Световой поток в проекторе на что влияет. Выбираем проектор для дома по ключевым параметрам

То наверняка встанете перед нелегким выбором. Тем, кто не сталкивался ранее с этим видом техники, сложно сориентироваться в огромном ассортименте, который предлагают магазины, и выбрать оптимальный проектор для конкретных целей. В этой статье мы расскажем об основных типах проекторов, а также о наиболее важных характеристиках проектора и помещения, на которые следует обратить внимание при выборе устройства:

  • Условия использования
  • Яркость
  • Качество цветопередачи
  • Контрастность
  • Разрешение
  • Способы установки
  • Разъемы и интерфейсы
  • Сетевой функционал
  • Ресурс лампы
  • Поддержка 3D
  • Требования к обслуживанию

Пост получился объемным, потому что мы постарались собрать всю информацию, которая может понадобиться при выборе проектора, в одном месте и разложить ее по полочкам.


Условия использования

Проекторы можно условно разделить на три класса по типу помещений, в которых они используются.


Основная масса проекторов - это устройства, предназначенные для работы в офисах, аудиториях и классах и прочих помещениях, в которых обычно присутствует свет . Задача таких проекторов - производить хорошее изображение, невзирая на искусственное освещение. Безусловно, свет можно и отключить, но способность проекторов для офисов и образовательных учреждений давать высокую яркость стала обязательным требованием. Такие проекторы часто называют «мобильными», поскольку их довольно легко переносить с места на место. Также для подобных целей предлагаются устройства, классифицированные по типам "проекторы для образования " или "проекторы для бизнеса "


Второй тип проекторов - это проекторы для домашнего кинотеатра , предназначенные для работы при выключенном свете. В этих условиях проекторам не требуется высокая яркость, зато хорошо заметны и очень ценятся точная цветопередача и высокий уровень контрастности.



Говоря о киноманах, стоит отметить, что последнее время стал появляться контент в формате 4K (4096×2160 и 3840×2160), поэтому уже появились проекторы категории High-End, поддерживающие такие разрешения. Но они чрезвычайно дороги ! К счастью, у Epson есть , которое позволяет реально выводить 4K-контент с помощью full HD-матрицы . Мы называем его "4K Enhancement". Для тех, кто еще не слышал принцип работы такой технологии, поясню, что суть «4K-улучшения» состоит примерно в следующем: каждый второй кадр изображение сдвигается на полпикселя по диагонали, в результате чего каждый пиксель делится на четыре субпикселя:



По сути, создается визуальное поле с разрешением 4K. Хотя каждым отдельным пикселем этого поля управлять невозможно, все же, из изначально 4K-контента можно извлечь детали, которые было бы невозможно отобразить на full HD или WUXGA-проекторе. Спросите: "зачем"? Отвечаю: для возможности отображать 4K-контент без громадной переплаты . Ведь теперь можно купить проектор, который стоит ненамного дороже модели с разрешением full HD, но в состоянии реально выводить 4K-контент, а не выпускать модель с настоящими 4K-матрицами, которые будут стоить "как самолет". Точнее, выпускать-то можно, но позволить их себе могут единицы.


Многие проекторы для домашнего кинотеатра предлагают функционал, позволяющий сделать изображение визуально более четким, находясь в пределах имеющегося разрешения проектора. К примеру, у Epson такая функция называется «Super Resolution». Мы между собой зовем его «Unsharp Mask», по названию одноименного фильтра из Adobe Photoshop: и резкость повышается, и микроконтраст на переходах между участками изображения , что визуально, в самом деле, увеличивает воспринимаемую резкость изображения.

Установка и параметры помещения

Возможно, именно с этого стоило бы начать статью. У каждого проектора есть параметр, именуемый «отношение проекции», или «throw ratio», указывающий отношение расстояния от проектора до экрана к ширине экрана.


Проекторы с высоким проекционным отношением, называются длиннофокусными . К примеру, при отношении 2.0:1, проектор даст вам изображение шириной 2 метра с расстояния 4 метра. Хватает ли вам длины стен? Не находятся ли на расстоянии 4 метра от экрана объекты, делающие установку проектора в этом месте сложной?



Проекторы с небольшим проекционным отношением считаются короткофокусными . К примеру, Epson называет короткофокусными проекторы с проекционным отношением 0,55:1, тогда как другие производители иногда короткофокусным считают проекторы с отношением менее 1,5:1.


Быстрая установка


Иногда требуется в минимальные сроки развернуть мобильный экран и настроить изображение. Проектор при этом может оказаться расположен ниже необходимого уровня, например на тумбе, а не на столе. Если смотреть на экран под углом, не равным 90 градусам, изображение проектора искажается и вместо прямоугольного становится трапецевидным. Для быстрого исправления данной проблемы используется «трапецеидальная коррекция геометрии» («keystone»). Эта функция есть, пожалуй, у всех проекторов, и управлять ей можно прямо со встроенной в проектор панели управления. Помимо вертикальной, есть также и горизонтальная коррекция геометрии, позволяющая расположить проектор левее или правее относительно центра экрана. У большинства проекторов Epson имеется оба варианта, что автоматически делает доступной функцию «Quick Corner», которая позволяет корректировать форму экрана, меняя положение его четырех углов.



Многие проекторы оснащены автоматической вертикальной коррекцией геометрии.


У некоторых проекторов Epson имеются дополнительные функции, упрощающие установку. «Screen Fit» позволяет определить экран по черной рамке и мгновенно скорректировать геометрию единственным нажатием кнопки. «Focus Help» позволяет идеально сфокусировать объектив, не бегая от проектора к экрану.


Безусловно, упомянутые функции приводят к некоторому ухудшению четкости изображения, но не до такой степени, чтобы они изображения значительно потеряли привлекательность, а текст - читабельность.

Разъемы и интерфейсы

В стандартный набор разъемов большинства проекторов входят HDMI- и VGA-интерфейсы. Оба позволяют без проблем принимать сигнал до 1080p. Правда, если вы хотите показывать 3D в формате Blu-ray 3D, потребуется HDMI версии 1.4 или выше.



У большинства проекторов, кроме инсталляционных и домашних премиум-класса, имеется встроенный звук. В большинстве случаев речь идет об одном динамике с мощностью от 2 до 16 Ватт (чем больше - тем громче). Если у вас нет под рукой внешней звуковой системы, то передать звук на проектор вы сможете либо вместе с видео по HDMI, либо отдельно, для чего потребуется разъем Audio In. В свою очередь, аудио вход может быть как RCA (тюльпан), так и 3,5мм миниджек, как у наушников. Проекторы для образования могут также оборудоваться микрофонным входом.


Ряд проекторов обладает выходными разъемами VGA и аудио (VGA Out, Audio Out), позволяющими передать сигнал дальше, на другие устройства, позволяя проектору работать в роли разветвителя. USB разъемы могут играть различные роли:

  • Подключение документ-камеры
  • Подключение USB носителей
  • Передача с компьютера видео и звука
  • Передача на компьютер сигналов мыши (с кнопок пульта или у интерактивных проекторов)


В общем, с USB функционалом зачастую бывает не разобраться, не прочитав инструкцию. К примеру, если поддерживается подключение внешних носителей, то какие форматы файлов проектор способен воспроизводить? USB входы могут быть тоже различных форматов - Type A (как у флешек), Type B (как у принтеров), mini-USB.


В образовании могут быть востребованы старые разъемы, такие как RCA (Тюльпан) и S-Video.


В инсталляционных проекторах популярностью пользуется интерфейс HDBaseT, позволяющий передавать видео и другую информацию на большие расстояния с помощью дешевого сетевого провода cat5/6.

Сетевые возможности

Подключив проектор к сети организации, можно решить две задачи: первая - удаленное управление проекторами и мониторинг их состояния с помощью специального программного обеспечения. Вторая - использование проектора в качестве общего и передача на него изображения через сеть.



Также существует возможность проецирования через беспроводную сеть с мобильных устройств. Подробнее - см. «Сетевые возможности проекторов Epson ». Еще один вариант подключения мобильных устройств - через интерфейс HDMI с поддержкой MHL. Этот вариант подключения позволяет дублировать на проекторе экран мобильного устройства (если оно поддерживает MHL).

Ресурс лампы


Производители всегда публикуют оцениваемый ресурс используемой в проекторе лампы. Сам проектор может использовать лампу в «обычном» либо «экономичном» («Эко») режиме. Яркость последнего, как правило, бывает ниже примерно на 20-30%, зато это приводит к более долгому сроку работы ламп. Также у многих проекторов Epson имеется функция «A/V mute», которая позволяет прерывать презентацию на время, не выключая проектор. В этом режиме лампа временно затемняется уже на 70%. У современных проекторов, особенно тех, что используются в образовании и бизнесе, стоимость замены лампы не очень высока, но ее все же приходится иметь в виду, особенно - при закупке партии проекторов.


Позитивно влияет на ресурс лампы наличие воздушного фильтра, исключающее попадание на лампу пыли. Кстати говоря, система охлаждения и режим, в котором используется лампа, влияют и на шумность проектора. Особенно важно принимать данный параметр во внимание в небольших помещениях и комнатах.



Но не лампой единой! С 2015-го года в каталоге Epson имеется широкий ассортимент лазерных проекторов . Т.е. проекторов с лазерным источником света. Главное их преимущество: ресурс источника света 20 000 и более часов ! Первой ласточкой стал , а затем появились целые серии лазерных проекторов для самых разных задач: и даже необычный Epson LightScene EV-100 , выполненный в форме прожектора . Такие проекторы ко всему прочему отличаются еще и возможностью установки в любом положении.


Появление более бюджетных, "домашних" лазерных проекторов в каталоге - теперь лишь вопрос времени.

Поддержка 3D

При отображении 3D с компьютера необходимо быть уверенным, что проектор поддерживает тот формат стереопары, который вы на него отправляете. Пример форматов - «сверху-снизу», «бок-о-бок», «frame packing». Для отображения 3D Blu-ray дисков необходим интерфейс HDMI версии начиная от 1.4.



3D в той или иной степени поддерживается многими проекторами, хотя наилучшее качество дают устройства, специально спроектированные для этой задачи . Любая 3D технология работает за счет того, что от каждого глаза скрывается не предназначенное для него изображение. К примеру, активные очки по очереди закрывают то левый, то правый глаз LCD экраном. Это приводит к многократному падению яркости 3D изображения, что и является основной проблемой любой 3D системы. Благодаря сочетанию изначально высоких максимальной и цветовой яркостей самого проектора и 480-Гц технологии активных очков Epson, позволяющей сократить временные интервалы, во время которых закрытыми оказываются обе створки, 3D проекторы Epson обеспечивают более высокую яркость 3D изображения, делая его ярким и живым.



Примечание от 4.03.2019 - система спаренных проектов снята с производства и больше не продается , ибо можно смело считать, что "эпоха возрождения 3D" благополучно завершилась и подавляющему большинству покупателей (в т.ч. в сфере бизнеса и инсталляции) проекторы с 3D попросту неинтересны . Поэтому на данный момент в ассортименте Epson выводить изображения в 3D умеют только 3D-проекторы для домашнего кинотеатра .


Справедливости ради расскажу, что в далеком 2016-м году все же существовал другой интересный вариант решения, изначально спроектированного для 3D - система Epson EB-W16SK из двух спаренных проекторов EB-W16. В отличие от обычных проекторов, в ней использовалась не активная, а пассивная технология 3D-очков, основанная на поляризационных фильтрах. Хотя система EB-W16SK стоила дороже отдельного 3D проектора, а пассивная технология требовала приобретения специального экрана, эффект значительной экономии достигался за счет покупки дешевых пассивных очков (хорошие активные очки стоят в районе $100). По этой причине EB-16SK являлся неплохим выбором в случаях, когда было необходимо демонстрировать 3D целому классу.

Требования к обслуживанию проектора

Напоследок расскажем о таком важном компоненте проектора, как пылевой фильтр. Многие производители заявляют, что в их проекторах нет фильтров, которые требуют чистки и замены, а значит - нет ещё одного расходного материала. Но они умалчивают о том, что наличие фильтра от пыли помогает продлить срок службы проектора и избежать больших расходов на ремонт. Для сравнения, проекторы DLP можно чистить от пыли только в сервисной службе за деньги, а прочистить съёмный фильтр у 3LCD-проектора может любой желающий в домашних условиях. Чистить фильтры следует не реже, чем раз в три месяца.

Вместо вывода

Надеемся, что, учтя все рекомендации из данного поста, вы сможете сделать правильный выбор, и тогда проектор не только поможет вам в работе, но и доставит немало радости, хорошего настроения и незабываемых впечатлений от просмотра кино и игр на большом экране.

Добавить метки

Марат Габдрахманов

Много ли нужно знать, чтобы подобрать подходящий мультимедиа-проектор? На первый взгляд, вовсе нет - не таким уж большим числом параметров определяются возможности аппарата, а для их понимания вполне достаточно знаний в объеме школьной программы и элементарной компьютерной грамотности. Между тем, обратившись к любой проекторной базе данных, не специалист скорее всего сразу же столкнется с проблемой - просматривать все модели подряд бессмысленно, а для сужения зоны поиска нужно указать приемлемые характеристики: яркость, разрешение, массу, цену. С последними тремя все достаточно просто. Другое дело яркость, а точнее, мощность светового потока проектора, от которой, кстати, во многом зависит и его стоимость. Скажем, 1000 ANSI-лм - это много или мало?

Реальная контрастность изображения

Поразмыслив над тем, что является фундаментом для определения необходимого уровня светового потока проектора для разных приложений, нетрудно прийти к выводу, что этим самым фундаментом может служить только реальная контрастность изображения. Именно она в первую очередь определяет качество воспринимаемой глазом картинки и как исходный критерий годится для любых ситуаций.

Рис. 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Возьмем для примера самый обычный вариант применения проектора - компьютерную презентацию в офисе при искусственном или естественном освещении, т. е. в условиях внешней засветки. При использовании стандартного отражающего экрана для прямой проекции реальная контрастность изображения определяется простым выражением:

К = (Белое поле + Засветка) / (Черное поле + Засветка).

Белое поле - это измеренная в полной темноте освещенность участка экрана, на котором воспроизводится белый цвет (стандартный цвет фона в редакторе Word). Черное поле - аналогичным образом измеренная освещенность участка экрана черного цвета (цвет букв в редакторе Word). Засветка - освещенность экрана в реальных условиях проведения презентации при выключенном проекторе. Все эти величины измеряются люксметром (такие приборы имеются в продаже).

Для определения количественного критерия качества изображения автор выполнил небольшую экспериментальную работу в помещении “Лаборатории средств отображения информации”, воспользовавшись для этого проектором LG LP-XG2, люксметром, цифровой фотокамерой Olympus E10, регулируемым источником света и специальной тестовой картинкой, подготовленной в программе Excel.

При отсутствии внешней засветки освещенность белого поля тестовой картинки составила 480 люкс, черного - 12. Таким образом, реальная контрастность изображения оказалась равной К = 480/12 = 40 (для большинства современных проекторов можно принять оценку K = 50).

Это существенно меньше величины, указанной в техническом паспорте проектора, что не удивительно. Дело в том, что паспортная контрастность определяется соотношением уровней освещенности экрана при воспроизведении на всей его поверхности сначала белого цвета, а затем черного. При таком способе измерения исключается влияние светлых участков экрана на темные. Совсем иная ситуация складывается при проведении презентации: отраженные светлыми участками экрана лучи переотражаются стенами и потолком и частично засвечивают темные участки изображения, снижая его контрастность. Как на контрастность влияет внешняя засветка, наглядно демонстрируют данные, приведенные в табл. 1 и на рис. 1 .

№ фото Уровень внешней засветки, лк Суммарная освещ-ть белого поля, лк Суммарная освещ-ть черного поля, лк Контрастность Примечание
1 1700 2180 1712 1,27:1 -
2 900 1380 912 1,51:1 -
3 400 880 412 2,13:1 -
4 250 730 262 2,79:1 -
5 100 580 112 5,18:1 Приемлемый уровень внешней засветки
6 25 505 37 13,6:1 -
7 0 480 12 40:1 Полная темнота

Таблица 1. Контрастность изображения при различных уровнях внешней засветки

Вполне приемлемый уровень контрастности для текстовой картинки составляет 5:1. Для комфортного просмотра презентаций с использованием тонких линий, полутонов, фотографий и видеофильмов он должен быть несколько выше. Оптимальный вариант - 10:1.

Внешняя засветка

Определив фундамент для расчетов и зная простую зависимость, связывающую освещенность экрана, его площадь и мощность падающего на него светового потока, несложно вычислить искомую характеристику проектора. Правда, для этого еще нужно уточнить, с каким уровнем внешней засветки приходится сталкиваться на практике. Почерпнутые из литературы и добытые экспериментальным путем данные сведены в табл. 2 .

ОСВЕЩЕН-НОСТЬ, лк ВНЕШНЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Менее 1 Темнота Эксперим. данные
1 Человек легко ориентируется в пространстве, различает препятствия. При переходе из ярко освещенного помещения требуется короткое время для адаптации Эксперим. данные
5 Легко читаются заголовки статей, показания наручных часов Эксперим. данные
10 Освещенность около свечи Справочные данные
15-20 Свет от сигареты на расстоянии 30 см Справочные данные
15-35 Свет в кинотеатре во время перерыва Справочные данные
50 Можно читать газету, но зрение напрягается Эксперим. данные
100 Длительное чтение утомляет глаза Эксперим. данные
300 Комфортные условия для чтения Эксперим. данные
400-500 Стандартное освещение офисов, библиотек Справочные данные
1000 Ясный день, за 1 час до заката Справочные данные
2000 Ясный день, через 1 час после восхода Справочные данные
25 000 Облачный летний день в 10 утра Справочные данные
65 000 Ясный летний день в 10 утра Справочные данные
100 000 Ясный летний день в полдень Справочные данные

Таблица 2. Реальные уровни освещенности

Выбор проектора

Теперь у нас есть все, чтобы составить таблицы для практических нужд. При этом можно выделить два подхода к выбору проектора. Первый предполагает установление минимальной необходимой мощности светового потока аппарата, исходя из приблизительной (или точной, с помощью люксметра) оценки освещенности в зоне установки проекционного экрана (см. табл. 3), а второй - обратные действия, позволяющие для доступного по цене проектора определить максимально допустимый уровень внешней засветки (см. табл. 4) и соответствующие меры по затемнению помещения. В обоих случаях придется сделать поправку с учетом многократно проверенного факта - реальный световой поток проектора составляет примерно 70% от указанного в паспорте.

Из таблиц видно, что при разумном выборе размеров экрана и места его размещения (освещенность вблизи экрана должна быть низкой) светового потока современных проекторов вполне достаточно для проведения презентаций или учебных семинаров. При этом нет необходимости покупать самый яркий и дорогой аппарат - лучше предусмотреть возможность затемнения помещения исходя из того, что при уровне внешней освещенности в 50 люкс и выше слушатели смогут не только следить за презентацией, но и делать записи или знакомиться с подготовленными для них печатными материалами. Следует также иметь в виду, что в отличие от офисов и гостиных оснащение больших помещений (лекционных аудиторий, конференц-залов) презентационным оборудованием неизбежно требует предварительной проектной проработки с привлечением специалистов. В этом случае и выбор проектора нужно доверить им.

Д а, такая ситуация может иметь место, кроме того если вести речь о технике из Китая, то это вполне распространённое и нормальное явление. Существуют крупные OEM* производители, которые и производят различные модели проекторов. А вот брендов и магазинов, которые продают их под своей торговой маркой ещё больше. Есть правда и исключения, которые присущи больше к проекторам достаточно высокого ценового диапазона — такие бренды как XGIMI , JmGO , Qumi и подобные им.

Т аким образом, из этого следует сделать вывод, что некоторые модели проекторов хоть и имеют разное название, но очевидно (по внешним признакам), что они идентичны — технические параметры этих проекторов абсолютно одинаковые.

*OEM (англ. original equipment manufacturer - «оригинальный производитель оборудования») - компания, которая производит детали и оборудование, которые могут быть проданы другим производителям под другой торговой маркой.

Т ут если говорить о факторе погружения зрителя в просматриваемый контент, то скорее всего просмотр проектора в освещённых условиях будет не лучшим решением. Но это достаточно очевидный факт. Задаваясь этим вопросом, вероятнее всего потенциального пользователя интересует, хватит ли вообще яркости проектора для его просмотра в освещённых условиях.

С тоит отметить основную особенность светодиодных (LED) проекторов, которые и представляют 95% рынка проекторов из Китая. На сегодняшний день светодиодный источник света в проекторе не дотягивает до тех значений, которые выдаёт обычная лампа проектора. И если ламповые проекторы могут достигать значений ярости 2000 — 4000 ANSI люмен, то для LED проекторов порогом является порядка 1200 ANSI. Конечно же, чем проектор будет ярче и мощнее, тем выше будет его стоимость.

Н о тем не менее, проекторы стоимостью от $150-180 (за исключением карманных DLP проекторов) уже обладают яркостью 300-350 ANSI люмен, что позволяет просматривать их даже при наличии небольшого освещения, не направленного в сторону экрана.

Д ля более полного понимания картины рекомендуется ознакомиться с вопросом о яркости проекторов чуть ниже по списку.

Р азмер проекции напрямую зависит от расстояния между проектором и экраном. Важно знать, что бюджетные проекторы, как правило лишены оптического зума (zoom), что не позволяет сохранять один и тот же размер проекции при разном удалении проектора от экрана. Большинство проекторов может уменьшать изображение за счёт цифрового преобразования, но использовать эту опцию стоит в крайних случаях и в малых диапазонах, так как это может привести к ухудшению чёткости изображения.

В описании каждого проектора на сайте сайт есть специальная таблица со значениями размеров проекции в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Можете опираться на них для предварительной оценки.
Хоть эти параметры и были скрупулёзно проанализированы и по возможности проверены, либо лично, либо при помощи продавцов/производителей, в любом случае может быть небольшая погрешность в этих значениях. Не рекомендуется опираться на эти данные для подбора проекционного экрана под конкретную модель. Настоятельно рекомендуем оценивать необходимый размер экрана и его последующую установку уже после закрепления проектора на своё постоянное место.

О дним из основных параметров проектора является яркость. Величина которой как раз и определяется, исходя из условий освещенности помещения, в котором проектор будет работать, и размера экрана.

Яркость — количество цвета в изображении; указывает, как выглядят светлые или темные цвета (розовый цвет — это светло-красный, а бордовый намного темнее). Повышение или понижение яркости делает все изображение более светлым или более темным.

Я ркость проекторов в основном выражается единицей Lumen (сокр. Lm, лм). Для небольших и среднего размера комнат достаточно использовать проектор с яркостью 400-600 люменов. В 1992 году была введена единица усреднённого светового потока — ANSI-лм, специально для измерения яркости проекторов. Расстояние от экрана до проектора — определяющий показатель для яркости при использовании прямой проекции. Чем больше размер экрана (а следовательно и расстояние от экрана до проектора будет больше), тем темней изображение. Чем выше яркость у проектора, тем большего размера экрана можно добиться при сохранении приемлемого качества видео-изображения, которое, в свою очередь, менее чувствительно к внешней засветке.

С тандарт измерения в ANSI Lm дает довольно точное определение яркости проектора, но только в пределах одной технологии проецирования и применяемом типе ламп. Например, LCD- и DLP-проекторы при одинаковой заявленной яркости могут отличаться по субъективному восприятию на 20-25%!

Т аким образом, от яркости зависит, какой размер изображения на экране можно получить при имеющихся (и необходимых) параметрах внешнего освещения.

  • — 200-500 ANSI -лм дают возможность создать четко видимое и насыщенное изображение диагональю 3,5 м на матовом белом экране при сильном затемнении в помещении или 1-1,5 метра при неярком свете;
  • — 400-600 ANSI -лм достаточнодля небольших комнат и комнат среднего размера;
  • — 700 ANSI -лм хоть это и относительно небольшое значение светового потока, но оно позволяет комфортно смотреть фильмы при хорошем затемнении помещения либо при наличии небольшого локального освещения не направленного в сторону экрана. Конечно, в светлой комнате такой яркости, скорее всего, будет недостаточно;
  • — 900-1300 ANSI -лм дадут четкую картинку на 2-3х-метровом белом экране при нормальном освещении (лампы накаливания или дневного света); световой поток в 1000 лм находится на достаточном уровне для ДК-проектора. Проекторы с такой яркостью могут подойти и для презентаций, но для относительно небольшой аудитории, либо для аудиторий среднего размера, но при условии частичного затемнения (может быть недостаточно света, для комфортного ведения рукописных записей со стороны слушателей);
  • — 2500 ANSI -лм, с таким световым потоком проектор можно использовать в довольно крупных или незатемненных помещениях;
  • — для больших экранов используют проекторы с яркостью от 2000-3000 ANSI -лм до 7000-12000 ANSI-лм.

Н у и теперь самое главное! Действительно ли LED проекторы стоимостью $150-300 способны выдавать яркость 3000 — 5500 ANSI люмен? Однозначно НЕТ .

В данном случае используется некоторая «хитрость» со стороны продавцов. Если проектор и обладает действительно яркостью в несколько тысяч люмен, то это точно не ANSI люмены, а люмены измеренные по другому стандарту. Ориентировочно эти значения надо делить на 10-12, чтобы получить аналогию с ANSI люменами. При этом, на сайте сайт за вас это уже сделано на этапе добавления модели проектора в базу данных. Другими словами, здесь вы увидите сразу более правдивые данные, чтобы не вводить себя в заблуждение.

Светодиодные проекторы — это новый этап в развитии проекционного оборудования и по прежнему находится на этапе совершенствования. Современнее, только технология лазерного проецирования, которая, правда, значительно дороже на сегодня. При этом зачастую и она комбинируется со светодиодными источниками света.
Так в чём же всё-таки преимущества светодиодных проекторов перед ламповыми, на сегодняшний день:
— Срок службы светодиодов — на сегодня длительность работы светодиодных источников света в проекторах может достигать 20 000 — 30 000 часов, что составляет порядка 8,5 лет работы проектора по 8 часов ежедневно! При этом обычные лампы, используемые в проекторах работают около 2000 — 4000 часов. К тому же в течении своего срока они постепенно теряют свою мощность. Стоимость сменной лампы достаточно высока, что зачастую побуждает владельцев продать проектор и приобрести новую модель.
— Потребляемая мощность — светодиоды потребляют гораздо меньше электроэнергии. Кроме того, что это снижает затраты на электроэнергию, это так же позволило создать множество моделей, работающих полностью автономно, от встроенного аккумулятора (касается проекторов, работающих по технологии DLP LED).
Низкий уровень тепловыделения и шума системы охлаждения* — светодиодные источники света выделяют меньше тепла и как следствие не нуждаются в мощной системе охлаждения. Всё это приводит к тому, что многие модели работают на столько тихо, что на эту характеристику можно совсем не обращать внимание.
— Вес и габариты* — светодиодные проекторы, в силу применяемых технологий, могут быть размером, не превышающим размеры смартфона дюймов на 5 и даже того меньше. Это, так называемые pico-проекторы или их ещё можно назвать карманными, в основе которых лежит технология DLP. Масса таких проекторов исчисляется буквально парой сотен грамм.
— Стоимость — в большинстве случаев стоимость светодиодных проекторов ниже ламповых, от А-брендов. И как уже было отмечено ранее не нуждаются в дальнейших вложениях средств на расходные детали, типа лампы.
— Использование в качестве монитора* — в виду того, что бОльшая часть проекторов обладает коротко- и средне-фокусными объективами, позволяет их использовать в качестве мониторов на малых диагоналях, располагая неподалёку от экрана. К этому так же хорошо располагает низкий шум системы охлаждения и длительный срок службы источника света проектора.

Конечно же такого рода проекторы обладают и недостатками и к ним относится:
— Меньшая, относительно ламповых проекторов, яркость — если ламповые проекторы могут достигать значений ярости 2000 — 4000 ANSI люмен, то для LED проекторов порогом является порядка 1200 ANSI лм. Для домашнего использования это не на столько серьёзная проблема, так как чаще всего есть возможность создать необходимые условия затемнения. Трудности могут возникнуть лишь в случае презентаций в освещённых аудиториях.
*Данный пункт наиболее актуален для LED проекторов, работающих по DLP технологии.

О бъем данных, которые могут быть отображены на экране, определяется разрешением проектора. Разрешение показывает количество пикселей, которые используются проектором для создания изображения. Чем больше он использует пикселей, тем выше разрешение.

Р азрешение обычно представляется в виде двух цифр, например «1920х1080», где первое число – количество пикселей по горизонтали экрана, а второе – по вертикали.
Разрешение также может быть представлено и другими способам. Например, 1920х1080 также известно, как FullHD.

К огда говорят о разрешении проектора, обычно под этим понимают т.н. «родное», или оригинальное разрешение. Если родным разрешением проектора является 1280х720, то это означает, что фактическое количество физических пикселей матрицы составляет 1280 пикселей по горизонтали и 720 по вертикали. При этом, проектор не ограничивается воспроизведением контента только с таким разрешением, а может воспроизводить видео и с бОльшим разрешением, вписывая его в своё «родное».

Э то говорит о том, что хоть у проектора физическое/родное разрешение матрицы 480p или 720p, он всё-равно сможет воспроизвести контент в формате 1080р или 4к. При этом это изображение всё — равно будет вписано в его родное разрешение. При этом вероятность того, что один и тот же видео материал с разрешением 720р и 1080р разительно будет отличаться на экране не велика. Разве что в том случае, если второй вариант изначально идёт в более хорошем качестве (например с более высоким битрейтом).

К онтрастность представляет собой соотношение между наиболее яркими и темными областями изображения. Контрастность проектора, указанная в его характеристиках, является теоретическим максимумом, поэтому полученное изображение может быть несколько хуже. Это вдвойне верно, если проектор используется в аудитории с дополнительным освещением. В таких условиях проекторы с контрастностью 400:1 и 1500:1 могут показывать почти идентичный результат, который может и не превышать 10:1!

Е сли вы работаете в условиях сильного освещения, на первый план выходит яркость светового потока.

Т аким образом, как видно, измерение контрастности очень сильно зависит от идеальности созданных условия при её измерении. И чем идеальнее производитель смог создать условия для замера, тем выше контрастность у него получится. Зачастую этим пользуются маркетологи даже именитых А-брендов, увеличивая эти значения до невероятных 10000:1 или 20000:1, хотя в реальности вы никогда не достигнете таких значений.

П о этому на сайте намеренно был убран этот параметр, чтобы не отвлекать и не сбивать с толку. Тем более, измерения контрастности для ультра бюджетных проекторов из Китая вообще мало вероятно, что проводятся хоть на каком-либо достойном уровне.

Е динственное, что стоит отметить, что DLP LED проекторы очевидно обладают бОльшей контрастностью, чем проекторы с более примитивной технологией 1LCD.

Б езусловно да . Если в проекторе есть HDMI разъём (или/и VGA) — это означает, что вы можете подключить к нему любое внешнее медиа устройство и выводить изображение с него.

И сключение могут составлять только мини-проекторы, у которых либо вообще отсутствует разъём HDMI, либо, встречаются случаи, когда этот разъём является не входом, а выходом (т.е. проектор может работать, как ТВ приставка).

Б езусловно да . Если в проекторе есть HDMI разъём, к нему можно подключить любую приставку.

Д ругой вопрос, стоит ли подключать приставку к проектору с разрешением 480р? Скорее всего большого смысла в этом нету, так как качество картинки явно не будет соответствовать тому уровню графики, которую способна предложить современная приставка. Кроме того мелкий текст в интерфейсах игры будет трудно читаем. Так что для приставок стоит рассматривать проекторы с разрешением не менее чем HD (1280x720p).

О чень сильно зависит от конкретной модели. Внимание стоит обращать на то, сколько динамиков в принципе в проекторе, так как много бюджетных моделей, которые располагают только одним динамиком и соответственно моно звучанием. Само собой, что звук в таких проекторах сложно воспринимать всерьёз. Но если в проекторе имеется хотя бы 2 динамика и это не мини-проектор, то звука должно уже вполне хватить для просмотра простенького контента без глубокого погружения.

Е сть так же модели проекторов из более дорогих линеек, на борту которых установлено более 2-х динамиков высокого качества, и даже специальные мембраны, для отработки нижних частот. При этом за звук в таких проекторах отвечают такие именитые компании, как Harman/Kardon, JBL. Яркими представителями таких моделей являются проекторы XGIMI, JmGO, XIAOMI.

Да . Такая возможность есть в каждом проекторе.

В проекторах до $400, как правило можно вывести стерео звук. Не более. На некоторых проекторах это делается при помощи стандартного 3,5мм разъёма (для наушников), а на некоторых это компонентный кабель (в народе — тюльпаны).

В проекторах стоимостью $450 и выше уже может встречаться возможность вывода многоканального звука в формате 5,1 при помощи оптического или RCA подключения.

Н е стоит так же забывать, что все проекторы со встроенной системой Android могут так же передавать стерео звук по беспроводному протоколу Bluetooth. Это может быть очень удобно, в случае невозможности подключения проводов.

К сожалению не все проекторы способны полноценно воспроизвести видео с «флешки».

В сё очень сильно зависит от формата файлов. И если отбросить какие-то совсем уж экзотические форматы и взять один из самых распространённых форматов видео *.mkv, то чаще всего звуковая дорожка у них закодирована в формат АС3 . Проекторы без Android в 95% случаев такие видео будут воспроизводить без звука .

Д ля того, чтобы просматривать видео материал в этом формате, необходимо через специальное ПО переконвертировать звуковую дорожку в другой формат. Либо искать данное видео изначально со звуковой дорожкой в другом формате.

Е сли провести аналогию с телевизорами, то не секрет, что Smart TV всё лучше укрепляются на рынке.

Н аличие операционной системы на борту позволяет прилично расширить функционал устройства. Полноценный Android практически не имеет ограничений на установку приложений разного предназначения. Это могут быть удобные приложения, как для on-line просмотра развлекательного контента, так и приложения для презентаций, которые позволяют запускать офисные документы без подключения ПК или ноутбука. По этому в большинстве случаев, проектор с Android или Windows будет предпочтительнее.

Н апример, на бюджетных проекторах до 200$, только в версиях с Android есть возможность просматривать фильмы в формате mkv со звуком. В обычной версии звуковая дорожка не читается и требуется перекодировка видео.

В большинстве случаев да . Существуют различного рода потолочные крепежи/подвесы, которые необходимо подбирать под тип проектора.

Опыт нашей службы поддержки показывает, что очень немногие разбираются в проекторной технике. Если вы задумались о приобретении проектора , то наверняка встанете перед нелегким выбором. Тем, кто не сталкивался ранее с этим видом техники, сложно сориентироваться в огромном ассортименте, который предлагают магазины, и выбрать оптимальный проектор для конкретных целей. В этой статье мы расскажем об основных типах проекторов, а также о наиболее важных характеристиках проектора и помещения, на которые следует обратить внимание при выборе устройства:

  • Условия использования
  • Яркость
  • Качество цветопередачи
  • Контрастность
  • Разрешение
  • Способы установки
  • Разъемы и интерфейсы
  • Сетевой функционал
  • Ресурс лампы
  • Поддержка 3D
  • Требования к обслуживанию

Пост получился объемным, потому что мы постарались собрать всю информацию, которая может понадобиться при выборе проектора, в одном месте и разложить ее по полочкам.

Условия использования

Проекторы можно условно разделить на три класса по типу помещений, в которых они используются.

Основная масса проекторов — это устройства, предназначенные для работы в офисах, аудиториях и классах и прочих помещениях, в которых обычно присутствует свет . Задача таких проекторов — производить хорошее изображение, невзирая на искусственное освещение. Безусловно, свет можно и отключить, но способность проекторов для офисов и образовательных учреждений давать высокую яркость стала обязательным требованием. Такие проекторы часто называют «мобильными», поскольку их довольно легко переносить с места на место. Также для пободных целей предлагаются устройства, классифицированные по типам "проекторы для образования " или "проекторы для бизнеса "

Второй тип проекторов — это проекторы для домашнего кинотеатра , предназначенные для работы при выключенном свете. В этих условиях проекторам не требуется высокая яркость, зато хорошо заметны и очень ценятся точная цветопередача и высокий уровень контрастности.

Контрастность


Контрастность изображения — это отношение яркости белого к черному. К сожалению, далеко не всегда получается однозначно привязать реальную контратсность изображения к указываемой в спецификациях. В ярко освещенных помещениях контрастность не играет роли, поскольку «черные» участки изображения сильно засвечены и без участия проектора. Основная рекомендация для тех, кто берет проектор для ярко освещенных помещений — не обращать внимания на данный параметр, поскольку контрастность изображения будет определяться исключительно яркостью преоктора.

При выборе проектора для домашнего кинотеатра контрастность имеет первостепенное значение . Чем лучше помещение соответствует требованиям, предъявляемым к домашнему кинотеатру, тем меньше лишнего света падает на экран и тем ближе контрастность изображения становится к заявленной производителем контрастности самого проектора (которая была получена в лабораторных условиях).

В итоге, в домашнем кинотеатре максимальная яркость ограничена комфортным для глаз уровнем и не должна быть слишком высокой. В этих условиях, когда верхняя планка ограничена, контрастность проектора позволяет увеличить динамический диапазон, или количество градаций по яркости, которое проектор способен показать. Также, чем выше контрастность, тем в большей степени черный цвет похож на черный, а не на серый.

Параметр контрастности зависит от множества факторов, в том числе — от особенностей матрицы. К примеру, проекторы Epson для домашнего кинотеатра с технологией матриц «C2 Fine» позволяют добиться значительно более высоких уровней контрастности.

Еще один нюанс — это использование в проекторах автоматической диафрагмы — приспособления, которое снижает яркость проектора на темных сценах и обеспечивает более глубокий черный цвет. Данная функция крайне полезна, но ее эфект достигается при отображении темных сцен без ярких объектов. Такая контрастность называется «динамической», или «on/off» контрастностью, ее и указывают в характеристиках проектора, что может сбивать с толку. Это — еще один пример, почему указываемых производителями характеристик не всегда достаточно для понимания возможностей проектора.

При работе с темными сценами также проявляется различие в технологиях. К примеру, в сегменте самых недорогих проекторов одноматричные DLP устройства могут дать более высокую контратсность, которая будет сопровождаться заметным «эффектом радуги» (ярким цветным шлейфом при перемещении глаз по экрану) на темных сценах с контрастными объектами.

Баланс между яркостью и контрастностью

Если проектор используется дома или в организации, но при небольшом освещении , то такому проектору, как правило, достаточно 2000-2400 Лм максимальной яркости. В таких условиях в помещении достаточно темно, чтобы контрастность проектора заметно влияла на качество изображения, но света все еще достаточно, чтобы вы не смогли заметить разницу между самым дорогим проектором уровня High-End и проектором средней ценовой группы за $2000. Поэтому для слабо освещенных помещений нужен проектор с хорошей контрастностью, но не чересчур высокой.

Качество изображения

Мы уже говорили о цветовой яркости. Образно говоря, она позволяет оценить, получен ли белый цвет из смеси ярких красного, зеленого и синего, либо же эта смесь сильно разбавлена и на яркие цвета рассчитывать не приходится. Это — важная для покупателя информация, но она не дает понимания, смешаны ли цвета в правильных пропорциях и т.п. Как правило, в спецификациях проектора не найти параметра, который описывал бы цветопередачу — эту информацию можно почерпнуть только из обзоров. Тем не менее, перечислим кратко основные моменты, на которые в этих обзорах обращают внимание:


1. Баланс белого — он же — «цветовая температура». Правильный баланс белого достигается, когда при отображении серого или белого цвета изображение действительно абсолютно бесцветно. Глаз далеко не всегда может с достаточной точностью определить это, иногда можно принять синеватый цвет за серый, при сравнении с которым настоящий серый будет выглядеть желтоватым, поэтому профессионалы используют для измерений специальные приборы и методики.


2. Цветовой охват определяет, насколько насыщенные цвета проектор способен показать. Как правило, при тестировании проекторов замеряются характеристики красного, зеленого и синего. Считается, что проектор способен отобразить все цвета внутри этого треугольника. Цветовой охват, требуемый для большинства задач, от чтения страниц в интернете до просмотра Blu-ray фильмов, определяется стандартом «sRGB» и включает в себя 35% видимых человеком цветов. Хорошая новость в том, что стандарт этот довольно старый и многие проекторы обладают близким к нему охватом. В будущем можно ожидать, что с окончательным становлением формата 4K будет и новый стандарт для цветового пространства. Пока же, в некоторых дорогих проекторах в качестве бонуса предлагается расширенный цветовой охват с очень насыщенными цветами.


3. Гамма. Если вы берете проектор для офиса, то вам важно, чтобы темные объекты не оказались слишком темными, вплоть до неразборчивости, но если сделать их слишком яркими, то изображение будет неконтрастным. Если упрощенно, то правильная гамма — это когда проектор принимает команду «30% белый» или «70% белый» и отображает именно это, не завышая и не занижая яркость.

На самом деле, проектор просто должен показывать правильно каждый конкретный цвет: с правильной яркостью, правильной насыщенностью и правильным оттенком. Иногда даже широкий цветовой охват не гарантирует, что внутри этого охвата все правильно. Резюмируя данный раздел, я повторюсь, что оценку цветопередачи проектора нельзя почерпнуть из характеристик.

Разрешение

Наконец, один из главных параметров проектора — это его разрешение (количество пикселей, из которых состоит изображение). С одной стороны, чем выше разрешение — тем более четкой и детализированной будет картинка.

С другой стороны, разрешение обладает фиксированной формой экрана. К примеру, проекторы с разрешением 1024×768 (XGA) обладают соотношением сторон 4:3, а проекторы с разрешением 1920×1080 (full HD) — 16:9. 4:3 более квадратное, 16:9 вытянуто по горизонтали и является стандартным для форматов HDTV и Blu-ray, 4:3 благодаря своей форме удобен для просмотра документов и веб-страниц.


Выбор разрешения напрямую зависит от ваших задач и исходных материалов, которые вы планируете показывать. К примеру, для просмотра фильмов в full HD формате вам нужен full HD (1920×1080) проектор , который позволит не потерять детали в процессе преобразования в другое разрешение. В качестве бюджетного варианта можно использовать проектор с разрешением WXGA (1280×800, 16:10) . Формат WXGA, по большей части, заменил формат HD Ready (1280×720, 16:9), будучи приспособлен не только для кино, но и для рабочих задач. Это разрешение особенно актуально, если вы предполагаете, что зрители будут расположены далеко от экрана и в любом случае не обратят внимания на детали.

Если вы, к примеру, демонстрируете классу видео в формате DVD, то вам должно хватить даже разрешения 800×600 (SVGA, 4:3) . Этого же разрешения достаточно для большинства презентаций, хотя наиболее распространенными форматами в школах и офисах, все же, являются XGA (1024×768, 4:3) и WXGA (1280×800, 16:10) — на них можно работать с более мелкими объектами, такими как таблицы с данными. Если же вам необходимо работать с еще более мелкими деталями, то вам, как и большинству киноманов, необходимо разрешение 1920×1080 или более вытянутое по вертикали 1920×1200 (WUXGA, 16:10) .

Говоря о киноманах, стоит отметить, что последнее время стал появляться контент в формате 4K (4096×2160 и 3840×2160), поэтому уже появились проекторы категории High-End, поддерживающие такие разрешения. В этой ценовой группе также популярностью пользуется возможность проектора в реальном времени трансформировать изображение формата full HD в 4K (т.н. «улучшение разрешения»).

Многие проекторы для домашнего кинотеатра предлагают функционал, позволяющий сделать изображение визуально более четким, находясь в пределах имеющегося разрешения проектора. К примеру, у Epson такая функция называется «Super Resolution».

Установка и параметры помещения

Возможно, именно с этого стоило бы начать статью. У каждого проектора есть параметр, именуемый «отношение проекции», или «throw ratio», указывающий отношение расстояния от проектора до экрана к ширине экрана.

Проекторы с высоким проекционным отношением, называются длиннофокусными . К примеру, при отношении 2.0:1, проектор даст вам изображение шириной 2 метра с расстояния 4 метра. Хватает ли вам длины стен? Не находятся ли на расстоянии 4 метра от экрана объекты, делающие установку проектора в этом месте сложной?


Проекторы с небольшим проекционным отношением считаются короткофокусными . К примеру, Epson называет короткофокусными проекторы с проекционным отношением 0,55:1, тогда как другие производители иногда короткофокусным считают проекторы с отношением менее 1,5:1.

Быстрая установка

Иногда требуется в минимальные сроки развернуть мобильный экран и настроить изображение. Проектор при этом может оказаться расположен ниже необходимого уровня, например на тумбе, а не на столе. Если смотреть на экран под углом, не равным 90 градусам, изображение проектора искажается и вместо прямоугольного становится трапецевидным. Для быстрого исправления данной проблемы используется «трапецеидальная коррекция геометрии» («keystone»). Эта функция есть, пожалуй, у всех проекторов, и управлять ей можно прямо со встроенной в проектор панели управления. Помимо вертикальной, есть также и горизонтальная коррекция геометрии, позволяющая расположить проектор левее или правее относительно центра экрана. У большинства проекторов Epson имеется оба варианта, что автоматически делает доступной функцию «Quick Corner», которая позволяет корректировать форму экрана, меняя положение его четырех углов.

Многие проеткоры оснащены автоматической вертикальной коррекцией геометрии.

У некоторых проекторов Epson имеются дополнительные функции, упрощающие установку. «Screen Fit» позволяет определить экран по черной рамке и мгновенно скорректировать геометрию единственным нажатием кнопки. «Focus Help» позволяет идеально сфокусировать объектив, не бегая от проектора к экрану.

Безусловно, упомянутые функции приводят к некоторому ухудшению четкости изображения, но не до такой степени, чтобы они изображения значительно потеряли привлекательность, а текст — читабельность.

Разъемы и интерфейсы

В стандартный набор разъемов большинства проекторов входят HDMI- и VGA-интерфейсы. Оба позволяют без проблем принимать сигнал до 1080p. Правда, если вы хотите показывать 3D в формате Blu-ray 3D, потребуется HDMI версии 1.4 или выше.


У большинства проекторов, кроме инсталляционных и домашних премиум-класса, имеется встроенный звук. В большинстве случаев речь идет об одном динамике с мощностью от 2 до 16 Ватт (чем больше — тем громче). Если у вас нет под рукой внешней звуковой системы, то передать звук на преоктор вы сможете либо вместе с видео по HDMI, либо отдельно, для чего потребуется разъем Audio In. В свою очередь, аудио вход может быть как RCA (тюльпан), так и 3,5мм миниджек, как у наушников. Проекторы для образования могут также оборудоваться микрофонным входом.

Ряд проекторов обладает выходными разъемами VGA и аудио (VGA Out, Audio Out), позволяющими передать сигнал дальше, на другие устройства, позволяя проектору работать в роли разветвителя. USB разъемы могут играть различные роли:

  • Подключение документ-камеры
  • Подключение USB носителей
  • Передача с компьютера видео и звука
  • Передача на компьютер сигналов мыши (с кнопок пульта или у интерактивных преокторов)

В общем, с USB функционалом зачастую бывает не разобраться, не прочитав инструкцию. К приемру, если поддерживается подключение внешних носителей, то какие форматы файлов проектор способен воспроизводить? USB входы могут быть тоже различных форматов — Type A (как у флешек), Type B (как у принтеров), mini-USB.
В образовании могут быть востребованы старые разъемы, такие как RCA (Тюльпан) и S-Video.
В инсталляционных проекторах популярностью пользуется интерфейс HDBaseT, позволяющий передавать видео и другую информацию на большие расстояния с помощью дешевого сетевого провода cat5/6.

Сетевой функционал

Подключив проектор к сети организации, можно решить две задачи: первая — удаленное управление проекторами и мониторинг их состояния с помощью специального программного обеспечения. Вторая — использование проектора в качестве общего и передача на него изображения через сеть.


Также существует возможность проецирования через беспроводную сеть с мобильных устройств. Подробнее — см. «Сетевые возможности проекторов Epson ». Еще один вариант подключения мобильных устройств — через интерфейс HDMI с поддержкой MHL. Этот вариант подключения позволяет дублировать на проекторе экран мобильного устройства (если оно поддерживает MHL).

Ресурс лампы

Производители всегда публикуют оцениваемый ресурс используемой в проекторе лампы. Сам проектор может использовать лампу в «обычном» либо «экономичном» («Эко») режиме. Яркость последнего, как правило, бывает ниже примерно на 20-30%, зато это приводит к более долгому сроку работы ламп. Также у многих проекторов Epson имеется функция «A/V mute», которая позволяет прерывать презентацию на время, не выключая проектор. В этом режиме лампа временно затемняется уже на 70%. У современных проекторов, особенно тех, что используются в образовании и бизнесе, стоимость замены лампы не очень высока, но ее все же приходится иметь в виду, особенно — при закупке партии проекторов.

Позитивно влияет на ресурс оампы наличие воздушного фильтра, исключающее попадание на лампу пыли. Кстати говоря, система охлаждения и режим, в котором используется лампа, влияют и на шумность проектора. Особенно важно принимать данный параметр во внимание в небольших помещениях и комнатах.

Поддержка 3D

При отображении 3D с компьютера необходимо быть уверенным, что проектор поддерживает тот формат стереопары, который вы на него отправляете. Пример форматов — «сверху-снизу», «бок-о-бок», «frame packing». Для отображения 3D Blu-ray дисков необходим интерфейс HDMI версии начиная от 1.4.

3D в той или иной степени поддерживается многими проекторами, хотя наилучшее качество дают устройства, специально спроектированные для этой задачи . Любая 3D технология работает за счет того, что от каждого глаза скрывается не предназначенное для него изображение. К примеру, активные очки по очереди закрывают то левый, то правый глаз LCD экраном. Это приводит к многократному падению яркости 3D изображения, что и является основной проблемой любой 3D системы. Благодаря сочетанию изначально высоких максимальной и цветовой яркостей самого проектора и 480-Гц технологии активных очков Epson, позволяющей сократить временные интервалы, во время которых закрытыми оказываются обе створки, 3D проекторы Epson обеспечивают более высокую яркость 3D изображения, делая его ярким и живым.

Другой пример решения, изначально спроектоированного для 3D —система Epson EB-W16SK , состоящая из двух спаренных проекторов EB-W16. В отличие от обычных проекторов, в ней используется не активная, а пассивная 3D технология очков, основанная на поляризационных фильтрах. Хотя система EB-W16SK стоит дороже отдельного 3D проектора, а пассивная технология требует приобретение специального экрана, эффект значительной экономии достигается за счет покупки дешевых пассивных очков (активные очки обойдутся вам от $100). По этой причине EB-16SK является отличным выбором в случаях, когда необходимо демонстрировать 3D целому классу. И это — не говоря о значительно более ярком изображении, получаемом от спаренных проекторов.

Требования к обслуживанию проектора

Напоследок расскажем о таком важном компоненте проектора, как пылевой фильтр. Многие производители заявляют, что в их проекторах нет фильтров, которые требуют чистки и замены, а значит — нет ещё одного расходного материала. Но они умалчивают о том, что наличие фильтра от пыли помогает продлить срок службы проектора и избежать больших расходов на ремонт. Для сравнения, проекторы DLP можно чистить от пыли только в сервисной службе за деньги, а прочистить съёмный фильтр у проектора 3LCD может любой желающий в домашних условиях. Чистить фильтры следует не реже, чем раз в три месяца.

Вместо вывода

Надеемся, что, учтя все рекомендации из данного поста, вы сможете сделать правильный выбор, и тогда проектор не только поможет вам в работе, но и доставит немало радости, хорошего настроения и незабываемых впечатлений от просмотра кино и игр на большом экране.

Поскольку проектор не обладает фиксированным размером экрана, одна и та же модель производит более яркое изображение на маленком экране и менее яркое - на большом экране. В связи с этим, яркостью, как правила, называют световой поток проектора. Чтобы его измерить, среднюю освещенность белого экрана в люксах умножают на площадь экрана в квадратных метрах. Люксы - та же единица, которой измеряют, например, освещенность рабочей поверхности для проверки соответствия нормам безопасности труда. ANSI световой поток (ANSI люмены) означает, что измерение производят в соответствии с методикой ANSI, то есть датчик установлен перпендикулярно поверхности в сторону проектора, измерения берутся по определенным точкам, а также предварительно настраиваются параметры «контрастность» и «яркость» в меню проектора.

Предварительная настройка параметра «контрастность» нужна, чтобы удостовериться, что изначальные (заводские) настройки проектора отображают плавный переход оттенков от черного к белому. Если контрастность настроена неправильно, проектор может получить преимущество по максимальной яркости белого цвета, но оттенки белого будут потеряны.

Вы можете наблюдать правильную и неправильную настройку параметра «контрастность на двух рисунках выше.

Открою небольшой секрет: бывает и так, что при нормально настроенной шкале серого (от черного к белому), проектор имеет склонность срезать шкалу цветов (от черного к красному, зеленому или синему). Как вы видите, это относится как к яркости, так и к качеству изображения. В своих тестах я последнее время публикую яркость, полученную при правильной настройке шкалы серого, а в перспективе буду также сообщать о яркости, до которой проектор опускается при правильном отображении шкалы цветов.


На рисунке выше - влияние срезанной шкалы зеленого - нужно опускать „контрастность“ зеленого до состояния, когда шкала зеленого перестанет быть срезанной в ярких областях.

Возможно я сразу забрел в дебри, но, как я уже сказал, настройка шкалы серого является требованием даже для измерения ANSI яркости. Изначально парметр „контрастность“ проектора может ыть настроен точно или неточно, но при снижении этого параметра мы не только должны восстановить оттенки белого, но и снижаем яркость.

Необходимо также помнить правило, что регулировки цветопередачи не должны влиять на уровень черного цвета, то есть на яркость черного цвета, который зависит от режима лампы, параметров матриц и устройства проектора и пр. Другими словами, в ходе коррекции цветопередачи мы, скорее всего, снижаем максимальную яркость белого, при этом не затрагивая яркость черного. Как результат, контрастность изображения может только снижаться.

Яркость и режимы проектора

Итак, мы впервые приходим к проблеме: регулировка цветопередачи сопровождается потерей яркости. В связи с этим мы сразу переходим к следующему вопросу: у каждого проектора имеется несколько стандартных режимов цветопередачи. Максимальную яркость белого проектор дает в „самом ярком“ режиме цветопередачи, который может называться „Яркий“ или „Динамический“. Этот режим наиболее ярок и наименее точен. По мере корректировки цветопередачи снижается яркость. К примеру, у проектора 3 режима:

  • Яркий - 3000 люмен
  • Презентация - 2500 люмен
  • Точный - 1500 люмен

Если вас удовлетворяет качество изображения в режиме „Яркий“, то вы получаете проектор на 3000 люмен. Если вас удовлетворяет качество изображения в точном режиме, то вы получаете 1500 люмен. Это зависит не только от ваших задач, но и от того, в какой степени изображение проектора приемлемо в самом ярком режиме. Но это уже - чисто вопрос цветопередачи.

Яркость и освещение

Если брать обычный школьный или офисный проектор, или даже домашний проектор, то принцип везде одинаков: вам нужна большая яркость в освещенном помещении и для большого экрана. В этих условиях небольшие недостатки цветопередачи склонны теряться и сильно ценится грубая сила в виде максимальной яркости проектора.

По мере ослабления освещения и вплоть до его отключения появляется такое понятие, как излишняя яркость, но проблемы цветопередачи встают гораздо острее.

Дополнительная яркость в освещенном помещении требуется, чтобы создать контрастное изображение, ведь чем ярче свет, тем ярче будет ваш „черный“, а во сколько раз белый ярче черного - такая и контрастность проектора. Контрастность в данном случае - синоним разборчивости изображения. У меня есть даже статья, в которой предлагается подход по в освещенном помещении.

Обращаю внимание, что в ярко освещенном помещении контрастность проектора не дает никаких выгод, в том числе лучшей читаемости текста и пр. Когда свет выключен - другое дело!

На рисунке ниже показано, как фоновый свет влияет на качество изображения (контрастность).

»Яркость", которая Яркость

В подготовленном помещении домашнего кинотеатра с затемненными стенами и пр. существуют четкие рекомендации по максимальной яркости, которая для стандартных задач равна 14 или 16 фут-ламберт. 1 фут-ламберт = 3.426 кандела/м 2 (нит).

Хотя принято упрощать выражение «световой поток» и говорить «яркость», есть и нормальная яркость, которая записывается, например, в характеристиках мониторов и телевизоров. Это - яркость, которая измеряется для конкретной инсталляции с фиксированным размером экрана и, что очень важно, учитывает характеристики экранного полотна. У экранов есть даже параметр, определяющий его влияние на яркость - Gain, или «Коэффициент усиления». Идеальный матовый экран имеет gain = 1, серый экран может иметь gain = 0,8. Очень часто дорогие экраны для домашнего кинотеатра используют усиление 1,1, 1,3, а то и больше. Чуть подробнее об этом говорится . Как вы, наверно, догадались, в отличие от ситуации с измерением светового потока проектора, при измерении яркости датчик смотрит на экран, а не на проектор.

Ну и стоит отметить, что обычная жилая комната или переговорная с выключенным светом - это вовсе не считается домашним кинотеатром. Причина в сильном влиянии на изображение отраженного от ярких стен света. В таких условиях яркость должна быть чуть выше, чем в настоящем домашнем кинозале.

Яркость и 3D

Недостаточная яркость - главный враг 3D систем. Это связано с их низким КПД. В большинстве проекторов низкой и средней ценовых категорий в режиме 3D используется самый яркий режим проектора (с его цветопередачей). Как видите, внезапно качество работы проектора в самом ярком режиме начинает сказываться самым любопытным образом. Лишь немногие проекторы позволяют в 3D режиме выбирать режим цветопередачи (яркий или точный). Если такой выбор предлагается, то можно предположить, что производитель довольно таки уверен в высокой яркости 3D режима.

Некоторые проблемы 3D изображения напрямую зависят от яркости. К примеру, мерцание картинки или эффект двоения тем менее заметны, чем меньше яркость. Ну и, наконец, поскольку яркость в 3D режиме падает существенно, в некоторых случаях в 3D проектор не обеспечит столь же большого размера экрана, как в 2D. Такое может происходить даже у флагманских моделей.

Яркость и размер экрана

Ок, считается, что для школы и офиса нужен проектор с яркостью 3000 люмен (плюс-минус). А вот в большой конференц-зал или актовый зал что ставить (вешать)? Простая арифметика говорит нам, что увеличение ширины экрана в два раза соответствует увеличению площади экрана, а значит и необходимой яркости проектора, в 4 раза!

Был экран и проектор на 3000 люмен. Удвоили ширину экрана - нужен проектор на 12 тысяч люмен. А это, позвольте заметить, уже совсем другой класс устройств.

Цветовая Яркость (Color Brightness, CLO)

Пункт относится в первую очередь к проекторам бюджетной ценовой категории и в первую очередь к самым ярким режимам изображения. Параметр активно продвигается компанией Epson с их 3LCD технологией. Суть цветовой яркости такова: если проектор образует белый из красного, зеленого и синего, как это делают обычные ТВ и мониторы, то, сложив яркость при отображении красного, яркость при отображении зеленого и яркость при отображении синего, мы получаем яркость белого, то есть «цветовая яркость = максимальная яркость».

Если цветовая яркость существенно меньше яркости белого, то проектор отобразит тусклые цвета (например темно-красный, почти коричневый вместо ярко-красного). Важно понимать, что эти цвета являются тусклыми сравнительно с белым. Если взять темно-красный и уменьшить размер экрана, то он станет ярко-красным. Но в проекторах с нарушением баланса цветовой и максимальной (белой) яркостей возникает другая картина, например яркое небо, но темная зелень, яркий белый фон но темный цветной логотип.

Статьи по теме: