Что относят к информационным ресурсам. Формы информационных ресурсов

Тема 1. Информация и информационные ресурсы

Информация. Основные определения

Издревле человек использовал информацию. Практически с момента появления человечество собирало, осмысливало, обрабатывало, хранило и передавало разнообразную информацию. Первые информационные сообщения представляли наскальные рисунки. Еще в VI веке до н.э. в Персии рабы стояли на высоких башнях и голосами, криками передавали сообщения от одного к другому.

В Древней Греции термин «информация» означал «придать форму» или «обрисовать». При этом «придать форму» (изобразить) понимается не как перенести информацию или зафиксировать ее на соответствующем носителе: камне (каменных плитах), глине (глиняных табличках), пергаменте, папирусе и бересте, в дальнейшем: бумаге, пластмассе, фотоматериале, магнитных и других материалах, а как «обрисовать» - «смоделировать», «описать» информацию. Например, классифицировать информационные ресурсы (ИР).

Человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией, однако строгого научного определения этого понятия нет. Существует мнение, что в различных предметных областях используется более 300 толкований данного термина. Причем человек (индивид) и его генетический код являются носителями и одновременно хранителями информации.

Термин «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, а также содержание сообщения, сведения с учетом их передачи в пространстве и времени.

Наиболее расхожее значение этого термина - любые сведения и данные об окружающем мире (живой и неживой природе, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах и другом) независимо от формы представления и их носителей. При этом все живое питаетсяинформацией, создавая, накапливая и активно используя ее, а под формами понимаются различные входные и выходные формы, отчеты, запросы и таблицы.

Значение информации в жизни общества стремительно растет, меняются методы работы с информацией и сферы ее применения. И различных науках понятие «информация» воспринимается исходи из ставящихся ими задач. Так, под термином «информация» понимают независимые и извечно существующие категории - материя и энергия; меру организации системы, математически равную энтропии* с обратным знаком; содержание сообщения или сигнала; результат (вероятность) выбора из набора возможных альтернатив и другое, в том числе информацию предлагается воспринимать как абстрактное понятие которого нет в природе.

ЮНЕСКО дает следующее определение информации - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В зависимости от области знаний это определение отражает специфику как области, так и задачи исследования.

В естественных науках понятие информации отождествляется с сигналами в технических и биологических системах, которые можно измерять, а также обрабатывать и хранить.

В компьютерных системах под информацией понимают любые данные, находящиеся в памяти вычислительной системы; любое сообщение, пересылаемое в сети; любой файл, хранящийся на каком-либо носителе электронных данных.

В новой редакции Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2003 г.) термин «информация» означает сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения.

Поскольку информацию понимают как любые сведения, сообщения, данные и знания, рассмотрим эти понятия.

Данные - это обычно выраженные в формализованном виде факты или идеи, обеспечивающие возможность их хранения, обработки и передачи.

Специалисты отмечают, что «все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные»*.

Данные (числа, символы или буквы, применяемые для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий) используются для передачи и обработки автоматическими средствами с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

Сообщение понимается нами как форма представления информации в виде текста, цифровых данных, изображения, звука, графиков, таблиц и др.

Сведения практически являются синонимом понятия «сообщения». Обычно они носят бытовой характер.

Знания (вид информации, отражающей опыт и восприятие человека, например, специалиста в определенной предметной области) можно представить как способность индивида извлекать необходимые ему данные, осмысливать и преобразовывать их в информацию. Они являются ее особой формой, совокупностью синтаксических, семантических, прагматических и иных отношений и положений предметной области, позволяющих, в частности, решать различные прикладные задачи.

В зависимости от потребностей одни и те же данные могут представлять разную информацию. При этом следует иметь в виду, что информация не всегда превращается в знания.

Очевидно, что информация не появляется из ниоткуда. Существуют различные (живые и неживые) источники ее возникновения (появления). Зачастую они возникают в процессе деятельности людей -чаще всего, когда начинают обрабатываться абстрактные данные. Например, человек, интерпретируя полученные знания (данные, сведения, сообщения), оценивает их, в результате чего создает собственные знания и информацию.

Источники информации представляют систему (некоторую сущность), состоящую из сообщений, их мест хранения и носителей информации.

В простейшем виде источники информации - это люди и живая природа. В общем случае можно говорить, что источником информации является ее поставщик (живое существо, датчик, документ на любом физическом носителе информации). В совокупности им может быть «генератор информации». Данное понятие отражает как саму информацию, так и процесс ее получения.

Источники информации делятся на: социальные, политические, экономические, военные, технические и т.п. Следует отметить, что Интернет является глобальным всемирным источником информации.

Информация бывает структурированной (базы данных и прикладные информационные системы) и неструктурированной - простые документы. \

Документ-это информация, отраженная (зафиксированная) на определенном носителе (бумажном и ином традиционном или машиночитаемом).

Под документом понимается социальная, семантическая, оперативная материализованная информация, имеющая форму сообщения и включаемая с помощью системы реквизитов в определенную информационную систему. Хотя документ как отдельный вид информации характеризуется неструктурированностью, в то же время он являет собой организованную форму представления информации.

Совокупность документов представляет некоторый их массив (множество или подмножество), в качестве которого могут выступать традиционные и компьютерные энциклопедии, справочники и тому подобные документы. Например, в науке им в большей степени соответствуют статьи и тезисы.

С точки зрения восприятия существует, по крайней мере, четыре компоненты информации:

1)собственно информация;

2)субъект, передающий информацию (поставщик, передатчик);

3)субъект, воспринимающий ее (потребитель, приемник);

4)процесс познания объекта, о котором передается информация*.

5)Этот подход используется в теории передачи информации и в данном курсе не рассматривается. Создание, хранение и прочие процессы, связанные с информацией, в большинстве случаев, ориентированы на предоставление пользователям возможности получать ее в нужном объеме и в нужное время. Эта функция реализуется в результате поиска информации в различных источниках и хранилищах. К средствам, обеспечивающим доступность информации, относятся информационно-поисковые системы (ИПС) и лингвистическое обеспечение.

Пользователи информации

Приемником информации (ее получателем, потребителем, пользователем) может быть живое существо, растительный мир или техническое устройство, в том числе имеющее физический носитель информации.

1. Создатели информации и посредники, ориентированные на ее организацию и доставку различным категориям пользователей: ИТ-специалисты, обслуживающие пользователей информационные и библиотечные работники.

2. Пользователи или потребители информации.

При этом четкую границу между ними провести трудно, так как в различных ситуациях первые могут становиться вторыми, и наоборот.

Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией с учетом законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений, а также договоров. Полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями информация может использоваться ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае должен являться результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов. Предоставленная информационная услуга не дает ее пользователю права авторства на полученную в результате документированную информацию.

Виды и свойства информации

Существуют различные деления и классификации информации. Приведем наиболее известные и используемые.

По области возникновения информацию классифицируют, как: элементарную - отражающую процессы и явления неодушевленной природы; биологическую - процессы живой природы и социальную-человеческого общества.

Виды информации по способу восприятия. Человек живет в мире информации и является ее носителем. У него пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию о внешнем мире. Органы чувств с видами информации соотносятся следующим образом:

1) зрение - визуальная.

2) слух - аудиальная.

3) обоняние - обонятельная.

4)вкус - вкусовая.

5) осязание - тактильная.


По разным оценкам от 75 до 90% информации человек получа-от при помощи органов зрения. Специалисты, утверждающие, что 90% информации человек получает через органы зрения, примерно 9% относят к информации, получаемой с помощью органов слуха, и 1% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Основные классы информации по структуре и форме представлены в табл. 1.1, а классификация информации по содержанию (предметная область) - в табл. 1.2.

Виды информации по форме представления:

1)текстовая;

2)графическая;

3)числовая (цифровая);

4)звуковая;

5)видео (статическая и динамическая);

6)мультимедийная (комбинированная), а также оптическая и электромагнитная.

Виды информации по общественному значению:

1)личная (знания, умения, навыки, интуиция);

2)массовая (общественная, обыденная, эстетическая);

3)специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).

Пo назначению информация систематизируется на экономическую, научную, техническую, социальную, организационную, учебнуюличностную и т.д.

Для современного индивида, особенно молодого, получающего среднее или высшее образование, значимым становится умение и дать и актуализировать личную информационную среду (личное информационное пространство). Определенный интерес представит «научная информация».

Научная информация. Наука - это систематизированное познание действительности, подразумевающее наблюдения, изучение фактов, на основе которых устанавливаются закономерности исследуемых вещей и явлений.

Различают эмпирические и теоретические методы науки. Первые подразумевают наблюдение, измерение и эксперимент. Вторые позволяют устанавливать факты, проверять истинность гипотез и теорий, сравнивая их с результатами наблюдений и экспериментов.

Специалисты позиционируют науку как информационную систему. Ученые и научные сотрудники имеют специфические информационные потребности. Эффективность современных научных исследований напрямую зависит от качества их информационного обеспечения.

Термин «научная информация» (англ. - «Scientificinformation", 1 SI) означает логически организованную информацию, получаемую в процессе научного познания и отображающую явления и законы природы, общества и мышления.

В общем случае под научной информацией понимают совокупность любых научных текстов. Ее можно представить в виде трудов ученых (диссертации, авторефераты, монографии, статьи, тезисы, рефераты и т.п.). Она содержится в специализированных научных периодических и сериальных изданиях, а также в общих изданиях в виде научно-популярных материалов. Другую ее разновидность причисляют к сопутствующей информации, то есть к информации о конференциях, грантах и стипендиях, персональные данные ученых и т.п.

Научная, как и любая иная, информация характеризуется свойствами. Среди них, например, «старение» означает утрату информацией практической полезности для потребителя вследствие ее кумулятивное™ или изменения самого описанного объекта. Степень старения документальной информации неодинакова для разных видов документов и может изменяться во времени.

Под «кумулятивностью» понимается способность научной информации к более строгому, обобщенному и компактному изложению в процессе создания новой научной информации.

Отдельным направлением научной информации является научно-техническая информация - НТИ, представляющая документированную информацию, возникающую в результате научного и технического развития, а также информацию, необходимую руководителям, научным, инженерным и техническим работникам в процессе их деятельности.

Выделяют открытую и закрытую научную информацию.

Закрытая информация подразумевает документы для служебного пользования или представляющие личную, коммерческую и государственную тайну.

Открытая научно-техническая информация включает доступные широким кругам общественности сведения, отражающие научно-технические, экономические и социальные знания, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, иной подобной деятельности.

Свойства информации

Как и всякий объект, информация обладает свойствами, на которые влияют свойства данных и методов, взаимодействующих с данными в ходе информационного процесса. По окончании процесса его информационные свойства переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Информация обладает четырьмя основными свойствами. Ее можно:

1)создавать (генерировать),

2)передавать и распространять (а значит, принимать),

3)хранить (и, как правило, долговременно сохранять),

4)обрабатывать (перерабатывать).

Существенными составляющими информации являются ее потребительские свойства, то есть те из них, которые наиболее важны для ее потребителей. Основные потребительские свойства информации представлены на рис. 1.1.

Отметим, что однозначных классификаций нет. Несложно заметить, что некоторые свойства информации одновременно входят в состав нескольких классификаций, например полнота, достоверность и др.

Среди требований, предъявляемых к информации с точки зрения передачи и использования, выделяют следующие: адресность, актуальность, возможность кодирования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, достаточность, достоверность, многократность использования, правовая корректность, полнота, своевременность. При этом качество сохранности информации зависит от ее целостности (точности, полноты) и готовности к постоянному использованию.

Информация может быть классифицирована следующим образом.

По свойствам объекта определяют такие свойства информации, как: показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

По принадлежности к подсистеме системы управления информация выделяется по: целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам.

По форме передачи информацию делят на вербальную (словесную) и невербальную.

По изменчивости во времени отмечают: условно-постоянную и условно-переменную (недолговечную) информацию.

По способу передачи выделяют: письменную, телефонную, телеграфную, факсимильную, электронную, радио, спутниковую и тому подобную информацию.

По режиму передачи информация делится на передаваемую: в нерегламентированные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки.

По отношению объекта управления к субъекту выделяют информацию: между организацией и внешней средой, между подразделениями внутри организации по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, а также неформальные коммуникации.

Какими бы свойствами информация не обладала, в подавляющем большинстве случаев она должна храниться и долговременно сохраняться. Любая социальная деятельность людей построена на создании, передаче, обработке и хранении информации. Обеспечение сохранности информации производится на основе применения соответствующих носителей, специальных мер организации хранения и подготовки, восстановления и регенерации информации и специализированных устройств резервирования.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других). К ним относят рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т.д.).

Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре, образовании, личной жизни и т.п.

Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и иных задач.

Информационные ресурсы отображают естественные процессы и явления, зафиксированные в результате научно-исследовательских работ или других видов целенаправленной деятельности в различного рода документах, понятиях и суждениях.

Различают ИР: национальных, территориально-административных образований, информационных служб, библиотек, других организаций и их подразделений, а также персоналий.

Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе страны, называют «национальными информационными ресурсами». Этот термин появился на рубеже 1980-х годов и представляет собой совокупность источников социальной, технической, экономической, политической, военной и иной значимой для государства информации, базирующихся на использовании средств передачи и переработки информации. Практически его синонимом можно считать понятие «информационные ресурсы общества», позиционируемое как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

В общем объеме ИР России наибольшую часть составляла научно-техническая информация. Однако развитие рыночных отношений приводит к массовому созданию и распространению самых различных видов информации, включающих ба

ИР могут являться товаром. В современном обществе ИР, наряду с материальными, считаются наиболее важным, стратегическим видом ресурсов, определяющим экономическую, политическую и (или) военную мощь их владельца. Современные информационные ресурсы, как правило, электронные или имеющие электронные аналоги.

Информационный ресурс - понятие емкое. Им может быть текстовый и иной (графический, аудиовизуальный и т.д.) документ в любой форме, зафиксированный на любом носителе. ИР представляет физический объект (например, книгу на полке в библиотеке), биологическую систему или структуру, в том числе человека (например, автора). В этом смысле информационные ресурсы представляют собой отдельные документы или массивы данных в информационных системах (первичные и вторичные, опубликованные неопубликованные, полнотекстовые, фактографические и иные).

Человек одновременно выступает как носитель, создатель, потребитель и интерпретатор ИР. Информация, зафиксированная в памяти специалиста, является его уникальным информационным ресурсом, реализуется только им и безвозвратно утрачивается одновременно прекращением его деятельности в той или иной сфере. Чем выше квалификация, профессиональный опыт и навыки специалиста, тем юнее вероятно, что он может быть заменен другим специалистом 1 даже группой специалистов). Очевидно, что информации отводится некоторый жизненный цикл. Для управления жизненным циклом информации (InformationLifeCycleManagement, ILM) используют, в частности, технологии хранения данных. Суть их заключается в том, то данные, в зависимости от заключенной в них информации, имеет разную ценность. По мере устаревания информации ее ценность может уменьшаться, поэтому должен быть механизм, обеспечивающей перемещение данных таким образом, чтобы наиболее ценные з них находились на надежных и быстродействующих носителях.

Эффективность и постоянность использования информационных ресурсов в значительной степени зависит от возможности управления ими. Для реализации этих функций создаются системы управления ИР, включающие четыре основных компоненты, осуществляющих управление:

1)телекоммуникации;

2)информационная инфраструктура (сервера и приложения);

3)рабочие места пользователей;

4) эксплуатация (ресурсы и сервисы) и взаимодействие с пользователями.

Кодирование информации

Кодирование информации означает процесс формирования определенного представления информации.

Считается, что впервые кодирование появилось в V веке до н.э. к Греции. Наиболее ярким представителем такого кодирования является алфавит. В любом случае получателю информации следует знать правила ее формирования и отображения. Такие правила принято называть «кодом».

Код (англ. - «code») представляет собой набор условных обозначений для записи или передачи заранее определенных понятий. Это правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова.

Соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. Такой код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр и других символов. При кодировании каждый образ представляется отдельным знаком.

Знак является элементом конечного множества отличных друг от друга элементов.

Процесс кодирования порой называют процессом «шифрования», хотя этот термин имеет, по крайней мере, два значения. Первое - перевод информации из одной системы представления в другую, а другое - шифрование любой системы с целью ограничения возможности пользоваться ею.

Количество знаков, используемое при кодировании, называется «длиной кода». Код может иметь постоянную и непостоянную (переменную) длину. Кодом непостоянной длины является троичный код Морзе.

В обиходе пользуются десятичной системой счисления, применяющей набор цифр от «0» до «9». Любое число в данной системе состоит из единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. Например, число 53 можно представить как 1 сотню, 5 десятков и 3 единицы, или 10 2 + 5*10 + 3*10°. Следовательно, основанием данной системы деления является число 10.

Количество символов в элементе кодирования и длина кода абсолютно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 символа, слова могут быть длиной в один, два и более символов. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход из одной формы представления информации в друга, более удобную для хранения, передачи или обработки. В вычислительной технике (ВТ) компьютер может обрабатывать формацию, представленную только в числовой форме, поэтому компьютерной среде любую информацию (звук, изображение, лазания приборов и т. д.) специальным образом кодируют. При ом все необходимые преобразования выполняют компьютерные юграммы. В частности, для осуществления обработки информации в электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) вносимые в нее иные (буквы, цифры, специальные знаки) кодируются. В вычислительных системах целесообразно применять простую систему счисления, понятную электронно-вычислительным устройствам. С целью унификации приемов и методов работы в ней пользуется двоичная система счисления. Эта система состоит из двух цифр «0» и «1», что весьма удобно я любых электронных устройств. Естественно, что основанием кой системы будет цифра 2 - двоичное кодирование с алфавитом (0, 1). Ноль и единица воспринимается системой как наличие (команда «Включено») или отсутствие (команда «Выключено») сиг-па, как логически ложное или верное утверждение и так далее, затем их легко преобразовать в электрические сигналы для их дальнейшей обработки.

Любое число, представленное в двоичной форме, состоит из суммы чисел, имеющих значения 2 в степени «п 2 ». Так, 2° = 1, 2 1 = 2, 2 2 = 4, 2 3 = 8, 2 4 = 16, 2 5 = 32, 2 6 = 64, 2 7 = 128, 2 8 = 256 и т.д. В качестве примера представим рассмотренное выше чис-153 десятичной системы счисления в виде двоичного числа: 1·2 7 +1·2 4 +1·2 3 +1·2°. Если произвести соответствующие вычисляется, то получим 128+16+8+1 = 153.

Двоичный код, представляющий совокупность двоичных знаков, снимающих значение нуля или единицы, получил название «бит». Термин «бит» происходит от английского словосочетания «binarudigit», что означает двоичная цифра или двоичный разряд. Порой в вычислительной технике говорят, что бит (по сути циф-«1» или «0») является минимальной единицей информации, я практически это всего лишь наличие или отсутствие сигнала, одиниз двоичных знаков. С подобным предложением можно согласиться лишь при условии, что количество возможных комбинаций символов в такой системе будет равно двум (ноль и единица) - одноразрядная последовательность. Двухразрядная последовательность содержит четыре значения 01, 10,11), трехразрядная - восемь, (000, 001,... 110,111) и т.д. То есть добавление одного разряда увеличивает вдвое количество сочетаний единиц и нулей. В вычислительной технике для кодировки необходимых значением букв, цифр и знаков изначально выбрано 256 символов, что повило использование восьмиразрядной последовательности цифр «1» и «0». В этом случае кодирование одного символа, цифры, знака и т.п. требует восемь последовательных бит, составляющих один байт, являющийся единицей представления данных или единицей информации (буква, цифра, знак) в электронных вычислительных устройствах и системах. Таким образом, 1 байт = 8 битам, то есть он представляет последовательность из восьми единиц и нулей и является основой следующих производных единиц измерения информации:

1 килобайт (Кб) = 1024 байтам,

1 мегабайт (Мб) = 1024 Кб,

1 гигабайт (Гб) = 1024 Мб,

1 терабайт (Тб) = 1024 Гб,

1 петабайт (Пб) = 1024 Тб.

Объем в 1 Пб впервые достигнут в 2003 году в NCAR (Национальный центр атмосферных исследований, США). Отметим, что информация в один петабайт эквивалентна 500 миллиардам страниц формата А4 или 500 миллионов флоппи-дисков, что в 100 раз превышает объем информации Библиотеки Конгресса США.

Петабайт (англ. - «Petabyte») равен 2 50 байт - не самая большая единица информации.

Так, йотабайт (англ. - «Yottabyte») равет 2 80 байт, что приблизительно соответствует 10 24 (1,000,000,000,000,000,000,000,000) байт.

Средством кодирования служит таблица соответствия, устанавливающая взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем (байтами и символами).

Существует несколько видов таблиц кодов. В США была разработана специальная таблица восьмибитной кодировки символов ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange - американский стандартный код обмена информацией), которой пользуются во всем мире (рис. 1.2). Каждому символу, цифре или знаку в ней присваивается десятичный код от 0 до 255 (2 8). Это значит, что все таблицы кодов содержат 256 символов, при этом один байт представляет значение одного из 255 возможных символов.

Первые 32 символа и символ с кодом 127 в таблицах ASCII являются служебными. Символы с кодами от 32 до 127 определены как стандартные для всех IBM-совместимых компьютеров, включают латинский алфавит и утверждены ISO (международная организация по стандартизации в различных областях жизнедеятельности человека). Символы от 128 до 255 используются для реализации национальных алфавитов - расширенная часть кодовой таблицы.

Обычно в России используют альтернативную кириллическую кодировку, содержащую символы русского алфавита. Таковых насчитывается не менее четырех. Среди отечественных кодировок можно выделить двоичный код обмена информацией (ДКОИ) и КОИ-8 (рис. 1.3).

Легко заметить, что в альтернативной русской кодировке KOI-8 (код обмена информацией длиной 8 бит) некоторые буквы русского алфавита имеют следующую десятичную кодировку: заглавная «А» соответствует коду 128, строчная «а» -160, строчная «м» -172, заглавная «М» - 140, а рассмотренное выше преобразование с десятичным числом 153, представленным в этой таблице одноименным кодом, соответствует русской заглавной букве «Щ».

Корпорация Microsoft в своих программных продуктах предлагает использовать кириллическую кодировку Windows (СР-1251) -рис. 1.4.

При вводе в компьютер текстовых данных каждая буква кодируется определенным числом в соответствии с таблицей кодов. Такая кодировка происходит следующим образом - при нажатии клавиши на клавиатуре компьютера с изображением символа осуществляется ввод в ЭВМ соответствующего ему знака алфавита, цифры или иного знака, например псевдографики. Таким образом выполняется его кодирование, то есть преобразование знака в компьютерный (машинный) код. Для вывода на внешние устройства (экран или печать) по этим числам строятся изображения букв, то есть при выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс - декодирование. В этом случае знак из компьютерного кода преобразуется в графическое изображение.

Кодирование широко применяется в программировании и при проведении мероприятий по защите информации. В вычислительной технике используется единица информации «слово» - 16 бит (2 байта) данных. 16-разрядным словом можно представить положительные числа от 0 до 65535.

Информационное пространство

Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:

  • информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих технических носителях информации);
  • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
  • средств информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
  • маркетинга в предметной области информатизации с целью оперативного учета изменений рыночных потребностей в информационных услугах.

Специалисты отмечают, что период бурного роста информационных технологий займет 30-40 лет. К 2017 году прогнозируется начало серийного выпуска биокомпьютеров, встраиваемых в живые организмы, переход систем связи на цифровые стандарты, развитие микросотовой персональной телефонии (PSC), что обеспечит повсеместную возможность приема и передачи информации любых форматов и объемов. В области информационных услуг ожидается широкое использование систем проведения телеконференций путем голосовой и видеосвязи, с помощью передачи в реальном режиме времени аудиовидеоинформации между несколькими абонентами.

Билл Гейтс отмечает, что все компьютеры будут постепенно соединены друг с другом, чтобы общаться с нами и для нас. Глобально взаимосвязанные, они образуют грандиозную сеть - так называемую информационную магистраль (information highway).

Информационный барьер двуедин - это объективный и субъективный факторы, препятствующие получению нужной информации и затрудняющие использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые 2-5 лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую. Информационный барьер порождает функциональное расслоение информации, т.е. ее появление на различных языках, в различных по функциональному назначению документах (отчетах, статьях, монографиях, практических пособиях и т.д.), качественные изменения в характере информационных потребностей, вызванные процессами дифференциации и интеграции научного знания, информатизацией общества.

Различают:

Пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших массивах данных;

  • количественные, отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям;
  • географические (территориальные), связанные с расстоянием между документом и потребителем;
  • языковые информационные барьеры - незнание потребителем языка, на котором написан документ.

Выделяются также внутриязыковые информационные барьеры, обусловленные используемой терминологией внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей применение информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

К субъективным информационным барьерам относят:

  • психологические, основанные на недооценке роли информации в технической, производственной, предпринимательской, управленческой деятельности, боязни трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
  • стратегически-поисковые, вытекающие из неумения выбрать правильную стратегию информационного поиска;
  • отсутствие необходимых навыков в работе с информационными системами;

Экономические, связанные с недостатком у потребителя средств для приобретения источников информации и оплаты соответствующих услуг.

Особую разновидность информационных барьеров составляют идеологические и политические, препятствующие обмену информацией как внутри страны, так и между странами.

Появлению и углублению информационного барьера способствуют другие, связанные явления, например, информационный шум, психологический барьер и др.

По мере развития уровня информатизации общества неизбежно растет количество и разнообразие самой информации. При достижении некоторого порогового значения возникает эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию.

При этом возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. При этом, если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

В массиве информационно-поисковых систем или документов (ссылок) информационный шум характеризует наличие нерелевантной информации, полученной в результате поиска по запросу пользователя. Он исчисляется с помощью коэффициента информационного шума - количественной характеристики, определяемой отношением числа выданных в результате поиска нерелевантных документов к общему числу выданных документов (релевантных и нерелевантных). К источникам информационного шума при организации поиска в Интернете относят нерелевантные и частично релевантные результаты поиска, а также рекламу.

Так называемый психологический барьер обычно возникает как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема неоднозначна и многогранна, обычно она обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных данных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.

Неэффективность применения компьютерных систем в первую очередь, заключается в потерях времени сотрудников на выполнение работ, не связанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

Это явление получило название «FutzFactor» - использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса, или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении*.

Существуют и другие факторы, например, связанные с длительным временем проведения за компьютером вообще и в Интернете в частности. Кроме значительных потерь времени и негативного воздействия на здоровье людей, они влияют и на морально-психологическое их состояние. Так, к негативным последствиям использования Интернета относят сайты с сомнительными или иными услугами, нарушающими конституционные права личности, не соответствующие этическим и моральным нормам, вносящие смуту и т.п.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие информации.

2. Расскажите о взаимосвязи понятий «информация», «данные», «сведения» и «сообщения».

3.Что такое научная и научно-техническая информация?

4.Охарактеризуйте известные вам источники информации.

5.Охарактеризуйте пользователей информации.

6.Какие вам известны компоненты, виды и свойства информации?

7.Что такое информационные ресурсы? Охарактеризуйте их.

8.Что такое кодирование информации? Дайте характеристику.

9.Что такое информационное пространство?

10.Назовите и охарактеризуйте негативные последствия внедрения информатизации.

11.Что такое субъективные, языковые и иные информационные барьеры? Каковы способы решения?

12.Раскройте понятия «информационный барьер», «информационный
шум» и «психологический барьер».

13.Что такое Futz Factor? Дайте характеристику.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Современное общество и его информационные ресурсы. Виды информационных услуг. Информационная деятельность и ее виды. Национальные информационные ресурсы России. Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Мультимедийные технологии как возможность интегрировать различные виды и способы использования информации (символьные, звуковые, видео). Программные средства, реализующие мультимедийные продукты. Информационные системы на базе искусственного интеллекта.

    презентация , добавлен 17.11.2013

    Представление об информационных ресурсах. Библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая и отраслевая информация, информация государственных структур. Структура библиотечной сети России. Информационные услуги и продукты. Правовое регулирование.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Актуальность (своевременность) информации. Информационные ресурсы и информационные технологии. Подходы к определению количества информации. Свойства информации, ее качественные признаки. Роль информатики в развитии общества. Бит в теории информации.

    презентация , добавлен 06.11.2011

    История развития интеллектуальных информационных технологий. Основные виды экономической деятельности, в которых применяются информационные технологии. Наиболее известные на отечественном экономическом рынке интеллектуальные информационные технологии.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Информационные связи в корпоративных системах. Банк данных, его состав, модели баз данных. Системы классификации и кодирования. Интегрированные информационные технологии. Задачи управления и их реализация на базе информационной технологии фирмы.

    практическая работа , добавлен 25.07.2012

    Правовые основы информационной работы. Государственные информационные ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Библиотечная сеть и информационные ресурсы архивного фонда Российской Федерации. Статистическая информация.

    В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

    1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

    2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

    3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

    4) Сайты. Корпоративный сайт – это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

    5) Сервисы – это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п. Информационный портал – это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://www1.ege.edu.ru/content/view/14/35/.

    Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

    • По целевому предназначению
      • личные,
      • корпоративные,
      • бизнес,
      • образовательные,
      • политика,
      • учреждения и организации,
      • сервисы и услуги,
      • доски объявлений,
      • культура,
      • чаты,
      • хранилища ПО,
      • спорт,
      • отдых,
      • изображения и фото,
      • развлекательные порталы
    • По способу представления
      • Web-страницы
      • Базы данных
      • Файловые серверы
      • Телеконференции
    • По виду носителя
      • твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
      • на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)
      • на канале связи (TV, радио)
    • По способу организации хранения и использования
      • документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)
      • массив документов
      • фонд документов
      • архив
      • автоматизированные формы
    • По форме собственности
      • общероссийское национальное достояние
      • государственная собственность
      • собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)
      • частная (личная, корпоративная) собственность
    • По содержанию
      • Тематическая информация
      • Научные публикации
      • Рекламная информация
      • Справочная информация
      • Новости
      • Вторичная (библиографическая) информация
    • По национально-территориальному признаку.
    • Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
      • По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.
      • По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Вряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

    Форма подачи информации определяет структуру информационного ресурса, ее разнообразие зафиксировано в типологии информационных ресурсов.


    Типы информационных ресурсов

    Коллекция электронных изданий - коллекция произведений с информационно-поисковыми системами (ИПС) сетевая или на носителях, а также сетевые электронные издания (журналы), имеющие печатные аналоги.

    Коллекция электронных документов - электронная библиотека, электронный музей, галерея и др.

    Хранилище данных - предметно-ориентированное, интегрированное, поддерживающее хронологию, неизменяемое собрание данных, ориентированных на процессы принятия управленческих решений.

    Специальный массив научных данных - электронная модель объектов, массив экспериментальных данных, и др.

    База знаний – диагностическая, экспертная система.

    Конструкторско-технологическая документация , создаваемая в рамках CALS-технологий.

    ГИС-система и электронные карты - массивы гео-данных.

    Мультимедийные системы :

    · компьютерные игры, изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.);

    · видео (кино и видеофильмы, клипы и т.п.);

    · аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.); презентации (организаций, информационных и других систем, ролики и т.п.).

    Обучающие системы (системы типа электронных экзаменаторов в ГАИ по правилам дорожного движения, другие обучающие и тестирующие системы).

    Информационно-поисковые и справочные системы - тематические справочные системы с встроенным информационно-поисковым аппаратом, предназначенные для поиска необходимой информации в рамках тематики в т.ч.:

    · научно-технические ИПС - охватывающие различные области знаний;

    · консультационные ИПС - обеспечивающие юридическими и другими сведениями по различным жизненным вопросам;

    · бытовые ИПС - телефонные справочники, приготовление различных блюд, городские справочные системы (улицы, транспорт), транспортные расписания железной дороги, авиалиний, автобусов и т.п.

    Использование информационных ресурсов в повседневной практике чаще всего направлено на подготовку текстовых документов, аналитических таблиц и баз данных. Для этого достаточно овладеть навыками работы с информацией и программным сопровождением, обеспечивающим технологические приемы в области поиска, отбора, обработки и хранения информации. Грамотное использование информационных ресурсов – это сложная, но посильная задача, решение которой по мере развития практики приводит к умению более высокого уровня, заключающегося в управлении информационными ресурсами.


    Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учеб. / Под. ред. проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006, с. 25.

    Блог - от англ. blog, web log - "сетевой журнал или дневник событий" - web-сайт, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоги характеризуются недлинными записями временной значимости, отсортированных в обратной хронологии. Блоги открыты, предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором (в отзывах или своих блогах). Возможность публикации отзывов посетителями является характерной чертой блогов.

    Информационный ресурс и его составляющие

    Ресурс – запасы, источники чего–нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.

    В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

    - материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

    - природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществомдля удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

    - трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

    - финансовые ресурсы денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

    - энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

    В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

    Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

    С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

    Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

    В общем случае под информационным ресурсом (ИР) понимается вся совокупность сведений, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей, для их многоцелевого использования в общественном производстве и управлении.


    Данный термин начал широко использоваться в конце 70 - начале 80 гг. XX века в результате осознания растущей зависимости промышленно развитых стран, отдельных организаций и фирм от источников информации (технической, политической, военной и т.д.), а также от уровня развития и использования средств передачи и переработки информации.

    Отличием ИР от других материальных видов ресурсов (например, полезных ископаемых) является их воспроизводимость. Как и другие виды ресурсов ИР являются объектами импорта-экспорта, а также - конкуренции, политической и экономической экспансии. Следует отметить, что границы понятия ИР в настоящее время четко не установлены. Так, некоторые дефиниции и, следовательно, - ученые включают в его толкование также степень профессиональной подготовки общества или его части, а также способность воспроизводить и использовать ИР. Другие ограничивают ИР только совокупностью зафиксированных в документах и данных сведений, «представляющих ценность для учреждения (предприятия)». Заметим, что в последнем случае в понятие ИР не включены также средства передачи и переработки информации.

    Виртуальные (информационные) ресурсы - Информационные ресурсы других организаций, предприятий, фирм и т.п., доступные пользователям в режиметеледоступа по каналам глобальной связи, например, Интернет.

    Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

    Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

    Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

    Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

    Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

    Информация может поступать практически из любого места - СМИ, блогов, личного опыта, книг, журналов и газетных статей, мнений экспертов, энциклопедий и даже развлекательных сайтов. Каждый из перечисленных источников можно определить как информационный ресурс.

    Это сведения, которые мы пытаемся получить в качестве ответа на наши вопросы. Источник ответа будет разниться в зависимости от того, какой вопрос мы задали. Использование информационных ресурсов сегодня все более и более переносится в интернет, что вполне естественно. Какие используются наиболее часто?

    Журнал

    Журнал представляет собой сборник статей и изображений на различные популярные темы, а также отображений текущих событий. Как правило, эти статьи написаны журналистами или учеными и ориентированы на среднего взрослого человека. Для чего могут использоваться журналы?

    • чтобы найти информацию или мнения о популярной культуре;
    • чтобы найти последнюю актуальную информацию о текущих событиях;
    • прочитать общие статьи для людей, которые не обязательно являются специалистами по данной теме.

    Журналы могут охватывать очень серьезный материал и иметь узкую специализацию. Несмотря на то что доступ к информационному ресурсу такого типа открыт всем, зачастую они представляют интерес лишь для отдельной группы людей. Такой журнал представляет собой сборник статей, написанных, как правило, учеными в академической или профессиональной сфере. Редакция рассматривает статьи, чтобы решить, должны ли они быть приняты. Статьи в журналах могут охватывать очень конкретные темы или узкие области исследований. Такой (что такое узкая сфера деятельности, в объяснении не нуждается) может использоваться:

    • при выполнении научных исследований;
    • чтобы выяснить, что было изучено по той или иной теме;
    • чтобы найти источники, которые указывают на другие соответствующие исследования по данной теме.

    База данных

    База данных содержит цитаты из статей в журналах и газетах. Они могут также содержать ссылки на подкасты, блоги, видео и другие типы носителей. Некоторые базы данных содержат тезисы или краткие резюме статей, в то время как другие содержат полные тексты. В настоящее время они выглядят как электронные информационные ресурсы и могут использоваться для поиска как общих сведений, так и узкоспециальных.

    Газеты

    Газета представляет собой сборник статей о текущих событиях, как правило, публикуемых ежедневно. Поскольку они выпускаются по крайней мере по одной в каждом городе, это отличный местный информационный ресурс. Что такое газета как источник сведений? Итак, она помогает:

    • найти актуальную информацию о международных, национальных и местных мероприятиях;
    • найти редакционные статьи, комментарии, экспертные или популярные мнения.

    Каталоги

    Каталоги представляют собой организованные информационные системы и ресурсы, в которых каждый элемент имеет название и может быть найден по упорядоченному перечню названий. Каталог укажет на местоположение конкретного источника или группы источников по вашей теме. Они могут помочь:

    • выяснить, какими источниками библиотека или сайт владеют по вашей теме (сегодня преобладают электронные библиотеки, следовательно, каталоги в наши дни - это информационные ресурсы интернета);
    • найти, где конкретный элемент находится в библиотеке.

    Книги

    Книги охватывают практически любую тему и могут быть как научными, так и художественными. Для исследовательских целей, вам, вероятно, будут необходимы книги, которые синтезируют всю информацию по одной теме (для поддержки конкретного аргумента или диссертации). Кроме того, книги - это наиболее распространенные образовательные информационные ресурсы как в сети, так и офлайн. Они необходимы:

    • при поиске большого объема информации на одну тему;
    • для сравнения определенной темы в контексте с другими важными вопросами;
    • поиска исторической информации;
    • поиска различных резюме и результатов исследований.

    Энциклопедия

    Энциклопедии - это сборники коротких фактических записей, часто написанных разными участниками, которые хорошо разбираются в той или иной теме.

    Существует два типа энциклопедий: общие и тематические. Общие справочники предоставляют краткие обзоры по широкому кругу тем. Предметные энциклопедии содержат углубленные элементы фокусировки на одной области исследования. Они используются:

    Веб-сайты

    Система позволяет получить доступ к большинству типов информации в интернете через браузер. Одной из главных особенностей сети является возможность быстро связаться с другим источником соответствующей информации. Веб-система содержит информацию в других форматах, помимо обычного текста, в том числе в виде звуков, изображений и видео. Таким образом, сайты, как информационные ресурсы интернета, могут иметь самую разную форму и нужны, чтобы:

    • найти актуальную информацию;
    • получить сведения о конкретном объекте;
    • изучить экспертные и популярные мнения на разные темы;
    • заняться хобби и найти личные интересы.

    Итак, можно заметить, что информация и информационные ресурсы в наши дни используются наиболее часто именно в сети Интернет. Причиной тому служит развитие Всемирной сети, но так ли это было ранее?

    История развития интернет-ресурсов

    Концепция информационного ресурса в сети эволюционировала в течение истории веб-поиска, начиная с раннего понятия статических адресуемых документов или файлов. В настоящее время это понятие охватывает конкретный источник, который может быть идентифицирован, имеющий название и адрес в интернете или в какой-либо сетевой системе.

    Информационный ресурс - что такое понятие означало в начале развития Сети?

    В начале развития спецификации сайтов (1990-1994 годы) такого определения еще не существовало. Сайты загружались в Сети в виде более или менее статических адресуемых объектов, в основном в форме файлов и документов, связанных с использованием единых локационных средств (URL). Веб-ресурс неявно определяется как нечто такое, что может быть идентифицировано. Идентификация при этом выполнялась двумя способами: присвоением названий и адресов, причем последнее было в зависимости только от протокола. На тот момент появление объекта в URI, URL и URN еще не воспринималось как информационный ресурс в современном виде.

    С развитием интернет-технологий к концу 1990 годов информационным ресурсом в сети стали называть все, что имеет идентичность. В это понятие включали изображение, услугу (например, прогноз погоды онлайн), а также систему других источников. Таким образом, ресурс может оставаться постоянным, даже если его содержание изменяется с течением времени, при условии что концептуальное отображение не изменяется в процессе.

    Формат RDF

    Будучи впервые выпущенным в 1999 году, RDF был предназначен для описания ресурсов, другими словами, средством, объединяющим метаданные ресурсов стандартным способом. Описание RDF-ресурса представляет собой набор троек (субъект, предикат, объект), где субъект представляет ресурс, который должен быть описан, т. е. предикат - тип собственности, имеющей отношение к этому ресурсу, и объект - это группа данных или тематика ресурса.

    Сам предикат рассматривается как ресурс и идентифицируется URI. Следовательно, такие свойства, как «название» и «автор», представлены в RDF в качестве ресурсов, которые могут быть использованы рекурсивным образом (как субъект других троек). Основываясь на этом принципе, такие RDF-словари, как RDFS, OWL и SKOS, будут накапливать определения абстрактных ресурсов - их классы, свойства, концепции и т. д., которые были определены в URI.

    RDF также указывает на определение анонимных ресурсов или пустых узлов, которые не являются отображаемыми в URI.

    Использование HTTP URI

    URL-адреса, в частности HTTP URI, часто используются для идентификации абстрактных информационных ресурсов. Поскольку такие идентификаторы URI связаны с встал вопрос о том, какой вид идентификации следует получить для таких ресурсов через данный протокол с помощью веб-браузера и может ли синтаксис самого URI помочь дифференцировать «абстрактные» и «информационные» ресурсы? Спецификации URI не дают никакого ответа на этот вопрос. Было высказано предположение о том, что HTTP URI отвечает за идентификацию ресурса в первоначальном смысле - например, файл, документ или любой вид так называемого информационного ресурса должен иметь ключевое слово в своем наименовании.

    Как формируется информация для источников?

    Образовательные информационные ресурсы (и многие другие тоже) функционируют на сведениях внешних либо внутренних.

    Внешняя информация - это данные, которые были получены за пределами какого-либо объекта и носят общий, глобальный характер. Такая информация зачастую может быть неполной и противоречивой. В качестве примера можно привести сведения о состоянии рынка, о конкуренции в разных сферах бизнеса, о различных техниках продаж и так далее.

    Внешнюю информацию можно получить из таких источников, как:

    • Средства массовой информации - журналы на определенную газеты и тому подобное.
    • Специализированная информация на определенную тему - к примеру, экономические сведения о курсах валют и состоянии валютного рынка на сайте Центробанка.
    • Специфическая информация - сегодня для ее получения используют поисковые системы интернета либо различные каталоги.
    • Информация от госорганов - законодательство и тому подобное.

    Внутренняя информация - это данные, формируемые внутри какой-либо организации или объекта. К таковой можно отнести, например, сведения о наличии средств и ресурсов в какой-либо организации. Еще одним примером таковых данных могут послужить разного рода внутренние статистики и подсчеты.

Статьи по теме: