IMAX B6 mini. Зарядка автомобильного аккумулятора – полная инструкция

Здравствуйте, дорогие друзья!

В прошлом году приобрел на аукционе ebay зарядное устройство IMAX B6 mini, наконец дошли руки до написания обзора. Кратко опишу как выбрал оригинальное устройство:
1) Среди множества магазинов выбрал Tomtop, по опыту предыдущих покупок и основываясь на количестве продаж.
2) Также важным фактором при выборе, было заветное слово «Original» в названии товара. Это хороший повод зацепиться при диспуте, если пришлют клон.
В обзоре фотографии, описание, тесты и мои впечатления от эксплуатации этого гаджета. Неделю назад, совершенно неожиданно узнал от друга с работы, что у него есть дома несколько аналогичных зарядок предыдущего поколения (клоны IMAX), поэтому решил дополнить обзор сравнением с ними.

Характеристики iMAX B6 Mini

Доставка посредником LiteMF в пункты выдачи в моем городе. Посылка лежала на их складе еще с декабря, у них можно бесплатно хранить посылку неограниченный срок. В праздники мне было не до посылок, так что я решил отложить все это дело до января и в общем не ошибся. Очень кстати у них появился тариф с пунктами выдачи, посылку отправили всего за 12.36$.

После того как забрал посылку, в первую очередь проверил оригинальность устройства. Для этого в специальном разделе на необходимо ввести цифровой код. На голограмме с задней стороны корпуса стер защитный слой и получил код из 16 символов, которые вбил в соответствующие поля. Подлинность зарядного устройства подтвердилась, чему я был несказанно рад.

Комплектация
Коробка белого цвета из картона. Внутри колыбелька и отсек для проводов.

Комплектация: Imax B6 mini, инструкция, провод питания с крокодилами и переходники для разных аккумуляторов.

Набор проводов и переходников типичный для зарядного устройства Imax.





Подробная инструкция на английском.

Вес зарядного устройства 228 грамм.

Корпус алюминиевый из 4 частей, верхняя и нижняя часть соединены шурупами через боковые пластины. В верхней части расположен экран с подсветкой и 4 кнопки управления.

С правой стороны находится USB разъем для подключения к компьютеру, вентилятор, гнездо питания и штырьки для подключения внешнего температурного датчика.

С левой стороны выходные "+" и "-" для подключения «бананов» универсального штекера с насадками для разных аккумуляторных батарей, а также балансировочные разъемы от 2 до 6 ячеек.

На дне расположены резиновые ножки, вентиляционные щели и голографическая наклейка с защитным кодом.

Корпус разбирается достаточно легко, нужно открутить 4 шурупы с правой и левой стороны. В центре на одной из боковых пластин можно видеть миниатюрный вентилятор.

Весь корпус, и в особенности нижняя часть выполняют роль дополнительного радиатора через темпопрокладки с алюминиевыми радиаторами на плате.

Универсальное зарядное устройство построено на контроллере от megawin.

Дата релиза платы и номер.



На сайте производителя можно скачать для работы с устройством посредством USB интерфейса. Для корректной работы, сначала нужно запустить программу, потом подключать включенное устройство к ПК. В программе можно контролировать напряжение батареи, напряжение отдельных элементов в составе сборки. Получить актуальные данные о состоянии аккумулятора во время зарядки или разрядки. Кроме того, на экране компьютера, можно видеть в режиме реального времени графики состояния аккумулятора в процессе заряда/разряда. Через программу ChargeMaster можно управлять зарядным устройством и обновлять прошивку.

Собрал небольшой стенд, подключив универсальный адаптер от Cadex C7200 к Imax B6 mini через переходник из комплекта.

При помощи плоскогубцев, термотрубок и крокодильчиков изготовил из толстых заземлителей серверных шкафов выводные провода для безопасной зарядки мощных аккумуляторов, например, свинцовых в ИБПшниках или автомобильных. Со стороны крокодильчиков нужно немного расширить медные зажимы плоскогубцами и забить в них крокодильчик.

Со стороны штекеров зарядки нужно сжать до состояния колбасок (муторная работа, но оно того стоит), чтобы плотно входили с посадочные места и не вылетали. Естественно, все оголенные части желательно закрыть термотрубками.

Эти провода имеют низкое сопротивление и могут быть использованы без переделки, например, в качестве точных щупов мультиметра (штекеры одинакового диаметра).

Получилось немножко топорно, но результатом я остался доволен.

Ноутбучные блоки питания не подошли (19V - это много для IMAX B6 Mini), зато отлично подошел блок питания от монитора (14V_3A), с хорошим запасом мощности (40W).

Когда тестировал зарядное устройство, совершенно случайно ко мне в гости заглянул друг, который 10 лет занимается страйкболом (активно заряжает аккумуляторы своего привода в АК74). Он увидел на моем столе Imax b6 mini и сказал что у него тоже есть такие зарядки, но побольше. Я попросил его принести на недельке свои устройства, чтобы сравнить. На деле оказалось, что он обладает двумя клонами разных версий IMAX. Сделал несколько сравнительных фотографий, чтобы было видно разницу в размерах. Слева направо: IMAX B6AC (клон с встроенным блоком питания), клон IMAX B5 и IMAX b6 mini (оригинал).

Сделал полный заряд и разряд для определения емкости одного того же аккумулятора на IMAX B6AC (копия), показатели примерно совпадают:

И новом IMAX b6 mini (оригинал), обратил внимание на интересную особенность: емкость вычисленная при разряде аккумулятора, превышала емкость при заряде примерно на 10%.

Решил разобраться с этим вопросом и протестировал во всех режимах более емкий аккумулятор (паспортная емкость - 2300 mAh) от смартфона.

Результаты получились интересные, теперь разница в определяемой емкости в режимах заряд - разряд оказалась 2.6%. Все это очень похоже на баг калибровки, который, я надеюсь, исправят в ближайшем обновлении прошивки.

Графики заряда и разряда аккумулятора (напряжение и емкость).



Сделал несколько измерений напряжения батареи в режиме «battery meter», разница с мултиметром есть, но она не существенная (0.03-0.04V):

Вывод: зарядное устройство Imax B6 mini оригинальное, полностью работоспособное, заявленные функции в норме.

Плюсы:
1. Компактные размеры
2. Хорошее качество сборки
3. Встроенный вентилятор (не шумный)
4. Управление устройством с ПК через USB кабель (программы, обновление ПО, графики)
5. Яркий экран
6. Звук начала и окончания заряда\разряда
7. Возможность добавления своих программ работы с аккумуляторами
8. Балансир до 6 ячеек
9. Разъем для подключения внешнего термодатчика
10. В отличие от классического Imax B6, зарядный ток увеличен с 5А до 6А, разрядный ток увеличен с 1А до 2А
11. Измерение внутреннего сопротивления аккумуляторов различной химии

Минусы:
1. Инструкция на английском
2. Нет адаптеров для зарядки Li-ion акумуляторов для телефонов, планшетов и т.д. (сделай сам)
3. Нет силовых кабелей для зарядки автомобильных аккумуляторов (сделай сам)
4. Сырая прошивка (баг с показаниями емкости при разряде\заряде)

Всем привет!
Сегодня в очередной раз речь пойдет о широко известном зарядном устройстве iMAX B6AC.
Да, обзоры на эту тему уже неоднократно были на сайте. Однако есть некоторые нюансы, которые не были ранее оговорены и в суть пришлось вникать по мере ознакомления с подопытным.
Кому интересно, приглашаю под кат.

В начале, как и полагается, о самом зарядном устройстве.
В целом это зарядное устройство позволяет заряжать, разряжать, тестировать довольно большой спектр аккумуляторов разного типа, как в единичном экземпляре, так и наборов по несколько штук с их балансировкой.
Мне известны три варианта зарядных устройств iMax b6 - iMax b6 (требуется внешний блок питания), iMax b6 mini (миниатюризированная версия, требуется внешний блок питания), iMax b6AC с блоком питания от сети. Так же существуют их вариации отличающиеся по мощности и, конечно же, клоны.
Ко мне в руки попал iMax b6AC мощностью 50 Ватт. На этом варианте остановился в силу того, что в составе устройства уже имеется блок питания от сети 220 вольт, а это, на мой взгляд, удобнее, чем отдельно искать блок питания с подходящими параметрами, возить с собой два устройства отдельно и т.д. и т.п. Кратко – функционально законченный продукт.

Согласно заявленным характеристикам, обозреваемое ЗУ обладает следующими качествами и возможностями:
Напряжение питания:
Постоянным током от внешнего источника: 11,0 – 18,0 вольт;
Переменным током: 100 В - 240 В 50/60 Гц;
Максимальная зарядная мощность: 50 Вт;
Максимум. Мощность разряда 5 Вт;
Диапазон тока заряда: 0,1 - 5,0 А;
Диапазон тока разряда: 0,1 - 1,0 А;
Совместимость с аккумуляторами: Li-ion, Li-po, LiFe, NiCd, NiMH, Pb (свинцовые всех типов);

Процесс работы полностью автоматический. Остановка работы по максимальному времени работы и емкости для всех типов аккумуляторов. Отслеживание и прекращение работы по достижению заданного порога температуры и ΔV для никелевых;
Предусмотрена возможность тренировки NiCd и NiMH с допустимым количеством элементов в батарее от 1 до 15 штук.
Рекомендации по установке Delta Peak для NiMh - 0.5 mV, для NiCd - 0.8 mV. Рекомендуемый ток заряда: 0.3 A.
Есть возможность балансировки батарей LiIo/LiPo/LiFe из 1-6 штук током балансировки 300 мА;
Напряжение свинцовых аккумуляторов от 2 до 20 вольт.
Управление осуществляется с помощью четырех кнопок. Информация о программах, режимах работы, установках и т.д. выводится на ЖК экран размером 1602 синего цвета.
Имеется возможность подключения ЗУ к компьютеру для осуществления управления с помощью ПО, вывода данных для построения графиков или подключения внешнего термодатчика.
Фактический вес устройства без проводов: 462 грамма;
Размеры: 135 * 145 * 40 (с ножками)мм.
Сразу хочу сказать, что полученное зарядное устройство не оригинальное, это клон. Плохо это или хорошо судить не могу – оригинала в моих руках не было.
Поставляется в коробке по цветовой гамме и надписям отличающейся от оригинальной версии.
К сожалению, во время пути коробка утратила свой изначальный презентабельно-товарный вид, но на содержимом это не отразилось.



Содержимое – ЗУ в пакете, шнур питания с заграничной) вилкой, набор шнуров с крокодилами, коннекторами на разные случаи жизни, инструкция.





Мелкое неудобство с вилкой легко решается с помощью переходника-адаптера.
Внешне ЗУ устройство выглядит хорошо, ножки резиновые и на гладкой поверхности ЗУ легче переставить, чем передвинуть.



Голографической наклейки на нижней стороне нет, что еще раз подтверждает не оригинальность устройства.
На левой стороне разъемы для подключения сетевого шнура и внешнего источника питания, вентиляционные отверстия, и рисунок термометра рядом с отверстием немного другой формы. Сюда подключается температурный датчик, а так же шнур для подключения ЗУ к компьютеру, которых в комплекте нет и их нужно приобретать отдельно.

Сетевой шнур длиной 0,98 м, трехжильный – 3*0,75 кв.мм.



В оригинальной версии iMax b6 mini имеется штатный разъем для подключения к ПК, здесь придется выкручиваться иначе, но об этом чуть позже.
На правой стороне гнезда для соединения ЗУ с разряжаемым/разряжаемым аккумулятором и разъемы для балансировки.

Шнуры – один основной и подключается к ЗУ, остальные уже подключаются к основному и исследуемым/заряжаемым/разряжаемым аккумуляторам или устройствам с ними, а так же шнур для подключения внешнего питания в полевых условиях, например, от АКБ автомобиля.

Два использованных мною в дальнейшем шнура имеют маркировку AWG 18, хотя диаметр основного по изоляции чуть толще.

Шнур для подключения внешнего источника питания - AWG22, остальные AWG22 и AWG24.
Все шнуры очень гибкие. К крокодилам провода припаяны, но не обошлось без легкого налета небрежности).



Для осмотра внутренностей необходимо снять боковые стенки корпуса.

Все детали корпуса оказались окрашены с двух сторон.
Блок питания здесь – это отдельно взятый БП, похожий на БП от ноутбука всего с парой небольших отверстий.



Корпус БП склеен крайне хорошо. К качеству клея претензий нет. Фен не помог, а поскольку не вандал, то далее не усердствовал, хотя и знаю, что это не одобряется читателями.
О плате версии 1.9 и датой производства 09.06.2017г., можно было бы сказать, что собрана она хорошо и даже с минимумом флюса в месте ручной пайки.



Если бы не история с конденсатором в центре композиции



Во время пайки на него упала капля припоя. Мелкие шарики нашел в окрестностях. Разборку проводил уже после первого включения и ознакомления с функционалом. К счастью все обошлось, следы припоя убрал. А вот почему на плате указано 1000 мкф, а по факту 680 остается вопросом.
На обратной стороне платы всего один выдающийся элемент – это n-канальный полевой транзистор IRFZ44, выполненный по технологии MOSFET (КМОП). Через термопрокладку тепло от него отводится на нижнюю часть корпуса ЗУ.

Блок ЖК снять можно только отпаяв, но отогнув его, рассмотрел маркировку микроконтроллера – это .
Очень рекомендовал бы перед началом эксплуатации изучить инструкцию – зарядное не самое простое, а функций и возможностей много. Да и управление, которое осуществляется всеми четырьмя кнопками, устройством заслуживает изучения. Инструкция на английском языке и довольно объемная.
В сети нашел на русском языке на iMax B6 – тот же iMax B6АС, только без интегрированного блока питания.
А так же уже именно на iMax B6АС на русском.
И еще одна на
Во всех случаях речь идет о клонах, но все работает так, как описано. Особое внимание перед началом работы посоветовал бы уделить блок-схеме работы с зарядным устройством (в третьей инструкции самая лучшая). Разобравшись в ней, путаницы в кнопках и режимах не будет.
В приведенных выше инструкциях подробно описан порядок работы с ЗУ и повторяться не вижу смысла, тем более, что инструкцию каждому пользователю все равно изучить придется.

Здесь хочу остановиться более подробно на некоторых моментах подключения ЗУ к компьютеру, подключения внешнего датчика температуры и отдельных конструктивных особенностях подопытного.
Как заметил ранее, данное ЗУ можно через имеющийся разъем подключить к компьютеру. Сам разъем находится на левой стороне ЗУ (хорошо виден на фото платы выше) и спрятан в прорези, слегка отличающейся от других вентиляционных отверстий.
Для подключения к ПК потребуется переходник USB-UART, работающий по протоколу RS-232. На местном радиорынке был куплен вот такой модуль.

Назначение контактов в зарядном устройстве слева направо следующее: +5 вольт, передающая линия – TX (Transmitted Data) и масса.
Для «подружить» ЗУ с ПК потребуется только линия ТХ и масса – питание переходник получает от ПК. Контакт ТХ зарядного подключается к контакту RX (Received Data) – принимающая линия переходника.
За 15 минут соорудил такую конструкцию.

Находим в меню ЗУ вот такое окно и устанавливаем USB в Enable.

Все, устройства друг друга видят.
Далее потребуется скачать программу LogView. Я скачал версию 2.7.4.494. В процессе установки в строке одного из окон выбираем iMAX B6AC. После завершения установки переходим на вкладку Device и выбираем пункт Open port/recording.
В выпавшем окне будет нарисована наше ЗУ, если изображено не оно, то находим его в списке, а ниже указываем СОМ порт, куда подключен толмач USB-UART.

Далее можно запускать зарядку/разрядку аккумуляторов и программа будет строить графики, строить таблицы, представлять информацию в виде стрелочных индикаторов, подсчитывать емкость, ток, напряжение и т.д.
Однако в моем случае ничего этого не произошло).
Оказалось, что если отсоединить ЗУ от переходника, то на выходе ЗУ между линией ТХ и массой напряжение меняется в пределах почти 5 вольт, а при подсоединении переходника крепко просаживается. При этом на переходнике слабо мерцает светодиод по линии RX. Оказалось, что этот светодиод подключен к линии RX через сопротивление на массу. Т.е. реализован делитель напряжения и переходнику не хватало амплитуды для нормальной работы.

Светодиод был выпаян, и только тогда система заработала как надо. Возможно, в других версиях переходников обойдется без танцев с бубном и камланий).
Почему не получится использовать программу ChargeMaster с официального сайта SKYRC?
Потому, что в подлинной версии, например, iMax b6 mini для связи с ПК используется порт microUSB и там возможен обмен информацией между ЗУ и ПК в обе стороны. Отсюда и управление ЗУ с ПК.
В моем же случае ЗУ располагает только линией TX (Transmitted Data) – информация только с ЗУ в сторону ПК. И хотя в переходнике есть выход TX, но в ЗУ нет RX и обмен информацией невозможен.
Следующим интересным моментом для меня стал датчик температуры.
Вообще интерес к iMAX B6 появился в связи с тем, что в последнее время постоянно попадались, то старые батареи от ноутбуков, то от других гаджетов, то полумертвые шуруповерты и как то нужно было отделять еще более менее живые аккумуляторы от негодных – разряд, заряд, подсчет емкости, циклические процедуры.
В ходе ознакомления с ЗУ тестировались несколько аккумуляторов 18650 из батареи ноутбука и одна из шести банок ОЧЕНЬ разогрелась. Причем остывала она порядка двух часов на свежем воздухе. Стало ясно, что с этой банкой дела обстоят совсем плохо и использовать ее уже не следует нигде.
А чтобы подобные случаи вообще исключить и уберечься от пожара, взрыва и прочих неприятностей, следует применять термодатчик.
Покупать отдельно вообще смысла не увидел, поскольку его проще смастерить. Для этого понадобился сам датчик , три провода, коннекторы и даташит на него.
В результате получил это

Снова переходим в окно меню ЗУ USB/Temp Select и выбираем температурный режим порта ЗУ.
Термодатчик подключается он в тот же разъем, куда подключал ранее USB-UART, только теперь понадобятся все три контакта разъема ЗУ - +5 вольт, линия TX и масса. Подключаем в соответствии с даташитом. Сам термодатчик крепим изолентой к аккумулятору.
При проверке был выставлен порог по достижению 30 градусов – процесс зарядки отключился. Далее выставляем порог кому как нужно, и кто как считает допустимым.





К сожалению, одновременно пользоваться термодатчиком и USB-UART переходником нельзя.

Что заметил из особенностей работы зарядного устройства?

Если кнопкой Bytt type (первая слева) выбрать зарядку литиевого аккумулятора (будет отображаться на экране LiPo), подключить к выходу ЗУ Li-ion аккумулятор, то он будет заряжаться до 4.2 вольта.
Если же кнопкой Batt type выбрать пункт меню User Set Program, а далее выбрать тип аккумулятора Li-ion из предлагаемых трех типов LiIo/LiPo/LiFe, то банка зарядится только до 4.1 вольта. Такова установка на программном уровне.
Почему так решили сделать разработчики, сказать трудно. Подумалось, что этим грешат только клоны, но материал в сети утверждает, что и оригиналы ведут себя так же.
Следующий, обративший на себя момент – установить порог разрядки банки можно только до 3-х вольт. Ниже не позволяет функционал.
Сразу возник вопрос, насколько правильно производится подсчет емкости?
Испытуемые мной аккумуляторы фирмы Sanyo, согласно даташита можно разряжать до 2,8 вольта и от этого порога идет подсчет емкости, которая на новом аккумуляторе составит 2150 мАмпер.
Для чистоты эксперимента была использована дополнительно электронная нагрузка ZKEtech EBD-USB.
Сначала цикл заряд с помощью iMax B6AC до 4,2 В – разряд до 3 В, потом заряд от iMax B6AC до 4.2 В и разряд электронной нагрузкой до 2,8 В. В результате показания емкости батареи отличались почти на 160 мА.
Таким образом, ЗУ не досчитывает емкость в силу ограниченности нижнего порога разрядки.
Зачем так сделали разработчики. Как мне видится, ради безопасности пользователя и сохранения аккумуляторов. Обычный пользователь, не обремененный знаниями о существовании даташита на аккумулятор, а порой и невозможностью найти даташит имеет возможность разрядить любой литиевый аккумулятор лишь до 3-х безопасных для все банок вольт. И банка цела, и пользователь не пострадал от дальнейшего использования переразряженной банки. Если ошибаюсь, то прошу изложить собственные мысли в комментариях.
Подводя итог, можно сказать, что рассматриваемое ЗУ обладает широким набором возможностей и богатым функционалом. Подойдет оно не всем. Как показали опыты, для оценивания емкости аккумуляторов лучше воспользоваться другим устройством. В остальном же вполне приличное ЗУ и будет востребовано модельщиками, экспериментаторами и энтузиастами паяльных дел.
В сети есть информация, что изначально iMAX разрабатывалось для зарядки модельных Li-ion и Li-Po аккумуляторов, а все остальные режимы это хороший жирный бонус.

Плюсы:
- интегрированный блок питания;
- возможность питания от другого внешнего источника питания, например, аккумулятора авто;
- дружба с широким спектром типов аккумуляторов;
- возможность балансировки аккумуляторов;
- цикличность заряд/разряд и выбор количества циклов;
- звуковая сигнализация начала, завершения и аварийных остановок процессов (можно отключить)/

Минусы и вопросы, оставшиеся без ответа:
- ток разрядки только до 1 Ампера;
- нижний порог разряда литиевых аккумуляторов 3 Вольта;

Хотелось бы (ну, то такое)):
- или полноценный miniUSB или USB-UART внутри;
- термодатчик в комплекте).

А вот тут пользователь iMAX B6 поделился опытом автомобильного аккумулятора.

КУПОН НА 10 $: «B6AC»

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +23 Добавить в избранное Обзор понравился +12 +34

Имеется в виду не самодельное, а готовое китайское. С одной стороны, в продаже есть немало нарозеточных адаптеров с отсеком под 4 АА или ААА элемента. А с другой - литиевые аккумуляторы всё больше и больше задействуют в гаджетах и электронных игрушках, так что нужно выбирать с прицелом на будущее. В общем после долгих размышлений остановился на универсальном программируемом ЗУ imax b6. В продаже есть оригинальные, и есть китайские копии. Чем они отличаются трудно сказать, но мой коллега купил копию и уже почти год успешно гоняет её по полной. Выбор сделан.

Особенности ЗУ imax b6

  • Управляется ЗУ микропроцессором
  • Отдельная балансировка каждой банки
  • Совместимость с Li-ion, LiPo и LiFe батареями
  • Совместимость с Ni-Cd, Pb и NiMH батареями
  • Широкий диапазон тока зарядки
  • Заряд/разряд до напряжения хранения аккумуляторов
  • Функция ограничения по времени зараяда
  • Мониторинг входного напряжения
  • Хранение до 5 наборов параметров батарей в памяти
  • Хранение даты ввода батареи в эксплуатацию и срока службы.


Технические характеристики

  • Входное напряжение: 11~18v
  • Максимальная мощность зарядки: 60W
  • Диапазон тока заряда: 0.1~6.0A
  • Диапазон тока разряда: 0.1~2.0A
  • Ni-MH/NiCd: 1~15 банок
  • Li-ion/LiPo: 1~6 банок
  • Напряжение Pb батарей: 2~20v
  • Габариты: 133x87x33мм
  • Цена: около 1500р.

Это зарядное не подойдёт тем, кто привык всунуть - нажать, и после нескольких часов снять аккумуляторы. Во-первых к нему требуется дополнительный адаптер (сетевой блок питания) на 12-18 вольт, а во-вторых у него нет отсека подключения АКБ - только два крокодила, которыми цепляем куда требуется. Поэтому для работы с обычными 1,5 В пальчиковыми батареями нужно достать блочок - кассетницу. Но это не проблема - стоят они копейки.

Хотя в комплекте идёт ещё несколько различных шнуров с разъёмами - может когда-нибудь и понадобятся.

Инструкция по использованию

Подключаем питание, тут же загорается экран с надписью SkyRc Imax-B6. Кнопки включения/выключения устройства не предусмотрено. После этого попадаем в главное меню.

Перемещаться по нему можно кнопками "Stop" и "<". В главном меню находятся: выбор программы зарядки в зависимости от типа аккумулятора, меню настроек. Вот алгоритм управления:

А так же пункты сохранения и загрузки пользовательских настроек. Выбрать пункт можно нажатием "Enter". Вот, для примера пункт меню заряда Li-Ion:

Еще одним нажатием "Enter" переходим в режим редактирования параметров. Изменяемый параметр в это время мигает. Можно изменить максимальный ток, и напряжение. То же самое и с никель-кадмиевыми.

На каждом этапе работает защита. Зарядка не начнется, если: перепутана полярность батареи, слишком низкое или слишком высокое напряжение, напряжение не соответствует типу батареи или количеству банок, и т. д.

Есть возможность задать ток разряда и заряда, а также количество данных циклов - это такая процедура восстановления подуставших АКБ. После выставления всех параметров, длительным нажатием "Enter" можно начать зарядку.

Пример обозначения на экране: NiCd — никелевый аккумулятор. 0,1 А — текущий ток заряда, 3,02 В — текущее напряжение,DHG — сокращенно от Discharging, заряд. 000:35 — время в минутах и секундах с момента начала программы, 00000 — «емкость» в миллиампер-часах «влитая» в батарею во время зарядки, или полученная из батареи при разрядке. Естественно, вторая цифра будет меньше, и на нее и надо ориентироваться при замере емкости батареи. Описание процесса на фото далее.

Более подробно читайте в прилагаемой к устройству инструкции или скачайте вот этот русскоязычный мануал .

Ещё пару слов про БП. В принципе подойдёт любой блок питания, не обязательно 5-ти амперный (если конечно вам не понадобилось заряжать что-то очень мощное). Для большинства АКБ зарядный ток редко превышает 0,5 А, так что первый попавшийся под руку блок на 12 В, 1 А оказался и последним - с ним imax b6 работает уже второй месяц.

Схема и детали

А как же без разборки? Как настоящий радиолюбитель первым делом отвинтил несколько боковых шурупов и взглянул на схему. Тут можно увидеть буззер, стандартный ЖК дисплей, несколько планарных микросхем и другую рассыпуху. Не сомневаюсь, что некоторые умельцы без проблем повторят сей девайс, но для большинства будет оправданным купить готовый, тем более 30 долларов не такие уж большие деньги - покупка деталей уже съест половину суммы.

Зарядный день

Сразу же после покупки устроил такой себе день зарядки - пособирал все аккумуляторы, коих накопилось пару десятков, и назначив по 3-5 разрядно-зарядных циклов стал их восстанавливать. В конце цикла раздаётся мелодичный звуковой сигнал, и на экране показывается примерная ёмкость АКБ. Имеет смысл переписать её маркером на корпуса аккумуляторных батарей, чтоб в будущем знать, чего от них можно получить.

Да, плохие банки оно даже не возьмётся заряжать - смело выкидываем их. В общем прикольная и удобная штука, после которой пользоваться обычными ЗУ уже не захочется! Всем пока, материал подготовлен специально для сайта Радиосхемы .

Обсудить статью ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО IMAX B6

Вообще, в интернете да и на этом сайте есть множество , как и оригинальных SkyRC IMAX B6, так и различных клонов и «вариаций на тему». Но я бы хотел рассказать о том, почему она Вам не нужна, почему не стоит покупать SkyRC IMAX B6 и что выбрать вместо неё.

SkyRC IMAX B6 была разработана под конкретную задачу - зарядку силовых модельных аккумуляторных li-po и li-ion батарей, в т.ч. в «полевых условиях», и под остальные задачи приспособлена лишь условно.

Даже в инструкции от оригинальной SkyRC IMAX B6 есть только одна картинка о подключении аккумуляторов

Но давайте обо всем по порядку.

Купленное в магазине бангуд зарядное устройство SkyRC IMAX B6 приехало ко мне в вот такой коробке

На обратной стороне есть много различной информации, в основном о том, что и куда подключать

Внутри коробки верхней лежала инструкция,

Под инструкцией лежит сама зарядка

И рядышком, в карманчике, лежат кабели для подключения

Вот так выглядит сама зарядка, 16x2 LCD экран заклеен предупреждением.

С обратной стороны есть голограмма с security code для проверки подлинности и наклейка с серийным номером

С левой стороны расположен разъем питания и коннектор термодатчика / UART

С правой - силовые коннекторы для подключения батареи и скрытые под наклейкой с предупреждающей надписью порты балансира

Неверный вольтаж Li-Ion.
Зарядное устройство SkyRC IMAX B6 работает с тремя типами литиевых батарей, и для каждого типа своё напряжение:
  • - Li-Fe (3.3 В)
  • - Li-Ion (3.6 В)
  • - Li-Po (3.7 В)
И почему-то Li-ion по замыслу SkyRC следует заряжать до 4,1v. А до 4.2В заряжать надо в режиме Li-Po.
Не ловит дельту при заряде Ni-MH / Ni-CD.
Вообще, все аймаксы плохо ловят дельту , и вот почему: по умолчанию прибор пытается поймать дельту в 7мв, хотя аппаратно-программно не умеет измерять точнее 10мв. Иногда помогает поменять значение дельты на 10-12мв. Но в любом случае, лучше выставлять ограничение по емкости и задействовать термодатчик.
Перезаряд Pb.
AGM (Absorbent Glass Mat ), как и гелевые, также относящиеся к классу необслуживаемых аккумуляторов, заряжать надо до 14.4В, и они крайне чувствительны к превышению напряжения заряда (впрочем, это относится ко всем свинцово-кислотным аккумуляторам), а SkyRC IMAX B6 в режиме Pb заряжает до 14.8В, что приводит к «кипению» электролита (процессу электролиза воды).
Максимальный ток разряда 1А
Увы, для отбраковки аккумуляторов, которые вы используете в фонариках или электронных сигаретах такого тока мало. Про электронные сигареты там вообще отдельный разговор, в них используются высокотоковые аккумуляторы, т.к. ток там может легко превышать 10А.

А про фонари все просто: если в самом мощном режиме потребление фонаря более 2А на аккумулятор, то разряд током в 1А будет малопоказательным. Пояснение: аккумулятор емкостью в популярные 2600мАч током в2А разражается чуть больше часа, и для него это нормальный режим, ведь разрядный ток менее 1С. Но мере старения аккумулятора (по мере его «износа») растет внутренне сопротивление аккумулятора, и чем выше разрядный ток, тем бОльшая его часть будет уходит на преодоление внутреннего сопротивление аккумулятора, или попросту, в его нагрев. И если вспомнить пару формул, а именно P=I*U и I=U/R, то получаем что P=I²R, т.е. такая «потерянная» мощность растет пропорционально квадрату тока, а это значит означает, что то, что может быть ещё малозаметным на малых токах, на больших токах уже будет оказывать довольно большое влияние.

Неверное определение напряжения.
Тут есть две причины:
  • Не точная калибровка
  • Падение напряжения на больших токах на тонких проводах и разъемах/контактах
Вы уверены что именно Ваш экземпляр на заводе был идеально откалиброван? Проверяли? А если у вас клон? Или более того, клон клона, на другом микроконтроллере.

Конечно, и клоном клона можно пользоваться, но вот только клон на чипе nuvoton не только не калибруется, но и несколько «криво» заряжает аккумуляторы, так что это не более чем прикольный показометр емкости в условных попугаях, и использовать можно лишь для сравнительных измерений. Главное соблюсти условие «одинаковости» всего, кроме сравниваемого.

Кстати, про калибровку SkyRC IMAX B6 : для того, чтобы попасть в режим калибровки SkyRC IMAX B6 необходимо перед подачей питания зажать кнопки Start и Dec (-), и после появления калибровочного меню выждать 20 минут для достижения рабочей температуры и только потом калибровать показания по заведомо точному вольтметру.

Ну а что касается падение напряжения на больших токах на тонких проводах и в контактах, то тут все также, как и выше я писал про внутреннее сопротивление аккумуляторов: мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивление и уходящая в нагрев растет пропорционально квадрату тока .

Неудобство одновременной зарядки нескольких аккумуляторов.
Проистекает из основного её предназначения: зарядки модельных аккумуляторных батарей. И т.к. в батарею собираются элементы одинаковой емкости, то для них можно (а иногда и нужно) сначала выполнить балансировку и лишь затем производить процесс заряда. Но, сам процесс балансировки для емких аккумуляторов будет достаточно долгим, ведь ток подкачки для балансира литиевых батарей составляет 300mA на элемент, но и после балансировки, в процессе заряда, что произойдет, если вы поставите элементы разной емкости? Или изначально бывшие «одинаковыми» элементы, но по разному эксплуатирующиеся, и в следствии этого имеющие разную степень износа?

Если у вас есть комплект аккумуляторов из 1-6шт, работающих совместно, в одном устройстве, то да, износ у них будет примерно одинаковый, а если у вас три разных фонаря, в двух из них используется по одному 18650 элементу, а в третьем - пара, и т.к. использоваться фонари будут по разному, то и износ у аккумуляторов будет разный.

А если ставить на заряд пару аккумуляторов разной степени разряженности, то либо подключать балансир, и тогда процесс заряда затянется, и чем больше разница между уровнями заряда, тем дольше будет процесс балансировки, либо может получится так, что один аккумулятор будет перезаряжен, второй - недозаряжен.

И так, суммируя все вышесказанное, SkyRC IMAX B6 - это зарядка скорее для экспериментов, хобби-зарядка. Отлично подходящая для того, чтобы заряжать и балансировать li-po и li-ion аккумуляторные батареи, используемые в R/C моделях или страйкбольных приводах, и лишь условно подходящая для измерения параметров аккумуляторов:

  • чтобы решить покупать такие еще или нет,
  • чтобы подобрать комплект,
  • чтобы выкинуть из комплекта уставшие и заменить на подходящие,
  • чтобы заряжать:),
  • чтобы не скучно было,
  • чтобы...

А теперь поговорим об альтернативах SkyRC IMAX B6.

И так, применительно к «бытовому применению»:
  • Если у Вас нет необходимости заряжать и балансировать 2S-6S li-po/li-ion или 2S-15S NiCd/NiMH аккумуляторные батареи, нет необходимости строить графики заряда/разряда, ток заряда в 1-2А достаточен, но есть необходимость заряжать одновременно до 4х аккумуляторов, тем более разного типа (li-ion/NiCd/NiMH), разной емкости и разного формфактора, .
  • Если необходимости в замере емкости нет, а необходимо просто заряжать li-ion/NiCd/NiMH элементы, и любите «циферки и индикаторы», купите что-нибудь попроще, например .
  • Если же плюшки в виде «индикаторов с циферками» не нужны, купите что-то попроще, но достаточно известное и надежное. Ведь по сути процесс заряда li-ion/li-po по алгоритму CC/CV это лишь ограничение тока и напряжения, с которым как легко справляются даже микросхемки типа , можно приспособить и пару LM317 (одна как стабилизатор тока, вторая как стабилизатор напряжения), и даже лабораторный БП с ограничениями то току и напряжения подойдет. А для NiCd/NiMH лучше использовать что-то отдельное и лучше что-то хорошее, например MAHA или LaCrosse/Technoline, ведь NiCd/NiMH более «капризные» и в плане эксплуатации, и в плане обслуживания.

Не так давно на одном китайском сайте я приобрел себе универсальное зарядное устройство IMAX B6 mini (есть еще обычная версия, но я все же склоняюсь к компактной). Оригинальные производит компания «SKYRC». Многие мои постоянные читатели или зрители начали мне писать – а зачем взял, ведь он не подходит для зарядки автомобильных аккумуляторов, а годится лишь только для RC (Radio Controlled –радиоуправляемых моделей) батарей. Ребят это не так, функционал у этого «зарядника» большой и я купил его осознанно, а именно для больших стартерных АКБ. Однако есть свои тонкости и нюансы. Сегодня я вам предоставлю пошаговую инструкцию – что и как делать, а также будет видео версия в конце …


В самом начале хочу сказать — что сегодня не будем говорить про зарядку различных типов батарей, с которыми он может работать, а их реально много (например LiPo, LiFe, LiHV и т.д.). Нас интересуют именно «Pb» то есть кислотно-свинцовые варианты.

Может ли заряжать автомобильные аккумуляторы?

Друзья, конечно может, я вот не понимаю почему возникает такой вопрос. Даже не самой коробке есть надпись Pb 2-20V (то есть свинцовые варианты от 2 до 20В). Причем нет привязки к емкости, то есть гипотетически хоть 200Амперные батареи заряжать можно (я уже молчу про обычные 50 – 60Ач).


Многие могут сказать — да он разогреется и расплавится от длительной работы, а вот и нет. Токи заряда не такие большие (про них подробно ниже), также есть кулер охлаждения всей системы, даже если пошел разогрев все это нивелируется принудительным охлаждением.

Так что IMAX B6 mini прекрасно подходит для профилактического заряда автомобильных аккумуляторов, берите — не пожалеете.


Плюс у него есть несколько прикольных фишек, которых просто нет на других зарядных устройствах (либо если есть, то стоять они будут намного дороже).

Итак, конечно все хорошо, но сейчас я хочу вам рассказать о плюсах и минусах данного гаджета, ну что поехали.

Токи заряда

Некоторые пытаются выжать из IMAX B6 по — 5 или даже 6 Ампер тока заряда. Но не всегда это получается, да и как понять какой ток выставлять.

Хочется отметить, что в комплектации самого «зарядника», блока питания может и не быть, точнее он покупается отдельно (есть оригинальный от этой же компании SKYRC). Я взял полный комплект, то есть гаджет + питание

К чему я это говорю, тут есть несколько подходов:

  • Вы берете оригинальный блок питания. Тогда смотрим на его характеристики, нас интересует такие показатели как V-4 A . То есть максимальный ток, которым вы можете подзаряжать АКБ всего 4А (да и то в идеале) , НЕЛЬЗЯ давать тока больше чем сможет потянуть «зарядник».


  • Вы используете сторонний блок. Видел в интернете, что некоторые подключают от компьютера, в идеале он может выдать до 8-10А.
  • Ограничение в самом «B6 MINI» всего 6А, так что больше он не выдаст (даже если сторонний источник позволяет)


Зарядка от другого АКБ

Есть один не оспоримый плюс этого устройства, это когда можно взять заряд у одного АКБ и передать его другому. Скажите – «звучит прикольно, но как»? ДА очень просто.

У IMAX есть специальный провод перед входом питания, то есть вместо блока питания, можно подсоединить аккумулятор, специальными «крокодильчиками» (это будет донор), а с другой стороны поставить уже заряжаемый АКБ (реципиент). И из одного в другой будет перетекать заряд.


Сколько раз пробовали — работает очень круто и просто. Например, можно взять батарею от UPS (на 12В) использовать ее как донор, и питать большой автомобильный АКБ. Какую-то емкость (пусть небольшую, но достаточную для пуска, скажем зимой) она передаст.

Большие крокодилы

В комплекте нет больших «крокодилов» для авто батареи (только маленькие крокодильчики) – ЭТО МИНУС. Их никак нельзя подсоединить, даже можно сломать! Какой выход, все очень просто — едем либо в хозяйственный магазин, либо в автомобильный и покупаем крокодилы (зажимы) для зарядников (или для проводов прикуривания). Они есть дорогие медные (латунные), есть и дешевые металлические. Нам дорогие не нужны, все же у нас не пусковые токи (всего 4А), нам подойдут и обычные металлические. Стоимость примерно 30 – 50 рублей.




Теперь мы можем подсоединиться к токовыводам большого АКБ и нормально заряжать его.

Инструкция по заряду

НУ что теперь самое интересное — а именно инструкция по правильной зарядки автомобильного аккумулятора через IMAX B6 mini (перевода не будет, но и на английском все понятно).

МЫ подключили клеммы, подали питание на само устройство, у нас загорелся дисплей.


Обычно он стоит на LiPo (или каких-то других видах), нам это ну нужно поэтому нажимаем «STOP» и путем перебора (клавиши вправо и влево) находим подзаголовок «Pb» (свинец)


Нажимаем ENTER и оказываемся в меню заряда для свинцовых типов


Здесь мы можем выставить силу тока и напряжение (один раз нажатие на «ENTER» вход в параметр, стрелками листаем до нужного значения). Нужно знать, что здесь напряжение колеблется от 2V (1банка –«1P») и до 14V (7 банок – «7P»). Конечно же нам нужно выбрать 12V (6P). Силу тока как я и говорил — рекомендую от 1 до 3А (но настройки позволяют выставить и 0,1А).


Далее по инструкции нужно запустить зарядку, просто нажимаем START и держим, автоматически начнется процесс. По мере заряда, амперы будут падать, то есть если выставить 2А, они сойдут в нулю ближе к концу заряда (процесс автоматически остановится). Причем в нижнем правом углу будет видно, сколько заряда взяла батарея (измерения в миллиамперах, то есть 1А = 1000 мА). Напряжение в процессе 14,4В (для 12В режима).


Стоит отметить — что у IMAX B6 есть такие функции измерение напряжения на токовыводах (если у вас нет мультиметра), а также можете замерить сопротивление батареи, чем оно ниже, тем лучше.


Глубокий разряд АКБ

Еще один минус, который я хочу вам поведать. Точнее это небольшое неудобство, если , скажем до 7В, то режимом в 12В его зарядить не удастся (будет выдаваться ошибка). Этот режим работает при разрядах только до 10В, если ниже – ТОГДА НЕ РАБОТАЕТ.

Но есть одна уловка — нам нужно выставить «4P – 8V», тогда батарея будет заряжаться до 8V и когда закончится заряд, нужно поставить «5P-10V» опять заряд, И УЖЕ ПОСЛЕ «6P-12V». Таким образом, батарея выйдет из глубокого разряда (сам лично так выводил три штуки, на видео более подробно). НО не со всеми это срабатывает!


Для тех кто не понял есть подробное видео (всем советую), смотрим.

Вот такой вот IMAX, как видите все заряжает, вещица реально полезная. Стоимость на АЛИ от 1800 — 2000 рублей (без питания) и 2300 – 2500 рублей с блоком. На этом заканчиваю, думаю было полезно, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Статьи по теме: