в органах исполнительной власти циркулирует "конфиденциальная информация" (ст. 18), в ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и ряде других законов используется термин "служебная информация", в ФЗ "О таможенном тарифе" в таможенном органе циркулирует информация, составляющая коммерческую тайну и конфиденциальная информация (ст. 14). Федеральный закон №119-ФЗ от 20.08.2004 "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает в ряду мер безопасности в отношении защищаемого лица обеспечение конфиденциальности сведений о нем.

Данные сведения по своему содержанию составляют служебную тайну и законодательное закрепление механизмов распоряжения этими сведения поможет реализации указанного Федерального закона. Эти примеры свидетельствуют о том, что не только терминология, но и содержание института защиты служебной информации не имеют в законодательстве однозначного отражения.

По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн. В этой связи особую озабоченность вызывает включение категории "служебная тайна" в нормы статьи 139 ГК РФ, где соответствующие сведения по системным признакам практически слиты с коммерческой тайной, хотя, следуя здравой правовой логике, данные системы ограничения в доступе к информации по своей природе должны быть различны. На электронных рынках страны и с помощью рассылки не запрошенных сообщений электронной почты (так называемый "спам") бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных (БД) с информацией о персоналиях и организациях. Например, БД "Таможня", ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации), "Прописка", "Внешнеэкономическая деятельность", ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), "Собственники квартир", "Доходы физических лиц", "Картотека МВД" (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта), "БД "Министерство юстиции", "Сирена" (перевозки частных лиц железнодорожным транспортом России), БД о безналичных расчетах предприятий с поставщиками и потребителями и другие. Очевидно, что подобная информация не может попасть на рынок без участия государственных служащих.

В настоящее время законодателями подготовлен проект закона «О служебной тайне», регулирующего защиту таких сведений.

К личным (персональным) данным относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы физического лица. В состав персональных данных подлежат включению также сведения, связанные с поступлением на работу (службу), ее прохождением и увольнением; данные о супруге, детях и иных членах семьи обладателя, данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи, данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки), образование общее (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее) и профессиональное (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное), жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения), источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию). Определяя персональные данные в качестве открытого перечня сведений, независимо от формы их представления законодатель тем самым сохраняет возможность их расширения по мере того, как будет меняться социальный статус их обладателя на конкретном этапе его жизненного пути.

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней и наличие эффективной системы ее защиты. Включение персональных данных в разряд конфиденциальных сведений направлено на предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, предотвращение других форм незаконного вмешательства в личную жизнь гражданина.

Правовую основу построения системы защиты персональных данных составляют положения Конституции РФ. В статьях 22 и 23 содержатся нормы, провозглашающие основные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Формируя законодательную основу обработки персональных данных, законодатель принимает за основу и нормы международного права, содержащие основные принципы работы с персональными данными в процессе их обработки. Первоначально указанные принципы нашли свое закрепление в Международной конвенции "Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных" ETS N 108 (28 января 1981 г.), которая стала объединяющим началом для соответствующего национального законодательства. Затем система защиты персональных данных развивалась в Директиве Европейского Союза и Парламента 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и свободном движении таких данных и Директиве 97/66/ЕС от 15 декабря 1997 г. по обработке персональных данных и защите конфиденциальности в телекоммуникационном секторе. Названные документы содержат перечень основных мер для охраны персональных данных, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

Основным федеральным законом, защищающим конфиденциальность личных данных, является закон «О персональных данных», принятый 27 июля 2006 г.

В Законе определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, Закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется.

Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке. Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона. Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.

В систему законодательства в области персональных данных помимо названных актов законодателем включены и иные законы:

Трудовой кодекс РФ, в главе 14 которого закреплены основополагающие требования по защите персональных данных работника. Прием работника по деловым качествам предполагает применение определенных приемов сбора сведений о работнике, с тем, чтобы они достаточно полно выявили заранее установленный круг критериев, необходимых для занятия той или иной должности, т. е. работодатель фактически осуществляет сбор персональных данных работника;

Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, регламентирующий процедуру обработки персональных данных лиц, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей;

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дает общее определение персональных данных, закладывает основные принципы правового регулирования деятельности, связанной с персональными данными. Здесь же вводится ответственность за нарушение их конфиденциальности, а также обязательность лицензирования для негосударственных организаций и частных лиц деятельности, связанной с обработкой и предоставлением персональных данных;

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" регламентирует процедуру защиты конфиденциальных сведений в процессе регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, вопросы правового регулирования работы с персональными данными затронуты в Федеральных законах от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговом кодексе РФ, Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Законах РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральных законах от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и ряде иных. В Гражданском кодексе РФ статья 152 защищает честь, достоинство и деловую репутацию гражданина. В Уголовном кодексе РФ в ст. 137 устанавливается уголовная ответственность "за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну".

Как же защищать конфиденци­альные данные, как сделать работу центров обработки безопасной?

Как и везде, в вопросах построе­ния систем информационной без­опасности необходим комплексный, взвешенный, многоуровневый под­ход, поскольку осечка в одном во­просе способна свести на нет усилия во всех остальных направлениях.

Для того чтобы понять основные направления, на которые следует об­ращать внимание, рассмотрим глав­ные черты, характеризующие систе­мы хранения и обработки данных:

    все основные массы информации накапливаются в структурирован­ных базах данных;

    все компьютерные ресурсы обыч­но находятся в выделенных, хоро­шо охраняемых серверных комна­тах (так называемых ЦОД - Цент­рах обработки данных);

    хранилища - это не просто мерт­вые склады информации, но и на­личие большого числа тесно свя­занных с ним прикладных и об­служивающих систем (например, программное обеспечение для ар­хивирования информации, управ­ления, системы обработки, систе­мы типа ETL (extraction, transfor­mation, loading), прикладные сис­темы, которые, собственно, и по­рождают исходные данные и т. д.);

    средний размер хранилища состав­ляет 1 Терабайт и выше, что дикту­ет серьезное отношение к сетевой инфраструктуре и системам хране­ния и обработки информации.

Если не рассматривать физиче­скую безопасность и организацион­ные меры (организация центров об­работки требует серьезного подхода), то одним из первых вопросов ока­жется организация надежной и без­опасной телекоммуникационной ин­фраструктуры, включающей в себя как защиту периметра, так и внут­реннюю безопасность.

Центры обработки должны быть максимально закрыты от попыток проникновения снаружи. Все внеш­ние соединения должны включать шифрование трафика (SSH, IPSec, SSL и т. д.), которое также желатель­но во внутренней сети управления (ее целесообразно выделить из сети общей передачи данных на физичес­ком уровне или с помощью VLAN). Из-за проблем с производительнос­тью шифрование на уровне ядра се­ти обычно не используется.

Разные сетевые протоколы и сете­вые взаимодействия требуют своих уровней защиты:

    защита транспортного уровня;

    организация VLAN, Port Security и т. д.;

    proxy-серверы на периметре, ана­лизирующие прикладной уровень взаимодействия;

    системы предотвращения вторже­ний (Intrusion Detection/Prevention) идр;

    уровень Fibre Channel: Fibre Chan­nel Authentication Protocol, Switch Link Authentication Protocol и т. д.;

    уровень SAN: Virtual SAN, марки­ровка LUN и др.

8.4. Проблема инсайдеров

В последнее время часто обсуж­дается проблема утечек информа­ции и рассматриваются решения по контролю телекоммуникационного периметра и внешних устройств на компьютерах в связи с термином «инсайдер».

В этой области есть зарубежные и отечественные решения по конт­ролю внешних устройств (типа USB, DVD-RW, Bluetooth). Такие продукты предлагают SecureWave (Sanctu­ary Device Control), Safend, Control Guard, SecurIT и другие компании. Есть большая группа средств сете­вого контроля и защиты перимет­ра от компаний (из отечественных компаний здесь наиболее заметна Info Watch).

Кстати, не следует забывать о не­обходимости тщательного контро­ля компьютеров пользователей: что за ПО на них установлено, нет ли брешей в безопасности, какие про­граммы разрешено запускать, какие процессы обязаны работать в систе­ме и т. д.

Но! Как это зачастую бывает, по­пытка сделать инфраструктуру мак­симально защищенной порождает перекосы в реализации комплексной системы безопасности. Часто за де­ревьями не видно леса.

Первое, что следует отметить: не существует стопроцентной защиты от утечек информации. Можно кон­тролировать корпоративную почту и порты компьютера, но злоумыш­ленник всегда найдет дополнитель­ные возможности для реализации своего замысла. Например, напеча­тать документ или просто сфотогра­фировать экран с дальнейшим пре­образованием к нужному электрон­ному формату путем программ распознавания текста. Кроме того, сле­дует помнить о трудностях, связан­ных с тем, как именно все это конт­ролировать (кто будет анализиро­вать, какие данные уполномоченный пользователь записал на USB-устройство?). Можно вспомнить и о мо­рально-психологической стороне во­проса: если компания уполномочила пользователя работать с данным до­кументом (следовательно, ему дове­ряют эту работу), то откуда возника­ет потребность в контроле его дей­ствий? В данном случае это означа­ет, что, наверное, в организации не­правильно выстроены сами основы безопасности - корпоративное уп­равление идентификацией, автори­зацией и доступом, а также защита баз данных.

Информационная безопасность. Курс лекций Артемов А. В.

Вопрос 3. Система защиты конфиденциальной информации

Практической реализацией политики (концепции) информационной безопасности фирмы является технологическая система защиты информации. Защита информации представляет собой жестко регламентированный и динамический технологический процесс, предупреждающий нарушение доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности ценных информационных ресурсов и, в конечном счете, обеспечивающий достаточно надежную безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности фирмы.

Система защиты информации – рациональная совокупность направлений, методов, средств и мероприятий, снижающих уязвимость информации и препятствующих несанкционированному доступу к информации, ее разглашению или утечке. Главными требованиями к организации эффективного функционирования системы являются: персональная ответственность руководителей и сотрудников за сохранность носителя и конфиденциальность информации, регламентация состава конфиденциальных сведений и документов, подлежащих защите, регламентация порядка доступа персонала к конфиденциальным сведениям и документам, наличие специализированной службы безопасности, обеспечивающей практическую реализацию системы защиты и нормативно-методического обеспечения деятельности этой службы.

Собственники информационных ресурсов, в том числе государственные учреждения, организации и предприятия, самостоятельно определяют (за исключением информации, отнесенной к государственной тайне) необходимую степень защищенности ресурсов и тип системы, способы и средства защиты, исходя из ценности информации. Ценность информации и требуемая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости. Важно, что структура системы защиты должна охватывать не только электронные информационные системы, а весь управленческий комплекс фирмы в единстве его реальных функциональных и производственных подразделений, традиционных документационных процессов. Отказаться от бумажных документов и часто рутинной, исторически сложившейся управленческой технологии не всегда представляется возможным, особенно если вопрос стоит о безопасности ценной, конфиденциальной информации.

Основной характеристикой системы является ее комплексность, т. е. наличие в ней обязательных элементов, охватывающих все направления защиты информации. Соотношение элементов и их содержания обеспечивают индивидуальность построения системы защиты информации конкретной фирмы и гарантируют неповторимость системы, трудность ее преодоления. Конкретную систему защиты можно представить в виде кирпичной стены, состоящей из множества разнообразных элементов (кирпичиков). Элементами системы являются: правовой, организационный, инженерно-технический, программно-аппаратный и криптографический.

Правовой элемент системы защиты информации основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные собственником информации ограничительные и технологические меры защитного характера, а также ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот элемент включает:

Наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;

Формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы (в том числе не связанных с конфиденциальной информацией) положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;

Разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.

Организационный элемент системы защиты информации содержит меры управленческого, ограничительного (режимного) и технологического характера, определяющие основы и содержание системы защиты, побуждающие персонал соблюдать правила защиты конфиденциальной информации фирмы. Эти меры связаны с установлением режима конфиденциальности в фирме. Элемент включает в себя регламентацию:

Формирования и организации деятельности службы безопасности и службы конфиденциальной документации (или менеджера по безопасности, или референта первого руководителя), обеспечения деятельности этих служб (сотрудника) нормативно-методическими документами по организации и технологии защиты информации;

Составления и регулярного обновления состава (перечня, списка, матрицы) защищаемой информации фирмы, составления и ведения перечня (описи) защищаемых бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы;

Разрешительной системы (иерархической схемы) разграничения доступа персонала к защищаемой информации;

Методов отбора персонала для работы с защищаемой информацией, методики обучения и инструктирования сотрудников;

Направлений и методов воспитательной работы с персоналом, контроля соблюдения сотрудниками порядка защиты информации;

Технологии защиты, обработки и хранения бумажных, машиночитаемых и электронных документов фирмы (делопроизводственной, автоматизированной и смешанной технологий); внемашинной технологии защиты электронных документов;

Порядка защиты ценной информации фирмы от случайных или умышленных несанкционированных действий персонала;

Веления всех видов аналитической работы;

Порядка защиты информации при проведении совещаний, заседаний, переговоров, приеме посетителей, работе с представителями рекламных агентств, средств массовой информации;

Оборудования и аттестации помещений и рабочих зон, выделенных для работы с конфиденциальной информацией, лицензирования технических систем и средств защиты информации и охраны, сертификации информационных систем, предназначенных для обработки защищаемой информации;

Пропускного режима на территории, в здании и помещениях фирмы, идентификации персонала и посетителей;

Системы охраны территории, здания, помещений, оборудования, транспорта и персонала фирмы;

Действий персонала в экстремальных ситуациях;

Организационных вопросов приобретения, установки и эксплуатации технических средств защиты информации и охраны;

Организационных вопросов защиты персональных компьютеров, информационных систем, локальных сетей;

Работы по управлению системой защиты информации;

Критериев и порядка проведения оценочных мероприятий по установлению степени эффективности системы защиты информации.

Элемент организационной защиты является стержнем, основной частью рассматриваемой комплексной системы. По мнению большинства специалистов, меры организационной защиты информации составляют 50–60 % в структуре большинства систем защиты информации. Это связано с рядом факторов и также с тем, что важной составной частью организационной защиты информации является подбор, расстановка и обучение персонала, который будет реализовывать на практике систему защиты информации. Сознательность, обученность и ответственность персонала можно с полным правом назвать краеугольным камнем любой даже самой технически совершенной системы защиты информации. Организационные меры защиты отражаются в нормативно-методических документах службы безопасности, службы конфиденциальной документации учреждения или фирмы. В этой связи часто используется единое название двух рассмотренных выше элементов системы защиты – «элемент организационно-правовой защиты информации».

Инженерно-технический элемент системы защиты информации предназначен для пассивного и активного противодействия средствам технической разведки и формирования рубежей охраны территории, здания, помещений и оборудования с помощью комплексов технических средств. При защите информационных систем этот элемент имеет весьма важное значение, хотя стоимость средств технической защиты и охраны велика. Элемент включает в себя:

Сооружения физической (инженерной) защиты от проникновения посторонних лиц на территорию, в здание и помещения (заборы, решетки, стальные двери, кодовые замки, идентификаторы, сейфы и др.);

Средства защиты технических каналов утечки информации, возникающих при работе ЭВМ, средств связи, копировальных аппаратов, принтеров, факсов и других приборов и офисного оборудования, при проведении совещаний, заседаний, беседах с посетителями и сотрудниками, диктовке документов и т. п.;

Средства защиты помещений от визуальных способов технической разведки;

Средства обеспечения охраны территории, здания и помещений (средства наблюдения, оповещения, сигнализирования, информирования и идентификации);

Средства противопожарной охраны;

Средства обнаружения приборов и устройств технической разведки (подслушивающих и передающих устройств, тайно установленной миниатюрной звукозаписывающей и телевизионной аппаратуры и т. п.);

Технические средства контроля, предотвращающие вынос персоналом из помещения специально маркированных предметов, документов, дискет, книг и т. п. Программно-аппаратный элемент системы защиты информации предназначен для защиты ценной информации, обрабатываемой и хранящейся в компьютерах, серверах и рабочих станциях локальных сетей и различных информационных системах. Однако фрагменты этой защиты могут применяться как сопутствующие средства в инженерно-технической и организационной защите. Элемент включает в себя:

Автономные программы, обеспечивающие защиту информации и контроль степени ее защищенности;

Программы защиты информации, работающие в комплексе с программами обработки информации;

Программы защиты информации, работающие в комплексе с техническими (аппаратными) устройствами защиты информации (прерывающими работу ЭВМ при нарушении системы доступа, стирающие данные при несанкционированном входе в базу данных и др.).

Криптографический элемент системы защиты информации предназначен для защиты конфиденциальной информации методами криптографии. Элемент включает:

Регламентацию использования различных криптографических методов в ЭВМ и локальных сетях;

Определение условий и методов криптографирования текста документа при передаче его по незащищенным каналам почтовой, телеграфной, телетайпной, факсимильной и электронной связи;

Регламентацию использования средств криптографирования переговоров по незащищенным каналам телефонной и радиосвязи;

Регламентацию доступа к базам данных, файлам, электронным документам персональными паролями, идентифицирующими командами и другими методами;

Регламентацию доступа персонала в выделенные помещения с помощью идентифицирующих кодов, шифров.

Составные части криптографической защиты, коды, пароли и другие ее атрибуты разрабатываются и меняются специализированной организацией. Применение пользователями собственных систем шифровки не допускается.

В каждом элементе защиты могут быть реализованы на практике только отдельные составные части в зависимости от поставленных задач защиты в крупных и некрупных фирмах различного профиля, малом бизнесе. Структура системы, состав и содержание элементов, их взаимосвязь зависят от объема и ценности защищаемой информации, характера возникающих угроз безопасности информации, требуемой надежности защиты и стоимости системы. Например, в некрупной фирме с небольшим объемом защищаемой информации можно ограничиться регламентацией технологии обработки и хранения документов, доступа персонала к документам и делам. Можно дополнительно выделить в отдельную группу и маркировать ценные бумажные, машиночитаемые и электронные документы, вести их опись, установить порядок подписания сотрудниками обязательства о неразглашении тайны фирмы, организовывать регулярное обучение и инструктирование сотрудников, вести аналитическую и контрольную работу. Применение простейших методов защиты, как правило, дает значительный эффект.

В крупных производственных и исследовательских фирмах с множеством информационных систем и значительными объемами защищаемых сведений формируется многоуровневая система защиты информации, характеризующаяся иерархическим доступом к информации. Однако эти системы, как и простейшие методы защиты, не должны создавать сотрудникам серьезные неудобства в работе, т. е. они должны быть «прозрачными».

Содержание составных частей элементов, методы и средства защиты информации в рамках любой системы защиты должны регулярно изменяться с целью предотвращения их раскрытия заинтересованным лицом. Конкретная система защиты информации фирмы всегда является строго конфиденциальной, секретной. При практическом использовании системы следует помнить, что лица, проектирующие и модернизирующие систему, контролирующие и анализирующие ее работу не могут быть пользователями этой системы.

Вывод: безопасность информации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и часто преступного использования ценных сведений. Задачи обеспечения безопасности информации реализуются комплексной системой защиты информации, которая по своему назначению способна решить множество проблем, возникающих в процессе работы с конфиденциальной информацией и документами. Основным условием безопасности информационных ресурсов ограниченного доступа от различных видов угроз является прежде всего организация в фирме аналитических исследований, построенных на современном научном уровне и позволяющих иметь постоянные сведения об эффективности системы защиты и направлениях ее совершенствования в соответствии с возникающими ситуационными проблемами.

Из книги Техническое обеспечение безопасности бизнеса автора Алешин Александр

Глава 5 Технические средства защиты информации 5.1. Защита информации Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение

Из книги Грузовые автомобили. Охрана труда автора Мельников Илья

5.4. Способы защиты информации

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

Система информации об опасности (СИО) Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования правил Министерства по чрезвычайным ситуациям, при

Из книги автора

Вопрос 1. Информационные ресурсы и конфиденциальность информации В соответствии с действующим Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы предприятия, организации, учреждения, банка, компании и других

Из книги автора

Вопрос 2. Угрозы конфиденциальной информации организации Все информационные ресурсы фирмы постоянно подвергаются объективным и субъективным угрозам утраты носителя или ценности информации.Под угрозой или опасностью утраты информации понимается единичное или

Из книги автора

Вопрос 2. Модель и методика корпоративной системы защиты информации В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки

Из книги автора

Лекция 5 Концептуальные основы защиты информации в автоматизированных системах Учебные вопросы:1. Анализ и типизация организационных и программно-аппаратных структур автоматизированных систем предприятия2. Анализ возможных угроз и их специфика в различных типах

Из книги автора

Вопрос 3. Систематизация видов защиты информации В практической деятельности по применению мер и средств защиты информации выделяются следующие самостоятельные направления, определяемые в соответствии со сложившимися отраслевыми структурами и видами информационной

Из книги автора

Вопрос 3. Принципы защиты банковских автоматизированных систем Каждую систему обработки информации защиты следует разрабатывать индивидуально учитывая следующие особенности:? организационную структуру банка;? объем и характер информационных потоков (внутри банка в

Из книги автора

Вопрос 2. Унифицированная концепция защиты информации Унифицированной концепцией защиты информации (УКЗИ) будем называть инструментально-методическую базу, обеспечивающую практическую реализацию каждой из стратегий защиты (оборонительной, наступательной,

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 2. Формальные модели защиты Рассмотрим так называемую матричную модель защиты, получившую на сегодняшний день наибольшее распространение на практике.В терминах матричной модели, состояние системы защиты описывается тройкой:(S, О, М),где S – множество субъектов

Из книги автора

Вопрос 1. Назначение математических моделей обеспечения безопасности информации в АСУ Функционирование АСУ, обеспечивающее реализацию технологии автоматизированного управления сложными процессами в распределенной системе, должно основываться на плановом начале с

Из книги автора

Вопрос 2. Сравнительный анализ и основные определения математических моделей обеспечения безопасности информации Существующие технологии формального описания процессов обеспечения безопасности информации основываются на понятиях теории конечных автоматов, теории

Из книги автора

Вопрос 1. Юридические и организационные меры защиты Юридические средства защиты сводятся, в основном, к административной и уголовной ответственности за умышленное создание и распространение вируса или «троянских коней» с целью нанесения ущерба Трудность их применения

Из книги автора

Вопрос 2. Программно-аппаратные методы и средства защиты В современных персональных ЭВМ реализован принцип разделения программных и аппаратных средств. Поэтому программные вирусы и «троянские кони» не могут эффективно влиять на аппаратуру, исключением случаев, когда

Коммерческая тайна. Служебная тайна. Профессиональные тайны. Персональные данные.

Основные термины и понятия:

Коммерческая (служебная) тайна

Персональные данные

Профессиональная тайна

С развитием информационного общества проблемы, связанные с защитой конфиденциальной информации, приобретают всё большее значение. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены. Развернутая классификация конфиденциальной информации, как уже говорилось выше, приводится в перечне сведений конфиденциального характера, установленном Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. Далее мы рассмотрим более подробно некоторые виды конфиденциальной информации.

Коммерческая тайна

Коммерческая деятельность организации тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации. Защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для организации. При определении ценности коммерческой информации необходимо руководствоваться такими её свойствами, как полезность, своевременность и достоверность.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. В свою очередь полезность информации зависит от своевременного её получения и доведения до исполнителя. Из-за несвоевременного поступления важных по своему содержанию сведений часто упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности информации. Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) фактов или умышленное, предпринятое с определенной целью, их искажение. Поэтому, как правило, сведения, представляющие коммерческий интерес, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.

Собственник коммерческой информации на основании совокупности перечисленных критериев определяет её ценность для своей хозяйственной деятельности и принимает соответствующее оперативное решение.

В зарубежной экономической литературе коммерческая информация рассматривается не в качестве средства извлечения прибыли, а, прежде всего, как условие, способствующее или препятствующее получению прибыли. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора коммерческой информации, т.е. возможность выступать в качестве предмета купли-продажи. Поэтому важное значение в условиях развития многообразных форм собственности имеет вопрос об определении принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге - о наличии у него прав на её защиту.

Определение и вопросы гражданско-правовой защиты служебной и коммерческой тайны в российском законодательстве не различаются и рассмотрены в ст. 139 части первой ГК РФ, называющейся «Служебная и коммерческая тайна»:

«Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Обеспечение защиты государственной тайны не имеет прямого отношения к защите коммерческой тайны. Однако следует указать на некоторые возможные исключения. Под защиту государства может быть взята коммерческая информация, оцененная как особо важная не только для её собственника, но и для государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних. Что касается собственно коммерческой тайны, то она специальной уголовно-правовой и режимной защитой не обладает.

Действительная или потенциальная коммерческая ценность информации во многом носит субъективный характер и позволяет предпринимателю ограничивать доступ к практически любым сведениям, используемым в предпринимательской деятельности, за исключением сведений, определяемых нормативно-правовым и актами.

Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну? В постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» обозначены:

Учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

Документы, дающие право заниматься предпринимательской (деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

Сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

Документы о платежеспособности;

Сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

Документы об уплате налогов и обязательных платежах;

Сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

Сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Этим же нормативным актом запрещено государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

О размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

О вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

О кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

О договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Следует отметить, что ограничения, вводимые на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, направлены на защиту интеллектуальной, материальной, финансовой собственности и других интересов, возникающих при формировании трудовой деятельности организации, персонала подразделений, а также при их сотрудничестве с работниками других организаций.

Целью таких ограничений является предотвращение разглашения, утечки или несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Ограничения должны быть целесообразными и обоснованными с точки зрения необходимости обеспечения информационной безопасности. Не допускается использование ограничений для сокрытия ошибок и некомпетентности руководства организации, расточительства, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также для уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов.

Служебная тайна

Если основной целью обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, является обеспечение конкурентного превосходства, то защита конфиденциальности служебной тайны, хотя и может затрагивать коммерческие интересы организации, но главной задачей имеет обеспечение интересов клиентов либо собственных интересов, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью. Так, к служебной, а не к коммерческой, тайне следует отнести сведения, касающиеся мер по обеспечению безопасности сотрудников организации, охране складских и иных помещений и др., прямо не связанные с осуществлением предметной деятельности.

В настоящее время институт служебной тайны в отечественном праве является наименее разработанным. В этой проблеме можно выделить три ряда вопросов.

Во-первых, на законодательном уровне требуют урегулирования вопросы «пограничных» и «производных» сведений. «Пограничные» сведения - это такая служебная информация в любой отрасли науки, техники, производства и управления, которая при определенном обобщении и интеграции становится государственной тайной. «Производные» сведения - служебная информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых не может быть к ней отнесен.

Во-вторых, особого правового регулирования требует защита сведений, образующихся в деятельности органов государственной власти и управления. Для формирования административно-правового института служебной тайны следует принять специальный закон, действие которого должно распространяться на все уровни системы государственного управления.

В-третьих, требует защиты определенная категория значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. Здесь имеется в виду правовая защита сведений, которые в деятельности организаций не могут быть отнесены к коммерческой тайне, несмотря на то, что в ГК РФ понятие служебной тайны напрямую связано с действительной или потенциальной коммерческой ценностью информации.

Следует заметить, что в настоящее время практикуется упрощенный подход: любые сведения о предпринимательской деятельности организации, доступ к которым ограничен, относят к коммерческой тайне. Однако при таком подходе могут возникнуть трудности определения материального ущерба и упущенной выгоды при неправомерном распространении конфиденциальной информации, например сведений о режиме охраны организации или других аспектах её функционирования, напрямую не связанных с осуществлением предметной деятельности. Вместе с тем указанные сведения необходимо защищать, т.к. от ограничения доступа к ним в значительной степени зависит коммерческий успех организации.

Профессиональные тайны

В соответствии с действующим законодательством к профессиональной тайне относится информация, связанная со служебной деятельностью медицинских работников, нотариусов, адвокатов, частных детективов, священнослужителей, работников банков, загсов, учреждений страхования. В качестве субъекта профессиональной тайны может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Сохранение в тайне сведений, полученных в связи с выполнением профессиональных функций, вызвано в первую очередь нормами профессиональной этики, а не собственными коммерческими интересами предпринимателя или организации. Соответствующий правовой статус рассматриваемым нормам придает их законодательное закрепление.

1) банковская тайна . Понятие банковской тайны, в соответствии со ст. 857 ГК РФ, охватывает сведения о банковском счёте, вкладе, операциях по счёту, а также сведения о клиентах банка.

Банковская тайна защищает конфиденциальную информацию клиента или коммерческую информацию корреспондента.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет обязанности субъектов, категории информации и основания, по которым сведения предоставляются заинтересованным органам государственной власти, организациям и лицам. Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счётах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счётах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банк России не вправе разглашать сведения о счётах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, кредитная организация вправе относить к банковской тайне любые сведения, за исключением прямо указанных в Законе.

2) нотариальная тайна . Тайна является специфическим правилом нотариальных действий. В соответствии со ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами. Обязанность хранить профессиональную тайну включена в текст присяги нотариуса.

3) процессуальные тайны обычноделят на два вида: следственную тайну и тайну совещания судей.

Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам (ст. 310 УК РФ «Разглашение данных предварительного расследования»). Сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, что законодательно не закреплен перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая - нет.

Тайна совещания судей . Для всех четырех видов существующих в отечественном судопроизводстве процессов предусмотрена определенная процедура обеспечения независимости и объективности вынесения решения по делу. Эта процедура имеет одной из целей запрет на разглашение информации о дискуссиях, суждениях, результатах голосования, которые имели место во время совещания судей. Обеспечение тайны совещания судей устанавливается ст. 193 Гражданским Процессуальным Кодексом (ГПК) РФ, ст. 70 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

4) врачебная тайна . Согласно ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

5) адвокатская тайна . В соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, помощник адвоката и стажер адвоката не вправе разглашать сведения, сообщенные доверителем в связи с оказанием ему юридической помощи. Причем доверительные сведения, полученные адвокатом, могут быть как в виде документов, так и в устном виде. Законом установлены гарантии независимости адвоката. В частности, адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя (ст. 15 Закона).

6) тайна страхования . Институт страховой тайны во многих отношениях схож с институтом банковской тайны. Тайну страхования, в соответствии со ст. 946 ГК РФ, составляют полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 или ст. 150 ГК РФ.

Согласно ст. 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного сохранять тайну страхования, могут выступать как юридические, так и физические лица - страховые агенты и страховые брокеры. Кроме того, в соответствии со ст. 33 указанного Закона должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

7) тайна связи. ФЗ «О связи» в части защиты информации регулирует общественные отношения, связанные с обеспечением невозможности противоправного ознакомления с сообщениями, передаваемыми любыми субъектами - физическими или юридическими лицами - по средствам связи. При такой постановке вопроса тайна связи становится инструментом обеспечения сохранности конфиденциальной информации.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ. Обязанность обеспечения соблюдения тайны связи возлагается на оператора связи, под которым понимается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Также операторы связи обязаны соблюдать конфиденциальность сведений об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставших известными операторам в силу выполнения профессиональных обязанностей.

8) тайна усыновления . Институт тайны усыновления связан с интересами охраны семейной жизни и выражается в установлении гражданской и уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения). Согласно ст. 155 УК РФ тайна усыновления может быть двух разновидностей. Первой обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в ч. 1 ст. 139 СК РФ). Второй - все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении тайны усыновления без согласия обоих усыновителей.

9) тайна исповеди . Обеспечение тайны исповеди является внутренним делом священника; юридической ответственности за её разглашение он не несет. Согласно ч. 2 ст. 51 Конституции РФ и ч. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди.

Статьи по теме: